Научная статья на тему 'Младший культовый персонал в древней Греции'

Младший культовый персонал в древней Греции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
797
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / МЛАДШИЙ КУЛЬТОВЫЙ ПЕРСОНАЛ / ANCIENT GREECE / JUNIOR RELIGIOUS STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ленская Валерия Серговна

В статье речь идет о младшем культовом персонале в древней Греции. Автор делит его на две категории постоянные и временные служители. Временными служителями были юноши и девушки из знатных семей, исполнявшие свои обязанности только в определенных случаях, например, в дни больших праздников, и их служба была скорее почетным правом, нежели работой или обязанностью. Второй категорией младшего культового персонала были служители, происходившие из низших социальных слоев и работавшие за плату. Это были закоры и неокоры, рассмотрению которых посвящена большая часть статьи, а также некоторые другие категории служителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUNIOR RELIGIOUS STAFF IN ANCIENT GREECE

The article deals with Ancient Greece junior religious staff that consisted of permanent and temporary members. Temporary attendants, represented by youths and girls from noble families, performed their duties only on celebration days, and it was honorable right rather than work or duty. The second group of junior staff consisted of attendants coming from lower social strata who got payment. These were zacores and neocores and some other categories of attendants.

Текст научной работы на тему «Младший культовый персонал в древней Греции»

История Древней Греции и Рима

Ш1ШШ1Ш1ШШШШШШШШШШ1МШ1ММШ1ШШШШШШ1Ш1МШ1

© 2011

В. С. Ленская

МЛАДШИЙ КУЛЬТОВЫЙ ПЕРСОНАЛ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ*

В статье речь идет о младшем культовом персонале в древней Греции. Автор делит его на две категории - постоянные и временные служители. Временными служителями были юноши и девушки из знатных семей, исполнявшие свои обязанности только в определенных случаях, например, в дни больших праздников, и их служба была скорее почетным правом, нежели работой или обязанностью. Второй категорией младшего культового персонала были служители, происходившие из низших социальных слоев и работавшие за плату. Это были закоры и неокоры, рассмотрению которых посвящена большая часть статьи, а также некоторые другие категории служителей.

Ключевые слова: Древняя Греция, младший культовый персонал.

Главным действующим лицом в храме был жрец — посредник между богом и людьми, человек, совершавший жертвоприношения и ритуальные действия. Помимо общего термина Lepeug, обозначавшего жреца, существовало большое количество местных, периферийных терминов, название которых зависело как от местонахождения храмов и святилищ, так и от обязанностей, исполнявшихся храмовыми служителями. В разных регионах греческого мира, в разных храмах существовал самый разнообразный храмовый персонал, и никакой унификации проследить невозможно. Например, только у Поллукса мы читаем о следующих храмовых должностях: ol 5е xwv Gewv Gepaneuxal Lepeig, vewKopoi, CaKopoi, тсроф-xai, йтсоф-xai., Guxai, xeAeaxai, Lepoupyoi, KaGapxai, ¡javxeig, Geo^a-vxeig, xpn°V^oi, xpnaMoAoyoi, xpnaMo5oxai, navayeig, пирфоро1, unnpexai (Pollux. Onom. I. 14. 1). В действительности их существовало гораздо больше1. В данной статье мы не будем касаться вопросов, связанных непосредственно с жреческим персоналом, поскольку это отдельная большая тема, а остановимся на рассмотрении младшего, вспомогательного персонала греческого храма; начнем, если можно так выразиться, продвижение по иерархической лестнице снизу.

Ленская Валерия Серговна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН. E-mail: [email protected]

*Выражаю благодарность Французской Школе в Афинах (École française d'Athènes), любезно предоставившей мне возможность работать в фондах ее библиотеки.

1 О проблемах, связанных с определениями термина «жрец», и о краткой историографии этого вопроса см. Henrichs 2008, 1-14.

Кроме жрецов, в древнегреческих храмах существовало некоторое количество лиц, помогавших жрецам при богослужении. Они могут быть разделены на две категории — постоянные и временные служители2. Временные служители исполняли свои обязанности только в определенных случаях, например, в дни больших праздников, и их служба была скорее почетным правом, нежели работой или обязанностью. Чаще всего это были юноши и девушки из знатных семей, совершавшие какие-либо священные обряды или носившие священную утварь. Самыми известными такими служителями были канефоры — корзиноносицы и аррефоры — девушки, носившие священные предметы во время религиозных праздников. AL Kav^ópoi ка1 app^ópoi Aeyó^evai Aeixoupyouaiv ¿ni xwv EAAnviKWV L£QWV «так называемые канефоры и аррефоры служат при эллинских жрецах» (Dionys. Halicarn. Antiq. Rom. 2. 22). О канефорах читаем: Kav^ópoi-napG£voi ai та Kavä фероиаа1 т] ¿v т] navaG-qvaíwv по^п^- auxai

5é x«v äaxwv Kai x«v eüyevwv 'qaav — «канефоры — девушки, приносящие корзины Афине на панафинейском шествии; они были горожанками и из знатных семей» (Phot. Lex.s.v.). Также и у Гесихия: Kav^ópoi- ¿v xaíg no^naíg aL ¿v á^iw^axi napG£voi ¿Kavq^ópouv, ыапер Kai ¿v xoíg navaG^vaíoig — «канефоры — девушки, пользующиеся уважением, носили корзины на шествиях, таких, как Панафинеи» (Hesych. Lex.s.v.). Канефорой была дочь Писистрата (Diod. Sic. 9. 37. 1), из-за канефории произошла ссора между Гармодием и Гиппархом, помешавшим сестре Гармодия быть канефорой на Панафинеях (Arist. Athen. Pol. 18. 2). Канефоры присутствовали не только на Панафинеях (Arist. Athen. Pol. 18. 2; Aristoph. Lys. 645, Acharn. 242), но и на других священных праздниках во всех греческих городах — Антестериях, Браврониях, сельских и городских Дионисиях и др.3 Часто канефорами служили дочери жрецов (IG II2. 3483; ID. 2210).

