Научная статья на тему 'Младший школьный возраст как период нравственного становления личности'

Младший школьный возраст как период нравственного становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8328
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / AGE DEVELOPMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL CHANGES / Я-КОНЦЕПЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / MORAL FORMATION / I THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Викторова Виктория Викторовна

В статье рассматривается психологические особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в процессе педагогической деятельности. Показано, что дети 6-8 лет это период начала нравственного становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNGER SCHOOL AGE AS PERIOD OF MORAL FORMATION OF THE PERSONALITY

The article discusses the psychological characteristics of children of primary school age to be considered in the process of teaching. It is shown that children 6-8 years a period beginning moral formation of personality.

Текст научной работы на тему «Младший школьный возраст как период нравственного становления личности»

М

ААДШИИ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.013

В. В. Викторова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается психологические особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в процессе педагогической деятельности. Показано, что дети 6—8 лет — это период начала нравственного становления личности.

Ключевые слова: младший школьник, возрастное развитие, психологические изменения, Я-концепция, адаптация, нравственное становление.

V. V. Viktorova

Moscow State University of Culture and Arts

YOUNGER SCHOOL AGE AS PERIOD OF MORAL FORMATION OF THE PERSONALITY

The article discusses the psychological characteristics of children of primary school age to be considered in the process of teaching. It is shown that children 6-8 years — a period beginning moral formation of personality.

Keywords: junior high school student, age development, psychological changes, I — the concept, adaptation, moral formation.

Начинается формирование нравственности ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Это и его первые достижения личностного развития, формирования мировоззрения, первые приобретения этического и эстетического опыта, позволяющие понять ребёнку, «что такое хорошо, что такое плохо». Это и складывание системы мотивов, благодаря которой поведение ребёнка становится обдуманным. Это и появление первых самооценок, осознание самого себя, своих личностных качеств, то есть появление личного самосознания. Это и развитое воображение, образное мышление, что является достижением интеллектуального развития. Все эти достижения являются обязательными условиями для начала становления уже в млад-

202 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентяб

шем школьном возрасте внутренней позиции школьника, от чего во многом зависит успешность его обучения и поведения в целом.

«Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радости познания, не приобретёт умения учиться, не научиться дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и физических затрат. Чем больше позитивных изменений (организованность, самоконтроль, позитивное отношение к учению) будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста» [1, с. 36].

-октябрь 2013 202-205

Ребёнок впервые перешагивает порог школы. Поступление в школу означает резкое расширение и усиление новых социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становиться членом группы. Ему, привыкшему быть в центре внимания в семье, теперь необходимо приспособиться к новым условиям коллектива, преодолеть при этом возможные неприятие и критику со стороны сверстников и учителя. От того, как он приспособится к новым условиям, многое зависит, так как неблагоприятные условия становятся разочарованием, причиной конфликтных ситуаций. Интенсивное развитие познания, приводящее к ослаблению эгоцентризма, позволяет детям учитывать другие точки зрения, помимо его собственной, и с возрастом это способность усиливается. Так, дети легче усваивают принципы сотрудничества, начинают осознавать гибкость норм и правил поведения, к ним постепенно приходит понимание того, что за свои поступки придётся отвечать самому.

Между шестью и семью годами родители замечают, что с их ребёнком что-то происходит. Он становиться плохо управляемым, капризен, бывает злым и упрямым, иногда — строит из себя шута, говорит глупости, «вертлявый», паясничает. Все это свидетельствует о наступлении очередного возрастного кризиса — кризиса семи лет.

Впервые наиболее полно описал возрастной кризис, его симптомы и черты поведения ребёнка Л. С. Выготский. К числу ведущих симптомов этого кризиса он отнёс следующие:

• поведение ребёнка перестаёт быть непосредственным и наивным; ребёнок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;

• появляется кривляние, манерность;

• очевиден симптом «горькой конфеты»: ребёнок пытается скрыть негативное состояние от окружающих людей.

