Научная статья на тему 'Социальная интеграция международных мигрантов в Приморском крае: проблемы и перспективы'

Социальная интеграция международных мигрантов в Приморском крае: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
558
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAY / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIAL INTEGRATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИГРАНТЫ / INTERNATIONAL MIGRANTS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH CARE / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL PRACTICES / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / LABOR MIGRANTS / INTERNATIONAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амирханян Анастасия Григорьевна, Бородкина Ольга Ивановна

Приморский край отличается высоким уровнем социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе, однако край обладает низким демографическим потенциалом. Трудовая миграция стала одним из источников компенсации дефицита трудовых ресурсов, актуализируя проблему интеграции мигрантов. Цель данной работы выявить факторы, способствующие и препятствующие интеграции мигрантов в сферах трудовой занятости, здравоохранения, культурой среды Приморского края, а также практики мигрантов, направленные на преодоление институциональных барьеров. В качестве эмпирической базы, помимо статистики и данных ранее опубликованных исследований, использовались результаты 12 экспертных интервью. В исследовании приняли участие эксперты в области миграции в Приморском крае. Международные мигранты сталкиваются с трудностями, связанными с получением разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, и с ограниченным доступом к услугам здравоохранения. Для преодоления существующих барьеров мигранты используют разнообразные ресурсы, среди которых следует выделить деятельность посреднических фирм, оказывающих услуги мигрантам из стран АТЭС, и деятельность НКО. Для снижения социальных рисков трудовой миграции и содействия интеграции мигрантов представляется целесообразным разработка и внедрение системы организованного набора экономических мигрантов в странах исхода с последующим их трудоустройством в Приморском крае. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на содействие этнокультурной и языковой адаптации и интеграции иммигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social integration of international migrants in Primorsky kray: problems and perspectives

Primorsky kray is among most developed regions of Russia's Far East. However, the region is depopula ting as mortality rate exceeds birth rate and due to out-migration of a local population. Labor migration partly compensates labor deficiency in the local labor market. Integration of international migrants becomes a vital issue. The purpose of this paper is to identify factors that facilitate or hamper international migrants' integration to a local labor market, medical care and institutions of cultural integration of Primorski kray, as well as practices used by migrants to overcome the barriers. The research is based on statistical data and data from prior published research as well as on the results from 12 expert interviews. The experts are specialized in the field of migration in Primorsky krai. International migrants encounter barriers when obtaining the legal work permissions and with a limited access to the medical care services. To overcome the barriers, migrants use a wide range of resources including services of intermediary firms specialized on migrants from the APEC countries as well as NGO services. To reduce social risks related to labor migration and to enhance migrants' social integration, a system of the organized recruitment of labor migrants in their countries of origin is needed for their consequent employment in Primorsky kray. In addition, to facilitate migrants' ethno-cultural and linguistic adaptation, further development of civic organizations is needed.

Текст научной работы на тему «Социальная интеграция международных мигрантов в Приморском крае: проблемы и перспективы»

УДК: 316.4.063.3/314.746

АМИРХАНЯН Анастасия Григорьевна Санкт-Петербургский государственный университет

г. Санкт-Петербург, Россия icart.kuyanova@gmail.com

БОРОДКИНА Ольга Ивановна Санкт-Петербургский государственный университет

г. Санкт-Петербург, Россия oiborodkina@gmail.com

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-13-23

Anastasia G. AMIRKHANIAN Saint-Petersburg State University Saint-Petersburg, Russia icart.kuyanova@gmail.com

Olga I. BORODKINA Saint-Petersburg State University Saint-Petersburg, Russia oiborodkina@gmail.com

SOCIAL INTEGRATION OF INTERNATIONAL MIGRANTS IN PRIMORSKY KRAY: PROBLEMS

AND PERSPECTIVES

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ МИГРАНТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Приморский край отличается высоким уровнем социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе, однако край обладает низким демографическим потенциалом. Трудовая миграция стала одним из источников компенсации дефицита трудовых ресурсов, актуализируя проблему интеграции мигрантов. Цель данной работы - выявить факторы, способствующие и препятствующие интеграции мигрантов в сферах трудовой занятости, здравоохранения, культурой среды Приморского края, а также практики мигрантов, направленные на преодоление институциональных барьеров. В качестве эмпирической базы, помимо статистики и данных ранее опубликованных исследований, использовались результаты 12 экспертных интервью. В исследовании приняли участие эксперты в области миграции в Приморском крае. Международные мигранты сталкиваются с трудностями, связанными с получением разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, и с ограниченным доступом к услугам здравоохранения. Для преодоления существующих барьеров мигранты используют разнообразные ресурсы, среди которых следует выделить деятельность посреднических фирм, оказывающих услуги мигрантам из стран АТЭС, и деятельность НКО. Для снижения социальных рисков трудовой миграции и содействия интеграции мигрантов представляется целесообразным разработка и внедрение системы организованного набора экономических мигрантов в странах исхода с последующим их трудоустройством в Приморском крае. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на содействие этнокультурной и языковой адаптации и интеграции иммигрантов.

