Научная статья на тему 'Многомерность содержания профессионального образования'

Многомерность содержания профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМЕРНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MULTIDIMENSIONAL APPROACH / PROFESSIONAL APPLIED EDUCATION / ACTIVITY AND COMPETENCE-BASED APPROACH / EXPERIENCE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялалов Фарит Габтелович

В результате взаимодействия системы образования с профессиональным сообществом, интеграции федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами происходит, как показывает автор, формирование многомерного содержания профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ялалов Фарит Габтелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONALITY OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

As a result of interaction of an education system with professional community and integration of federal state educational standards into professional standards there occurs, as the author shows, formation of the multidimensional content of professional education.

Текст научной работы на тему «Многомерность содержания профессионального образования»

ISSN 2-I10-300-I Р<чцч1.<ирус|уц>|й, реферируемый научный журнал «Нмгшик А ГУ». Выпуск 1 (157)2015

УДК 378 ББК 74.58 Я 51

Ф.Г. Ялалов

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета; E-mail: Yalalov51@mail.ru

МНОГОМЕРНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В результате взаимодействия системы образования с профессиональным сообществом, интеграции федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами происходит, как показывает автор, формирование многомерного содержания профессионального образования.

Ключевые слова: многомерный подход, профессионально-прикладное образование, деятельностно-компетентностный подход, опыт профессиональной деятельности, профессиональный стандарт.

F.G. Yalalov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the Theory and Technologies of Humanitarian Art Education of Institute of Philology and Cross-Cultural Communication of the Kazan (Volga) Federal University; E-mail: Yalalov51@mail.ru

MULTIDIMENSIONALITY OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. As a result of interaction of an education system with professional community and integration of federal state educational standards into professional standards there occurs, as the author shows, formation of the multidimensional content of professional education.

Keywords: multidimensional approach, professional applied education, activity and competence-based approach, experience of professional activity, professional standard.

В сложившейся кризисной ситуации отечественная экономика должна стать более диверсифицированной. Многомерный подход к профессиональному образованию направлен на диверсификацию содержания образования. Данный подход предполагает создание не -обходимых условий для получения профессионального образования на многомерной основе. Многомерность профессионального образова-

ния достигается за счет интеграции федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами, паритетного соотношения содержания фундаментальной и прикладной подготовки. В то же время содержание фундаментальной и прикладной части образовательных программ должно соответствовать реальным потребностям экономики, современному уровню развития

- 126 -

науки, производства и технологий [1: 336].

Профессионально-прикладное образование. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения появились так называемые укрупненные группы направлений и специальностей (УГНС). В рамках УГНС бакалавр получает системные знания и компетенции в определенной области, которые составляют основу его профессиональной многомерности, т.е. способности сочетать в профессиональной деятельности несколько направлений, подходов [2: 14]. Программа прикладного бакалавриата предоставляет студентам возможность получения дополнительной квалификации для работы в смежных сферах деятельности, например, в сфере менеджмента.

Прикладной характер профессионального образования находит реализацию и в содержании магистратуры. В рамках многомерного подхода к профессиональному образованию значительно расширяется участие представителей работодателей в формировании образовательных программ вузов. Предусмотрено оказание государственной помощи предприятиям, открывающим на своей базе совместно с учреждениями профессионального образования кафедр, в целях подготовки магистров на междисциплинарной основе по приоритетным направлениям развития науки и техники. Студенты, обучающиеся по магистерским программам, на базе промышленных предприятий выполняют прикладные исследования для получения магистерской степени. В ближайшей перспективе будут налажены партнерские отношения с инновационными предприятиями, созданы механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями высокотехнологичного сектора.

Сегодня законодательно урегулирована возможность создания предприятиями (организациями) на базе вузов кафедр, научно-

исследовательских лабораторий. В целях активизации инновационной деятельности студентов заработает практика предоставления налоговых преференций для студенческих малых инновационных предприятий (СМИП), создаваемых для коммерциализации интеллектуальной собственности вузов.