Родители часто задают вопросы: Почему возникает кризис? Почему ребёнок становиться трудным для воспитания? В чем причина?

Все дело в том, что шесть—восемь лет для ребёнка — это время перехода из одного возрастного периода в другой, это время расставания с детством и постепенного вхождения во взрослую жизнь. Эти трудности связаны с психологическими приобретениями предшествующего дошкольного периода. Новые возможности диктуют новые потребности, и эти новые потребности требуют своего удовлетворения, а следовательно, и качественно новых взаимоотношений с теми, кто помогает ребёнку, — это родители и взрослые, с которыми он общается. Поэтому изменение поведения ребёнка шести—семи лет — это его ответ на блокирование новых потребностей и побуждений, требующих своего удовлетворения. Это ответ ребёнка на то, что значимые для него люди, родители и взрослые, не увидели того нового, что появилось в нем. Именно поэтому необходимо знать о сути некоторых психологических изменений в ребёнке, изменений в его эмоциях, интеллекте и личности.

В дошкольном периоде поступки ребёнка подчинялись желанию: «Что захочу, то и сделаю». Это основа, лежащая в поведении дошкольника, феномен эгоцентрической позиции ребёнка. В сознании ребёнка присутствует только один взгляд на окружающий его мир — его собственный. Все другие точки зрения, объективно существующие, для него отсутствуют. А раз их нет, то и не надо думать о возможных последствиях своих поступков. Однако младший школьный возраст — это расставание с эгоцентрической позицией, понимание того, что существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной. Само переживание становиться осмыслением. Теперь появилась возможность осмыслить свои поступки, то есть продумать возможные последствия.

Почему же раньше дошкольники не могли осмысливать свои действия и поступки, а теперь такая возможность есть? Все дело в качественных изменениях его мышления. мышление младшего школьника — это операциональное мышление, в отличие от до-операционального, или интуитивного, на-

глядного мышления дошкольника. Его отличительная особенность — появление умственной деятельности взамен господствовавшему до сей поры символическому действию. Умственная операция позволяет изменять, преобразовывать свои образы-представления, чтобы получить логическое заключение. Как же так, спросят родители, ведь до поступления в школу их ребёнок обучался чтению, письму, счету? Все дело в том, что все эти знания и умения были включены в игровую деятельность, а в школе ребёнок сталкивается с принципиально иной учебной ситуацией, требующей от ребёнка иных механизмов умственной деятельности.

Знать свои возможности — это значит знать самого себя. Я-концепция — это совокупность всех имеющихся у человека представлений о самом себе.

Согласно модели психологического развития младшего школьника, разработанной Эриком Эриксоном, можно сделать следующие выводы:

1. У ребёнка интенсивно развиваются представления о себе и своих возможностях в различных видах деятельности. А значит, одна из задач развития — это расширение и укрепление Я-концепции ребёнка.

2. Важной составляющей Я-концепции является, во-первых, развитие самооценки относительно способностей, проявляемых ребёнком в разных сферах. Важно отметить, что и степень сформированности Я-концепции, и развитие самооценки влияют на уровень развития самосознания личности ребёнка, на его уверенность или неуверенность. А во-вторых, необходимость выработки собственной позиции, или позиции личности, при исполнении ребёнком различных ролей, и прежде всего роли школьника.

3. Ещё одной стратегической задачей развития личности является познавательное, или когнитивное, развитие младшего школьника.

Решение этих задач и позволяет назвать данный возраст возрастом больших возможностей. Если эти задачи решаются плохо, то из возраста больших возможностей он легко

превращается в возраст упущенных возможностей [3, с. 29].

Относительно развитая Я-концепция, положительная самооценка и сравнительно развитый уровень притязания обеспечивают ребёнку успешность во взаимоотношениях с другими людьми и с самим собой. Для успешной деятельности ребёнка, и прежде всего учебной, ему необходима внутренняя позиция школьника. Именно её отсутствие либо деформация являются одними из главных причин многочисленных трудностей, с которыми он встречается, переступив порог школы.

