Научная статья на тему 'ЕПАРХИАЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ. КАК ГЛАВНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ СВОИХ ЕПАРХИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ)'

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ. КАК ГЛАВНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ СВОИХ ЕПАРХИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВОЛОГОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ / УСТАВ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ 1867 ГОДА / УСТАВ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ 1884 ГОДА / РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Широков Павел Федорович

Устав духовных семинарий 1867 г. определял, что епархиальный архиерей является «главным начальником духовных училищ своей епархии». Епископы имели высшее наблюдение за исполнением в семинарии положений Устава, регулярно посещали семинарии и вникали во все подробности управления. Значительное расширение полномочий епархиальных архиереев по отношению к семинариям прослеживается после введения в действие Устава 1884 года. В настоящей статье рассматривается значение деятельности епархиальных преосвященных Вологодской епархии второй половины XIX - начала ХХ вв. в отношении к Вологодской духовной семинарии. Источниками для исследования послужили материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Вологодской области (ГАВО), а также важный источник личного происхождения - дневник выпускника Вологодской духовной семинарии Никифора Ильинского, который в течении более чем 30-ти лет трудился в родной духовной школе в должности помощника инспектора. Данные материалы впервые вводятся в научный оборот. В качестве дополнительных источников использованы материалы региональной периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Широков Павел Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIOCESAN BISHOPS IN THE SECOND HALF OF THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES AS HEADS OF THEOLOGICAL SEMINARIES IN THEIR DIOCESES (BASED ON THE EXAMPLE OF THE VOLOGDA DIOCESE)

The Statute of 1867 for theological seminaries defined that a diocesan bishop was “the head of the theological schools in his diocese”. Bishops had the highest supervision over the implementation of the Statute’s provisions in seminaries, regularly visited them and paid much attention to all the management’s details. Significant extension of diocesan bishops’ powers with respect to seminaries can be traced even after introducing the Statute of 1884. This article attempts to consider the significance of the diocesan bishops’ activities in the Vologda Diocese in the second half of the 19th and early 20th centuries in relation to the Vologda Theological Seminary. The sources for the research were the materials of the Russian State Historical Archive (RSHA), the State Archive of the Vologda Region (SAVR), as well as an important source of a private character - a diary of the Vologda Theological Seminary’s graduate Nikifor Ilyinsky, who worked as an assistant inspector at his native theological school for more than 30 years. These materials have been introduced into the scientific circulation for the first time. The materials of the regional periodical press were used as additional sources.

Текст научной работы на тему «ЕПАРХИАЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ. КАК ГЛАВНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ СВОИХ ЕПАРХИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Иеромонах Ферапонт (Широков)

Епархиальные архиереи второй половины XIX — начала ХХ вв. как главные начальники духовных семинарий своих епархий (на примере Вологодской епархии)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_389

Аннотация: Устав духовных семинарий 1867 г. определял, что епархиальный архиерей является «главным начальником духовных училищ своей епархии». Епископы имели высшее наблюдение за исполнением в семинарии положений Устава, регулярно посещали семинарии и вникали во все подробности управления. Значительное расширение полномочий епархиальных архиереев по отношению к семинариям прослеживается после введения в действие Устава 1884 года. В настоящей статье рассматривается значение деятельности епархиальных преосвященных Вологодской епархии второй половины XIX — начала ХХ вв. в отношении к Вологодской духовной семинарии. Источниками для исследования послужили материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Вологодской области (ГАВО), а также важный источник личного происхождения — дневник выпускника Вологодской духовной семинарии Никифора Ильинского, который в течении более чем 30-ти лет трудился в родной духовной школе в должности помощника инспектора. Данные материалы впервые вводятся в научный оборот. В качестве дополнительных источников использованы материалы региональной периодической печати.

Ключевые слова: Вологодская епархия, Вологодская духовная семинария, духовное образование, Святейший Синод, Учебный комитет, Устав духовных семинарий 1867 года, Устав духовных семинарий 1884 года, реформа духовного образования.