Обучение предпринимателей в сфере коммерциализации научных разработок будет осуществлено в сотрудничестве с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами. Практическая подготовка инновационных менеджеров будет реализована как на собственной базе университетов, так и на инфраструктурной базе высокотехнологичных компаний, бизнес-инкубаторов, технопарков. Так, в Казани работает первый в России наноцентр. Это инфраструктурный проект, который создан на двух площадках: в технопарке «Идея» и технополисе «Химград». Основная задача наноцентра — коммерциализация инновационных проектов на ранней стадии, предоставление в аренду на льготной основе технологического и аналитического оборудования.

Деятельностно-компетентно-стный подход. В системе высшего образования существует несколько подходов к профессионально-прикладному образованию. Одни авторы данный подход связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе. Другие авторы считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков,

- 127 -

1КЯК 2110-3001 Р<1и н.ш|)ч->||,1н. (Мфврирн-мми научный журнал «Вестаик ЛГУ*. Выпуск I (Гй7> 2011)

обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В построении профессионально-прикладного образования применяем деятельностно компетен тпостный подход [3; 92]. Исходим из того, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знании, профессионально-прикладное образование направлено на приобретение, наряду сознаниями, умениями, навыками, опыта профессиональной деятельности. Образование не может быть профессионально-прикладным без приобретения опыта деятельности. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, образовательным технологиям. А компетент-ностный же подход ориентирован, прежде всего, на достижение конкретных результатов, приобретение профессионально значимых компетенций. В то же время овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения получает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта

профессиональной деятельности с целью достижения профессионально- и социально-значимых компе-тентностей. Поэтому деятельностно-компетентностный под ход выступает методологией становления и развития профессионально-прикладного образования.

В системе общего образования под опытом деятельности понимают, как правило,опытучебно-познавагельной деятельности. Приобретение опыта учебно-познавательной деятельности осуществляется в рамках традиционной дидактической триады: «Знания умения навыки». В системе профессионального образования опыт деятельности становится важнейшим условием профессионального становления, он выступает как готовность личности к профессиональным действиям и операциям па основе полученных знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме опыта учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально- и социально-значимых видов деятельности. В рамках профессионально-прикладного образования опыт профессиональной деятельности приобретает статус дидактической единицы.

Таким образом, при

д еяте л ь нос тно - ком не те н т нос т ном подходе линейная триада: знания - умения - навыки дополняется но-

¿Знания Умения

) / Професс пои а л ьн прикладная \ подготовка о- \ (

Опыт профессповальной деятельности Навыки

Рис. 1. Циклическая модель профессионально-прикладной подготовки

- 128 -

вой дидактической единицей и превращается в циклический процесс профессионально-прикладной подготовки.

В процессе профессиональпо-прикладпой подготовки происходит постоянное обогащение содержания опыта деятельности специалиста. Циклическая модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности. Первоначально студент овладевает опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Далее осваивается опыт квазипрофессионалъной деятельности путем моделирования условий, содержания и динамики реального производства, отношений занятых в нем людей, используя такие активные формы, как деловая игра, мозговая атака и т.д. В ходе учебно-профессиональной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения профессиональных обязанностей, прикладных исследований, научно-технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе практики на производстве.

С целью максимальной адаптации специалистов к условиям реального производства, приобретения практического опыта профессиональной деятельности вузы стали выстраивать свою работу по принципу «Утром — практика, вечером — теория». Марийский государственный технический университет успешно реализует циклическую модель профессионально-прикладного образования совместно с бизнес-партнерами. В рамках эксперимента пятикурсники МарГТУ, обучающиеся по специальности «Радиотехника», переведены на вечернюю форму обучения. На основе договора с Марийским машиностроительным заводом с 8 до 15 часов они работа-

ют на профильных подразделениях завода, получают заработную плату, приобретают опыт профессиональной деятельности. А вечером на занятиях в родном вузе опыт практической деятельности обогащают теоретическими знаниями.

