Научная статья на тему 'Мнение населения в системе оценки деятельности органов местного самоуправления'

Мнение населения в системе оценки деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
395
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов А.Ю.

В статье проводится обзор организации интернет-опросов населения об удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнение населения в системе оценки деятельности органов местного самоуправления»

МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Семенов А.Ю.*

Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Ульяновск

В статье проводится обзор организации интернет-опросов населения об удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Ключевые слова: удовлетворенность населения, опросы населения, оценка деятельности органов власти, местное самоуправление.

Одной из принципиальных особенностей отечественной муниципальной реформы, является то, что с ее помощью реализуются важные шаги в направлении демократизации деятельности институтов местного самоуправления, а именно: широкого и непосредственного участия граждан в решении вопросов развития территорий, укрепление начал гражданского общества, развитие России как демократического федеративного государства.

В сфере муниципального управления главным результатом деятельности органов власти в основном является социальный эффект, под которым обычно понимается создание благоприятных условий для населения на территории, повышение качества муниципальных услуг. Исходя из этого нельзя недооценивать роль общественного мнения местного сообщества в муниципальном управлении - именно население муниципального образования, как получатель муниципальных услуг и основного эффекта от исполнения полномочий представителями муниципальной власти, решает, насколько результативно сработали органы местного самоуправления [1]. Общественное мнение в условиях местного самоуправления «выступает показателем степени развития общественного и массового сознания, настроений и отношения населения к различным факторам и событиям» [2].

Старых Н.П. считает, что «эффективность работы органов местного самоуправления можно оценить с помощью двух аспектов. Первый - это повышение благосостояния и уровня жизни населения, обеспечение его социального воспроизводства. Второй - повышение авторитета органов местного самоуправления, обеспечивающее возможность дальнейшего управления муниципальным образованием» [3].

* Доцент кафедры Государственного управления и муниципального права, кандидат сельскохозяйственных наук.

Сегодня учет мнения населения при оценке деятельности органов самоуправления закреплено следующими документами:

1. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

2. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Данные документы во-первых, определяют удовлетворенность населения как показатель оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, во-вторых определяют систему органов исполнительной власти отвечающих за такую оценку, в третьих определяют порядок оценки.

Мониторинг эффективности предусматривает расчет коэффициента эффективности, на основе которого выстраивается рейтинг муниципальных образований. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления имеет набольший удельный вес в итоговом коэффициенте.

В разделе «Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки» вышеупомянутого документа описан условия, алгоритм оценки, а также процедура принятия решений по ее итогам.

Можно выделить следующие важные моменты:

1. Оценка удовлетворенности населения охватывает деятельность не только органов власти, но и руководителей учреждений в которых есть доля собственности муниципалитетов.

2. Оценка проводится посредством опросов населения, причем приоритетной формой является опрос с использованием ГГ-технологий. Исполнительная власть субъекта должна определить порядок таких опросов.

3. Определена периодичность такой оценки, а именно, раз в год, в срок до 1 мая.

4. Решения по итогам оценки принимает экспертная комиссия. Эта комиссия вправе рекомендовать удаление должностных лиц самоуправления в отставку, либо расторжение договоров с руководителями организаций.

5. Оценка удовлетворенности проводится по трем критериям:

- Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании (процентов от числа опрошенных).

- Удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании (процентов от числа опрошенных).

- Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом), водоснабжения (водоотведения), электроснабжения, газоснабжения (процентов от числа опрошенных).

Нами было исследована организация проведения опросов населения об удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство закрепляет использование ГТ-технологий как основную форму опросов, хотя разрешает субъектам использовать другие способы. Такая возможность нормативно закреплена только в Ленинградской области.

В некоторых субъектах (например по Поволжскому Федеральному округу - Татарстан, Башкирия, Самарская область, Пензенская область) отсутствует информация об опросах о деятельности органов местного самоуправления (на официальных сайтах нет ссылок, нет доступа к нормативной базе определяющей порядок).