Об авторе: Иеромонах Ферапонт (Широков Павел Федорович)

Магистр богословия, соискатель Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: ierom.ferapont@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5514-9193

Ссылка на статью: Ферапонт (Широков), иером. Епархиальные архиереи второй половины XIX — начала ХХ вв. как главные начальники духовных семинарий своих епархий (на примере Вологодской епархии) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 389-399.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 3 (8) 2021

Hieromonk Ferapont (Shirokov)

Diocesan Bishops in the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries as Heads of Theological Seminaries in Their dioceses (Based on the Example of the Vologda Diocese)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_389

Abstract: The Statute of 1867 for theological seminaries defined that a diocesan bishop was "the head of the theological schools in his diocese". Bishops had the highest supervision over the implementation of the Statute's provisions in seminaries, regularly visited them and paid much attention to all the management's details. Significant extension of diocesan bishops' powers with respect to seminaries can be traced even after introducing the Statute of 1884. This article attempts to consider the significance of the diocesan bishops' activities in the Vologda Diocese in the second half of the 19th and early 20th centuries in relation to the Vologda Theological Seminary. The sources for the research were the materials of the Russian State Historical Archive (RSHA), the State Archive of the Vologda Region (SAVR), as well as an important source of a private character — a diary of the Vologda Theological Seminary's graduate Nikifor Ilyinsky, who worked as an assistant inspector at his native theological school for more than 30 years. These materials have been introduced into the scientific circulation for the first time. The materials of the regional periodical press were used as additional sources.

Keywords: Vologda Diocese, Vologda Theological Seminary, theological education, Holy Synod, Educational Committee, Statute of 1867 for theological seminaries, Statute of 1884 for theological seminaries, reform of theological education.

About the author: Hieromonk Ferapont (Shirokov Pavel Fedorovich)

Master of Theology, corresponding Graduate Student at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: ierom.ferapont@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5514-9193

Article link: Ferapont (Shirokov), hieromonk. Diocesan Bishops in the Second Half of the 19th and Early

20th Centuries as Heads of Theological Seminaries in Their dioceses (Based on the Example of the Vologda

Diocese). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 389-399.

* Photos are taken from open sources and provided by the author.

Внутренняя политика Александра II способствовала реформированию светских учебных заведений, что в свою очередь стало призывом к реорганизации системы духовного образования. Недовольство состоянием духовного образования, возникшее после реформы 1808-1814гг., обострилось политикой обер-прокурора Николая Александровича Протасова1, занимавшего данный пост с 1836 по 1855 гг. По замечанию И. К. Смолича, «даже те церковные иерархи, которые в дни своей молодости полностью одобряли принципы реформы 1808-1814гг., теперь относились к ним скептически, не будучи, однако согласны со взглядами на задачи духовного образования Николая I и Протасова»2. Вступление на должность обер-прокурора графа Дмитрия Андреевича Толстого, который с 1866 г. в своем лице объединил должности министра народного просвещения и обер-прокурора, было живо встречено всеми, кто надеялся на преобразования, о которых стали говорить еще в последние годы царствования Николая I3.

Проекты устава духовных училищ и семинарий, разработанные в 1863 г. Комитетом по соображениям о преобразовании духовных училищ, были разосланы епархиальным архиереям для обсуждения, которое продолжалось до 1866 г. Для ускорения проведения реформы Д. А. Толстой распустил комитет и сформировал новый, во главе с митрополитом Киевским Арсением (Москвиным). Данное учреждение окончательно привело в порядок и представило на утверждение Александром II уставы духовных семинарий и училищ, которые 14 мая 1867 г. получили Высочайшее утверждение4.

