ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
О.Ю. Хомутова
Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ул. Окружная, 4-3, Калуга, Россия, 248024
В статье рассматривается региональный опыт внедрения механизмов общественного контроля в разных сферах государственного и муниципального управления как важной составляющей административной реформы. Анализируются особенности основных видов общественного контроля - общественного мониторинга, общественной экспертизы, деятельности наблюдательных комиссий. Выявлены слабые стороны современного состояния общественного контроля исходя из анализа правовой базы и практики Калужской области, сформулированы возможные варианты решения указанных проблем.
Ключевые слова: административная реформа, гражданское общество, общественный контроль, общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественные советы, территориальное общественное самоуправление.
В процессе изменения парадигмы административного управления все большее значение приобретает успешность взаимодействия административных структур и представителей общественных интересов. Фактически наличие эффективной обратной связи является одним из важнейших элементов обеспечения стабильного развития общества, показателем качества государственного управления. Выстраивание новых отношений всегда непростой процесс, требующий навыков коммуникаций, взаимного уважения и готовности нести ответственность за совместно принятые решения.
Внедрения элементов «концепции хорошего управления», основными принципами которого являются прозрачность, общественное участие, предсказуемость, профессионализм и подотчетность, естественным образом меняет жестко иерархическую структуру администрирования на построение горизонтальных механизмов взаимодействия, распорядительно-директивный стиль коммуникаций на партнерский стиль и механизмы обратной связи, систему административного контроля на общественный контроль.
Механизмы общественного контроля как один из вариантов взаимодействия населения и власти при принятии и реализации решений могут возникнуть только на определенном уровне развития отношений, при наличии взаимного доверия и действенной обратной связи. Поэтому законодательное оформление системы общественного контроля происходит практически 10 лет
спустя после начала административной реформы в Российской Федерации, важнейшей составляющей которой является развитие гражданского общества и активизация участия населения в управленческих процессах.
Одним из направлений преобразований в «Концепции административной реформы на 2006-2008 годы» было заявлено создание механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти. Эту задачу невозможно решить без вовлечения граждан и институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, в том числе в форме общественного контроля за исполнением органами управления своих полномочий. Также в ходе административной реформы планировалось создание системы мониторинга с участием представителей гражданского общества по направлениям административной реформы и информирования общества о ходе ее реализации.
Заявленные направления административной реформы реализованы только отчасти. Созданы механизмы публичного обсуждения социально значимых решений, в первую очередь нормативно-правовых актов. В ряде случаев, оговоренных законодательно, проведение общественной экспертизы является обязательным процедурным этапом в разработке и принятии нормативно-правовых актов [2; 5]. Слабо пока обстоит дело с реализацией пункта о внедрении общественного контроля за исполнением органами управления своих полномочий и создании системы постоянно действующего мониторинга по направлениям административной реформы. Из всех сфер административной реформы на данный момент наиболее явственно вырисовываются механизмы мониторинга в области предоставления государственных и муниципальных услуг и перевода их в электронный вид. Важнейшее направление реформы в условиях перехода к сервисно ориентированному государству реализуется с заметными техническими проблемами, но, тем не менее, создается инфраструктура, повышающая комфортность получения услуг, а самое главное определены понятные и однозначные для обеих сторон правила предоставления услуг [16].
Подтверждая особое значение организации качественного предоставления услуг и в продолжение административного реформирования была принята «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы», в которой основными направлениями совершенствования государственного управления были определены сферы предоставления государственных и муниципальных услуг и контрольно-надзорные функции государства. В том числе была продумана система мониторинга и контроля за реализацией Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с использованием механизмов досудебного обжалования и информационных технологий, посредством регистрации всех жалоб на качество и порядок предоставления услуг на едином портале «Госуслуги». Такая система позволяет анализировать ситуацию как
в масштабах страны, так и по отдельным регионам и даже муниципальным образованиям.
Элементом системы общественного мониторинга можно считать регулярные оценки населением качества услуг, не только предоставляемых в рамках Федерального закона № 210-ФЗ, но в более широком понимании, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Весной 2014 г. в Калужской области в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в период с 1 по 30 мая 2014 г. проводились опросы населения с использованием информационных технологий об оценке эффективности деятельности [4; 7]. Согласно постановлению губернатора целями опроса населения являются оценка руководителей органов местного самоуправления и организаций в установленных сферах деятельности, а также качества предоставляемых ими услуг, и выявление проблем развития в этих сферах деятельности, повышение эффективности работы руководителей органов местного самоуправления, руководителей организаций и результативности управления муниципальными образованиями Калужской области. Опросы планируется проводить ежегодно.
