Научная статья на тему 'Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть II'

Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть II Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МОЛОДЕЖЬ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / М. Г. РЕШЕТНИКОВ / POLITICAL IMAGE / SOCIOLOGICAL SURVEY / YOUTH / PERM REGION / MAXIM RESHETNIKOV

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобелева Екатерина Аркадьевна

В статье речь идет о восприятии молодежью г. Перми политического имиджа губернатора Пермского края М. Г. Решетникова. На основе анализа материалов прикладного социологического исследования сделан вывод о том, что в настоящее время молодежь Пермского края достаточно информирована о главе региона, в принципе он пользуется доверием молодых избирателей. Необходимо и в дальнейшем проводить комплексные исследования особенностей восприятия имиджа первого лица Пермского края в молодежной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кобелева Екатерина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF YOUTH PEOPLE OF PERM ABOUT IMAGE OF THE CHIEF OF THE REGION. Part II

In this article we are talking about the perception of young people of the mountains. Perm political image of the Governor of Perm region Maxim Reshetnikov. Based on the analysis of the materials of the applied sociological research, it is concluded that currently the youth of Perm region is sufficiently informed about the head of the region, in principle, he enjoys the confidence of young voters. It is necessary to carry out further complex researches of features of perception of image of the first person of Perm region in youth audience.

Текст научной работы на тему «Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть II»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Кобелева Е. А. Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть II // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). C. 156-162.

Kobeleva E. A. Opinion of youth people of Perm about image of the chief of the region. Part II. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 156-162. (In Russ.).

УДК 316.334.3

Е. А. Кобелева

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

МНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ПЕРМИ ОБ ИМИДЖЕ ГЛАВЫ РЕГИОНА Часть II

Кобелева Екатерина Аркадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, социологии и права.

E-mail: kobelewa. ek@yandex. ru

В статье речь идет о восприятии молодежью г. Перми политического имиджа губернатора Пермского края М. Г. Решетникова. На основе анализа материалов прикладного социологического исследования сделан вывод о том, что в настоящее время молодежь Пермского края достаточно информирована о главе региона, в принципе он пользуется доверием молодых избирателей. Необходимо и в дальнейшем проводить комплексные исследования особенностей восприятия имиджа первого лица Пермского края в молодежной аудитории.

Ключевые слова: политический имидж, социологический опрос, молодежь, Пермский край, М. Г. Решетников.

E. A. Kobeleva

Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

OPINION OF YOUTH PEOPLE OF PERM ABOUT IMAGE OF THE CHIEF OF THE REGION Part II

Kobeleva Ekaterina Arkadievna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of History, Sociology and Law.

E-mail: kobelewa. ek@yandex. ru

In this article we are talking about the perception of young people of the mountains. Perm political image of the Governor of Perm region Maxim Reshetnikov. Based on the analysis of the materials of the applied sociological research, it is concluded that currently the youth of Perm region is sufficiently

Первая часть статьи опубликована в предыдущем номере журнала (см. «Вестник Прикамского социального института», 2018, № 1 (79), с. 173-178).

The first part of the article was published in previous issue (Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2018, No. 1 (79), pp. 173-178). © Кобелева Е. А., 2018

informed about the head of the region, in principle, he enjoys the confidence of young voters. It is necessary to carry out further complex researches of features of perception of image of the first person of Perm region in youth audience.

Key words: political image, sociological survey, youth, Perm region, Maxim Reshetnikov.

Имидж политического деятеля складывается из нескольких групп параметров. Устойчивого имиджевого набора, единого во все времена, не существует. Необходимо учитывать специфику страны и конкретного региона, связанную с различными историческими, экономическими, политическими и социально-культурными особенностями.

Важными являются внешние характеристики политического лидера. Мы задали респондентам вопросы о характеристиках, наиболее важных для политического имиджа губернатора в идеале, и характеристиках, которыми в реальности обладает М. Г. Решетников. Можно было отметить несколько вариантов, поэтому их сумма будет больше 100 %. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ответы респондентов на вопросы о наиболее важных внешних характеристиках политического имиджа губернатора и характеристиках, которыми обладает М. Г. Решетников

Варианты ответов ПФ РАНХиГС ПГАТУ ПГНИУ ПНИПУ Работающие граждане

идеал М. Г. Решетников идеал М. Г. Решетников идеал М. Г. Решетников идеал М. Г. Решетников идеал М. Г. Решетников

