Научная статья на тему 'Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «Учитель начальных классов»'

Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «Учитель начальных классов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / профессия учителя / обучение в начальных классах / учебная программа / модернизация / teacher / teaching profession / class-teaching / study programme / modernization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миленович Ж. М., Цветкович Р. Е.

Темoй данного эмпирического исследования является изучение оценки / мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения». В качестве исходной позиции выбрана гипотеза, указывающая на потребность более детальной разработки проблем, связанных со структурой высшего педагогического образования, в частности, с содержанием учебных программ по профилю учитель начальных классов. Таким образом, в настоящее время актуальной является задача модернизации структуры и содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения. Также нами выдвинуто предположение, что в процессе исследования будет определена статистически значимая разница в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю «Теория и методика начального обучения», зависящая от уровня их профессиональной компетенции и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя. Для верификации достоверности теоретических гипотез в декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов – учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Полученные в ходе исследования данные сведены в шкале ПУ-ПМСПРН ( = 0,762) и статистически обработаны с использованием статистического пакета H – критерия Краскела-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследования показали существование статистически значимой разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения, зависящей от уровня их профессиональной компетенции: c² (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046, и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миленович Ж. М., Цветкович Р. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS ON THE NEED OF MODERNIZATION OF CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON SPECIALTY “PRIMARY SCHOOL TEACHER”

The subject of this empirical study is the study of the assessment/ opinion of teachers on the need to modernize the curriculum in the specialty “The theory and methodology of primary education”. As a starting point, a hypothesis is chosen that indicates the need for more detailed development of problems related to the structure of higher pedagogical education, in particular, with the content of curriculums on the profile of a primary school teacher. Thus, at present, the task of modernizing the structure and content of the curricula of the academic disciplines in terms of the theory and methodology of primary education is topical. We also suggested that in the process of research a statistically significant difference in the teachers' assessments / opinions will be determined about the need to modernize the content of the curriculum work programs according to the profile “The theory and methodology of primary education”, depending on the level of their professional competence and the central/ peripheral location of the primary school, in which the questioned works as a teacher. To verify the reliability of theoretical hypotheses in December 2016, a sample survey was conducted among 103 respondents – teachers of primary classes in Nis Region (Republic of Serbia). The data obtained in the course of the study are summarized in the PU-PMSPRN scale ( = 0.762) and statistically processed using the statistical package of the H-Kruskel-Wallis criterion and subsequent comparison with the calculated median. The results of the research showed the existence of a statistically significant difference in the teachers' assessments/ opinions about the need to modernize the content of the curriculum work programs by the profile of the theory and methodology of primary education, depending on the level of their professional competence: c² (2, n = 103) = 6.140, p = 0.046, and from the central/ peripheral location of the primary school in which the respondent teaches: c² (1, n = 103) = 0.498, p = 0.480 (Table 4).

Текст научной работы на тему «Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «Учитель начальных классов»»

Миленович Ж.М., Цветкович Р.Е. Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «учитель начальных классов». Научный результат. Педагогика и психология образования. Том 3, №2: 41-45.

УДК 372.4, 378.14

DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-41-45

Миленович Ж.М. Цветкович Р. Е.

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»1

Педагогический факультет в Призрен, Государственный Приштинский университет, Владимира Милича, 9,

Ниш, 18116 Республика Сербия, E-mail: zivorad.milenovic@pr.ac.rs Педагогический факультет в Призрен, Государственный Приштинский университет, Владимира Милича, 9,

Ниш, 18116 Республика Сербия, E-mail: vinica@ptt.rs

Аннотация

Темой данного эмпирического исследования является изучение оценки / мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения». В качестве исходной позиции выбрана гипотеза, указывающая на потребность более детальной разработки проблем, связанных со структурой высшего педагогического образования, в частности, с содержанием учебных программ по профилю учитель начальных классов. Таким образом, в настоящее время актуальной является задача модернизации структуры и содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения. Также нами выдвинуто предположение, что в процессе исследования будет определена статистически значимая разница в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю «Теория и методика начального обучения», зависящая от уровня их профессиональной компетенции и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя. Для верификации достоверности теоретических гипотез в декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов - учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Полученные в ходе исследования данные сведены в шкале ПУ-ПМСПРН (а = 0,762) и статистически обработаны с использованием статистического пакета H - критерия Краскела-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследования показали существование статистически значимой разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения, зависящей от уровня их профессиональной компетенции: с2 (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046, и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент: с2 (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).

