Научная статья на тему 'Иеропеи в Древней Греции'

Иеропеи в Древней Греции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
950
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ЖРЕЦЫ / ИЕРОПЕИ / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ / ХРАМЫ / ХРАМОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ANCIENT GREECE / PRIESTS / HIEROPOIOI / SACRIFICE / TEMPLES / TEMPLE ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ленская Валерия Серговна

Статья посвящена иеропеям должностным лицам культового персонала Древней Греции. Иеропеи были избиравшимися (на год или на какой-то промежуток времени для проведения определенного мероприятия) лицами храмовой администрации, занимавшимися организационными и финансовыми делами святилищ. Автор подробно рассматривает состав и функции афинских иеропеев, а также фиксирует внимание на особенностях иеропеев Делоса, Коса и некоторых других островов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIEROPOIOI IN ANCIENT GREECE

The paper deals with hieropoioi officers in ancient Greek temples. They were members of temple administration elected for a year or some other period of time to organize certain events. They dealt with organization and financial affairs of the temples. The paper dwells upon membership and functions of Athenian hieropoioi, and focuses on hieropoioi peculiarities of Delos, Kos, and other islands.

Текст научной работы на тему «Иеропеи в Древней Греции»

Древняя Греция и Рим

© 2012

В. С. Ленская ИЕРОПЕИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Статья посвящена иеропеям — должностным лицам культового персонала Древней Греции. Иеропеи были избиравшимися (на год или на какой-то промежуток времени для проведения определенного мероприятия) лицами храмовой администрации, занимавшимися организационными и финансовыми делами святилищ. Автор подробно рассматривает состав и функции афинских иеропеев, а также фиксирует внимание на особенностях иеропеев Делоса, Коса и некоторых других островов.

Ключевые слова: Древняя Греция, жрецы, иеропеи, жертвоприношения, храмы, храмовая администрация

Иеропеи — должностные лица культового персонала Древней Греции, занимавшие в жреческой иерархии довольно высокое место. В то же время иеропеи не являлись жрецами в узком смысле этого слова; это были лица храмовой администрации. Иеропеям посвящено очень малое количество работ, среди которых, прежде всего нужно назвать статьи И. Ойлера в энциклопедии Пауля-Виссова (1914)1 и С. Георгуди в энциклопедии античных культов и ритуалов (2005)2. Между этими статьями, разделенными временным промежутком протяженностью около века, опубликованных работ, посвященных иеропеям, фактически нет. Одним из самых полных исследований на сегодняшний день является диссертация о иеропеях, защищенная в 1968 г. в университете Пенсильвании3, однако она осталась неопубликованной. В русскоязычной литературе эта тема не затрагивалась вообще; мы постараемся заполнить образовавшуюся лакуну.

Название «иеропеи» происходит от слова 1гротсо1£^, имеющего очень широкое значение: древние авторы употребляли это слово в самых разных случаях, связанных с отправлением культа. Так, Демосфен пишет, что он совершал «вступительные священные обряды по случаю избрания в Совет» гюгт^т^р^ Ьпкр тт\д

Ленская Валерия Серговна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН. E-mail: [email protected]

1 Oehler 1914, 1583-1588.

2 Georgoudi 2005, 31-60.

3 Smith 1968.

po^'fig Leponoi^aai (Dem. In Midiam. 114. 5, пер. В. Г. Боруховича). У Исея читаем: p-q oieaGe... ^^те тад rav аЛЛ^у bnpoTOv Y^va^ag alpelaGai av aurqv auvieponoielv тг] ДюкЛшид Yuvaixi — «не думайте... жены всех остальных членов дема не стали бы избирать ее священнодействовать вместе с женой Диок-ла» (Isaeus. de Cirone 20. 5, пер. Г. А. Тароняна). У Платона: єЬокеї Y^p poi lepo-noiwv тиух^е^ — «мне показалось, что он был озабочен жертвоприношением» (Plato. Lys. 207d 4, пер. С. Я. Шейнман-Топштейн). У Страбона: elvai vfaov npog тг] Bpeттavlкr]/ кaG/ qv opoLa тоїд ev EapoGp^^ nepl rqv Дr]pnтpa каі rqv Kopnv lepoпolelтal — «есть остров около Бретании, где совершают жертвоприношения, подобные приносимым на Самофракии Деметре и Коре» (Strabo. IV.

4. 6, пер. Г. А. Стратановского). Смысл глагола leponoiew в приведенных текстах не вполне ясен; очевидно только, что речь идет о каких-то священнодействиях, связанных с жертвоприношениями. Так же широко значение существительного le-ponoiiai — у Страбона читаем: ІЛаагар^ад т6v Geov toutov теЛетаїд те каі аЛЛаїд ^po^da^ £^nAAaYp£valg — «(самнитские женщины) умилостивляют бога мистическими обрядами, так же как и другими священнодействиями» (Strabo IV. 4. 6, пер. Г. А. Стратановского); qg т£pev6g еат^ ev тф т6п^> Gaupaarqv i^po^i-iav £Xov «на ее священном участке на этом месте справляют удивительные священные обряды» (Strabo V. 2. 9, пер. Г. А. Стратановского); Ixvq поЛе^ evbo^a 5£ 5ia rqv Аіуеюи Y£Y0vev £Пl5np^av каі тад i^po^i-iag — «остатки городов знамениты пребыванием Энея и священными обрядами» (Strabo. V. 3. 5; ткж. см. Strabo. IX. 1. 9; X. 3. 9; XII. 3. 37; XVI. 2. 36, пер. Г. А. Стратановского). Наконец, и само слово ol ^po^ioi могло употребляться в очень широком смысле: например, у Страбона этот слово означает просто «священнослужители», без уточнения особенностей их занятий тоид pev Yap YeшpYOug апєЬеі^е тоид 5£ bnpioupYoug тоид 5£ ^po^io^, тет^то^ 5£ тоид фиЛакад — «(Ион) одних назначил земледельцами, других ремесленниками, третьих священниками, четвертых стражами» (Strabo V. 7. 1, пер. Г. А. Стратановского); екеї pev ouv ou5eіg qplv ебеїкуито тfg тоїаитпд аакгреыд пpoeaтыg/ аЛЛ' ol ^po^im povov каі е^^Птаі тоїд ^evoig rav пepl та lepd — «(в Гелиуполе) я не обнаружил ни одного руководителя таких занятий, но только жрецов, совершающих жертвоприношения и объясняющих чужеземцам смысл священных обрядов» (Strabo. XVII. 1. 29, пер. Г. А. Стратановского).

