Научная статья на тему 'Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть I'

Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть I Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МОЛОДЕЖЬ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / М. Г. РЕШЕТНИКОВ / POLITICAL IMAGE / SOCIOLOGICAL SURVEY / YOUTH / PERM REGION / MAXIM RESHETNIKOV

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кобелева Екатерина Аркадьевна

В статье речь идет о восприятии молодежью г. Перми политического имиджа губернатора Пермского края М. Г. Решетникова. На основе анализа материалов прикладного социологического исследования сделан вывод о том, что в настоящее время молодежь Пермского края достаточно информирована о главе региона, в принципе он пользуется доверием молодых избирателей. Необходимо и в дальнейшем проводить комплексные исследования особенностей восприятии имиджа первого лица Пермского края в молодежной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кобелева Екатерина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF YOUTH PEOPLE OF PERM ABOUT IMAGE OF THE CHIEF OF THE REGION. Part I

In this article we are talking about the perception of young people of the mountains. Perm political image of the Governor of Perm region Maxim Reshetnikov. Based on the analysis of the materials of the applied sociological research, it is concluded that currently the youth of Perm region is sufficiently informed about the head of the region, in principle, he enjoys the confidence of young voters. It is necessary to carry out further complex researches of features of perception of image of the first person of Perm region in youth audience.

Текст научной работы на тему «Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть I»

Е. А. Кобелева

173

Кобелева Е. А. Мнение молодежи города Перми об имидже главы региона. Часть I // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 173-178.

Kobeleva E. A. Opinion of youth people of Perm about image of the chief of the region. Part I. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 173-178. (In Russ.).

УДК 316.334.3

Е. А. Кобелева

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

МНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ПЕРМИ ОБ ИМИДЖЕ ГЛАВЫ РЕГИОНА Часть I

Кобелева Екатерина Аркадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, социологии и права.

E-mail: kobelewa. ek@yandex. ru

В статье речь идет о восприятии молодежью г. Перми политического имиджа губернатора Пермского края М. Г. Решетникова. На основе анализа материалов прикладного социологического исследования сделан вывод о том, что в настоящее время молодежь Пермского края достаточно информирована о главе региона, в принципе он пользуется доверием молодых избирателей. Необходимо и в дальнейшем проводить комплексные исследования особенностей восприятии имиджа первого лица Пермского края в молодежной аудитории.

Ключевые слова: политический имидж, социологический опрос, молодежь, Пермский край, М. Г. Решетников.

E. A. Kobeleva

Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

OPINION OF YOUTH PEOPLE OF PERM ABOUT IMAGE OF THE CHIEF OF THE REGION Part I

Kobeleva Ekaterina Arkadievna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of History, Sociology and Law.

E-mail: kobelewa. ek@yandex. ru

In this article we are talking about the perception of young people of the mountains. Perm political image of the Governor of Perm region Maxim Reshetnikov. Based on the analysis of the materials of the applied sociological research, it is concluded that currently the youth of Perm region is sufficiently informed about the head of the region, in principle, he enjoys the confidence of young voters. It is necessary to carry out further complex researches of features of perception of image of the first person of Perm region in youth audience.

Key words: political image, sociological survey, youth, Perm region, Maxim Reshetnikov.

© Кобелева Е. А., 2018

Демократические преобразования в современном российском обществе способствовали появлению политического рынка, связанного с возможностью осуществления политического представительства. Избиратели передают свои властные полномочия депутату или губернатору в обмен на его обязательства. Политический рынок является виртуальным, но в результате виртуального обмена появляются реальная власть, реальные политические институты и связи. Развитая многопартийность и повышение общего уровня политической культуры избирателей обусловили актуальность изучения восприятия политических лидеров. Одним из основных инструментов управленческого воздействия на людей можно считать политический имидж. Проблему политического имиджа исследуют ученые на стыке различных научных дисциплин: политологии, социологии, социальной и политической психологии. Имидж главы региона имеет значение и для национальной безопасности. Губернатор входит в высшую политическую элиту государства, поэтому его образ ассоциируется у граждан с властью.

Граждане оценивают политического лидера на основе сообщений в средствах массовой информации и интернете. Благодаря этому формируются «виртуальные образы» политиков, людей власти, при этом социальные ожидания тех или иных групп общества оправдываются или не оправдываются. Избиратели голосуют не за реальных политиков, а за их искусственные конструкты. Необходимо обладать знаниями о формировании положительно воспринимаемого избирателями образа.

