Научная статья на тему 'Эффективность муниципальной власти как имиджевый показатель (на примере Московской области)'

Эффективность муниципальной власти как имиджевый показатель (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИМИДЖ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ / МОСКОВСКАЯ ОБЛ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА / MUNICIPAL AUTHORITY / IMAGE OF THE MUNICIPAL AUTHORITIES / EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT / MOSCOW REGION / MUNICIPAL REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Порохова Марина Владимировна

В Московском регионе была разработана нормативно-правовая база мониторинга эффективности муниципальных органов власти. Измерение эффективности муниципальных органов власти путем открытого голосования со стороны жителей сопоставимо с плебисцитными основаниями демократии, когда общественное мнение выражает окончательное решение о доверии/недоверии, а государственная власть в лице губернатора становится исполнителем «воли народа». Оценка эффективности муниципальной власти производится не на основании выполнения/не выполнения муниципальной элитой своих обязательств, а на основании восприятия жителями качества предоставляемых услуг, отношения к муниципальной власти, доверия муниципальной элите.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the Moscow region, a regulatory and legal framework was developed to monitor the effectiveness of municipal authorities. Making measurements of the effectiveness of municipal authorities through open voting by residents is comparable to the plebiscite foundations of democracy, when the citizens express the final decision on confidence or mistrust, and the state power in the person of the governor becomes the executor of the will of the people. The effectiveness of evaluation is based not on the fulfillment or failure of obligations of the municipal elite, but on the perception of the inhabitants about the quality of the services provided, the attitude to the municipal authority, the trust for the municipal elite.

Текст научной работы на тему «Эффективность муниципальной власти как имиджевый показатель (на примере Московской области)»

Политика в фокусе

ПОРОХОВА Марина Владимировна — аспирант кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1; И10§иЬту@ mail.ru)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ИМИДЖЕВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (на примере Московской области)

Аннотация. В Московском регионе была разработана нормативно-правовая база мониторинга эффективности муниципальных органов власти. Измерение эффективности муниципальных органов власти путем открытого голосования со стороны жителей сопоставимо с плебисцитарными основаниями демократии, когда общественное мнение выражает окончательное решение о доверии/недоверии, а государственная власть в лице губернатора становится исполнителем «воли народа». Оценка эффективности муниципальной власти производится не на основании выполнения/не выполнения муниципальной элитой своих обязательств, а на основании восприятия жителями качества предоставляемых услуг, отношения к муниципальной власти, доверия муниципальной элите.

Ключевые слова: муниципальная власть, имидж муниципальной власти, эффективность власти, Московская обл., муниципальная реформа

В Московской области была разработана нормативно-правовая база реализации контроля эффективности муниципальной власти, в основу которой легло постановление губернатора Московской области «Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области...». Основной целью документа было утверждение Положения «О порядке организации и проведении опросов с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий с целью оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Московской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных на территории Московской области»1.

Данное Положение определяло основные критерии эффективности деятельности муниципальной власти на территории Московской обл. В их число вошли такие критерии, как удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании, удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании, удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами (уровнем организации теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения).

Опрос проводится ежегодно посредством размещения вопросов на сайте

1 Постановление Губернатора Московской области от 26.12.2016 № 579-ПГ «Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Московской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных на территории Московской области с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий. Доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=242437#0

166

ВЛАСТЬ

2017'06

Правительства Московской области1, при этом главам муниципальных образований рекомендуется размещать гиперссылку на опрос на сайте администрации муниципального образования.

На вопросы предусмотрено пять вариантов ответа: «безусловно удовлетворен», «скорее удовлетворен», «безусловно не удовлетворен», «скорее не удовлетворен», «затрудняюсь ответить». Положительный ответ предполагает выбор варианта «безусловно удовлетворен» либо «скорее удовлетворен».

Ограниченное число критериев не позволяет достаточно широко оценить эффективность муниципальной власти, данный набор показателей позволяет лишь выявить общую удовлетворенность/неудовлетворенность населения деятельностью органов муниципальной власти. Важным показателем реализации данного регионального решения является методология проведения опроса.

Опрос проводится посредством использования информационно-коммуникационной сети Интернет, что говорит об использовании современных методов сбора информации в Московской обл. Подмосковье занимает лидирующие позиции в рейтинге обеспеченности интернет-покрытия региона и использования информационных ресурсов Интернета населением, что позволяет эффективно использовать информационные технологии сети Интернет для проведения опроса населения.

