Научная статья на тему 'Митрополит СанктПетербургский и Новгородский Палладий (Раев): вологодский период епископского служения (1869–1873 гг.)'

Митрополит СанктПетербургский и Новгородский Палладий (Раев): вологодский период епископского служения (1869–1873 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Палладий (Раев) / Вологодская епархия / епископское служение / архиерейские визитации / Metropolitan Palladius (Raev) / the Vologda Diocese / Episcopal ministry / Episcopal visits

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Софична Ульянова

Палладий (в миру Павел ПисаревРаев), митрополит С.Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода, является видной и яркой фигурой в истории Русской Православной Церкви конца XIX в. За годы своего служения владыка Палладий возглавлял такие значимые места в церковной иерархии как кафедра архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии и столичная митрополичья кафедра. Последнюю митрополит Палладий возглавлял вплоть до своей кончины в 1898 г. В статье охарактеризован период до и во время его служения на Вологодской кафедре, рассмотрена административная деятельность архиерея в Вологодской епархии, представлен анализ ежегодных архиерейских визитаций, делается вывод о характере восприятия владыки среди вологодской паствы и причинах сохранения долгой памяти о нем среди вологжан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan Palladius (Raev) of Saint Petersburg and Novgorod: the Vologda period of his Episcopal ministry (1869–1873)

Palladius (Pavel PisarevRaev), Metropolitan of St. Petersburg and Ladoga, the First-rank member of the Holy Synod, is a prominent and bright figure in the history of the Russian Orthodox Church at the end of the 19th century. During the years of his service to the Church, Metropolitan Palladius headed such important places in the Church hierarchy as the Chair of Archbishop of Kartali and Kakheti, Exarch of Georgia and the Metropolitan Chair. Metropolitan Palladius headed the latter one until his death in 1898. The report presents an attempt to characterize the period before and during his ministry at the Vologda Department. Bishop’s administrative activity in the Vologda Diocese is considered; the analysis of the annual Episcopal visits is presented. The conclusion gives an idea about the perception of the Bishop among the Vologda parishioners and the reasons for preserving the long memory of him among the Vologda residents.

Текст научной работы на тему «Митрополит СанктПетербургский и Новгородский Палладий (Раев): вологодский период епископского служения (1869–1873 гг.)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (14) 2023

Е. С. Ульянова

Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский

Палладий (Раев): вологодский период епископского служения (1869-1873 гг.)

УДК 271.2-726.1-9:929 DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_19 EDN IWFHLZ

Аннотация: Палладий (в миру Павел Писарев-Раев), митрополит С.-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода, является видной и яркой фигурой в истории Русской Православной Церкви конца XIX в. За годы своего служения владыка Палладий возглавлял такие значимые места в церковной иерархии как кафедра архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии и столичная митрополичья кафедра. Последнюю митрополит Палладий возглавлял вплоть до своей кончины в 1898 г. В статье охарактеризован период до и во время его служения на Вологодской кафедре, рассмотрена административная деятельность архиерея в Вологодской епархии, представлен анализ ежегодных архиерейских визитаций, делается вывод о характере восприятия владыки среди вологодской паствы и причинах сохранения долгой памяти о нем среди вологжан.

Ключевые слова: митрополит Палладий (Раев), Вологодская епархия, епископское служение, архиерейские визитации.

Об авторе: Елена Софична Ульянова

Преподаватель кафедры воспитания и социализации Вологодского института развития образования; старший преподаватель кафедры теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета. E-mail: ulyanova26@yandex.ru

Для цитирования: Ульянова Е. С. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев): вологодский период епископского служения (1869-1873гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (14). С. 19-29.

