Научная статья на тему 'Мнемотехника как система запоминания новых слов на уроках иностранного языка в начальной школе'

Мнемотехника как система запоминания новых слов на уроках иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнемотехника как система запоминания новых слов на уроках иностранного языка в начальной школе»

Моргун Д.А.

Студентка, психолого-педагогический факультет, кафедра иностранных языков, Ставропольский государственный педагогический институт

МНЕМОТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ НОВЫХ СЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним из показателей хорошего образования современного человека всегда было знание иностранных языков. Для успешного освоения языка ученик должен запомнить большое количество иностранных слов. Освоение новой лексики - это самый трудоемкий процесс в обучении иностранного языка. Для того, чтобы удержать в голове большое количество новой информации необходима хорошая память.

Слова «мнемоника» и «мнемотехника» обозначают одно и тоже -техника запоминания [7]. Мнемотехника предлагает не только методы запоминания новых слов, но и рассматривает процесс изучения языка комплексно [7].

Следует выделить как вспомогательные принципы мнемоники (синестезию, движение, воображение, юмор, символизм, цвет и т. д.), так и фундаментальные, среди которых выделяются ассоциации, формирование образа и локализации, но они не являются обязательными [1]. Среди мнемонических методов и приемов важное место занимает метод фонетических ассоциаций, суть которого заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка (например, слову west [west] - запад созвучно русское слово ВЕСТи). Современные требования к ассоциациям более строги, для лучшего запоминания нужно найти максимально похожие по звучанию слова (или части слов). Неизвестно, кто был первым автором этого метода, но упоминание похожих

способов запоминания иностранных слов встречается уже в литературе конца прошлого века. Как показывает практика, фонетические ассоциации еще более эффективны при комбинировании их с методом последовательных ассоциаций. В данном случае под последовательными ассоциациями имеется в виду составление сюжета (связки) для перевода и созвучия. Например, после того как были подобраны созвучные слова к слову size [saiz] составляется сюжет: Советский САЙЗ (Союз) имел очень большие размеры [5, 4].

Важное значение при обучении иностранному языку имеет выбор учебного материала, а именно: учебник и аудиозапись. Как правило, материал учебника озвучивают профессионалы, имеющие идеальное произношение, но не носители языка. Как показывает практика, идеальный вариант на уроках - кассета, озвученная носителями языка (мужчина, ребенок, женщина) или актеры.

В процессе обучения иностранному языку в начальной школе нами была апробирована техника запоминания иностранных слов. Проверка первичного качества запоминания осуществлялась на уроках в присутствии учителя. Ученикам давался список новых незнакомых иностранных слов и определенное время для их запоминания. Одного часа было достаточно для усвоения примерно 60 новых слов. Предполагалось, что ученики знакомы с имеющимися техниками запоминания. Затем, на чистом листе бумаги учащиеся выписывали все слова на русском и английском языках, с обязательной фиксацией их последовательности. Одновременно с закреплением новых слов, ученики учились самостоятельно строить фразы на иностранном языке на основе уже заученной лексики и грамматики.

Для проверки качества долговременного запоминания учащимся выдавалось 60 карточек. На каждой были написаны слова с одной стороны по-русски, с другой - по-английски. Проверка осуществлялась два раза, в двух направлениях. Определялось общее время, необходимое ученику для

перевода всех слов. Чтобы получить случайную последовательность слов, карточки обязательно перемешивались. Тестировалась общая скорость узнавания слов (средняя скорость примерно 0,5 секунды).

На уроках иностранного языка в начальной школе выполнялось большое количество упражнений, направленных на закрепление новых слов в памяти, с целью установления устойчивой рефлекторной связи между «старым» зрительным образом (образ машины, например) и его новым словесным обозначением (car). Слово - это стимул, поступающий в мозг. А зрительный образ - это реакция мозга, обеспечивающая понимание слова. Теперь, при возникновении в воображении зрительного образа (образ машины) в сознании ребенка звучало его произношение на английском языке.

Применение мнемотехники, на наш взгляд, не является самоцелью при обучении иностранного языка в начальной школе, а рассматривается нами как вспомогательное средство с целью развития мыслительных способностей учащихся, их креативности, повышения мотивации к изучению учебного материала.

Литература:

1. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - Минск.: Попурри, 2003.

2. Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. Детская и возрастная память. - М.:ЭСКМО, 2001.

3. Горелов И. П., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

4. Слоненко Т.Б., Матюгин И.Ю. Как запоминать английские слова. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.

5. Харламова М.В. Использование «идейных сеток» на уроке иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2005. - №1. -С.3-9.

6. Царева А. Лучшие методики запоминания английских слов: Учеб. пособие / Царева А. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

7. http://www.mnemonikon.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.