Ключевые слова: учитель; профессия учителя; обучение в начальных классах; учебная программа; модернизация.

Milenovich Z.M. TEACHERS ON THE NEED OF MODERNIZATION OF CONTENT

Cvetkovic R. E. OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON SPECIALTY

"PRIMARY SCHOOL TEACHER"

Pedagogical Faculty in Prizren, Prístina State University, 9 Vladimir Milich, Nis, 18116, Republic of Serbia

E-mail: zivorad.milenovic@pr.ac.rs Pedagogical Faculty in Prizren, Pristina State University, 9 Vladimir Milich, Nis, 18116, Republic of Serbia

E-mail: vinica@ptt.rs

Abstract.

The subject of this empirical study is the study of the assessment/ opinion of teachers on the need to modernize the curriculum in the specialty "The theory and methodology of primary education". As a starting point, a hypothesis is chosen that indicates the need for more detailed development of

Работа является результатом исследования в рамках проекта „Материальная и духовная культура Косово и Метохии" № 178028 и интернистического макро-проекта „Инновации в воспитании и образовании" № ИМП 001.

Миленович Ж.М., Цветкович Р.Е. Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «учитель начальных классов». Научный результат. Педагогика и психология образования. Том 3, №2: 41-45.

problems related to the structure of higher pedagogical education, in particular, with the content of curriculums on the profile of a primary school teacher. Thus, at present, the task of modernizing the structure and content of the curricula of the academic disciplines in terms of the theory and methodology of primary education is topical. We also suggested that in the process of research a statistically significant difference in the teachers' assessments / opinions will be determined about the need to modernize the content of the curriculum work programs according to the profile "The theory and methodology of primary education", depending on the level of their professional competence and the central/ peripheral location of the primary school, in which the questioned works as a teacher. To verify the reliability of theoretical hypotheses in December 2016, a sample survey was conducted among 103 respondents - teachers of primary classes in Nis Region (Republic of Serbia). The data obtained in the course of the study are summarized in the PU-PMSPRN scale (a = 0.762) and statistically processed using the statistical package of the H-Kruskel-Wallis criterion and subsequent comparison with the calculated median. The results of the research showed the existence of a statistically significant difference in the teachers' assessments/ opinions about the need to modernize the content of the curriculum work programs by the profile of the theory and methodology of primary education, depending on the level of their professional competence: c2 (2, n = 103) = 6.140, p = 0.046, and from the central/ peripheral location of the primary school in which the respondent teaches: c2 (1, n = 103) = 0.498, p = 0.480 (Table 4).

Key words: teacher; teaching profession; class-teaching; study programme; modernization

Введение

Педагогические факультеты Республики Сербии обеспечены едиными по структуре и содержанию рабочими программами учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения, способствующих становлению профессиональной компетентности студентов. Современное информационное общество активно влияет на процесс образования, что в полной мере отражается на сущности и содержании процесса обучения.

Качество начального образования должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, которые ориентируются на формирование личности, адаптирующейся к изменяющимся

условиям жизни в современном обществе и обладающей достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками. Таким образом, усовершенствование качества общего начального образования, как главного элемента стратегии управления результативностью, повышает уровень мотивации и обеспечивает квалитативность дальнейшего обучения и развития личности учащегося.

Таким образом, профессиональный стандарт учителя начальных классов необходимо наполнить новыми компетенциями с развитыми практическими и теоретическими знаниями. Также, для стандартизации профессиональной деятельности учителя важным составляющим являются его личностно-психологические характеристики (педагогическая эрудиция, креативно-практическое и аналитическое мышление, организаторские способности, инициативность, коммуникабельность,

исполнительность и другие профессионально значимые качества).

Выбор главных стратегий деятельности подразумевает совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов на основе изучения базисных путей модернизации начального общего образования. В связи с этим были проведены многочисленные попытки реформы общего образования, которые установили фрагментарный характер

модернизирования и отсутствие четкого представления о стратегии и методологических проблемах модернизации традиционного образовательного процесса [6, 7].