* Фотографии взяты из открытых источников. Высшая церковная иерархия

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (14) 2023

Elena S. Ulyanova

Metropolitan Palladius (Raev) of Saint Petersburg and Novgorod: the Vologda period of his Episcopal ministry (1869-1873)

UDC 271.2-726.1-9:929 DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_19 EDN IWFHLZ

Abstract: Palladius (Pavel Pisarev-Raev), Metropolitan of St. Petersburg and Ladoga, the First-rank member of the Holy Synod, is a prominent and bright figure in the history of the Russian Orthodox Church at the end of the 19th century. During the years of his service to the Church, Metropolitan Palladius headed such important places in the Church hierarchy as the Chair of Archbishop of Kartali and Kakheti, Exarch of Georgia and the Metropolitan Chair. Metropolitan Palladius headed the latter one until his death in 1898. The report presents an attempt to characterize the period before and during his ministry at the Vologda Department. Bishop's administrative activity in the Vologda Diocese is considered; the analysis of the annual Episcopal visits is presented. The conclusion gives an idea about the perception of the Bishop among the Vologda parishioners and the reasons for preserving the long memory of him among the Vologda residents.

Keywords: Metropolitan Palladius (Raev), the Vologda Diocese, Episcopal ministry, Episcopal visits.

About the author: Elena Sofichna Ulyanova

Lecturer of the Department of Education and Socialization at the Vologda Institute of Educational Development, Senior Lecturer of the Department of Theory, History of Culture and Ethnology at the Vologda State University. E-mail: ulyanova26@yandex.ru

For citation: Ulyanova E. S. Metropolitan Palladius (Raev) of Saint Petersburg and Novgorod: the Vologda period of his Episcopal ministry (1869-1873). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 19-29.

* Photos are taken from open sources. 20

Палладий (в миру Павел Писарев-Раев), митрополит С.-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода — яркая фигура в истории Русской Православной Церкви второй половины XIX в. Он сделал блестящую карьеру на церковном поприще. Как справедливо отметил один из его биографов, «выдающийся дельный и деятельный, всегда душой преданный вверенному ему служению, в высокой степени симпатичный по своим христианским и общечеловеческим нравственным качествам, он быстрыми шагами шествовал по лестнице иерархических степеней»1. Действительно «быстрыми шагами», стремительно и энергично проходило служение владыки. Архиерейское служение Палладия началось в 1866 г. с назначения его епископом Ладожским, викарием С.-Петербургской епархии. Затем он служил на Вологодской (1869-1873 гг.), Тамбовской (1873-1876 гг.) и Рязанской (1876-1882гг.) кафедрах, после возведения в сан архиепископа с августа 1882 г. на протяжении пяти лет возглавлял Казанскую кафедру, а с сентября 1887 по 1892 гг. — кафедру архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В 1892 г. архиепископ Палладий был возведен в сан митрополита и стал митрополитом С.-Петербургским и Ладожским. Столичную кафедру митрополит Палладий возглавлял вплоть до своей кончины в 1898 г.

Как видим, послужной список митрополита Палладия внушителен. Внушительна и обширна и география его служения. Не ставя перед собой задачи осветить в данной работе всю разнообразную деятельность и яркую биографию митрополита Палладия, мы предпримем попытку охарактеризовать лишь период до и во время его служения в Вологодской епархии. Вологодская кафедра стала для него кафедрой первого самостоятельного епископского служения.

Биография епископа Палладия складывалась достаточно традиционно для архиерея того времени. Родился будущий митрополит в 1827 г. в селе Ивановское Нижегородской губернии в семье бедного священника Иоанна Писарева. Свое обучение он начал, как и было принято в то время, в своей епархии, поступив в Нижегородское духовное училище. Училище помещалось в Нижегородском Благовещенском монастыре, где казначеем монастыря и преподавателем училища состоял его старший брат, иеромонах Поликарп (в миру Порфирий Писарев). Первоначально именно ему, старшему брату Павла Писарева, Порфирию при поступлении в то же нижегородское училище, по воле ректора, была дана фамилия Раев. Впоследствии этой же фамилией приказано было именоваться и маленькому Павлу Писареву. Перемена фамилии учащимися духовных учебных заведений была распространенным обычаем того времени.

После духовного училища с 1842 по 1848 гг. Павел Раев проходил обучение в Нижегородской духовной семинарии. После ее окончания он был назначен в числе четырех воспитанников, «благонадежных и по способностям, и по состоянию здоровья»,

1 Царевский А.А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского Высокопре-освященнейшего Палладия // Православный собеседник. 1899. Ч. 1. № 1. С. 9.