Данные преобразования внесли изменения в структуру управления духовно-учебными заведениями. При этом семинарии, находясь под главным управлением Св. Синода, поступали в «ближайшее ведение» епархиальных архиереев5. Согласно положениям Устава, епархиальный архиерей становился «главным начальником духовных училищ епархии» и получал высшее наблюдение за исполнением устава в се-минарии»6. Правящему епископу давалось право посещать духовную школу в любое время, входить во все подробности управления семинарии. Ведению архиерея подчинялись как учебная, так и воспитательная часть. Все замечания в семинарском устройстве епископ обозначал в письменных предложениях, которые направлял Правлению семинарии. Важным свидетельством непосредственного подчинения семинарий епархиальным архиереям служил тот факт, что каждый преосвященный должен был по окончании учебного года представлять отчет в Св. Синод о состоянии семинарии в учебном и нравственном отношении. Епископ также следил за хозяйственной деятельностью семинарии и защищал ее собственность перед государственными ор-ганами7. В отчете по ведомству духовных дел православного исповедания за 1877 г. обер-прокурор Д. А. Толстой отметил, что «в лице ближайших своих наставников (имея в виду епархиальных архиереев. — и. Ф.) духовные школы получили "благопо-печительных руководителей", которые внимательно относились к нуждам семинарий и направляли общий ход жизни к указанным в семинарском уставе целям»8.

Значительное расширение полномочий епархиальных архиереев по отношению к семинариям прослеживается после введения в действие Устава 1884 г.

1 См.: 2 ПСЗ. 14. № 12070, 12071.

2 Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Кн. VIII. Ч.1. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1996. С. 452.

3 Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1841. СПб., 1842. С. 113.

4 Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: ПСТГУ, 2006. С. 174.

5 Уставы и штаты духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 14 мая 1867 года. СПб.: Синодальная типография, 1867. С. 3.

6 Там же.

7 Там же.

8 Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1887. СПб., 1878. С. 187.

Вологодская духовная семинария. Нач. ХХ в.

Епархиальному архиерею помимо прочего вменялось «высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся и вообще за исполнением в семинарии сего устава»9. По замечанию одного из исследователей истории духовного образования митрополита Тамбовского Феодосия (Васнева), епархиальным епископам Устав 1884 г. даровал значимую роль в жизни и деятельности духовных семинарий. На архиереев возлагались обязанности наблюдения за ходом учебного и воспитательного процессов, где контролирующие функции епископа существенно увеличивались. Епископ с этого момента имел возможность влиять на принятие решений правлением семинарии10.

Следует отметить, что Устав 1867 г. действовал всего лишь 18 лет и был сменен Уставом 1884 г. Сам процесс, который в отечественной историографии часто называется «контрреформой» обер-прокурора Константина Петровича Победоносцева, основывался на мнении последнего, что «узел всему делу — Епархиальные архиереи... ими все стоит»11.

В настоящей статье представлен анализ деятельности епархиальных архиереев Вологодской епархии второй половины XIX — начала ХХ столетия по отношению к Вологодской духовной семинарии. В качестве верхней даты хронологических рамок взяты 1867-1869 гг. — годы преобразования духовно-учебных заведений по новому уставу.

На момент преобразований духовных школ правящим архиереем Вологодской епархии был епископ Павел (Доброхотов)12, возглавлявший Вологодскую епархию с 1866 г. Владыка Павел предпринял действия по подготовке духовной семинарии к полному преобразованию по новому Уставу13. Следует отметить, что епископ Павел имел внушительный опыт работы в системе духовного образования: до вступления

9 Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 года, с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. СПб., 1888. С. 5.

10 Феодосий (Васнев), еп. Устав духовных семинарий 1884 года и его введение в Тамбовской духовной семинарии // Вестник Тамбовского университета. 2012. № 4 (108). С. 308.

11 Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. С. 346.

12 См.: Галкин А. К. Павел (Доброхотов), епископ Олонецкий и Петрозаводский // Православная энциклопедия. Т. LIV. М., 2019. С. 26-29.

13 Вологодская духовная семинария получила полное преобразование по новому Уставу в 1869 г. См.: Ферапонт (Широков), иером. Преобразование Вологодской духовной семинарии по новому Уставу в 1869 г. (по материалам отчета о ревизии) // Христианское чтение. 2021. № 2. С. 252-261.

Епископ Павел (Доброхотов) Епископ Палладий (Раев)

(1807-1900) (1827-1898)

в управление Вологодской епархии будущий архиерей в разные годы возглавлял пять духовных семинарий. Однако в 1869 г. владыка Павел был переведен на Псковскую кафедру и устройство Вологодской семинарии в духе нового Устава было определено осуществить его преемнику, епископу Палладию (Раеву)14. По сути, вся ответственность по проведению реформ в Вологодской семинарии легла на его плечи. Через несколько дней после прибытия в Вологду владыка Палладий посетил Вологодскую семинарию. Архиерей осмотрел здания духовной школы, правление, семинарскую и ученическую библиотеку, внимательно ознакомился с условиями жизни воспитанников, а также посетил занятия15.

