Научная статья на тему 'Интуиция как психологический фактор в структуре управленческих решений'

Интуиция как психологический фактор в структуре управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1656
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ПОЗНАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / РАЗУМ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ИНТУИТИВНЫЙ ПРОГНОЗ / INTUITION / KNOWLEDGE / INTELLIGENCE / DECISION-MAKING / MIND / SUPERCONSCIOUS / INTUITIVE FORECAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусийчук Сергей Васильевич

В статье рассматривается проблема функций интуиции в деятельности менеджера. Описаны различные классификации понятия «интуиция» и особенности интуитивного принятия управленческих решений. Автор выделяет виды интуиции: мистическая, рациональная, эмпирическая, эмоциональная, творческая, образная, интуиция-догадка, интуиция-суждение, помимо интеллектуальной и чувственной. Обосновывает, что интуиция характеризуется внезапностью возникновения новой идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITION AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR IN A STRUCTURE OF MANAGERIAL DECISIONS

The article considers the functions of intuition in the activities of a manager. The author describes a number of classifications of the concept of intuition and special features of intuitive managerial decision making. The following types of intuition are distinguished: mystic, rational, empirical, emotional, creative, imaginative, insight intuition, proposition intuition, in addition to the intellectual and the sensual ones. The author proves that the intuition is characterized by the suddenness of new ideas.

Текст научной работы на тему «Интуиция как психологический фактор в структуре управленческих решений»

УДК 165.19 Мусийчук Сергей Васильевич

кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Магнитогорского государственного университета

ИНТУИЦИЯ

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Musiychuk Sergey Vasilyevich

PhD,

Assistant Professor, Management and Marketing Department, Magnitogorsk State University

INTUITION

AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR IN A STRUCTURE OF MANAGERIAL DECISIONS

Аннотация:

В статье рассматривается проблема функций интуиции в деятельности менеджера. Описаны различные классификации понятия «интуиция» и особенности интуитивного принятия управленческих решений. Автор выделяет виды интуиции: мистическая, рациональная, эмпирическая, эмоциональная, творческая, образная, интуиция-догадка, интуиция-суждение, помимо интеллектуальной и чувственной. Обосновывает, что интуиция характеризуется внезапностью возникновения новой идеи.

Ключевые слова:

интуиция, познание, интеллект, принятие решений, разум, сверхсознание, интуитивный прогноз.

Summary:

The article considers the functions of intuition in the activities of a manager. The author describes a number of classifications of the concept of intuition and special features of intuitive managerial decision making. The following types of intuition are distinguished: mystic, rational, empirical, emotional, creative, imaginative, insight intuition, proposition intuition, in addition to the intellectual and the sensual ones. The author proves that the intuition is characterized by the suddenness of new ideas.

Keywords:

intuition, knowledge, intelligence, decision-making, mind, superconscious, intuitive forecast.

Интуиция в психологии рассматривалась с различных методологических подходов. Для отечественной психологии характерен подход к рассмотрению интуиции как мышления и творчества (Пономарев, 1976; Гурова, 1976 и др.). Интерес к проблеме интуиции проявлялся в работах зарубежных психологов, например К.Г. Юнга. Следует подчеркнуть, что настоящее время, как удачно отметили В.Р. Ирина и А.А. Новиков (1978), в недавнем прошлом точка зрения большинства ученых тяготела к представлению об интуиции, овеянной духом мистицизма, иррационализма, и основывалась на идеалистических интуитивистских теориях. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция соотнесения понятия «интуиции» с другими понятиями, например такими, как «инсайт» или «эмоции». Также наблюдается тенденция выделения интуиции из многообразия неосознаваемых процессов. Анализ гносеологических компонентов интуиции предполагает выделение ее механизмов, структуры интуитивного акта, также взаимосвязи интуиции с другими формами познания.

Термин «интуиция» вошел в научные трактаты европейской мысли в XIII в., явившись аналогом древнегреческого термина, означавшего познание предмета или явления не по частям, а сразу «одним движением мысли». Впрочем, справедливости ради отметим, что на этот счет есть и другое мнение, носителем которого является Ц.Г. Арзаканьян. Ученый отметил в Примечаниях к «Критике чистого разума» И. Канта, что эпикурейцы использовали специальный термин «эпиболэ», для обозначения феномена непосредственного постижения. Данный термин был переведен на латинский язык в V в. Боэцием как «интуиция». В дальнейшем этот термин использовался в европейской философии в значениях: «всматривание», «проникновение взглядом», «мгновенное постижение».