Епископ Палладий (Раев)

в состав IV курса Казанской Духовной Академии2. Написав диссертацию на тему «Признаки православного христианства и лживости мухаммеданства», которая впоследствии в 1876 г. была напечатана в «Миссионерском сборнике», Павел Раев в 1852 г. блестяще окончил третьим магистром богословия Академию и был определен учителем в Нижегородскую духовную семинарию.

Вернувшись в родную епархию, Павел Раев женился на дочери протоиерея Нижегородского кафедрального собора Анне Ивановне Покровской и в 1856 г. был рукоположен во священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы3. В браке родились два сына: Николай, который впоследствии стал директором С.-Петербургских высших женских курсов, а затем — последним обер-прокурором Св. Синода царского времени, и Владимир — будущий врач Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в С.-Петербурге4.

Семейное счастье оказалось недолгим. Вскоре Павел Раев овдовел и 15 января 1861 г., вследствие своего прошения, был пострижен в монашество с именем Палладий5. Таким образом, епископ Палладий был из вдовых священников, что не было чем-то исключительным для того периода истории Русской Православной Церкви. Как отмечает И. К. Смолич, это было характерно для второй половины XIX в., когда количество постригов среди выпускников академий стало уменьшаться и 39 из 100 епископов были из вдовых священников6.

Сразу же по принятии монашества, Палладий был назначен инспектором Нижегородской семинарии. Через год, в 1862 г., за отличную ревностную и полезную духовно-училищную службу он был возведен в сан архимандрита, а в 1863 г., по определению Св. Синода, был назначен инспектором в С.-Петербургскую духовную семинарию7. Столичная С.-Петербургская духовная семинария всегда находилась под постоянным и непосредственным наблюдением высшей церковной власти. Архимандрит Палладий быстро зарекомендовал себя и уже через год, в 1864 г., был назначен ректором этой семинарии. За два года ректорства архимандрита Палладия митрополит С.-Петербургский Исидор (Никольский), возглавлявший митрополию в те годы, «так оценил и полюбил его, что не решился расстаться с ним и избрал именно его себе в ближайшие помощники по управлению громадной в ту пору Новгородской, Санкт-Петербургской и Финляндской епархией, уже в звании викария своего, в сане епископа Ладожского»8. Хиротония архимандрита Палладия состоялась 18 декабря 1866 г.9 Вплоть до своего назначения на Вологодскую кафедру 15 июля 1869 г., епископ Палладий состоял викарием С.-Петербургской епархии и был ближайшим помощником митрополита Исидора. Он «стал для него наставником, ознакомил со всеми разнообразными и многосложными сторонами духовного управления»10. Митрополит Исидор навсегда сохранил к преосвященному Палладию «отеческие чувства любви и благорасположенности» и называл его своим преемником в митрополии в то время, когда архиепископ Палладий был уже экзархом Грузии11.

2 ТиховА.И. Памяти высокопреосвященного Палладия, Митрополита С.-Петербургского. (Биогр. заметка). [Нижний Новгород, 1900]. С. 5.

3 Вышеславцев П. О. Палладий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский // Русская старина. 1899. № 4. С. 82.

4 Там же.

5 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 796. Оп. 439. Д. 716. Л. 3 об.-4.

6 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1. М., 1996. С. 293.

7 РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 716. Л. 4 об.-5.

8 Царевский А.А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского, Высокопреосвященного Палладия. Казань, 1899. С. 9.

9 РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 716. Л. 5 об.-6.

10 Вышеславцев П. О. Палладий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский... С. 83.

11 Царевский А. А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского, Высокопреосвященного Палладия. Казань, 1899. С. 9.

Горне-Успенский монастырь Вологодской епархии

Вологодскую архиерейскую кафедру епископ Палладий возглавлял с 15 июля 1869 г. по 13 июня 1873 г. Владыка прибыл в Вологду 1 октября 1869 г.12 Вологодская епархия стала для него первой самостоятельной кафедрой.