Исследование формирования имиджа главы Пермского края представляется наиболее актуальным в настоящее время. 6 февраля 2017 г. Президент РФ В. В. Путин принял отставку губернатора Пермского края В. Ф. Басаргина по собственному желанию. Этим же указом Президент назначил М. Г. Решетникова временно исполняющим обязанности губернатора1. В. В. Путин на встрече с освобожденными от должности губернаторами 17 февраля 2017 г. отметил, что «ротация - это совершенно естественный процесс, само собой разумеющийся». По мнению президента, «...результаты в работе такого рода видны не сразу, но вся наша работа - вся наша жизнь, многие наши годы - посвящена именно этой цели» [1]. 13 июня 2017 г. в Перми состоялась конференция регионального отделения партии «Единая Россия». М. Г. Решетников победил на праймериз (внутрипартийных выборах) «Единой России», его кандидатура была выдвинута на выборы. 10 сентября 2017 г. состоялись выборы губернатора Пермского края. Явка была достаточно высокой - 42,5 %. За Максима Геннадьевича Решетникова проголосовали 82,06 % (687 тыс.) избирателей [5].

Проблемы, связанные с политическим имиджем, достаточно разработаны в отечественной историографии. Одним из первых начал рассматривать проблемы, связанные с построением, управлением и влиянием имиджа, Г. Г. Почепцов. Он акцентировал внимание на использовании инструментария имиджелогии, на особенностях применения имиджевых характеристик в различных сферах деятельности, в том числе в политике [8; 9].

Большое значение для изучаемой нами темы имеет обобщение достижений политической имиджелогии в учебнике А. А. Дергача и других авторов. Несколько ученых из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС при Президенте РФ), Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Уральского государственного университета и других вузов страны основывались

1 О досрочном прекращении полномочий губернатора Пермского края [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 6 февр. 2017 г. № 53 // Перезидент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41676 (дата обращения: 30.03.2018).

Е. А. Кобелева

175

на систематическом и междисциплинарном подходе и выработали единые теоретико-методологические подходы к освещению содержания и особенностей политического имиджа [7].

Т. Э. Гринберг изучала современные механизмы политической коммуникации в России, формирование и развитие политической рекламы и PR, ее аудиторию, роль связей с общественностью в избирательном процессе, правовую основу деятельности PR-струк-

тур [3].

В пособии Д. А. Вылегжанина анализируются основные понятия политической имиджелогии, раскрываются ее предмет и функции, рассматриваются место и роль имиджмейкера в формировании политического имиджа, определяются способы защиты имиджа политика [2].

Интересны статьи современных ученых, носящие прикладной характер. Например, в статье А. А. Оганджанян [6] рассматривается специфика формирования имиджа политического лидера на основе политического опыта позиционирования губернатора Ставропольского края В. В. Владимирова. Автор отметила, что «эффективность формирования медийного образа политического лидера сегодня является условием социально-экономического и политического благополучия отдельного региона и государства в целом» [6, с. 80].

Кроме того, при характеристике анкетирования как метода исследования имиджа главы Пермского края мы опирались на труды В. И. Добренькова и А. И. Кравченко [4]. Использование возможностей социологического анализа применительно к имиджу лидера является достаточно продуктивным способом его осмысления.

Завершая обзор литературы, можно отметить, что проблематика формирования имиджа местных политиков является малоизученной. Актуальность и недостаточная изученность темы определили выбор объекта и предмета исследования, дали возможность сформулировать цель и задачи итоговой работы.

Объектом итоговой работы можно считать имидж политика, предметом - проблемы формирования имиджа губернатора Пермского края М. Г. Решетникова.

Целью исследования является изучение мнения молодежной среды как важного фактора в формировании имиджа главы региона на примере Пермского края.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Выявить особенности политического имиджа и его структуру.

2. Рассмотреть функции и типологию имиджа политика.

3. Провести социологический опрос молодежи г. Перми.

4. Выявить мнение молодых граждан о губернаторе М. Г. Решетникове.

5. Определить качества идеального губернатора по мнению молодежи.

