Научная статья на тему 'Межнациональные отношения как один из факторов региональной безопасности (по результатам социологического опроса в Пермском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы)'

Межнациональные отношения как один из факторов региональной безопасности (по результатам социологического опроса в Пермском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
369
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL SECURITY / REGIONAL SECURITY / INTERETHNIC CONFLICT / INTERETHNIC RELATIONS / NATIONAL POLITICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобелева Екатерина Аркадьевна, Завьялова Алёна Владимировна

В статье рассматривается мнение студентов Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации о проблеме межнационального взаимодействия. Методом социологического опроса определен уровень межнациональной напряженности в студенческой среде. Разработаны предложения по стабилизации социально-политической обстановки в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC RELATIONS AS A FACTOR OF REGIONAL SECURITY (BY RESULTS OF SOCIOLOGICAL SURVEY IN THE PERM BRANCH OF THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION)

The article discusses the opinion of students of the Perm branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the problem of interethnic relations. The method of the sociological survey determined the level of interethnic ice jam. Developed proposals to stabilize the socio-political situation in the region.

Текст научной работы на тему «Межнациональные отношения как один из факторов региональной безопасности (по результатам социологического опроса в Пермском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Кобелева Е. А., Завьялова А. В. Межнациональные отношения как один из факторов региональной безопасности (по результатам социологического опроса в Пермском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы) // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 121-126.

Kobeleva E. A., Zavyalova A. V. Interethnic relations as a factor of regional security (by results of sociological survey in the Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 121-126. (In Russ.)

УДК 316.472+32.019.5

Е. А. Кобелева

Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

А. В.Завьялова

Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Пермь, Россия

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ПЕРМСКОМ ФИЛИАЛЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ)

Кобелева Екатерина Аркадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, социологии и права.

E-mail: kobelewa. ek@yandex. ru

Завьялова Алёна Владимировна - студентка, направление «Государственное и муниципальное управление».

E-mail: alena.zavyalova.2017@list.ru

В статье рассматривается мнение студентов Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации о проблеме межнационального взаимодействия. Методом социологического опроса определен уровень межнациональной напряженности в студенческой среде. Разработаны предложения по стабилизации социально-политической обстановки в регионе.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, национальная безопасность, региональная безопасность, межнациональный конфликт, межнациональные отношения, национальная политика.

E. A. Kobeleva

Perm State Agricultural Academy named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

© Кобелева Е. А., Завьялова А. В., 2017

A. V. Zavyalova

Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Perm, Russia

INTERETHNIC RELATIONS AS A FACTOR OF REGIONAL SECURITY (BY RESULTS OF SOCIOLOGICAL SURVEY IN THE PERM BRANCH OF THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION)

Kobeleva Ekaterina Arkadievna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of History, Sociology and Law.

Zavyalova Alena Vladimirovna - Student, Direction "State and Municipal Government".

The article discusses the opinion of students of the Perm branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the problem of interethnic relations. The method of the sociological survey determined the level of interethnic ice jam. Developed proposals to stabilize the socio-political situation in the region.

Key words: civil service, national security, regional security, interethnic conflict, interethnic relations, national politics.

В многонациональном российском социуме органами государственной власти федерального и регионального уровней осуществляются меры, направленные на развитие межнациональных и межэтнических взаимоотношений. Однако проблема взаимодействия коренного населения и мигрантов зависит не только от государственной политики, но и от самих граждан. Массовые миграции способны существенно активизировать проблемы экономического, социального, культурного порядка и становиться причиной эскалации межэтнической напряженности. Проблема особенно актуальна в условиях обеспечения региональной безопасности. Установление добрососедских отношений играет заметную роль в данных процессах.

С сентября 2013 г. по апрель 2014 г. Центром изучения национальных конфликтов проводилось исследование уровня межэтнической напряженности в регионах России [1]. Анализ показал, что в большинстве случаев участниками и инициаторами конфликтных ситуаций являются выходцы с Кавказа - дагестанцы, ингуши, армяне. В подобные конфликты, как правило, вовлекаются и представители местного населения. Что касается Пермского края, эксперты отмечают, что регион «уже покинул стабильную зону, но еще не перешел в зону риска». На территории Пермского края, в отличие от других субъектов Федерации, в подобные столкновения чаще вовлечены подростки. Данное исследование показывает, что межнациональная напряженность растет. В связи с этим появляется необходимость разработки наиболее действенных механизмов национальной политики.

31 октября 2016 г. состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. В. В. Путин заявил: «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт. При этом мы видим, что межнациональные отношения - это сложнейшая, чувствительная сфера. Она постоянно развивается, здесь появляются новые проблемы, к сожалению, и острые вызовы. И чтобы грамотно, содержательно на них отвечать, нужны современные и гибкие решения» [2].