Об аррефорах читаем: App-^opía- Guaía^¿nei5^ та app^xa ¿v Kíaxaig ^£pov т] G£ф aL napG£voi — «аррефория — обряд, когда в корзинах девушки носили тайные предметы богу» (Suda. Lex. s.v.); xéaaapeg |jév ¿xeipoxovoüvxo 5i' eüyéveiav ápp^ópoi — «выбирались поднятием рук по знатности четыре аррефоры» (Harpocr. Lex. s.v.). Самыми известными аррефорами были девочки, обслуживавшие культ Афины на Акрополе: четыре девочки из знатных семей выбирались каждый год, в течение своей аррефории жили на Акрополе и прислуживали в храме Афины; главной обязанностью двух из них было участвовать в Аррефориях и носить корзины с таинственными предметами (Paus. I. 27. 3). Эти две аррефоры присматривали за двумя другими девушками, ¿Qyaaxivai, которые ткали пеплос для статуи Афины; пеплос менялся каждые четыре года во время Панафиней (Hesych. s.v.)4. Epyaoxivai тоже выбирались из знатных семей (IG II2. 1034, 1036)5. Кроме того, были аррефоры и при других культах: в надписи в честь жреца Асклепия говорится: £&WK£ 5é Kai xqv éauxou Guyax[£pa £ig т£ та AaKAnnÍ£ia Kai та] 'Enibaúpia ápp^opouaav — «и отдал свою дочь быть аррефорой на Асклепиях и Эпидавриях» (SEG 18:26. 18-19, 137/136 до н.э.)6.

2 Латышев 1997, 60-61.

3 Deubner 1932, 25, 31, 102, 135, 142, 174, 204, 208; Turner 1983, 327-342.

4 Turner 1983, 192.

5 Об épyaatívai см. Turner 1983, 359-382.

6 Подробнее об аррефорах см. Turner 1983, 345-358.

Мы уже видели, что дети жрецов могли ассистировать родителям и исполнять вспомогательные обязанности; другой пример дает та же надпись — о жреце Асклепия говорится катаатград] 5е ка1 tov üov Alov kÄ£l5oüxov ка[1 пирфороу — «поставив и сына Диона исполнять должность держателя ключей и пирфора» (SEG 18:26. 23). Аррефоры, канефоры, ергастины были одними из немногих культовых служителей, в честь которых на Акрополе уже в архаическое время устанавливали статуи (пример поздней (I в. н.э.) надписи в честь аррефоры см. IG II2. 3528; в честь канефоры (II в. н.э.) IG II2. 3483)7. Из рода Праксиергидов выбирались 2 AouTpi&eg или nAuvTpi&eg, в обязанности которых входило мытье статуи Афины (Phot. Lex. s.v.; Hesych. Praxiergidai).

Из должностей, которые могли заниматься мальчиками и юношами, укажем на такую известную должность в Элевсине, как naig аф' ¿üTiag («отрок очага») (Porphyr. De abstin. IV. 5): эти отроки, помогавшие иерофанту, должны были быть потомками знатных родов и иметь в живых отца и мать8. Как и вышеупомянутые юные прислужницы из знатных родов, «отроки очага» удостоились многих почетных статуй9. Несколько низших вспомогательных должностей, исполнявшихся представителями знатных родов, было в Элевсине (фа1&иутг|д — чистильщик священной утвари, baeipiTn? — лицо неизвестное, но как-то связанное с культом Даиры, сестры Аида, пирфород — тот, кто зажигал и поддерживал огонь на алтарях)10. Существовало также известное количество лиц обслуживающего персонала, бывших членами известных родов или, по крайней мере, детьми «достойных родителей»; все эти должности были временными, не очень обременительными и почетными11. Причинами, побуждавшими знатных девушек и юношей занимать эти должности, могли быть уважение общества, семейные традиции и надежда рода, члены которого прислуживали какому-либо божеству, на покровительство со стороны этого божества.

Второй категорией младшего культового персонала были служители, происходившие, как правило, из низших социальных слоев и работавшие за плату. Они должны были постоянно находиться при храме, прислуживать жрецам и исполнять обязанности по содержанию храма в чистоте и порядке. Мы уже говорили о том, что в греческих храмах существовал самый разнообразный храмовый персонал, и приводили цитату из Поллукса (Pollux. Onom. 1. 14. 1). Наиболее часто встречаются, пожалуй, названия Z^Kopoi и ve^KÖpoi, что позволяет предположить, что эти служители были наиболее распространенными и необходимыми прислужниками в храмах12.

ZaKopoi — храмовые служители, как женщины, так и мужчины, имевшие,

7 Hoff 2008, 109.

8 Clinton 1974, 98f; Лауэнштайн 1996, 228-229.

9 Clinton 1974, 101-108.

10 Ibid., 95-98.

11 Список таких должностей, занимавшихся женщинами, см. Turner 1983, 189-197.

12 Джордан пишет, что, судя по надписям, на афинском Акрополе, кроме жрецов и жриц, было большое количество храмовых служительниц-закор, среди которых, вероятно, была какая-то иерархия: Jordan 1979, 78. См., например, надпись с Афинского Акрополя, регламентирующую правила охраны храмов и сокровищниц Акрополя (IG I3 4. 13-14, 485/484 гг. до н.э.), где закоры упоминаются рядом со жрицами.

вероятно, в храмовой иерархии второй по важности статус после жрецов13. Иоанн Дамаскин пишет, что сын Константина Великого Констанций, удалив епископов, пресвитеров и дьяконов, вновь назначил ZaKopouç ка1 vewkoqouç ка1 Qdvxaç ка1 Quxaç ка1 Kav^opouç ка1 oaaç о 'EAAnvixôç ûQAoç £п1фщл^£|- про-awvu^iaç — «закоров, неокоров, окропителей, заклателей жертв, корзиноносиц и многочисленных служителей, которым эллинские сказки дают разные прозвища» (Joann. Dam. Passio magni martyr. Artemii. 22. 13).

Сам термин восходит еще к микенскому времени — в линейном письме B встречаются da-ko-ro и da-mo-ko-ro, означающие титулы каких-то высших должностных лиц. Первая часть слова — da, согласно восстановлению Руиша, означала «дом», вторая часть — koros — «ответственное лицо»14. Наверное, термин ZdKOQOÇ можно было бы перевести «управляющий храмом», если бы такое словосочетание было приемлемо. Нам известно, что одного из элевсинских иерофан-тов звали ZdKOQOÇ (Lys. In Andoc. 54. 1); иерофантами могли быть только члены древнего аристократического рода Евмолпидов, и появление этого имени в таком роду может свидетельствовать о древности и важности (хотя и в далеком прошлом) должности закора. Древний корень — koros — означавший «ответственное лицо, наблюдатель», поздние авторы, возможно, смешали с глаголом koqeîv «чистить, убирать», тем более, что функции закоров со временем стали именно такими. У Зонары читаем: ZdKOQOÇ. о хои V£& £ni|j£Aou|j£VOç. koqeîv yàp xô aaÎQ£iv — «Закорос — тот, кто заботится о храме. koqeîv значит подметать» (Zo-nar. Lex. s.v.). Гесихий пишет: ZdKOQOi ■ vewkoqol. Leqeîç. пара <xô> xôv vaôv aapoûv — «закоры — неокоры. жрецы, убирающие в храме» (Hesych. Lex. s.v.). В «Etymologicum Magnum»: ZdKOQOÇ- Newkoqoç, -qyouv - 5iaKOVOÛaa п£р1 xô L£QOV — «Закора — неокора, или исполняющая обязанности прислуги в храме» (Etym. Magn. s.v). У Менандра читаем: - ZdKOQOÇ - коа^оиаа xôv vaov — «закора, украшающая храм» (Men. Fr. 686. 1, A. Körte, A. Thierfelder). У Элиана встречается упоминание о закорах, ночью стороживших храм Асклепия, наполненный дарами посвятителей (Aelian. De nat. anim. 7. 13. 8).

