УДК 314.745.4
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАТНОЙ МИГРАЦИИ В РЕГИОНЕ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)1
Е.В. Шахова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, e-mail: [email protected]
DOI: 10.14258/ssi(2021)3-03
Возвратная миграция населения является одним из путей решения демографического кризиса как в Приморском крае, так и во всей стране. В связи с этим исследование данных вопросов на сегодняшний момент является актуальным. В статье представлены результаты экспертного опроса в Приморском крае, проведенного в 2020-2021 гг. научным коллективом Алтайского государственного университета при участии автора. Целью данной работы является анализ экспертного мнения относительно процессов возвратной миграции в Приморском крае. Приводится мнение экспертов относительно рисков, связанных с миграцией населения в России. Описана миграционная ситуация в Приморском крае, представленная оттоком местного населения. Регион, согласно экспертному мнению, не привлекателен для возвращения мигрантов из других стран, случаи возвратной миграции не распространены; необходимы определенные меры, направленные на привлечение и реинтеграцию возвратных мигрантов. По мнению экспертов, оказывать поддержку и предоставлять льготы для переселения необходимо в первую очередь именно бывшим гражданам СССР, при этом важно развивать экономическое направление реинтеграции. Научная новизна работы заключается в предоставлении актуального мнения экспертного сообщества по вопросам возвратной миграции населения в Приморском крае. Практическое значение работы связано с анализом необходимых мер, направленных на привлечение и реинтеграцию возвратных мигрантов.
Ключевые слова: возвратная миграция, реинтеграция, Приморский край, экспертный опрос, программа возвращения соотечественников в Россию
1 Публикация подготовлена в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации НШ-2632.2020.6 «Возвратная миграция и миграционная политика: адаптивные стратегии переселенцев и принимающего населения в приграничных регионах России» (2020-2021 гг.).
OPINION OF EXPERTS OF PRIMORSKY REGION ON RETURN MIGRATION IN THE REGION (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
E.V. Shakhova
Altai State University, Barnaul, Russia, e-mail: [email protected]
Return migration of the population is one of the ways to solve the demographic crisis both in the Primorsky Territory and throughout the country. In this regard, the study of these issues is currently relevant. The article presents the results of an expert survey in the Primorsky Territory, conducted in 2020-2021. research team of Altai State University, with the participation of the author. The purpose of this work is to analyze the expert opinion on the processes of return migration in the Primorsky Territory. The article presents the opinion of experts on the risks associated with migration of the population in Russia. The migration situation in the Primorsky Territory, represented by the outflow of the local population, is described. The region, according to expert opinion, is not attractive for the return of migrants from other countries, cases of return migration are not common; certain measures are needed to attract and reintegrate returning migrants. The opinion of experts is presented, according to which it is necessary to provide support and provide benefits for resettlement, first of all, to the former citizens of the USSR, while it is important to develop the economic direction of reintegration. The scientific novelty of the work lies in providing the current opinion of the expert community on the issues of return migration of the population in the Primorsky Territory. The practical significance of the work is associated with the analysis of the necessary measures aimed at attracting and reintegrating returning migrants.
Keywords: return migration, reintegration, Primorsky Krai, expert survey, program for the return of compatriots to Russia
Введение
Вопросы, связанные с процессами миграции, сегодня являются актуальными для всей нашей страны и для ее регионов. Миграция населения, в том числе возвратная миграция, является одним из путей решения демографического кризиса, с которым столкнулась наша страна. В некоторых ее регионах демографические вопросы стоят наиболее остро. «На фоне серьезных демографических проблем в целом в России ситуация для Дальнего Востока близка к катастрофической. Если страна за 30 лет потеряла 4,4% населения, то этот макрорегион — почти 25%!» (Авдеев, 2020). Приморский край, в сравнении с другими регионами Дальневосточного федерального округа, является наиболее благоприятным с точки зрения климатических условий, а также по уровню социально-экономического развития. Однако для него, как и для других регионов округа, на протяжении двух последних десятилетий характерно сокращение численности населения, что связано как с естественной
убылью населения, так и с миграционным оттоком (Максимова, Шахова, Шермато-ва, 2020).