В 1873 г. ревизор Учебного комитета надворный советник Сергей Иринеевич Миропольский16, проводивший ревизию Вологодской семинарии, дал следующую характеристику епископу Палладию: «Внимательное участие, постоянный надзор и руководство Преосвященного Палладия, при глубоком сочувствии его к новому Уставу, давало общую поддержку и направление всему делу. <...> Благотворное влияние Преосвященного Палладия является одним из важнейших условий преуспеяния в духе нового Устава не только семинарии, но и вообще всех духовных учебных заведений Вологодской епархии. Я в моей жизни не встречал нигде такого живого, деятельного и практического участия со стороны Преосвященного ко благу духовного учебного заведения, какие нашел в Вологде. Ревизируя семинарию и училище, я почти на всем замечал добрые следы этого влияния»17.

14 См.: Галкин А.К. Палладий (Писарев-Раев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский // Православная энциклопедия. Т. LIV. М., 2019. С. 320-321.

15 Суворов Н.И. Материалы для истории Вологодской семинарии // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 20. С. 767.

16 Сергей Иринеевич Миропольский (1842-1907) — член-ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде, педагог-методист.

17 РГИА. Ф. 802. Оп. 9. Д. 50. 1873 г. Л. 67-68.

Епископ Палладий непродолжительное время являлся управляющим Вологодской епархией, однако за этот период смог многое сделать для пользы духовного образования. В годы его архиерейства было начато строительство общежития для Вологодского духовного училища, положено начало к устройству общежития и при духовной семинарии. Также при семинарии была открыта ссудная касса для нуждающихся воспитанников, которая впоследствии будет преобразована в Попечительство для бедных воспитанников18. С момента учреждения попечительства в 1877 г. преосвященный Палладий до конца жизни оставался в числе почетных благотворителей. Епископ Палладий благословил открытие «учебно-воспитательного женского приюта» при Вологодском Горне-Успенском женском монастыре для дочерей духовенства, тем самым положив начало епархиальному женскому училищу19.

Епископ Вологодский Феодосий (Шаповаленко)20, сменивший епископа Палладия в 1873 г., также имел внушительный опыт служения в духовных школах21. Как и предшественники, владыка Феодосий уделял пристальное внимание духовной семинарии. В январе 1874 г. архиерей передал епархиальный свечной завод в собственность епархиального духовенства, тем самым предоставив духовенству средства на содержание параллельных классов при семинарии. Этим действием архиерей желал предоставить возможность большему числу детей бедного духовенства получить духовное образование22.

После кончины епископа Феодосия Вологодскую кафедру возглавил епископ Израиль (Никулицкий)23, бывший до этого епископом Острожским, викарием Волынской епархии. Владыка Израиль вошел в историю Вологодской епархии как архиерей, который усиленно занимался организацией духовного образования и благоустройством духовных школ. В годы его пребывания на Вологодской кафедре было построено новое здание семинарского общежития, произведен капитальный ремонт основного корпуса семинарии и построено новое двухэтажное здание. В семинарские дела епископ подробно не вникал, к проступкам воспитанников относился снисходительно. Были случаи, когда епископ, получив журнал Правления со сведением об увольнении воспитанников, не утверждал журнал и вызывал к себе провинившегося ученика для отеческого вразумления, после чего определял ученика к посещению крестовой церкви для несения послушаний. Епископ много жертвовал на содержание Попечи-

18 В 1877 г. благодаря трудам епископа Вологодского Феодосия (Шаповаленко) и его предшественника епископа Палладия при семинарии открылось попечительство о бедных воспитанниках. См.: О действиях попечительства при Вологодской градской Кирилло-Иоанно-богословской церкви о бедных воспитанниках Вологодской семинарии // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1878. № 5. С. 94-95.

