Научная статья на тему 'Многоаспектный матричный анализ ассортимента лекарственных средств, назначаемых в амбулаторно-поликлинических учреждениях'

Многоаспектный матричный анализ ассортимента лекарственных средств, назначаемых в амбулаторно-поликлинических учреждениях Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
209
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОАСПЕКТНЫЙ МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ / АС-СОРТИМЕНТНЫЕ ПОРТФЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / АМБУ-ЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Спичак И. В., Панкратова О. Г., Ефремова О. А.

Разработана оригинальная методика многоаспектного матричного анализа ассортимента, представляющая собой инструмент позиционирования лекарственных средств на основе интегральной оценки фармакоэкономических показателей и потребительских характеристик в многомерной аналитической матрице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Спичак И. В., Панкратова О. Г., Ефремова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоаспектный матричный анализ ассортимента лекарственных средств, назначаемых в амбулаторно-поликлинических учреждениях»

УДК 615.012

МНОГОАСПЕКТНЫЙ МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАЗНАЧАЕМЫХ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Разработана оригинальная методика многоаспектного матричного анализа ассортимента, представляющая собой инструмент позиционирования лекарственных средств на основе интегральной оценки фармакоэкономических показателей и потребительских характеристик в многомерной аналитической матрице.

Ключевые слова: многоаспектный матричный анализ, ас-сортиментные портфели, потребительские предпочтения, амбу-латорно-поликлинические учреждения.

За последние годы возросла роль фармакоэкономических исследований в оте-чественном здравоохранении, существующие методики которых способствуют оптими-зации фармакотерапии при эффективном использовании ресурсов. Однако большин-ство методических подходов фармакоэкономического анализа, основанных на прин-ципах доказательной медицины, ориентировано на определение клинической эффек-тивности лекарственных средств (ЛС) и затрат, связанных с их закупкой в госпиталь-ном секторе. В ходе проведения исследований по оптимизации фармацевтической помощи в амбулаторно-поликлиническом звене выявлена сложность экстраполирования существующих традиционных методик фармакоэкономического анализа в условиях поликлиники. Сложившаяся ситуация обусловлена спецификой амбулаторно-поликлинической помощи, основными ключевыми позициями которой являются; отсутствие формулярных списков лекарственных препаратов (ЛП) для лечения целого ряда заболеваний в амбулаторно-поликлинических учреждениях (АПУ), в том числе и у детей; назначение фармакотерапии без учета предпочтений пациента в выборе ЛП, а также его экономических возможностей при их приобретении [1, 2]. Необходимо учитывать, что при назначении ЛС в АПУ пациент самостоятель-но приобретает рекомендуемый фармакотерапевтический комплекс препаратов. Нередко он корректирует назначения врача, вследствие: непонимания системного подхода к ле-чению заболевания (приобретает 1-2 ЛС из назначенного комплекса препаратов); отсут-ствия финансовых возможностей приобретения дорогостоящего ЛС; осуществления вы-бора препарата, исходя из собственных предпочтений безопасности, удобства его приме-нения и т.д. В связи с этим для амбулаторно-поликлинических условий требуется разработка формулярных списков ЛС с доказано высокой фармакотерапевтической эффективностью, но различных по набору потребительских характеристик и цене, с целью предоставления пациенту возможности выбора комплекса препаратов, исходя из собственных желаний и финансового бюджета. Однако в настоящее время ни одна их методик, применяемых в ходе фармакоэкономического анализа, не позволяет проводить комплексную оценку ЛП с учетом потребительских и стоимостных характеристик. Для решения данной проблемной ситуации разработана оригинальная методи-ка многоаспектного матричного анализа ассортимента ЛС.

Многоаспектный матричный анализ ассортимента представляет собой инструмент позиционирования ЛС путем интеграции значительного количества показателей препарата, полученных в ходе фармакоэкономического исследования, в многомерной аналитической матрице, получения его обобщенной оценки и рекомендаций относительно включения в ассортиментный перечень для лечения определенной нозологии в АПУ. В основе многоаспектного матричного анализа ассортимента ЛС лежит много-мерная модель, формируемая 5 фармакоэкономическими показателями препарата:

И.В. СПИЧАК О.Г. ПАНКРАТОВА ОА ЕФРЕМОВА

Белгородский государственный национальный исследовательский университет e-mail: [email protected]

фармакотерапевтическая эффективность, степень соответствия критериям (сводный результат), стоимость ЛС, затраты на курс лечения ЛС, частота назначения (рис. 1).

