Научная статья на тему 'Многообразие видов и форм женского Алтайского костюма'

Многообразие видов и форм женского Алтайского костюма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2801
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КРОЙ / ДЕКОР / ПЛЕМЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ / АЛТАЙСКИЙ КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Приладышева Д. А.

В статье исследуется многообразие видов традиционного женского Алтайского костюма. Более подробно рассматриваются особенности традиционной одежды у коренного населения Горного Алтая, которое имеет племенные различия и делится на северные и южные группы. Национальный костюм алтайцев как часть их материальной культуры имеет многовековые традиции, отражает природно-климатические условия жизни, хозяйства и быт народа. Главными целями современных дизайнеров является изучение и сохранение национальных обычаев в одежде, формирование в обществе интереса к костюмам разным народов мира, в том числе к алтайскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многообразие видов и форм женского Алтайского костюма»

УДК: 391 (571.15)

Приладышева Д. А.

студентка каф. декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета

Научный руководитель: Левицкая В. А.

Крымский инженерно-педагогический университет

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ФОРМ ЖЕНСКОГО АЛТАЙСКОГО КОСТЮМА

В статье исследуется многообразие видов традиционного женского Алтайского костюма. Более подробно рассматриваются особенности традиционной одежды у коренного населения Горного Алтая, которое имеет племенные различия и делится на северные и южные группы. Национальный костюм алтайцев как часть их материальной культуры имеет многовековые традиции, отражает природно-климатические условия жизни, хозяйства и быт народа. Главными целями современных дизайнеров является изучение и сохранение национальных обычаев в одежде, формирование в обществе интереса к костюмам разным народов мира, в том числе к алтайскому.

Ключевые слова: культурные ценности, крой, декор, племенные различия, алтайский костюм.

Цель работы — определить специфику формирования, развития, переосмысления, трансформации конструкции и декора в национальном костюме южных и северных алтайцев, установив общие и локальные черты, а также причины их сходства и различия.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе развития человеческой цивилизации каждый народ отражал свою самобытность в народном творчестве и наиболее яркий показатель — национальный костюм. У каждого этноса традиционный костюм отличается своей неповторимостью и самобытностью и отражает жизнь, историю, мировоззрение, быт именно этого народа. В наши дни, этнический стиль вновь становится популярным. Он остался не только в прошлом, но и глубоко укоренился в настоящем. Проблема сохранения национальных традиций волнует человечество давно. Многие модельеры обращаются к этническим костюмам, особенно к одежде Древнего Алтая. Традиционный алтайский костюм стал источником вдохновения и полезных сведений для современных кутюрье, художников театра и кино, искусствоведов, а также ювелиров. Это способствует развитию высокой моды на современном этапе, удивительно иллюстрирует многообразие культур и связь времен цивилизаций.

Полученные результаты.

В культуре каждого народа существуют всеобщие, специфические, характерные, а также национальные особенности, которые связывают людей и в то же время отличают друг от друга. Сегодня в обществе происходит возвращение к истокам своих культур, приобщение к обычаям, необходимых для осознания принадлежности к своей нации, для этнонациональной самоидентификации. В связи с этим возрастает интерес к исследованиям проблем традиционных культур, и увеличивается значимость этнических факторов в социальной жизни.

На протяжении существования человеческой цивилизации самобытность народа наиболее ярко отразилась в национальном костюме — своеобразном продукте народного творчества. Национальный костюм у различных этносов по-своему неповторим и самобытен и это зависит от различных факторов: истории, мировоззрения, экономических связей, быта, устоев, костюма с древних времен считалось искусством.

Создание традиционного костюма коренных жителей Древнего Алтая началось с древнейшего времени. Со дня опубликования Руденко С. И. фундаментального исследования

«Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая» прошло около 40 лет. За это время археологами был получен новый оригинальный материал, который позволил вновь возвратиться к этой теме. В многочисленных курганах Горного Алтая, а также в замерзших могилах на плато Укок был найден уникальный по сохранности текстиль. До недавнего времени считалось очевидным, что племена Центрально-Азиатского региона в древности носили одежду из шкур, меха и войлока, а по необходимости ткани завозили издалека [6].