Опрос населения проводится по следующим критериям:
- удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании (в процентах от числа опрошенных);
- удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании (в процентах от числа опрошенных);
- удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом), водоснабжения (водоотведения), электроснабжения, газоснабжения (в процентах от числа опрошенных).
Каждый критерий оценивается по предлагаемым вариантам ответа: «удовлетворен», «скорее удовлетворен», «скорее не удовлетворен» и «не удовлетворен».
Помимо указанных критериев в анкете содержатся 5 вопросов по оценке деятельности руководителей органов местного самоуправления и руководителей предприятий и учреждений, ответственных за вышеозначенные сферы муниципальной жизни.
Результаты опроса, согласно постановлению, подлежат изучению экспертной комиссией, состав которой также определен постановлением, и представляет руководителей областной администрации.
Хотя итоговые документы, принятые комиссией по результатам опроса, носят рекомендательный характер, но значение их вполне конкретно. При выявлении экспертной комиссией обоснованных причин низкой оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и руководителей организаций по итогам проведенного опроса
населения экспертная комиссия может рекомендовать руководителям органов местного самоуправления разработать и реализовать программу по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления и решению выявленных в ходе анализа проблем развития [4], губернатору Калужской области, главе муниципального образования - расторгнуть трудовой договор с руководителем организации в установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Калужской области и муниципальными правовыми актами порядке.
Опрос проводился посредством заполнения анкеты на интернет-портале органов власти Калужской области и официальных сайтах муниципальных образований Калужской области. Всего в опросе приняли участие 3 164 жителя Калужской области (0,3% от общей численности постоянного населения). В среднем по Калужской области количество респондентов составило 3,2 человека в расчете на 1 тысячу населения.
Информация по итогам опросов населения по степени удовлетворенности населения муниципальных образований деятельностью органов местного самоуправления или организаций по каждому муниципальному образованию размещена в сети Интернет на соответствующих официальных сайтах муниципальных образований Калужской области (например, по адресу: ulianovo.ru/files/uploads/files/NEW/itogi2014.pdf).
Таким образом, можно говорить о нормативно закрепленных механизмах общественного мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровнях, отслеживающих состояние разных сфер взаимодействия органов государственного и муниципального управления и населения. Остается извечный вопрос о качестве организации мониторинга и эффективности использования его результатов органами власти.
Задача по созданию полноценного разнонаправленного общественного контроля может быть решена путем законодательного закрепления его как обязательного элемента (этапа) при оценке деятельности или при принятии решений органами власти. В принятом в июле 2014 г. Федеральном законе № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закреплены ключевые понятия - что такое общественный контроль, определены его принципы, цели, виды и субъекты [17].
Слишком общие цели и задачи, сформулированные законом, закрепляют уже сложившиеся формы общественного контроля, апробированные в различных отраслях административного управления.
Наиболее оформившейся механизм общественного контроля мы наблюдаем в пенитенциарной системе. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» ст. 50 «Общественный контроль о деятельности полиции», подзаконные и ведомственные нормативные акты (Приказ МВД России от 6 марта
2009 г. № 196 «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий») выстраивают систему взаимодействия структур общественного контроля - в данном случае общественных наблюдательных комиссий, Общественной Палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов, уполномоченных по правам человека, органов исполнительной власти - в первую очередь федеральной службы исполнения наказаний, министерства внутренних дел и всех ответственных за решение вопросов, возникающих в процессе отбывания наказаний (министерство здравоохранения, образования и т.д.). Таким образом, четко прописанные права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля, процедуры фиксации результатов контроля, дальнейший мониторинг исправления выявленных нарушений со стороны ответственных структур позволяет проводить реформу пенитенциарной системы с участием общественности, анализирующей сложившуюся систему свежим взглядом и с разных сторон.
Необходимый обмен информацией и поддержкой в ходе проведения контроля, а главное исправления выявленных нарушений между общественными структурами и органами власти, дает ярко выраженный положительный эффект, который можно оценить в качественном и в количественном отношении, и по отчетам органов власти и по отчетам комиссий и по данным уполномоченных по правам человека. Разные системы отчетности и оценки ситуации позволяет сформировать достаточно объективную картину происходящих изменений.