Ключевые слова: Приморский край, социальная интеграция, международные мигранты, рынок труда, система здравоохранения, некоммерческие организации, социальные практики, трудовые мигранты

Primorsky kray is among most developed regions of Russia's Far East. However, the region is depopula ting as mortality rate exceeds birth rate and due to out-migration of a local population. Labor migration partly compensates labor deficiency in the local labor market. Integration of international migrants becomes a vital issue. The purpose of this paper is to identify factors that facilitate or hamper international migrants' integration to a local labor market, medical care and institutions of cultural integration of Primorski kray, as well as practices used by migrants to overcome the barriers. The research is based on statistical data and data from prior published research as well as on the results from 12 expert interviews. The experts are specialized in the field of migration in Primorsky krai. International migrants encounter barriers when obtaining the legal work permissions and with a limited access to the medical care services. To overcome the barriers, migrants use a wide range of resources including services of intermediary firms specialized on migrants from the APEC countries as well as NGO services. To reduce social risks related to labor migration and to enhance migrants' social integration, a system of the organized recruitment of labor migrants in their countries of origin is needed for their consequent employment in Pri-morsky kray. In addition, to facilitate migrants' ethno-cultural and linguistic adaptation, further development of civic organizations is needed.

Keywords: social integration, international migrants, Primorsky kray, international migration, labor market, health care, non-commercial organizations, social practices, labor migrants

Благодарность. Данное исследование было реализовано при поддержке

РНФ (проект №16-18-10092).

Acknowledgement. The research was supported by the grant from the Russian Science

Foundation (project №16-18-10092).

Введение

Приморский край занимает одно из лидирующих позиций в ДФО по уровню социально-экономического развития. В крае запущены государственные программы, связанные с развитием образования и наукоемких производств, однако сложившаяся социально-демографическая ситуация ограничивает дальнейшее экономическое развитие региона. Потребность в привлечении высококвалифицированных специалистов обусловливает необходимость повышения миграционной привлекательности региона, что связано с улучшением жилищной и транспортной инфраструктур, что, в свою очередь, создает потребность в том числе и в низкоквалифицированных рабочих, роль которых чаще всего выполняют трудовые мигранты.

Значимыми источниками международной миграции в Приморский край остаются миграционные потоки из стран АТЭС, вместе с тем в настоящее время они постепенно замещаются миграцией из стран СНГ. Еще в 2010 г. в международных миграционных обменах преобладала миграция из Китая, однако за последние годы число мигрантов из этой страны снижается. В последнее время основными странами - донорами для Приморского края являются страны СНГ, в течение последних пяти лет миграционные потоки из этих стран несколько увеличились (см. табл.).

Таблица 1. Международная миграция в миграционном приросте/убыли населения Приморского края в 2016 году [1].

Table 1. International Migration in the Migration Growth / Decline in the Population of Primorsky Krai in 2016 [1].

Миграционный прирост/убыль

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Всего: - 1104 - 7139 - 3948 - 2791 - 3209 - 5591

В том числе за счет перемещений:

в пределах РФ - 6170 - 8811 - 6178 - 5197 - 4452 - 4946

международных 5066 1672 2230 2406 1243 - 645

В том числе:

со странами СНГ 3421 1448 1951 2138 2115 770

с другими зарубежными странами 1645 224 279 268 -872 -1415

Источник: Федеральная служба статистики (http://www.gks.ru).

Source: Federal Service of Statistics (http://www.gks.ru).

В силу географического положения Приморского края основными странами - донорами международной миграции остаются Китай и КНДР. Как уже было отмечено, в настоящее время происходит снижение притока мигрантов из Китая. Если в 2012 г. число прибывших из данной страны составило 1945 чел., то в 2016 г. произошло снижение притока мигрантов до 875 человек [1]. В то же время наблюдается увеличение притока мигрантов из КНДР. Если в 2012 г. число мигрантов из данной страны составляло 1922 чел., то в 2016 г. число прибывших увеличилось до 3277 человек [1]. Значимыми странами-донорами международной миграции остаются Вьетнам, Корея (Республика Корея), Япония, однако потоки из данных стран неуклонно снижаются.

Миграционные процессы на Дальнем Востоке и их влияние на демографическое развитие региона изучались такими исследователями, как EA Мотрич [2], С.В. Рязанцев, А.С. Лукьянец [2], Л.А. Понкратова [2], М.Н. Храмова [2], А.С. Ващук, Г.Г. Ермак [3], С.В. Мищук

[4], А.В. Друзяка [5]. Из работ отечественных исследователей, посвященных вопросам социальной интеграции мигрантов, следуют выделить работы В.И. Мукомеля [6], В.С. Малахова [7], Е.А. Варшавера и А.Л. Рочевой [8], Л.М. Дробижевой [9]. Актуальным аспектам международной миграции в Приморском крае посвящены также работы В.Л. Ларина [10], В.Г. Гельбраса [11], А.С. Ващук [12], М.Н. Храмовой [2], Ю.А. Авдеева [13], З.И. Сидоркиной [2], В.И. Дятлова [14]. Вместе с тем, несмотря на достаточно активное изучение международной миграции, представляется целесообразным дальнейшее изучение вопросов социальной интеграции международных мигрантов в Приморском крае.