19 До этого дочери духовенства Вологодской епархии обучались в Ярославском училище девиц духовного звания, после чего предлагались студентам семинарии к вступлению в брак при открытии вакантных священнических мест. См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 44. Л. 18 об.

20 Феодосий (Шаповаленко) (1811-1883) — архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Управлял Вологодской епархией с 1873 по 1883 гг.

21 Будущий епископ по окончании Киевской духовной академии в 1839 г. был назначен преподавателем, а затем инспектором Полтавской духовной семинарии, в 1845 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии, в 1848 г. — ректором Волынской семинарии, в 1852 г. — ректором Полтавской духовной семинарии. Являлся также членом Комитета для рассмотрения проектов о преобразовании духовных учебных заведений. С 1861 г. — ректор Воронежской семинарии.

22 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 14834. Л. 3.

23 Израиль (Никулицкий) (1830-1894) — епископ Вологодский и Тотемский. Управлял Вологодской епархией с 1883 по 1894 гг. Епископ Израиль окончил Рязанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, в течении нескольких лет трудился в духовно-учебном ведомстве: сначала инспектором в Калужском духовном училище, затем смотрителем Пензенского духовного училища и преподавателем в Пензенской семинарии. В 1863 г. был перемещен инспектором в Могилевскую семинарию, а с 1872 по 1879 гг. являлся ректором Витебской духовной семинарии.

тельства о бедных воспитанниках, а также выделял средства на приобретение одежды и обуви для бедных учеников. При посещении семинарской библиотеки епископ делал замечания и рекомендации по необходимой учебной литературе24.

После кончины епископа Израиля Вологодскую кафедру возглавил епископ Антоний (Флоренсов)25. Владыка Антоний был известен как ученый иерарх, опытный администратор и педагог. Однако период служения в качестве епархиального архиерея у епископа Антония был незначительным: на Вологодской кафедре он пробыл немного больше года: 12 июня 1895 г. епископ Антоний был освобожден от управления епархией и отправлен на покой. Причиной столь серьезного шага кроется помимо прочего в разногласиях между епископом и ректором по вопросам деятельности духовных школ. При инспектировании Вологодской семинарии и епархиального женского училища епископ Антоний обнаружил серьезные недостатки и злоупотребления. Прежде всего, епископа не устраивал уровень подготовки

преподавательского состава и недостаточное Епископ Антоний (Флоренсов)

* и (1847-1918)

материальное обеспечение семинарии. Некоторые преподаватели не составляли литографических конспектов, что отрицательно сказывалось на уровне усвоения материала воспитанниками. Епископ Антоний сразу же принялся за исправление недостатков, но неожиданно встретил сопротивление. Отношения между епископом и ректором семинарии протоиереем Иоанном Лебедевым также вскоре испортились несмотря на то, что они были товарищами по Киевской академии26.

Один из поводов для разногласий заключался в желании преосвященного переместить общежитие семинарии, предоставив освободившееся здание епархиальному женскому училищу. Общежитие предлагалось разместить в соседнем с семинарией доме Розанова, который был выставлен на торги. За счет этого значительно расширялась семинарская усадьба, а общежития для своекоштных и казеннокоштных воспитанников, таким образом, находились бы в одном месте, что значительно облегчало надзор инспекции27. Следствием этого стала вторая инициатива архиерея: закрытие сверхштатной должности помощника инспектора. Епископ Антоний, кроме того, счел необходимым запретить ученикам семинарии подавать личные прошения о принятии на казенное содержание, так как, по его мнению, подавать подобные прошения могут только родители и опекуны28.

24 ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 1769. Л. 16.

25 Преосвященный Антоний также, как и предшественники имел опыт службы в духовно-учебном ведомстве: с 1881 по 1884 гг. он исполнял должность инспектора Симбирской духовной семинарии, а в 1887 г. был определен ректором Самарской семинарии и преподавателем Священного Писания. В 1890 г. был рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии, где имел особое наблюдение за состоянием Волынской семинарии. См.: Андроник (Трубачев), игум. Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский и Тотемский // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 645-646.

26 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 84. Л. 52.

27 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 16713. Л. 2.

28 Там же.