Однако закоры были не простыми уборщиками и украшателями храмов: очевидно, что они были помощниками и «ассистентами» жрецов, и их должность упоминается обычно рядом с должностью жрецов: Leqeîç т£ Kai ZdKOQOi Qewv (Plut. Camill. 30. 3), Leqeîç &£ Kai ZdKOQOi xùv bai^oviwv (Heraclit. Allegor. 79. 13. 2), xàç qL£Q£aç xàç noA£i Kai xàç ZaKopoç (IG I3 4. 13-14). В надписи, датируемой 183/2 г. до н.э., говорится, что союз почитателей Матери богов в Пи-рее (оргеоны) ежегодно выбирал закору из числа бывших жриц, которая помогала действующей жрице (IG II2. 1328, 16-17). Однако в 175/4 г. этот же союз издал декрет, согласно которому была назначена закора 5ià ßiou (IG II2. 1328, 35). Это была молодая женщина Метродора, дочь одной из жриц и сама исполнявшая обязанности жрицы, а затем закоры (IG II2. 1328, 25-26; 43)15; назначение на долж-

13 Georgoudi 2005, 58.

14 Ruijgh 1986, 387. См. также Petruçevki 1965, 12; Olivier 1967, 118-122, которые трактуют термин damokoro по-разному, но сходятся в том, что это были какие-то должностные лица при дворе анакта.

15 Jones 1999, 265.

ность пожизненной закоры молодой женщины еще раз указывает на вспомогательный характер этой должности.

У Элиана рассказывается фантастическая история о том, как одна женщина, страдавшая от глистов, пришла за помощью в Эпидавр, так как врачи были бессильны. Поскольку бог в это время отсутствовал, лечить ее взялись oí CáKOQOi: они сняли голову с шеи и вынули глистов из ее тела. Однако поставить голову на место как следует они не смогли. Явившийся бог был рассержен тем, что закоры взялись за то, что было выше их сил, и своей божественной властью вернул голову на место (Aelian. De nat. anim. 9. 33). Эта история весьма показательна по двум причинам: во-первых, закоры чувствуют себя достаточно компетентными, чтобы взяться за такую операцию, во-вторых, им не удается ничего сделать, поскольку они все же не являются настоящими жрецами (хотя в Эпидавре их статус был выше, чем в других областях16).

Вообще положение закоров в больших и престижных храмах, по-видимому, было несколько иным, чем в иных святилищах. В «Ионе» Еврипида Ион, найденыш пока еще неизвестного происхождения, живет при Дельфийском храме и выполняет обязанности хриоофиЛа^ тои 0£oû и Ta^iaç «хранитель золота бога», «казначей» (Eurip. Ion. 54-55). В то же время он делает и простую работу уборщика, подметая храм, окропляя его водой, отпугивая от сокровищницы птиц (1QQ-1Q7, 794sq), фактически являясь закором (или неокором), хотя Еврипид и не употребляет этого слова17. Гелиодор в «Эфиопике» рассказывает о девушке Хари-клее, сироте, которая жила в Дельфах и решила посвятить себя Дельфийской Артемиде, став ZàKOQOç; согласно Гелиодору, «большую часть времени она предается охоте и упражняется в стрельбе из лука» (Heliod. Aethiop. 2. 33. 4). «По обычаю предков, храмовая прислужница Артемиды тоже участвует в шествии и закланиях в честь Неоптолема» (Heliod. Aethiop. 2. 35. 3), «по обычаю, храмовая служительница должна зажечь факелы тяжеловооруженным бегунам и наградить победителей» (Heliod. Aethiop. 3. 18. 2).

Синезий, рассказывающий о процедуре выбора царя в Египте, упоминает трех храмовых служителей KW^aoTal 5è Kal ÇàKOQOi Kal гсроф^тац которые участвуют в процедуре голосования и подсчитывают голоса воинов; причем голос профэта считается за 1QQ, голос кы>|даотг|д за 2Ü, а голос ÇàKOQOç за 1Ü (Synes. Aegypt. sive de provid. 1. 6. 26). В то же время были закоры, должность которых не приносила им много забот: например, Плутарх рассказывает о некоем служителе храма Геракла, у которого «много было свободного времени, и он целые дни проводил, играя в кости и бабки» (Plut. Aetia Rom. et Graec. 272 F 4). В зависимости от размера и престижности храма закоров могло быть много или он был один, но, по-видимому, низший храмовый служитель (или служительница) был всегда, судя по тому, что о нем (вернее, о ней) упоминает такой автор как Менандр, действия комедий которого обычно происходят в небольших аттических деревушках.

О важности этой должности для храма свидетельствуют надписи. Во многих посвятительных надписях, наряду с именем жреца, указывается имя ZàKOQOÇ,

16 С. Георгуди, например, отмечает особое положение неокоров и закоров в Эпидавре и Дельфах (Georgoudi 2QQ5, 57, 58).

17 О «Ионе» см. Hamilton 1985, 57-59. А. Хенрикс справедливо, на наш взгляд, критикует Гамильтона за то, что лиц низшего персонала он отождествляет со жрецами: Henrichs 2QQ8, 6-7.

иногда вместе с некоторыми другими должностями, вероятно, представлявшими важность для данного конкретного храма. Например, в надписи с афинского Акрополя, датируемой приблизительно 120 г., читаем [£Qax£[u]ovTog ¡акхауы-you Aicvuaiou MapaGwviou, CaKop£uovTog ау|_аф6рои Еикарпои — «при жреце и иакхагоге Дионисии из Марафона, закоре агиафоре Евкарпе» (IG II2. 4771. 10-14). Обратим внимание, что после имени закора отсутствуют патрони-мик и демотикон, что свидетельствует о не очень высоком происхождении. В другой надписи: £]nl NiKOCTTpaTOU [... i£p]<£&»g 5iA |3iou Га[рупттюи], Сакор£ио-vTog A'i[Aiou ...],K<A£i>5ouxouvTog ... — «при Никострате, пожизненном жреце, из Гаргетта, закоре Элии, клейдухе...» (IG II2. 3728).