Возвратную миграцию рассматривают как «вид международной добровольной миграции на постоянное место жительства, как стимулируемый, так и не стимулируемый принимающим государством, при котором осуществляется переселение в государство происхождения лиц, ранее эмигрировавших из него, а также потомков этих лиц, в основе которого может лежать упрощенный порядок предоставления гражданства или вида на жительство» (Канылин, 2013).
Такая миграция может быть стимулируемой и не стимулируемой принимающим государством. Нестимулируемая миграция характерна для стран, в которых не действуют какие-либо государственные программы, направленные на увеличение числа возвратных мигрантов в свою страну, на оказание им помощи. Стимулируемая миграция присуща странам, в которых данные программы функционируют (например, Германия, Греция, Израиль, Казахстан, Российская Федерация). Цели стимулирования государством возвратной миграции различны. Среди них ученые называют гуманитарную (в рамках которой оказывается помощь соотечественникам, которые, проживая за рубежом, подвергаются дискриминации, гонениям), демографическую (активно применяется государствами для компенсации естественной убыли населения), экономическую (направлена на решение экономических проблем, в том числе нехватки кадров на рынке труда) (Цыренов, Мадиева, 2017).
В Российской Федерации с 2006 г. функционирует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В 2020 г. в программе принимают участие 80 субъектов Российской Федерации, 10 из которых имеют статус «территория приоритетного заселения» (в том числе Приморский край), при переезде в которые возвратные мигранты получают максимальные преференции.
Важность и необходимость Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению связана со следующими факторами:
• этические обязательства перед людьми, по разным причинам оказавшимися за пределами своего государства;
• благотворное влияние на демографическую ситуацию в стране приезда русского и русскоязычного населения;
• положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах, куда переселенцы приезжают на постоянное место жительства, как потенциальные специалисты, студенты, рабочие (Булах, Коротун, 2016).
Возвратной миграции соотечественников в Российскую Федерацию способствуют следующие факторы: нестабильное политическое положение в некоторых странах СНГ, ущемление прав русских и русскоговорящих, их неудовлетворительное социально-экономическое положение в обществе, а также рост миграционной привлекательности России (Канылин, 2011).
После возвращения на родину следует процесс повторного включения мигрантов в общество — процесс реинтеграции. Содействие добровольному возвращению и реинтеграции — это неотъемлемая часть комплексного подхода к управ-
лению миграцией. Данная помощь направлена на упорядоченное и гуманное возвращение, реинтеграцию мигрантов, которые не могут или не хотят оставаться в принимающих странах или странах транзита и хотят добровольно вернуться в страны своего происхождения. Для реализации программ содействия добровольному возвращению и реинтеграции необходимо сотрудничество мигрантов, гражданского общества и правительств принимающих стран, стран транзита и стран происхождения (Assisted Voluntary Return and Reintegration).
В 2019 году в Женеве Международной организацией по миграции был опубликован «Справочник реинтеграции. Практическое руководство по оформлению, реализации и мониторингу реинтеграционной помощи», как практический инструмент, предназначенный для заинтересованных лиц (политиков, разработчиков и менеджеров проектов и других). В данной работе описан комплексный подход к процессу реинтеграции, который требует помощи на индивидуальном уровне (помощь возвращающимся мигрантам), уровне сообщества (вовлечение сообщества в процесс реинтеграции), структурном уровне (участие и взаимосвязь в процессах реинтеграции всех заинтересованных сторон). Помощь в реинтеграции осуществляется с учетом экономических (повторное включение в экономическую сферу), социальных (возвращение к государственным услугам, в том числе к системе здравоохранения, образования и т.д.) и психосоциальных аспектов (налаживание связей с друзьями, родственниками, соседями, вхождение в структуры гражданского общества, в общественную жизнь в целом, возвращение к ценностям, образу жизни, традициям родной страны) (Reintegration handbook, 2019).
