Научная статья на тему 'Многоаспектность категория концессивности в когнитивной парадигме исследования'

Многоаспектность категория концессивности в когнитивной парадигме исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / КОНЦЕССИВНОСТЬ / АСПЕКТ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ / РАЗНОУРОВНЕВЫЙ / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ / СЕМАСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ / CATEGORY / CONCESSIVITY / ASPECT / ANTHROPOLOGICAL / SPLIT-LEVEL / GNOSEOLOGICAL / SEMASIOLOGICAL / ONTOLOGICAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Берзина Г. П.

В статье систематизируются аспекты исследования категории концессивности в когнитивной парадигме. Предлагается краткая характеристика аспектов рассмотрения категории концессивности: антропологического, онтологического, гносеологического, ономасиологического, семасиологического, коммуникативно-прагматического, деятельностного, социального для масштабного описания категории концессивности, имеющей разноуровневую языковую онтологию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIVARIABLE DISCRIPTION OF THE CATEGORY CONCESSIVITY IN A COGNITIVE PARADIGM OF RESEARCH

This article is devoted to the problem of multivariable method in description of the concessivity category in a cognitive paradigm. The short characteristic of aspects of concessivity category (anthropological, ontological, gnoseological, onomasiological, semasiological, communicative-pragmatically, social) is offered for the large-scale description the concessivity category with split-level language ontology.

Текст научной работы на тему «Многоаспектность категория концессивности в когнитивной парадигме исследования»

Отпрягайте, хлопцы, коней Да ложитесь сами спать.

А я буду на дозоре Сон ваш зорко охранять,

Гарнизон когда встряхнули,

Завязался славный бой.

Не ушел от вашей пули Ни один фашист живой...

... В перепутье бед немало Довелось вам перенесть,

Но отваги прибавляла

Вам в боях святая месть... [5, с. 26].

Известная мелодия воплотилась в новом героико-патриотическом сюжете. Текст созданной песни абсолютно отличается от первоисточника, сохранился только запев.

Песни профессиональных поэтов и композиторов на фронтовую тематику: «Любимый город», «Катюша», «Синий платочек», «Землянка», «Огонек», «Темная ночь», «Моя любимая» -также породили огромное количество вариантов. Среди них есть варианты, полностью отличающиеся от исходных тестов. Именно создание песен-переделок с абсолютно новым текстом привело к многообразию сюжетов, созданных на одну и ту же мелодию. Например, песня «Синий платочек» (муз. Г. Петербургского, слова Я. Галицкого) получила необычайно широкое распространение на фронте и в тылу, её тексты варьировались, переделываясь на протяжении всех военных лет. «Новый текст на мелодию данной песни «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» был внесён в записную книжку фронтовика Н.И. Немчинова уже 29 июня 1941 года на Украине, но уже через месяц песня была записана в Ивановской области от бойца А.И. Смирнова» [7, с. 103]. Но это не единственный сюжет песен, исполнявшихся на данную мелодию. В песнях «С крестиком белый платочек» и «Беленький скромный платочек» говорится о медицинских сёстрах, их роли в спасении раненых героев. Первая песня поётся от имени раненого бойца, которого в госпитале выхаживает медсестра:

...Порой ночной...

Помню больничный покой.

Библиографический список

Солнце в закате.

Был я в палате Раненый, слабый, больной.

Чувства героя к спасительнице, вдохновляют его на борьбу с врагом:

Надо в борьбе за свободу Черную свастику смять.

Шумным мотором, с русским задором Буду врага штурмовать [8, с. 23].

В конце песни звучит уверенность в победе и надежда на встречу с любимой. Песня «Беленький скромный платочек» повествует не только о спасении раненого бойца, но и о том, что он дожил до Победы и встретил свою возлюбленную:

...Только закончилась битва,

И под кудрявой сосной С девушкой в белом Скромном платочке встретился парень-герой!