Результаты совместной работы общественных советов при УМВД и УФСИН по Калужской области отражены на порталах органов власти, результаты деятельности общественной наблюдательной комиссии Калужской области публикуются на сайте общественной палаты Калужской области (http://www.opkaluga.ru). В настоящее время председатель ОНК Калужской области входит в состав Общественных Советов при УФСИН и УМВД по Калужской области, что также усиливает синергетический эффект взаимодействия.
Общественная наблюдательная комиссия Калужской области действует с 2011 г., на данный момент она насчитывает 20 человек, работает уже в третьем составе, несмотря на то, что работа осуществляется исключительно на общественных началах и носит добровольный характер, сложностей с формированием комиссии не было. Активность комиссии высокая, как в общем составе, так в масштабах персональной деятельности ее членов, что является, пожалуй, главным условием эффективности любой структуры.
Таким образом, деятельность общественных наблюдательных комиссий является связующим звеном в работе Общественной палаты Калужской области, общественных советов при органах исполнительной власти, органами исполнительной власти и институтом уполномоченного по правам человека. Возможность межведомственной проработки вопросов, связанных с рефор-
мированием пенитенциарной системы, при формировании проблем не только с точки зрения знания закона, но прежде всего с точки зрения гуманности, выразителем которой являются члены общественных комиссий, позволяет решать выявленные проблемы на долгосрочный период, выходить с инициативами законодательного характера, тиражировать успешный опыт в других регионах.
Общественная экспертиза, также активно применяемая форма общественного контроля, прежде всего в сфере нормотворчества.
В роли субъектов общественной экспертизы в сфере нормотворчества традиционно выступают общественные палаты разного уровня и экспертные советы при органах исполнительной власти. Согласно статье 2 Областного закона от 3 марта 2008 г. № 410-ОЗ «Об Общественной палате Калужской области» одна из целей создания Общественной палаты Калужской области - осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Калужской области и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации [3].
Анализируя опыт деятельности региональной палаты за 5 лет, можно отметить, что функции контроля реализовались исключительно в формате экспертизы социально значимых решений и хода их выполнения.
Всего Общественной палатой (ОП) Калужской области с 2010 г. была проведена 21 общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов Калужской области. Основная масса среди проектов нормативных актов, по которым проводилась общественная экспертиза, - долгосрочные целевые программы (10), проекты законов Калужской области (4), административные регламенты, проекты федеральных законов, постановления Правительства Калужской области, регламентирующие наиболее важные общественные вопросы, ведомственные нормативные акты. Замечания и комментарии региональной палаты в отношении документов, прошедших экспертизу, носят рекомендательный характер, количество внесенных изменений в региональные программы по результатам экспертизы общественной палаты, к сожалению, не обнародованы, хотя это очень важный показатель как эффективности взаимодействия ОП и органов власти, так и деятельности ОП в целом.
Помимо экспертной деятельности Общественной палаты привлечение общественности к обсуждению проектов нормативных правовых актов (НПА) на территории региона закреплено Областным законом от 26 апреля 2013 г. № 420-ОЗ «О народном обсуждении проектов нормативных правовых актов Калужской области и важных вопросов государственной и общественной жизни Калужской области» [2]. Данным Законом в соответствии с Уставом Калужской области определяется порядок проведения на территории Калужской области народного обсуждения проектов нормативных правовых актов Калужской области, а также важных вопросов государственной и общественной жизни Калужской области.
Представительный орган региона - Законодательное Собрание Калужской области - сформировал специальную структуру для осуществления обратной связи при разработке и принятии социально важных документов [5]. Экспертный совет формируется в количестве 20 членов по предложениям фракций в Законодательном Собрании Калужской области из высококвалифицированных специалистов в области права, экономики и управления, специалистов научных, образовательных, профессиональных и других заинтересованных организаций, лиц, имеющих опыт законопроектной и практической работы в различных отраслях права, большой опыт публичной и общественной деятельности. Законодательное Собрание может проводить как персональные консультации с членами экспертного совета, так и коллективные заседания при разработке проектов региональных нормативных актов.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. в части создания общественных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации на территории Калужской области начался процесс создания общественных советов при органах исполнительной власти области [1; 8].
Членами общественных советов могут стать граждане, подавшие необходимые документы в общественные советы в порядке самовыдвижения, представители профильных общественных организаций, общественных организаций, молодежь. Представители гражданского общества, согласно нормативным документам, даже не институализированные в общественные организации, должны иметь возможность в случае заинтересованности попасть в общественные советы при органе исполнительной власти.
