Научная статья на тему 'Мнение аудитории социальной сети как индикатор представлений о толерантности (на примере рекомендаций алгоритма «Прометей» ВКонтакте)'

Мнение аудитории социальной сети как индикатор представлений о толерантности (на примере рекомендаций алгоритма «Прометей» ВКонтакте) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / аудитория / социологический опрос / социальная сеть / ВКонтакте / «Прометей».

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арсентьева Анастасия Дмитриевна, Морозова Анна Анатольевна

В статье рассмотрен вопрос отношения аудитории к публикациям социальной сети ВКонтакте, затрагивающим социально-значимые темы, в частности касающиеся вопросов толерантности. Материал исследования – результаты социологического опроса пользователей указанной социальной сети (N=200). Выводы демонстрируют постепенный рост толерантности в российском обществе, но в то же время противоречивое отношение аудитории к различным социальным меньшинствам и проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнение аудитории социальной сети как индикатор представлений о толерантности (на примере рекомендаций алгоритма «Прометей» ВКонтакте)»

9. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин ; пер. Е. Сурпина. -СПб. : Речь, 2000. - 364 с.

10. Попова, О. В. Политический анализ и прогнозирование [Текст] : учебник / О В. Попова. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 464 с.

11. Фомичева, И. Д. Социология СМИ [Текст] / И. Д. Фомичева. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 334 с.

Агапова Виктория Владимировна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].

Научный руководитель: Фёдоров Василий Викторович, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10126

А. Д. Арсентьева, А. А. Морозова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

МНЕНИЕ АУДИТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОЛЕРАНТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ АЛГОРИТМА «ПРОМЕТЕЙ» ВКОНТАКТЕ)

В статье рассмотрен вопрос отношения аудитории к публикациям социальной сети ВКонтакте, затрагивающим социально-значимые темы, в частности касающиеся вопросов толерантности. Материал исследования - результаты социологического опроса пользователей указанной социальной сети (N=200). Выводы демонстрируют постепенный рост толерантности в российском обществе, но в то же время противоречивое отношение аудитории к различным социальным меньшинствам и проблемам.

Ключевые слова: толерантность, аудитория, социологический опрос, социальная сеть, ВКонтакте, «Прометей».

Вопрос толерантности является одним из самых обсуждаемых в современном обществе. «Декларация принципов терпимости», утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года гласит, что толерантность «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [3]. А. И. Мельничук предлагает рассматривать толерантность в двух аспектах: она понимается, во-первых, как отношение и соотносится со словом «терпимость», а во-вторых, понимается как деятельность, поведение и соотносится со словом «ненасилие» [5]. По мнению Ю. В. Лопуховой, толерантность, как понятие этики, раскрывает специфическое содержание морали в части, относящейся к таким ее требованиям, как уважение, признание, принятие человеком человека как своего-другого [4. С. 70].

Социальные сети в настоящее время являются самыми посещаемыми и популярными интернет-ресурсами, где пользователи все чаще начинают дискутировать на социально-важные темы, в том числе и о вопросах толерантности.

Украинский ученый А. В. Хижняк приходит к выводу о необходимости создания толерантного пространства в социальной сети. Толерантность в подобных сайтах,

по мнению ученого, является ключевым фактором в формировании толерантного социального поведения [9].

Современные технологии, связанные с использованием искусственного интеллекта, с недавнего времени также начали активно внедряться в наиболее популярную социальную сеть России - ВКонтакте [10]. Как утверждает А. А. Алексеева, для русскоязычного населения ВКонтакте является наиболее востребованным ресурсом, где можно устанавливать личные и деловые контакты [2. С. 7]. «Прометей» - искусственный интеллект вышеуказанного сайта, основанный на технологиях машинного обучения и нейронных сетей, создан для поиска и поддержки интересных авторов и сообществ. Он помогает творческим людям привлечь новых подписчиков, а также извлечь максимум возможностей платформы [8]. Под искусственным интеллектом специализированный словарь понимает следующее: «Свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творческие), которые традиционно считаются прерогативой человека» [1].