Тeоретические основы изучения социальной интеграции международных мигрантов

Теоретическим аспектам социальной интеграции мигрантов на макроуровне посвящены работы многих исследователей, в основу данного исследования были взяты работы британского автора Ясмин Н. Сойсал и американского ученого Гарри П. Фримана. Я.Н. Сойсал предположила, что процесс интеграции мигрантов в принимающее общество обусловлен организационными структурами или институтами, в рамках которых происходит такое включение [15]. Кроме того, на процесс интеграции оказывает влияние то, каким образом в принимающем обществе протекают дискуссии о включении мигрантов во все сферы жизнедеятельности. Г.П. Фриман развил идеи Я.Н. Сойсал и определил, что процесс интеграции мигрантов обусловлен взаимодействием институтов в наиболее важных сферах, в которых проходит интеграция мигрантов. К важнейшим институтам Г.П. Фриман относит институты права (иммиграционное законодательство), институты рынка (занятость), институты социальной защиты (включающие неотложную медицинскую помощь и медицинское страхование) и институты культуры [16].

Следуя данной концепции, интеграция мигрантов на мезоуровне рассматривается как включение мигрантов в формальные институты на уровне региона. В случае ограниченной развитости формальных институтов для удовлетворения жизненно-важных потребностей мигранты нередко прибегают к неформальным ресурсам. В данной статье рассматриваются ресурсные системы интеграции мигрантов, которые включают как формальные, так и неформальные институты, через которые осуществляется реализация потребностей мигрантов в важнейших сферах жизнедеятельности. Такими сферами жизнедеятельности являются (1) рынок труда; (2) сфера здравоохранения и социальной поддержки, а также (3) сфера культуры. В процессе интеграции мигранты сталкиваются с разного рода барьерами, однако ресурсы для преодоления этих барьеров у различных мигрантов в разных регионах страны могут значительно отличаться. В данной статье рассматривается миграция в Приморском крае, который является одним из субъектов, входящих в ДФО, где приток трудовых мигрантов наиболее интенсивен.

Методы исследования

Помимо анализа статистических данных и вторичного анализа ранее проведенных исследований по проблемам международной миграции в Приморском крае, был использован метод экспертных интервью. Анализ мнения экспертов, работающих в сфере международной миграции в Приморском крае, позволяет выделить барьеры социальной интеграции мигрантов, а также выявить конкретные факторы, способствующие включению мигрантов как в формальные, так и в неформальные институты, являющиеся ресурсными системам интеграции. В ходе экспертных интервью был получен эмпирический материал, который позволяет наглядно проиллюстрировать трудности интеграции международных мигрантов.

В рамках данного исследования в период с 2015 по 2017 г. в г. Владивостоке и в г. Находке Приморского края были проведены интервью с 12 экспертами в области миграции. В исследовании приняли участие три научных сотрудника Тихоокеанского института географии ДВО РАН, три научных сотрудника ДВФУ, представитель Азиатско-

Тихоокеанского института миграционных процессов, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, представитель МВД по вопросам миграции (бывш. УФМС), представитель Приморского регионального отделения региональной общественной организации «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений», представитель управления здравоохранения администрации Находкинского городского округа, представитель отдела по труду администрации Находкинского городского округа. Интервью были проведены по общему гайду с открытыми вопросами, отдельные блоки которого были направлены на выявление особенностей взаимодействия с экономическими мигрантами в той сфере деятельности, которую представлял эксперт. Полученные данные были записаны на аудионосители и затем транскрибированы и проанализированы.

Основная цель экспертных интервью была связана с оценкой интеграции мигрантов в институты (1) рынка труда; (2) сферы здравоохранения и социальной поддержки, а также (3) культурной сферы в Приморском крае. Кроме того, стояла задача выявить институциональные барьеры, а также практики, направленные на преодоление этих барьеров.

Результаты исследования

Под интеграцией мигрантов в регионе эксперты подразумевают прежде всего включение мигрантов в экономическую сферу, а единение с местными жителями формируется в процессе общей трудовой деятельности.

Из интервью;...мне представляется, мигрант ли, постоянный ли житель, людей может объединять или, другими словами, интегрировать одно общее дело. Вот если есть на территории общее дело, и это дело каждый день транслируется губернатором...

(26.09.2017, г. Владивосток, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов)

В этой связи можно вспомнить практику советского времени. В 1959-1965 гг. проходила наиболее интенсивная застройка административного центра Приморского края г. Владивостока, или «Большого Владивостока», которая проводилась с привлечением трудовых ресурсов со всего Советского Союза. Проводился организованный набор трудящихся; трудоустройство и другие меры способствовали тому, что многие из приехавших остались жить в Приморском крае. Привлечение мигрантов на массовые стройки закончилось, и пути включения мигрантов в трудовые отношения значительно изменились.

ВКЛЮЧЕНИЕ МИГРАНТОВ В ИНСТИТУТЫ РЫНКА ТРУДА

Трудоустройство мигрантов из стран с визовым режимом въезда, то есть мигрантов из стран АТЭС, из таких как Китай, производится по приглашению работодателя. Иностранные граждане из этих стран не могут получить разрешение на работу самостоятельно, для этого обязательно необходим работодатель. Только работодатель, получивший разрешение на привлечение иностранных работников, может привлекать конкретного иностранного работника из страны с визовым режимом въезда. Как отмечают эксперты, трудовая миграция из стран дальнего зарубежья - самая управляемая, привлечение мигрантов производится по квоте, а работодатель при этом берет на себя обязательства по материальному обеспечению, лечению, вплоть до обеспечения питанием, а также за счет работодателя происходит обратный выезд иностранного гражданина. Таким образом, посредническая фирма является единственным институтом, который одновременно ограничивает и способствует включению мигрантов из стран АТЭС в экономические отношения.