Предшественником владыки Палладия на Вологодской кафедре был епископ Павел (Доброхотов), который возглавлял епархию с 1866 г., а в 1869 г. был перемещен в Псковскую епархию. Настоятель Лальского Воскресенского собора Вологодской епархии протоиерей Алексей Попов вспоминал: «Все то, что начато было доброго, живого и благотворного епископом Павлом, было поддержано, продолжено и, в чем следует, исправлено спокойно и тактично преосвященным Палладием»13. Одним из примеров такой преемственности стало распространение на всю епархию выборного начала при замещении должностей благочинных. Выборность благочинных самим духовенством была введена в епархии епископом Павлом (Доброхотовым) в 1867 г.14 Но к 1873 г. в епархии еще оставались благочиния, в которых благочинные были не избраны духовенством, а определены на эту должность еще до введения выборного порядка. Епископ Палладий отмечал, что «опыт доказал, что выборные благочинные, стоя ближе к избравшему их духовенству и пользуясь его доверием, по возможности стараются самым делом оправдать оное добросовестным и верным выполнением лежащих на них обязанностей», и потому предложил консистории подчинить все благочиннические округа епархии общему выборному порядку

12 Прибытие в Вологду Преосвященнейшего Палладия, епископа Вологодского и Устюжского // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1869. № 20. С. 764.

13 Попов А., прот. Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии // URL: https://www.booksite.ru/fulltext/pri/che/tnic/son/1.htm (дата обращения: 02.05.2022).

14 Введение выборного начала в духовенстве Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1867. № 13. С. 496-503.

в назначении должностных лиц15. Преосвященным Палладием был назначен новый срок службы благочинных — 4 года вместо 6 лет.

Еще одним добрым продолжением начинаний епископа Павла (Доброхотова) стала перестройка соборной колокольни. Идея переустройства колокольни появилась в 1868 г. по случаю трехсотлетия вологодского кафедрального Софийского собора. Как писал епископ Павел в отчете за 1868 г., «трехсотлетие Вологодского кафедрального Софийского собора дало мне случай сделать нужные поправки в сем соборе и перекласть колокольню при нем находящуюся»16. Архиерей обратился к пастве с воззванием о пожертвовании17. Уже в 1869 г. при епископе Палладии колокольня была перестроена и стала выше на 15 саженей: «Каменное здание колокольни сверху до звона было разобрано и вновь надстроено, с возведением тогда же кругом для прочности здания 8 каменных колонн, утвержденных на крепком фун-даменте»18. Вопреки плану, согласно которому главу колокольни предполагалось покрыть белым железом, она была вся вызолочена, на что «владыка непосредственно изыскал средства»19.

Одной из важных забот владыки было улучшение материального быта духовенства. Епископ Палладий уделял много внимания проблеме материального состояния приходского духовенства, он пытался объяснить причины бедности духовенства, искал пути для ее преодоления. В отчетах Синоду епископ Палладий постоянно подчеркивал, что «материальное содержание духовенства в немногих только приходах достаточное, а большей частью посредственное, и даже скудное»20. Среди причин этого он называл «частые неурожаи, бедность населения здешней губернии, избыток наличных членов в составе причтов и отчасти неумение духовенства заботиться о своем благосостоянии»21.

Вступив в управление епархией в 1869 г., епископ Палладий уже в первом своем отчете Синоду высказывал «горькую истину»: «...По распоряжениям предместника моего, ко многим церквам в составе причтов определены излишние против штата члены, вопреки действительной в том надобности и к ущербу выгод штатных причтов. <...> Сверхштатные священноцерковнослужители, числящиеся на ружном содержании от прихожан, большею частию не пользуются вполне ругою, но требуя себе части церковной земли и доходов, одинаковых со штатными членами причтов, стесняют чрез это в выгодах штатных священноцерковнослужителей»22.

На общегосударственном уровне указ о введении новых штатов был подписан 16 апреля 1869 г. Но его воплощение заняло несколько лет. По подсчетам духовной консистории к концу 1868 г. в Вологодской епархии в числе действительных членов причтов было 242 сверхштатных священно- и церковнослужителя (42 священника, 72 диакона, 128 причетников)23. Епископ Палладий такую «раздутость» штатов причтов считал проблемой и поэтому ежегодно пытался их сокращать. Так, к 1 января 1871 г., не дожидаясь утверждения нового штата причтов Вологодской епархии, епископ Палладий, согласно проекту, стал закрывать штатные диаконские и вторые причетнические места и переводить освободившиеся оклады на пополнение содержания

15 Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия, епископа Вологодского и Устюжского Вологодской Духовной Консистории от 20 апреля, 1873 года, за № 2225 // Вологодские епархиальные ведомости. 1873. № 9. С. 116.

