Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности педагогов в сетевом пространстве непрерывного образования'

Развитие информационной компетентности педагогов в сетевом пространстве непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геллер А. В.

В статье представлен анализ возможностей сетевого образовательного пространства, электронных и дистанционных форм обучения в развитии информационной компетенции работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности педагогов в сетевом пространстве непрерывного образования»

УДК 378+001:002

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 А. В. Геллер

аспирант каф. методики преподавания информатики и информационных технологий e-mail: jaguar paw@mail.ru

Курский государственный университет

В статье представлен анализ возможностей сетевого образовательного пространства, электронных и дистанционных форм обучения в развитии информационной компетенции работников образования.

Ключевые слова: модернизация, информатизация, информационные технологии, информационная компетентность, дистанционные технологии, сетевые образовательные сообщества, электронное образовательное пространство.

Масштабная модернизация образования в современной России выдвигает новые требования к субъектам образовательной деятельности, особенно в связи с возрастанием роли информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Важнейшим направлением развития современного образования в России является интеграция в международное образовательное пространство, что, в свою очередь, предполагает информатизацию и компьютеризацию. Все больше внедряются в процесс образовательной практики информационные технологии, способствующие формированию продуктивного дидактического пространства. С их помощью появляются возможности для обогащения содержания и качества среднего, высшего и непрерывного образования [Никитин 2009]. Благодаря возникновению компьютерных технологий стало возможным осуществлять обучение посредством электронных ресурсов. В основе электронного образования лежит электронное обучение (e-learning), образовательная практика, основанная на использовании компьютера и других электронных технических устройств.

Информатизация выступает в качестве ценности динамичного развития современного общества, способной привести к совершенствованию многих направлений человеческой деятельности. Информатизация образования - это целенаправленно организованный процесс, состоящий из подсистем обучения, воспитания и развития, который обеспечивает систему образования методологией, технологией и практикой эффективного применения информации и информационных средств.

Детальному рассмотрению актуальных проблем перехода образования на новый информационный и технологический уровень посвящены работы целого ряда ученых. Вопросам формирования информационной культуры и компьютерной грамотности личности посвящены исследования В.В. Алейникова, В.П. Беспалько, С.А. Бешенкова, Ю.С. Брановского, И.М. Бойко, Б.С. Гершунского, Е.А. Машбица, В.Е. Яценко.

К проблемам модернизации образования с помощью информационных технологий и глобальной сети Интернет обращены работы А. Г. Асмолова, В.В. Лаптева, А.П. Ершова, А.Г. Кушниренко, В.М. Монахова.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Основы субьектно-деятельностного подхода к подготовке и переподготовке специалиста разработаны в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В. А. Сластенина.

Необходимость целостного подхода к развитию личности и становлению специалиста нашла свое обоснование в работах Б.З. Вульфова, Е.П. Белозерцева, А.Д. Гонеева, Л.С. Подымовой, А.Г. Пашкова, П.Е. Решетникова, А.Н. Ходусова, И.Ф. Исаева, А.В. Репринцева.

Построение образовательной системы на основе информатизации требует формирования и постоянного развития информационной компетентности и компьютерной грамотности педагога. Учитель, ставший субъектом информационной культуры, готов к саморазвитию, к конструированию инновационных педагогических систем и технологий, к обогащению опыта творческой деятельности, к сетевому взаимодействию в профессиональном сообществе [Селютин 2011]. Под

информационной компетентностью (information competence) мы понимаем интегративное свойство личности педагога, основанное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в информационной среде, в том числе с использованием особой - цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности, наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные технологии в учебном процессе для достижения главной цели обучения - формирования личности обучаемого, компетентной в современном информационном мире [Шевердин 2006].

