J
L
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
НОГООБРАЗИЕ ИНТУИЦИИ
Е. С. Сирин
Тюменская государственная академия культуры
Статья посвящена рассмотрению интуиции как единства многообразного: обособленного и связанного, автономного и зависимого. В работе представлены основные виды интуиции и их составляющие, находящиеся в различных пропорциях. Исходным понятием всех производных видов интуиции является «чистая интуиция». Интуиция — взаимопереход и синтез чувственного и рационального, бессознательного и сознательного и т.д. Целостное рассмотрение интуиции представляется наиболее продуктивным для её понимания на «стыке» чувственного и логического. Ключевые слова: интуиция, аспекты, единство, многообразие, рациональное, чувственное. This article is devoted to the existence of intuition as unity varied: the separate and connected, autonomous and dependent. The paper presents the main types of intuition and their components are in different proportions. The initial term of all derivatives of intuition is «a pure intuition». Intuition -mutual transitions and the synthesis of the sensible and rational, conscious and unconscious, etc. Holistic consideration of intuition is the most productive for understanding the «crossroads» of sensual and logic.
Key words: intuition, aspects, unity, variety, rational, sensual.
Первоначально интуиция предстала перед нами как нечто единое. Для дальнейшего изучения необходимо выявление разнообразия, в частности - её видов при соотнесении различных точек зрения. Таково, например, соотношение крайних точек зрения по линии чувственное - логическое. Чувственный характер интуиции выявляется в целом ряде аспектов. Интуиция часто сопровождается чувственностью, проявляющейся с очевидностью, близка к простому восприятию («восприятию» более точно соответствует понятие «созерцание»). По Н. Гартману, «эстетическое», означающее «чувственное», есть противоположность интеллектуальному пониманию. Сверхчувственное созерцание является продуктивным, определяющим, озаряющим чувственное созерцание, содержит помимо чувственного созерцания нечто новое. Созерцание невидимого (мистического) («обострённый интуитивный взгляд», «видение» невидимого) Гартманом выде-
ляется как феномен восприятия (феномен «проникновения внутрь»). Высшее созерцание, по Гартману, многослойно, подобно лестнице, имеет ступени (порядок рассмотрения - сложная иерархическая система). Данное созерцание на самой высшей ступени имеет настоящие формы «интуиции», являясь видением, превосходящим мышление (3, с. 25-26, 60, 87-88). Таков системно-иерархический подход к интуиции. До употребления термина «эстетическая интуиция» в философии использовались элементы интуиции, в связи с восприятием красивого и прекрасного. А.Г. Баумгартен, используя категорию красивого, определял интуицию как «совершенство чувственного познания». Чувственная интуиция является чувственным отражением, находящимся на «чистом» уровне, и не смешивается с понятием, встречается редко (лирическая интуиция Б. Кроче в искусстве). Понятие «чистая» интуиция - исходное, является фундамен-
62 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 62-64
И
г
J
^ Теория и история культуры
том для всех производных видов интуиции. Интерес для изучения интуиции представляют воззрения представителя структурализма К. Леви-Стросса, дистанцирующегося от рационализма Декарта и от идей Бергсона. Он говорит о постижении иной культуры посредством переживания смысла иной культуры одновременно с самопознанием и познанием своей культуры. Изучая первобытное мышление, Леви-Стросс отмечает тот факт, что первобытный человек интуитивно чувствовал себя тождественным со всеми людьми. Интуиция первобытного человека как «неприручённая мысль» (калейдоскоп образов-символов) предстаёт как свободная мыслительная деятельность (7, с. 112-138). Следует выделить особый вид интуиции как кульминационный, сверхчувственный момент познания сверхъестественных, внечеловеческих сил (Плотин, Николай Кузанский, Галилео Галилей), интеллектуальную интуицию И. Канта, Ф. Шеллинга, А. Бергсона, обыденные мистические религиозные и нерелигиозные представления. Подтверждением существования данного вида чувственной интуиции может служить отрывок: «... способ божественного познания ... простая интуиция ... божественный разум простым восприятием сущности круга охватывает без длящегося во времени рассуждения всю бесконечность его свойств.» (Галилео Галилей) (5, с. 230). У Плотина интуиция трактовалась как форма высшего познания, присущего Божеству, как чувственное видение. Интуиция как соединяющая в триединство: единое, ум и мировую душу, осуществляющая его слияние с единичными душами, находя своё завершение в экстазе (8, с. 9-30). Фома Аквинский определял интуицию как способность познания, присущую Богу (моменты использования теологической логики).
