Научная статья на тему 'Мнение современников о концепции В. С. Соловьева'

Мнение современников о концепции В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
518
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.С. СОЛОВЬЕВ / СВОБОДНАЯ ТЕОКРАТИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИЙПРОЦЕСС / V.S. SOLOVIEV / FREE THEOCRACY / MORALITY / DIVINE-HUMAN PROCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ищенко И. А.

Рассматриваются мнения современников о концепции свободной теократии В.С. Соловьева. Выделяются три группы мнений, касающихся сильных и слабых сторон концепции, значимости ее для нравственных задач и культурных ценностей человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporaries’ opinions on the V.S. Soloviev’s conception

The article analyses opinions of contemporaries on the V.S. Soloviev`s doctrine of free theocracy. There are three groups of opinions. Opinions are about strong and weak parts of the idea, meaning the idea for morality missions and cultural value of humanity.

Текст научной работы на тему «Мнение современников о концепции В. С. Соловьева»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 94-95.

УДК 141 И.А. Ищенко

МНЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ О КОНЦЕПЦИИ В.С. СОЛОВЬЕВА

Рассматриваются мнения современников о концепции свободной теократии В.С. Соловьева. Выделяются три группы мнений, касающихся сильных и слабых сторон концепции, значимости ее для нравственных задач и культурных ценностей человечества.

Ключевые слова: В.С. Соловьев, свободная теократия, нравственность, богочеловеческий процесс.

При анализе мнений современников о концепции свободной теократии В.С. Соловьева необходимо учитывать политическую ситуацию в России. Реформы, проводимые со второй половины XIX в., ставят государственную власть перед выбором. Первый путь - сохранение единства самодержавия, православия и народности. Второй путь - постепенная либерализация государственной власти. Третий путь - капитализация страны путем проведения буржуазных реформ. Был выбран последний путь. Проведение реформ в 1860-1870-х гг. усиливает напряженность политической и социальной ситуации страны. Период реформ характеризуется углублением полемики между сторонниками консерватизма и либерализма.

Существующую жизнь В.С. Соловьев называет «дурной и требующей исправления» [1]. Исправление возможно при опоре на то, что находится вне существующей жизни. Это религия. И он хочет религиозно преодолеть эти кризисы через концепцию свободной теократии. Свободная теократия основана «на существенной направляющей роли христианских принципов в жизни общества» [2]. К ним он относит, во-первых, духовный принцип, имеющий не национальный, а вселенский характер, во-вторых, принцип христианской солидарности, в-третьих, принцип общего смысла человеческой жизни и истории, в-четвертых, создание человека по образу Бога.

Концепция имела как своих сторонников, так и противников.

К первой группе мы относим сторонников концепции. Л.А. Тихомиров в своем исследовании ссылается на мнение философа по широкому кругу вопросов, в том числе касающихся появления абсолютизма, влияния божественной силы на правителя и т. д. [3]. Л.М. Лопатин приравнивает эту философскую систему к немецким [4]. В.И. Иванов отмечает направленность концепции на восстановление культурных ценностей [5]. Достижение концепции - это самоопределение русской национальной души. В.Г. Короленко пишет, что христианство для философа было источником абсолютной морали [6]. П.И. Новгородцев делает акцент на нравственных началах в противоположность теориям, основанных на силе и расчете [7]. Е.Н. Трубецкой положительно высказывается о концепции и развивает свои учения при опоре на нее [8].

Ко второй группе мы относим критиков концепции. Митрополит Антоний (Храповицкий) упрекает концепцию за политическую направленность и чрезмерную значимость для нее Папы Римского [9]. Критика Н.Я. Данилевского направлена на симметрическую схематичность построений, благодаря которой факты «подпихиваются» под симметрию

[10]. В укор ставится подбор лишь тех фактов, которые подтверждают теорию. В.В. Розанов осуждает философа за отсутствие чувства действительности [11].

К третьей группе мы относим исследователей, которые видели как сильные, так и слабые стороны концепции. Н.А. Бердяев пишет, что «тео-

© И.А. Ищенко, 2014

Мнение современников о концепции В. С. Соловьева

95

кратическая система, бесспорно, самая слабая сторона соловьевской религиозной философии», иерархический строй церкви нельзя уподоблять государственной власти. «Самым же сильным является учение о Богочеловечестве» [12]. Также Н.А. Бердяев указывает на слабое проникновение философом в мистику Востока и Запада [13].

Итак, к положительным пунктам концепции современники относят наделение человечества нравственными качествами и смыслом жизни. Концепция направлена на восстановление культурных ценностей. Богочеловечество - это сильная сторона, наделяющая христианство универсальным гуманизмом, принципом развития и прогресса.

С другой стороны, критикуют подведение фактов под теорию и попытку отожествления иерархического строя церкви с государственной властью, а также желание наделить церковь политической силой, во главе которой должен стоять Папа Римский, заменяющий собой Христа. Однако современники замечают, что сам философ под конец жизни отказался от этой концепции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., 1912. 486 с.

[2] Игумен Вениамин (Новик). Владимир Соловьев: социальное измерение духовности. URL: http://www.vehi.net/soloviev/novik.html.

[3] Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 2010. 734 с.

[4] Лопатин Л. М. Философское миросозерцание

В.С. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 56. С. 45-91.

[5] Иванов В. И. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания. URL: http://www.vehi.net/soloviev/ivanov.html.

[6] Короленко В. Г. «Декларация» В.С. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/soloviev/korolenko.html.

[7] Новгородцев П. И. Идея права в философии

Вл.С. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/

soloviev/novgorodcev.html.

[8] Трубецкой Е. Н. Избр. М., 1995. 475 с.

[9] Митрополит Антоний Храповицкий. Превосходство православия над учением папизма в его изложении В. Соловьевым. URL: http:// www.apologet.in.ua.

[10] Данилевский Н. Я. Владимир Соловьев о православии и католицизме. URL: http://www.vehi. net/danilevsky/soloviev.html.

[11] Розанов В. В. Памяти Вл. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/rozanov/pamyati.html.

[12] Бердяев Н. А. Владимир Соловьев и мы. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/mochulsky.html.

[13] Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/soloviev.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.