Материал, полученный за последние годы, из «замерзших» могил Горного Алтая (IV — II вв. до н. э.), опровергает это, поскольку из глубокой древности до нас доходят только небольшие куски фрагментов, но почти никогда — целые костюмы или другие предметы. Таким образом, мы имеем возможность изучать не только текстиль таковой, но и костюмы жителей Алтая скифского периода, экипировку коней и убранство погребальных камер, что позволяет расширить круг поднимаемых в исследование целей и задач [2].

На протяжение XVIII — начала XXI в. было накоплен огромный материал по традиционному костюму жителей Алтая. Изучение различных типов одежды позволило выделить их этническую специфику классифицировать на обрядовую, сезонную и половозрастную одежду. Дальнейшее исследование базируется на объяснение тенденции становления, развития, изменения конструкции и декора традиционной одежды, южных и северных алтайцев в течение долгого времени с целесообразна с эстетическим идеалом, вкусом и социально-экономическими, политическими изменениями, протекающими в обществе. Для исторического костюма характерна видоизменяющая одежда, которая демонстрирует образ эпохи или временного периода, а национальный костюм являет собой достаточно «стабильную одежду, различающуюся в зависимости от государственных и географических и многих других факторов» [3, с. 6].

Национальный костюм включает в себя помимо одежды (плечевая и поясная), головные уборы, обувь, украшения и другие аксессуары. Анализируя изученный материал, были прослежены пути развития конструкции кроя и декора традиционного костюма у разных племен алтайцев, начиная с древних веков до наших дней.

Археологические памятники: погребения с курганами, каменной скульптуры в форме человеческих фигур, наскальные изображения. Послужили источником для исследования конструкции и декора традиционного костюма ранних племен Алтая. Найденные находки из Пазырыкского, Катандинского, Шибинского кургана позволили раскрыть особенности покроя, декоративного убранства национальной одежды Горного Алтая в сибирский период VI в. до н. э. — II век до н. э. и хунно-сарматское время II в. до н. э. — I век н. э [1].

В этот период образовался крой основных элементов национального костюма жителей Алтайского региона. Своеобразием кроя одежды было то, что они были очень широкие. Наиболее популярными в данное время, из верхней плечевой одежды — являлись полушубки и кафтанами. В быту пазырыкские женщины носили халаты с необычным покроем. Он имел открытый ворот, запахивающиеся полы и длинные узкие рукава. Со временем происходившие климатические, географические условия привели к изменению длины и ширины рукавов халатов. В основном цветовая гамма преобладала красного цвета. В VI в. — по XVIII в. нашей эры самой популярной одеждой были халаты и кафтаны с нормальной шириной рукавов [5].

Модным типом прически в это время, как у мужчин, так и у женщин была коса. Женщины заплетали две косы, а мужчины одну. Из обуви у алтайцев преобладали кожаные сапоги, которые шили без каблуков, с заостренными носами [7].

В XIII — первой половине XVIII вв. происходило постепенное изменение конструкции и декора в традиционных костюмах жителей Горного Алтая. В это время костюм алтайцев был единым. В связи с разделением племен алтайцев происходили изменения в конструкции и декоре национальной одежде. К концу первой половины XVIII в.

сформировался национальный костюм южных и северных алтайцев. Крой и декор костюма зависели от хозяйственной деятельности и быта этих двух групп.

До революции население Горного Алтая делились на северную (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южную (теленгиты, телеуты, алтай-кижи) группы. Самое большое племя алтай-кижи проживало в центральных районах региона [1].

Так, основными тканями в одежде северных племен были домотканые ткани и шерсть простого полотняного плетения. У южных племен одежда шилась из хлопкобумажных тканей, сукна и замши домашней выделки. К середине XVIII в. население использовало уже ткани фабричного производства: шелк, атлас, порча, сатин и др.

Значение шубы в традиционном обществе подчеркивало особое отношение к ней. Шубы были главной и наиболее эффектной часть. Пазыркского костюма. Они являлись неким симбиозом обычных шуб, которые, надо полагать, всегда в силу природно-климатических условий носились древним населением Горного Алтая.

Шубы шили из овчин, шкур коз и косуль, верх шуб покрывали бархатом, сукном, китайским шелком, атласом, хлопчатобумажной тканью. Они различались по назначению — нарядная или повседневного ношения. Шуба шилась достаточно длинной, чтобы можно было укрыть ноги во время верховой езды, а во время ходьбы полы телеуты пристегивали на пуговицах под мышками. Воротник шубы — мех рыжей лисы.