Существует переходная форма чувственной интуиции, которая тяготеет к логической. Например, интуиция как преддверие к дискурсивному размышлению (Платон, чувственная интуиция у Канта, Гегеля, Кроче). Чувственная интуиция (созерцание) является необходимым условием математического знания у И. Канта. Такова же пози-
ция Гегеля. Так, до создания произведения и в процессе создания присутствует необходимость обдумывания (6, с. 558-561). По словам Мерло-Понти, Гегель впервые предпринял попытку исследовать иррациональное и включить его в расширенный разум. Большое значение имеет интерпретация отдельных высказываний. На первый взгляд, расширение разума мы можем понять двояким образом. Первое - разум расширяет свои границы, вводя в своё пространство чуждые, до определённого момента, ему области (бессознательное). Второе - критика существовавшего разума, выраженная не просто в раздвижении границ разума, а подразумевающая преобразование мышления. С одной стороны, это может объединить крайние точки зрения, с другой - не противоречит их изолированности. Отождествление противоположностей или одновременное объятие рационального и иррационального (4, с. 17-18). Шопенгауэр и Кант различают двоякую познавательную способность: способность созерцательного представления (чувственность) и мыслительную способность. Шопенгауэр, в противоположность Канту, называет первую рассудком, а вторую разумом (рассудок, интеллектуальное созерцательное представление и чувственное восприятие, имеющее характер «интеллектуальности» суть тождественные понятия) (10, с. 178). «Интеллектуальное» созерцание Шопенгауэра как первое, простое и постоянное проявление рассудка (11, с. 61). По Канту, научное знание возникает при условии синтеза чувственных интуиций с рассудочными формами опосредованного знания. «Духовное созерцание» в феноменологии Шелера есть интуитивное усмотрение сущности предметов («ухватить» нечто такое, что «остаётся в скрытом вне её») (2, с. 19-20). Томас Рид отмечал, что созерцание (интуиция), или «интуитивное созерцание», не может быть продуктом одних только чувств. Структура восприятия (созерцания) содержит непосредственность, интуитивность этого убеждения или веры (помимо: понятия, представления, убеждения, веры в его существование) (9, с. 30-43). Примером фиксации переходной формы
И
г
J
L
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
интуиции может служить положение Леонарда Эйлера об ощущениях.
Интеллектуальный аспект интуиции также выявляется в целом ряде определений. Наиболее очевидный интеллектуальный аспект интуиции выявляется в идее Декарта о достоверном знании (близкое к современному гносеологическому). А. Гейтинг отмечает, что «математические предметы непосредственно постигаются мыслящим духом, следовательно, математическое знание не зависит от опыта» (1, с. 260), что является явным перекосом в сторону абстракции.
Объединение крайних точек зрения даёт синтетическую точку зрения на интуицию как единство непосредственного чувства и непосредственного знания. Противоречивость объяснений интуиции связана с употреблением данного понятия для решения частных проблем. Сходную противоречивость можно отнести к временным особенностям интуиции, к разделённым во времени этапам. Интуиция пред-
стаёт то как отдельный акт человеческой деятельности (Н.О. Лосский, Б. Кроче), то как единый процесс, состоящий из множества актов. Для частных проблем можно рассматривать интуицию как взаимопереход сознательного и бессознательного.
Обобщим рассмотренный материал. Интуиция существует как единство многообразного, обособленного и связанного, автономного и зависимого. Целостное рассмотрение интуиции одновременно и как отдельного действия, и как процесса на «стыке» чувственного и логического представляется наиболее продуктивным для её понимания. Интуиция представляет собой взаимопереход и синтез чувственного и рационального, бессознательного и сознательного и т.д. Результаты интуиции обязательно фиксируются рационально и сознанием, а также осмысливаются в процессе понимания. Идеальный вариант интуиции для жизнедеятельности субъекта заключается в равновесии всех составляющих её противоположностей.
Примечания
1. Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории : XVII - XX в.) / В.Ф. Асмус. - М. : Соцэгиз, 1963. - 312 с.
2. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н.К. Гартман ; пер. с нем. Ю.В. Медведева; под ред. Д.В. Скляднева; вступ. ст. Я.А. Слинина; редкол. серии «Слово о сущем» В.М. Камнев, Ю.В. Перов (предс.) [и др.]. - СПб. : Наука, 2003. - 639 с.
3. Гартман, Н. Эстетика. / Н. Гартман; пер. с нем. Т.С. Батищевой [и др.]; под ред. А.С. Васильева.
- Киев : «Ника - Центр», 2004. - 639 с.
4. Декомб, В. Современная французская философия : [сборник] / В. Декомб ; ред. Н.Я. Марголина; пер. с франц. М.М. Фёдоровой - М.: Весь мир, 2000. - 344 с.
5. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения // Антология мировой философии : [в 4 т.] / [ред.-составитель В.В. Соколов]; ред. кол. : Соколов В.В. [и др.] ; вступ. ст. В.В. Соколова. - М. : Мысль, 1970. - Т. 2. - 774 с.
6. Кант, И. Критика чистого разума. / Иммануил Кант; пер. с нем. Н.О. Лосского. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 672 с.
7. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс; пер., вступ. ст., примеч. А. Островского.
- М. : ТЕРРА - Книжный клуб ; Республика, 1999. - 392 с. : ил.
8. Плотин. Избранные трактаты : [в 2 т.] / Плотин ; пер. с древнегреч. под ред. Г.В. Малеванского.
- М. : Изд-во «РМ», 1994. - Т. 1. - 128 с.
9. Рид, Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла / Т. Рид; пер.с англ., предисл., примеч. Ю.Е. Милютина. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, Алетейя, 2000. - 352 с.
10. Фишер, К. Артур Шопенгауэр / К. Фишер; отв. ред. А.Б. Рукавишников, Ю.А. Сандулов. - СПб.: Лань, 1999. - 608 с. - (Серия «Мир культуры, истории и философии»).
11. Шопенгаур, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгаур // Собр. соч. : [в 5 т.] / сост., вступ. ст., примеч. А.А. Чанышева; пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. - М. : Московский клуб, 1992. - Т. 1. - 395 с., ил.
И
Г