Тем не менее, ol ^po^ioi все же были не просто жрецами, но людьми со специальными культовыми полномочиями, о чем, например, пишет Аристотель: «Другой вид попечения касается религиозного культа... Бывает, что попечение обо всем этом в некоторых местах, например в небольших государствах, возлагается на одно должностное лицо, в других же местах имеется много отдельных должностей, отличных от жречества, как-то: иеропеи, наофилаки, казначеи священных сумм» (Arist. Pol. 1322b, пер. С. А. Жебелева). В «Афинской политии» Аристотель пишет, что афиняне избирали по жребию две коллегии иеропеев из десяти человек — первую для так называемых «искупительных жертвоприношений», вторую — коллегию «годичных» иеропеев, которые «совершают некоторые жертвоприношения и заведуют всеми пятилетними празднествами кроме Пана-финей» (Arist. AP. 54. 6-7, пер. С. И. Радцига). Кроме этих больших комиссий, в Афинах существовало большое число маленьких коллегий иеропеев, избираемых

в самых различных случаях4. Например, Демосфен пишет, что он «был избран ие-ропеем Почтенных Богинь вместе с двумя другими гражданами» (Dem. In Midiam 115. 3, пер. В. Г. Боруховича).

Прямых авторских свидетельств о специальных полномочиях иеропеев почти не сохранилось: кроме Аристотеля, мы можем упомянуть еще Демосфена, который пишет, что таксиархи, стратеги, филархи и двое гиппархов «занимаются устройством праздничных шествий вместе с иеропеями» (Dem. Philipp. I. 26. 5, пер. С. И. Радцига). Поэтому основную информацию о функциях иеропеев дают надписи.

Первые известные нам по времени надписи, упоминающие иеропеев, относятся к сер. VI в. до н.э.; в них говорится, что иеропеи устраивали игры.

[hlpoпo]l0l т6v а^]0Уа G[£]ааv (IG I3. 507, 508). В плохо сохранившейся надписи, датируемой 450-445 г. до н.э., в которой речь идет о строительстве какого-то святилища, иеропеи упоминаются вместе с архитекторами: и те, и другие должны были получать заработную плату [piaG6g h^p^TOio^ [каі аpXLT£Kт]ovl (IG I3. 395, l. 18-19). Можно предположить, что в данном случае иеропеи являлись лицами, занимавшимися хозяйственными и финансовыми вопросами строительства. Декрет Каллия 434/3 г. до н.э., посвященный выделению денег в священную казну других богов, предписывает жрецам и иеропеям выставить запись полученных средств, а казначеям, эпистатам и иеропеям разных храмов Афин (пapa 5£ toy vuv тaplov каі toy епіататоу каі toy ^po^iOY TOV ev тоїд h^polg) присутствовать при пересчете денег и передаче их вновь созданной коллегии казначеев других богов (IG I3. 52, l. 12-13, 18-21). Вероятно, с этого года финансовая ответственность, которая могла лежать на иеропеях в некоторых храмах других богов (так же как на казначеях и эпистатах в других храмах — иначе упоминание иеропеев среди лиц, передающих деньги новой коллегии, трудно объяснить), была с них снята: верховным распорядителем денег других богов становится ежегодно избираемая коллегия казначеев других богов; казна других богов теперь хранилась в опистодоме Парфенона5. Правда, мнения исследователей о финансовой самостоятельности местных храмов после декрета Каллия разнятся: так, Д. Смит считает, что местная храмовая администрация полностью утеряла контроль над финансами своего храма6, тогда как Л. Сэймонс и Т. Линдерс полагают, что небольшие храмы сохранили частичную финансовую самостоятельность, а, следовательно, и местную финансовую администрацию7. Тем не менее, документальных свидетельств о случаях самостоятельного распоряжения иеропеев деньгами после середины V в. до н.э. у нас нет.

Согласно другой надписи, датируемой временем ок. 434/433 г. до н.э., иеропеи храма Диоскуров получали налог £тсl|3aтlк6v от владельцев кораблей (уаи-^^01), при этом часть денег они должны были передать казначеям других богов (IG I3. 133).

Декрет 421 г. до н.э., (когда были введены Гефестии8) предписывает создать две коллегии иеропеев из десяти человек для проведения праздника: первая из-

4 Hansen 1980, 163-164.

5 Публикацию декрета с комментариями см. Meiggs, Lewis 1969, 154-161.

6 Smith 1968, 19-20.

7 Linders 1975, 1-18; Samons 2000, 50-54.

8 Georgoudi 2005, 33.

биралась из дикастов — Ьека dv5pаg 5l][a]кЛe[poaal] ек tov 5[іка]ат0У (IG I3. 82. l. 17-18), вторая из булевтов — 5la]кЛepoadтo 5£ каі he |3[0]Л£ аф0"у айтоу hlepoп[o]l6g Ьєка dv5p[ag (l. 21-22). Иеропеи заботились о проведении процессии: тед 5£ пovпeg h6TOg [av hog каЛЛюта] пevфGe'l ho[i hl]epoп[ol] 0і £ПlpeЛ6aGov (l. 24-25), о поддержании порядка при проведении шествия и накладывали штраф 50 драхм на нарушителей или в более серьезных случаях привлекали их к суду9. Также они занимались распределением мяса (l. 23-24). Здесь же говорится, что иеропеи должны были устраивать бег с факелами и другие состязания на играх, посвященных Прометею и Аполлону (l. 34, правда, эта часть декрета сохранилась плохо). Иеропеи, избранные из дикастов, получали заработную плату (l. 20).

В надписи нач. IV в. до н.э., посвященной жертвоприношениям в храме Асклепия u^p то~ 5r|po то~ AGnva^ыv (за афинский народ), говорится, что действующие иеропеи должны были заботиться о празднике в честь Асклепия тоид lepoп[ol]6g т6д lepoпolovтag £ПlpeЛeстGal тfg ^o^fg (IG II2. 47, l. 33-34); вместе с пританами, архонтами и участниками шествия они получали мясо (l. 37).