Ответственный орган за мониторинг процесса создания и работы общественных советов - региональное министерство внутренней политики и массовых коммуникаций. Информация о составах общественных советов, инициативах выдвинутых советами, принятых решениях, будет размещаться на страницах министерств и в средствах массовой информации.
Таким образом, можно сказать, что правовое поле для взаимодействия населения и власти при разработке и принятии нормативных документов на региональном уровне создано, вопрос в его эффективности и действенности. Зачастую экспертные и общественные советы исполняют роль декораций к исключительно административному принятию решений, вследствие чего вполне справедливо звучит критика Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором основными субъектами общественного контроля определены общественные палаты и общественные советы. Инертность и повышенная лояльность региональной палаты к региональной власти не позволяет ей эффективно осуществлять функции полноценного независимого контроля. Так, деятельность экспертных советов не освещается в открытых источниках, информация о проведе-
нии мероприятий общественного контроля региональной общественной палаты на официальном сайте организации также отсутствует.
Задача организации общественного контроля для местного самоуправления еще более значима, так как решение многих вопросов местного значения невозможно полноценно провести без привлечения населения, без использования потенциала некоммерческого сектора. Примером успешной реализации общественного контроля на территории муниципального образования г. Калуга может служить деятельность территориального общественного самоуправления (ТОС) и представителей городского головы на местах.
В городе действуют 43 общины ТОС, 20 из них возглавляют депутаты городской Думы. Принципиально важным для населения является право ТОС участвовать в решении вопросов благоустройства, а в широком смысле слова - развития территории общины, в том числе решении вопроса использования придомовых территорий. Общины сами принимают решения о месте расположения и планировке детских и спортивных площадок, стоянок для машин, прогулочных зон и скверов, сохранении старых зеленых насаждений или изменении окружающего ландшафта.
За общинами, согласно положению, закреплены функции общественного контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью на территории ТОС, что особенно актуально для пригородных ТОС, где преобладает частная деревянная застройка [12]. Актив общины берет на себя информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС. Безусловно, такое сотрудничество, как в сфере созидания, так и в сфере контроля, дает двойной эффект - помогает городским структурам решать вопросы благоустройства и безопасности и воспитывает горожан в духе бережливого и неравнодушного хозяина.
Структуры территориального общественного самоуправления встроены в процесс выработки решений по актуальным вопросам местного значения в формате Совета по территориальному общественному самоуправлению при Городском Голове. Совет формируется в составе городского головы, его заместителей и руководителей учрежденных территориальных общин. По предложению руководителей ТОС на заседании Совета внедрена практика обсуждения вопросов, имеющих отношение к населению конкретного микрорайона, на выездных заседаниях непосредственно в микрорайоне совместно с активом территориальных общин, а те вопросы, которые актуальны для всего города, обсуждаются на Совете ТОС при городском голове.
Контроль за проведением ремонтных работ проводят представители правления общины с участием приглашенных специалистов в области строительных и ремонтных работ на общественных началах. По факту проведения проверки составляется протокол, в случае обнаружения нарушения технологии или выявленных недостатков копия протокола направляется исполнителю,
если работы проводятся за счет бюджетных средств то в управление жилищно-коммунального хозяйства городской управы г. Калуги.
Согласно Постановлению городской управы г. Калуги с 2009 г. в городе действует общественная комиссия по контролю за ремонтом дорог общего пользования [9]. В состав общественной комиссии входят представители территориального общественного самоуправления, представители муниципальных и частных СМИ. Общественная составляющая в процессе приемки автодорожных работ направлена на повышение качества выполненных работ, реализует требование закона о прозрачности использования бюджетных средств. Это также позволяет более обдуманно, с учетом потребностей жителей города, формировать план ремонтных работ на будущее.
Для получения обратной связи от населения по вопросам деятельности коммунальных структур управление жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги - структурное подразделение городской управы - обеспечивает сбор и обобщение информации о принимаемых мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Калуга». Информация размещается на официальном сайте городской управы г. Калуги по адресу: www.kaluga-gov.ru или калуга.рф. На сайте размещен рейтинг управляющих компаний города, одним из критериев оценки которых является количество жалоб поступивших от жителей на качество обслуживания. Таким образом, участие территориальных общин в реализации общественного контроля является апробированной и вполне эффективной формой участия населения в муниципальном управлении.