Адаптацию ребёнка к школе можно разделить на три группы. Первая группа адаптируется в течение первых двух месяцев. Дети относительно быстро вливаются в коллектив, быстро осваиваются в школе, приобретают новых друзей. Они всегда в хорошем настроении, доброжелательны, спокойны, добросовестны. Второй группе детей требуется более длительный процесс адаптации, длящийся до первого полугодия. Такие дети могут играть на уроке, выяснять отношения с товарищами, реагировать слезами на замечания взрослых. Третья группа характеризуется трудной адаптацией. У таких детей отмечаются негативные формы поведения, появляются резко отрицательные эмоции, им трудно осваивать учебные программы. Именно на таких детей жалуются учителя: они мешают работать в классе.

«Младший школьник не имеет права заявлять отцу или учительнице, что они несправедливо к нему относятся, и поэтому он возмущён и обижен. Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребёнка, так как мешает ясному мышлению, ухудшает отношения с другими людьми и ведёт к психосоматическим расстройствам.

Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом: не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на других людей или предметы, а словесное выра-

жение испытываемых чувств ("я огорчён", "раздражён", "разгорячён", "теряю голову", "протестую")» [2, с. 106].

Почему некоторые школьники не выполняют правила поведения? Одна из причин состоит в том, что дети не знают некоторых правил. Например, жевать конфеты на уроке; не бросать мусор в неположенном месте; о том, что считается дурным тоном, если, разговаривая с человеком, ты вдруг повернёшься к нему спиной. Незнание правил — причина простая и легко устраняется. Другие правила дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Надо не только рассказывать о том, что правильно, но и показывать, как выполнять его.

«Ребёнок, включаясь в систему норм и требований, постоянно попадает в ситуацию выбора между "хорошим" и "плохим", "правильным" и "неправильным". Получая "обратную связь" — ответную реакцию на свои поступки, действия, слова, — он принимает эту реакцию как руководство к дальнейшим действиям... В этой связи строка знаменитого детского стихотворения Владимира маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?" приобретает едва ли не символическое значение» [3, с. 128].

Важно объяснять ребёнку, что он сделал неправильно. При этом нужно не забывать важного правила о том, что не ребёнок плохой, а сделанный им поступок — нехорош.

С учётом того, что нормы и принципы заимствованы, привиты или навязаны семьёй, а в дальнейшем кругом общения и школой, сам ребёнок как таковой морали не имеет. А

значит, справедливо будет сказать, что ребёнок имеет право рассматривать любое действие, событие, поступок не с точки зрения «хорошо или плохо», «правильно или неправильно», а исключительно с точки зрения интереса к этому действию, поступку или событию.

Ребёнок как нельзя более правильно оценивает своё и наше поведение. Он смотрит на взрослых и сравнивает наши поступки со своими, пытаясь понять логику наших поступков, а не просто копировать поведение. Не поняв нашу логику, ребёнок задаёт вопрос «Почему меня наказали? Ругают?» Чаще это связанно с негативными переживаниями. Поэтому стоит ли удивляться, что, пародируя и копируя наше собственное поведение, он чётко фиксирует противоречие между словами и делами. дети перестают доверять нам, взрослым, образуя своё внутреннее сообщество, в которое взрослому чаще всего вход запрещен.

Понятия нравственности и морали для большинства детей младшего школьного возраста являются совершенной абстракцией. У детей нравственность проявляется именно в следовании своей природе, в ответной реакции на события извне. как правило, осознать сразу собственные реакции ребёнок не успевает и не умеет этого делать. Такое осознание и есть переход к настоящему пониманию нравственности и морали. Именно поэтому осознанию своих ответных реакций, пониманию причин поступков и действий и контролю над эмоциональными проявлениями необходимо учить детей.

Примечания

1. Данилова Е. Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. Москва : Академия, 1999. 455 с.

2. Никольская И. М, Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. Санкт-Петербург : Речь, 2000. 507 с.

3. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. 648 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.