При создании эффективной программы реинтеграции важным этапом является анализ особенностей возвратной миграции, изучение особенностей в политических, институциональных, экономических, социальных сферах на местном, национальном и международном уровнях.
Методы исследования
При изучении вопросов возвратной миграции населения был использован анализ результатов экспертного опроса, проведенного в рамках социологического исследования «Возвратная миграция и миграционная политика: адаптивные стратегии переселенцев и принимающего населения в приграничных регионах России». Стандартизированный экспертный опрос проводился в онлайн-формате, экспертами выступили руководители и специалисты органов государственной власти, представители общественных организаций, ученые, профессиональная или общественная деятельность которых связана с темой миграции (n=20, 2020-2021 гг.). Цель данной работы заключается в анализе экспертного мнения относительно процессов возвратной миграции в Приморском крае. Рассмотрены следующие показатели: риски, связанные с миграцией населения в России; миграционная ситуация в Приморском крае; меры, направленные на привлечение и реинтеграцию возвратных мигрантов; характер возвратной миграции в регионе. Данные, полученные в ходе исследования, были проанализированы с помощью математико-статистических методов (статистический пакет SPSS 23.0).
Результаты и обсуждение
В последнее время Россия и зарубежные страны сталкиваются с трудностями, связанными с миграционными процессами, среди которых угроза национальной безопасности и общественного порядка, возможность возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве, социальная напряженность в целом (Зраева, Лаптев, 2019). Согласно мнению экспертов в сфере миграции, проживающих в Приморском крае, для России характерны следующие проблемы: риски, связанные с нелегальной миграцией, использованием труда мигрантов в теневой экономике (85,7% наблюдений), формирование закрытых этнических групп, плохо взаимодействующих с принимающим сообществом и создающих очаги социальной напряженности (85,7% наблюдений), риски, связанные с эпидемиологической обстановкой, распространением инфекционных и вирусных заболеваний (52,4% наблюдений). Кроме того, специалисты отмечают, что миграция может привести «к изменению этнокультурного облика Дальнего Востока и Сибири, что является угрозой этнокультурной самобытности коренных народов России».
Приморский край, с одной стороны, отличается достаточно высоким уровнем социально-экономического развития относительно других субъектов Дальневосточного федерального округа, с другой стороны, обладает низким демографическим потенциалом, который обусловлен негативными тенденциями естественного и миграционного движения населения (Амирханян, 2020). Оценивая миграционную ситуацию в крае, эксперты чаще указывают на «большой отток местного населения в другие регионы или государства» (90,5% наблюдений). «Обеспечить абсолютный рост численности населения края возможно за счет сокращения оттока местного населения и создания условий для приглашения соотечественников (Украина, Молдавия, Прибалтика, Средняя Азия, Закавказье, дальнее зарубежье)» (Авдеев, 2020).
Стимулирование возвращения является одним из направлений решения демографической проблемы в стране. Люди, владеющие русским языком, знакомые с традициями российской культуры, историей, способны к наиболее быстрой и успешной адаптации, к включению в принимающее сообщество. Соотечественники, вернувшиеся в Россию, участвующие в Программе переселения, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, среди которых: компенсация расходов на переезд к будущему месту проживания; компенсация расходов на уплату государственной пошлины на оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев; получение подъемных (пособия на обустройство), размер которых зависит от территории вселения. Пособие на обустройство на территории приоритетного заселения выплачивается в два этапа (как только переселенец приехал на территорию заселения и через полтора года со дня регистрации по месту жительства или пребывания, если он там фактически проживал). Участник государственной программы, приезжающий на территорию приоритетного заселения, имеет право на получение пособия в размере 150 и 90 тысяч рублей на первом и втором этапе соответственно, а члены его семьи — по 70 и 50 тысяч рублей.