6. Предложить практические рекомендации по совершенствованию политического имиджа губернатора.

При написании статьи использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация, идеализация. Исследование является разовым, локальным, разведывательным.

Политический имидж представляет собой особый вид имиджа, включает в себя свойственные имиджу вообще общие политические и психологические характеристики, а также особенные признаки, свойственные только политическому имиджу. А. А. Деркач определяет последний «как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения». Имидж в политической сфере существует как феномен массового сознания вне зависимости от реализации предвыборных технологий [7, с. 203].

В целом можно выделить три основных фактора определения политического имиджа. Первый фактор связан с особенностями личности: внешние характеристики (внешние данные, привлекательность, возраст, здоровье, манера одеваться, жесты, мимика, наличие или отсутствие харизмы), психологические характеристики (темперамент, характер, способности, а также особенности мотивации участия в политической деятельности). К этой же группе можно отнести идеологические характеристики (принадлежность к определенной партии или движению, сущность предвыборной программы) и реальную деятельность политика. Второй фактор формирования имиджа политика включает способ и формы получения населением информации о политике, его личности и деятельности. Третий фактор -это специфика электората в той или иной социальной ситуации, в различных регионах. Необходимо учитывать особенности менталитета, социальные ожидания граждан, преобладающие настроения, возрастные и гендерные особенности восприятия имиджа. Важным является представление об идеальном политике, сформированное у разных социальных групп [7, с. 208].

Согласно мнению Г. Г. Почепцова, можно выделить составляющие содержания имиджа политического деятеля: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти элементы имеют большое значение в связи с тем, что имидж политического деятеля становится более жизненным: лидер приближается к населению, оказывается «одним из нас». «Следует отметить, что при отсутствии информации о "простых человеческих слабостях" они заполняются массовым сознанием произвольно» [8, с. 412].

Таким образом, проблема политического имиджа сегодня привлекает внимание ученых и практиков, абсолютно всех политиков, не оставляет безразличным любого человека, интересующегося развитием современного общества, политических процессов и отношений в нем.

Развитие современного российского общества идет по пути демократии. Этому способствуют некоторые политические шаги власти, например возвращение прямых выборов губернатора. В Пермском крае предыдущие выборы губернатора состоялись в 2000 г., и в наши дни необходимо было привлечь к участию в выборах молодежь, отличительной чертой которой является абсентеизм. Абсентеизм проявляется в пассивности, неучастии в выборном процессе, нежелании интересоваться политикой в целом и деятельностью региональных органов власти в частности.

Исследование состоялось в 2017 г. Всего было опрошено восемьдесят пять человек в возрасте восемнадцати - двадцати пяти лет, из них пятьдесят пять женщин и тридцать мужчин. Опрос был осуществлен в четырех государственных вузах Перми: Пермском филиале (ПФ) РАНХиГС при Президенте РФ, Пермском государственном аграрно-техноло-гическом университете (ПГАТУ), Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) и Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ). Было выяснено также мнение работающих представителей молодежи, из них в сфере обслуживания трудятся четырнадцать человек, на производстве - семь. По возрастным характеристикам респонденты делятся на три группы, что можно увидеть в таблице 1.

Было проведено анкетирование на основе случайной выборки. При анкетировании респондент сам заполнял опросный лист. Достоинством анкетирования является возможность узнать мнение большого количество людей. Опрос является наиболее распространенным методом получения социологической информации [4, с. 68, 71].

Анкета состояла из двух блоков: 1. Вопросы, связанные с политическим имиджем; 2. Вопросы о губернаторе Пермского края М. Г. Решетникове.

Е. А. Кобелева

177

Таблица 1

Распределение респондентов по возрастным категориям

Вузы / работающие граждане Мужчины Женщины Всего

Возраст Возраст

18-19 20-21 22-25 18-19 20-21 22-25

ПФ РАНХиГС 1 1 1 6 14 0 23

ПГАТУ 0 2 5 0 6 7 20

ПГНИУ 2 3 0 0 6 0 11

ПНИПУ 1 3 0 4 2 0 10

Работающие граждане 0 9 2 2 7 1 21

Всего 4 18 8 12 35 8 85

Согласно данным анкеты, в целом студенты и работающие граждане не особенно интересуются политикой. Большинство из них (60 %), и мужчины, и женщины, уделяли внимание местным политическим сюжетам менее пяти раз в неделю. У более взрослых студентов ПГАТУ соотношение тех, кто интересовался новостями в СМИ менее пяти раз и от пяти до десяти раз в неделю, одинаково. Проверочным к предыдущему вопросу выступил следующий: «Как часто за неделю вы прочитываете / просматриваете / прослушиваете политические сюжеты о губернаторе Пермского края?». Количество выбравших ответ «Менее пяти раз в неделю» даже несколько больше - 69 %. Отличий в ответах респондентов в зависимости от пола и вуза не выявлено.