- Здравствуй, родная сестрица!

Вот и остался живой.

В праздник Победы

Теперь навсегда уже

Встретились снова с тобой [8, с. 30].

Основу художественного обобщения в обеих песнях составляет фронтовая реальность: война, тяжелое ранение, выздоровление, возвращение в строй. Минуя стадию конкретного воспроизведения фронтовой действительности, авторы свободно переходят к широким обобщениям сходных между собой явлений той поры: спасённый боец влюбляется в свою спасительницу - медицинскую сестру, надежда на встречу с любимой вдохновляет его на битву с врагом. Отход от конкретности и перевод художественных обобщений на ступень универсализма является в данном случае результатом сублимации.

Таким образом, сублимирующая работа художественной мысли определяет в песнях периода Великой Отечественной войны и фольклорный процесс, и формирование самого фольклорного произведения, помогает воссоздать реалии освободительной войны и показать её главного героя - воина-освободителя.

1. Аникин, В.П. Теория фольклора: курс лекций. - М., 2007.

2. И сердцу по-прежнему горько... Песни / сост. Б.П. Маршалов. - Челябинск, 1995.

3. Крупянская, В.Ю. Материалы по истории песни Великой Отечественной войны / В.Ю. Крупянская, С.И. Минц. - М., 1953.

4. Незабываемые годы. Русский песенный фольклор Великой Отечественной войны в записях К.Г. Свитовой. - М., 1985.

5. Народные песни Великой Отечественной войны / составитель А.С. Ярешко. - М., 2012.

6. Лебедев, П. Песни боевых походов. Солдатское песенное творчество Великой Отечественной войны. - Саратов, 1986.

7. Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л., 1964.

8. Родники народные. Песни Красноярского края / сост. К.М. Скопцов. - Красноярск, 1995.

Bibliography

1. Anikin, V.P. Teoriya foljklora: kurs lekciyj. - M., 2007.

2. I serdcu po-prezhnemu gorjko... Pesni / sost. B.P. Marshalov. - Chelyabinsk, 1995.

3. Krupyanskaya, V.Yu. Materialih po istorii pesni Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih / V.Yu. Krupyanskaya, S.I. Mine. - M., 1953.

4. Nezabihvaemihe godih. Russkiyj pesennihyj foljklor Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih v zapisyakh K.G. Svitovoyj. - M., 1985.

5. Narodnihe pesni Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih / sostavitelj A.S. Yareshko. - M., 2012.

6. Lebedev, P. Pesni boevihkh pokhodov. Soldatskoe pesennoe tvorchestvo Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih. - Saratov, 1986.

7. Russkiyj foljklor Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih. - M.; L., 1964.

8. Rodniki narodnihe. Pesni Krasnoyarskogo kraya / sost. K.M. Skopcov. - Krasnoyarsk, 1995.

Статья поступила в редакцию 18.11.13

УДК 811: 112

Berzina G.P MULTIVARIABLE DISCRIPTION OF THE CATEGORY CONCESSIVITY IN A COGNITIVE PARADIGM OF RESEARCH. This article is devoted to the problem of multivariable method in description of the concessivity category in a cognitive paradigm. The short characteristic of aspects of concessivity category (anthropological, ontological, gnoseological, onomasiological, semasiological, communicative-pragmatically, social) is offered for the large-scale description the concessivity category with split-level language ontology.

Key words: category, concessivity, aspect, anthropological, split-level, gnoseological, semasiological, ontological.

Г.П. Берзина, канд. филол. наук, доц., проф. каф. иностранных языков Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

МНОГОАСПЕКТНОЕ КАТЕГОРИЯ КОНЦЕССИВНОСТИ В КОГНИТИВНОЙ ПАРАДИГМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье систематизируются аспекты исследования категории концессивности в когнитивной парадигме. Предлагается краткая характеристика аспектов рассмотрения категории концессивности: антропологического, онтологического, гносеологического, ономасиологического, семасиологического, коммуникативно-прагматического, деятельностного, социального для масштабного описания категории концессивности, имеющей разноуровневую языковую онтологию.