Много надписей, содержащих термин С^кород найдено на Делосе (ID. 1894, 2156, 2210, 2249, 2087, 2205, 2212, 2219, 2253, 2263 — все надписи датируются временем после 166 г. до н.э., (т.е. после повторного установления афинского контроля), причем в нескольких надписях имя одного и того же закора фигурирует несколько раз — например, Caкoр£йovтog ЕиоЬои (без патронимика), тогда как имена жрецов меняются (ID. 2087, 2205, 2212, 2263). Несколько раз указывается, который раз закор исполняет свои обязанности: Carap^ovTog Euobou to 6кты ка1 b^aTov — «восемнадцатый раз» (ID 2205), Carap^ovTog ^кпфброи £|35o|jov ка1 тQlaкoaт6v «тридцать седьмой раз» (ID 1894). Совершенно очевидно, что закоры служили в храме в течение нескольких лет, а чаще всего пожизненно. Выше уже упоминалась надпись из Пирея, согласно которой в культовом объединении оргеонов закора сначала избиралась по жребию из числа бывших жриц, а затем, вероятно, вследствие неудобства такого положения, была назначена пожизненно (IG II2. 1328, 16-17). Правда, справедливости ради необходимо отметить, что и здесь не было единого правила: так, согласно надписи из храма Исиды в Афинах закор в этом храме не мог исполнять свою должность дважды: £^£стты 5£ Сакор£и£^ Ыд тф аитф (LSCG. 50. 7-8, 1 пол. I в. до н.э.).

В энкомии Синезия говорится, что на картинах, представляющих философа или закора, должен быть изображен фаАакрод un6a£^vog — лысый почтенный человек (Synes. Calvetii encomium. 23. 29). Сравнение с философом показательно: вероятно, общественное мнение считало закора умудренным знаниями и жизненным опытом человеком. Долгая служба при храме позволяла ему пользоваться всеобщим уважением, придавала ореол благочестия и близости к божеству. Закор, хотя и не имел права быть жрецом и совершать жертвоприношения, тем не менее, несомненно, знал все тонкости богослужения и обладал знанием деталей ритуала — эти познания неизбежно приходили с опытом долгой службы. Вероятно, именно закор был тем человеком, который хранил предписания ритуала и передавал их часто сменяющимся жрецам; в таком случае, роль закора в храме была очень велика. Мы полагаем, что закор мог быть одним из тех знатоков ритула, о которых пишет в своей статье Ханиотис, хотя автор и не упоминает об этих служителях18.

В больших храмах, кроме закоров, были илоСакоро1 (Herod. 6. 135. 5; SEG 33:158; IG II2 2245), т.е. помощники закоров, и арХ1-Сакоро1 (IGLSyr. 4. 1263), главные закоры.

18 Chaniotis 2008, fig. 18.

Неокоры (vaoKÓQoi, vaKÓpoi, v^otópoi, veÓKOQOL, veiKÓQoi, vauKÓpoi, vewKÓQOi) также были низшими храмовыми служителями, охранниками и блюстителями чистоты и порядка. Исследователи считают, что первая часть слова

19

происходит от vaóg — храм , вторая же, как и в случае с закорами, восходит еще к микенскому времени. NewKÓpog. ó тои vaoû £Л1|деЛои|л^од. KOQeív YàQ napà toîç Attlkoîç to oaípeiv, Kal то Koo^eív Kal £П1^еЛе1о0а1 — «Тот, кто заботится о храме. KOQeív в Аттике означает и убирать, и украшать, и заботиться» (Zonar. Lex. s.v.). NewKÔpoç- ó tov vaov Koo^wv Kal eÙTQenlC^v — «Неокор — тот, кто украшает и приводит храм в порядок» (Phot. Lex. s.v.). ... ¿navaYKàÇeiv tov vewKÓpov тои те lepoû ¿ni|jMeío0ai KaTà tov vó^ov Kal twv elç то íepóv — «неокоры обязаны заботиться о храме и о при-

ходящих согласно закону» (LSCG. 69. 6-8, Ороп, Амфиарайон, IV в. до н.э.). Кроме того, неокор обязан был записывать имя, патронимик и город каждого, кто приступал к лечению, и выставлять эти списки для всеобщего обозрения (ibid. 39-43)2ü. M- ¿^eívai KaTá[Y]eo0ai elç то cHpaí[ov] ££w>l ^n^evl, £П1|деЛе[Г] [o]0ai 5è tov vewKó[po]v Kal ¿^elpYeiv — «не разрешается останавливаться в храме Геры никакому иностранцу, неокор обязан следить и изгонять» (IG XII. 7. 2, Аркесина, Герайон, IV в. до н.э.?). В надписях с Пароса неокоры должны следить за охраной деревьев на территории святилища (LSCG. 111.) и за тем, чтобы в храме не зажигался огонь (LSCG. 112). Ксенофонт именует неокором мегабиза храма Артемиды в Эфесе (Xen. Anab. V. 3. 6-7). Мегабизы известны как жрецы-евнухи, отвечавшие за финансы святилища; Ж. Бреммер считает, что они не были собственно жрецами, а являлись вспомогательным персоналом храма Артемиды в Эфесе21. На базе статуи IV в., найденной в Приене, упомянут Мегабиз, сын Ме-габиза, неокор Артемиды Эфесской22.

У Платона читаем: Xq- 5è Kal twv toloútwv lepéaç те Kal vewKÔpouç ¿tcl-|jMeío0ai — «жрецы и храмовые служители должны позаботиться о (гостях)» (Plato. Leg. 953a7). У Лукиана глагол veы>кoQ£Ы> употребляется в значении «свято хранить»: ào^£vwç 5è aÜTÓ |де0' ayvqç ÔLavolaç veыкoQOù^ev —

«охотно приняв (этот завет), мы с чистой душой храним его как святыню» (Luc. Amor. 48. 11, пер. С. Ошерова). Павсаний рассказывает о святилище Афродиты в Коринфе, где есть только две служительницы: «храмовая служительница (yuv] те veыкÓQOç), которой на все время запрещено иметь сношения с мужчинами, и девушка, ежегодно исполняющая обязанности жрицы» (Paus. 2. 1Ü. 4, пер. С. Кондратьева). Плутарх пишет, что в Херонее храмовый служитель (неокор) с бичом в руке отгоняет от святилища Левкофеи рабов и этолийцев (Plut. Aetia Rom. 267D).

Неокоры неоднократно упоминаются в «Священных речах» Элия Аристида, который встречался с ними в пергамском Асклепейоне и даже жил у них на квартирах (Ael. Aristid. Hier. log. 276.1; 283.1Ü; 286.2Ü; 29Ü.16; 297.25; 298.24; 3Ü1.13 etc.). Судя по тексту Элия Аристида, неокоров в храме Асклепия в Пергаме было множество, что неудивительно: для помощи многочисленным паломникам, же-

19 Chantraine 1974, 734.

20 О Амфиарайоне в Оропе см. подробнее Roesch 1984, 173-184.