«Искусственный интеллект может быстро обрабатывать и анализировать поистине гигантские объемы информации и просчитывать варианты, используя множество переменных», - называют одно из преимуществ искусственного интеллекта О. О. Чертовских и М. Г. Чертовских [7. С. 557]. При этом сообщества или авторы, отмеченные «Прометеем», попадают в рекомендации пользователям. Таким образом, на повестку дня встает вопрос о соответствии данного контента нормам этики и морали, в том числе канонам толерантности.

Цель исследования - изучить мнение аудитории социальной сети ВКонтакте как индикатора представлений о толерантности.

В анкетировании приняли участие 200 человек, из которых 119 женщин, 79 мужчин, а также два человека, не посчитавших важным для опроса указание своей половой принадлежности. Большую часть респондентов составили пользователи в возрасте 18-22 лет (43,5 %), входящие в социальную категорию «студенты». Стоит отметить, что возрастное ограничение опроса было «18+». Анкета была опубликована в свободном доступе в Интернете, респонденты отобраны методом случайной выборки.

Основные задачи исследования:

1) Выяснить отношение аудитории к наиболее актуальным социальным проблемам в России: сексизму (в том числе теме домашнего насилия), лукизму, эйблизму и гомофобии.

2) Определить темы, мнения респондентов о которых являются наиболее спорными.

3) Выявить противоречия внутри ответов опрошенных пользователей по данной проблематике.

В анкете не было пояснений о цели опроса, он проводился анонимно, а формулировка вопросов была достаточно сдержанной и краткой, чтобы не провоцировать аудиторию, а позволить респондентам честно высказать свое мнение (например, «Заинтересовал бы вас такой материал?», «Послушали бы такой подкаст?» и т. д.). Материал для иллюстрирования вопросов и конкретные примеры были взяты из сообществ, рекомендованных аудитории искусственным интеллектом «Прометей» [6].

Опишем основные результаты исследования, раскрывающие поставленную нами проблему.

Выявлено противоречие аудитории в отношении к ЛГБТ+ сообществу. С одной стороны, большая часть аудитории не видит ничего предосудительного в изображении персонажа дрэг-квин (мужчины трансгендера, который выступает на сцене в женской одежде). 37 % респондентов совсем не испытывают неприязни к данному персонажу, а 21 % - выбирает ответ «скорее нет». Соответственно, меньшая доля опрошенных порицает героя рисунка (15,5 %), а категорически против изображения подобных людей выступают 26,5 %.

Однако в двух других вопросах, где речь идет о представителях данного сообщества, респонденты в большей части проявляют скрытую гомофобию. Например, мы спросили, поставили бы пользователи социальной сети ВКонтакте лайк рисункам, изображающим однополые отношения. Для иллюстрации мы выбрали два фан-арта по узнаваемым произведениям современности, выполненных разными художниками. 37 % опрошенных точно не поддержали бы данные публикации, 23,5 % - скорее не поставили бы лайк. В сумме негативных ответов получилось 60,5 %, когда только 39,5 % респондентов поощрили бы подобное творчество (22,5 % - выбрали ответ «да», 17 % - «скорее да»). Можно предположить, что некоторым респондентам не понравились конкретные примеры, хотя с большей долей вероятности отметим, что аудитория оценивала изображение именно в виде однополых отношений.