Ключевые слова: категория, концессивность, аспект, антропологический, разноуровневый, гносеологический, семасиологический, онтологический.

Окружающий мир представлен в сознании человека большим количеством категорий, репрезентирующих опыт освоения этого мира. В последнее время к проблеме категориального устройства обращаются все чаще в связи с изучением языковых способов и механизмов представления знаний, среди которых категории играют большую роль, поскольку именно категориальные значения занимают ведущее положение в установлении обратной связи между языком и планом концептуального содержания.

Главные усилия лингвистов направлены на выявление категорий, их определение и построение, правил, устанавливающих принадлежность к ним тех или иных языковых единиц. Для лингвистики существенно принятое в философии рассмотрение категорий как наиболее общих форм познания.

Согласно энциклопедическому словарю, языковая категория [от греч. katеgoria] - в широком смысле - любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства; в строгом смысле - некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересека-ющихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака ... [1, с. 215].

Исследования в области когнитивной лингвистики и смежных наук подводят к мысли о том, что языковые категории представляют собой определенные концептуальные структуры, или формы осмысления мира в языке. С.Д. Кацнельсон, размышляя о познавательной важности мыслительных категорий, подчеркивал, что категории - это этапы познания мира [2, с. 450].

Н.Н. Болдырев полагает, что языковые категории представляют собой определенные формы осмысления мира в языке, то есть формы языкового сознания и форматы знания особого типа. По способу формирования любая «категория - это концептуальное объединение объектов, или объединение объектов на основе общего концепта» [3, с. 23]. Главную роль, которую играют концепты в мышлении, - это категоризация, позволяющая группировать объекты, имеющие определенные сходства, в соответствующие классы.

Сближение когнитивной и коммуникативной парадигм знания, учет не только логического, но и иррационального начала языка и психической природы его носителя, позволяет более детализировано и многоаспектно представить пространство любой категории, в том числе и категории концессивности. Задачей данной статьи является выделение аспектов описания разноуровневой категории концессивности. Актуальность выбора категории концессивности в качестве предмета исследования обусловлена тем, что общетеоретические задачи современной лингвистики, направлены на комплексное изучение и построение теории крупных семантических, синтаксических и функционально-семантических категорий языка, имеющих разноуровневую языковую онтологию.

Под категорией в ракурсе нашего исследования мы понимаем лингвоментальное образование, представляющее собой совокупность ментальных единиц и их вербальных и невербальных репрезентантов, обладающих общностью когнитивных признаков и фиксирующих результаты познавательной деятельности коллективного и индивидуального сознания.

Анализ лингвистической литературы свидетельствует о том, что категория концессивности постепенно переходит из семан-тико-синтаксической категории преимущественно с синтаксической базой в разряд межуровневых категорий, которая включает в себя морфологические, лексические, синтаксические составляющие; категория концессивности рассматривается как речевая тактика в общении, выделяются невербальные уступитель-

ные средства. Важным этапом в исследовании уступительных отношений стал переход к изучению их в рамках дискурсивного анализа. Данный этап в изучении уступительных отношений ознаменовался обращением ряда ученых к деятельностно-ориентированному подходу, при котором объектом исследования явилась уступка как дискурсивный феномен [4-7 и др.].

Следовательно, категория концессивности, включенная в языковую картину мира самым непосредственным образом, как универсальная, сложноорганизованная, крупномасштабная семантико-прагматическая категория требует специального исследования с учетом достижений последних лет в области исследования когнитивной лингвистики, семантики, прагматики, психолингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии.