В отечественной научной литературе уделяется особое внимание вопросам межнациональных взаимоотношений, различным аспектам, связанным с национальной культурой и обычаями. Однако анализа внутринациональных проблем порою недостаточно, поскольку в рамках одного государства гражданам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с органами государственной власти, поэтому очень важно при подготовке государственных служащих отдельное внимание уделять межнациональному взаимодействию. В этом и состоит исследовательская проблема.

Объектом данного научного исследования являются межнациональные отношения, предметом исследования - общественное мнение по поводу межнациональных отношений.

Цель настоящей работы состоит в выявлении уровня национальной напряженности и проявления агрессивности к другим национальностям среди студентов Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ПФ РАНХиГС).

Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:

• исследовать теоретические и методологические основы межнационального взаимодействия;

• провести опрос студентов ПФ РАНХиГС, направленный на выявление уровня национальной самоидентификации и уровня межнациональной напряженности.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что студенты, планирующие связать свою жизнь с государственной службой, относятся к представителям других национальностей с большей терпимостью в отличие от студентов иных специальностей. Данное предположение основано на том, что студенты изначально осознают принадлежность к единой государственной системе, принимая за основу равенство всех ее участников.

Изучение различных вопросов, связанных с межнациональными отношениями, стало одной из задач прикладного социологического исследования. Исследование проводилось в ПФ РАНХиГС. Всего опрошено восемьдесят респондентов. Двадцать из них обучаются по направлению «Юриспруденция», очная форма обучения, из них шестнадцать девушек и четверо юношей, двадцать - по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ), очная форма обучения, из них шестнадцать девушек и четверо юношей. Опрошены также студенты заочной формы обучения: направления «Государственное и муниципальное управление» - двадцать человек, из них пятнадцать девушек и пятеро юношей, направления «Юриспруденция» - двадцать человек, из них пятнадцать девушек и пятеро юношей. Данные приводятся в процентах от числа опрошенных студентов в зависимости от пола, специальности и формы обучения.

Мы использовали метод социологического опроса. «Социологический опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. <...> Важной особенностью опроса является широта охвата разнообразнейших сфер социальной практики» [3, с. 93]. Этот метод является достаточно экономичным, позволяет по сравнительно небольшому количеству респондентов определить состояние и тенденции развития различных социальных явлений и процессов. Используются математические методы обработки данных, полученных в результате исследования.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их отношения к другим национальностям, а также выказать свое отношение к конкретному произошедшему в Перми случаю, связанному с конфликтом коренного населения и мигрантов.

Современное состояние российского общества и происходящие в нем изменения, а также модернизация всех сфер общественной жизни влияют на культуру человека, в том числе на его национальные ценности. Зачастую в современном мире человек забывает национальные традиции и обычаи своих предков. Итак, первый вопрос был направлен

на определение национальной самоидентификации студентов; мы хотели выяснить, соблюдают ли они и члены их семей национальные обычаи и традиции, отмечают ли национальные праздники.

Как видно из таблицы 1, у юношей весьма выражено сознание национальной принадлежности, за исключением студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения. Это может быть связано с тем, что исторически преемственность обычаев соблюдалась именно по мужской линии. А влияние современных тенденций приводит к тому, что, зачастую соблюдая те или иные традиции, отмечая праздники, человек не всегда задумывается об истории данного события, о том, имеет ли оно связь с национальностью. Наиболее выражена национальная идентичность у девушек - будущих юристов. Вполне вероятно, что такой ответ может быть связан с тем, что именно среди данных студенток есть представительницы разных наций.

Таблица 1

Положительный ответ респондентов на вопрос о соблюдении национальных обычаев и традиций, %

Респонденты «Да»

Девушки

ГМУ, очное 25,0

ГМУ, заочное 33,4

Юриспруденция, очное 81,3

Юриспруденция, заочное 60,0

Юноши

ГМУ, очное 0,0

ГМУ, заочное 80,0

Юриспруденция, очное 50,0

Юриспруденция, заочное 60,0

Для дальнейшего исследования было важно оценить уровень национальной напряженности и проанализировать в целом отношение студентов к лицам иных национальностей.

Представленное распределение мнений показывает (см. табл. 2), что большинство девушек толерантно относятся к другим национальностям. Исключением являются студентки, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление»; большая часть из них безразлично относятся к иным национальностям. Это может быть связано с тем, что студентки данного направления не показали ярко выраженной национальной самоидентификации, поэтому не делают акцент на национальной принадлежности, а, возможно, оценивают только личные качества человека. Резко негативное отношение характерно для студенток, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения, и по направлению «Юриспруденция», заочная форма. Подобные ответы могут быть связаны с личным негативным опытом взаимодействия с лицами иных национальностей и отождествления поведения отдельных лиц со всей нацией. Наиболее толерантными оказались будущие чиновники - юноши. Данные ответы также могут быть связаны с опытом непосредственного взаимодействия с представителями других национальностей.

Как правило, студенты безразлично относятся к лицам иных национальностей. Это может быть связано как с отсутствием опыта прямого взаимодействия с ними, так и с проявлением терпимости к мигрантам, с осознанием неизбежности данных процессов.