Несмотря на скромный интерес опрошенных к политической жизни, узнаваемость губернатора Пермского края М. Г. Решетникова весьма высока. 78 респондентов из 85 обладали знаниями о том, кто является главой региона. Наиболее высоки результаты в ПФ РАНХиГС: 91,3 % студентов филиала ответили правильно.

Коррелирует с предыдущими данными и желание респондентов предпринимать какие-либо практические действия, например, участвовать в выборах губернатора Пермского края 10 сентября 2017 г., что видно из данных диаграммы, представленной на рисунке 1. Были выделены следующие варианты ответов (номера ответов соответствуют номерам секторов диаграммы): 1. Совершенно точно приму участие; 2. Скорее приму участие, чем не приму; 3. Скорее не приму участие, чем приму; 4. Совершенно точно не приму участие; 5. Затрудняюсь ответить.

5; 13 чел.;

16% ^^^^^ 1; 22 чел.

28%

4; 5 чел.; 6%

3; 10 чел. 13%

2; 29 чел; 37%

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос об участии в выборах

В результате анализа данных диаграммы можно отметить, что значительная часть респондентов не была уверена в своем участии в выборах главы региона, опрошенные могли передумать.

178

Наука и образование

Интересно распределение ответов по вузам. Наибольшее количество студентов, которые пожелали реализовать свое активное избирательное право, - в ПФ РАНХиГС (14 человек из 23). Эти студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», по сравнению с другими респондентами в целом больше интересуются политикой, более развиты, что следует отметить положительно. Чуть больше половины студентов ПГНИУ (6 из 10) точно собирались пойти на выборы. В ответах студентов ПНИПУ одинаковое количество тех, кто собирался участвовать в выборах, и тех, кто скорее собирался участвовать, чем нет. В ПГАТУ и среди работающих граждан первое место занял ответ: «Скорее приму участие, чем не приму»; вероятно, эти респонденты проявляли больше колебаний. Среди студентов ПГАТУ остальные ответы набрали примерно одинаковое количество голосов, а среди работающих в процентном отношении больше затруднившихся с ответом.

Небольшой срок пребывания М. Г. Решетникова в должности главы региона привел к тому, что достаточно велик процент затруднившихся с ответом на вопрос: «Как вы оцениваете деятельность М. Г. Решетникова на посту губернатора Пермского края?». Этот вариант выбрали 30 респондентов из 85. Остальные опрошенные в целом одобрили деятельность губернатора. Всего два человека скорее не одобрили его деятельность, чем одобрили.

Итак, в целом можно отметить значительную узнаваемость М. Г. Решетникова среди молодой аудитории и достаточно положительную оценку его деятельности.

Продолжение следует

Библиографический список

1. Встреча с бывшими руководителями ряда регионов // Президент России: офиц. сайт. 2017. 17 февр. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53886 (дата обращения: 30.03.2018).

2. Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2014. 136 с.

3. Гринберг Т. Э. Политические технологии: PR и реклама. М.: Аспект Пресс, 2005. 317 с.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с.

5. Максим Решетников пойдет на выборы губернатора от «Единой России» // Рифей-Пермь: [сайт]. 2017. 13 июня. URL: http://www.rifey.ru/news/perm/show_id_55371 (дата обращения: 30.03.2018).

6. Оганджанян А. А. Конструирование имиджа политического деятеля средствами массовой информации в условиях политической конкуренции (на примере губернатора Ставропольского края В. В. Владимирова) // ЗНАК: Проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 80-85.

7. Политическая имиджелогия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / под ред. А. А. Деркача и др. М.: Аспект Пресс, 2006. 398 с.

8. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 768 с.

9. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. СПб.: Алетейя, 2001. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.