16 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 261. Л. 18 об.

17 Воззвание ко всем чадам Православной церкви — Богоспасаемой Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1868. № 1. С. 1-2.

18 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 311. Л. 14 об.

19 Памяти Высокопреосвященного митрополита Палладия // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1899. № 3. С. 58.

20 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 412. Л. 32 об.

21 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 461. Л. 34.

22 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 311. Л. 26.

23 Там же.

более нуждавшихся причтов. К 1 января 1871 г. были сокращены 13 диаконских и 6 причетнических мест. Те из «сокращенных» диаконов, которые имели полное семинарское образование, переводились на свободные священнические места, некоторые же — вообще лишались штатного жалованья, как оштрафованные. Вторые причетнические места упразднялись после смерти церковнослужителей24. К 1872 г. епископом Палладием в епархии было закрыто штатных 15 диаконских и 9 вторых причетнических мест, сверхштатных 5 диаконских и 15 причетнических мест25.

Одним из способов материальной поддержки духовенства стало создание эмеритальной кассы. По указанию епископа Палладия, ключарем кафедрального собора протоиереем Николаем Якубовым был разработан проект устава эмеритальной кассы для духовенства Вологодской епархии. На периодических собраниях окружного духовенства во всех благочиниях епархии эта инициатива была встречена «с глубоким сочувствием и сердечною благодарностью Епархиальному начальству, за попечение о благе подведомого духовенства»26.

Будучи сыном сельского священника, с самого детства изведав тяжкую участь бедного сельского духовенства, владыка был участлив к судьбам учащегося молодого поколения духовного происхождения. Здесь можно отметить, что во время управления преосвященным Палладием Вологодской епархией оба его сына также находились в Вологде и проходили здесь обучение (один — в духовной семинарии, второй — в духовном училище)27. По предложению преосвященного Палладия в 1869 г. в вологодском Горнем Успенском женском монастыре был создан епархиальный сиротский приют, в котором воспитывались и получали первоначальное образование бедные девицы духовного происхождения. Первоначально приют помещался в кельях монастыря, но затем, с увеличением числа призреваемых, с архипастырского разрешения и благословения на средства благотворителей для приюта был выстроен в 1870-1873 гг. новый двухэтажный каменный дом, который епископ Палладий освятил 20 мая 1873 г.28

Озаботившись тем, что многие из своекоштных воспитанников Вологодской духовной семинарии, в особенности дети бедных родителей, за неимением необходимых на содержание средств часто терпят нужду и занимают деньги под значительные проценты, владыка предложил в целях оказания помощи бедным воспитанникам учредить ссудную кассу и препроводил для этих целей в правление семинарии 217 рублей29.

По распоряжению преосвященного Палладия во всех уездных училищах были открыты подготовительные классы для мальчиков до 12 лет, и устроены общежития для учеников. Заботы епископа об учащихся духовно-учебных заведений епархии вскоре были отмечены — 16 апреля 1872 г. он был «в воздаяние отлично-ревностного служения, неусыпной заботливости о благоустройстве в Вологодской епархии и состоящих в ней духовных училищ и отеческой попечительности о сирых и бедных детях духовенства, Всемилостивейше сопричислен к ордену Святой Анны 1 степени»30.

Обозрение епархии во время ежегодных поездок было обязательной формой управленческой деятельности архиереев. Преосвященный Палладий совершал инспекционные поездки по епархии трижды — в 1870, 1871 и 1872 гг. (таблица 1).

24 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 412. Л. 33 об.

25 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 461. Л. 34.

26 Там же. Л. 5 об.

27 Памяти Высокопреосвященного митрополита Палладия // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1899. № 3. С. 55.

28 Освящение нового каменного дома для епархиального сиротского приюта в Успенском женском монастыре г. Вологды, 20 мая, 1873 года // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1873. № 12. С. 468-471.

29 Предложение Его Преосвященства Правлению Вологодской Духовной семинарии, от 10 февраля, 1870 года, № 841 // Вологодские епархиальные ведомости. 1870. № 5. С. 108-109.