Эксперты Приморского края считают, что государство должно оказывать помощь репатриантам, в том числе финансировать расходы по переезду (81,0%). При
этом в первую очередь, по их мнению, необходимо развивать экономическое направление реинтеграции, способствующее экономической самостоятельности мигрантов (71,4%). По поводу необходимости мер по реинтеграции возвратных мигрантов в регионе мнение экспертов разделилось: такие меры нужны (28,6%); необходимы, но только для отдельных мигрантов, а многие сами могут приспособиться (38,1%); необходимы, но для отдельных мигрантов, а многих нужно возвращать в страну исхода (19,0%). Необходимость стимулирования возвратной миграции в регионе обусловлена, по мнению экспертов, демографическими и экономическими причинами (по 38,1%), необходимостью стимулирования регионального развития, т.е. за счет возвратной миграции можно выровнять диспропорции в региональном развитии страны (23,8%).
В рамках программы переселения под соотечественниками понимаются граждане, «родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии» (О мерах по оказанию содействия..., 2006). Однако вопрос определения понятия «соотечественник» является очень сложным. В этимологическом смысле это граждане одного и того же государства, если под «отечеством» понимать одно государство как юридическое образование. На законодательном уровне в понятие «соотечественник» вкладывается другое значение, заключающееся в том, что это лица, в историческом значении относящие себя к одному и тому же государству, которого в настоящее время не существует (Ильченко, 2015).
На вопрос, каких иностранцев следовало бы называть соотечественниками и предоставлять им льготы для переселения в Россию, эксперты ответили, что это все бывшие граждане СССР (80,0%), дополнительно указывая, что это люди, «владеющие русским языком, знакомые с российской историей и культурой, готовые служить в армии», имеющие «сходное с нами образование и воспитание». При этом специалисты отмечают, что надо поддерживать въезд молодых и образованных граждан, ограничивая въезд нетрудоспособных и малообразованных граждан из других стран (50,0% наблюдений), поддерживать въезд в страну русского и русскоязычного населения, ограничивая въезд представителей иных национальностей (45,0% наблюдений).
Среди наиболее эффективных мер в привлечении возвратных мигрантов в Россию эксперты называют следующие: создание и развитие государственных программ привлечения и обустройства возвратных мигрантов, программ добровольного возвращения (57,9% наблюдений), создание и реализация программ реинтеграции, административной, материально-технической и финансовой поддержки мигрантов (52,6% наблюдений), принятие комплексных подходов добровольного возвращения, включая помощь в реинтеграции (47,4% наблюдений). Также указывают, что для привлечения возвратных мигрантов необходимо упрощение бюрократической процедуры для получения гражданства России для представителей коренного населения, создание комфортной и стабильной экономической ситуации. Утверждают, что нужно абсолютно то же самое, что необходимо для остановки оттока местного населения: работа (т.е. производство, а не «экономика»), доступные
цены на жилье (аренда/покупка), образование, городская и сельская инфраструктура и подающая признаки жизни медицина. «Чтобы люди сюда поехали, нужна программа резкого наращивания инфраструктурного потенциала, обеспечивающего привлекательность территории (жилье, дороги, детские сады, школы, вузы, медицинское обслуживание, культура, экология и т.д.)» (Авдеев, 2020).
Несмотря на то, что Приморский край имеет статус территории приоритетного заселения и приезжающие сюда мигранты получают максимальные преференции, основная часть соотечественников, участвующих в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, выбирают местом поселения центральные регионы России, реже селятся в Приморском крае и других субъектах Дальневосточного федерального округа. На то, что в Приморском крае не распространены случаи возвратной миграции, указали 76,2% экспертов, 14,3% — на ее распространенность, 9,5% затруднились с ответом. Мнения экспертов по поводу привлекательности региона для добровольного возвращения мигрантов также разделились. Больше половины из них указывают на то, что регион не привлекателен для возвращения мигрантов из других стран (63,1%). Они утверждают, что «регион не привлекателен даже для коренного населения: предприятия уничтожены, работы почти нет, резкий скачок цен на жилье, а приехавшие сюда возвратные мигранты при первой же возможности уезжают». Другие (21,1%) указывают на привлекательность региона: «если мигрант является близким к культуре принимающей стороны, а также если ему будет оказана поддержка социальных служб, в случае если он оказался в трудной жизненной ситуации». Остальные эксперты (15,8%) затруднились с ответом на данный вопрос.