21 Bremmer 2QQ8, 41.

22 Elliger 1992, 126-127.

лавшим исцеления, был необходим большой штат обслуживающего персонала. По всей видимости, неокоры Асклепейонов вообще занимали особое положение: так, С. Георгуди, посвятившая статью вспомогательному культовому персоналу в Греции, отмечает, что в Эпидавре неокоры и закоры имели равный статус со жрецами23. В IV Мимиямбе Герода неокор Асклепейона (местоположение его неизвестно) даже имеет право приносить жертву — о чем ниже.

В косской надписи II в. до н.э. говорится, что купивший жреческую должность обязан назначить себе неокора: уакороу 5[е апобе^аты] [аи]ты1 о пр|.а|дгуод тау [ерыоггуау (Ра1оп-Нюк8, 28); вероятно, это должен был быть человек, знавший ритуал и его детали, а также готовый заниматься хозяйственными делами храма. Неокоры были и в культовых объединениях: надпись фиаса эллинистического времени из Танаиса после жреца, отца синода и филагата упоминает неокора24.

В двух аттических надписях конца V в. до н.э. (фрагменты надписи, выполненной на одной стеле, найдены на Акрополе, куда во время Декелейской войны была перевезена сокровищница храма25) сообщается, что неокоры храма Посейдона Гиппия, расположенного в деме Колон, брали на себя ответственность (лареЛа|Зо|дгу) за различную храмовую утварь (Ю I3. 405). В обеих надписях (413/412 и 407/406 гг. до н.э.) упомянут один и тот же человек — некий Хайрелий из Кикинны (имена других не сохранились); очевидно, что он был постоянным служителем этого храма. А. Вудворд отождествляет этого Хайрелия с одним из 30 олигархов, упомянутых у Ксенофонта (Не11. II. 3. 2)26, однако нам представляется, что это другой персонаж, поскольку исполнение довольно незначительной должности неокора аристократом, да еще в храме дема, расположенного довольно далеко от Афин, вряд ли являлось жизненной ситуацией. В надписи упоминаются несколько неокоров, по крайней мере, четыре27; встает вопрос — зачем сельскому храму столько служителей? Ответ может быть таким: сокровищница храма, временно перенесенная на Акрополь, и, вероятно, расположенная в наскоро построенном помещении, нуждалась в постоянной охране, которую и осуществляли сменявшие друг друга неокоры, ответственные за храмовое имущество. В противном случае наличие такого количества служителей (в небольших святилищах обычно был один неокор) трудно объяснить.

Инвентаризация неокором имущества храма Асклепия и передача его другому неокору зафиксирована в надписи из Лебены на Крите (ГС. I. 17. 2. II в. до н.э.). А. Савелкул, посвятившая статью фрагменту комедии Махона (фр. 8), предполагает, что неокор в храме Зенопосейдона в Карии был ответственным за операции сдачи в аренду храмовых владений28. В надписи из храма Амфиарая в Оропе (IV в. до н.э.) читаем, что желающие получить исцеление в храме должны внести задаток (¿пархт^) не менее 9 оболов в казну храма в присутствии неокора (Ь8СО, 69. 20-24). Неокор принимал участие в инвентаризации в храме Амфиарая в Оропе,

23 Georgoudi 2005, 58.

24 Иванчик 2008, 59.

25 Thompson 1971, 232-234.

26 Woodward 1963, 158.

27 Woodward 1963, 158.

28 Savelkoul 1988, 278.

причем брал на себя ответственность за сломанную утварь и за внесенные в сокровищницу оболы (IG VII. 3498, 18-20, 26); за остальное имущество, судя по всему, отвечали LepaQXOÜVTeg (1-3).

Исследователи отмечают особое положение неокоров на Делосе в конце V в. до н.э. NewKÓpoi AqAíwv фактически являлись магистратами, подчиненными афинским амфиктионам, образовывали коллегию, члены которой именовались auvápxovTeg (IG I3. 1460), и могли оставаться на своей должности в течение нескольких лет29. Как видим, делосских неокоров V в. до н.э. с трудом можно отнести к низшему персоналу30 и, вероятно, как и неокоров Асклепейонов, следует считать исключением из правил; впрочем, жестких правил в религиозной жизни Греции при многообразии локальных обычаев быть не могло. Статус делосских неокоров периода независимости острова (до 166 г. до н.э.) неизвестен31. Согласно надписи первой четверти II в. до н.э., неокор одного из храмов избирался по жребию и получал от посетителей храма деньги и часть от жертвы (IG XI, 4. 1032)32; жребий говорит о том, что должность была достаточно престижной.

Исходя из всего вышеизложенного, нельзя не заметить, что статус неокоров различался в разных областях греческого мира. В одних районах неокоры отвечали за финансы храма и составляли инвентарь, в других были простыми «смотрителями», ответственными за порядок и соблюдение правил. Осмелимся предположить, что особое положение неокоры занимали в Аттике: все известные (хотя и немногочисленные) афинские источники упоминают о неокорах в связи с финансовыми делами храма: Платон, говоря о промотавшемся гуляке, готовом «обчистить» какой-либо храм, употребляет глагол vewKopéw; Lepóv tl V£&>ko-pr|ü£i (Plato. Resp. 574d5); слово, безусловно, употреблено в ироническом смысле — «провести инспекцию, инвентаризацию», «прихватить что-либо». Надпись с Акрополя говорит о неокорах храма Посейдона Гиппия, проводивших инвентаризацию храмовой утвари (IG I3. 405). Наконец, делосские неокоры в эпоху афинского владычества, согласно надписи 410/409 г. до н.э., были ответственными за имущество храма вместе с афинскими амфиктионами (ID 93, 10-15)33, а после восстановления власти афинян эта должность исчезает из надписей, что, вероятно, свидетельствует об усилении афинского контроля34; неслучайно в надписях начинают часто фигурировать закоры как лица, не имевшие, скорее всего, финансовых полномочий (обратим внимание, что, судя по надписям, жрецами и за-корами на Делосе, начиная с 166 г. до н.э., в большинстве случаев были афиняне, о чем свидетельствуют демотиконы). Именно поэтому, как нам представляется, в Аттике сосуществовали одновременно как неокоры (как лица, ответственные за финансы храма), так и закоры (как смотрители, следившие за порядком и чистотой, а также помогавшие жрецам во время исполнения ритула). Возможно, такая

29 Homolle 1890, 485; Georgoudi 2005, 57; Chankowski 2008, 160-162.

30 Homolle 1890, 485.

31 Bruneax 1970, 502; 500-504 — о неокорах Делоса.

32 Заметим, что после 166 г. до н.э. должность неокоров в делосских надписях не встречается (Bruneax 1970, 502), однако, как мы писали выше, появляется большое количество упоминаний о за-корах.