В процессе трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым въездом работодатель полностью исключен из процесса оформления документов для иностранного работника. Иностранный гражданин из страны с безвизовым въездом должен самостоятельно собрать необходимые документы. Если трудовые мигранты из Китая при включении в рынок труда имеют дело только с посредником, который одновременно и

защищает права мигрантов и в то же время их нарушает, то у мигрантов из стран с безвизовым въездом при трудоустройстве есть и дополнительные ресурсы, к которым они прибегают для решения возникающих сложностей.

На всем пути сбора и подачи необходимых документов мигранты из стран с безвизовым въездом сталкиваются с рядом проблем, которые обусловлены факторами, действующими как на уровне региона, так и в целом по России. К факторам, ограничивающим интеграцию мигрантов в целом по России, эксперты относят: отсутствие у прибывающих мигрантов представителя принимающей стороны, то есть физического или юридического лица, которое подает уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в МВД по вопросам миграции; отсутствие дифференциации при сдаче экзамена на знание русского языка между мигрантами, занимающимися физическим трудом и не имеющими высшего образования, и мигрантами, которым действительно, по роду занятий в России, могут понадобиться глубокие знания русского языка. Решение данных проблем относится к компетенции Федерального центра. Среди региональных факторов, ограничивающих интеграцию мигрантов, следует выделить недостаточность развития проектов, направленных на подготовку мигрантов к сдаче экзамена на знание русского языка, истории России. Хотя в последние годы в Приморском крае развиваются волонтерские и коммерческие проекты по подготовке к экзаменам по русскому языку и основам российского законодательства, по мнению экспертов, имеющихся ресурсов недостаточно.

К специфическим для края проблемам, ограничивающим интеграцию мигрантов, можно отнести сжатые сроки для оформления документов. В силу отдаленности ДФО от стран СНГ данная проблема ощущается мигрантами еще более остро. С момента пересечения российской границы мигранты имеют право в течение 30 дней (для граждан из стран ЕАЭС) не вставать на миграционный учет. Однако мигрантам еще требуется время на то, чтобы доехать до Владивостока. Дорога на поезде (мигранты чаще пользуются поездом, так как это наиболее доступный вид транспорта) может занимать более семи дней, кроме того, смена часовых поясов сокращает и без того короткий период на то, чтобы найти принимающую сторону и встать на миграционный учет. Сверх этого, процедура подачи документов не регламентирована, что создает почву для теневых практик. Мигранты вынуждены выстоять огромную очередь, предварительно требуется взять талон, а талоны могут заканчиваться в 7 часов утра. Их незаконно продают множество посредников, среди которых встречаются и мошенники, которые продают фальшивые талоны. В результате значительная доля мигрантов не успевают в срок оформить документы, а потому они вынуждены оплачивать штрафы. Кроме того, в крае установились высокие цены на оформление документов, и многие мигранты испытывают финансовые проблемы. Для преодоления сложившихся финансовых сложностей мигранты обращаются к друзьям или родственникам, прибывшим ранее, оформляют кредиты в организациях микрофинансирования либо оказываются вынужденными искать возможности трудоустройства без надлежащих документов.

Мигранты, не оформившие должным образом документы, как правило, не уезжают, а продолжают жить с неурегулированным статусом. Оказавшись вне правового поля, международные мигранты не защищены от произвола работодателей.

По оценке председателя правления ПРОО «Миграция», на территории Приморского края на момент проведения интервью (29.09.2017) находилось до 40 тыс. мигрантов с неурегулированным статусом пребывания. А мигранты с неурегулированным статусом пребывания - это неуправляемая миграция. В Приморском крае действует ограниченное число негосударственных организаций, способствующих адаптации и интеграции мигрантов. Преимущественно это организации-посредники, оказывающие юридические услуги мигрантам за деньги. Бесплатную помощь мигранты в основном получают лишь через имеющиеся у них социальные ресурсы, а именно свои социальные сети, которые составляют друзья и родственники. Поиск работы, трудоустройство происходит при помощи соотечественников по устной договоренности.

Улучшение миграционной ситуации эксперты связывают с идеей создания единого центра по адаптации и интеграции мигрантов. Принципиальное нововведение в работе такого центра заключается в организованном наборе трудовых мигрантов в странах исхода. Обучение русскому языку и оформление разрешительных документов могло бы проводиться на месте, в стране исхода. Это способствовало бы сокращению трудовых мигрантов с неурегулированным статусом пребывания в Приморском крае. Миграция, таким образом, могла бы стать более управляемым процессом, что позволило бы снизить количество случаев трудовой эксплуатации мигрантов. Кроме того, эксперты отмечают, что миграционная амнистия могла бы способствовать снижению количества мигрантов, оказавшихся вне правового поля.

Среди институтов, являющихся ресурсами поддержки мигрантов в их трудоустройстве, во Владивостоке наиболее активно действуют такие организации, как Приморское региональное отделение региональной общественной организации «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений», «Фонд правовой поддержки миграционных процессов». Наиболее востребованной является юридическая поддержка иностранных граждан, в том числе и представительство в суде по делам мигрантов.