При этом можно утверждать, что недопонимание не могло возникнуть в другом вопросе из категории «ЛГБТ+ сообщества», где пользователи также проявили низкий процент толерантности. Мы спросили, скрыли бы респонденты из новостной ленты материал с названием «Новое исследование показало, что дети осознают свою гендерную идентичность с раннего возраста». Важно, что публикация была проиллюстрирована фотографиями детей зарубежных знаменитостей, которые одеты не соответствующе своему биологическому полу. Ответы, выражающие интолерантное отношение к теме публикации, дала значительная часть респондентов (58,5 %), в то время как частично отказались скрывать вышеуказанную запись 22 % и точно оставили бы в своей ленте подобную информацию только 19,5 % опрошенных. Ответом на подобные результаты стали комментарии в сообществе, где была размещена данная запись. По мнению некоторых пользователей, детей нужно оберегать от информации, связанной с темой гендерной идентичности, а также дети не могут быть трансгендерами, потому что это «неправильно».

По итогу анализа приведенных выше ответов респондентов, мы понимаем, что существует некоторое противоречие в отношении к представителям ЛГБТ+ сообщества. При этом аудитория более позитивно реагирует на образ трансгендера, чем на однополые пары, а часть опрошенных выбирала взаимоисключающие ответы.

Замечено, что к основным проблемам, связанным с сексизмом, респонденты относятся достаточно серьезно, особенно если поднимается тема физического насилия как в семье, так и в обществе в целом. Например, материал про использование женщин в секс-индустрии посчитали нужным публиковать 61,5 % опрошенных (41,5 % выбрали ответ «да», а 20 % - «скорее да»). При этом 38,5 % аудитории не посчитали данную тему достаточно важной, чтобы уделять ей внимание: уверенный отрицательный ответ дали 18,5 % опрошенных, а вариант «скорее нет» - 20 %.

Также положительные толерантные ответы превалируют над отрицательными в другом вопросе про домашнее насилие. Мы привели цитату блогера из «Пантеона авторов»: «Спасать женщин от домашнего насилия нужно всем вместе, сообща. А не оставлять на произвол судьбы со своим "надо было раньше уходить"» и спросили, согласны ли респонденты с данными словами. 61 % поддержали идею автора (26 % -«скорее да», 35 % - «да»), а меньшая часть опрошенных (39 %) наоборот поспорили бы с вышеуказанным тезисом. Вариант «скорее нет» отметили 22,5 % аудитории, а «нет» -16,5 %.

Однако была выявлена особая неприязнь к теме феминизма, что выглядит достаточно противоречиво на фоне предыдущих ответов. 55,5 % респондентов убрали бы из рекомендаций пост (33,5 % - «да», 22 % - «скорее да»), в котором содержится небольшая доля самоиронии по данной теме. Публикация состоит из фотографии уставшей девушки, которая лежит на диване и подписи: «Почему мужчины вспоминают, что я феминистка, только когда надо оплачивать счет?» В целом подобная запись тонко

иронизирует над обществом, которое не знает, в чем именно проявляется феминизм. При этом 44,5 % аудитории, вероятно, поняли замысел публикации и не пожелали удалять ее из ленты рекомендаций (26,5 % - «нет», 18 % - «скорее нет»).

Таким образом, можно сказать, что аудитория порицает открытый сексизм, проявляющийся в ущемлении женщин. Но в это же время большая часть респондентов не поддерживает движение феминизма, направленное на решение вышеуказанных проблем общества.

Несколько схожей с приведённой выше темой можно назвать проблему гендерных стереотипов. На первый взгляд кажется, что аудитория соглашается с тем, что гендерные роли в современном обществе не всегда совпадают с биологическим полом того или иного человека. Мы предложили оценить небольшой комикс, в котором разрушается стереотип о том, что все мужчины воины, которым чужды любые эмоции. Иллюстратор два раза изображает рыцаря в доспехах и первый рисунок подписывает как: «Ничто не сможет пробить мою броню», а на втором рядом с рыцарем появляется кот и слова героя меняются на «Но вы только гляньте на эту кисоньку». 53 % респондентов (28,5 % - «да», 24,5 % - «скорее да») посчитали этот мини-комикс забавным и поддержали мысль, что стереотип мужской маскулинности больше не работает, ведь даже герою-рыцарю не чужды чувства. Однако 47 % аудитории (23,5 % - «да» и «скорее да») не заметили ничего смешного в этом обыгрывании образа, где идея смены гендерных ролей показалась неприемлемой.