Епископ Алексий (Соболев) Епископ Никон (Рождественский)

(1836-1911) (1851-1919)

Ректор сообщал о всех действиях епископа в Учебный комитет, а секретарь консистории — обер-прокурору. Много жалоб было направлено и частными лицами. Для изучения всех обстоятельств дела Управляющий канцелярией обер-прокурора В.К. Саблер29 на основании определения Св. Синода от 7/12 октября 1894 г. направил в Вологду специальную комиссию во главе с архиепископом Ярославским Ионафаном (Рудневым), в состав которой вошел член Учебного комитета при Св. Синоде действительный статский советник П. И. Нечаев30.

Изучив все материалы, комиссия пришла к выводу о невиновности архиерея, однако епископ Антоний 12 июня 1895 г. был уволен на покой по болезни с назначением управляющим Спасо-Яковлевым монастырем Ярославской епархии31.

12 декабря 1895 г. указом Св. Синода епископом Вологодским и Тотемским определено быть епископу Сарапульскому, викарию Вятской епархии Алексию (Соболеву). В отличие от предшественников, епископ Алексий не имел академического образования. Архиерей внимательно следил за жизнью духовной школы, при посещении семинарии вникал во все сферы жизни, давал советы семинарскому Правлению32. Отношение епископа к семинарии на первых порах было благожелательным, ни один из его предшественников не служил в семинарской церкви так часто, как он. После богослужения владыка, по традиции, проводил встречу с воспитанниками за чашкой чая. Часто он посещал семинарское занятия. При обозрении семинарии епископ Алексий нередко делал резкие выговоры за недочеты. С благословения епископа в семинарии и общежитии проводились концерты, которые завершались танцами. Отношение архиерея к духовной школе и, в частности, администрации, резко изменилось после волнений 1901 г.

29 Владимир Карлович Саблер (1845-1929) — государственный деятель Российской империи, обер-прокурор Святейшего Синода в 1911-1915 гг., почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

30 ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 2005. Л. 1.

31 Андроник (Трубачев), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец Московского Донского монастыря. Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019. С. 21-24.

32 ВГИАМЗ. Ф. 7. Оп. 2. Д. 40. Л. 2.

21 апреля 1906 г. епископ Алексий был почислен на покой, согласно поданному прошению. Указом Св. Синода епископом Вологодским был определен епископ Серпуховской Никон (Рождественский)33. Являясь членом Государственной думы (с 1 января 1908 г.) и Государственного совета (с 1907 г., по выбору от монашествующего духовенства), епископ Никон редко бывал в Вологде, в основном приезжал только на Рождество и Пасху, и по замечанию Н. Ильинского, в Вологде «чувствовал себя не по себе» и с большим удовольствием стремился в столицу34. Однако своим попечением архиерей не оставлял духовной школы в столь трудное время. Его обращения к воспитанникам, по замечанию ректора семинарии протоиерея Николая Малиновского, «производили должное и доброе воздействие»35. Также в непродолжительное время пребывания в Вологде епископ Никон, посещая духовную семинарию, присутствовал на уроках и беседовал с воспитанниками «о пастырском звании и призывал их послужить родной семинарии»36.

29 мая 1912 г. епископ Никон, согласно прошению, был уволен от управления Вологодской епархий, с оставлением членом Св. Синода. Епископом Вологодским был определен епископ Юрьевский, викарий Владимирской епархии Александр (Трапи-цын)37. В семинарские дела архиерей практически не вникал. В годы Первой мировой войны в семинарии действовал епархиальный лазарет, который, с одной стороны, оказывал существенную помощь раненным солдатам, с другой — существенно подорвал экономическое состояние духовной семинарии. Несмотря на сопротивление со стороны епископа, на период его архиерейского управления выпало закрытие Вологодской духовной семинарии в 1918 г.

Таким образом, в рассматриваемый период Вологодские архипастыри играли важную созидательную роль в жизни Вологодской семинарии. Исследуя дошедшие до нас источники, можно сделать вывод, что епископы живо интересовались нуждами духовной семинарии, вникали в учебный процесс, не оставляя без внимания духовно-нравственное воспитание, заботились о расширении семинарского здания и строительстве общежития. Можно сделать вывод, что забота о семинарии была для архиереев столь же ответственной обязанностью, как каждодневная забота о жизни монастырей и приходов вверенной им епархии.