Национальные объединения, действующие в Приморском крае, в основном осуществляют функции по сохранению культурных традиций. Вместе с тем есть исключения. Так, например, в Приморском крае действует Приморская региональная общественная организация таджикской диаспоры «Дусти», которая оказывает правовую поддержку соотечественникам, содействует гражданам Таджикистана при регистрации и трудоустройстве. В регионе действуют и бизнес-структуры, образованные российскими гражданами иностранного происхождения, которые вместе с оказанием платных услуг осуществляют правовую поддержку иностранных граждан.

Результаты исследования показывают, что процесс интеграции приезжих происходит практически без участия государства и многие приезжие не могут легализовать свой статус пребывания. В этой ситуации прежде всего этнические связи имеют решающее значение при трудоустройстве на работу. Трудоустройство к своим соотечественникам часто является единственной альтернативой для людей, не сумевших легализовать свой статус пребывания, особенно если человек обладает недостаточными навыками общения на русском языке. Неофициальная занятость, поиск работы через социальные сети соотечественников являются практически единственной альтернативой экономической и впоследствии социальной интеграции.

ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Согласно российскому законодательству плановую медицинскую помощь медучреждения оказывают только документированным трудовым мигрантам, имеющим полис дополнительного медицинского страхования.

Полисы дополнительного медицинского страхования в большинстве случаев не покрывают необходимые затраты на медицинские услуги. Как отмечают эксперты, имеющиеся у большинства трудовых мигрантов медицинские полисы покрывают лишь стоимость очень ограниченного спектра медицинских услуг. Таким образом, трудовые мигранты вынуждены получать необходимые медицинские услуги платно. Полисы дополнительного медицинского страхования, покрывающие более широкий спектр медицинских услуг, мигранты не приобретают, прежде всего, по причине его высокой стоимости; кроме того, приобретение полиса медицинского страхования воспринимается мигрантами как бюрократическая необходимость, а не как необходимое условие их личного благополучия. В итоге мигранты подвергают значительному риску свое здоровье, и даже в случае заболевания они часто откладывают визит к врачу, что достаточно часто приводит к переходу заболевания в хроническую форму.

Условия пребывания мигрантов в России предполагают возможность получения срочной медицинской помощи для всех иностранцев независимо от статуса их пребывания. Однако услуги предоставления срочной медицинской помощи являются наиболее

дорогим видом медицинских услуг, что увеличивает нагрузку на систему здравоохранения в Приморском крае. По мнению экспертов, система медицинского обслуживания мигрантов требует существенных реформ; необходимо расширение спектра медицинских услуг по полисам добровольного медицинского страхования, которые приобретают мигранты, с возможным увеличением минимального покрытия медицинских услуг, и включение потенциальных работодателей в эту систему.

Еще один барьер, с которым сталкиваются трудовые мигранты при получении медицинских услуг, - это проблема языкового барьера. Недостаточное знание русского языка чрезвычайно затрудняет общение врачей и пациентов иностранных граждан в лечебных учреждениях в Приморском крае. Если в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, существуют медицинские учреждения, где врачи владеют языками стран исхода большинства мигрантов, то в Приморском крае таких лечебных учреждений нет. В этой связи встает вопрос о целесообразности налаживания сотрудничества некоммерческих организаций с лечебными учреждениями для оказания услуг сопровождения мигрантов при получении ими медицинской помощи (помощь с переводом, разъяснением юридических аспектов, защитой прав пациента).

Для преодоления языкового барьера на уровне врач - пациент в системах здравоохранения стран с большой историей приема мигрантов работают специально обученные медицинские переводчики. Услуги перевода часто оказываются за счет некоммерческих организаций или частных компаний, фондов. В качестве альтернативного способа решения лингвистической проблемы возможно целевое привлечение специалистов с медицинским образованием из стран-доноров на определенное количество уже существующих или специально созданных рабочих мест при лечебных учреждениях для оказания переводческих либо медицинских услуг трудовым мигрантам, не владеющим русским языком. Для привлекаемых в Россию медицинских специалистов возможность сохранения собственного профессионального статуса в принимающей стране сработает как дополнительный стимул интеграции. В конечном итоге доступная форма оказания медицинских услуг мигрантам будет способствовать снижению риска распространения социально значимых заболеваний среди данной категории населения, занятой на территории региона.

Следует также отметить необходимость изменения отношения мигрантов к медицинскому страхованию. Необходимо популяризировать доступные формы медицинского страхования для трудовых мигрантов. Некоммерческие организации могли бы способствовать изменению поведенческих моделей мигрантов в отношении собственного здоровья, способствовать продвижению практик поведения, направленных на сохранение здоровья среди трудовых мигрантов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИГРАНТОВ С ИНСТИТУТАМИ КУЛЬТУРЫ

В сфере культурной интеграции мигрантов нередко возникает социальное напряжение, которое связано с разными представлениями у мигрантов и у местного населения о культурной интеграции. Возможность использования родного языка, публичная демонстрация культурных отличий, сохранение форм поведения, традиционных для стран исхода мигрантов, могут стать как основой культурной интеграции, так и причиной социального конфликта.