33 Chankowski 2008, 160.

34 Dignas 2008, 78, 82.

же картина наблюдалась в некоторых других районах — например, в Эпидавре, где упомянуты одновременно и закор, и неокор (IG IV2,1. 393, 183 г. н.э.).

Неокоры, как и закоры, как правило, были лицами почтенного возраста: так, в одной из делосских надписей говорится, что неокор одного из храмовых владений (кЛг|род) должен быть человеком не моложе 40 лет (IG XI, 4. 1032. 17-18). В некоторых больших храмах для неокоров существовало специальное помещение, vaKopeíov (Линдос — LSS. 90, Эпидавр — IG IV2 1, Кос — Inscr. di Cos. ED. 215), ve^KÓpLov (IG XI 2. 144 B, Делос; IG II2 1617, Элевсин), vaKopeíov (LSCG 89, Фанагория). Среди неокоров были старшие и младшие неокоры (únovaKÓ-pog — Lindos II 295, 301, ápxivaKÓpog — IG X,2. 1. 244), хотя упоминания о них встречаются чрезвычайно редко. В надписи из Дельф начала I в. до н.э. говорится даже о том, что у неокоров могли быть слуги — ebo^e xoíg vaoKÓpoig] ¿v twl iepwi ún<n>Q£Tr|üovTag Ле&^а, Aopi^axov, Е0ф^[а (FD. III 4:77. 22); однако, скорее всего, такое случалось только в очень больших святилищах.

В классическое и эллинистическое время неокорами чаще всего служили по-жизненно35, хотя бывали исключения: мы уже приводили надпись с Делоса сер. II в. до н.э., в которой сказано, что неокоры избирались по жребию (IG XI, 4. 1032). Однако поздние надписи дают и другие сведения. Например, надпись римского времени из малоазийской Панамары свидетельствует, что должность неокора могла быть временной: 'Iepo^fg Aiovuoiou Ко(Люруеид) npo'iepaTeuK&g той ¡jeyíoTOU 0eoü nava^ápou ¿navy^iag, ¡дета Kai twv té[k]vwv Ie-po^éoug [Kai] Прытеои- ¿vew[KÓpn]a£v 5é iepí ВеофьЛф «Иерокл, сын Дионисия, Колиоргеец, бывший служитель великого бога Панамары по обещанию, с детьми Иероклом и Протеем: был неокором при жреце Теофиле» (Panamara. 206). Другая надпись из Панамары говорит о том, что помогать жрецу могли его родственники — надпись сделана в честь жреца, его детей, братьев и сестер, его матери-жрицы, а также дяди Флавия Фэдра, который был неокором: ve^KÓpou ФЛ(аоиюи) Фаí5pou (Panamara. 223). Из надписи с Фасоса (I в. до н.э.) узнаем об обязанностях неокоры: ..Aía Ф^ппои, yuvq [5é] [ApioT^]wvT&>g той ApxMew [v£&>Ko]pr|oaoa ¿vÉKauoe [Kai] [¿xpúo]woe rqv 0eóv — «...лия, дочь Фидиппа, жена Аристофона, сына Архелея, будучи неокорой, совершала возжигания и золотила статую богини» (IG XII, 8. 378(1)); похоже, что в этом случае должность также исполнялась временно. Очевидно, что в римское время должность становится престижной и занимать ее теперь почитают за честь и почтенные граждане. Например, в Дельфах должность неокоров начинают занимать богатые дельфийцы, имевшие отношение к финансам храма36. Согласно надписи из Халкиды на Эвбее, датируемой временем после 212 г., ó 5ia |3iou ve^KÓpog Аврелий Хермодор обладает большой административной властью и возводит в своем храме дорогие постройки (IG XII, 9. 906). В гермонасской надписи фиаса (КБН 1054, 123/4-132/3 гг.) имя неокора стоит перед именем жреца, и похоже, что неокор был главой фиаса37. Афинская надпись II в. н.э. посвящена некоему афинянину с римским именем КЛ. ApáoKavTog ЕфГ|ттюд, который был ¿пютат^д

35 Hanell 1935, 2423.

36 Кулишова 2001, 118; Amandry 1950, 125.

37 Иванчик 2008, 59.

twv лрит^еыту Kal ÇàKopoç twv 0е1ыту elкóvыv (SEG 18:81)38. В фасосской надписи I в. до н.э. или I в. н.э. сообщается, что некая Эпия, дочь Дионисия, Tf|ç ànà twv npoYÓvwv eÜYeveLaç Kal Ti^fç à^lwç ßioüoa — «живущая достойно благородства и чести, унаследованных от родителей», является неокорой храма Афины и проявляет большое усердие в исполнении своих функций, неся большие затраты для украшения храма; в награду за усердие она была назначена неокорой пожизненно (SEG. XVIII. 343). В Смирне, Эфесе, Александрии в императорское время неокорами являлись лица, занимавшие высокие государственные посты (Smyrna 169; Ephesos 1492 etc.)39. Наконец, на рубеже старой и новой эры неокорами становятся целые города, почитавшие за честь обслуживать культ императора (первое упоминание о городе-неокоре, Кизике, встречается в надписи, датируемой 38 г.40); этой теме посвящена монография Барбары Баррелл.

Исходя из наших источников, трудно выяснить принципиальную разницу между закорами и неокорами — и те, и другие прислуживали в храме, выполняли работу по охране и наведению порядка. Возможно даже, что это были синонимы, традиционно принятые в разных местах. Можно предположить, что термин «закор» как более древний звучал немного архаично и во многих местах заменялся более современным термином «неокор». В то же время мы уже говорили, что в некоторых районах неокоры сосуществовали с закорами, и, возможно, были ответственными за финансы и имущество храма. Мы имеем очень позднее (XIII-XIV вв.) свидетельство, гласящее, что должность закора была выше, чем должность неокора: ZàKopoç Kal veыкÓQOç 5laф£Qel• ó y&Q ZàKopoç oe^vóтeQÓv ti qv veыкÓQOU — «закор и неокор различаются: закор был нечто более уважаемое, чем неокор» (Thomas Magister Philolog. Ecloga nomin. et verb. Atticorum. s.v.). Однако нашими источниками это свидетельство не подтверждается; напротив, как мы говорили выше, иногда неокоры как «финансисты» храма могли, пожалуй, даже занимать чуть более высокую позицию41. Необходимо отметить, что строгих установлений, обозначавших как статус, так и возраст неокора и закора, не было. Мы уже видели, что закоры и неокоры чаще всего были людьми почтенного возраста, однако встречались и молодые люди (Ион, Хариклея, Метродора). Также и статус этих служителей был разным как в разное время, так и в разных регионах греческого мира. Сходным образом и срок их службы был повсюду неодинаков. Широкий ареал греческого мира, разнообразие и пестрота обычаев, а также живость и переменчивость греческого характера обусловили и разнообразие статуса служителей, имевших одинаковое название.