Фармакотерапевтическая эффективность

4. Степень соответствие потребительским критериям

3. Затраты на курс лечения

1. Стоимость ПС

1. Частота назначения ПС

Рис. 1. Многомерная модель многоаспектного матричного анализа ассортимента ЛС

Основными преимуществами предложенной методики являются: 1. Облегчение и обоснование выбора препаратов при формировании ассорти-ментных портфелей ЛС. 2. Определение препаратов, имеющих оптимальные значения по всем фармако-экономическим показателям, и, как следствие, наилучший результат интегрированной оценки. 3. Разработка комплексов ЛС с желаемыми потребительскими критериями в различных ценовых категориях. 4. Возможность выбора как основных ЛС, так и препаратов замены. 5. Простота проведения и доступность интерпретации результатов анализа. 6. Возможность дальнейшей автоматизации процесса по созданию и корректи-ровке ассортиментных перечней в АПУ. Осуществление многоаспектного матричного анализа предполагает последова-тельное выполнение 4 этапов: формирование ассортимента ЛС для анализа, построе-ние многомерной матрицы, интерпретация результатов анализа, разработка ассорти-ментных портфелей ЛП с заданными характеристиками. 1 этап. Формирование ассортимента ЛС для анализа. Формирование ассортимента ЛС целесообразно осуществлять с учетом результатов экспертного анализа, путем включения препаратов из разных фармакотерапевтических групп (ФТГ) с высокими и средними значениями «средневзвешенных» оценок. Группа обязательных препаратов («О» - obligatory) с высокими значениями «средневзвешенных» оценок и абсолютной степенью соответствия потребительским критериям может быть представлена как «основная» группа ЛС фармакотерапевтиче-ского комплекса. Группу важных препаратов («I» - important) со средними значениями средневзвешенных оценок и неполным соответствием потребительским критериям це-лесообразно позиционировать как препараты замены, применение которых обоснова-но в случае отсутствия или невозможности назначения основных ЛС. 2 этап. Построение многомерной матрицы. Многомерная матрица анализа является пятикомпонентной. При её построении механическим способом по горизонтали отражаются результаты экспертного анализа; по вертикали - интегрированные результаты АВС -анализа по частоте назначения и затратам на курс лечения с проецированием высокозатратных, среднезатратных, ма-лозатратных ЛС с высокой и средней частотами назначения, а по диагонали - степень соответствия ЛС потребительским критериям (табл. 1).

Таблица 1 Матрица многоаспектного матричного метода анализа ассортимента ЛС и интерпретация ее

результатов

Соответствие потребительским критериям Результаты экспертного анализа

Обязательные (группа «О») ЛИДЕРЫ Важные (группа «I») ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Результаты интегрированного АВС - анализа по частоте назначения и затратам на курс лечения ЛС Группа высокозатратных ЛС с высо ким и средним Кн (ЗОЛОТЫЕ) □ Часто- и средненазначаемые □ Высокозатратные □ Преимущественно современные □ Преимущественно оригинальные □ Положительно зарекомендовав-шие себя в педиатрической практике □ Преимущественно удобная ЛФ □ Дорогостоящие ЛС I Часто- и средненазначаемые □ Высокозатратные □ Преимущественно современные □ Преимущественно воспроизведенные □ Имеющие ограничения при применении в детском возрасте □ Относительно удобная ЛФ □ Дорогостоящие Л С/со средней стоимостью

Группа среднезатрат-ных ЛС с высокими средним Кн ("СЕРЕБРЯНЫЕ ) 1 Часто- и средненазначаемые □ Среднезатратные □ Преимущественно новые □ Преимущественно оригинальные □ Положительно зарекомендовав-шие себя в педиатрической практике □ Преимущественно удобная ЛФ □ ЛС со средней стоимостью Часто- и средненазначаемые □ Среднезатратные □ Преимущественно новые □ Преимущественно воспроизведенные □ Имеющие ограничения применения в детском возрасте □ Относительно удобная ЛФ со средней стоимостью/экономичные

