ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 94-95.
УДК 141 И.А. Ищенко
МНЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ О КОНЦЕПЦИИ В.С. СОЛОВЬЕВА
Рассматриваются мнения современников о концепции свободной теократии В.С. Соловьева. Выделяются три группы мнений, касающихся сильных и слабых сторон концепции, значимости ее для нравственных задач и культурных ценностей человечества.
Ключевые слова: В.С. Соловьев, свободная теократия, нравственность, богочеловеческий процесс.
При анализе мнений современников о концепции свободной теократии В.С. Соловьева необходимо учитывать политическую ситуацию в России. Реформы, проводимые со второй половины XIX в., ставят государственную власть перед выбором. Первый путь - сохранение единства самодержавия, православия и народности. Второй путь - постепенная либерализация государственной власти. Третий путь - капитализация страны путем проведения буржуазных реформ. Был выбран последний путь. Проведение реформ в 1860-1870-х гг. усиливает напряженность политической и социальной ситуации страны. Период реформ характеризуется углублением полемики между сторонниками консерватизма и либерализма.
Существующую жизнь В.С. Соловьев называет «дурной и требующей исправления» [1]. Исправление возможно при опоре на то, что находится вне существующей жизни. Это религия. И он хочет религиозно преодолеть эти кризисы через концепцию свободной теократии. Свободная теократия основана «на существенной направляющей роли христианских принципов в жизни общества» [2]. К ним он относит, во-первых, духовный принцип, имеющий не национальный, а вселенский характер, во-вторых, принцип христианской солидарности, в-третьих, принцип общего смысла человеческой жизни и истории, в-четвертых, создание человека по образу Бога.
Концепция имела как своих сторонников, так и противников.
К первой группе мы относим сторонников концепции. Л.А. Тихомиров в своем исследовании ссылается на мнение философа по широкому кругу вопросов, в том числе касающихся появления абсолютизма, влияния божественной силы на правителя и т. д. [3]. Л.М. Лопатин приравнивает эту философскую систему к немецким [4]. В.И. Иванов отмечает направленность концепции на восстановление культурных ценностей [5]. Достижение концепции - это самоопределение русской национальной души. В.Г. Короленко пишет, что христианство для философа было источником абсолютной морали [6]. П.И. Новгородцев делает акцент на нравственных началах в противоположность теориям, основанных на силе и расчете [7]. Е.Н. Трубецкой положительно высказывается о концепции и развивает свои учения при опоре на нее [8].
Ко второй группе мы относим критиков концепции. Митрополит Антоний (Храповицкий) упрекает концепцию за политическую направленность и чрезмерную значимость для нее Папы Римского [9]. Критика Н.Я. Данилевского направлена на симметрическую схематичность построений, благодаря которой факты «подпихиваются» под симметрию
[10]. В укор ставится подбор лишь тех фактов, которые подтверждают теорию. В.В. Розанов осуждает философа за отсутствие чувства действительности [11].
К третьей группе мы относим исследователей, которые видели как сильные, так и слабые стороны концепции. Н.А. Бердяев пишет, что «тео-
© И.А. Ищенко, 2014
Мнение современников о концепции В. С. Соловьева
95
кратическая система, бесспорно, самая слабая сторона соловьевской религиозной философии», иерархический строй церкви нельзя уподоблять государственной власти. «Самым же сильным является учение о Богочеловечестве» [12]. Также Н.А. Бердяев указывает на слабое проникновение философом в мистику Востока и Запада [13].
Итак, к положительным пунктам концепции современники относят наделение человечества нравственными качествами и смыслом жизни. Концепция направлена на восстановление культурных ценностей. Богочеловечество - это сильная сторона, наделяющая христианство универсальным гуманизмом, принципом развития и прогресса.
С другой стороны, критикуют подведение фактов под теорию и попытку отожествления иерархического строя церкви с государственной властью, а также желание наделить церковь политической силой, во главе которой должен стоять Папа Римский, заменяющий собой Христа. Однако современники замечают, что сам философ под конец жизни отказался от этой концепции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., 1912. 486 с.
[2] Игумен Вениамин (Новик). Владимир Соловьев: социальное измерение духовности. URL: http://www.vehi.net/soloviev/novik.html.
[3] Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 2010. 734 с.
[4] Лопатин Л. М. Философское миросозерцание
В.С. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 56. С. 45-91.
[5] Иванов В. И. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания. URL: http://www.vehi.net/soloviev/ivanov.html.
[6] Короленко В. Г. «Декларация» В.С. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/soloviev/korolenko.html.
[7] Новгородцев П. И. Идея права в философии
Вл.С. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/
soloviev/novgorodcev.html.
[8] Трубецкой Е. Н. Избр. М., 1995. 475 с.
[9] Митрополит Антоний Храповицкий. Превосходство православия над учением папизма в его изложении В. Соловьевым. URL: http:// www.apologet.in.ua.
[10] Данилевский Н. Я. Владимир Соловьев о православии и католицизме. URL: http://www.vehi. net/danilevsky/soloviev.html.
[11] Розанов В. В. Памяти Вл. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/rozanov/pamyati.html.
[12] Бердяев Н. А. Владимир Соловьев и мы. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/mochulsky.html.
[13] Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/soloviev.html.