Важным моментом здесь является решение об оценке эффективности местного самоуправления через призму общественного мнения. Как раз на данном этапе мы можем говорить о формировании имиджа муниципальной власти, т.к. оценивается не только качество предоставляемых услуг и исполнение полномочий муниципальными органами власти, а также осведомленность населения о предоставляемых услугах, проводимых работах и функционировании муниципальной власти в целом.

Проведение опроса общественного мнения посредством использования открытых источников сети Интернет свидетельствует о тенденциях транспарентности в отношениях оценки муниципальной власти. Если рассматривать политику губернатора Андрея Воробьева, то понятие открытости власти являлось ключевым по отношению ко всем направлениям региональной политики. В 2016 г. на выборах в Государственную думу и Московскую областную думу основными лозунгами политической кампании стали: «Конкурентность», «Открытость», «Легитимность», которые легли впоследствии в региональную программу «Стратегия губернатора» (на выборах губернатор Московской области возглавлял партийный список «Единой России»).

Проведение замеров эффективности муниципальной власти путем открытого голосования жителей сравнимо с плебисцитарными основами демократии, когда итоговое решение о доверии/недоверии выражается общественностью, а государственная власть в лице губернатора становится исполнителем «воли народа».

Полученные результаты голосования публикуются на сайте Правительства Московской области и доступны в течение года после опубликования.

Для проведения более полного анализа эффективности муниципальной власти также было предусмотрено проведение дополнительных социологических опросов на территории Московской обл. В Положении «О порядке организации и проведения дополнительных опросов с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий с целью оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления...» нашел отражение расширенный список показателей эффективно-

1 Официальный сайт Правительства Московской области. Доступ: http://mosreg.ru/dokumenty/ normotvorchestvo/prinyato-gubernatorom/postanovleniya/30-12-2016-15-37-39-postanovlenie-gubernatora-moskovskoy-oblasti-26-12

2 017' 0 6

ВЛАСТЬ

167

сти муниципальной власти Московской обл. Список включает 19 дополнительных показателей, которые используются для верификации полученных данных с помощью проводимых опросов посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также для уточнения показателей качества жизни в отдельных муниципальных образованиях. В число дополнительных показателей эффективности вошли такие критерии, как удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа; удовлетворенность политической обстановкой; удовлетворенность экономической ситуацией; удовлетворенность состоянием сферы досуга; удовлетворенность качеством образовательных услуг; удовлетворенность качеством медицинских услуг; самооценка уровня личной безопасности и др.

Расширенный список показателей позволяет более точно определить точки недовольства населения деятельностью муниципальной власти. Если соотнести расширенный список показателей эффективности муниципальной власти с полномочиями местного самоуправления, обозначенными в федеральном законе Ф3-№1311, то можно заметить, что показатели эффективности напрямую не связаны с исполнением муниципальной властью своих полномочий и затрагивают также вопросы, относящиеся к ведению государственной власти, и общеполитические вопросы.

Несовпадение списка полномочий местного самоуправления и показателей эффективности муниципальной власти свидетельствует о том, что оценка эффективности производится не на основании выполнения/не выполнения муниципальной элитой своих обязательств, а на основании оценки жителями качества предоставляемых услуг, отношения к муниципальной власти, доверия муниципальной элите. Таким образом определяется понятие имиджа муниципальной власти.

POROKHOVA Marina, postgraduate student at the Chair of Russian policy, Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie Gory St, Moscow, Russia, 19991; lizogubmv@mail.ru)

EFFICIENCY OF MUNICIPAL AUTHORITY AS AN INDICATOR OF PUBLIC IMAGE (on the example of the Moscow Region)

Abstract. In the Moscow Region, a regulatory and legal framework was developed to monitor the effectiveness of municipal authorities. Making measurements of the effectiveness of municipal authorities through open voting by residents is comparable to the plebiscite foundations of democracy, when the citizens express the final decision on confidence or mistrust, and the state power in the person of the governor becomes the executor of the will of the people. The effectiveness of evaluation is based not on the fulfillment or failure of obligations of the municipal elite, but on the perception by the inhabitants of the quality of the services provided, the attitude to the municipal authority, the trust for the municipal elite.

Keywords: municipal authority, image of the municipal authorities, effectiveness of government, Moscow region, municipal reform

1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят ГД ФС РФ 16.09.2003. Доступ: https://dumа.consultаnt. ru/documents/766265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.