Все шире в образовательной деятельности учреждений повышения квалификации педагогов применяются дистанционные технологии, учебнометодические мультимедийные комплексы, цифровые интерактивные сети, слушатели курсов «посещают» электронные библиотеки, участвуют в лабораторных практикумах с удаленным доступом, разрабатывают виртуальные проекты для учебновоспитательной работы, дискутируют на онлайн-семинарах и вебинарах. Активно формируются профессиональные сетевые образовательные сообщества, виртуальные университеты профессиональных знаний. Но эффективность реализации таких образовательных задач и проектов во многом зависит от уровня подготовки учителя к работе в информационном пространстве, от способности принимать самостоятельные решения, грамотно работать с информацией и компьютером, выстраивать взаимодействие в коммуникативной обучающей сети.

Информационная компетентность предполагает наличие определенного эмоционального отношения к информационной деятельности, совокупности технологических навыков в работе со специальным оборудованием, способности самостоятельно выстраивать логику организации процесса достижения поставленной цели. Информационная компетентность, по мнению многих специалистов, представляет собой умение добывать необходимую информацию и получать знания из всего информационного пространства, которое создало общество. Выделяют несколько основных элементов, составляющих основу информационной культуры личности:

• источники информации;

• способы поиска новой информации;

• технологии сбора новой информации;

• методы и приемы анализа новой информации;

• технологии представления информации.

Информация может быть представлена различными форматами: постоянная, переменная, смешанная; первичная, вторичная; статическая, динамическая;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013.

№ 4 (28)

Геллер А. В. Развитие информационной компетентности педагогов в сетевом пространстве непрерывного образования

структурная, относительная; управляющая, советующая, преобразующая;

общедоступная, закрытая или конфиденциальная; статистическая, коммерческая, нормативная, научная, учебная, справочная, методическая и др. [Гецов 2005].

В практике образования технологии работы с информацией имеют особое значение, в том числе и в системе повышения квалификации учителей. Это способствует формированию информационного мировоззрения педагогов, учит их понимать динамичные информационные процессы, происходящие в обществе, в системе образования, развивают познавательную активность слушателей курсов. Такой подход необходим современному педагогу, так как он развивает умение добывать и перерабатывать информацию из различных источников, заниматься профессиональным самообразованием. В системе повышения профессиональной квалификации учителя практикуется применение дистанционных и сетевых технологий обучения.

Преимуществом информационных технологий является доступность получения обучающей информации для педагогов вне зависимости от места проживания и работы, возможность получать знания в непрерывном режиме, с учетом индивидуальных способностей. Сетевая обучающая программа имеет четкую структуру: цель,

содержание, формы, методы, средства, что доказывает ее целенаправленность и организованность, а значит высокую требовательность к субъектам деятельности в сети.

Сегодня в состав сетевого образовательного пространства входят: электронное (преимущественно дистанционное) образование; цифровые образовательные ресурсы; программные системы электронного обучения; виртуальные процессы и ресурсы образовательной деятельности; технические средства, создающие электронное пространство. Комплекс этих компонентов до определенной степени описывает современное электронное образовательное пространство [Тихомиров и др. 1999].

Образовательная практика в электронном пространстве имеет ряд специфических особенностей. Передача контента представляет собой изложение информации, которая должна быть освоена. Эта функция достигается асинхронными методами, например путем предоставления электронных учебных материалов, которые могут быть переданы в том числе через Интернет. В процессе взаимодействия, передающие образовательные субъекты применяют свои навыки, чтобы помочь принимающему образовательному субъекту преобразовать информацию в личное знание. Таким образом, обеспечивается взаимодействие между образовательными субъектами. Оценка знаний как функция состоит в отслеживании и оценке усвоения информации. Поддержка принимающих образовательных субъектов как функция подразумевает оказание образовательных услуг с предоставлением учебных материалов и ресурсов, являющихся стандартными для всех обучающихся.

Важной характеристикой сетевого образовательного пространства является его эффективность. Она зависит от того, как используются электронные средства в образовании и для каких целей. Как и любая другая образовательная технология, информационно-компьютерная технология опирается на конкретные виды

образовательных практик при использовании их разными образовательными субъектами. Поэтому технология имеет адресный характер применения и зависит от конечной цели образовательной деятельности.

