Научная статья на тему 'Многофункциональная система опроса студентов при дистанционном обучении'

Многофункциональная система опроса студентов при дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. С. Брановский, О. А. Халявский

В статье рассматривается один из вариантов наполнения образовательных порталов которые могут быть использованы при дистанционном обучении. Целью настоящего исследования стало создание программного продукта нового поколения обладающего рядом существенных возможностей и отвечающего современным требованиям средства учебного назначения по комплексной проверке знаний обучаемых на тестовой основе, оптимизированного для условий дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. С. Брановский, О. А. Халявский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-FUNCTIONAL SYSTEM OF STUDENTS' POLLING UNDER DISTANT TEACHING

The article views one of the variants of filling educational portals, which may be used in distant teaching. The aim of the research has been to create a new generation program product that holds a number of essential potentialities and meets the modern requirements a means of educational destination directed at complex test-based examination of students and optimized for distant teaching conditions In terms of the viewed program means the basis of current and examinational knowledge control in the field of humanitarian sciences has been elaborated.

Текст научной работы на тему «Многофункциональная система опроса студентов при дистанционном обучении»

т

Брановский Ю.С., Халявский O.A. ШЩ «Многофункциональная система опроса студентов при дистанционном обучении» || ■

Пшгогишие у

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПРОСА СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ

ОБУЧЕНИИ

Ю.С. Брановский, O.A. Халявский

MULTI-FUNCTIONAL SYSTEM OF STUDENTS' POLLING UNDER DISTANT TEACHING

J.S. Branovsky, O.A. Khaliavsky

The article views one of the variants of filling educational portals, which may be used in distant teaching. The aim of the research has been to create a new generation program product that holds a number of essential potentialities and meets the modern requirements -means of educational destination directed at complex test-based examination of students and optimized for distant teaching conditions. In terms of the viewed program means, the basis of current and examinational knowledge control in the field of humanitarian sciences has been elaborated.

В статье рассматривается один из вариантов наполнения образовательных порталов ноторые могут быть использованы при дистанционном обучении. Целью настоящего исследования стало создание программного продунта нового поноления обладающего рядом существенных возможностей и отвечающего современным требованиям - средства учебного назначения по номпленсной проверне знаний обучаемых на тестовой основе, оптимизированного для условий дистанционного обучения.

УДК 378.147

Стратегическая роль информационных и коммуникационных технологий в образовании сегодня ни у кого не вызывает сомнений. История их развития насчитывает уже не один десяток лет. Однако и сейчас нельзя сказать, что эти технологии привели к кардинальным изменениям в системе образования России. Во многих странах мира различные образовательные структуры предлагают широкий спектр образовательных услуг через сеть Интернет. Анализ зарубежного опыта открытого образования и его сопоставление с отечественным позволили выработать направления развития этой новой формы предоставления образовательных услуг. Необходимо проведение широкомасштабных работ в России по созданию и развитию системы открытого образования как объекта проектирования, со всеми сопутствующими этому понятию атрибутами: этапами, уровнями, стратегиями, автоматизацией, базами знаний и т.п.

Система образования сегодня находится в кризисном состоянии. Об этом свидетельствуют повсеместное снижение качества образования; нарастание разрыва между образованием и культурой, образованием и наукой, отчуждение обучающихся от процесса образования. Сложившаяся в мире ситуация делает актуальной проблему поиска новой парадигмы образования. В качестве такой парадигмы можно выбрать открытое образование, реализуемое с помощью дистанционного обучения.

^ 28/2001

Щ|| Вестник Ставропольского государственного университета

Во многих регионах России создана необходимая телекоммуникационная структура для реализации дистанционного обучения. Однако необходимое учебно-методическое обеспечение, информационное наполнение образовательных порталов отсутствует. Разработка информационно-образовательных систем для дистанционного обучения является актуальной проблемой. В предлагаемой статье рассматривается один из вариантов наполнения образовательных порталов.

Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Эффективность такого обучения зависит не только от глубины методической основы, но и от конкретных возможностей реализуемых педагогических программных продуктов, что выражается, в конечном итоге, в удобном, простом, приятном взаимодействии пользователя с компьютером, что невозможно без создания в высшей степени дружественного интерфейса.

