Научная статья на тему 'Митрополит Михаил (Десницкий) и цикл «Праведники» Н. С. Лескова'

Митрополит Михаил (Десницкий) и цикл «Праведники» Н. С. Лескова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОЧЕСТИЕ / БЕССРЕБРЕННИК / КРОТКИЙ / СВЯТОСТЬ / ПРАВЕДНЫЙ / PIETY / THE UNMERCENARY / MEEK / HOLY / RIGHTEOUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дидковская В.Г.

Автор анализирует особенности понятия «праведный», которые раскрываются в повести Н.С. Лескова «Инженеры-бессребреники». В статье подчеркивается, что при характеристике выбора жизненного пути молодыми инженерами Лесков постоянно упоминает о митрополите Петербургском и Новгородском Михаиле (Десницком) и приводит сведения из его биографии. Сопоставляя воспоминания современников о митрополите Михаиле и характеристику героев повести Лескова, автор делает вывод о том, что путь праведничества, который они выбирают, определяется богословскими трудами митрополита Михаила и чертами его личности.The author analyses the features of the concept of “righteous” revealed in the story of N.S.Leskov The Unmercenary Engineers . When describing the choice of life path by young engineers, Leskov constantly mentions the Metropolitan of St. Petersburg and Novgorod Mikhail (Desnitskiy) and cites information from his biography. Comparing the memoirs of contemporaries about Metropolitan Mikhail and the author’s characterization of the heroes of the story of Leskov, the author concludes that the path of righteousness that they choose is determined by the theological works of Metropolitan Mikhail and his personality traits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Митрополит Михаил (Десницкий) и цикл «Праведники» Н. С. Лескова»

УДК 801.83 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.3(28).18

В.Г.Дидковская

МИТРОПОЛИТ МИХАИЛ (ДЕСНИЦКИЙ) И ЦИКЛ «ПРАВЕДНИКИ» Н.С.ЛЕСКОВА

Автор анализирует особенности понятия «праведный», которые раскрываются в повести Н.С. Лескова «Инженеры-бессребреники». В статье подчеркивается, что при характеристике выбора жизненного пути молодыми инженерами Лесков постоянно упоминает о митрополите Петербургском и Новгородском Михаиле (Десницком) и приводит сведения из его биографии. Сопоставляя воспоминания современников о митрополите Михаиле и характеристику героев повести Лескова, автор делает вывод о том, что путь праведничества, который они выбирают, определяется богословскими трудами митрополита Михаила и чертами его личности.

Ключевые слова: благочестие, бессребренник, кроткий, святость, праведный

В современных гуманитарных исследованиях феномен праведничества вновь приобретает актуальность,

поскольку, по убеждению ученых, оно может стать одной из объединяющих идей новой России. В этих работах делается акцент на светском понимании праведности, которое включает ее философское, социальное и художественное осмысление; такое освещение названной проблематики представлено, например, в цитируемой далее работе А.Б.Тарасова. В научной и художественной литературе XIX в. понимание праведничества было основано на христианской православной традиции, поэтому идеал праведной жизни раскрывался в сочинениях церковных иерархов, например, святителей Игнатия Брянчанинова и Филарета Дроздова. Но в творчестве писателей этого времени, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова и др., праведничество представало в конкретных формах — через изображение праведников.

В первом прижизненном собрании сочинений, подготовленном самим Н.С.Лесковым, которое стало выходить с 1889 г., отчетливо прослеживается авторский замысел — показать России ее праведников, людей, ищущих блага и спасения, стремящихся «положить душу за други своя». По сути дела, все собрание и каждый том в отдельности содержали ответ на вопрос «что есть праведничество?». Это направление в творчестве Лескова А.М.Горький назвал иконописью и охарактеризовал так: «он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством, опоздавшую жить <...>, где люди всех классов и сословий умеют быть одинаково несчастными <...>», и потому «пишет милые иконы ее праведников для радости грешных» [1]. Таким собранием «милых икон» стал цикл «Праведники», задачу которого Н.С.Лесков определил в авторском предисловии к нему: «Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью <...> Мне это было и ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния» <...>» [2].