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос об их отношении к лицам иных национальностей, %

Респонденты «Толерантно» «Безразлично» «Резко отрицательно»

Девушки

ГМУ, очная 25,0 68,8 6,2

ГМУ, заочная 86,7 13,3 0,0

Юриспруденция, очная 75,0 25,0 0,0

Юриспруденция, заочная 60,0 26,7 13,3

Юноши

ГМУ, очная 50,0 50,0 0,0

ГМУ, заочная 40,0 20,0 40,0

Юриспруденция, очная 25,0 75,0 0,0

Юриспруденция, заочная 20,0 40,0 40,0

Региональная безопасность строится на доверительном взаимодействии органов государственной власти субъекта и граждан. Поэтому очень важно, чтобы студенты, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», изначально были ознакомлены с положениями профессиональной этики и были готовы к взаимодействию со всеми гражданами нашей страны.

Следует сказать, что необходим новый подход к взаимодействию различных наций в рамках одного государства, поскольку каждая нация имеет свои уникальные черты, и порою мы не обращаем внимания на различия в культурных ценностях, тем самым провоцируя конфликты.

Большинство участников исследования безразлично относятся к тому, что должности государственной службы в Пермском крае занимают лица других национальностей (девушки, направление «Государственное и муниципальное управление», обе формы обучения, и направление «Юриспруденция», очная форма - более 60 %). Студентки-заочницы, будущие юристы, проявляют безразличное отношение в два раза реже, чем остальные девушки, принявшие участие в опросе. В отличие от девушек, юноши (направление «Государственное и муниципальное управление», заочная форма, направление «Юриспруденция», заочная форма) высказали резко отрицательное отношение к замещению должностей государственной службы лицами иных национальностей. Можно предположить, что данное мнение участников исследования связано с высоким уровнем конкуренции при поступлении на государственную службу. Большинство студенток направления «Государственное и муниципальное управление» очной (12,5 %) и заочной (13,3 %) форм обучения практически в равном процентном соотношении ответили на данный вопрос «Резко отрицательно».

Причины могут быть разные, в связи с этим мы попросили студентов высказать свое мнение по поводу межнациональных отношений: в чем должно проявляться межнациональное сотрудничество и чего мы должны избегать, чтобы сохранять социально-политический баланс? «Я считаю, что негативное отношение к другим национальностям неприемлемо. Лично я отношусь ко всем людям, независимо от пола, возраста и национальности, с уважением и толерантностью» (девушка, 19 лет, очная форма обучения, направление «Юриспруденция»). «Я считаю, что, если человек переезжает из другого региона, он должен вести себя так, как принято здесь. Уважать русский народ, тогда и конфликтов не будет» (девушка, 21 год, очная форма обучения, направление «Государственное и муниципальное управление»).

Проведенный социологический опрос показал, что респонденты в большей степени с терпимостью относятся к лицам других национальностей. Негативное отношение выступает скорее как исключение. Обратную ситуацию мы видим при постановке вопроса о замещении должности государственной службы лицом иной национальности. Практически все юноши и большой процент девушек выказали резко негативное отношение. Вероятно, данные ответы связаны не только с определенным недоверием, но и со стереотипами, сложившимися в современном обществе. Гипотеза не подтвердилась, поскольку мы видим, что студенты, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», не проявляют большей терпимости, а в иных случаях и наоборот - проявляют негативное отношение к интеграционным процессам. Поэтому основная задача государственной национальной политики - разрушать эти барьеры, способствуя открытому диалогу наций.

Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что российский социум переходит на новый этап, который призван обеспечить национальную интеграцию в обществе этнического, культурного и конфессионального разнообразия. Убежденность в том, что национальные различия не могут служить основанием для ущемления прав другого гражданина, а также признание равенства в профессиональной деятельности, в том числе обеспечение беспрепятственного несения государственной службы, являются основой национального взаимодействия. На сегодняшний день, как показало исследование, барьер окончательно не преодолен. Однако появляется уверенность в том, что граждане уже не так критичны по отношению к мигрантам. Именно понимание необходимости межнационального взаимодействия и поддержание добрососедских отношений является основополагающим в построении эффективной системы региональной безопасности в современной России.

Библиографический список

1. Гроздья Гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России. Осень 2013 -весна 2014 года / Центр изучения национальных конфликтов; федер. экспертная сеть «Клуб регионов» // Клуб регионов: [сайт]. 2014. URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/index.html (дата обращения: 12.05.2017).

2. Заседание Совета по межнациональным отношениям // Президент России: офиц. сайт. 2016. 31 окт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53173 (дата обращения: 12.05.2017).

3. Кобелева Е. А., Киселев В. Г., Шишигин А. В. Социология: курс лекций для студентов заочной формы обучения / Перм. гос. пед. ун-т. В 2 ч. Пермь: ИПК «ОТ и ДО», 2009. Ч. 2. 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.