Группа низкозатратных ЛС с высоким и средним Кн (БРОНЗОВЫЕ) □ Часто- и средненазначаемые □ Низкозатратные □ Преимущественно традиционные - ные/воспроизведенные □ Положительно зарекомендовав-шие себя в педиатрической практике □ Преимущественно удобная ЛФ □ Экономичные ЛС I Часто- и средненазначаемые □ Низкозатратные □ Преимущественно традиционные □ Оригинальные / воспроизведенные □ Имеющие ограничения применения в детском возрасте □ Относительно удобная ЛФ □ Экономичные ЛС

3 этап. Интерпретация результатов многоаспектного матричного анализа. В матрице формируются 6 ячеек с соответствующими условными наименова-ниями, каждая из которых характеризуется определенными потребительскими крите-риями:

1) эффективность ЛС (обязательные и важные препараты);

2) стоимость ЛС на курс лечения (высоко-, средне-, низкозатратные ЛС);

3) цена ЛС (дорогостоящие, со средней стоимостью, экономичные);

4) степень новизны рекомендуемого препарата (современные, относительно но-вые, традиционные);

5) производитель ЛП (оригинальное / воспроизведенное ЛС);

6) возможность использования ЛС в педиатрической практике (положительно зарекомендовавшие; имеющие ограничения применения в детском возрасте; с мало-доказанной терапевтической эффективностью на практике);

7) удобство применения детской лекарственной формы (ЛФ) в домашних усло-виях (удобная, относительно удобная; малоудобная ЛФ).

Затем в каждой ценовой категории («Золотые», «Серебряные», «Бронзовые») определяются ведущие ЛС с наивысшими «средневзвешенными оценками» и максимальным соответствием потребительским критериям (группа «Лидеры»). Эти препа-раты в последующем представлены, как основные ЛС фармакотерапевтического ком-плекса. Остальные препараты с невысокими значениями «средневзвешенных» оценок и неполным соответствием потребительским критериям относятся к категории замены

(группа «Последователи»). 4 этап. Формирование ассортиментных портфелей ЛС с учетом потребительских предпочтений.

Этап формирования ассортиментных портфелей заключается в группировке препаратов из необходимых ФТГ с указанием основных ЛП, препаратов замены и под-счете стоимости ассортиментных портфелей в трех ценовых сегментах («Золотые», «Серебряные», «Бронзовые») для лечения определенного заболевания в АПУ. Как правило, в группе «Золотой Лидер» и «Золотой Последователь» представлены ЛС с высокой фармакотерапевтической эффективностью, оригинальные, дорогостоящие, максимально соответствующие потребительским характеристикам. В группе «Серебряный Лидер» и «Серебряный Последователь» представлены ЛС с высокой фармакотерапевтической эффективностью, оригинальные и воспроизве-денные препараты, среднезатратные, со средней или низкой стоимостью, частично или полностью соответствующие потребительским требованиям. В группе «Бронзовый Лидер» и «Бронзовый Последователь» представлены ЛС с высокой фармакотерапевтической эффективностью, дженерики, с низкой стоимостью, с невысокой степенью соответствия потребительским характеристикам. Полученные данные в ячейках матрицы позволяют сформировать ассортиментные портфели ЛС, которые характеризуются высокой фармакотерапевтической эф-фективностью, отличаются по стоимости и потребительским характеристикам (дли-тельность курса лечения, удобство применения ЛФ в домашних условиях у детей, сте-пень новизны препарата и др.). Апробация предложенной методики осуществлена на примере наиболее рас-пространенной в амбулаторно-поликлиническом звене группы детских болезней - ЛОР-заболеваниях, составляющих в структуре общей заболеваемости у детей 19% [3]. Объектами исследования явились 390 амбулаторных карт пациентов с ЛОР-заболеваниями в возрасте от 7 до 17 лет за период с 2005 по 2010 гг.; 125 экспертных анкет врачей-отоларингологов; 50 анкет социологического опроса родителей пациен-тов с ЛОР-заболеваниями; официальные источники информации о лекарственных средствах. С целью формирования ассортиментных портфелей ЛС в АПУ детям с ЛОР-заболеваниями нами впервые разработан методический подход к проведению фарма-коэкономических исследований лекарственной помощи в условиях поликлиники, включающий 7 этапов: формирование информационного массива исследования; структурный анализ ассортимента; анализ ЛС на соответствие потребительским крите-риям; маркетинговый анализ ассортимента; сегментационный анализ ассортимента; многоаспектный матричный анализ ассортимента; формирование ассортиментных портфелей ЛС с учетом потребительских критериев Так, в ходе проведения многоаспектного матричного анализа сформирована матрица с отражением фармакоэкономических и потребительских критериев препара-тов для лечения ЛОР-заболеваний у детей в АПУ. В частности, группу «Золотой Ли-дер» для лечения острого среднего катарального отита формируют 5 ЛП (Отривин, Отипакс, Аугментин, Линекс, Кларитин) с высокими средневзвешенными оценками, высокой фармакотерапевтической эффективностью, дорогостоящие, с максимальным соответствием потребительским характеристикам и рекомендуемые для обязательного включения в ассортиментный портфель, как основные ЛП. В свою очередь, в группу «Серебряный последователь» входят 12 препаратов, обладающие высокой фармакоте-рапевтической эффективностью, неполным соответствием потребительским критери-ям и рекомендуемые для включения в ассортиментный портфель в качестве препара-тов замены (табл. 2). Таким образом, в результате фармакоэкономического исследования сформировано 15 ассортиментных портфелей ЛС для лечения компенсированного и субкомпен-сированного хронического тонзиллита, а также острого среднего отита легкой, ката-ральной и гнойной форм, оптимальных с точки зрения фармакотерапевтических, эко-номических и