Принцип антропоцентризма, или «человека в языке» утверждался в языкознании со времен В. фон Гумбольдта, в работах которого берет свое начало признание человека феноменом, консолидирующим науку о языке. Создаваемая человеком картина мира изначально антропоцентрична: этот мир строится разумом человека, который проецирует реалии объективной действительности, опираясь на свои представления о соотношении индивида и мира. Обращение к человеку, как носителю языка [8-12 и др.], составляет необходимое условие, так как категория концессивность сформировалась в практической, интеллектуальной деятельности людей. Очевиден тот факт, что категория концессивности включена не только в парадигму познание и язык, категорию отношение, но и в более широкую парадигму человек - мир - язык.

Сущность гносеологического аспекта категории концессив-ности заключается в следующем: понятие уступительность используется в качестве гносеологического инструмента в процессе познания картины мира, ее отдельных фрагментов. Познание окружающего мира - всегда длительный процесс, который предполагает известный жизненный опыт, накопление знаний.

Концептуальная система категории концессивности объединяет в себе все типы ментальных сущностей, которые вычленяются в процессе познания, актуализируя свой образный, понятийный, схематический, прототипический, фреймовый, метафорический уровни или разные комбинации этих концептуальных сущностей. Становление ментального лексикона в онтогенезе происходит при непосредственном взаимодействии с развитием у человека познавательных процессов, направленных на постижение мира. Параллельно идет осмысление, упорядочение и организация речевого / языкового опыта при помощи интеллектуальных операций, что в итоге приводит к формированию языковых и метаязыковых знаний.

Ономасиологический аспект категории концессивности в языке обусловлен отражательной природой языка и связан, в частности, с решением вопросов: каков уступительный смысл, каково лингвистически релевантное строение уступительной ситуации, как и с помощью каких языковых средств обозначаются уступительные отношения, какой языковой семантической интерпретации они подвергаются при «оязыковлении». При изучении ономасиологического аспекта категории концессивности необходимо двигаться в направлении от объективной действительности к логико-понятийному их отражению и далее к языковой семантической модификации. Ономасиологический аспект переводит категорию концессивности в плоскость внутриязыковой семантики как явления, предопределенного объективной реальностью.

В связи с тем, что для языка существенно разграничение двух действительностей, двух онтологий - внеязыковой (картина мира) и внутриязыковой (языковая картина мира), онтологический аспект проблемы категория концессивности охватыва-

ет два ряда вопросов. Первый ряд вопросов касается онтологии уступительных отношений, объекта внеязыковой действительности, который послужил основой для концептуализации и категоризации и стал категориальным концептом категории кон-цессивности, второй ряд вопросов касается языковой интерпретации категории концессивности.

Основными содержательными единицами языковой картины мира являются значение, понятие, концепт. Категория концес-сивности рассматривается в исследовании в качестве лингвоментального комплекса или сложной многокомпонентной структуры, объединенной на основе категориального уступительного концепта. Уступительный концепт - это свернутая ядерная идея, концентрированная содержательная единица сознания, центральный элемент категории концессивности, сформированный посредством мысленного увязывания осмысленных и обобщенных характеристик объектов, явлений, свойств предметов картины мира, совокупности личностных и социальных отношений.

Язык является средством строения и символической репрезентации различных концептуальных систем, один из способов кодирования и средством передачи содержащихся в них знаний. Это происходит, когда наше чувственное восприятие накладывается на концептуальную репрезентацию, а затем эта концептуальная репрезентация накладывается на языковую репрезентацию.

Категория концессивности репрезентируется как эксплицитными, так и имплицитными вербальными средствами. Репрезентативное поле вербальной категории концессивности включает в себя несколько взаимодействующих между собой областей: уступительность лексическая, уступительность грамматическая. Уступительная лексика отражает онтологические признаки изменения, получая специфическую лексическую, морфологическую и синтаксическую выраженность, что дает основание говорить о ее универсальности и всепричастности. Ономасиологический аспект учитывает воздействие на семантику языковых единиц с уступительным значением четырех факторов: объективной действительности - субъекта познающего - мышления

- языковых категорий и субкатегорий. В ономасиологическом плане абстрактная категория концессивности приобретает статус семантической категории.