Голосование как правило проводится в форме анкетирования, при этом используется типовая анкета с некоторыми вариациями. Эта анкета имеет два типа вопросов. Первый - вопросы об удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления, второй - удовлетворенность по трем критериям закрепленных упомянутым постановлением Правительства. Следует отметить, что вариативной частью являются вопросы о удовлетворенности деятельностью представительного органа власти, что является нарушением законодательства РФ. Но отсутствие таких вопросов можно объяснить характером деятельности этого органа - за решением проблем все же логичней обращаться к исполнительной власти.

Процедура опроса различается также по срокам проведения, опросы действительны, актуальны от 1 месяца до 1 года. С точки зрения законов нарушения нет, но как нам кажется более удобен для жителе длительный срок проведения.

В ходе изучения процедур организации опроса выявлена проблема учета респондентов при голосовании. Очень немногие субъекты предусмотрели регистрацию при голосовании (Мурманская, Ульяновская области), некоторые сайты защищают опросы от автоматического голосования (Брянская область), В Ростовской области повторное голосование с одного ГР-адреса оказалось заблокировано. На остальных, из обследованных, голосовать можно было повторно. Защита от голосования жителями не субъекта РФ не предусмотрена.

В продолжении темы респондентов, можно отметить такой недостаток, как низкое количество участников опросов, наибольшее число жителей, выразивших свое отношение к деятельности органов МСУ отмечено в Ростовской области в 2013 году - 22 000 человек (что составляет 0,5 % от численности населения), на Сахалине и Волгоградской области проголосовало 0,2 % жителей, в остальных субъектах менее 0,05 %. Это нарушает все требования к достоверности социологических исследований. Кроме того наблюдается такое явление как смещение выборки. Потому, что трудно соблюсти репрезентативность. Кто голосовал, откуда он, как долго проживает, и другие вопросы остаются без ответа. Эта проблема обостряется, если учесть, что по итогам опросов нужно принимать кадровые решения.

Как нам кажется, низкая активность населения может объясняться следующим:

1. Неосведомленность населения о такой возможности.

2. Отсутствие технической возможности проголосовать, отсутствие навыков работы с компьютером и интернетом.

3. Недоверие к объективности опроса и справедливости решений по итогам.

Обращает на себя внимание полнота вопросов. Как правило, они предполагают положительную или отрицательную оценку. Что именно не устраивает, не конкретизируется. Одна из задач опросов - повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, выявить слабые стороны. Поэтому следует включать вопросы, которые позволят это сделать. В качестве положительного примера можно привести вопросы из анкеты Владимиров-ской области, позволяющие оценить стороны оцениваемых критериев.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 предписывает проводить оценку населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований. Другими словами должно выявляться мнение не только о деятельности органов власти, но и о деятельности организаций с долей муниципалитетов в собственности. Учитывая критерии указанные в Постановлении такие организации представляют отрасль ЖКХ, пассажирских перевозок, ремонта и обслуживания дорог. Следуя документу при выявлении мнения граждан должно быть две части анкеты - оценка органов власти и оценка деятельности организаций (в том случае если они находятся в собственности органов власти). Если нет второй части, то весьма затруднительно оценить вклад руководителей отрасли в итоговую оценку.

Исследуя этот аспект оценки, нами выявлено, что оценка деятельности руководителей такого рода организаций проводится не во всех субъектах. В Ростовской области, Краснодарском и Пермском краях анкеты содержат вопросы об оценке удовлетворенности деятельность конкретных организаций.

Следует остановиться на такой проблеме как оценка качества муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления. Практически во всех рассмотренных субъектах отсутствует нормативное обеспечение этой процедуры. Исключение составляет Сахалин, где на официальных сайтах существует оценка качества оказанных муниципальных услуг. Причем критерии оценки соответствуют критериям сформулированным в Постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».

Список литературы:

1. Преснякова Т.С. Основные направления совершенствования существующей методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления [Электронный ресурс] // Экономика и социум: электронное периодическое издание. - Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/fi ^/7игт1_11_шп/ Presnyakova%20T.S.pdf.

2. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 179 с.

3. Старых Н.П. Имидж органов местного самоуправления: особенности, этапы формирования и структура // Аспирантский вестник Поволжья. -2010. - № 1-2. - С. 214-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.