Механизмы общественного контроля имеют пусть и небольшую историю, но активно проявляют в разных сферах общественных отношений. Интересен опыт работы ТОС, информационных ресурсов, созданных и работающих благодаря инициативным группам неравнодушных горожан, и в полной мере отражающих определение «общественные». Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не создал новых правовых возможностей и повышенной зоны ответственности органов власти перед общественным контролем и его результатами. Тем не менее, построение системы общественного контроля идет, и условно можно разделить этот процесс на действия, предпринимаемые со стороны государства и местной власти по созданию механизмов взаимодействия через деятельность формализованных структур - общественных палат, общественных советов, общественных наблюдательных комиссий, и частную инициативу граждан и организаций.
Для активизации уже созданных механизмов, на наш взгляд, необходима:
1) целенаправленная подготовка как субъектов, так и объектов общественного контроля. Это тем более важно, что система общественного контроля формирует новую культуру взаимоотношений власти и общества, когда именно общество формирует повестку дня для власти и осуществляет экспертную оценку ее проектов и программ;
2) активизировать информационное сопровождение общественного контроля, сделать его результаты достояниям широкой общественности;
3) организовывать и проводить обучение правовым и коммуникационным навыкам в рамках проведения общественного контроля для представителей власти и общественности. Для успешного взаимодействия потребуются навыки переговорщиков-аранжировщиков, умеющих правильно расставлять акценты при формулировке общественных интересов, доступно и привлекательно представлять общественную инициативу;
4) для мотивации действий со стороны органов власти в сфере общественного контроля необходимо внедрение целевых показателей в рамках оценки эффективности органов исполнительной власти (ОИВ) и органов местного самоуправления (ОМСУ), в качестве примера это могут быть:
- количество совместных мероприятий ОИВ и общественных структур, проведенных по результатам общественного контроля (экспертизы);
- количество поддержанных органами власти инициатив со стороны общественных структур и направленных на совершенствование конкретных сфер социальных отношений (финансовая, организационная поддержка и т.д.);
- количество внесенных изменений в НПА по результатам общественного мониторинга (экспертизы);
- количество совместных тренингов, обучающих семинаров по коммуникациям и разъяснение необходимости эффективного взаимодействия для представителей ОИВ и общественности.
Консолидация сил, необходимая для перехода на новый уровень развития социально-экономических отношений в России, невозможна без позитивного внимания общества и власти друг к другу и конструктивной критики, направленной на поиск путей совершенствования отношений, механизмом которой является общественный контроль.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Закон Калужской области от 26 мая 2014 г. № 581-ОЗ «Об общественных советах при органах исполнительной власти Калужской области».
[2] Областной Закон от 26 апреля 2013 г. № 420-ОЗ «О народном обсуждении проектов нормативных правовых актов Калужской области и важных вопросов государственной и общественной жизни Калужской области».
[3] Областной Закон от 3 марта 2008 г. № 410-ОЗ «Об Общественной палате Калужской области».
[4] Постановление Губернатора Калужской области от 1 апреля 2014 г. № 140 «Об организации и проведении опросов населения муниципальных образований с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий об оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государст-
венной собственности Калужской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований».
[5] Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 20 сентября 2012 г. № 626 «Об Экспертном совете при Законодательном Собрании Калужской области».
[6] Приказ МВД России от 6 марта 2009 г. № 196 «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий».
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
[8] Постановление Правительства Калужской области от 9 сентября 2014 г. № 532 «Об утверждении порядка образования Общественных советов при органах исполнительной власти Калужской области».
[9] Постановление городской управы г. Калуги от 28 мая 2009 г. № 120-п «Об общественной комиссии по контролю за ремонтом автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Калуга» (с изменениями от 29 октября 2009 г.).
[10] Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» (в редакции от 28.08.2012).
[11] Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах».
[12] Решение Городской Думы г. Калуги от 21 июня 2011 г. № 137 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «город Калуга».
[13] Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
[14] Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
[15] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[16] Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
[17] Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
REFERENCES
[1] Zakon Kaluzhskoj oblasti ot 26 maja 2014 g. № 581-OZ «Ob obshhestvennyh sovetah pri organah ispolnitel'noj vlasti Kaluzhskoj oblasti».
[2] Oblastnoj Zakon ot 26 aprelja 2013 g. № 420-0Z «O narodnom obsuzhdenii proektov normativnyh pravovyh aktov Kaluzhskoj oblasti i vazhnyh voprosov gosudarstvennoj i obshhestvennoj zhizni Kaluzhskoj oblasti».