Интуиция весьма многообразна по формам проявлений. И это находит отражения в определениях интуиции. Так интуиция понимается как способность, свойство личности; знание - как результат интуитивного процесса; метод - как способ протекания интуитивного процесса с целью получения интуитивного решения проблемы. В философской энциклопедии понятие «интуиция» трактуется как «связующее звено между бессознательным и сознанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который

хоть сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психического в область сознания» [1]. В психологическом словаре представлено следующее определение: «Интуиция (англ тШШоп, лат. шШеп - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода» [2]. Общим в имеющихся определениях интуиции является констатация факта невыводимости интуитивного знания логическим путем и признание факта неосознаваемости процесса получения интуитивного знания.

Обратим внимание также и на то, что в конце ХХ в. в школе гештальтпсихологии была описана форма (гештальт) представления инсайта или интуитивного знания. Это напрямую указывает на важность изучения психологических составляющих интуиции. В этой связи отметим интересные выводы получены в исследовании И.К. Орлова «Специфика интуитивного процесса решения неопределенных задач» [3]. Автор отмечает, что специфика интуитивного процесса решения задачи проявляется в целостном, обобщенном способе решения через: расширение зоны поиска и имплицитное раскрытие межси-стемных связей между исходными и искомыми данными; искомое раскрывается как целое, а не конструируется из отдельных элементов условий; в выявлении менее содержательных признаков искомого в содержании многоплановой задачи.

Общим в имеющихся определениях интуиции является констатация факта невыводимости интуитивного знания логическим путем и признание факта неосознаваемости процесса получения интуитивного знания.

Большое значение в принятии решений играют когнитивные аспекты управленческих решений. Существуют различные точки зрения по этому поводу. Остановимся подробнее на ряде взглядов исследователей этой проблемы. Отметим, что проблема интуиции в познание не является привилегией современного развития науки. Так, например уже в XVII в. в рационализме Р. Декарта интуиция признана высшей способностью интеллекта, обеспечивающего получение всеобщего и необходимого знания, достоверность которого гарантирована.

По мнению К.Г. Юнга, интуицию следует рассматривать как одну из функций психики наряду с ощущениями, чувствами и мышлением. В концепции К.Г. Юнга определено, что интуиция в структуре психики личности необходима для воссоздания реальности, которую человек не в состоянии ни почувствовать, ни помыслить, ни ощутить. Концепция базируется на «коллективно-бессознательном», на основе чего К.Г. Юнг разрабатывает понятие «коллективная интуиция». В работах современных исследователей получил распространение этот термин. Например, в исследовании А.К. Макаровой сформулировано утверждение, что «как и на заре человечества, сейчас мифы и мифология выполняют функцию социально-психологической компенсации, которая в периоды социальных кризисов начинает действовать на уровне коллективной интуиции, смягчая воздействие катастроф и ломку привычного социопсихологического уклада» [4, с. 143].

«Интуиция - способность приходить к интеллектуальному результату бессознательно, на основе появления субъективного чувства «безусловной правильности» определенного решения (по формуле «Я не знаю почему, но я уверен, что...»), - считает М.А. Холодная [5]. Аналогичную точку зрения высказывает Г. Клэкстон, подчеркивая, что интуиция - «это знание, которое окружено ореолом «правильности», но не имеет артикулированных причин своего появления» [6].

Рассматривая интуицию как разум, М. Бунге в монографии «Интуиция и наука» подчеркивает, что интуиция, по сути, представляет собой ускоренное умозаключение, проявляющееся в стремительном переходе от одних умозаключений к другим при отсутствии промежуточных звеньев умозаключения. Также интуиция как разум, по его мнению, проявляется в способности к синтезу или формированию обобщенного восприятия, как способности сочетать разрозненные элементы в едином гармоничном целом. М. Бунге, выделяя когнитивную составляющую интуиции, отмечает, что здравый смысл, или логическая интуиция, как суждение основывается на обыденном знании и не склонно опираться на специальные методы, ограниченные пройденными этапами научного познания [7].

