Научная статья на тему 'МНОГООБРАЗИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК» И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РАССКАЗЕ К.Л. ХЕТАГУРОВ «ОХОТА ЗА ТУРАМИ»'

МНОГООБРАЗИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК» И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РАССКАЗЕ К.Л. ХЕТАГУРОВ «ОХОТА ЗА ТУРАМИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный характер / писатель / народ / литература / Родина.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлоева В.В.

В статье на основе анализа рассказовК.Л. Хетагурова и И.С. Тургенева сравниваются характеры героев и выявляются особенные черты национального характера. Обращение к произведениям этих писателей неслучайно: их объединяет деревенская тема, схожесть характеров, образность языка, автобиографичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОГООБРАЗИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК» И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РАССКАЗЕ К.Л. ХЕТАГУРОВ «ОХОТА ЗА ТУРАМИ»»

УДК 82

Хлоева В.В. студент КСА/2 курса Северо-Осетинский педагогический колледж Научный руководитель: Кабулова Г.С., к.ф.н. преподаватель осетинского языка и литературы Северо-Осетинский педагогический колледж

МНОГООБРАЗИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ И.С.

ТУРГЕНЕВА «БИРЮК» И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РАССКАЗЕ К.Л.

ХЕТАГУРОВ «ОХОТА ЗА ТУРАМИ»

Аннотация. В статье на основе анализарассказовК.Л. Хетагурова и И.С. Тургенева сравниваются характеры героев и выявляются особенные черты национального характера. Обращение к произведениям этих писателей неслучайно: их объединяет деревенская тема, схожесть характеров, образность языка, автобиографичность.

Ключевые слова: национальный характер, писатель, народ, литература, Родина.

Khloeva V. V. student of KSA/2nd year North Ossetian Pedagogical College Scientific supervisor: Kabulova G.S., Ph.D. teacher of the Ossetian language and literature North Ossetian Pedagogical College

THE DIVERSITY OF FOLK CHARACTER IN THE STORY OF I.S.

TURGENEV "BIRYUK" AND ITS REFLECTION IN THE STORY OF K.L. KHETAGUROV "HUNTING FOR TOURS"

Abstract. Based on the analysis of the short stories by K.L. Khetagurov and I.S. Turgenev, the characters of the characters are compared and special features of the national character are revealed. The appeal to the works of these writers is not accidental: they are united by a rustic theme, similarity of characters, imagery of language, autobiography.

Keywords: national character, writer, people, literature, Homeland.

Тема исследования, связанная с изучением национального характера в творчестве двух великих писателей Коста Левановича Хетагурова и Ивана Сергеевича Тургенева необычайно актуальна. В условиях кризиса конца XX - начала XXI веков, когда народ утратил жизненные силы, он нуждается в подтверждении своих достоинств, в том числе на уровне исследования

национального характера. Обращение к литературе подобно прикосновению к целительному источнику, из которого каждый может извлечь веру, надежду, любовь и пример для служения Родине.

Цель исследования - показать мастерство И.С. Тургенева и К.Л. Хетагурова в изображении народного национального характера.

Общечеловеческое значение таких писателей, как К.Л. Хетагурова и И.С. Тургенева, неразрывно связано с их национальным значением. Путь к общечеловеческому лежит через национальное. Другого пути нет. Чтобы стать представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа.

В творчестве К. Хетагурова господствуют горы, горные ущелья, бедный горский аул и бедное горское население. Ко всему и ко всем он подходит с глубокой симпатией, состраданием, любовью. «Охота на туров» - один из таких рассказов.

Жизнь горца - хуже ада. Сакли осетин лепятся в складках аула. Везде скалы, одни скалы, поросшие мхом, и голый безжизненный камень. Жили в этом ауле осетины, жили бедно, потому что не было у них ни лугов, ни пахотной земли. Мужчины занимались охотой за турами, а женщины смотрели за хозяйством.

Тедо - настоящий вожак и друг. Он «ободрял своих товарищей, в опасных местах указывал им, где ставить ногу, за какой камень держаться, какого размера сделать прыжок...» [5, с.66]. Он первый ползет к отвесной скале, он крепко держит веревку, когда молодой осетин срывается и качается над пропастью. И место для охоты он выбирает самое высокое. У человека всегда бывает выбор. Выбрал и Тедо: пошел по опасному обрыву, который привел его к смерти.

Как мастерски Хетагуров говорит об этом: «Завал прошел. Где -то в глубине теснины замерло последнее эхо. Пыль осела. От выступа, на котором стоял Тедо, не осталось следа. Все было смертно. уничтожено.» [5, с.67]. Характер главного героя был неполным, если бы автор не показал его в кругу семьи. Тедо почтителен с отцом, умеет успокоить жену, любит и гордится, как каждый осетин своим сыном. Уверен: если с ним что-нибудь случится, то сын прокормит мать (когда вырастит) и похоронит ее.

Тедо - настоящий горец! Фигура яркая и запоминающаяся. К. Хетагуров рассказал нам историю жизни и смерти простого горца, человека из народа, трудолюбивого, смелого, гордого; рассказал с большой любовью и уважением.