[3] Oblastnoj Zakon ot 3 marta 2008 g. № 410-OZ «Ob Obshhestvennoj palate Kaluzhskoj oblasti».
[4] Postanovlenie Gubernatora Kaluzhskoj oblasti ot 1 aprelja 2014 g. № 140 «Ob orga-nizacii i provedenii oprosov naselenija municipal'nyh obrazovanij s primeneniem infor-macionno-telekommunikacionnyh setej i informacionnyh tehnologij ob ocenke jeffek-tivnosti dejatel'nosti rukovoditelej organov mestnogo samoupravlenija municipal'nyh obrazovanij Kaluzhskoj oblasti, unitarnyh predprijatij i uchrezhdenij, dejstvujushhih na regional'nom i municipal'nom urovnjah, akcionernyh obshhestv, kontrol'nyj paket akcij kotoryh nahoditsja v gosudarstvennoj sobstvennosti Kaluzhskoj oblasti ili v municipal'-noj sobstvennosti, osushhestvljajushhih okazanie uslug naseleniju municipal'nyh obra-zovanij».
[5] Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobranija Kaluzhskoj oblasti ot 20 sentjabrja 2012 g. № 626 «Ob Jekspertnom sovete pri Zakonodatel'nom Sobranii Kaluzhskoj oblasti».
[6] Prikaz MVD Rossii ot 6 marta 2009 g. № 196 «O porjadke poseshhenija mest prinu-ditel'nogo soderzhanija organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii chlenami obshhest-vennyh nabljudatel'nyh komissij».
[7] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2012 g. № 1317 «O me-rah po realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28.04.2008 g. № 607 «Ob ocenke jeffektivnosti dejatel'nosti organov mestnogo samoupravlenija gorodskih okru-gov i municipal'nyh rajonov».
[8] Postanovlenie Pravitel'stva Kaluzhskoj oblasti ot 9 sentjabrja 2014 g. № 532 «Ob utverzhdenii porjadka obrazovanija Obshhestvennyh sovetov pri organah ispolnitel'noj vlasti Kaluzhskoj oblasti».
[9] Postanovlenie gorodskoj upravy g. Kalugi ot 28 maja 2009 g. № 120-p «Ob obshhestvennoj komissii po kontrolju za remontom avtomobil'nyh dorog obshhego pol'zovanija mestnogo znachenija municipal'nogo obrazovanija «Gorod Kaluga» (s izmenenijami ot 29 oktjabrja 2009 g.).
[10] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 10 ijunja 2011 g. № 1021-r «Koncepcija snizhenija administrativnyh bar'erov i povyshenija dostupnosti gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug na 2011-2013 gody» (v redakcii ot 28.08.2012).
[11] Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 oktjabrja 2005 g. № 1789-r «Koncepcija administrativnoj reformy v Rossijskoj Federacii v 2006-2010 godah».
[12] Reshenie Gorodskoj Dumy g. Kalugi ot 21 ijunja 2011 g. № 137 «Ob utverzhdenii polo-zhenija o territorial'nom obshhestvennom samoupravlenii v municipal'nom obrazovanii «gorod Kaluga».
[13] Federal'nyj zakon ot 04 aprelja 2005 g. № 32-FZ «Ob Obshhestvennoj palate Rossijskoj Federacii».
[14] Federal'nyj zakon ot 10 ijunja 2008 g. № 76-FZ «Ob obshhestvennom kontrole za obes-pecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel'nogo soderzhanija i o sodejstvii licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel'nogo soderzhanija».
[15] Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predostavlenija gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug».
[16] Federal'nyj zakon ot 7 fevralja 2011 g. № 3-FZ «O policii».
[17] Federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2014 g. № 212-FZ «Ob osnovah obshhestvennogo kon-trolja v Rossijskoj Federacii».
PUBLIC CONTROL AS MECHANISM OF FEEDBACK
Olga Yu. Khomutova
Kaluga Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Okruzhnaya st., 4-3, Kaluga, Russia, 248024
The article deals regional experience of introduction of mechanisms of public control in different spheres of the public and municipal administration as an important component of administrative reform. Features of main types of public control - public monitoring, public examination, activity of the supervisory commissions are analyzed. Weaknesses of a current state of public control, proceeding from the analysis of legal base and practice of the Kaluga region are revealed, possible versions of the solution of the specified problems are formulated.
Key words: administrative reform, civil society, public control, public monitoring, public examination, public councils, territorial public self-government.