Потенциал возвратной миграции еще есть, однако отсутствуют условия, которые могли бы привлечь возвратных мигрантов, стимулировать их переезд на историческую родину, на это указали 60,0% экспертов. Численность русских в странах СНГ и Балтии составляет около 14,3 млн чел., однако в силу различных причин миграционный потенциал для России может составить на ближайшее десятилетие немногим более 2 млн чел. Определить потенциал возвратной миграции для России достаточно сложно, и связывают это со следующими факторами:
1. Практически исчерпан миграционный потенциал русских в некоторых странах СНГ.
2. Молодое поколение не стремится переехать в Россию в связи с тем, что за время, прошедшее с момента распада СССР, произошла смена поколений и соответственно их адаптация к ситуации в стране, в которой они проживают.
3. Стабилизация в политической и социально-экономической сферах в некоторых государствах.
4. Какие-либо преимущества для русскоговорящих граждан в стране, в которой они проживают, которых нет в России.
5. Непоследовательность миграционной политики в России (Рязанцев, Письменная, Храмова, 2015).
При выборе учреждений и организаций, деятельность которых в большей степени способствует увеличению притока возвратных мигрантов в Россию, эксперты
чаще указали на форумы, общественные группы переселенцев, сети поддержки желающих переехать в Россию (45,0% наблюдений), русскоязычную диаспору, русские землячества, национальные организации русских и русскоязычных жителей зарубежных государств (40,0% наблюдений), информационные порталы, СМИ, сетевые ресурсы, направленные на информирование потенциальных переселенцев и оказание правовой и консультативной поддержки (35,0% наблюдений).
В России на сегодняшний момент функционирует Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций»1. Его цели: всемерное содействие превращению стихийной миграции на постсоветском пространстве в цивилизованное регулируемое перемещение людей, оказание помощи беженцам, вынужденным и добровольным переселенцам, трудовым мигрантам на территории Российской Федерации в защите их экономических, социальных и политических прав и законных интересов, а также содействие соотечественникам, возвращающимся в Россию. С 1 июля 2020 г. «Форум переселенческих организаций» приступил к реализации нового проекта «Право на Родину», цель которого заключается в повышении уровня защиты прав и свобод соотечественников-переселенцев, вернувшихся и возвращающихся в Россию на постоянное место жительства. Популярным среди соотечественников является крупнейший интернет-форум переселенцев «Домой в Россию», объединяющий переселенцев из стран СНГ и других стран (Грузия, Прибалтика). Форум удобно разбит по странам исхода и регионам переезда2. У переселенцев из Республики Казахстан есть общая площадка для объединения соотечественников «Казахстанцы России»3, а также свои группы в мессенджерах практически в каждом регионе страны.
Кроме того, эксперты считают, что этнические диаспоры и национальные объединения в регионе играют большую роль во взаимодействии между мигрантами и местным населением, они помогают мигрантам адаптироваться, усваивать культурные и социальные нормы (42,1%), помогают мигрантам найти работу (31,6%).
Заключение
Миграция является одним из важнейших источников восполнения потерь населения вследствие депопуляции. Миграционная политика направлена на увеличение иммиграции, это является одной из ее стратегических задач. Наиболее важным при этом является стимулирование миграционного прироста за счет соотечественников. В связи с этим вопросы, связанные с изучением процессов миграции, возвратной миграции, на сегодняшний день являются актуальными среди научного сообщества.