При семасиологическом изучении категории концессивнос-ти предпочтение отдается внутриязыковому - парадигматическому и синтагматическому рассмотрению языковых единиц с уступительным содержанием. В этом большую помощь оказывает термин уступительный концепт, который выступает как интегрирующее начало для объединения множества разноуровневых вербальных и невербальных средств выражения категории концессивности.

С появлением новых подходов к проблеме организации языкового материала (концептуальной интеграции, фреймовой семантики и т.д.) анализ тематической группы глаголов уступительного значения, на наш взгляд, позволяет наиболее четко проследить новые принципы классификации значений тематически родственной лексики.

Коммуникативно-прагматический аспект исследования категории концессивности предполагает изучение способов вербализации уступительного смысла в речи и воздействия высказываний уступительной семантики на адресата в зависимости от тех или иных целей говорящего. С точки зрения лингвистической семантики и прагматики, теории речевых актов, предложения уступительной семантики формируют особый вид речевых актов, которые имеют определенную прагматическую структуру. Специфика данных высказываний обусловлена их явной прагматической направленностью посткоммуникативного воздействия на адресата с целью побуждения к действию (к согласию, к уступке) или к бездействию.

Коммуникативный аспект уступительных высказываний можно представить следующим образом: говорящий сначала делает некоторое утверждение, которое вызывает у слушателя определенные предположения относительно возможных следствий или результатов сообщаемых фактов. Однако своим последующим утверждением говорящий уточняет, корректирует или даже опровергает возможные последствия, которые, по предположению говорящего, ожидает слушающий. Таким образом, второе суждение является в определенной мере неожиданным (относительно первого суждения) для говорящего или адресата.

Суть деятельностного аспекта - рассмотрение любого явления и процесса в его становлении и функционировании сквозь

призму категории деятельности. Основанием такого подхода выступает, естественно, общепсихологическая теория деятельности, а сам подход представляет собою приложение этой теории к изучению и формированию категории концессивности. Деятельностный подход является по своей сути универсальным, поскольку охватывает широчайший спектр познавательных процессов.

Категория концессивности имеет оценочный, аксиологический характер, в котором выражена эмоциональная сторона общественных (социальных) отношений. Стратегия поведения уступка выступает средством урегулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Понятие «стратегия» определяет сущность мыслительных процессов, которые целенаправленны, систематичны и находятся под внешним контролем сознания.

Авторитет и значимость стратегии поведения уступка базируется на принципах, нормах, то есть на силе общественного мнения или самосознании личности. В процессе нравственного выбора (уступать - не уступать) личность соотносит свой внутренний мир, свою субъективность с миром сущим, это возможно только в мыслительном акте.

Социальный аспект категории концессивности заключается в том, что концепт уступка может быть отнесен к концептам, обеспечивающим связь человек - социум, так как концепт уступка не мог возникнуть в индивидуальном сознании самостоятельно, не опираясь на социальный фон - обобщенные знания социума. Концепт уступка несет в себе коллективное знание, результат воздействия того или иного события на человека, положительная или отрицательная оценка этих событий.

Исходя из проведенного обзора аспектов изучения категории концессивности, следует, что при исследовании и описании содержания разноуровневой категории концессивности необходимо учитывать девять взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов ее рассмотрения: онтологический, гносеологический, ономасиологический, семасиологический, коммуникативно-прагматический, деятельностный, нравственный, социальный, антропологический. Разграничение этих аспектов условно, так как они тесно взаимосвязаны и переплетены.