Довольно подробно функции иеропеев описаны в декрете 336/5 г. до н.э., посвященном подготовке Малых Панафиней: иеропеи готовили жертвоприношение, ночной молебен и утреннюю процессию10, покупали вместе с закупщиками быков жертвенных животных11 и приносили жертву Афине Полиаде и Афине Нике, распределяя затем мясо для афинян12. Нарушителей порядка они должны были штрафовать C'ПPloйvтag т6v pq пelGapxo[йvт][a таїд ек] rav v6pwv ^p^lg. «штрафуя провинившегося штрафами согласно законам» (Schwenk 17B. l. 33). Из жертв, которые иеропеи приносили Афине Игие и Афине Полиаде в старом храме, выделялись части мяса, которые получали пританы, архонты, казначеи Афины, стратеги, таксиархи, участники шествия, канефоры и сами иеропеи; оставшееся мясо распределялось между всеми афинянами (Schwenk 17B. l. 8-16).

Коллегия иеропеев из 10 человек, организовывавшая Пифаиду, праздничное шествие из Афин в Дельфы, упомянута в надписи 20 гг. IV в. до н.э. (FD III. I. 511).

В нескольких надписях встречаем упоминание о иеропеях тfg |ЗouЛfg каі

9 Ю I3. 82. 1. 25-28: «V тід ті акост|ає[і, киріоі бvтov ай]тоі цєу Сє|[іо‘у |аєхрі пє]утєкоута 5рах|о‘у../ єа][у] 5є тід ахст[іод єі |аєСоу]од Сє[|Кад, тад єпіроЛад поіо[ут]оу [/опостад «V Ьокєі к][а]і єстауоу[тоу єд то 5ікаст]тєрі[о]у то то‘ архоутод «если кто-то нарушает порядок, пусть распорядители оштрафуют его до 50 драхм...; если же кто достоин большего наказания, пусть наложат необходимые штрафы и отведут на суд архонта» (пер. здесь и далее наш — В.Л.).

10 БсИ^'епк 17А. 1. 5-7: ^ вистіа Шд каЛЛІстт[г| ^і Пауа][0г|уаюід тоїд |]ікроїд каі просто-5од Шд пЛєі[сттг| уєу][г|таі ієропоіо]їд — «жертвоприношение наилучшим образом на Малых Панафинеях и шествие в наилучшем виде готовится иеропеями», БсИ^таїк 17В. 1. 31-33: тоид 5Ё ієропоіойд тоид 5іоі[к][ойутад т]а Пауав^уаіа та кат' єуіаитоу поєїу тг|у па[у][уихі&а] Шд каЛЛІстт^У тг|і вєші каі тг|у по|апг|у пє|апє[і][у а|а ^]Ліші ауіоуті — «иеропеями, устраивающим ежегодные Панафинеи, организовывать ночной молебен богине наилучшим образом и отправлять шествие с восходом солнца».

11 БсИ^'епк 17В. 1. 17-18: рошу^стаутєд оі ієр[опоіоі цєта т]шу рошгуШу пє^фаутєд тг|у по|апг|у тг|і вє[ші — «иеропеи, устраивающие процессию богине, покупают быков вместе с закупщиками быков».

12 БсИ^'епк 17В. 1. 22-24: апастогу тшу рошу тш]у апо тшу тєттаракоута каі |іад єш[игцаєу(шу ує]|оутшу та крєа тші 5^|ші тші Ав^уаішу — «из всех быков, купленных за 41 мину, распределяют мясо для афинского народа».

той brpou (Совета и собрания13). В надписи, датируемой 335/4 г. до н.э., чествуется некий ФuЛeug xelQo^ovnGel.g ^po^lery rfl те pouЛfl ка][і] тші brpwl — «избранный иеропеем путем хейротонии Советом и народом» (IG II2. 330). Функции этих иеропеев проясняет надпись 330 г.до н.э., где упомянуты ol le-poпol]oі ol аЇ9е[0]£Уте[д] [ип6 rfg |ЗouЛfg u^p тШу lepwv &v £]Guov тші Ді-ovuawl каі [т0їд dAAolg Geolg olg ^0]а^е Guelv u^p rfg |ЗouЛfg ка[і т0й brpou той AGnva^]wv — «иеропеи, избранные Советом в святилища, которые приносят жертвы Дионису и другим богам, которым положено приносить жертвы о Совете и народе афинском» (IG II2. 410. l. 3-6). Эти иеропеи упомянуты рядом со жрецами этих святилищ, чьи функции они, таким образом, никоим образом не выполняли; их делом было «заботиться о нахождении рядом со жрецами и жертвами» £тсepeЛrG'n[a]av [тгд пapaaтаaewg] тШу lepewv каі тШу Guaiwv (l. 2425) и «заботиться о священных делах» еуека ...£ПlpeЛe^a[g] тгд пepі та lep[&] (l. 33-34). В этой же надписи говорится, что казначей народа выделял им деньги на жертву 5oйval be айтоїд каі [e]lg Gua^av кат' ауЬ^а [... bp^xp&g т6v тap^av той brpou (35-36). Надпись 256/5 г. до н.э. чествует некоего булевта Ни-кократа, избранного Советом казначеем для жертвоприношений в храмы (очевидно, за Совет); в надписи говорится, что этот Никократ выделял необходимые средства всем иеропеям т6v TOpov апаа^у pepep^ev тоїд lepoTOlolg (Agora 15. 85. l. 13-14). Таким образом, «иеропеи Совета и собрания» были наделены особыми полномочиями совершать жертвоприношения «о Совете и народе»; вероятно, их можно назвать представителями высших органов государства в святилищах, где приносились такие жертвы.

В надписи 314/3 г. до н.э. упомянуты иеропеи, приносившие подношение Артемиде Бравронской apl^e^y Ap^pl^og Bpaupwv^ag] [ov ау£0еаау o]l le-p0П0l0І (IG II2. 1480, l. 12-13). В надписи 239/8 г. до н.э. сообщается, что жрица и избранные иеропеи (ol lep0П0l0І ol xelQ0TOvnG£Vтeg) некоего, очевидно, только что построенного храма чествуют архитектора и приказывают отправить его дочь на шествие на Панафинеях (вероятно, в качестве аррефоры или канефоры).