В настоящее время компьютерный опрос знаний обучаемых стал одной из одной из основных форм проведения занятий с использованием средств новых информационных технологий в обучении. Локальные программы-опросники множатся как грибы после дождя, практически на каждую изучаемую тему любого предмета в каждом вузе создается компьютерная тестовая система проверки знаний. Тем не менее, проведенный в ресурсах Интернет поиск выявил, что существует ряд характерных для подобных программ недостатков, перечисленных ниже, которые пока никем успешно не устранялись. Требовалась модификация самой концепции универсальных программных средств для проведения опросов, так как остро ощущалась необходимость использования таких программ даже в областях, не смежных с традиционными предметами точных наук, где зачастую используются компьютеризованные тесты.

Проведенное сравнительное тестирование используемых средств выявило ряд существенных недостатков, которые сводят на нет возможность их эффективного применения в дистанционном обучении:

- отсутствие централизованной, распреде-

ленной системы контроля преподавателем; и индивидуальной успеваемости в режиме реального времени;

- однообразие применимых форм контро-

ля;

- слабое использование выразительных

способностей компьютера при представлении и учебной информации, контрольных заданий;

- отсутствие системы разграничения дос-

тупа;

- сложность создания вопросников и их

иммобильность. Целью настоящего исследования стало создание программного продукта нового поколения, обладающего рядом существенных возможностей и отвечающего современным требованиям - средства учебного назначения по комплексной проверке знаний обучаемых на тестовой основе, оптимизированного для условий дистанционного обучения. На основе рассматриваемого программного средства разрабатывалась база текущего и экзаменационного контроля знаний в области гуманитарных дисциплин на примере комплексной контрольной программы по политологии, разработанной старшим преподавателем кафедры политологии и социологии СГУ И.И. Белашовым. В ходе работы рассматривались пути решения следующих этапных задач:

- Организация автоматизированных мест опроса: единичных локальных, локальных сетевых групп и единичных удаленных сетевых.

- Создание системы удаленного мониторинга на базе сетевых технологий для индивидуального контроля опроса учащихся в реальном времени.

- Выделение существенных типов опроса и попытка их рекомбинации в программе.

- Соответствие эргономических требований по комплектации, оформлению ПС а

т

Брановский Ю.С., Халявский O.A. ШЩ «Многофункциональная система опроса студентов при дистанционном обучении» || ■

также возможностям модернизации и сервисной поддержки.

- Интенсивное использование мультимедийной информации в опросе, возможность передачи видео, графики, речевого сопровождения в условиях удаленного присутствия опрашиваемого при дистанционном обучении.

- Выявление способов и критериев оценки знаний в тестах.

- Применение улучшенной защиты от несанкционированного доступа и изменения характера и содержания тестов.

В результате проведенных исследований создан завершенный комплект программных средств, отвечающих выделенным требованиям. В качестве базового инструментального средства выбрано Borland Delphi 5.0. Также использованы библиотеки компрессии мультимедиа-данных Papyrus Megatrends, MMTools, библиотеки сетевой поддержки Hi Sockets, системные ядра голосового синтеза Digalo, Verbalizer, L&H. Пакет реализован на базе технологии Клиент -Сервер и состоит из следующих компонентов:

- Программа сборки файлов вопросников «Maker». Модуль является авторским средством разработчика и позволяет быстро и эффективно определять размеры и тип создаваемого теста, типы вопросов, наличие мультимедиа-включений, устанавливать адаптивную оценку вопросов по степени сложности. Модуль формирует универсальные quest-файлы, размещаемые затем на сервере опроса или на отдельных рабочих местах. Кроме того, данная часть ПС инициирует подсистему защиты авторской собственности, привязывая конкретные файлы к специфическим паролям разработчика, отраженным в контрольной сумме файла, рассчитанной специфической хэш-функцией. Таким образом, сторонний человек просто не сможет внести изменения в тест, так как в этом случае файлы заданий окажутся неработоспособными .

- Браузер опросников (собственно исполняющая часть) «Client» для работы с файлами. В зависимости от записи файла конфигурации тестирующий модуль спосо-

бен работать как отдельно стоящее рабочее место («Local») либо как член сети («Remote»). Поддерживает четыре типа вопросов: выбор текстового варианта из возможных, выбор графического варианта из возможных, ввод ответа в свободной форме, установление связей между столбцами (в процессе разработки). По окончании тестирования формирует отчет об индивидуальных успехах обучаемых.