В рассказе «Бирюк» Ивана Сергеевича Тургенева мы также видим честного и ответственного человека. Лесник «Бирюк» выполняет порученное ему дело добросовестно. Он суров с порубщиками, его невозможно подкупить или обмануть, и в то же время он понимает безысходность положения крестьян, вынужденных воровать лес, чтобы выжить в этом жестоком и несправедливом мире. Колоритна фигура

Бирюка. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» [8, с.45].

Характер у этого человека непреклонный, угрюмый. Недаром его прозвали Бирюком (бирюк в народе - волк-одиночка).

Но автор видит не только то, что лежит на поверхности. Бирюк не только лесник, но и человек, отец-одиночка двух детей, один из которых младенец. Ему очень трудно живется, но он не жалуется, не ропщет (велико долготерпение русского человека). В доме еды едва-едва, чтобы не умереть с голоду.

В душе Бирюк жалеет несчастных крестьян, понимает безысходность их положения, видит, что жизнь заставляет их воровать, потому-то, припугнув крестьянина, который воровал лес, он отпускает его с миром. Благородный поступок подневольного человека.

- Что общего у героев Тедо и Фомы (Бирюка)?

Оба живут бедно, хотя оба лучшие в своем деле, оба проявляют благородство, аскеты.

- Чем отличаются герои?

Хотя оба бедные, причины тому разные. Тедо живет в тяжелых, суровых природных условиях, ограничивающих возможности человека, даже при максимальных его способностях; Фома же - крепостной крестьянин, его возможности ограничивает хозяин-помещик.

Оба профессионалы в своем деле, но Тедо за его умения уважают все односельчане, и он, не жалеет себя ради товарищей, рискует своей жизнью, учит молодых. Фому за его исполнительность ненавидят другие крестьяне, а хозяин его усердие не ценит.

Тедо в семье счастлив, он заботится о родных, они им гордятся, любят его, помогают ему. В Фоме притупились чувства ответственности за семью, у него остались двое детей - девочка лет 12-ти и больной младенец, жена сбежала с прохожим мещанином.

- В чем трагедия Тедо и Фомы?

Тедо, несмотря на опыт, силу, ловкость, все же не в состоянии противостоять силе суровой стихии.

Фома тоже в расцвете сил, опыта, но его трагизм в другой составляющей характер человека - в нем нет силы воли, стремления к самостоятельности, желания изменить свою жизнь к лучшему, он смирился, покорился судьбе.

Чем же близки нам два героя - осетин-горец и русский мужик? Наверное тем, что и К.Л. Хетагуров и И.С. Тургенев запечатлели образы простых людей из народа, их живую душу, не сломленную крепостным

гнетом, ужасными условиями труда и жизни, сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.

- Какие же цели преследует К. Хетагуров и И.Тургенев? Как отмечает Ардасенов Х.Н., «в публицистике Коста - один из самых наболевших вопросов - вопрос о земли и переселении горцев на равнину. Еще один фактор - стереотип горца - дикаря-разбойника, сложившихся в российском обывательском мнении, Коста считал несправедливым. Об этом говорят и чувства читателей, которые они испытывают после чтения произведения: восхищения, уважения, сочувствия главному герою» [2,с.67].

Отметим, что и И.С. Тургенев тоже стремился улучшить положение русского мужика-крестьянина. Он обратил внимание общественности на пагубное влияние многовекового рабства на формирование личности или, скорее, на деградацию личности. Для большей достоверности автор -рассказчик сам участвует в событиях рассказа «Бирюк». Показывая, что Фома отпускает нарушителя, совершает благородный поступок, Тургенев доказывает, что в нем еще есть чистые человеческие помыслы, их нужно спасать, освободив от многовекового ярма крепостничества.

Таким образом, невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях персонажей двух великих писателей Коста Левановича Хетагурова и Ивана Сергеевича Тургенева. Писатели любят народ, они верят в него, они доказывают, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в народном мужике, обусловлено условиями существования.

Использованные источники:

1. Абаев В.Д. Коста Хетагуров и его время. - Тбилиси,1961. - 199 с.

2. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. - Орджоникидзе, 1959,- 176 с.

3. Венок бессмертия /Сборник статей под ред. З.Х. Тедтоевой. -Владикавказ, 2011. - 165 с.

4. Воскресенская Н.А. Национальный характер в ситуации нравственного выбора: (рассказ И. Тургенева «Бирюк» во французском переводе) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -2014, - Вып. 2 (26). - С. 77-87,

5. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений. В 5 томах. -Владикавказ, 2005,- 318с.

6. Рудин И. Информация и художественность // Художественное восприятие. - Л., 2019 - 241 с.

7. Рыжеволова А.В. Изучение русской литературы во взаимосвязи с родной литературой в национальной школе. - Нальчик, 2018. - 261 с.

8.Тургенев И.С. Бирюк. [Электронный ресурс]

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003725260/ (Дата обращения: 1.12.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.