Наследием массовой миграции на Дальний Восток в период его интенсивного освоения стал еще более разнообразный полиэтнический состав населения. По данным выборочного обследования микропереписи 2015 года, среди лиц, указавших национальную принадлежность (п=28 898; 100%) преобладали русские - 96,1% (п=27 777), цы - 1,2 % (п=358), корейцы (русские корейцы) - 0,7% (п=192), татары - 0,3% (п=95), армяне - 0,2% (п=71), узбеки - 0,3% (п=69), азербайджанцы - 0,2% (п=46) [17].

В сфере культурной интеграции новоприбывшего населения сформировалась установка на создание поликультурного общества. Это связано с тем, что принимающее общество в большинстве своем в недавнем прошлом тоже было представлено мигрантами,

прибывшими в Приморский край в эпоху освоения Дальнего Востока, сохранившими культурные традиции стран исхода.

В настоящее время в Приморском крае действует 61 общественное объединение. Среди наиболее активных общественных объединений, действующих в Приморском крае, общественная организация «Адолат», объединяющая узбеков, Киргизская диаспора «Ме-кендештер» («Соотечественники»), Приморская азербайджанская диаспора «Достлуг»

(«Дружба») и многие другие. Основная функция организаций, сформированных по этническому признаку, заключается в сохранении культурных традиций. Все эти организации входят в состав Ассамблеи народов Приморья.

Ассамблея народов Приморья - это общественная организация, созданная для развития сотрудничества между органами власти и организациями, сформированными по национальному признаку. На базе Ассамблеи был создан Ресурсный центр, в задачи которого входит укрепление взаимодействия между национально-культурными объединениями, в том числе проведение культурных мероприятий по укреплению гражданского единства и налаживанию взаимодействия в поликультурном обществе Приморского края, информирование местного и прибывающего населения о культуре народов Приморья.

Организация мероприятий, которые проводит Ассамблея, проходит в тесном сотрудничестве с Департаментом внутренней политики Приморского края. Одной из основных задач Департамента является поддержка и содействие процессу формирования и развития в Приморском крае принципов гражданского общества. Выработка мер, направленных на гармонизацию межэтнических отношений, проводится Советом по межнациональным отношениям при Администрации Приморского края.

Важным аспектом интеграции верующих мигрантов является их приобщение к местным религиозным сообществам. Создание условий для осуществления привычных для мигрантов религиозных практик является необходимым фактором сохранения межнационального и межконфессионального согласия в регионе, предотвращения возникновения таких негативных явлений, как экстремизм. Однако, например, по признанию некоторых экспертов, во Владивостоке не хватает мечети, которая могла бы вместить всех желающих молиться мусульман. У мигрантов возникает альтернатива - идти молиться в самостоятельно организованные места в квартирах. Между тем религиозная принадлежность может сыграть важную роль в процессе интеграции мигрантов.

По мнению экспертов, уровень мероприятий, направленных на повышение осведомленности населения о культуре национальных сообществ Приморского края и на налаживание межкультурного диалога, достаточно высок. Вместе с тем требуется дальнейшее развитие проектов по созданию условий для взаимодействия организаций, образованных по этническому признаку, и новоприбывших мигрантов.

Дискуссия

Результаты ранее проведенных исследований по проблемам миграции на Дальнем Востоке, в частности в Приморском крае, показывают, что последствия миграции могут быть неоднозначными. Помимо решения социально-демографических и экономических проблем региона, связанных с оттоком местного населения, международная миграция приводит к возникновению различных социальных рисков, связанных с образованием этнически замкнутых сообществ мигрантов. При рассмотрении подходов к регулированию миграции в приграничных регионах Дальнего Востока эксперты указывают на необходимость создания условий, ограничивающих возникновение монопоселений на основе этнического и земляческого принципов, а также на необходимость реализации программ этнокультурной и языковой адаптации иммигрантов. Этническая идентичность, которая достаточно сильно развита у трудовых мигрантов, оказывается противоречивым фактором в процессе интеграции мигрантов. Как справедливо отмечают А.С. Ващук и Г.Г. Ермак, в условиях формирования гражданского общества этническая идентичность «превращается в раздражающий фактор принимающего сообщества с государственной идентичностью. Но, с другой стороны, этническая идентичность в регионе - это один из ресур-

сов адаптации иностранных трудовых мигрантов» [3, с. 119]. К сожалению, на сегодняшний день этот ресурс, по мнению экспертов, не используется в полной мере.

Эксперты, подтверждая результаты ранее проведенных исследований, отмечали необходимость создания условий для сохранения собственного населения в крае как основного условия для поддержания демографического потенциала Приморского края и, кроме того, создания условий для привлечения и интеграции трудовых мигрантов в Приморский край.

Одним из перспективных направлений создания системы социальной поддержки мигрантов в процессе адаптации и интеграции является развитие сети некоммерческих организаций, оказывающих широкий спектр социальных, юридических, социально-психологических услуг. К сожалению, процесс развития некоммерческого сектора, ориентированного на мигрантов, происходит недостаточно интенсивно, и данное обстоятельство отмечалось и в более ранних исследованиях [4; 3].