30 РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 716. Л. 26 об.-27.

Таблица 1

Поездки епископа Палладия по епархии в период его пребывания на Вологодской кафедре (1869-1873 гг.)31

Год Дни Уезды Количество осмотренных монастырей, церквей и причтов

1870 25-26 июня, 30 июня — 2 августа, 20-25 августа. Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Никольский, Сольвычегодский, Тотемский, Устюжский. 250 церквей и причтов, в том числе, лично осмотрены 140 церквей и обревизованы причты 110 церквей, явившиеся с документами; 15 монастырей.

1871 17 июня — 29 июля. Вельский, Кадниковский, Сольвычегодский, Тотемский, Усть-Сысольский, Яренский. 271 церковь и причт, в том числе, лично осмотрены 124 церкви и обревизованы причты 147 церквей, явившиеся с документами; 10 монастырей.

1872 25 июня — 3 июля, 10-18 июля, 26 июля — 5 августа. Вельский, Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский. 171 церковь и причт, в том числе, лично осмотрены 3 соборных храма, 109 городских и сельских церквей и обревизованы причты 62 церквей, явившиеся с документами; 9 монастырей и 4 приписных пустыни.

Вологодская епархия во второй половине XIX в. была одной из обширнейших епархий Российской империи, кафедральный город находился на ее крайнем юго-западе. Восточные уездные города Яренского и Усть-Сысольского уездов отстояли от кафедрального города на 720 и 877 верст, а дальние церкви Печерского края — на 1415 и 1565 верст32.

Из уездов Вологодской епархии реже прочих посещался вологодскими преосвященными Усть-Сысольский уезд, самым отдаленным от епархиального центра местом их визитов был Троице-Стефановский Ульяновский монастырь, находившийся в 165 верстах от Усть-Сысольска, а от Вологды — в 1027 верстах. За годы управления Вологодской епархией епископ Палладий посетил все уезды Вологодской губернии. Как справедливо было отмечено его современником, «редкий приход или причт не видел своего архипастыря за его немноголетнее служение; он пробирался в самые отдаленные уголки обширной епархии»33.

В 1871 г. владыка посетил Усть-Сысольск. Жители этого города с восторгом принимали владыку, такие редкие посещения составляли «эпоху в их жизни»34. После

31 Источники: РГИА.Ф. 796. Оп.442. Д.412. Л.4об.-13об.; Д.461. Л.7-14; Обозрение церквей Вологодской епархии Преосвященнейшим Палладием, епископом Вологодским и Устюжским, в июне, июле и августе сего 1870 года // Вологодские епархиальные ведомости. 1870. № 18. С. 632-638.

32 Государственный архив Вологодской области (далее — ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. Д. 17094. Л. 1.

33 Памяти Высокопреосвященного митрополита Палладия // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1899. № 3. С. 58.

34 Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия, епископа Вологодского и Устюжского, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии, с 17 июня по 29 июля сего 1871 г. // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1871. № 18. С. 660.

посещения Усть-Сысольска в 1871 г. епископ Палладий отмечал: «Усть-Сысольск редко видит своих архиереев и тем с большим усердием принимает их. По прибытии моем к собору, весь собор и площадь при нем переполнены были народом»35.

Посещение вологодскими преосвященными далекого Усть-Сысольского края, почти полностью заселенного зырянским населением, было крайне важно с точки зрения религиозного просвещения. Епископ Палладий посещал в 1871 г. дома духовенства зырянского края и с прискорбием отмечал: «Во многих семействах дети говорят по-зырянски и русского языка почти не разумеют, чему причиною то, что и сами родители, как между собою, так и с детьми употребляют дома преимущественно язык зырянский. Указывая родителям на вред этого домашнего их обычая для будущего образования их детей, которым, без надлежащего домашнего навыка в русском языке, труднее будет знакомиться с ним в училище, пастырски увещевал их в семейных разговорах употреблять язык русский, и по возможности стараться вводить его в общее употребление и между зырянским населением»36.

