Научная статья на тему 'МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
252
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / МНЕМОТЕХНИКА / ЗАПОМИНАНИЕ / АССОЦИАЦИЯ / МНЕМОНИЧЕСКАЯ ФРАЗА / АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимирова Карина Дунядаровна

В данной статье рассматриваются вопросы организации учебной деятельности в системе филологического образования с опорой на психолингвистические когнитивно-психические процессы речевой деятельности; анализируются возможности усвоения школьниками ассоциативных связей с целью облегченного запоминания (и применения) отдельных правил правописания. В статье описаны ассоциативные методы обучения, представлены мнемонические приемы при изучении грамматики и орфографии русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNEMONICS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article deals with the organization of educational activities in the system of philological education based on psycholinguistic cognitive-mental processes of speech activity; analyzes the possibilities of assimilation by schoolchildren of associative connections in order to facilitate memorization (and application) of certain spelling rules. The article describes associative teaching methods, presents mnemonic techniques in the study of grammar and spelling of the Russian language.

Текст научной работы на тему «МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тимирова Карина Дунядаровна,

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет Шымкент, Казахстан

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации учебной деятельности в системе филологического образования с опорой на психолингвистические когнитивно-психические процессы речевой деятельности; анализируются возможности усвоения школьниками ассоциативных связей с целью облегченного запоминания (и применения) отдельных правил правописания. В статье описаны ассоциативные методы обучения, представлены мнемонические приемы при изучении грамматики и орфографии русского языка.

Ключевые слова: психолингвистика, мнемотехника, запоминание, ассоциация, мнемоническая фраза, ассоциативные методы обучения.

MNEMONICS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Karina D. Timirova,

South Kazakhstan State Pedagogical University Shymkent, Kazakhstan

Abstract. This article deals with the organization of educational activities in the system of philological education based on psycholinguistic cognitive-mental processes of speech activity; analyzes the possibilities of assimilation by schoolchildren of associative connections in order to facilitate memorization (and application) of certain spelling rules. The article describes associative teaching methods, presents mnemonic techniques in the study of grammar and spelling of the Russian language.

Keywords, psycholinguistics, mnemonics, memorization, association, mnemonic phrase, associative teaching methods

Известно, что человеческий мозг способен усваивать большие объемы «сухой» информации, такой, как цифры или правила, и сохранять ее достаточно долго. С другой стороны, любой человек может легко пересказать любимый фильм или книгу, практически не упуская основных важных деталей. При этом, человечество давно, по мере накопления огромного объема знаний, пытается решить вопрос о том, как можно запомнить большое количество информации. Одним из способов решения этой задачи служат разнообразные методы мнемотехники (запоминания). В своей работе мы предприняли попытку выяснить, действительно ли различные мнемоприемы облегчают запоминание информации.

Главное средство человеческого разума - это память. Она тесно связана с процессом обучения, то есть накоплением информации. Когда информация трудна для запоминания, и мы ограничены во времени, на помощь приходят приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «зубрежки».

Мнемотехника - это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования

Тимирова К.Д.

искусственных ассоциаций. Мнемотехника (или мнемоника) не является изобретением нашего времени, она была известна с давних времен. Это слово происходит от греческого слова «мнемон» («запоминать»). Мнемоника - это техника развития памяти, набор вспомогательных средств и алгоритмов, позволяющих эффективно запоминать информацию простым и понятным способом. Она позволяет людям фиксировать такие сведения, как номера телефонов, пароли, иностранные языки, имена новых знакомых и прочее и легко вспоминать их в случае необходимости. Мнемонические алгоритмы работают посредством дополнительных ассоциаций и действуют как ключ к тому, что нужно запомнить, но они не описывают объекты или ситуации. Числа заменяются словами, места запоминаются вместо слов, математические формулы становятся поэзией.

Слово «мнемоника» имеет общую этимологию со словом «Мнемозина». В греческой мифологии Мнемозина (Мнемосина) являлась богиней памяти и матерью девяти муз, а метафорическое значение этого существительного - память. Уже в Древней Греции было известно, что люди успешно использовали мнемотехнику. С ее помощью древние греки приобрели способность быстро запоминать очень большой, чаще бессмысленный материал и демонстрировали свои навыки в публичных выступлениях [Зяблицева 2005:12]. Первые дошедшие до нас работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 годами до нашей эры и приписываются Цицерону и Квинтилиану.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и то же, технику запоминания. Считается, что этот термин был введен Пифагором Самосским (6 век до н.э.).

Первоначально мнемоническая технология возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания длинных речей. Современные мнемонические технологии продвинулись как в теоретическом, так и в техническом плане настолько, что могут не только запоминать ряд предложений, но и безошибочно сохранить в памяти точную информацию, которая ране считалась незапоминаемой.

Ярким примером использования ее на Руси было изобретение славянской азбуки. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:

А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю;

Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;

Ж (живете) З (зело) З (земля) - жить прекрасно на земле;

И К (како) Л (люди) М (мыслете) - как люди думаете;

Н (наш) О (он) П (покой) - наш он покой;

Р (рцы) С (слово) Т (твердо) - произноси слово твердо.

У (укъ) Ф (фертъ) Х (хъръ) - знание - дар Божий;

Ц (цы) - точи, проникай, вникай, дерзай;

Ч (червь) - тот, кто точит, проникает;

Ш (шта^) - что в значении «чтобы»;

Ъ, Ь (еръ, ерь) - ъръ - пространство - время, недоступное человеческому разуму, светоч.

Ю (юсъ малый) - свет;

Я (ять (яти)) - постичь, иметь.