потребительских критериев. Разработанные ассортиментные портфели внедрены в детских АПУ г.Белгорода, о чем свидетельствуют 13 актов об использовании предложения.

Сформированная новая методика проведения многоаспектного матричного анализа предоставляет возможность выбора комплекса ЛС, максимально соответст-вующего требованиям фармакотерапевтической эффективности, а также ожиданиям и экономическим возможностям пациента в условиях АПУ.

Таблица 2 Матрица многоаспектного матричного анализа ассортимента ЛС для лечения катарального

острого среднего отита у детей в АПУ

Степень соответствия Результаты экспертного анализа

потребительским критериям

Основные ЛС Группа «О» Препараты замены Группа «I»

ЛИДЕРЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Результаты интегрированного АВС- и частотного Группа высокозатратных ЛС с высокой и Отривин, Оти-пакс, Аугментин, Ли-некс, Кларитин Виброцил, Ксимелин, Ринофлуимуцил, Амоксиклав, Флемоклав Солю-таб, Супракс,

анализов средней частотой назначения ЗОЛОТЫЕ Азитромицин, Сумамед, Азивок, Аципол, Лактобактерин, Бификол

Группа Називин, Отинум, Флемоксин Тизин, Амоксициллин

среднеза-тратных ЛС с Солю-таб, Бифидумбакте-рин, Супрастин

вы-сокой и

средней

частотой

назначения

СЕРЕБРЯНЫЕ

Группа низкоза- Риностоп, Цефалексин, Лоратадин Ринонорм

тратных ЛС с

высокой и сред-

ней частотой

назначения

БРОНЗОВЫЕ

Ясность и логичная последовательность изложенной методики позволяет раз-работать

программное обеспечение по созданию ассортиментных портфелей на основе многоаспектного матричного анализа с целью автоматизации процесса формирования и дальнейшего выбора необходимых ассортиментных портфелей ЛС для лечения различ-ной формы нозологии в условиях АПУ.

Литература

1. К вопросу о стандартизации вузовского педиатрического образования / А.Г. Грачева, Т.Г. Авдеева, З.С. Макарова [и др.] // Современные проблемы поликлинической педиатрии : материалы всерос. семинара. - М., 2002. - С. 59-62.

2. Какорина, Е.П. Вот оно, слабое звено. Что мешает реформированию амбулаторно-поликлинической службы? / Е.П. Какорина // Московская газета. - 2003. - № 67. - С. 4.

THE METHODOLOGY OF MULTIFACETED MATRIX ANALYSIS OF DRUGS IN

POLYCLINICS

I.V. SPICHAK O.G. PANKRATOVA O.A. EFREMOVA In our work we developed the original methodology

Belgorod National Research University of mul-tifaceted matrix analysis. The meth°dol°gy is

e-mail: [email protected] the distribution of drugs into cells of a

multidimensional matrix based on consumer's criteria and Pharmacoeconomics indicators. Key words: the multifaceted matrix analysis, assortment bags, preference patients, policlinic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.