В ходе поездок по епархии владыкой совершались архиерейские литургийные служения, которые становились яркими и запоминающимися событиями для паствы. По воспоминаниям современников, архиерейские богослужения Палладия были очень торжественны: «Любил он все торжественное: и представительных священников, и голосистых диаконов, и громкое, торжественное церковное пение до двухорных концертов включительно»37. Вдохновляясь священнодействием сам, он «поднимал высокое одушевление и во всех окружающих, и, замечая холодность и монотонность в пении, так заявлял клиросу свое требование: "поторжественнее! поторжественнее!". Присутствовавшие на богослужениях Преосвященного Палладия отмечали, что "в священнодействии это был князь епископов"»38. Архиерейский хор певчих стоял при нем «на возможной своей высоте, не только по своему искусству, но и по своей внешности, являясь при торжественных случаях в великолепных форменных кафтанах»39.

Профессор Казанской Духовной Академии А. А. Царевский, лично знавший митрополита Палладия, в своих воспоминаниях о нем описывал разговор, который произошел у него в Вологде с одним из вологжан. Этот краткий разговор может стать яркой иллюстрацией отношения горожан к епископу Палладию. Думается, уместным станет привести это воспоминание здесь полностью: «Не далее как нынешним летом, проездом в Соловки, попал я ранним утром в Вологду. Посетивши несколько церквей, побродивши и достаточно по городу, я сел отдохнуть на грязном берегу грязной речонки Вологды, пересекающей город. Недалеко от меня расположился какой-то старичок, мирный обыватель из среднего сословия. С обычным провинциальным любопытством оглядевши меня, старичок равнодушно заговорил со мной, на что я охотно отозвался. По исконному нашему духовенскому обычаю, я стал расспрашивать его о церквах, об архиереях и т.п. И между прочим, как-то неожиданно даже для себя самого, я спросил: а помните-ли Палладия? — "Это митрополита-то теперешнего? Как же не помнить! Молодой он еще у нас был, красивый и служака; хороший был архиерей, ах какой хороший!"»40.

Как на одну из особенностей характера преосвященного Палладия многие современники указывали на его «человекоугодливость». Так, вспоминая о епископе Палладии, протоиерей Алексей Попов отмечал: «Преосвященный Петр Лосев,

35 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 412. Л. 8.

36 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 412. Л. 12 об.-13.

37 Попов А., прот. Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии // URL: https://www.booksite.ru/fulltext/pri/che/tnic/son/1.htm (дата обращения: 02.05.2022).

38 Царевский А.А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского Высокопре-освященнейшего Палладия // Православный собеседник. 1899. Ч. 1. № 1. С. 31.

39 Памяти Высокопреосвященного митрополита Палладия // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1899. № 3. С. 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Царевский А.А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского, Высокопреосвященного Палладия. Казань, 1899. С. 10.

бывший викарным епископом в Устюге, после совместной службы с Преосвященным Палладием, когда этот последний был уже экзархом Грузии, отмечал в нем че-ловекоугодливость как существенную черту его характера. А отец Петр Алексеевич Смирнов, бывший настоятель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, даже в надгробной речи в день отпевания Высокопреосвященного Палладия, уже митрополита Санкт-Петербургского, воскликнул, отмечая его добрую душу: "Всем-то ты хотел угодить!"»41. Эту особенность характера митрополита Палладия отмечал и А. А. Ца-ревский: «В нем не было той силы характера, которой отличались православные иерархи, например, Филарет — митрополит московский, или ближе к нам, — высокопреосвященный Павел (Лебедев) — архиепископ Казанский; он не был так учен, как прославленные за свои ученые труды иерархи, например, Макарий (Булгаков); но он знал иную, очень трудную науку жизни человеческой, науку понимать людей и входить в их нужды и положение»42.

Красота и торжественность богослужений, доброта и человеколюбие в отношениях с духовенством и паствой стали той причиной, по которой на долгие годы сохранилась память о епископе Палладий среди вологжан. Вологодская паства не забывала своего любимого владыку и на новом месте его архипастырского служения. В 1874 г., уже будучи на Тамбовской кафедре, владыка Палладий принимал у себя депутацию от купцов Вологды. Вологодский городской голова А. Е. Волков, находившийся в составе этой депутации, преподнес в подарок епископу «в сребропозлащенной, украшенной драгоценными камнями ризе икону Всемилостивого Спаса», копию вологодской святыни, находившейся во Всеградском Спасообыденном храме43. Среди документов личного фонда митрополита Палладия (Раева), хранящегося в Российском государственном историческом архиве, сохранились письма с просьбами протоиерея великоустюжского Успенского собора и викарного епископа Гавриила, датируемые 1893 г.44 То есть, о епископе Палладии помнили и обращались к нему за помощью даже через 20 лет после его пребывания на Вологодской земле.