Тем не менее большинство респондентов (64,5 %, из которых 38 % проголосовали за ответ «нет», а 26,5 % - за «скорее нет») не захотели прочитать материал с названием «Не все девочки хотят быть принцессами, некоторые хотят быть королями - и меня это устраивает: Кейт Хадсон объяснила свои принципы воспитания детей». Хотя тема обсуждения не изменилась, автор публикации также рассуждает о роли гендерных стереотипов и говорит, что подобные стандарты необязательно транслировать на своих детей. Только 20,5 % точно согласились прочитать эту статью, а 15 % скорее всего заинтересовались бы подобным материалом.

Мы приходим к выводу, что не все современные родители (или несемейные молодые люди) готовы менять методы воспитания. Скорее всего, они предпочтут, чтобы гендерные стереотипы стали частью жизни их детей, потому что так будет проще и привычнее. Хотя эти же респонденты поддерживают уход от данных социальных конструктов в более зрелом возрасте.

Проблема эйблизма не является значимой в представлении аудитории, особенно если речь идет о психических расстройствах. Например, аудио-подкаст, где в каждом выпуске рассказывается о нарушениях ментального здоровья, захотели прослушать только 37 % респондентов (19 % - «да», 18 % - «скорее да»). Остальные 63 % выбрали отрицательные варианты (36 % проголосовали за ответ «нет» и 27 % - за «скорее нет»). Можно сказать, что сегодня депрессия, биполярное расстройство, панические атаки и другие виды нестабильного психоэмоционального здоровья получают меньшее внимание от общества. Это связанно с тем, что нередко у подобных заболеваний нет внешних признаков, поэтому установить диагноз можно только после проведения различных анализов или тестов.

Чуть больший отклик от пользователей получила публикация «Аутизм: у девочек все по-другому». Разница между отрицательными и положительными ответами респондентов составляет 6 %. Мы спросили, заинтересовала бы их статья, в которой рассказывается о жизни девочки с указанным выше расстройством. Вариант «нет» отметили 28,5 % от общего числа аудитории, а «скорее нет» - 24,5 %. Интерес данная тема вызвала у 47 % респондентов (25,5 % - «да», 21,5 % - «скорее да»).

Из анализа этих данных становится понятно, что существует 10 % опрошенных, которые с большей вероятностью прочитали бы статью про аутистическое расстройство,

чем прослушали бы подкаст на тему нарушений ментального здоровья. Вероятно, респондентов мог не заинтересовать аудио-формат, который подразумевает более продолжительный период для получения информации, чем текст.

Больше половины респондентов (55 %) поддержали идею лукизма, когда отказались ставить условный лайк нарисованной героине с крупным телосложением. Стоит сказать, что иллюстрация не несла в себе негативной коннотации, так как нарисованную девушку можно назвать приятной и улыбчивой. Однако 33,5 % выбрали отрицательный ответ, а 21,5 % также скорее всего не оценили бы подобную иллюстрацию.

Только 45 % опрошенных согласились с мыслью, что человеку необязательно выглядеть так, как этого хочет общество. 31,5 % пользователей поддержали бы лайком работу иллюстратора, который порицает фетшейминг и в целом выступает против лукизма. 13,5 % тоже скорее всего согласятся с мнением, что все тела прекрасны по-своему вне зависимости от формы тела, цвета кожи и возраста.

По итогу можно сказать, что стремление к достижению стандартов идеала не понижается, несмотря на различные способы: введение в индустрию моды моделей размера plus-size или с нестандартной красотой, в том числе обладателей заметных родимых пятен.

Подводя общий итог проделанной работе, мы пришли к некоторым выводам.

