в
Г* и -
Л >
:
Р. П. Мусат, канд. искусствоведения, доцент, кафедра информационных технологий в культурных и креативных индустриях, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, [email protected]
МНОГОМЕРНОСТЬ СТРУКТУРЫ КАРТИНЫ МИРА
Способы формирования картины мира рассматриваются во многих современных исследованиях, обращенных к проблемам и онтологического, и частно-научного характера. Одним из открытых является вопрос о механизмах организации целостности в картине мира, объединяющих ее структуру и содержание. В частности, Л. В. Моисеева характеризует сложную систему картины мира как многомерное образование, в котором движение сознания имеет стереометрическую направленность, включающую «и пространственные, и временные, и смысловые составляющие»1.
Анализ структурных компонентов и внешних принципов формирования картины мира дает более полное представление о векторных составляющих многомерности. К этим векторным составляющим необходимо отнести следующие.
Первая составляющая многомерности — это спектр атрибутивных категорий картины мира, изначально создающий разнообразие векторных направлений в ее содержании: пространство, время, движение, ка- :
чество (типическое — индивидуальное), действительность (единообразие и многообразие), сущность (форма и содержание), субъект — объект и др. При этом каждое
Дух эпохи подобен живому организму со своим интерактивным содержанием и с типическими представлениями, кристаллизующими наиболее характерные черты в конкретных периодах развития отдельного народа или региона.
из этих направлений несет в себе множество подтекстов, связанных, прежде всего, с тем социокультурным содержанием, где происходит формирование картины мира.
Вторая составляющая — это концептуальная направленность картины мира. Данная направленность кристаллизуется при помощи концептов из того образного содержания, которое создается при восприятии реального мира. Концептуальность способна выражать многомерность картины мира, так как вырабатывается на основе разносторонней зависимости: 1) от «обыденного наличного опыта человека»2; 2) от потребностей, целей, интересов человека; 3) от среды, окружающей человека. Все эти зависимости, в свою очередь, связаны со сферой контекста картины мира, который является третьим составляющим в ее многомерности. Контекст имеет разноплановый характер, связанный с тем, что в его содержание входит информация из мира реальности в виде образов с различной формой выражения.
Образное содержание является результатом «отражения объекта в сознании человека» и может быть различным по форме в связи с тем, что в процессе познания вырабатываются неодинаковые образы-мироотношения: «на чувственной ступени — это ощущения, восприятия
дискуссия
журнал научных публикаций
и представления, а на уровне мышления — дельного народа или региона. И если в куль-
понятия, суждения и умозаключения»3. туре общества и человека согласованность
В соответствии с этим возникает два основ- смыслов нарушается, то человек «пережжива-
ных типа образов: эмоционально-чувствен- ет экзистенциальный кризис (утрата смысла
ные и рационально-логические.
Такая двойственность образов обусловлена природой восприятия мира — тремя компонентами познания: мироощущением, миропониманием и мировоззрением, взаимообусловленными и органично связанными друг с другом. Прежде чем произойдет становление взглядов и образуется мировоззренческая концептуальность, в природе восприятия мира развивается несколько стадий продуцирования образов, связанных с процессом рефлексирования. Так, П. Вацлавик структурирует становление мировоззрения, выделяя в постижении мира три уровня: 1 — уровень знакомства (по Б. Расселу);
2 — уровень овладения смыслом объектов;
3 — уровень объединения смыслов в систему понятия «Мир». По определению П. Вацла-вика, они соответствуют трем уровням «духа эпохи»: 1-й уровень — мироощущению, 2-й уровень — миропониманию, 3-й уровень — мировоззрению.
Следует уточнить, что понятие «дух эпохи» активно использовалось Х. Мей-дерсом, Д. Гидеманом, Г. Г. Гегелем, П. Сорокиным, А. Тойнби, О. Шпенглером и др. Г. Шпет, в свою очередь, определил его, как «чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии его единства»4. Поэтому дух эпохи — это дух культуры, «аккумулятор ее смыслов»5. Миропонимание и мироощущение выражают «дух эпохи» — «дух времени», представляя «интегрированную целостность смыслов, значений и образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования»6. Дух эпохи подобен живому организму со своим интерактивным содержанием и с типическими представлениями, кристаллизующими наиболее характерные
При становлении мировоззрения достигается высокий уровень восприятия действительности, представляющий систему со своей внутренней структурой и устойчивыми элементами, с концептуальным выражением взглядов человека не только на мир, но и «на себя и на свое место в мире».
мира и/или собственной жизни)»7. Фундаментальность человеческих смыслов связана с третьим уровнем восприятия мира — мировоззрением.