По мнению экспертов, миграция населения в целом представляет определенные риски для нашей страны, которые связаны с нелегальной миграцией, формированием очагов социальной напряженности, эпидемиологической обстановкой.
1 https://migrant.ru/
2 https://back2russia.net/
3 https://vk.com/kazrussiaclub
безопасность и интеграция в странах азиатского региона
Миграционная ситуация в Приморском крае характеризуется оттоком местного населения в другие регионы или государства. Это оказывает значимое влияние на демографическую и экономическую ситуацию в регионе. Особое значение при этом имеет привлечение соотечественников к обратному добровольному переселению в Российскую Федерацию. Эксперты считают, что именно бывшим гражданам СССР, людям, владеющим русским языком, знакомым с российской историей и культурой, имеющим сходное с нами образование и воспитание, необходимо оказывать поддержку и предоставлять льготы для переселения. При этом в первую очередь необходимо развивать экономическое направление реинтеграции, способствующее экономической самостоятельности мигрантов. Для привлечения возвратных мигрантов важны программы, включающие в себя оказание им помощи при переезде, административной, материально-технической, финансовой поддержки, реинтеграции. Немаловажную роль при этом играет и создание комфортной жизни для всех жителей региона (работа, доступные цены на жилье, образование, медицина, развитая инфраструктура в городе и на селе).
По мнению экспертов, Приморский край не привлекателен для возвращения мигрантов из других стран, случаи возвратной миграции в крае не распространены. Необходимо создание условий, которые могли бы привлечь возвратных мигрантов, стимулировать их переезд на историческую родину. В большей степени способствует увеличению притока возвратных мигрантов в Россию, по мнению экспертов, деятельность форумов, общественных групп переселенцев, русскоязычной диаспоры, информационных порталов, СМИ, сетевых ресурсов, направленных на информирование потенциальных переселенцев и оказание правовой и консультативной поддержки. Большую роль во взаимодействии между мигрантами и местным населением играют этнические диаспоры и национальные объединения региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Авдеев Ю.А. Демографические процессы, миграция и реализация Национальных программ на Дальнем Востоке России. В кн.: Миграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, социально-экономические и демографические эффекты. М., 2020. С. 8-19.
Амирханян А.Г. Стратегии интеграции трудовых мигрантов в Приморском крае (на примере выходцев из Китая): дис. . канд. соц. наук. Санкт-Петербург, 2020.
Булах И.В., Коротун А.В. Возвратная миграция в Россию из стран СНГ: проблемы и тенденции. Вестник социально-гуманитарного образования и науки, 2016, N0. 4, 5-12.
Зраева И.М., Лаптев В.И. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Вестник БГУ 2019, 3(41), 136-141.
Ильченко О.А. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом. Вестник ВГУ. Серия: право, 2015, 4(23), 131-137.
Канылин В.А. Актуальные проблемы возвратной миграционной политики в России. Социально-гуманитарные знания, 2013, No. 1, 148-155.
Канылин В.А. Возвратная миграция: региональный и муниципальный аспект. Самоуправление, 2011, No. 12, 14-17.
Максимова С.Г., Шахова Е.В., Шерматова С.Н. Отношение жителей Приморского края к миграционной ситуации в регионе. Социальная интеграция и развитие этно-культур в евразийском пространстве, 2020, 2(9), 188-192.
0 мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637. URL: http://iv2.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 22.05.2020).
Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Храмова М.Н. Возвратная миграция соотечественников в Россию: существует ли миграционный потенциал? Народонаселение, 2015, No. 2, 64-73.
Цыренов Д.Д., Мадиева М.Г. Особенности возвратной миграции молодежи в Республику Бурятия. Вестник БГУ. Экономика и менеджмент, 2017, No. 1, 53-56.
Assisted Voluntary Return and Reintegration. International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int/assisted-voluntary-return-and-reintegration (дата обращения: 10.03.2020).