Новейшие исследования указали на необходимость существенных изменений в структуре и содержании рабочих программ учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения [5]. В данной статье рассматривается потребность

модернизации начального образования на основе исследований оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения.

Основная часть

Цель исследования - дефиниция и дискрипция факторов оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Исследование исходило из общего предположения, что, с одной стороны, система мер по модернизации педагогического образования разработана в недостаточной мере, что говорит о необходимости создания механизма для ее эффективного и динамичного функционирования в

Миленович Ж.М., Цветкович Р.Е. Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «учитель начальных классов». Научный результат. Педагогика и психология образования. Том 3, №2: 41-45.

условиях осуществления модернизации. С другой стороны, исследование исходило из предположения о существовании значительной разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, зависящей от уровня профессиональной компетенции учителя и

центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент.

В исследовании используется исторический и трансверсальный метод; дескриптивная и сравнительная (вероятностная) модель

исследования. Методы исследования -анкетирование и шкалирование. Исследование проведено с использованием комбинированного инструментария для оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, (шкала ПУ-ПМСПРН), которая состоит из 15 логических айтемов и порядковой трёхпозиционной шкалы для измерения уровня интенсивности согласия.

Надежность прибора проверяется коэффициентом альфа Кронбаха, который превышает рекомендованное значение (а = 0,700) (таблица 1): коэффициент данных высказываний альфа Кронбаха а = 0,762.

Таблица 1

Исследование надежности шкалы ПУ-ПМСПРН

Table 1

Investigation of the reliability of the PU-PMSPRN scale

Надежность

a N

0,762 15

Эмпирической основой исследования является опрос респондентов. В декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов - учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Статистический анализ результатов исследования был проведен на основе Н - критерия Крускала-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследований

представлены в таблицах.

Результаты. Сопоставление независимой переменной, показывающей уровень

профессиональной компетенции и

центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя, с непрерывной переменной, отображающей оценку/мнение учителей о необходимости модернизации

учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, было проведено на основе Н - критерия Крускала-Уоллиса. В статье выполнено вытекающее сравнение путем расчета медианы.

Н - критерий Крускала-Уоллиса выявил статистически значимые различия в оценке/мнении учителей о необходимости модернизации образования по специальности теория и методика начального обучения в результатах трех групп учителей, зависящих от их профессиональной компетенции о2 (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046 (таблица 2).

Таблица 2

Профессиональная компетенция учителей и их оценка/мнение о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения» (Test Statistics)

Table 2

Professional competence of teachers and their assessment / opinion on the need to modernize the curriculum on the specialty "The theory and methodology of primary education" (Test Statistics)

Оценка учителей

%2 6,140

df 2

P 0,046

Результаты указывают, что самый высокий уровень оценки/мнения учителей о необходимости модернизации образования по специальности теория и методика начального обучения имеют учителя с дипломом магистра (Md = 37). Затем следуют учителя с высшим образованием (Md = 12) и со средним педагогическим образованием (Md = 10) (таблица 3).

Таблица 3

Вытекающее сравнение (Median Test)

Table 3

Flowing comparison (Median Test)

Уровень образования

Среднее специальное Высшее бакалавриат Магистратура

Оценка/ мнение учителей > Md 6 20 18

<= Md 10 12 37

Тест Крускала-Уоллиса не выявил статистически значимые различия в уровнях оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения в результатах двух групп учителей, зависящих от центрального/периферического расположения начальной школы: о2 (1, п = 103) =

Миленович Ж.М., Цветкович Р.Е. Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «учитель начальных классов». Научный результат. Педагогика и психология образования. Том 3, №2: 41-45.

0,498, p = 0,480 (таблица 4). Тест Крускала-Уоллиса не выявил статистически значимые различия в уровнях оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения в результатах двух групп учителей, зависящих от центрального/периферического расположения начальной школы: о2 (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).

Таблица 4

Центральное/периферическое расположение начальной школы и оценка/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения» (Test Statistics)

Table 4

The central/ peripheral location of the primary school and the teachers' assessment/ opinion about the need to modernize the curriculum on the specialty "The theory and methodology of primary education" (Test Statistics)

Оценка учителей

t 0,498

df i

p 0,480

На основании результатов исследования можно сделать вывод, что учителя осознают необходимость модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения.

