Научная статья на тему 'Многогранность дарования'

Многогранность дарования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.М. СЕРГЕЕВ / Л.В. БАРАТОВ / БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ / ОПЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ / K.M. SERGEEV / L.V. BARATOV / BALLET / OPERA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергеев Константин Михайлович

воспоминания Константина Михайловича Сергеева о Леониде Васильевиче Баратове

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contents the remembers K.M. Sergeeva about L.V. Baratov and his attention to the ballet in the opera

Текст научной работы на тему «Многогранность дарования»

12 Наследие гениев

K.M. Сергеев

МНОГОГРАННОСТЬ ДАРОВАНИЯ

Эта статья - воспоминания Константина Михайловича Сергеева о Леониде Васильевиче Баратове - появилась после моей встречи с живой легендой отечественного и мирового балета К.М. Сергеевым. Встреча была случайной, единственной и неповторимой. Выходя из главного здания Российской национальной библиотеки, я невольно обратил внимание на идущего по площади Островского удивительно подтянутого, красивого человека со сверкающей на солнце седой шевелюрой. Заметив мой взгляд, Константин Михайлович замедлил шаги.

«Здравствуйте, Константин Михайлович!»

«Здравствуйте»... - И через несколько секунд: «А ведь Вы дирижировали в нашем Мариинском»...

«Да, но здоровье подвело, пришлось распрощаться с дирижерской профессией».

«Не хотите ли заглянуть в нашу Alma Mater?»

Через репетиционный зал мы прошли в кабинет Сергеева. «Константин Михайлович! Вероятно, Вам приходилось встречаться и с Леонидом Васильевичем Баратовым?» Ответом на мой вопрос был благодарный, добрый взгляд: «Общение с Леонидом Васильевичем, человеком многогранного дарования, раскрыло для нас, артистов балета, многое в понимании драматической оснащенности оперного спектакля - что такое балетные сцены в оперном спектакле, какова их роль. Это не вставные в оперу номера, которые можно частично, а иногда и полностью купировать за ненадобностью только потому, что так захотел режиссер. А как же авторская партитура - завещание композитора? Балетные сцены в опере - это нечто иное: органичное раскрытие целостности действия. Это, если хотите, промежуточный итог до того прозвучавшего и в тоже время - импульс, трамплин к дальнейшему развитию действия. Это -предикт будущего «цунами», именуемого «Её величество Кульминация» спектакля!»

Интонация мэтра, его живой, наполненный воспоминаниями взгляд, - все говорило об огромном диапазоне внутреннего мира души этого Человека, Музыканта, Исполнителя - человека, готового в любую секунду поделиться своими воспоминаниями о современниках.

Я благодарен великой случайности, подарившей мне встречу с этим удивительным человеком, встречу, запомнившуюся мне, как редкий дар Судьбы.

А.Б. Павлов-Арбенин

Ключевые слова: К.М. Сергеев, Л.В. Баратов, балетные сцены, оперный спектакль.

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 13

Невысокого роста, широкоплечий, коренастый, с белыми, как лунь, волосами, эдакий добрый молодец с широким открытым лицом, лучистыми глазами - словом, русский человек, шагнувший к нам из глубин «давно минувших дней».

Я не помню наших первых встреч, но как-то сразу в театре стало известно, что главным режиссером к нам назначен Леонид Васильевич Баратов.

Мы работали в одном театре, но территориально были разобщены, так как балетная труппа занималась и репетировала на ул. Зодчего Росси 2, где помещалась наша Ленинградская балетная школа. Там же находился и знаменитый репетиционный зал, где создавали свои творения М. Петипа, Л. Иванов, М. Фокин, где занимались прославленные балерины А. Павлова, Т. Карсавина, М. Кшесинская, где «летал» Нижинский...

Оперная труппа весь свой творческий процесс проводила в театре на сцене, мы же приходили туда только на заключительные сводные репетиции с оркестром и на монтировочные.

Все же, несмотря на такое разобщение, школа и театр были единым творческим организмом. В этом был «повинен» и Л.В. Баратов. Почему? Одна из причин - глубокое восприятие им, оперным режиссером, драматургии балета, восприятие балетного действия не как вставного, дополнительного к опере номера, а как развитие общего, единого, целеустремленного потока действия. Баратов всегда стремился раскрыть в пластике балета активное действенное начало - не в обиду будет сказано некоторым режиссерам, которые с каким-то поразительным небрежением относятся к балетному действию в опере как к чему-то сугубо дивертисментному, инородному, а потому иногда запросто купируемому режиссером без каких-либо сожалений.

Именно Баратову принадлежала идея организации молодежного балета, своеобразного балетного клуба, на заседаниях которого он нередко присутствовал и, что важно отметить, не пассивно «высиживал», украдкой поглядывая на часы, а всегда был готов с присущей ему энергией вступить в обсуждение той или иной балетной проблемы.