Внешняя привлекательность 2 5 7 4 1 5 0 0 1 9

Солидность и представительность 13 7 10 6 2 5 3 2 7 8

Гибкость (дипломатичность) 15 7 5 4 3 1 5 3 8 3

Хорошие манеры 6 12 13 5 5 2 5 4 6 3

Грамотная и четкая речь 23 14 3 10 4 4 7 4 11 7

Выразительность поведения (мимика, жестикуляция) 4 3 0 1 1 2 1 1 4 3

Особенности походки 2 5 3 0 1 1 1 1 0 1

Умение производить впечатление человека, уверенного в себе 7 9 6 5 6 2 3 4 8 4

Способность вызывать доверие, симпатию 11 11 5 1 2 3 3 3 7 7

Набор публичных навыков (раскованность, ораторские приемы) 11 12 3 3 2 2 4 2 6 4

Одежда, прическа 1 4 1 4 1 1 0 1 1 1

Всего 93 84 56 44 28 28 32 25 59 50

158

Наука и образование

Как видно из таблицы 2, идеальные представления о губернаторе на 100 % совпали с реальным кандидатом М. Г. Решетниковым у студентов Пермского государственного национального исследовательского университета (111 НИУ), на 90 % - у студентов Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ПФ РАНХиГС). Весьма высоко совпадение в ответах работающих респондентов (на 84,7 %), студентов Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д. Н. Прянишникова (ПГАТУ) (78,5 %) и Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) (78 %).

При анализе диаграммы (см. рис. 2) можно отметить, что внешние характеристики идеального политика делятся на несколько групп. На первом месте - грамотная и четкая речь. Вторую группу составили такие качества, как солидность, гибкость (дипломатичность) и хорошие манеры, третью - умение производить впечатление человека, уверенного в себе, способность вызывать доверие, симпатию, здесь же набор публичных навыков (раскованность, ораторские приемы). Четвертое место в ответах респондентов заняли внешняя привлекательность и выразительность поведения (мимика, жестикуляция). Как неважные качества респонденты отметили особенности походки и одежду, прическу. Политик - это прежде всего публичный человек, поэтому ему необходимо завоевывать голоса избирателей не только делами, но и коммуникативными навыками и умением производить впечатление на людей.

способность

вызывать доверие; 28

впечатление уверенности; 31

особенности походки; 7

одежда, прическа; 5

внешняя привлекатель ность;11

солидность; 35

мимика; 10

грамотная и четкая речь; 48

дипломатично сть; 36

хорошие манеры; 35

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос о внешних характеристиках

идеального политика

Если же рассматривать совпадение идеальных характеристик с реальными качествами М. Г. Решетникова, то можно отметить отсутствие четкой границы между группами качеств. Ответы респондентов распределились равномерно. Грамотная речь также заняла первое место, хотя с меньшим результатом (39 ответов). В наибольшей степени разочарованы студенты ПФ РАНХиГС и ПНИПУ: удовлетворенных реальным поведением губернатора 60,8 % и 57,0 % соответственно.

Во вторую группу параметров вошли солидность (28 ответов), хорошие манеры (26), способность вызывать доверие (25), впечатление уверенности в себе (24), публичные навыки (24), внешняя привлекательность (23). Из них с ожиданиями электората совпало только наличие публичных навыков, а внешнюю привлекательность отметили в два раза больше респондентов (это были девушки). В целом ничего удивительного в таких результатах нет, т. к. идеал никогда не совпадает с реальным политиком.

М. Г. Решетников - молодой политик и достаточно молодой человек по возрасту. Ранее он работал на непубличных должностях в администрации Пермской области и края, затем с 2009 г. - руководителем администрации губернатора Пермского края О. Чиркуно-ва. С 2009 по 2010 г. занимал должность директора департамента в Аппарате Правительства РФ, с 2010 г. - должность первого заместителя руководителя Аппарата мэра Москвы С. Собянина, с апреля 2012 г. по февраль 2017 г. - министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития Москвы [1; 2]. Поэтому губернатору недостает некоторых качеств (солидности, умения производить впечатление уверенности в себе), что и отметили респонденты всех анализируемых групп, кроме студентов ПНИПУ. Если рассматривать мнения студентов разных вузов, отраженные в таблице 2 и на рисунке 2, то хорошие манеры отметили только студенты ПФ РАНХиГС. Способность вызывать у избирателей доверие отметили все группы респондентов, кроме студентов ПГАТУ. Неуверенным в себе назвали губернатора студенты ПГНИУ и работающие граждане.

Большой отрыв отмечен у третей группы качеств, куда входят: одежда, прическа (11), особенности походки (8). Все опрошенные отметили эту группу как наименее важную. В два раза увеличился (с 10 до 20) показатель важности мимики.