Эффективная модель интеграции мигрантов предполагает тесное взаимодействие организаций, образованных сообществами местных диаспор, с профильными некоммерческими организациями, оказывающими поддержку мигрантам, и с государственными институтами. В этом случае в ситуациях, когда одна из организаций, входящих в сеть, не в состоянии помочь мигранту по причине специфики услуги, может быть использована система перенаправления мигрантов в те организации, где необходимый спектр услуг предоставляется. Подобное взаимодействие позволило бы в значительной мере преодолеть противоречие между этническими НКО и другими институтами гражданского общества, на которое указывают дальневосточные исследователи [3].

Представляется, что диаспоры и другие этнические образования, которые сегодня оказывают помощь мигрантам, должны рассматриваться как активные акторы гражданского общества, а не противопоставляться ему. Вместе с тем следует признать, что процесс интеграции международных мигрантов в целом и взаимодействие этнических образований и других институтов гражданского общества в рамках этого процесса, - это достаточно сложные многогранные вопросы, которые требуют дальнейшего изучения и публичного обсуждения.

Выводы

Повышение качества жизни коренного населения Приморского края, привлечение международных трудовых мигрантов, создание региональной системы адаптации и интеграции мигрантов являются необходимыми условиями улучшения социально-демографической ситуации в крае и повышения уровня благосостояния населения Приморского края. Поддержка мигрантов в процессе адаптации и интеграции может осуществляться через работу институтов гражданского общества, развитие взаимодействия между некоммерческими организациями, работающими с мигрантами, с государственными институтами. Следует отменить этническое разнообразие иммигрантов в Приморском крае, что, безусловно, создает дополнительные трудности в процессе интеграции. Однако общий вывод, который можно сделать по результатам проведенного исследования, заключается в том, что, хотя этническая идентичность часто не может не вступать в противоречия с общегражданскими ценностями, необходимо искать компромиссные решения возникающих проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).

2. Демографическое развитие российского Дальнего Востока: Сб. статей. Сер. Демография. Социология. Экономика. - Т.2, № 1 / Под ред. С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой. - М.: Экон-Информ, 2016.

3. З.Ващук А.С., Ермак Г.Г. Принимающее общество и трудовые мигранты на российском Дальнем Востоке: междисциплинарный анализ исторической ситуации начала XXI в. // Региональные проблемы. - 2016. - Т.19, вып. 4. - С. 117-124.

4. Мищук С.Н. Мигранты и принимающее сообщество: региональный аспект (на примере Дальнего Востока России). - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2014.

5. Друзяка А.В. Исторический опыт государственного регулирования внешней миграции на Юге Дальнего Востока (1858-2008). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 13.

6. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики / / Мир России. - 2012. - Т. 20, вып. 1. - С. 34-50.

7. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: концепции и практики. - М.: Фонд «Либеральная Россия», 2015.

8. Варшавер Е.А., Рочева А.Л. Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство / / Журнал исследований социальной политики. - М., 2016. - Т. 14, вып. 3. - C. 315-330.

9. Дробижева Л.М. Проблемы толерантности в отношении к мигрантам / / Миграции в России 2000-2012: Хрестоматия в 3-х томах. - Т.1. Ч.2. - М.: Спецкнига, 2013.- С. 789-801.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ларин В.Л. Дальний Восток России: исторический опыт и пути развития региона. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 351 с.

11. Гельбрас В.Г. Китайская трудовая миграция в России. Что она сулит нашей стране / / Азия и Африка сегодня. -2016. - Вып. 5. - С. 50-54.

12. Ващук А.С. Адаптация этнических мигрантов из СНГ в Приморье (90-е годы ХХ в.) // Адаптация этнических мигрантов в Приморье в ХХ в.: Сб. науч. ст. - Владивосток: ДВО РАН, 2000. - С. 158-176.

13. Авдеев Ю.А. Лишние люди? // Миграция XXI век. - 2015. - Т. 1-2, вып. 28-29. - С. 13-16.

14. Дятлов В.И. Китайские мигранты в современной России: практики взаимной адаптации / / Взаимодействие России и Китая в глобальном и региональном контексте: политические, экономические и социокультурные измерения. - Владивосток, 2008. - С. 180-185.

15. Soysal Y.N. Limits of Citizenship: Migrants and Postnational Membership in Europe. The University of Chicago Press, 1994.

16. Freeman G.P. Immigrant Incorporation in Western Democracies // International Migration Review. - 2004. - Vol. 38. No. 3. - Pp. 945-969.

17. Территориальный орган Федеральной службы статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс]. - URL.:

http://primstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts / primstat/ ru/ census_and_researching/cens us/microcensus_2015/ (дата обращения: 19.06.2018).

REFERENCES

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service) Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 19 June 2018).

2. Demograficheskoe razvitie rossiyskogo Dal'nego Vostoka: Sbornik statey. Seriya «Demografiya. Sotsiologiya. Ekonomika». [Demographic Development of the Russian East. Series "Demography. Sociology. Economics"]. Vol. 2. No. 1. Edited by Ryazantsev S.V.,Khramova M.N. Moscow, 2016 y., Econ-Inform.

3. Vaschuk A.S., Yermak G.G. Prinimayuscheye obschestvo i trudovye migranty na rossiyskom Dal-nem Vostoke: mezhdistsiplinarniy analiz istoricheskoy situatsii nachala XXI c. [Receiving society and labor migrants in the Russian Far East: interdiscilinary analyses of historic situation at the beginning of XXI c.], Regionalniyeproblemy = Regeonalproblems 2016. V.19, No. 4. Pp.117-124. (in Russ.).