В надписи 129/8 г. до н.э., в которой речь идет о Таргелиях — празднике в честь Аполлона Пифийского, в частности, говорится, что ежегодно избираемый казначей воинских средств (о тap^ag be тшу aтpaтlwтlкшv ап6 тшу той ^[ou] д ^0а6Ьшу) после жертвоприношения должен отдать жертву иеропеям, вероятно, для раздела мяса — ЬіЬ6тш т6 Gйpa тоїд lepoTOlolg (SEG. 21:469. 58).

Совершенно очевидно, что иеропеи заведовали финансами (которые выделяли им казначеи), а также материальными средствами (мясо, шкуры жертв) различных праздников, о чем свидетельствуют вышеприведенные надписи. Из надписи 331 г. до н.э., являющейся, по всей видимости, отчетом поступлений в сокровищницу Афины14, явствует, что иеропеи были ответственными за сдачу части этих средств, а именно денег от продажи шкур жертвенных животных, принесенных в жертву на различных праздниках (beppaтlк6g) государству15.

13 О термине Sfl^o^, употреблявшемся для обозначения Народного собрания, см. Hansen 2010, 499-536.

14 Georgoudi 2005, 33.

15 IG II2. 1496: ек той 5e]Qpaтlкoй... ек тfg 0ua^ag тц[і AY^-fl Ty[xr|l па£а lepoпolШv. е£, AaкЛr|ГСleLwv па^а] lepoпolШv. єу Bevblbewv па£а leQorcol[wv]... [ек Пауа]0г|уаішу

Иеропеи были в Элевсине, где они выполняли самые разнообразные функции. Самые ранние упоминания об элевсинских иеропеях относятся к 500 г. до н.э. — этим годом датируется надпись, гласящая, что иеропеи в Элевсине приносили жертвы разным богам (Ю I3. 5). Согласно надписи ок. 422 г. до н.э., они были ответственными за получение начатков урожая (апархаї) от разных полисов и демов (Ю I3. 78а. 1. 16-21), отвечали вместе с архитектором за постройку трех зернохранилищ (1. 10-12) и должны были часть зерна принести в жертву богиням (1. 40-42). По всей видимости, иеропеи продавали зерно от апархэ и оставшуюся после необходимых затрат сумму передавали эпистатам и казначеям богинь, распоряжавшимся элевсинской казной. Так, согласно декрету того же времени, элев-синские иеропеи передавали эпистатам деньги, полученные от продажи апархэ (аруиріоу апо то' оіто тєд апархє'д тоїу вєоїу) — или то, что от них осталось после необходимых трат, поскольку передаваемые суммы были небольшими (в одном случае, 6 драхм, в другом 31 драхма) (Ю II2. 311). Надпись, датируемая веком позже (329/8 г. до н.э.), гласит, что эпистаты и казначеи двух богинь выдавали иеропеям зерно £Ід тоу пеЛауоу (жертвенный пирог), скот для жертвоприношений и денежные средства для воскурений (Ю II2. 1672. 1. 280-300). Некоторые исследователи на основании сравнения этих надписей делают вывод, что финансовые полномочия иеропеев к концу IV в. до н.э. были урезаны и полностью переданы эпистатам и казначеям богинь, а их функции были ограничены только совершением жертвоприношений16; однако у нас слишком мало источников, чтобы утверждать это наверняка.

Элевсинские иеропеи распоряжались то' 5є Иієро' аруирю тєд апархє'д («священные деньги, полученные от апархэ») в городе, вероятно, во время подготовки элевсинского праздника: поЛєг то 5є аруиріоу тод Иієропіод то тоїу

вєоїу поЛєі тарієиаваї — «в городе: деньгами богинь в городе распоряжать-

ся иеропеям» (Ю I2. 6 С, 400 г. до н.э., 1. 32, 36-38)17.

В надписях также сохранились сведения о том, что в Элевсине были «иеропеи от Совета» (єу |ЗоиЛг|д). Надпись 341/340 г. до н.э. чествует 10 элевсинских иеропеев (тойд ієропоіойд тойд та ристт^ріа і£ропоіг|стаутад ЕЛєиогуі) от филы Эгеида, выполнявших свои функции во время дежурства притании, т.е. бывших членами Совета (Ю II2. 1749. 1. 80-84). Вышеупомянутая надпись 329/8 г. до н.э. фиксирует нормы выдачи иеропеям от Совета зерна, скота для жертвоприношений и денежных средств для воскурений (Ю II2. 1672, 1. 280-300). Исходя из этих надписей, П. Фукар считает элевсинских иеропеев представителями Совета на мистериях18. Р. Гарланд справедливо задается вопросом (оставшимся, правда, без ответа) — всегда ли иеропеи Элевсина выбирались из Совета19? Впервые мы встречаем упоминание о них в надписи 341/40 г. до н.э., до этого элевсинские иеропеи именовались ієропоіоі ЕЛєиогуі или ЕЛєистіуовгу; вопрос об идентификации этих иеропеев вызвал оживленную дискуссию в конце XIX в.; мы склоняемся к

пара [l£QonoLw]v...[£K тг|д 0ио]£ад тгц. Ауавгц. Tuxr|[L пара] [leponoLwv]... [е£, ’EAeJuowlwv пар' L£p0TC0L(i[v...[£X 0r|o]£wv пара [l£ponoi]wv.

'6 Ziehen 1896, 220, 222-223; Garland 1984, 118.

17 Публикацию этой надписи с комментариями см. Clinton 1974, 10-12.

18 Foucart 1914, 241.

19 Garland 1984, 117-118.

мнению Л. Цихена, согласно которому ієропоіоі єу |ЗоиЛг|д просто пришли на смену ієропоіоі ЕЛєистіубвєу20, вероятно, в связи с выросшим престижем элев-синского праздника, в котором было задействовано большое количество высших должностных лиц начиная от архонта-басилевса. Впрочем, определенного ответа на этот вопрос пока дать невозможно в связи с тем, что сведений о иеропеях Элев-сина сохранилось не так много.