- Конвертер графической информации «Graphix». Представляет собой утилиту разработчика, унифицирующую графическую информацию в формат, удобный для использования в модуле Maker. Утилита корректирует размерность изображений, приводит их к стандартной палитре, проводит процедуру antialiasing (сглаживание контуров) для улучшения зрительного восприятия, записывает файлы в компактном формате JpegXpress. Кроме того, живое видео автоматически переводится в формат Мр4 DivX Low в стандартных разрешениях.

- Диспетчер сетевых задач (контролирующая часть) «ClassServer». Обеспечивает индивидуальную и пакетную раздачу заданий клиентам, сбор информации о текущем состоянии каждого рабочего места, позволяет индивидуально усложнить тесты, принимает отчеты о выполненных тестах, содержит механизмы против жульничества учащихся при опросе (как, например, перезагрузка компьютеров).

Процесс работы с программой UniQuest можно разделить на несколько этапов:

- Сбор необходимого текстового, графического, аудио и видео материала.

- Стандартизация данных в рамках совместимости с программой Maker. Сборка файла теста-задания.

- Использование серверного приложения для назначения заданий клиентам. Процедура тестирования обучаемых на локальных или сетевых тест-местах.

Отличительными чертами программного средства, выделяющими его среди программ подобного назначения, являются:

- Гибкая система оценки за счет варьирования в баллах «ценности» ответов на раз-

HS 28/2001

Вестник Ставропольского государственного университета

личные вопросы и предоставления преподавателю отчета обучаемых с проверкой ответов, введенных в свободной форме.

- Действующая в режиме реального времени система мониторинга за учебным процессом.

- Централизованная комбинаторная система распределения вариантов заданий, порядка следования в них вопросов и индексов правильных ответов, предотвращающая «копирование» ответов обучаемыми.

- Настраиваемый мультимедийный интерфейс.

- Система проверки контрольных сумм файлов во избежании несанкционированного изменения данных теста или его взлома обучаемыми.

- Интегрированная система формирования отчетов и статистики.

- Отсутствие малоэффективных методов распознавания свободно введенных текстовых ответов.

- Оперирование несколькими логическими типами вопросов.

Авторы полагают, что все эти качества сделают настоящий программный комплекс весьма ценным при использовании в качестве средства автоматизированного контроля знаний обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизированные обучающие системы: Введение в АОС. Методические указания. -Горький: ГПИ им. А.А. Жданова, 1987. - 28 с.

2. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств / Сост. Крылова Т.В., Агаев В.Т. - М.: МИ3П,

1996. -8 с.

3. Андреев А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе // Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. -М.: ВУ, 1995.

4. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. - М.:ВУ,

1997. - С. 85.

5. Вострокнутов И.Е., Кузнецов Ю.К. Оценка качества компьютерных программ и информа-

ционных технологий обучения // Педагогическая информатика. - 1994. - №2. - С.43-47.

6. Брановский Ю. С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 206 с.

7. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учебное пособие. - Ставрополь: СГПИ, 1990. -144 с.

8. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании - М.: Изд-во Московского государственного социального университета, 1995. - С. 54.

9. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерный. обучающих программ // Информационные технологии. - 1996. - № 2. -С. 14-17.

10. Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа // Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. - М.: МЭСИ, 1997. -С. 99-107.

11. Создание эффективные программные, информационные и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР / НИИВО, рук. Сазонов, 1996. -104 с.

12. Фролов А.В., Фролов Г.В. Мультимедиа для Windows: Руководство для программиста. - М. : Диалог-МИФИ, 1994.

13. Holtbeng В. Growth and structure of distance éducation. -L.: Groom Helm, 1986. -P. 163.

* * *

Брановский Юрий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии информатизации образования, проректор по информатизации, заведующий кафедрой информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета. Автор более 140 работ по информатизации образования, педагогической информатике, теории и методике обучения информатике и теории и методике профессионального образования.

Халявский Олег Аркадьевич, аспирант Ставропольского государственного университета по специальности 13.00.02-теория и методика обучения (воспитания) информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.