На третьем уровне меняется характер рефлексии и «совершается переход к рефлексии его целокупности, одним из воплощений которой выступает понятие «Я»8. Это уровень самоидентификации человека в социокультурном пространстве и формирования целостности его воззрений. При становлении мировоззрения достигается высокий уровень восприятия действительности, представляющий систему со своей внутренней структурой и устойчивыми элементами, с концептуальным выражением взглядов человека не только на мир, но и «на себя и на свое место в мире»9. К верхнему уровню образов традиционно относят мировоззренческие концепты и саму картину мира. Он содержит «абстрактные вербальные суждения о социальных отношениях, собственном «Я» и мире Культуры»10. В то же время нижний уровень образов стоит ближе к непосредственному взаимодействию человека с реальным миром и связан с миропониманием и мироощущением. Здесь представлены образы, отражающие мир природы, явлений и предметов, окружающих человека непосредственно в реальной жизни. Именно нижний уровень соединяет картину мира с живым жизненным пространством, и уже из него кристаллизуются мировоззренческие смыслы и концепты. При этом рациональное или эмоциональное основание присутствует во всех трех компонентах восприятия, но с разной мерой участия, которая и сказывается на вырабатывании разных образов с преобладанием рационально-абстрактного или эмоционально-чувственного основания в их направленности.
Таким образом, глубинное основа-
черты в конкретных периодах развития от- ние контекста картины мира уходит свои-
ми корнями в процессы рефлексирования окружающих объектов и развивается от мироощущения, базирующегося преимущественно на эмоционально-чувственном восприятии, к мировоззрению, строящемуся на рациональном построении деятельности. В результате образование картины мира опирается на двойственное постижение мира: 1 — эмоционально-чувственное восприятие мира, вырабатывающее чувственно-образный компонент в картине мира, и 2 — рационально-логическое обобщение накопленного опыта, создающего понятийный компонент картины мира, представляемый атрибутивными категориями, общенаучными и фундаментальными понятиями. Роль самой картины мира заключается в том, что она сепарирует богатейшее количество образов, интерпретируя и упорядочивая их через атрибутивные категории и концепты, направленные на организацию разнопланового контекста картины мира.
Глубинное основание контекста картины мира уходит своими корнями в процессы рефлексирования окружающих объектов и развивается от мироощущения, базирующегося преимущественно на эмоционально-чувственном восприятии, к мировоззрению, строящемуся на рациональном построении деятельности.
Вместе с тем, различные типы образов структурируются в целостной системе картины мира и создают еще одно поле ее многомерности в виде подсистемных образований, которые являются четвертым составляющим и расширяют содержательное пространство. В это пространство входят различные по тематике области познания мира: научная, художественная, религиозная и т. д., где с разной долей активного участия раскрываются компоненты восприятия мира: мироощущение, миропонимание и мировоззрение. Соответственно, и видовое различие картин мира связано с тем, что их построение происходит по-разному: одни из них базируются на мироощущении и миропонимании, а другие делают акцент в сторону раци-= онально-логического начала. Отсюда и характер образов, задействованных в построении картин мира, будет различаться. К примеру, научная картина мира строится как картина, обобщающая
дискуссия
журнал научных публикаций
практические знания и опыт, с преобладанием рационально-логического восприятия. В ней происходит объединение теоретических идей с идеалами общества и человека, т.е. с существующими мировоззренческими позициями.
Обобщенно функциональную структуру системы восприятия мира следует представить: 1) образами, соответствующими трем горизонтальным планам: логико-концептуальному, чувственно-наглядному и эмоционально-оценочному; 2) мироуста-новками: идеалами, канонами, эмоциональными установками. При этом, как уже отмечалось, эволюция в процессах познания сопряжена с трансформацией и различием образного видения мира.
Так как миропонимание — это уровень аккумулирования жизненно важных смыслов, то на его основе формируются образы преимущественно метафорического характера с продуцированием канонов и стереотипов. И на этой почве создаются картины мира образного характера — художественная, религиоз- : ная, мифологическая. Мироощущение — это начальный, чувственный уровень миропонимания, несущий эмоциональный настрой восприятия. Оно непосредственно входит в сферу искусства и типизируется в художественной и мифологической картинах мира.
При этом в мировоззрении акцент делается на формировании концептуаль-ности образов и возникает та самая фундаментальность мировосприятия, когда идеи и концептуальные образы превращаются в элементы мировоззрения. С их помощью у человека создается целостность взглядов на мир и картина мира, в которой «выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т.е. всеобщие принципы-представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п.»11.
Образы подсистемных картин мира в целостной системе картины мира и связанные с ними идеалы помогают человеку осуществлять целеполагание в процессах познания и в практическом преобразовании.
Видовое различие картин мира связано с тем, что их построение
происходит по-разному: одни из них базируются на мироощущении и миропонимании, а другие делают акцент в сторону рационально-логического начала.