1) Результаты опроса показали, что респонденты предпочитают не углубляться в понятия трансгендерности, но при этом между однополой парой и персонажем трансгендером скорее выберут второго героя. Обычно тема несовпадения гендерной идентичности с биологическими полом меньше обсуждается в обществе, чем выбор сексуальной ориентации. Поэтому такие ответы кажутся совсем не очевидными, но при этом несут в себе некоторую долю скрытой интолерантности.

2) Спорное отношение замечено к вопросу, связанному с осуждением сексизма. С одной стороны, респонденты понимают, что домашнее насилие, которое чаще всего применяется по отношению к женщинам, недопустимо, но при этом отсутствует заинтересованность в феминизме. Хотя именно это социальное движение направлено на решение подобных задач.

3) Замечено обесценивание проблем, связанных с ментальным здоровьем, что можно назвать эйблизмом. Ведь под данным термином понимается системная дискриминация и социальное предубеждение не только против людей с инвалидностью, хроническими соматическими, а также психическими расстройствами.

4) Фэтшейминг (высмеивание за полноту) не считается респондентами основной проблемой современного мира. Общество продолжает в качестве приоритета выделять внешность человека, а не характеристики его личности (умения, знания, качества личности, характера и т. д.), даже если речь идет о нарисованном персонаже.

Действительно, контент, который выделяет искусственный интеллект «Прометей», влияет на формирование толерантности у аудитории социальной сети ВКонтакте. Однако не все темы остаются серьезно восприняты обществом, в некоторых вопросах аудитория ВКонтакте остается не до конца просвещенной, поэтому возникают некоторые противоречия. Но отметим, что публикации, которые несут в себе позитивную коннотацию толерантного отношения, меняют представление пользователей о различных социальных меньшинствах.

Список литературы

1. Аверкин, А. Н. Интеллект искусственный [Текст] / А. Н. Аверкин // Толковый словарь по искусственному интеллекту. - 1992. - С. 147.

2. Алексеева, А. А. Исследование текстов в социальной сети «Вконтакте» в лингводидактическом аспекте [Текст] / А. А. Алексеева // Лингвокультурология. - 2014. -№ 8. - С. 6-10.

3. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ toleranc.shtml (дата обращения: 06.02.2020).

4. Лопухова, Ю. В. Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания [Текст] / Ю. В. Лопухова // Философия образования. - 2011. - № 3. - С. 69-73.

5. Мельничук, А. И. Толерантность и интолерантность в коммуникативном дискурсе СМИ [Текст] / А. И. Мельничук // Феномен родного языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и психологический аспекты: Сб. научн. ст. : Витеб. гос. ун-т; И. П. Зайцева (отв. ред.) [и др.]; под общ. ред. И. П. Зайцевой. -Витебск, 2018. - С. 58-61.

6. Пантеон авторов // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/app6299850_-76477496 (дата обращения: 07.03.2020).

7. Чертовских, О. О., Чертовских, М. Г. Искусственный интеллект на службе современной журналистики: история, факты и перспективы развития [Текст] / О. О. Чертовских, М. Г. Чертовских // Вопросы теории и практики журналистики. -2019. - № 3. - С. 555-568.

8. Что такое Прометей? // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/@authors-prometheus (дата обращения: 09.02.2020).

9. Khyzhniak, O. V. Tolerant social network: personal and institutional aspects // Вюник Одеського нацюнального ушверситету. Соцюлопя i пол^ичш науки, 2008. - Т. 13, № 5. -С. 243-249.

10. Leading active social media platforms in Russia in 2019. - URL: https://www. statista.com/statistics/867549/top-active-social-media-platforms-in-russia/ (датаобращения: 09.02.2019).

Арсентьева Анастасия Дмитриевна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].

Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования Челябинского государственного университета, [email protected].

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10127 Е. В. Афанасьева

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СТРУКТУРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье рассматриваются современные тенденции использования социальных сетей в структуре массовой коммуникации и журналистики. С одной стороны, социальные платформы активизировали борьбу с дезинформацией. С другой - именно потребители будут решать, каким СМИ стоит доверять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.