14 Наследие гениев

С каким вниманием мы слушали его лекции по актерскому мастерству! Это не были лекции в привычном понимании этого слова. Это были беседы, но не указательного, директивного, а скорее коллегиально-совещательного характера. Как подробно и увлекательно он раскрывал суть образа, его «составные», как в его рассказе оживала мозаика скульптурных построений массовых сцен! И особенно подробно Леонид Васильевич останавливался в своих собеседованиях с нами на вопросе раскрытия действенной структуры музыкально-драматургического конфликта, на ритмической партитуре роли, образа, ситуации...

Памятны мне эти незабываемые встречи в феврале-марте 1949 г. Это был настоящий, восторженно высказанный Барато-вым и столь же восторженно воспринятый слушательской аудиторией каскад откровений режиссера-мастера. Совершенно справедливо говорит о Баратове наша прославленная, в те годы ведущая солистка оперы О. Кашеварова: «Ничего внешнего, никакой оперной условности. Разрешение внутренних задач, психологически оправдывающих раскрытие сценического образа всегда в идеальном слиянии с музыкальным материалом. Это характеризует метод Баратова».

В 1940 г. мы были на гастролях в Москве. Столица очень тепло приняла нас, представителей искусства города на Неве. Предстоящим выступлениям театра был посвящен специальный номер журнала «Декада московских зрелищ»1, который открывался словами наших московских друзей. Под общим обращением «Добро пожаловать!» мы с волнением прочитали теплые слова, обращенные к нам народной артисткой СССР О.Л. Книппер-Чеховой: «Мы, московские артисты, глубоко ценя искусство Ленинграда, всегда с огромным интересом следим за его театральной жизнью. И вот теперь нам предстоит увидеть шесть лучших ленинградских театров в Москве. Это большой радостный праздник для нас. Добро пожаловать, дорогие гости!»2 А вот что говорил в своем приветствии народный артист СССР М.О. Рейзен: «По установившейся традиции еже-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) IS

годно - весной и летом - в Москву приезжают театры братских республик СССР и театры РСФСР. В этом году первыми к нам приезжают театры Ленинграда. Для меня особенно радостен приезд Ленинградского ордена Ленина Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, где я работал до переезда в Москву. Мой горячий привет товарищам по искусству и всем артистам города Ленина! До радостной встречи в Москве!»3

В этом же номере журнала была опубликована статья Л.В. Баратова «Театр оперы и балета им. С.М. Кирова». Статья посвящена общему, достаточно краткому обзору деятельности всех «цехов» театра, и много добрых слов сказано в адрес ленинградского балетного искусства, в адрес его представителей. Позиция Баратова-режиссера здесь раскрывается, как всегда, ярко, сочно, емко: «Стремясь к реализму, мы энергично восстаем против безобразной, холодной подачи вокального и танцевального мастерства, сводящей оперные и балетные спектакли к своеобразным концертам в костюмах. ... В работе нашего балета, не говоря о блеске его танцевальной техники, мне хочется подчеркнуть прекрасные актерские победы ряда артистов. Особенно яркими примерами этих достижений являются образы Джульетты и Ромео в исполнении Улановой и Сергеева, великолепные фигуры Тибальда и Меркуцио, созданные артистами Р. Гербеком и А. Лопуховым. Замечательные по своей актерской насыщенности и выразительности образы созданы В. Чабукиани, Н. Дудинской, Т. Вечесловой, Е. Чикваидзе в балетах «Сердце гор» и «Лауренсия»4.

Настоящим знатоком тонкостей балетной специфики предстает Баратов в своей рецензии на «искусство дружественного индийского народа». С какой страстной проникновенностью музыканта-исследователя, музыканта-публициста раскрывает Ба-ратов «секреты» индивидуальности различных стилей индийского танцевального искусства! Как высвечивается в его статье остро действенная образность, патетика, темпоритмопластика стихии великолепного языка танца!

16 Наследие гениев

Конечно, Леонид Васильевич Баратов - музыкант, просветитель, режиссер и огромной души человек достоин восхищения и преклонения. Конечно, о нем должно быть написано не одно исследование, и хочется надеяться, что данная статья положит начало российской «баратовиане».

Записал и отредактировал А.Б. Павлов-Арбенин

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Декада московских зрелищ. - М., 1940. - № 14.

2 Там же. - С. 2 обложки журнала.

3 Там же.

4 Там же. - С. 6.

Abstract

The article contents the remembers K.M. Sergeeva about L.V. Baratov and his attention to the ballet in the opera.

Keywords: K.M. Sergeev, L.V. Baratov, ballet, opera.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.