4. Mischuk S. N. Migranty i prinimayuschee obschestvo: regionalny aspekt (na primere Dal'nego Vostoka Rossii). [Migrants and receiving community: regional aspect (on the example of the Russian Far East)]. Birobidzhan, ICARP of Far Eastern Branch, RAS. 2014 y. (in Russ.).

5. Druzyaka AV. Istorichesky opyt gosudarstvennogo regulirovaniya vneshney migratsii na Yuge Dal'nego Vostoka (1858-2008). [Historical experience of external migration state regulation in the South of the Far East (1858-2008)] Blagoveshchensk: BSPU, 2010 y. (in Russ.).

6. Mukomel V. I. Integratsiya migrantov: vyzovy, politika, sotsialnye praktiki. [Integration of migrants: challenges, politics and social practices]. Mir Rossii= Universe of Russia. 2012. V. 20. No.1. Pp. 34-50. (in Russ.).

7. Malakhov V.S. Integratsiya migrantov: Kontseptsii i praktiki. [Integration of migrants: Concepts and practices]. Moscow, 2015 y., "Liberal mission" Fund. (in Russ.).

8. Varshaver E.A., Rocheva A.L. Integratsiya migrantov: chto eto i kakuyu rol' v yeyo osuschestvlenii mozhet igrat' gosudarstvo. [Integration of migrants: what is this and which role a government can play in its implementation]. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki = Journal of social politics research. 2016. V.14. No. 3. Pp. 315-330. (in Russ.).

9. Drobizheva L.M. Problemy tolerantnosti v otnoshenii k migrantam. [Problems of tolerance towards migrants], Migratsii v Rossii 2000-2012=Migrations in Russia. Reader in three volumes V. 1. P. 2. Moscow: Spetskniga, 2013. pp. 789-801.(in Russ.).

10. V.L. Larin Dal'niy Vostok Rossii: istoricheskiy opyt i puti razvitiya regiona. [The Russian Far East: historical experience and ways of the region development ]. Vladivostok, Dal'nauka, 2001 y. (in Russ.).

11. V.G. Gelbrahs "Kitajskaja trudovaja migratsija v Rossiju. Chto ona sulit nashej strane ["Chinese labor migration to Russia. What does it promise to our country"]//Azia I Afrika segodnia =Asia and Africa today. V.5. 2016. Pp. 50-54.(in Russ.).

12. Vaschuk A.S. Adaptatsiya etnicheskikh migrantov iz SNG v Primorye (90-e gody XX v.). [Adaptation of ethnic migrants in Primorye (90s of XX century)], Adaptatsiya etnicheskikh migrantov v Primorye XX v=Adaptation of ethnic migrants in Primorye in XX century.: digest of scientific papers. Vladivostok: FEB RAS, 2000. Pp. 158-176. (in Russ.).

13. Avdeev Y.A. Lishniye liudi? [Are people unwanted?] Migratsiya XXI vek = Migration XXI century. 2015. V. 1-2. No. 28-29. Pp. 13-16. (in Russ.).

14. Dyatlov V.I. Kitayskiye migranty v sovremennoy Rossii: praktiki vzaimnoy adaptatsii. Chinese migrants in modern Russia: practices of mutual adaptation, Vzaimodeystvie Rossii i Kitaya v glob-al'nom i regional'nom kontekste: politicheskie, ekonomicheskie isotsiokulturniye izmereniya=The interaction of Russia and China in a global and regional context: political, economic and cultural dimensions. Vladivostok, 2008 y. Pp. 180-185. (in Russ.).

15. Soysal Y.N. Limits of Citizenship: Migrants and Postnational Membership in Europe. The University of Chicago Press, 1994. (in Eng.).

16. Freeman G. P. Immigrant Incorporation in Western Democracies. International Migration Review. 2004. Vol. 38. No. 3. Pp. 945-969. (in Eng.).

17. Territorial'niy organ Federal'noy sluzhby statistiki po Primorskomu krayu (Territorial agency of the Federal Statistics Service in Primorsky krai) Available at:

http://primstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_ts / primstat/ru/ census_and_researching/cens us/microcensus_2015/ (accessed 19 June 2018).

Информация об авторах:

Амирханян Анастасия Григорьевна, исследователь, кафедра теории и практики социальной работы, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия icart.kuyanova@gmail.com

Бородкина Ольга Ивановна, доктор социологических наук, профессор, кафедра теории и практики социальной работы, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия oiborodkina@gmail.com

Получена: 19.06.2018

Для цитирования: Амирханян А.Г., Бородкина О.И. Социальная интеграция международных мигрантов в Приморском крае: проблемы и перспективы. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 3-2 . с.13-23.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-13-23.

Information about the authors:

Anastasia G. Amirkhanian, Researcher, Department of Theory and Practice of Social Work, Faculty of Sociology, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia icart.kuyanova@gmail.com

Olga I. Borodkina, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Theory and Practice of Social Work, Faculty of Sociology, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia oiborodkina@gmail.com

Received: 19.06.2018

For citation: Amirkhanian A.G., Borodkina O.I. Social integration of international migrants in Pri-morsky kray: problems and perspectives. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.3-2. Pp. 13-23.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-13-23. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.