В современном переводе на русский язык данное азбучное послание звучит следующим образом:

Я знаю буквы - Азъ буки веде.

Письмо - это достояние - Глагол добро есть.

Трудитесь, усердно, земляне/ - Живите зело, земля,

Как подобает разумным людям - И, иже како люди.

Постигайте мироздание - Мыслете наш он покой.

Несите слово убеждённо! - Рцы слово твёрдо.

Знание - дар Божий - Укъ фертъ херъ.

Дерзайте, вникайте...

Чтобы Сущего свет постичь! - Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Поэтому люди давно поняли, что мнемоническая технология облегчает запоминание информации. Сейчас интерес к мнемоническим технологиям только возрастает.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее широкое поле деятельности мнемотехники -школа. По мнению экспертов, одним из самых сложных предметов является русский язык. Память многих школьников не приспособлена к многоступенчатым правилам или «простому запоминанию» ничего не значащих символов - букв в словах. Однако эта память очень яркая и метафоричная (особенно у так называемых детей «художественного типа» по определению И.П. Павлова, у которых доминирует правое полушарие головного мозга). Используя это, мнемотехника придумывает свои правила или «неправильные» правила для правил или слов. Это происходит с помощью ассоциаций, благодаря которым начинает работать эмоциональная и метафорическая память ребенка. Отсюда следует, что мнемонику можно выучить быстро потому, что создание «собственных» правил является ключом к запоминанию и припоминанию. Например, нелегко запомнить последовательность планет в Солнечной системе. Однако задача становится менее сложной, если каждое слово ассоциируется с определенным небесным телом в простой рифме,

«Мы Все Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли», - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Или, к примеру, известное всем школьникам определение биссектрисы.

Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Или запоминание последовательности цветов спектра с помощью фразы, где первая буква слова соответствует первой букве названия цвета радуги, - яркие примеры из детства.

«Каждый охотник желает з нать, где сидит фазан», - красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, фиолетовый.

Представим некоторые интересные примеры «запоминалок» (коротких мнемонических фраз, облегчающих запоминание информации путем формирования искусственных ассоциаций) для использования на уроках русского языка.

ОРФОГРАФИЯ. Непроверяемые орфограммы

УЧАСТВОВАТЬ Напомните ученикам про часть (Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать - брать на себя не все дело, а часть). Иногда учителя говорят. «Кто чавкает, тот свинья!». Неприятная, но эффективная фраза!

РАСЧЁТ и РАССЧИТАТЬ На доске. раСчЁт, раСчЁтливый - раССчИтать. В букве е один крючочек - и в слове одна буква с. В букве и два крючка - и в слове две буквы с.

ПРИВИЛЕГИЯ Часто привилегия дается от рождения. Малыш еще в пеленках, а уже неуязвим. у него привилегия - будто такая прививка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО «Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались. с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

ИСКУССТВО Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, при новой встрече нужно сразу же настроиться на победу - показать себе два пальца. V - victory - победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить. 2 буквы с - во 2-м случае.

Тимирова К.Д.

Или так: количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте - одно, на втором - два.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ - Что означает пара? - Два предмета. - Само слово подсказывает, что надо писать удвоенное л (В этом слове полезно увидеть еще одну пару - две безударные гласные а).

ТРУЖЕНИК Мошенник у труженика одно н украл.

РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это - существительное верста, а у слова ровесник - прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки - цель оправдывает средства.

Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну.

МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА Почему нужно писать мужЧина, но женЩина? Мужчину интересует чин, а женщину - щи.

ДИРИЖЁР, ДИРИЖАБЛЬ, ДИЛИЖАНС Обратившись к Словарю иностранных слов, обнаружим, что слова дирижер и дирижабль - родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль - управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение.

По моей вине винегрет в вине. Галки галдели на галерее. Опали цветы в палисаднике. Капитан и матрос - с парохода «Кама». Костя в костюме, а Павлик - в пальто. Кот, который жил в корзине, съел котлету из котла. Жак в жакете нюхает жасмин. Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

Бешеный путаник ворвался в гостиную и украл у труженика-мученика-повара вкусный вареник. У священника племянник был мошенник и карманник, украл полтинник и два гривенника.

Кто ЖЖет, жуЖЖит и держит воЖЖи, Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук)

ВСЕГДА МЯГКИЕ ЗВУКИ

[Й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие: [Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет... Слаще в мире нет.

Можно запомнить по словоформе: [ч']а[щ']е[й']Чащей, чащей ты иди, Всегда мягких только три.

ЗАПОМНИ ОМОФОРМЫ

Не хочет косой косить косой.

Говорит: «Коса коса» [Волина 2002:26].

В заключение следует отметить, что мнемотехника - это совокупность специальных приемов и методов, которые облегчают запоминание необходимой информации или формируют искусственные ассоциации для увеличения объема памяти. Использование мнемонических приемов развивает мыслительную деятельность обучающихся и систематизируют непосредственный опыт. Ученики используют образы памяти для установления причинно-следственных связей, формулирования выводов и развития творческого познания.

Таким образом, знания о приемах мнемотехники, описанных в данной работе, позволят умело использовать их в школьной и повседневной жизни, пригодятся на уроках русского языка и на занятиях внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. / М.А. Зяблицева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. №2. - С. 12.

2. Веселая грамматика: Лексика / Авт.-сост. В.В. Волина. - М.: Дрофа, 2002. - С. 26.

3. https://www.veselyy-ranets.ru/mdex.php/zapominalki-po-russkomu-yazyku/priemy-mnemotekhniki-na-urokakh-russkogo-yazyka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.