Reintegration handbook. Practical guidance on the design, implementation and monitoring of reintegration assistance. International Organization for Migration, 2019. URL: https://publications.iom.int/books/reintegration-handbook-practical-guidance-design-implementation-and-monitoring-reintegration (дата обращения: 28.09.2020).
REFERENCES
Avdeev, Yu. A. (2020). Demograficheskie processy, migraciya i realizaciya Nacional'nyh programm na Dal'nem Vostoke Rossii [Demographic processes, migration, and implementation of national programs in the Russian Far East]. In Migracionnye processy v Azi-atsko-Tihookeanskom regione: politicheskie, social'no-ekonomicheskie i demograficheskie effekty [Migration processes in the Asia-Pacific region: political, socio-economic and demographic effects] (pp. 8-19). Moscow.
Amirhanyan, A.G. (2020). Strategii integracii trudovyh migrantov v Primorskom krae (na primere vyhodcev iz Kitaya) [Strategies for the integration of labor migrants in the Pri-morsky Territory (on the example of immigrants from China)]: PhD Thesis in Sociology. Sankt-Peterburg.
Bulah, I.V., Korotun, A.V. (2016). Vozvratnaya migraciya v Rossiyu iz stran SNG: problemy
1 tendencii [Back migration from the cis countries to Russia: problems and tendencies].
Bulletin of Social and Humanitarian Education and Science, no 4, 5-12.
Zraeva, I.M., Laptev, V.I. (2019). Problemy pravovogo regulirovaniya migracionnyh pro-cessov v Rossijskoj Federacii [Problems of legal regulation of migration processes in the Russian Federation]. BSUHerald, 3(41), 136-141.
Ilchenko, O.A. (2015). K diskussii ob opredelenii ponyatiya i administrativno-pravovogo statusa sootechestvennikov za rubezhom [Discussion on the definition of the concept and the administrative and legal status of compatriots abroad]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 4(23), 131-137.
Kanylin, V.A. (2013). Aktual'nye problemy vozvratnoj migracionnoj politiki v Rossii [Actual problems of return migration policy in Russia]. Socio-humanitarian Knowledge, no 1, 148-155.
Kanylin, V.A. (2011). Vozvratnaya migraciya: regional'nyj i municipal'nyj aspect [Return migration: regional and municipal aspect]. Samoupravlenie, no 12, 14-17.
Maksimova, S.G., Shahova, E.V., Shermatova, S.N. (2020). Otnoshenie zhitelej Primorsko-go kraya k migracionnoj situacii v regione [Attitude of residents of Primorsky Krai to the migration situation in the region]. Social Integration and Development of Ethnic Cultures in the Eurasian Space, 2(9), 188-192.
O merah po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 22.06.2006 N 637 [On measures to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad: Decree of the President of the Russian Federation of 06/22/2006 No. 637]. Available at: http://iv2.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed 22 May 2020).
Ryazancev, S.V., Pis'mennaya, E.E., Hramova, M.N. (2015). Vozvratnaya migraciya sootechestvennikov v Rossiyu: sushchestvuet li migracionnyj potencial? [Return migration of compatriots to Russia: is there a migration potential?] Narodonaselenie, no 2, 64-73.
Cyrenov, D.D., Madieva, M.G. (2017). Osobennosti vozvratnoj migracii molodezhi v Res-publiku Buryatiya [The features of youth return migration in the republic of Buryatia]. BSU Bulletin. Economics and Management, no 1, 53-56.
Assisted Voluntary Return and Reintegration. International Organization for Migration. Available at: https://www.iom.int/assisted-voluntary-return-and-reintegration (accessed 10 March 2020).
Reintegration handbook (2019). Practical guidance on the design, implementation and monitoring of reintegration assistance. International Organization for Migration. Available at: https://publications.iom.int/books/reintegration-handbook-practical-guidance-de-sign-implementation-and-monitoring-reintegration (accessed 28 September 2020).