Ряд авторов полагает, что интуиция является наиболее адекватной при принятии стратегических решений, так как такие решения принимаются на уровне всей организации и вовлекают существенное количество ресурсов. При этом именно интуиция позволяет топ-менеджеру принять стратегическое решение в сложной, неопределенной и неструктуриро-

ванной ситуации (Harper, 1989). Некоторые исследователи отмечают, что интуиция приносит выигрыш во времени, поскольку управляющие, принимающие решения на основе интуиции, принимают стратегические решения быстрее, чем те, кто опирается на аналитические, дискурсивные или логические основания при формировании прогнозов (Wally, Baum, 1994).

Значительный интерес в русле изучения проблемы функций интуиции в деятельности менеджера представляет реальная практика управления. В этой связи обратимся к фактам, проанализированным Джанет Лау [8]. Анализу подверглись многие выдающиеся личности нашего времени, чьи идеи и дела изменили облик нашего мира. Среди этой блестящей когорты: отец Microsoft Билл Гейтс, инвестиционный гуру и основатель Berkshire Hathaway Уоррен Баффет, великий менеджер из компании General Electric, создатель CNN Тед Тернер, Опра Уинфри, основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, также многие другие. Д. Лау интересовало, что составляет основу характеров этих людей, как исключительных. Анализ привел к такому перечню личностных черт: доверяют себе и своим идеям на основе интуиции; свежесть мышления, поскольку мир технологий эволюционирует; любознательность; творческое воображение, которое можно культивировать; дерзость в отстаивании нового.

Рассмотрим подробнее, какой смысл, вкладывает Д. Лау в понятие «интуиция». «Интуиция не есть нечто сверхъестественное, скорее это сочетание суммы знаний, опыта, способа мышления, самоощущения и интеллекта. Сплавившись воедино, все это представляет роль автопилота, который не позволит вам сбиться с правильного пути» [9]. В данной сентенции явно сделан акцент на том, что в отличие от формально-логического способа познания интуиция акцентирует внимание на субъекте познания. В соответствии с логикой исследования перейдем к анализу теоретических построений в отношении термина «интуиция» для выявления наличия или отсутствия точек соприкосновения во взглядах, порожденных исследователями практики и теоретическими построениями.

В отечественной психологии интуиция рассматривается как чувство близости решения, детерминированного как осознанными, так и неосознаваемыми компонентами. В данном контексте эмоции сигнализируют о смысловых образованиях, лежащих в основе принятия решений, на основе динамических смысловых связей в проблемной ситуации, предполагающей принятие решений (Тихомиров, Васильев, Поплужный, 1980).

Интересная классификация признаков ситуации принятия менеджерами решений, способствующих повышению качества интуитивных прогнозов, предложена В. Эгором (Agor, 1986): высокий уровень субъективной неопределенности; ограниченность фактического знания; сложность структуры задачи; поведение переменных, от которых зависит прогноз, мало предсказуемо научными методами; наличие временного давления; ограниченность прецедентов принятия решений в подобных ситуациях.

Таким образом, рассмотрение точек зрения на проблему интуиции в управленческих решениях позволяет прийти к выводу о том, что традиционно выделяются два вида интуиции, интеллектуальная и чувственная. А также отмечается и наличие таких видов интуиции, как мистическая, рациональная, эмпирическая, эмоциональная, творческая, эйдетическая, интуиция-догадка, интуиция-суждение, - все подходы объединяются тем, что характеризуются неосознанностью, внезапностью возникновения новой идеи. Интуиция актуализируется в ситуации отсутствия возможности управленческого решения проблемы строгими логическими методами. В рассмотрении проблемы интуиции в деятельности менеджера возрастает роль опыта лица, принимающего управленческие решения. Гносеологическая специфика интуиции в управленческих решениях основывается прежде всего на единстве взаимопереходов от чувственных образов к понятиям и обратно.

Ссылки:

1. Морозов И. М. Интуиция // Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сот. А.А. Грицанов. М. ; Минск, 2001. С. 425.

2. Большой энциклопедический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004. С. 209.

3. Орлов А.К. Специфика интуитивного процесса решения неопределенных задач : дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 167 с.

4. Макарова А.К. Мифология как способ бытия современного общества (онтологические аспекты) : дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2007. 160 с.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002. С. 244.

6. Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why // Psychologist. 1998. V. 11. № 5. Р. 219.

7. Бунге М. Интуиция и наука / пер. с англ. Е.И. Пальского ; ред. и послесл. В.Г. Виноградова. М., 1967. С. 116-121.

8. Google. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 2010. 217 с.

9. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.