В целом респонденты понимают, что внешние характеристики для политика - далеко не главное, поэтому более активно отвечали на вопросы анкеты, связанные с деловыми качествами политика. Респондентам был задан вопрос: «Какие лидерские качества политика, в том числе губернатора, по Вашему мнению, важны при создании его имиджа?». Были выделены следующие ответы (номера ответов соответствуют номерам секторов диаграммы на рис. 3): 1. Организаторские способности и умения; 2. Образованность; 3. Гражданская активность; 4. Умение сплотить и повести за собой людей; 5. Чувство юмора; 6. Харизма; 7. Личное обаяние; 8. Сильная воля; 9. Решительность, предприимчивость; 10. Коммуникабельность.

5; 5; 1%^ г и3; 37; 10%

4; 44; 12%

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос о лидерских качествах идеального губернатора

В ответах сразу видна тройка лидеров. Ответ «образованность» респонденты всех групп, кроме работающих граждан, поставили на первое место. Вторым важнейшим качеством респонденты посчитали организаторские способности и умения, третьим - решительность, предприимчивость. Наименее важны, по мнению опрошенных, чувство юмора и личное обаяние. Студенты ПФ РАНХиГС в силу своей специализации обладают наилучшими знаниями в психологии и политологии, поэтому их мнение можно считать самым компетентным: первое место заняла образованность (31 ответ), второе и третье качества

160

Наука и образование

поменялись местами, хотя находятся практически на одном уровне (решительность -27 ответов, организаторские способности - 26). Студенты ПГАТУ, как более взрослые, обладают большим опытом работы, чем остальные студенты; распределение качеств идеального губернатора у студентов ПГАТУ полностью совпало с общей тенденцией. Студенты ПГНИУ были менее активными в выборе качеств и предложили меньше вариантов, чем студенты ПНИПУ (30 и 39 соответственно), хотя количество опрошенных в этих вузах одинаково. Работающие граждане на первое место поставили организаторские способности, второе место с одинаковым результатом (по 10 ответов) заняли три качества: образованность, умение сплотить людей и сильная воля, третье - решительность и гражданская активность.

На рисунке 4 представлены результаты опроса о необходимых для идеального губернатора деловых характеристиках. Студентам были предложены следующие характеристики (номера характеристик соответствуют номерам секторов диаграммы): 1. Преданность демократическому курсу; 2. Знание закона; 3. Знание порядка работы государственных органов; 4. Высокий интеллект; 5. Добросовестность; 6. Умение выступать перед людьми;

7. Способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи;

8. Наличие реальной экономической и социальной программы; 9. Успешность предшествующей деятельности, наличие реальных достижений.

1; 14; 4%

9; 39; 12%

8; 32; 9%^ ^\2; 63; 19%

7; 17; 5%

1 3; 41; 12%

6; 30; 9%

5; 49; 14% «—— 4; 54; 16%

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос о деловых и профессиональных качествах

идеального губернатора

19 % опрошенных наиболее важным посчитали знание закона, на второе место поставили высокий интеллект, на третье - добросовестность. Деятельность руководителя высокого ранга предполагает глубокие знания российского законодательства и умение его применять. Без интеллекта невозможна современная политическая деятельность. Студенты ПФ РАНХиГС на второе место поставили знание порядка работы государственных органов вместе со знанием закона (по 24 ответа). Третье место разделили добросовестность и успешная деятельность (по 22). Это доказывает, что, по мнению студентов РАНХиГС, в современной управленческой деятельности нет места непрофессионалам. У студентов ПГАТУ три вышеперечисленных качества почти в два раза опередили все остальные. Ответы студентов ПГНИУ распределились более равномерно: на втором месте вместе с высоким интеллектом находится такое качество, как наличие реальной экономической и социальной программы (по 5 ответов). Студенты ПНИПУ четко отделили знание закона и высокий интеллект от других характеристик (9 и 8 ответов соответственно), на третьем месте - наличие программы (5). Студенты политеха единственные из исследуемых групп проигнорировали некоторые варианты ответа (преданность демократическому курсу

и способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи). Работающие граждане посчитали, что губернатору необходимы прежде всего добросовестность (12 ответов) и наличие программы (10).

Профессиональные и лидерские качества, безусловно, значимы для деятельности политика. Однако при формировании имиджа не следует забывать и о его морально-этических качествах. Нами был задан вопрос об этом. Респондентам были предложены следующие ответы (номера качеств соответствуют номерам секторов диаграммы на рис. 5): 1. Честность, неподкупность; 2. Справедливость; 3. Чуткость; 4. Знание нужд избирателей; 5. Принципиальность; 6. Целеустремленность; 7. Настойчивость; 8. Порядочность, бескорыстие; 9. Ответственность.