Многомерности содержания профессионального образования способствуют новые законодательные инициативы. В конце 2012 года в Трудовом кодексе РФ появилась новая статья 195.1 о квалификации работника и профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт. Национальная система профессиональных стандартов представляет собой совокупность квалификаций, отвечающих потребностям работодателей и ориентированных на тесное взаимодействие системы образования с профессиональным сообществом. Многомерный подход к профессиональному образованию будет реализован на основе интеграции содержания федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами.

В ближайшее время профессиональным сообществом, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Пациональным агентством развития квалификаций будут утверждены 800 профессиональных стандартов. Структура профессиональных стандартов позволяет выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересованы работодатели. Поэтому, наряду с формированием Национальной рамки квалификаций, предстоит задача создания системы независимой оценки и сертификации квалификаций. Для этого в России будут открыты более 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций.

Профессиональный стандарт — это регулярно корректируемый документ, изменяющийся и совершенствующийся параллельно

- 129 -

ISSN 2-I10-300-I Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник ЛГУ». Выпуск 1 (157)2015

с изменениями, происходящими на производстве, в экономике. Это документ, возникающий вместе с профессией и исчезающий вместе с ней. Профессиональный стандарт дает развернутый ответ на четыре вопроса:

— Что должен знать?

— Что должен уметь?

- Какими компетенциями должен обладать?

- Что должен делать?

Если профессия нашла место в Национальной рамке квалификаций, то учебное заведение вправе обучать этой профессии при условии, что учебная программа получила одобрение со стороны работодателей — авторов профессионального стандарта [4].

Через систему сертификации квалификаций сегодня так или иначе проходит вся Северная Америка и Объединенная Европа. Здесь на смену рынка дипломов учебных заведений пришел рынок сертификатов соответствия профессиональным стандартам. Сертификацию проводят исключительно работодатели, независимо от учебных заведений, которые отлично разбираются в компетенциях и умеют объективно оценивать квалификацию сертифицируемого специалиста.

Сертифицируя специалиста, эксперты дают оценку не только испытуемому, но и подготовившему специалиста учебному заведению, качеству его учебных программ, профессионализму преподавательского состава. Такой экзамен для профессионального учебного заведения позволяет реально определить свое место на

рынке образовательных услуг и обязывает более тщательно подходить к организации образовательного процесса.

Сертификация квалификаций на основе профессиональных стандартов станет действенным инструментом для изменения сложившийся в России ситуации. Для безболезненной интеграции российского общества с международным рынком труда, обеспечения его конкурентоспособности необходимо:

— внедрить глобальную систему профессиональной стандартизации;

— создать Национальную рамку квалификаций;

— государственные образовательные стандарты интегрировать с профессиональными стандартами;

— строить профессиональное обучение на многомерной компетентное тной основе;

— создать институт независимых экспертов по оценке и сертификации профессиональных квалификаций.

В условиях нестабильности экономики, перехода на инновационную модель развития многомерность содержания профессионального образования наилучшим образом будет способствовать решению стратегических задач, стоящих перед страной [5: 6]. Уверен, многомерный подход к профессиональному образованию постепенно приведет к диверсификации содержания профессионального образования, развитию инновационных технологий, призванных обеспечивать глобальную конкурентоспособность отечественной экономики.

Примечания:

1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий. 2004. 468 с.

2. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-93.

3. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

- 130 -

4. Салахов А.А. Профессиональное образование, рамка квалификаций, профессиональный стандарт, сертификация квалификаций // Управленец. 2011. № 7—8.

5. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: монография / Ф.Г. Ялалов. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

References:

1. Andreyev V.I. Science of competitiveness: a training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center of innovative technologies. 2004. 468 pp.

2. Yalalov F.G. Activity and competence-based approach to the practice-focused education // Higher education in Russia. 2008. No. 1. P. 89-93.

3. Yalalov F.G. Professional multidimensionality: a monograph. Kazan: Center of innovative technologies, 2013. 180 pp.

4. Salakhov A.A. Professional education, a frame of qualifications, professional standard, certification of qualifications // The manager. 2011. No. 7—8.

5. Yalalov F.G. Professional multidimensionality: a monograph / F.G. Yalalov. Kazan: Center of innovative technologies, 2013. 180 pp.

- 131 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.