Мужская и женская шуба племени алтай-кижи имели общий крой. Только на женской шубе делали одноступенчатый вырез на грудной части левой полы, более тщательно вышивали, рукава заканчивались треугольным клином, закрывающим кисть руки.

Женские шубы разных племен сильно отличались друг от друга. Например, женская шуба теленгитов была отрезной по талии и сильно собранной в складки. Четырехугольный выступ от груди до линии бедер украшался своеобразной вышивкой. Обязательным атрибутом трёх-четырёхметровый кур пояс из однотонной ткани.

Для теплого времени года шились пальто из сукна, однотонного цвета. У разных племен пальто имело свое название: алтайцы называли такое пальто — чекпен, кумандинцы — шекпен, телеуты — телен и подпоясывали, как и шубу, поясом из ткани.

У южных алтайцев одежда для замужних женщин была чегедек — распашная, отрезная ниже линии талии безрукавка. Богатые из бархата, шелка, а бедные из сукна, хлопчатобумажных толстой ткани.

В женской одежде южных и северных алтайцев пуговицы выполняли не только свою функциональную роль, но и являлись украшением. На широкие отложные и узкие стоячие воротники платьев и нижних рубашек нашивались в несколько рядов пуговицы большие круглые плоские перламутровые пуговицы тана, круглые маленькие белые, голубые, красные, синие пуговицы топчы, а также большие мягкие пуговицы — шарики с металлическими медными или серебряными петельками сверху и снизу.

Телеутки носили платье куннек. Длинное полотнище в две длины перегибалась пополам. С боков ниже рукавов пришивались по два клина чабу. Горловина вырезалась круглой, к ней пришивались невысокие стоячий воротник ]ака. Основа воротника — береста или картон — обшивалась сукном. Обе стороны воротника с разреза впереди украшались нашитыми бляшками акча или пуговицами, бисером. К праздничному платью, куннек, телеутки пришивали нагрудное украшение тоштих. Рукава платья сужались к концу, у основания их расширяли четырехугольными ластовицами из ткани другого цвета. Под плечи и рукава подшивали под клад. Куннек сшили из ситца ярких цветов, часто красного, и подпоясывали тканым шерстяным цветным поясом соккон кур [1].

Платье кумандиек были из покупных тканей или холста. Оно шилось отрезное по талии. Перед и спина кроились цельнокроеными. Юбку делали широкой, а на талии собирали свободные складки и расширялось клиньями. Рукава вшивались без ластовиц, но с большим клином. Обшлага рукавов оторачивались полосой черной. Воротник платья

небольшой стоячий из цветной ткани обшитой бисером. К подолу пришивалась широкая оборка — устойчивый признак одежды кумандинских женщин.

В богатых семьях кумандинки шили отрезные платья из шелков торно, кашемира, который называли карис. Наплечники, кокетку и пелерину кроили из плюша.

Женщины северных племен, раньше крещенные южные алтайки перешли к ношению русской женской одежды: широкой юбки, собранные складки, блузки и платка [7].

Неотъемлемой частью алтайского костюма у всех племен были прически, накостные украшения и головные уборы.

Важное значение во внешнем виде женщин имела прическа. В день свадьбы молодой женщине алтай-кижи заплетали две косы тулунг. В косы вплетали накосники-шнуры, оканчивающие тяжелыми украшением —раковинами каури. Накостники соединяли между собой шнурком, низкой бисера.

У телеуток к косам женщин привязывали большую перламутровую, костяную или фаянсовую плоскую пуговицу с дырками насквозь тана.

Накостники кумандийских женщин выглядели иначе. К двум подвескам из двух медных колец на концах кос пришивались два треугольника из красного или черного сукна с каймой другого цвета. На внешней стороне треугольника пришивали два ряда каури. Подвески назывались керетарткыч. Между собой они соединялись длинными низками бисера чинче, которые висели цепью ниже талии.

Прически девушек отличались от причесок женщин. Девушкам у южных алтайцев оставляли на лбу маленькую челку чурмеш, сзади же заплетали нечетное количество косичек сырман числом до семи. В косичку вплетали золотые нити, пуговицы, раковины.