Перечисленные взаимообусловленные и взаимосвязанные аспекты позволяют рассмотреть категорию концессивности как многокомпонентную структуру, которая имеет сложное иерархическое внутреннее строение, сегменты которой взаимодействуют между собой, при этом каждый сегмент организован по типу центр-периферия. Исходя из задач исследования, в содержании категории концессивности мы условно выделяем четыре сегмента: 1) концептуальный (понятийный); 2) вербально-семантический; 3) коммуникативно-прагматический; 4) невербальный. Такое сегментирование категории концессивнос-ти основано на положении, что каждое языковое явление может считаться адекватно описанным и разъясненным только в тех случаях, если оно рассмотрено на перекрестке когниции и коммуникации [13, с. 16].

Особенность концептуального сегмента категории концес-сивности состоит в том, что он представляет собой результат первичного осмысления нового знания, выделения когнитивных признаков предметов, явлений, событий реальной действительности, обобщения и абстрагирования, формирования категориального концепта концессивности. Вербально-семантический сегмент категории концессивности - это коммуникативно-релевантная вербализованная часть категории, которая представляет собой семантико-прагматический и лексико-грамматический континуум, единицы которого предоставляют доступ к единицам концептуального уровня.

Коммуникативно-прагматический сегмент категории кон-цессивности представлен различными коммуникативными стратегиями и тактиками, базирующими на принципе «уступка с определенной целью». Мы выделили следующие виды уступительных коммуникативных тактик в речевом акте: коммуникативная тактика уступка-сближение в переговорном процессе, коммуникативная тактика взаимной уступки (компромисс), коммуникативная тактика уступка за уступку в торговом дискурсе, коммуникативная тактика выжимания уступки, коммуникативная тактика частичной уступки, коммуникативная тактика промежуточной уступки и другие.

Следует отметить, что языковое знание, как результат когнитивного опыта человека, существует в двух формах языка:

вербальной и невербальной. Невербальный сегмент категории концессивности включает в себя невербальные коды коммуникации: кинесические (мимика, взгляд, жесты), такесичес-кие (прикосновения, рукопожатие), проксемические (положение в пространстве). Невербальные сигналы, подобно словам, используются по-разному и имеют неоднозначное толкование, обладают денотативным (прямым) и коннотативным (ассоциативным) значениями.

К числу константных признаков категории концессивности мы относим следующие: 1) универсальность; 2) содержательная насыщенность, отражающая разные сферы социального опыта, общественной практики и культурных знаний; 3) динамичность, предполагающая непрерывное обновление знакового состава категории. Важными характеристиками категории кон-цессивности являются многообразие, многоуровневость, многоБиблиографический список

плановость и масштабность. Категория концессивности не существует в сознании человека изолированно, она имеет совместные периферийные области с такими категориями как категории обусловленности, с модусными категориями (модальность, оценка, отрицание), лексическими, морфологическими, синтаксическими и другими категориями.

Таким образом, многоаспектный подход в исследовании категории концессивности позволяет условно интерпретировать содержание языковой категории, определить ее иерархическое строение, поскольку предусматривает систематизацию всех типов знаний, имеющих опору на познавательную деятельность человека. В свете когнитивной парадигмы лингвоментальная категория концессивности рассматривается как отражение определенных пластов человеческого опыта, зафиксированных в языке.

9.

10.

11.

12

1З.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998.

Кацнельсон, С.Д. Категории языка и мышления: из научного наследия. - М., 2001.

Болдырев, Н.Н. Репрезентация знаний в системе языка // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2007. - № 4.

Апресян, В.Ю. Уступительность в языке // Языковая картина мира и системная лексикография. - М., 2006.

Берзина, Г.П. Функционально-семантическое поле уступительности в современном немецком языке: учеб. пос. к спецкурсу. - Новосибирск, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кадырова, А.И. Отношения уступительности в современном английском тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1987.

Хилалова, Н.Г. Функционально-прагматический аспект блокирующей уступки в контексте бытового конфликтного дискурса в совре-

менном немецком языке: автореф. дис. . кандидата филол. наук. - Иркутск, 2004.