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос о морально-этических качествах

идеального губернатора

При анализе результатов опроса, представленных на рисунке 5, можно отметить, что наиболее важными для себя респонденты всех групп посчитали честность, неподкупность политика: 23 ответа у студентов ПФ РАНХиГС, по 16 у студентов ПГАТУ и работающих респондентов, по 9 - у студентов ПГНИУ и ПНИПУ. Второе место отдано ответственности; это качество необходимо для человека, занимающего высокую должность губернатора. Он должен принимать решения и нести за них ответственность. Третье место заняли справедливость и целеустремленность. Наименее важны принципиальность и настойчивость. В нашем обществе существует значительный запрос на борьбу с коррупцией, что доказывают результаты опроса.

Ответы респондентов по группам несколько отличаются. Студенты ПФ РАНХиГС поставили на третье место целеустремленность (11 ответов). У студентов ПГАТУ второе место разделили справедливость и знание нужд избирателей (по 8 ответов). Эти качества избирались респондентами в два раза реже, чем честность. У студентов ПГНИУ второе место также имеет почти в два раза меньшие значения (по 5 ответов): студенты выбрали целеустремленность и порядочность. Первое место в ответах студентов поделили честность и справедливость (по 9 ответов). Ответы работающих граждан соответствуют общей тенденции.

Итак, политический имидж состоит из четырех групп характеристик. При ответах на эти вопросы респонденты могли выбрать несколько ответов, поэтому сумма ответов больше, чем количество опрошенных. Мы выяснили, какую группу респонденты считают основной для политика. На первом месте находятся лидерские качества (всего опрашиваемые дали 362 таких ответа). Деловые и профессиональные качества остались на втором месте (339), затем расположились морально-этические (275) и внешние характеристики (268).

162

Наука и образование

В заключение сформулируем рекомендации. Предлагаем:

1) для развития взаимодействия и взаимопонимания между молодежью и властными структурами и дальше совершенствовать структуры, связанные с молодежью (Молодежный парламент);

2) проводить социологические опросы по изучению мнения молодежи и в дальнейшем;

3) реализовать следующую коммуникационную стратегию: посредством сети Интернет (аккаунта в «Инстаграме» (www.instagram.com/reshetnikovmg/) наладить связь с молодежью, ввести молодых людей в курс политической деятельности, отвечать на интересующие их вопросы в социальных сетях и в блоге, а не только отчитываться в достижениях;

6) разработать форум на сайте губернатора и правительства Пермского края (http://permkrai.ru/govemor/main/). Задачей данного форума является связь губернатора с молодежью для ответов на интересующие вопросы. Данную акцию предлагается проводить раз в месяц. Форум должен быть организован в виде видеотрансляций в прямом эфире, которые планируется проводить в определенный день в определенное время. График проведения трансляций будет вывешиваться на главной странице сайта, в конце каждой трансляции будет выбираться тема для следующей трансляции;

7) создать цикл передач о М. Г. Решетникове с целью сближения власти с молодежью. В задачи данного цикла входят освещение деятельности губернатора, ответы на вопросы. Идея таких передач - охарактеризовать и показать М. Г. Решетникова не только как политика, но и как обычного гражданина. Предлагаемое название передачи: «Мысли вслух».

Таким образом, в рамках исследования решены все поставленные автором задачи. Выявлены особенности политического имиджа, его функции, структура и типология имиджа политика; изучено мнение молодых граждан о губернаторе М. Г. Решетникове; определены качества идеального губернатора с точки зрения молодежи. Имидж политического деятеля должен быть сформирован с учетом особенностей российского общества и политической сферы.

Имиджем является эмоционально окрашенный образ политика, апеллирующий не только к рациональным критериям, но и к эмоциям, образам. Политик уровня губернатора, по мнению молодого электората, должен обладать грамотной и четкой речью, знанием законодательства, быть умным и образованным, честным, неподкупным и решительным. Следует отметить, что молодежь более прагматична, чем старшее поколение, поэтому политику необходимо предпринимать практические шаги по решению актуальных проблем края, чтобы не потерять доверие молодых избирателей и привлечь колеблющихся на избирательные участки.

Библиографический список

1. Максим Решетников // Газета Business Class: [сайт]. URL: https://www.business-class.su/ person/reshetnikov-maksim (дата обращения: 30.03.2018).

2. Решетников, Максим Геннадьевич // Википедия - свободная энциклопедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Решетников,_Максим_Геннадьевич (дата обращения: 30.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.