Одна из важных особенностей образовательного пространства - расширение доступа к информации. При этом исследователи говорят о том, что электронное образовательное пространство породило проблему поиска информации среди того огромного объема, который образовательный субъект может получить в электронном образовательном пространстве.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Важный вопрос при характеристике электронного образовательного пространства - уровень качества предоставляемого образования. Некоторые исследования показывают, что использование компьютеров в обучении приводит к улучшению качества образования в традиционных учебных заведениях, ускоряет процесс обучения и повышает мотивацию к учебе.

Современные информационные педагогические технологии позволяют перенести образовательный процесс (частично или полностью) в виртуальную информационно-образовательную среду (ИОС), которая представляет собой

совокупность программно-технических средств, информационных ресурсов, а также набора моделей и сценариев применения их в образовательном процессе. При этом говорят о сетевом учебном процессе или сетевой технологии обучения (online learning). Сетевая технология обучения может быть использована при любых существующих формах обучения - дневной, заочной, очно-заочной (вечерней), экстернате. При этом их применение наиболее целесообразным и эффективным оказывается в регионах с низкой плотностью заселения, при большом удалении обучаемых от образовательных центров [Сетевая структура].

Информатизация образования способствует появлению особых «дистанционных» связей и отношений между субъектами образовательной деятельности, когда необходимо индивидуально или в команде пройти предложенную образовательную траекторию, проверить и подтвердить полученный результат, находясь в постоянном контакте с обучающим (модератором). Ведущими технологиями дистанционного обучения являются сетевые технологии, кейстехнологии, ТУ-технологии и др. Преподаватели - разработчики своих авторских программ и курсов ориентируют процесс обучения на достижение высоких результатов в развитии личности слушателей, опираясь при этом на теоретические и эмпирические инновации в образовании [Информационные технологии в образовании].

По результатам исследования Е.И. Гильман при дистанционном обучении студентов Ростовского колледжа было зафиксировано развитие таких качеств обучающихся:

• системная компетентность (умение вести мониторинг, коррекцию деятельности, понимание взаимосвязи социальных, органических и технических систем);

• ресурсная компетентность (умение распределять время,

пространство, учебный материал);

• информационная компетентность (умение приобретать и

оценивать знания, умение организовывать и поддерживать файлы, умение интерпретировать и передавать информацию, умение использовать

компьютерные системы);

• мыслительные навыки (умение мыслить творчески, оперативно принимать решения, умение предвидеть результат и, наконец, умение учиться) [Гильман 2005].

В дополнение к отмеченным плюсам отметим, что сетевые технологии предоставляют возможность чередовать элементы программирования, алгоритмизации и включать компоненты проблемного обучения. Эти выводы подтверждают высокий уровень технологичности и результативности внедрения в учебный процесс информационных, в частности дистанционных, технологий.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Геллер А. В. Развитие информационной компетентности педагогов в сетевом пространстве непрерывного образования

Библиографический список

Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые. 8-е изд. М., 2005.

Гильман Е.Е. Дистанционное обучение как инновационное педагогическая технология. Ростов-н/Д, 2005.

Селютин А.Н. Информационно-образовательная среда в организации системы повышения квалификации педагогических кадров // Информатизация образования и дистанционное обучение. 2011. №7.

Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации: проблемы и перспективы развития // Народное образование. 2009. №7-8.

Шевердин И.В. Формирование информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования // Педагогический поиск: регион. науч.-пед. жур. Курск, 2006. №5-6. С. 56-57.

Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний // Дистанционное

образование. 1999. №2. С. 8-16.

Информационные технологии в образовании // Сайт факультета физики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [Сайт]. URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm (дата

обращения: 14.08.2013).

Сетевая структура // Свободная энциклопедия ВикипедиЯ [Сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/Сетевая_структура (дата обращения: 15.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.