Бондарко, А.В. О стратификации семантики // Общее языкознание и теория грамматики. - СПб., 1998.

Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.

Кубрякова, Е.С. Что может дать когнитивная лингвистика исследованию сознания и разума человека // Международный конгресс по когнитивной лингвистике. - Тамбов, 2006.

Падучева, Е.В. О семантике синтаксиса. Материалы к трансформационной грамматике русского языка. - М., 1974.

Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. - М., 1988.

Кубрякова, Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1.

Bibliography

1. Yazihkoznanie. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1998.

2. Kacneljson, S.D. Kategorii yazihka i mihshleniya: iz nauchnogo naslediya. - M., 2001.

3. Boldihrev, N.N. Reprezentaciya znaniyj v sisteme yazihka // Voprosih kognitivnoyj lingvistiki. - 2007. - № 4.

4. Apresyan, V.Yu. Ustupiteljnostj v yazihke // Yazihkovaya kartina mira i sistemnaya leksikografiya. - M., 2006.

5. Berzina, G.P. Funkcionaljno-semanticheskoe pole ustupiteljnosti v sovremennom nemeckom yazihke: ucheb. pos. k speckursu. - Novosibirsk, 2007.

6. Kadihrova, A.I. Otnosheniya ustupiteljnosti v sovremennom angliyjskom tekste: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - M., 1987.

7. Khilalova, N.G. Funkcionaljno-pragmaticheskiyj aspekt blokiruyutheyj ustupki v kontekste bihtovogo konfliktnogo diskursa v sovremennom

nemeckom yazihke: avtoref. dis. ... kandidata filol. nauk. - Irkutsk, 2004.

8. Bondarko, A.V. O stratifikacii semantiki // Obthee yazihkoznanie i teoriya grammatiki. - SPb., 1998.

9. Karaulov, Yu.N. Russkiyj yazihk i yazihkovaya lichnostj. - M., 1987.

10. Kubryakova, E.S. Chto mozhet datj kognitivnaya lingvistika issledovaniyu soznaniya i razuma cheloveka // Mezhdunarodnihyj kongress po kognitivnoyj lingvistike. - Tambov, 2006.

11. Paducheva, E.V. O semantike sintaksisa. Materialih k transformacionnoyj grammatike russkogo yazihka. - M., 1974.

12. Serebrennikov, B.A. Rolj chelovecheskogo faktora v yazihke: yazihk i mihshlenie. - M., 1988.

13. Kubryakova, E.S. Ob ustanovkakh kognitivnoyj nauki i aktualjnihkh problemakh kognitivnoyj lingvistiki // Voprosih kognitivnoyj lingvistiki. -2004. - № 1.

Статья поступила в редакцию 18.01.14

УДК 81-119

Gogichev Ch.G. THE COGNITIVE MODELS AND THE PROCESS OF THEIR REALIZATION IN IDIOM SEMANTICS.

The article looks at the cognitive models and their role in forming of the categories of the subordinate level. The cognitive models associated with idioms reveal following properties: some of them can be taken as a reason for a further categorization process of an existing class or the meaning expressed by means of idioms can be considered as insufficient for a categorization change.

Key words: cognitive model, categories, subordinate level, idioms, categorization, potential semantic properties.

Ч.Г. Гогичев, канд. фил. наук, доц. каф. делового общения РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПРОЦЕССЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ В ЗНАЧЕНИИ ИДИОМ

В статье рассматривается процесс формирования категорий субординатного уровня на материале идиом и связанных с ними когнитивных моделей. Соотнесение объекта/категории с когнитивным классификатором происходит в сигнификате, здесь осуществляется активация потенциальных когнитивных моделей, их потенциальный статус доказывается существованием субкатегорий, представляющих собой результат рекатегоризации соответствующей категории базового уровня. Не все потенциальные когнитивные модели могут служить основанием для образования нового класса, существуют категоризующие и некатегоризующие когнитивные модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.