Необходимо отметить, что в социокультурном пространстве также происходит разделение мировоззренческих воззрений. Это разделение связано со спецификой восприятия мира, обусловленной тем, что источник восприятия мира (отражаемый объект) объективен, а форма выражения образов — субъективна. Так, выработанная человеком жизненная позиция создает систему личностных убеждений, составляющих внутреннее духовное ядро личности. Вместе с тем мировоззрение индивида «перекликается со взглядами, идеями, убеждениями, ценностями, идеалами других людей, человеческого сообщества»12, а поэтому является образованием социальным, представляемым заданным культурно-историческим контекстом. На этой основе формируется пятое составляющее многомерности карти-= ны мира — дифференцированное мировоззрение. Контекст картины мира привносит в ее содержание общественное и индивидуальное осмысление объективной реальности, в котором учитываются и творческие подходы автора. Примером соединения объективных взглядов и творческого подхода является философское познание. Так, Л. Е. Балашов подчеркивает, что в отличие от других видов познания, философское познание «опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними тео-рий»13, его палитра способна вмещать как конкретный индивидуальный, так и обобщающий общественно-исторический опыт. При этом язык категорий автор называет красками и кистями философа, «с помощью которых он пишет картину мира»14, и тем самым подчеркивает индивидуальную неповторимость творческой мысли философа, а значит — и особые смыслы того уникального содержания и языка изложения, которые наполняют философские категории: «Задача философа сродни задаче художника, пишущего картину. Подобно художнику он передает лишь свое видение мира... Самое большее, на что философ может рассчитывать, это убежде-
ние в том, что его взгляды на данном этапе развития философии ближе всего стоят к истине и отвечают духу времени»15. Таким образом, контекстное содержание картины мира может получать разные субъектные трактовки и его нельзя подчинить исключительно логическому ходу мысли в силу того, что это рассуждение о мире, сочетающее в себе как логическое, так и интуитивное эмоционально-чувственное переживание. Фактором образования такого синтеза выступает сам исследователь, и его рассуждения всегда будут концентрироваться вокруг живого мира окружающей действительности и человеческого бытия, при этом данное размышление проистекает в рамках проблем, задаваемых самим человеком.
Разрозненные взгляды на мир обобщаются и конституируются на основе связи частного и общего в познании. Мировоззренческие принципы оформляются через систему категорий, формируя целостное представление о мировоззрении — картине мира конкретного человека и социума. В механизме реконструкции определенной картины мира категории выступают в качестве параметров, становятся инструментом для выявления общего и особенного в общественном сознании. Если каждая из форм общественного сознания по-своему рисует картину мира, то суммированно это интегрированный процесс, т. к. все данные формы взаимодействуют и в целом создают единую картину объективного мира в контексте конкретно-исторического социокультурного пространства. Поскольку картина мира, с одной стороны, обладает конституирующей функцией, а, с другой, формируется на субъект-объектных уровнях контекстного содержания — источников из живого жизненного пространства реального мира, то следует учитывать и те изменения, которые могут происходить за счет трансформации человеческого сознания в развивающейся культуре. В соответствии с условиями синергетики, такие изменения являются закономерными, при этом моменты бифуркаций, нестабильности способны привносить изменения и в концепты картины мира. Что, в свою очередь, отвечает двойственной природе самого концепта — способности существовать в стабильных и подвижных качествах.
Итак, многомерность картины мира обусловлена: во-первых, структурными элементами в виде атрибутивных категорий и концептов, задающих многообразие форм в организации ее содержания; во-вторых, ее контекстным содержанием, которое базируется на непосредственном восприятии реального мира, делая контекст его подвижным и многообразным; в-третьих, под-системными образованиями в виде разных картин мира; в-четвертых, дифференциацией мировоззренческих подходов, связанной с объект-субъектным содержанием, -'jjjj
1. Моисеева Л. В. Формирование экологической картины мира у бакалавров и магистров естественного образования // Педагогическое образование, 2009. № 3. С. 54.
2. Современный философский словарь / под ред. д.ф.н. Е. Е. Кемерова. — 2 изд. — Лондон, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. С. 448.
3. Философская энциклопедия. Образ [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/4605%2013 (дата обращения 10.09.2013)
4. Аникин Д. В. Семиотика философии: Электронный ресурс. Философско-методологические аспекты: Диссертация доктора филос. наук: 09.00.01. — М.:РГБ, 2003. С. 41.
5. Современный философский словарь / под ред. д.ф.н. Е. Е. Кемерова. — 2 изд. — Лондон, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. С. 448.
6. Аникин Д. В. Семиотика философии: Электронный ресурс. Философско-методологические аспекты: Диссертация доктора филос. наук: 09.00.01. — М.: РГБ, 2003. С. 41.
7. Моисеева Л. В. Формирование экологической картины мира у бакалавров и магистров естественного образования // Педагогическое образование. — 2009. № 3. С. 54
8. Современный философский словарь / под ред. д.ф.н. Е.Е. Кемерова. — 2 изд. — Лондон, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. С. 489
9. Там же.
10. Там же. С. 276.
11. Там же. С. 489.
12. Там же.
13. Балашов Л. Е. Мир глазами философа. — М.: ACADEMIA, 1997. С. 21.
14. Там же.
15. Там же.