В исследованиях, посвященных теме праведничества у Лескова, часто подчеркивается, что его праведники — не святые, и даже не всегда верующие люди. При этом, однако, остается без внимания определение понятия праведные, сложившееся в богословских трудах и христианской литературе. Такое определение находим, например, в Кратком словаре агиографических терминов В.М.Живова: «Праведные — 1) подвижники, которые, живя в миру, браке, достигли святости. К числу ветхозаветных праведников относятся праотцы и богоотцы. Из русских святых к этому лику относятся, например, святые благоверные князь я, праведный Филарет Милостивый, св. праведный Иоанн Кронштадтский, чудотворец. 2) христиане высокой духовной жизни.

В Ветхом Завете словами «святость» (евр. кодеш) и «праведность» (евр. цэдэк) выражается связь с Богом, исполнение заповедей, нравственная чистота в противоположность греховности. В Новом Завете слово «праведный» применяется к тем, кто богоугодной жизнью стяжал высокие добродетели: (Мф.13:43); (Рим.14:17).

В нашем языке понятием «святой» принято называть того, кто соборным решением признан угодником Божиим и имя которого включено в святцы. Понятие «праведник» по объему шире. Оно относится ко всем людям высокой духовной жизни, как прославленным, так и неканонизированным» [3]. Именно такое понимание праведничества, в русле православной традиции, отражено в Словаре В.И.Даля: праведный определяется как оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный, а праведник — как праведно живущий; во всем по закону Божию поступающий, безгрешник [4]. Таким образом, лесковские праведники, хотя и не святые, но люди необычные, люди удивительной нравственной чистоты, стяжавшие высокие духовные добродетели. «Русские писатели, как и составители житий, как иконописцы, раскрывали в своих творениях именно реальность, но реальность высшего порядка, высшего напряжения духовной жизни, правды "идеальной"» [5].

Однако, анализируя образы праведников у Лескова, обычно обращаются к ограниченному кругу его произведений, в которых праведники — это «люди из народа»: таковы герои повестей «Однодум», «Несмертельный Голован», «Левша», «Очарованный странник» и др.; а между тем Лесков ищет и находит и другие социальные типы праведников. Внук сельского священника, Лесков не скрывал своей любви к

православному духовенству. 4 января 1893 года в письме к Л.Н.Толстому он писал: «Я с ранних лет жизни имел влечение к вопросам веры и начал писать о религиозных людях, когда это почиталось за непристойное и невозможное ("Соборяне", "Запечатленный Ангел", "Однодум", и "Мелочи архиерейской жизни", и тому подобное)» [6].

В повести из «праведнического» цикла «Инженеры-бессребреники» (1887) одним из трех праведников становится Дмитрий Александрович Брянчанинов, впоследствии принявший монашество с именем Игнатий и ставший епископом Кавказским. В отличие от других произведений в названии этой повести сразу обозначен духовный ранг ее героев — бессребреники: «Бессребреник (гр. [греч] ^ару9ро<;), разряд святых, особо прославившихся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Представление о бескорыстии как необходимом элементе святости опирается на евангельский рассказ о юноше, который хотел последовать Христу, но смутился, когда Христос сказал ему: "Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест" (Мр. 10. 21). Поскольку "сокровище на небесах" означает спасение, т.е. святость (см.), бескорыстие и бессребреничество могут рассматриваться как подвиг, сообщающий святость» [3]. Именно о таком бессребреничестве будущих инженеров пишет Лесков: «Между воспитанников обнаруживалось оригинальное и благородное направление, которое можно назвать стремлением к безукоризненной честности и даже к святости. <...> Дмитрий Александрович Брянчанинов в указанном направлении был первым заводчиком: он был главою кружка любителей и почитателей "святости и чести".» [2, с. 136]. Христианский идеал, к которому стремились в «кружке Брянчанинова» писатель называет православием в духе митрополита Михаила и противопоставляет «библейскому пиетизму и тяготению к католичеству», характерных для русского образованного общества 30-х гг. XIX в.

Митрополит Михаил, о котором неоднократно упоминает в своих сочинениях Н.С.Лесков, это митрополит Петербургский и Новгородский Михаил Десницкий (1762—1821): по характеристике одного из знавших его современников, «.имя его занимает почетнейшее место между первейшими Архипастырями нашей Церкви» [7]. Его жизнеописание, вошедшее в биографические словари XIX—XX вв. (см. например, «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» митрополита Евгения (Болховитинова), в Энциклопедию Брогкауза и Евфрона) включает и новгородский период служения: «23 Ноября того же года 1799 произведен во Архимандрита Новгородского первоклассного Юрьева Монастыря, и определен в Члены Св. Синода, с назначением в Законоучители 1-го Кадетского Корпуса; в 1802 году Июня 20 хиротонисан во Епископа Старорусского, Викарного Новгородской Митрополии» [8]. Но и после назначения в 1818 г. митрополитом Петербургским он не оставляет своим попечением Новгородскую епархию [см. об этом подробно 9].