Девушки у телеуток носили накостное украшение чач бууш, сплетенное из трех кистей, с нашитыми на каждую их них по раковине каури или монетами, пуговицами. На места перехода косичек в кисти делали обмотку из цветных шелковых нитей. Это украшение привязывалось к трем косам.

Кумандийские девушки носили подвеску четырехугольной формы чаачыш или чинче с соответствующим числом петель для прикрепления к нечетному количеству кос. Подвеску шили из красного сукна, обшивали черной каймой, к нижнему краю пришивали бисер. На конце каждой нитки прикреплялись раковины каури [7].

Головные уборы

Головные уборы алтайцев отличались большим разнообразием. Женская шапка южных алтайцев суури борук шились из черной мерлушки. Надетая на голову, она слегка нависает надо лбом. Тулья шапки в плане прямоугольник, у которого одна длинная сторона выкроена в виде треугольника с расширенным основанием и закругленным острым углом. По этой форме выкраивают основу шапки из бязи и холста и прикрепляют их друг к другу. Сзади к шапке пришивают две шелковые ленты.

Женщины, девушки носили шапку болчок борун. Ее шили из мерлушки мехом вниз, сверху крылья темным однотонным материалом. К макушке пришивали кисть из цветных ниток длинной до плеч с помощью низки бус.

Теленгитки носили шапку тарчык борук из мерлушки. Тулья состояла из четырех равнобедренных трапеций. Верхушка шапки представляла собой квадрат. На макушку нашивали маленький кружок из ткани другого цвета, к нему чрез короткую низку бисера крепилась кисть из цветных ниток, ниспадающая до плеч.

Некоторые телеутки, кумандинки, а также крещеные алтайки уже в 19 в. носили платки. телеутки называли его кыймат плат, кумандинки — шугрек, алтайки — плат, теленгитки — арчуул. Платок складывался треугольником, один угол опускался на спину, два других конца завязывались на лбу. Любимый цвет платка всех этнических групп алтайцев — красный.

Головные уборы из войлока имели распространение и у других северных алтайцев. Все северные алтайцы носили легкую шапочку из холста, дабы или нанки колпук, в виде

колпака с кружевом на макушке. На подклад использовался ситец. На макушку так же нашивали кружок из плиса или полоску из шкурки кабарги.

Северные алтайцы уже в 19 в. переняли головные уборы русского населения Алтайского края военные картузы, шапки с высоким околышем, шляпы [8].

Вывод: Молодые дизайнеры одежды зачастую используют декоративные элементы народных костюмов при проектировании современных коллекций. Так и сегодня традиционный костюм и орнаменты Алтая пользуются популярностью, их применяют в декоративном оформлении современных коллекций, в которых также используется пластичность и плавность линий, текучесть форм. Зная историю возникновения и характерные черты Алтайского костюма, можно без труда распознать его в современных коллекциях одежды. Благодаря сочетанию многих отдельных элементов рождаются образы, отражающие тенденции современной жизни.

Литература

1. Алтайский национальный костюм Текст. / вступ. ст. Е. Зайцевой, Н. Шатиновой; худож. И. И. Ортанулов. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990. — 96 с.

2. Дьяконова, В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая) Текст. /В. П. Дьяконова. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч-Сюмер», 2001. — 223 с.

3. Василевич, Г. М. Типы обуви народов Сибири Текст. / Г. М. Василевич // СМАЭ. 1963. Т.21. — С. 5-64.

4. Киселёв, С. В. Древняя история Южной Сибири Текст. / С. В. Киселёв.- М.: Изд-во АН СССР, 1951. -638с.

5. Кубарев, В. Д. Халат древних тюрок Центральной Азии по изобразительным материалам Текст. / В. Д. Кубарев // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. — № 3. — С. 81-88.

6. Полосьмак, Н. В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (ГУ-Ш вв. до н.э.): монография / Н. В. Полосьмак, Л. Л. Баркова. — Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. — 228 с.

7. Потапов Л. П. Одежда алтайцев Текст. / Л. П. Потапов // СМАЭ. 1951. -Вып. 13. -С. 5-59.

8. Прыткова, Н. Ф. Головные уборы Текст. / Н. Ф. Прыткова // ИЭАС. М.- Л.: АН СССР, 19616. С. 329-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.