Иеропеи были не только в «полисных» культах, но и в других административных и культовых объединениях, например, в демах и в сообществах оргеонов21. Так, надпись 460 г. до н.э. упоминает иеропеев рядом с демархами, вероятно. в процедуре раздела мяса после жертвоприношения (надпись плохо сохранилась) (Ю I3. 244). В надписи 450-440 гг. до н.э., которая фактически является финансовым отчетом храма Немесиды дема Рамнунт, говорится, что при демархе Де-мофане от иеропеев была получена определенная денежная сумма, вероятно, от продажи шкур или мяса єпі Дщофауод Ьщархо пара ієропоіоїд кєфаЛаіоу (Ю I3. 248. 1. 32-34). Надпись 325/4 г. до н.э. чествует иеропеев храма Гебы в деме Эксона, которые в «святилище Гебы справедливо и ревностно заботились о жертвоприношении Гебе и другим богам, которым им следовало приносить жертвы, и дали отчет о своей деятельности» — ієропоіоі єІд то т^д "Нрпд^ероу Ьікаішд каі фіЛоті|шд £пє|єЛг]впстау т^д виоіад тг|і Нр^і каі тоїд аЛЛоїд вєоїд оїд єЬєі айтойд вйстаі каі Лоуоу каі єйвиуад ЬєЬшкастіу (Ю II2. 1199. 1. 2-7). В надписи ок. 335-330 гг. до н.э. из того же дема говорится о сдаче в аренду пастбища е'у'уорю'у, и рядом с демархами упомянуты иеропеи, что позволило исследователям сделать вывод о том, что речь идет о священном участке22. В некоем объединении оргеонов иеропеи заботились о проведении шествия и разделе мяса, за что были удостоены почетной надписи (Ю II2. 1255. 325/4 г. до н.э.). Иеропеи оргеонов Бендиды, согласно надписи сер. IV в. до н.э., получали от членов сообщества деньги на жертвы: ЬіЬоуаі 5є [тоїд і]єропоіоїд єІд т^у вистіау 5ио Ьрахрад єкасттоу тшу оруеыушу — «каждому оргеону дать иеропам на жертвоприношения 2 драхмы» (Ю II2. 1361. 1. 17-18).

Таким образом, иеропеи активно участвовали в подготовке религиозных праздников, в том числе праздников, связанных со спортивными и музыкальнодраматическими состязаниями. В конце IV в. до н.э. Деметрий Фалерский сделал организаторами музыкально-драматических агонов агонофетов23; исходя из этого, Смит заключает, что организация праздников выходит из-под контроля иеропеев24. Однако агонофеты заменили не иеропеев, а хорегов, занимавшихся устройством театральных агонов со времени Клисфена25; в обязанность иеропеев на праздниках входило, в первую очередь, устройство праздничных процессий и соблюдение порядка в ходе их проведения. Эти функции у них, безусловно, остаются. Правда, после IV в. до н.э. иеропеи редко встречаются в надписях — кроме уже упомянутой надписи 129/128 г. до н.э. мы видим их лишь в надписях Ю II2

20 Ziehen 1896, 220-222.

21 Ср. Oehler 1914, 1586-1587.

22 Haussoulier 1884, 87-88; Georgoudi 2005, 33.

23 По всей вероятности, это произошло в 309 г. — см. Бондарь 2009, 61-63.

24 Smith 1968, 8-9.

25 Бондарь 2009, 61.

1937, 157/6 г. до н.э. и IG II2 1938, 150 г. до н.э., где перечисляются имена соответственно 15 и 61 иеропеев.

Итак, мы видим, что в Афинах иеропеи были избираемыми должностными лицами, осуществлявшими попечение над административными делами храмов и культовых объединений. Они могли избираться на год или для проведения каких-то единичных мероприятий — например, Ойлер разделяет годичных иеропеев и иеропеев для проведения праздников26, — однако последнее не зафиксировано подробно в источниках, и мы не можем точно сказать, избирались ли такие иеропеи непосредственно перед самим мероприятием или все-таки, как и положено, в начале года, то есть фактически являлись теми же годичными иеропеями. Функции их были разнообразны: они готовили торжественные процессии и жертвоприношения, надзирали за порядком во время праздников, закупали жертвенных животных и руководили разделом мяса после жертвоприношений, продавали шкуры или сдавали их в сокровищницу Афины. Иеропеи могли быть не только в храмах, но и в важнейших государственных органах, таких как Совет или Народное собрание; в таком случае они руководили всеми действиями, связанными с жертвоприношениями за Совет или народ. Иеропеи обычно избирались коллегиями в несколько человек, что отражало основополагающий афинский принцип взаимного контроля. В конце срока службы иеропеи давали отчет о своей деятельности. Георгуди, ссылаясь на свидетельство Демосфена об избрании иеропеем Мидия, полагает, что иеропеями избирались люди состоятельные27. Возможно, что в некоторых случаях так оно и было. Однако, как мы видели, иеропеям казначеями выделялась определенная сумма денег для жертвоприношений; некоторые иеропеи могли получать заработную плату, все иеропеи получали определенную долю от жертвенного мяса. Поэтому мы считаем, что быть избранным иеропеем в принципе мог быть любой гражданин.

Иеропеи были и в других греческих полисах, однако их значение могло различаться. Особенно отличались от других делосские иеропеи в эпоху независимости Делоса (314-167 гг. до н.э.); фактически они вместе с архонтами являлись высшими административными лицами полиса: в надписях, посвященных сакральным делам, имена иеропеев часто стоят рядом с именами архонтов (ID 396. 399. 421. 455; IG XI. 2 132. 133. 134 etc.). Такое положение делосских иеропеев нетрудно объяснить той ролью, которая была отведена культу на этом острове Аполлона; под их надзором находились все дела полиса, связанные с культом28. Исследователи предполагают, что иеропеи Делоса были ежегодно избиравшейся комиссией, состоявшей из четырех человек: число четыре, соответствующее числу делосских фил, было столь же характерно для делосских магистратур, как число десять в Афинах29. Правда, в полном составе они упомянуты лишь несколько раз; обычно в надписях мы встречаем двух иеропеев, из чего Т. Гомолль заключает, что они были разделены на две комиссии, состоявшие каждая из двух человек и выпол-

26 Oehler 1914, 1583.

27 Georgoudi 2005, 32.

28 Georgoudi 34-35; Vial 1984, 216-232; Chankowski 1998, 232-238. Основным культом на Делосе, как известно, был культ Аполлона, однако иеропеи были не только «администраторами Аполлона» (как их называет Г. Рэжер — Reger 1992, 324): их деятельность зафиксирована и в других храмах, в частности, в Артемисии (ID 354, 368).