33 Епископ Никон родился 4 апреля 1851 г. в Московской губернии. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию. В 1880 г. принял монашеский постриг, в 1882 г. рукоположен в священный сан. В 1904 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Никона во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1904 г. был епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. См.: Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский // Православная энциклопедия. Т. LI. М., 2018. С. 17-20.

34 ГАВО. Ф. 5250. Оп.1. Д.1. Л. 360 об.

35 ОР РГБ. Ф. 765. Карт. 9. Д. 89. Л. 4.

36 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323. Л. 9 об.

37 См.: Дамаскин (Орловский), игум. Александр (Трапицын), архиеп. Куйбышевский // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 484.

Епископ Александр (Трапицын) (1862-1938)

Источники и литература

Источники

1. Воспоминания Н. А. Ильинского // Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1.

2. Дело о передаче в ведение Вологодской семинарии епархиального свечного завода // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 14834.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доклад Учебного комитета при Синоде о ревизии духовно-учебных заведений г. Вологды // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 16713.

4. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1887. СПб., 1878.

5. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1841. СПб., 1842.

6. О действиях попечительства при Вологодской градской Кирилло-Иоанно-богословской церкви о бедных воспитанниках Вологодской семинарии // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1878. № 5. С. 94-95.

7. Отчет о состоянии Вологодской епархии. 1861 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 44.

8. Отчет о состоянии Вологодской епархии. 1909 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2323.

9. Письма протоиерея Николая Малиновского епископу Никону (Рождественскому) // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 765. Карт. 9. Д. 89.

10. По выписке книг и периодических изданий для библиотеки семинарии // ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 1769.

11. По случаю ревизии Вологодских учебных заведений // ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 2005.

12. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XIV. Отделение 1. 1839 г. СПб., 1840.

13. Посещение г. Тотьмы обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым // Вологодские епархиальные ведомости. 1891. № 17. С. 265-267.

14. «Сведения о состоянии г. Тотьмы и уезда» (2 экз., представленные тотемским уездным исправником вологодскому губернатору и обер-прокурору Синода). Рукоп. и печат. // РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 84.

15. Список личного состава преподавателей и служащих семинарии // Вологодский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (ВГИАМЗ). Ф. 7. Оп. 2. Д. 40.

16. Суворов Н.И. Материалы для истории Вологодской семинарии // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 20. С. 767-777.

17. Уставы и штаты духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 14 мая 1867 года. СПб., 1867. 84 с.

18. Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 года, с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. СПб., 1888. 202 с.

19. Учебный комитет при Синоде. По отчету надворного советника Миропольского о произведенной им в 1872 году ревизии духовно-учебных заведений по Вологодской епархии // РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1873 г. Д. 50.

Литература

20. Андроник (Трубачев), игум. Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский и Тотемский // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 645-646.

21. Андроник (Трубачев), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец Московского Донского монастыря. Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019. 704 с.

22. Галкин А. К. Павел (Доброхотов), епископ Олонецкий и Петрозаводский // Православная энциклопедия. Т. LIV. М., 2019. С. 26-29.

23. Галкин А. К. Палладий (Писарев-Раев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский // Православная энциклопедия. Т. LIV. М., 2019. С. 320-321.

24. Дамаскин (Орловский), игум. Александр (Трапицын), архиеп. Куйбышевский // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 484.

25. Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский // Православная энциклопедия. Т. LI. М., 2018. С. 17-20.

26. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Кн. VIII. Ч.1. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1996. 798 с.

27. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: ПСТГУ, 2006. 659 с.

28. Феодосий (Васнев), еп. Устав духовных семинарий 1884 года и его введение в Тамбовской духовной семинарии // Вестник Тамбовского университета. 2012. № 4 (108). С. 308-312.

29. Ферапонт (Широков), иером. Преобразование Вологодской духовной семинарии по новому Уставу в 1869 г. (по материалам отчета о ревизии) // Христианское чтение. 2021. №2. С. 252-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.