Административная деятельность преосвященного Палладия не отличалась особыми новациями, в сфере его пастырских интересов находились те вопросы, которые всегда особо занимали архиереев того времени — забота о поддержке материального состояния духовенства, развитие духовно-учебных заведений, обозрение епархии. Вместе с тем, благодаря его яркому пастырскому таланту и душевным качествам в Вологодской епархии, ставшей первой самостоятельной кафедрой для митрополита Палладия на многотрудном пути его служения Церкви, сохранилась добрая память о нем.

Источники и литература

Источники

1. Государственный архив Вологодской области. Ф.496. Оп. 1. Д. 17094 (Отчет Вологодского епископа о состоянии епархии за 1897 г.).

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 261 (Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1868 г.).

3. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 311 (Отчет о состоянии Вологодской епархии в 1869 г.).

41 Попов А., прот. Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии // URL: https://www.booksite.ru/fulltext/pri/che/tnic/son/1.htm (дата обращения: 02.05.2022).

42 Царевский А. А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского Высокопре-освященнейшего Палладия // Православный собеседник. 1899. Ч. 1. № 1. С. 5-37.

43 Вышеславцев П. О. Палладий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский... С. 102-103.

44 РГИА. Ф. 684. Оп. 1. Д. 18. Д. 35.

4. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 412 (Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1871 г.).

5. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 461 (Отчет о состоянии Вологодской епархии за 1872 г.).

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 716 (Формулярный список Палладия (Раева) 1867-1896 гг.).

7. РГИА. Ф. 684. Оп. 1. Д. 18 (Письмо Гавриила, епископа Вологодского и Тотемского об оказании помощи семье умершего протоиерея кладбищенской Введенской церкви Н. Якубова).

8. РГИА. Ф. 684. Оп. 1. Д.35 (Письма Попова Н., протоиерея Великоустюжского Успенского собора, о необходимости проведения реформы по улучшению материального положения духовенства).

Литература

9. Введение выборного начала в духовенстве Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1867. № 13. С. 496-503.

10. Воззвание ко всем чадам Православной церкви — Богоспасаемой Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1868. № 1. С. 1-2.

11. Вышеславцев П. О. Палладий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский // Русская старина. 1899. №4. С. 77-103.

12. Освящение нового каменного дома для епархиального сиротского приюта в Успенском женском монастыре г. Вологды, 20 мая, 1873 года // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1873. № 12. С.468-471.

13. Памяти Высокопреосвященного митрополита Палладия // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1899. № 3. С. 54-63.

14. Попов А, прот. Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии // URL: https://www.booksite.rU/fulltext/pri/che/tnic/son/1.htm (дата обращения: 02.05.2022).

15. Предложение Его Преосвященства Правлению Вологодской Духовной семинарии, от 10 февраля, 1870 года, №841 // Вологодские епархиальные ведомости. 1870. №5. С. 108-109.

16. Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия, епископа Вологодского и Устюжского Вологодской Духовной Консистории от 20 апреля, 1873 года, за № 2225 // Вологодские епархиальные ведомости. 1873. № 9. С. 116-117.

17. Прибытие в Вологду Преосвященнейшего Палладия, епископа Вологодского и Устюжского // Вологодские епархиальные ведомости. (Прибавление). 1869. № 20. С. 764-768.

18. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Кн. VIII. Ч. 1. М., 1996.

19. Тихов А.И. Памяти высокопреосвященного Палладия, Митрополита С.-Петербургского. (Биогр. заметка). [Нижний Новгород, 1900]. 13 с.

20. Царевский А.А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского Высо-копреосвященнейшего Палладия // Православный собеседник. 1899. Ч. 1. № 1. С. 5-37.

21. Царевский А.А. Памяти в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского, Высокопреосвященного Палладия. Казань, 1899. 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.