29 Homolle 1886, 473-474, Oehler 1914, 1587.

нявшие разные обязанности — первая занималась исключительно сакральными делами, вторая административными30. Об их деятельности мы можем судить по длинной серии надписей, зафиксировавших их разнообразные функции. Так же, как в других полисах, делосские иеропеи заботились об организации праздников — єЛа|Зо|єу 5є каі пара тшу тарішу єїд авЛа../ таитад катпвЛг|ста|єу рєта той архоутод каі той уируаошрхои — «взяли у казначеев деньги на игры..., которые мы устраивали вместе с архонтом и гимнасиархом» (ГО 440 А. 1. 55). О некоторых других их функциях мы узнаем из отчета иеропеев, датируемого 278 г. до н.э.: иеропеи следили за сдачей в аренду священных земель и взиманием ренты с зерновых полей (єупростіа) и арендной платы с другого недвижимого имущества (єуоікіа) (Ю XI. 2. 161. 1. 6-25), взимали проценты (1. 28-35), наблюдали за строительными работами, касающимися сакральных объектов (1.44-82) и за украшением храмов (1.89-123), выплачивали заработную плату лицам, связанным с культовым служением (1.83-88). Иеропеи могли сдавать в аренду священные участки Є|іствшста|єу 5є каі та тєріуп та той вєой єїд єтп Ьєка ката т^у ієрау стиуураф^у — «мы сдавали в аренду и земли бога на 10 лет согласно божественному установлению» (Ю Х!,2. 287, 1. 142-143) и дома, принадлежавшие храмам £|іствшст[а]|єу 5є каі [тад] і[є]рад оїкіад (ID 400, 1. 1). Они же следили за своевременной выплатой арендной платы и вносили ее в священную казну єІстфєрєіу 5є тойд ієропоіойд ...єїд [т^]у к[і|3ш]тоу [то |іст]вш|а апау то уіуорєуоу тші вєші — «иеропеям вносить... в священную кассу всю арендную плату, причитающуюся богу» (ГО 503. 1. 29-30, ок. 300 г. до н.э.); процитированная надпись регулирует взаимоотношения между иеропеями и арендаторами и их поручителями. Согласно ряду надписей, делосские иеропеи нередко давали деньги взаймы из священной казны под залог недвижимого имущества31.

Делосские иеропеи отвечали за все материальное имущество храмов, принимая его при вступлении в должность и давая отчет при передаче должности своим преемникам — примером такого отчета может служить надпись 179 г. до н.э., которая начинается словами то5є парєЛа|Зо|єу аруиріоу єу тші уаші той АпоЛЛшуод єу тєї кі|3штші тєї ієраі, пароистпд роиЛ^д каі той архоутод той тг|д поЛєшд. пар' ієропоішу. — «мы приняли деньги в святилище Аполлона в священной кассе святилища, в присутствии Совета и архонта города... от иеропеев...» (ГО 442А. 1. 2-3). Далее идет подробное описание финансового и имущественного состояния храма Аполлона с указанием, когда какой вклад поступил. Мы узнаем, что в храме, помимо иеропеев, были казначеи (таріаі); тем не менее, материальная ответственность лежала именно на иеропеях (по всей видимости, казначеи исполняли функции хранителей денег и «кассиров»). Помимо храмовой сокровищницы, делосские иеропеи несли ответственность за городскую казну,

30 Ношоііе 1890, 417-419.

31 Ю XI, 2. 287, 1. 126-128: каі то5є аЛЛо аруиріоу є5а[уєі]ста|єу той ієрой- АйтокЛєІ ТєЛєстшуод рпуод Арпстішуод Ьрахрад НННН єпі йпов^кєі тєї оїкіаі «и другие деньги мы дали в долг из святилища: Автоклу сыну Телесона в месяц Аресион 400 драхм под залог дома»; ГО 290. 1. 134-135: є&ауєіста|аєу 5є каі ТєЛєстшуі тші АйтокЛєоид Ьрахрад НН той ієрой а[руиріои токои єпі5єк]атои єпі йпов^кг|і тші к^пші — «мы дали в долг и Телесону сыну Автокла 200 драхм из священных денег, на условиях десятой части процентов, под залог сада» (см. ткж. ГО 298А 1. 184-195, ГО 320В 1. 80-97 е1с.). О займах на Делосе из священных денег Аполлона под залог имущества см. К^ег 1992, 322-341.

хранившуюся в храме Аполлона — об этом мы узнаем из надписи 192 г. до н.э., в которой сказано, что новые иеропеи «приняли и другие, народные, деньги в другой казне» — каі т6Ьє aMo apYuplov пapeЛd|Зopev £v rql aM^l кі|Зштші bnp6alOV (ID 399. l. 35-36)32.

Несмотря на большие полномочия, предоставленные делосским иеропеям в отношении сакральных денег, они не могли распоряжаться ими бесконтрольно: верховный контроль над расходами принадлежал Народному собранию, которое должно было утверждать все расходы, производимые иеропеями33. Исследователи выделяют два вида расходов: тйЬє avr]Лwтal elg та ката pf]va и тйЬе avr]Лwтal elg та ката v6poug каі ^nф^apaтa, отмечая, что первый вид подразумевал текущие траты, не требовавшие специального утверждения, второй же вид расходов должен был утверждаться Народным собранием, которое издавало декрет об одобрении этих расходов34.