Заключение

Результаты теоретических исследований показали, что в настоящее время структура и содержание рабочих программ учебных дисциплин по специальности теория и методика начального образования не содействуют созданию благоприятных условий для профессионального роста. Данная ситуация характерна не только для Республики Сербии, но и для стран с более развитыми системами образования- Финляндии, Швециии, Германии, Англии, Испании. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований, опубликованных в ведущих научных журналах мира [11]. В некоторых из них даны предложения и рекомендации по модернизации системы начального общего образования [1].

Исследование подтвердило общее предположение о том, что программы учебных дисциплин по специальности педагогика и методика начального обучения малоэффективны и требуют модернизации системы высшего педагогического образования. Также была подтверждена гипотеза о существенном влиянии

уровня образования на оценку/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Оказалось, что учителя с дипломом магистра имеют гораздо более высокий уровень оценки/мнения о необходимости модернизации учебной программы по данной специальности.

Преподаватели с высшим образованием владеют обширными знаниями о современных формах и способах обучения, используемых в начальной школе. Это подтверждается результатами многочисленных научных исследований [3, 9].

В результате исследования подтвердилось общее предположение об отсутствии существенной разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, независимо от центрального/периферического расположения начальной школы.

В основном все учителя согласны с необходимостью модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Исследование показало, что независимо от влияния многочисленных факторов, центральное/периферическое расположение

начальной школы не имеет существенного значения. На это указывают результаты многочисленных исследований [4, 8], которые подтверждают, что центральное/периферическое расположение начальной школы не оказывает влияния на оценку/мнение учителей о необходимости решения основных проблем современного образования.

References

1. Il'in V., Shabunova A., Leonidova G. The Social Position of Schoolteachers in Russia. Russian Education and Society. 2013. 55 (9). Pp. 47-67.

2. Edmond N., Hayler M. On Either Side of the Teacher: Perspectives on Professionalism in Education. Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. 2013. 39 (2). Pp. 209-221.

3. Karolcik S., Cipkova E., Kinchin, I. Teacher Attitudes to Professional Development of Proficiency in the Classroom Application of Digital Technologies. International Education Studies, 2016. 9 (4), Pp. 9-19.

4. Kopnina H. Future Scenarios and Environmental Education. Journal of Environmental Education. 2014. 45 (4), Pp. 217-231.

5. Milenovic A. Class Teaching in Primary Schools: Innovative Didactic Methodological Models. Belgrade: Andrejevic endowment. 2017.

Миленович Ж.М., Цветкович Р.Е. Мнение учителей о необходимости модернизации содержания учебных программ по специальности «учитель начальных классов». Научный результат. Педагогика и психология образования. Том 3, №2: 41-45.

6. Radovic S. Teaching Materials "Surface Area of Geometric Figures," Created Using the Software Package "GeoGebra". European Journal of Contemporary Education. 2013. 4 (2), Pp. 72-80.

7. Semenog O. Training of Masters in Philology in Ukraine and Abroad: Search for Educational Strategies. Comparative Professional Pedagogy. 2015. 5 (1). Pp. 25-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Subramonian G., Hallen D. Requirements and Constraints of B.Ed., Trainees in Communicative English. Journal on English Language Teaching, 2012. 2 (1), Pp. 27-32.

9. Hamzina G. Russian Education in the Context of the Third Generation Universities' Discourse: Employers' Evaluation. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. 11 (16). Pp. 9101-9112.

10. Chen F. Taboos in China: To Be or Not to Be. English Language Teaching. 2012. 5 (7), Pp. 123-128.

11. Yarovaya Y. Standardization of Primary Education in Great Britain. European Journal of Contemporary Education. 2015. 12 (2), Pp. 169-174.

Данные авторов:

Миленович Живорад Милисавов, профессор Педагогического факультета, доктор педагогических наук

Цветкович Раиса Евгеньевна, профессор Педагогического факультета, кандидат

филологических наук

About the authors:

Milenovich Zhivorad Milisavov, Professor of the Pedagogical Faculty, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Cvetkovic Raisa Evgenievna, Professor of the Pedagogical Faculty, PhD in Philology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.