Кроме закоров и неокоров, в источниках встречаются и другие обозначения младшего культового персонала: vaoфúЛa^ (Eurip. Iphig. Taur. 1284, Arist. Pol. 1322b25; IG II/III2 1739, IG IV2, 1. 141, 393; LSCG 155A, 5, 14, 16; 155B 8), vrpnó-Лод и vaon^oç (Hesiod. Theog. 991; Manetho. Apotelesm. 3. 262; Pind. Fr. 51d1, H.

38 Л. Робер поясняет, что термин 0sioç в императорскую эпоху часто переводился как «императорский» и под термином 0siai sùcôvsç следует понимать императорские изображения — Robert 196Q, 316-324.

39 Burrell 198Q, 5-6.

4Q Burrell 198Q, 5-6.

41 Ср. Büchner 1888, 6-7. Основное внимание в книге Бюхнера уделено городам-неокорам (De civitatibus neocoris); неокорам эллинистического периода (De Graecorum aedituis) посвящена небольшая глава.

Maehler; Flav. Joseph. Antiq. Jud. 14. 73. 2), а иногда и просто npónoAog (Aristoph. Plout. 670) — термин, обозначавший любого служителя, «служку». Например, Аристотель, говоря о неофилаках, относит их к «попечителям всего имеющего отношение к святыням», однако к должностям, «отличным от жречества» (кех&>-piojévag Tfg lepwoúvqg, Arist. Pol. 1322b 20-25). Особенно часто неофилаки встречались в храмах Асклепия, где хранились богатые приношения богу-цели-телю42. В больших храмах нередко был KAei&oüxog, «держатель ключей», часто исполнявший и вспомогательные функции пирфора (пирф0род — «несущий факел») (IG II2. 1944, 3728; ID. 1894, 2210, 2249 etc.), так же как закор часто являлся агиафором (ау|_аф0род — «несущий священные предметы») (IG II2. 4771etc.).

В храме существовали и другие прислужники. Например, Павсаний пишет о ^uAeúg — прислужнике в храме Зевса (¿к xwv o'iKeräv той Дюд), в обязанности которого входило доставлять дрова для жертвоприношений за установленную плату как городам, так и частным лицам (Paus. 5. 13. 3). В надписи из Олимпии, датируемой временем 28-24 гг. до н.э., перечислены названия некоторых служителей жреческого и низшего ранга: среди них, кроме лиц жреческого звания (0е-okóAol, jávTeig, KaGnjepoGÚTqg) упомянуты и kA£l5ouxol (ключники), aüAq-rqg (флейтист), olvoxóog (виночерпий), ^uAeúg (дровосек), jáyeipog (рубщик мяса) (IvO. 64). Кроме дровосека, который, как мы знаем из Павсания, работал за плату, и флейтиста, мы не можем сказать, к каким слоям относились виночерпии, держатели ключей и рубщики мяса — они могли быть как лицами высшего сословия (например, в Элевсине jáyeipoi были членами рода Кериков — Athen. XIV. 79. 1), так и низшего. Однако, судя по тому, что olvoxóog, ^uAeúg, jáyeipog вместе с auA^T^g и ¿nionov&opxnoTal (исполнителями священных спондеев) указаны в самом конце списка, это были люди не самых знатных фамилий. Má-yeipoi — повара, рубщики мяса, были необходимы, когда приносились в жертву крупные животные. Возможно, при больших храмах были штатные jáyeipoi в маленьких же городках и деревнях существовали jáyeipoi, которых за плату нанимали желавшие принести жертву. Один из таких поваров фигурирует в коме -дии Менандра «Брюзга». Мать главного героя, обходившая все святилища в деме и приносившая там жертвы, отправила раба нанять повара, который говорит о себе 5iaKovw yáp juploig ¿v Tfi nóAei — «обслуживаю многих в городе» (Menandr. Dyskol. 490). Этот jáyeipog действует в комедии, главным образом, в пределах святилища, где выполняет свои обязанности очень умело.

Менандр не вводит в пьесу «Брюзга» никаких жрецов, но можно предположить, что в таких небольших святилищах (vu^aíov — Menandr. Dyskol. 400), о которых идет речь в комедии, для частных лиц во время отсутствия жреца могли приносить жертвы и неокоры. Мы думаем, что именно о таком случае идет речь во фрагменте комедии Махона, где пришелец видит на священном участке Зенопосейдона в Карии (¿v Tejévei) неокора, приносящего жертву (OúovTa tov ve^KÓpov — Machon. Comic. Fr. 8. 57, Gow). В уже упоминавшейся надписи из храма Амфиарая в Оропе говорится, что неокор в отсутствии жреца мог приносить жертву (LSCG. 1969. 69. 25-27). Известно еще несколько примеров, когда неокор приносит жертву: в IV миме Герода это очевидно (речь идет о некоем хра-

42 Georgoudi 2005, 48.

ме Асклепия, всегда переполненном посетителями, желавшими принести жертву богу-целителю), во фрагменте Автомедонта из Кизика можно предположить, что упомянутый «неокор потухшего алтаря» áKvíoou ßw^oio v£WKÓpog (речь идет об алтаре Аполлона), отличающийся исключительной жадностью и присваивающий себе все жертвы, самостоятельно совершает жертвоприношение (Anth. Pal. XI. 324). Однако упоминаемые в источниках случаи жертвоприношений, совершаемых неокорами, единичны.

Мы рассмотрели некоторых низших служителей греческого храма. В разных частях греческого мира их могло быть больше — процитированный выше Иоанн Дамаскин называет еще, к примеру, Qávтal — окропителей; в корпусе письменных источников мы этого термина больше нигде не нашли, среди надписей встретили лишь однажды — некий paving упоминается в надписи из Спарты (IG V. 1. 197).