Довольно большое количество надписей, в которых упоминаются иеропеи, сохранилось на Косе. Здесь заметно активное сотрудничество иеропеев с другими гражданскими и культовыми магистратами острова — такими как lepeug, lepo-фиЛакед, тap^al, apxeuovтeg, пpoaтdтal, mpu^g, Yepeaф6pog, раа^ёшу, p6vapxog (архонт-эпоним, появившийся в эллинистическую эпоху). Иеропеи занимались устроением праздников, отбирали и покупали скот, участвовали в разделе жертвенного мяса (HGK 1, ок. 360 г. до н.э.35, HGK 15, III в. до н.э. etc.), иногда приносили жертвы вместе со жрецом — о те lepeug каі тоі lep0П0l0І auvтeЛШvтl тад Gua^ag ката тау ^ау blaYpaфav — «жрец и иеропеи приносят жертвы согласно священному предписанию» (Paton-Hicks 383. 14-150, III в. до н.э.) и самостоятельно в особо важных случаях тоі тapLal ЬіЬ6утш ед тад Gua^ag u^p тад п6Люд тоїд ^po^lo^... bpaxpag XlЛ^ag пеутак0аіад — «пусть казначеи дадут на жертвы за полис иеропеям... тысячу пятьсот драхм» (HGK 15, 5). Они же участвовали в решении финансовых вопросов в случае продажи священной собственности: так, при покупке полисом пастбищных земель, принадлежавших святилищу Асклепия, иеропеи получали деньги и вносили их в храмовую казну: тау be т^ау aпoфep6vтw тоі lep0П0l0І пapaxpfpa ед т6у Gnaaup6v (HGK 14 Ь1 7-8, 300-250 г. до н.э.); при этом нужно отметить наличие в святилище и других магистратов — казначеев, иерофилаков и простатов, которые также занимались административными и финансовыми делами святилища. Мы бы сравнили роль иеропеев на Косе с той ролью, которую эти магистраты играли в Элевсине: при наличии большого количества других культовых должностных лиц они выполняли функции, которые иногда могли дублироваться другими магистратами, при этом сохраняя руководящие позиции в делах, связанных с культом. Вряд ли можно согласиться с Д. Р. Смитом, который считает, что косские иеропеи были полностью подчинены жрецам36. В подтверждение нашего мнения заметим, что иеропеи часто упоминаются рядом с p6vapxog: [о] p6vapxog [каі тоі lep0П0l0І Guaavтw] [тші 0єші (Inscr. di Cos. ED 58, 11-12, II в. до н.э.), т6д

32 Ср. Georgoudi 2005, 35.

33 Vial 1984, 143-146; Chankowski 1998, 232.

34 Chankowski 1998, 232.

35 Подробный анализ этой надписи см. Smith 1973, 39-42.

36 Smith 1973, 46.

be ^[0атйтад пopпeйааl] [е]к т0й ^mave^ peтa те [т0й povapxou каі lepo^^^^y каі поутшу тшу lapewv — «простатам выступить в процессии из пританея с монархом, иеропеями и всеми жрецами» (Inscr. di Cos. ED 5. l. 7-9, ок. 188 г. до н.э.), что свидетельствует об авторитете этой магистратуры. При появлении монарха и иеропеев лицом второго плана становился скорее жрец, о чем свидетельствует следующая выдержка из надписи: о lepeug епі пааау тау Gualav av Guel тші ^ppa^ о p6vapxog каі тоі lepoпoloі aupпopпeu£тw — «пусть жрец участвует во всяком жертвоприношении, которые приносят Гермесу монарх и иеропеи» (Inscr. di Cos. ED 145. l. 18-20, II в. до н.э.). Свидетельства об иеро-пеях сохранились и в других областях греческого мира. Так, согласно надписи конца III в. до н.э. с кикладского острова Кеоса, иеропеи храма Аполлона получали деньги (деньги и проценты от должников, бравших взаймы) от казначеев для ремонта святилищ и жертвоприношений — пapab6vтwv be та xprpa^a каі тоид т6к0щ ol тap^al тоїд lepo^olo^g тоїд rvearaal ^6g т-qv еп^кеи^ тшу lepШY каі rqv GualaY (IG XII,5. 595, l. 12-13). В надписи с Лемноса (I в. до н.э.) иеропеи, избранные в храм Кабиры, ol le[p]0П0l0І ol xelQ0TOvnG£Vтeg elg т6 Ka|3elplOV чествуются за то, что «хорошо приносили жертвы богам за Совет и народ» eGuaav u^p те ^fg] |ЗouЛfg каі т0й brpou т0їд 0е0їд каЛШд каі [afyaG^g] и «заботились о жертвоприношении и других святынях по отеческим заветам» £пepeЛr]G'naav be каі тfg Gualag каі тшу dMwv lepШv ка0' оті пaтpl6v Ea^y (ASAtene 1941/42:83,6, l. 4-8). В надписи с Эвбеи конца IV — нач. III в. до н.э. говорится, что иеропеи заботились о процессии и жертвах на празднике в честь Асклепия (IG XII. 9. 194). Из надписи с Иоса IV в. до н.э. узнаем, что в обязанности иеропеев входило распределение частей жертвоприношения (IG XII.

5. 2). Надпись с Теноса представляет краткие отчеты иеропеев, составлявшиеся в течение нескольких лет, где говорится, сколько денег они передали своим преемникам (как видим, хранителями и счетчиками денег были казначеи) 6aa Y[paфel Xp'пpaтa о той br|pou тap^ag £v тші noael][bwvl]wl, тйЬє [пapebыкapev... тоїд peG' £][auTO]ug lepo^olo^g] — «сколько записал денег казначей народа в храме Посейдона, столько передали... следующим за нами иеропеям» (IG XII. 5. 878).

Довольно много надписей, зафиксировавших коллегии иеропеев, дошло с Родоса — к сожалению, информация о их деятельности довольно скудная (Tit. Cam. 14. 19. 21. 25 etc.). Пожалуй, лишь одна надпись может показать функции родосских иеропеев — согласно надписи 20 гг. IV в. до н.э. из Камира, иеропеи обязаны были созывать paaтpo^, родосских магистратов, в храм Афины для инспектирования камирских святилищ toutoi (paaтpo^) be auvЛeY£aGwv £v Kaplpwl elg т6 lep6v тад AGavalag, окка тоі lep0П0l0l пapaYY£Л[Л]wvтl/ каі aGpe6vтw та ’^а та Kaplpewv (Tit. Cam. 109. 16-18), что свидетельствует о руководящей роли иеропеев в религиозной жизни Родоса37. Интересная подробность, сохранившаяся в родосских надписях — иеропеи могли ездить в другие полисы в качестве «священных послов», вероятно, на какие-то большие праздники: например, о некоем родоссце из г. Камир говорится, то он, в частности, aпoaтaЛ£Vтog lepoпoloй elg vIp|3pov каі elg Лfpvov каі Дlbupeїov — «был послан иеропеем на Имброс, Лемнос и в Дидимы» (Tit. Cam. 78.13-14, I в. до н.э.);

37 ср. Smith 1968, 52-53.

о другом — что он aпoaтaЛ£Vтog lepoTOlou elg LapoGpdlкav каі elg Лfpvov каі Дlbupelov — «был послан иеропеем на Самофракию, Лемнос и в Дидимы» (IG XII.1. 701. 13-14, I в. до н.э.)38.

Итак, можно заключить, что иеропеи были избиравшимися (на год или на какой-то промежуток времени для проведения определенного мероприятия) лицами храмовой администрации, занимавшимися организационными и финансовыми делами святилища. Они устраивали праздники и процессии, отбирали скот для жертв, делили и распределяли жертвенное мясо, занимались хозяйственными вопросами ремонта святилищ и снабжения их всем необходимым. Часто в их ведении находилось недвижимое храмовое имущество, а именно земли и дома, которые они имели право сдавать в аренду. В некоторых регионах во время своего управления иеропеи распоряжались всеми финансами святилища. Иеропеи имели право также приносить жертвы, которые, как правило, были связаны с какими-то праздниками или экстраординарными событиями; в данном случае они никак не заменяли жреца, выполнявшего литургические функции на протяжении всего срока своей службы. Иеропеи всегда действовали коллегиально, по причинам, связанным как с трудоемкостью их работ, так и с характерными для греческого общества правилами взаимного контроля, поскольку их работа была связана с большими финансовыми затратами. По истечении срока своих полномочий иеропеи обязаны были дать отчет о своей деятельности и, в случае несения материальной ответственности, передать эту ответственность своим преемникам.

ЛИТЕРАТУРА

Бондарь Л. Д. 2009: Афинские литургии V-IV вв. до н.э. СПб.

Chankowski V. 1998: Le compte des hieropes de 174 et l’administration du sanctuaire d’Apollon a la fin de l’Independance delienne // BCH. 122, 213-238.

Clinton K. 1974: The Sacred Officials of the Eleusinian Mysteries. Philadelphia.

Foucart P. 1914: Les mysteres d’Eleusis. P.

Garland R. 1984: Religious Authority in Archaic and Classical Athens // Annual of the British School at Athens. 79, 75-123.

Georgoudi S. 2005: Magistrats, fonctionnaires, agents au service des dieux // Thesaurus cultus et rituum antiquorum. V. Los Angeles, 31-60.

Hansen M. H. 1980: Seven Hundred Archai in Classical Athens // GRBS. 21, 151173.

Hansen M. H. 2010: The Concepts of Demos, Ekklesia and Dikasterion in Classical Athens // GRBS. 50, 499-536

Haussoullier B. 1884: La vie municipale en Attique: essai sur l’organisation des demes au quatrieme siecle. P.

Homolle Th. 1886: Inventaires des temples deliens en l’annee 364 // BCH. 10, 461-475.

Homolle Th. 1890: Comptes et inventaires des temples deliens en l’annee 279 // BCH. 14, 381-511.

Linders T. 1975: The Treasure of the Other Gods in Athens and their Functions. Meisen-heim.

Meiggs R., Lewis D. 1969: A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of Fifth Century BC. Oxford.

38 Известен единственный случай священного посольства афинских иеропеев на Лемнос в 74/5 г. до н.э. (Smith 1968, 26).

Особенности психологии представителей армии Александра Македонского 191

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oehler J. 1914: 'Ieqotcolol // RE. 1583-1588.

Reger G. 1992: Private Property and Private Loans on Independent Delos (314-167 B.C.) // Phoenix. 4, 322-341.

Samons L. J. 2000: Empire of the Owl: Athenian Imperial Finance. Stuttgart.

Smith D. R. 1968: The Functions and Origins of Hieropoioi. Philadelphia. PhD.

Smith D. R. 1973: The Hieropoioi on Kos // Numen. 20. 1, 38-47.

Vial C. 1984: Delos independante (314-167 av. J.-C.). Etude d’une communaute civique et de ses institutions. Athenes; P.

Ziehen L. 1896: Die panathenaischen und eleusinischen ieporco^ // Rheinische Museum fur Philologie. 51, 211-225.

THE HIEROPOIOI IN ANCIENT GREECE

V S. Lenskaya

The paper deals with hieropoioi — officers in ancient Greek temples. They were members of temple administration elected for a year or some other period of time to organize certain events. They dealt with organization and financial affairs of the temples. The paper dwells upon membership and functions of Athenian hieropoioi, and focuses on hieropoioi peculiarities of Delos, Kos, and other islands.

Key words: Ancient Greece, priests, hieropoioi, sacrifice, temples, temple administration

© 2012

А. А. Клейменов ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АРМИИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО: НОЧНОЙ ИНЦИДЕНТ ПОД ГАЛИКАРНАССОМ 334 г. до н.э

В статье анализируются сведения античных авторов об осуществлении двумя подвыпившими молодыми солдатами из таксиса Пердикки самовольной ночной атаки при осаде Галикарнасса Александром Македонским осенью 334 г. до н. э. По мнению автора, эти сведения следует расценивать как достоверные. Являясь представителями македонской армии, для которой характерно развитое состязательное начало, бойцы устроили не санкционированное командованием соревнование в воинской удали. Причинами этих действий могут выступать злоупотребление алкоголем на фоне психогенного состояния и психологический климат в подразделении — ярко выраженное противостояние между молодыми солдатами и ветеранами Филиппа II.

Ключевые слова: Александр Македонский, Галикарнасс, военный менталитет, психогенное состояние

Клейменов Александр Анатольевич — доцент кафедры всеобщей истории и археологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. E-mail: alek-klejmenov@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.