Отдельно от остальных нужно сказать о Gi^ng — человеке, как-то связанном с принесением жертвы, но неизвестно, имевшем ранг жреца или нет. В надписи из Акарнании L£QoGúтng стоит в ряду ^avng, a^A^ag, ^áy£ipog, 5iáKovog, L£-QoфÓQog/ naí&£g (IG IX. 12. 2:250). В данном случае это священнослужитель явно не высшего ранга. В других надписях (особенно в надписях Линдоса на Родосе) L£-poGúrn? занимает более почетное место и упоминается рядом со жрецами: £Ü£,a-oGai |jév тощ L£Q£Íg Kai TOug L£QoGúтag т«1 Ali Kai т«1 ÄAi [wi] Kai та 'Pó&wl Kai TOÍg aAAoig G£oíg (SEG 23:547. 14-15). toí i£Q£Íg Kai ó áQXL£QoGúтag Kai toí ^oGí^ai тöv ixpf тад AGávag тад Лlv5íag Kai тои Aiög тои noAiiwg (Lindos. II. 384d). В одной надписи из Линдоса (296 до н.э.) перечисляются L£-p£úg, áQXL£QoGúтag и несколько i^oG^a!. (Lindos. II. 70). '^goG^a!. Линдоса имели право приносить жертву: LSS 87 — Gúovn i^goG^a^ 88 — Gu^w ápXL-£QoGúтag, 89 — GÚ£l áQXL£QoGúтag, могли отдавать в аренду собственность: |jioGä[oa]i т0 ^f^a ó L£QoG[ú]тa[g K]ai ^oi] L[£]po^vá^o[v£g (Rhodian Peraia 5). Должность L£QoGúтng была распространена на островах, соседних с Родосом, и в Карии43. Однако, как отмечает Д. Смит, они всегда находились в конце списка культовых магистратов44. Упоминаются L£QoGúтal и в других надписях45, однако функции их плохо идентифицируются. Ж. Винан, посвятивший монографию этой проблеме, делает вывод о существовании двух категорий L£QoGúтal: одни составляли коллегию и были культовыми служителями, занимавшими подчиненное положение и обслуживавшими культы малых божеств и героев (напр., на Родосе, в Спарте, в Кирене, в Мессении), другие, бывшие в единичном числе, фактически исполняли жреческие функции и играли ведущую роль в культах главных богов (напр., в Агригенте, Тимносе, на Мальте)46. С. Георгуди замечает, что невозможно точно обозначить статус L£QoGúтal и можно сделать только общее заключение, отнеся их к магистратам, уполномоченным выполнять «определенные культовые обязанности»47. Вероятно, L£QoGúтal можно причислить к низшему «слою» жрецов или к переходному разряду между жрецами и низшими храмовыми служите-

43 Подробнее о íspoBúxai Родоса и его окрестностей см. Smith 1972, 536-539.

44 Smith 1972, 537.

45 Подробнее см. Winand 1990 passim; Smith 1972, 537-538; Georgoudi 2005, 41.

46 Winand 1990, 206-207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 Georgoudi 2005, 41.

лями. Поэтому здесь мы хотели бы остановиться, чтобы в дальнейшем перейти к рассмотрению лиц, относившихся непосредственно к категории жрецов.

ЛИТЕРАТУРА

Иванчик А. И. 2008: Три надписи фиасов эллинистического времени из Танаиса // ВДИ. 2, 57-72.

Кулишова О. В. 2001: Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв.до н.э.). СПб.

Латышев В. В. 1997: Очерк греческих древностей. СПб.

Лауэнштайн Д. 1996: Элевсинские мистерии. М.

Amandry P. 1950: La mantique apollinienne à Delphes. Paris.

Bremmer J. 2008: Priestly Personnel of the Ephesian Artemisium: Anatolian, Persian, Greek and Roman Aspects // Practitioners of the Divine. Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus / Dignas B., Trampedach K. (eds.). Cambridge; London, 37-53.

Büchner W. 1888: De neocoria. Gissae.

Burrell B. 2004: Neokoroi. Greek Cities and Roman Emperors. Leiden; Boston.

Bruneax Ph. 1970: Recherches sur les cultes de Délos à l'époque hellénistique et à l'époque impériale. Paris.

Chaniotis A. 2008: Priests as Ritual Experts in the Greek World // Practitioners of the Divine. Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus / Dignas B., Trampedach K. (eds.). Cambridge; London, 17-36.

Chankowski V. 2008: Athènes et Delos à l'époque classique. Recherches sur l'administration du sanctuaire d'Apollon délien. EFA.

Chantraine P. 1974: Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Paris.

Clinton K. 1974: The Sacred Officials of the Eleusinian Mysteries. Philadelphia.

Deubner L. 1932: Attische Feste. Berlin.

Dignas B. 2008: "Greek" Priests of Sarapis // Practitioners of the Divine. Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus / Dignas B., Trampedach K. (eds.). Cambridge; London, 73-88.

Elliger W. 1992: Ephesos. Geschichte einer antiken Weltstadt. Stuttgart.

Georgoudi S. 2005: Magistrats, fonctionnaires, agents au service des dieux // Thesaurus cultus et rituum antiquorum. V. Los Angeles, 31-60.

HamiltonR. 1985: Euripidean Priests // HSCP. 89, 53-73.

Hanell K. 1935: Neokoroi // RE. 32 Hlbd, 2422-2427.

Henrichs A. 2008: What is a Greek Priest? // Practitioners of the Divine. Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus / Dignas B., Trampedach K. (eds.). Cambridge; London, 1-14.

Hoff von den R. 2008: Images and Prestige of Cult Personnel // Practitioners of the Divine. Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus / Dignas B., Trampedach K. (eds.). Cambridge; London, 107-141.

Homolle Th. 1890: Comptes et inventaires des temples Déliens en l'année 279 // BCH. 14, 389-515.

Jones N.F 1999: The Associations of Classical Athens. The Response to Democracy. New York; Oxford.

Jordan B. 1979: Servants of the Gods. A Study in the Religion, History and Literature of Fifth Century Athens. Goettingen.

Olivier J.-P. 1967: Le damokoro: un fonctionnaire mycénien // Minos. VIII, 118-122.

Petru§evki M. 1965: Aukewa Damokoro // Ziva Antika. 15, 12.

Robert L. 1960: Inscription d'Athènes // Recherches épigraphique. 62, 316-324. Roesch P. 1984: L'Amphiaraion d'Oropos // Temples et Sanctuaires. Paris, 173-184. Savelkoul A. 1988: Un néocore de Zénoposéidon à Mylasa. Machon, Fr. 8 Gow // L'Antiquité classique. 57, 274-279.

Smith D. R. 1972: Hieropoioi and hierothytai on Rhodes // L'Antiquité classique. 41, 532539.

Thompson W. E. 1971: The Neokoroi of Poseidon Hippios // Hesperia. 40, 232-234. Turner J. A. 1983: Hiereiai: Acquisition of Feminine Priesthoods in Ancient Greece. Santa Barbara.

Winand J. 1990: Les hiérothytes. Recherche institutionnelle (Académie royale de Belgique. 68. 4.).

Woodward A.M. 1963: Financial Documents from the Athenian Agora // Hesperia. 32, 155-163.

JUNIOR RELIGIOUS STAFF IN ANCIENT GREECE

V. S. Lenskaya

The article deals with Ancient Greece junior religious staff that consisted of permanent and temporary members. Temporary attendants, represented by youths and girls from noble families, performed their duties only on celebration days, and it was honorable right rather than work or duty. The second group of junior staff consisted of attendants coming from lower social strata who got payment. These were zacores and neocores and some other categories of attendants.

Key words: Ancient Greece, junior religious staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.