Кроме жизнеописаний, с разной степенью подробности излагающих факты биографии и характеризующих этапы его пастырского служения, имеются и другие источники — воспоминания современников, объясняющие огромное нравственное влияние Михаила Десницкого на знавших его людей. В письме к редактору журнала «Москвитянин» М.П.Погодину, опубликованном в этом издании летом 1843 г., А.Ф.Леопольдов, известный саратовский писатель-краевед, бывший студент Петербургской духовной академии, в 1819 г. высланный по приказу министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н.Голицына за критику книг мистического направления, писал о нем: «Нарисую вам портрет Михаила, когда я его видел, в три предсмертные года. Он был росту довольно высокого; собою статный; волосы на голове черные с большой проседью; борода окладистая, тоже с проседью; глаза проницательные; лицом свеж; на щеках горел нежный румянец; улыбка прекрасная; взор приветливый; речь мягкая, ясная и простая. <...> Жизнь его в последние годы, как и всегда, была чужда всякой укоризны, а особенно в это время отличалась деятельностью и благочестием» [10]. По воспоминаниям, митрополит Михаил был выдающимся проповедником: «. где бы и когда бы ни служил, он почти всегда утешал посетителей церкви Божией назидательным словом или беседою, часто без приготовления сказываемыми просто, ясно и убедительно. Его очень хорошо понимал даже простой народ; поэтому он всегда тысячами, особенно в праздники, стекался в Александро-Невскую Лавру к обедне, когда служил оную Преосвященнейший Михаил, и, благословленный им, отходил с миром. Этот факт подтвердит целый Петербург. <...> это был подлинно Архиерей Бога Истинного» [10].

В повести «Инженеры-бессребреники», в первых ее главках, Н.С.Лесков используя ремарки, сноски, отсылки, обращает внимание читателей на личность митрополита Михаила и, упоминая некоторые факты его жизни и деятельности, предлагает задуматься над вопросом, какую роль сыграла личность этого человека в истории «инженеров-бессребреников». Конечно, воспитанники инженерного училища не были с ним знакомы лично и не могли слышать его проповеди, но они «читали богословские и религиозные книги, опять-таки отдавая перед многими из них предпочтение сочинениям митрополита Михаила» [2, с. 142]. Что привлекло их в этих трудах? Как пишет Лесков, в них они находили «религиозное примирение с своей совестью», «получали успокоение для своих мучительных противоречий»: «Они внимали и охотно усвоивали его религиозные мнения и пошли по его направлению» [2, с. 140]. Наставления митрополита Михаила, как писали современники, слышавшие его проповеди, были проникнуты духом кротости, призывали к жизни мирной и богоугодной, к живому деятельному христианству, истинному, евангельскому состраданию к бедным. Сама его жизнь была примером бессребреничества: следуя евангельским заповедям, «он очень мало из тленных сокровищ оставил в наследство единственной своей дочери; зато завещал ей большое богатство добродетелей» [10].

Это «направление» митрополита Михаила соответствовало собственному стремлению Дмитрия Брянчанинова и его друга Михаила Чихачева «к безукоризненной честности и даже к святости». Честность, честь, святость и совесть, о которых они читали в его беседах и поучениях, составили их личный идеал праведной жизни, оказавший на них чрезвычайно сильное влияние и изменивший путь их жизни, поскольку «долг чести и правда совести находятся в постоянном конфликте друг с другом, и линия фронта проходит через каждое человеческое сердце» [11]. Честь, совесть и святость — это слова становятся ключевыми в характеристике инженеров-бессребреников. Как представляется, центральным в этой цепочке является совесть, славянская калька греческого слова, пришедшего из посланий апостола Павла. Пройдя длительный путь семантического развития, в русском языке оно стало обозначать нравственное сознание, а также чувство, как пишет Даль, побуждающее к истине и добру, иными словами личную совесть человека, побуждающую его к поиску правды. Совесть, как писал В.С.Соловьев, есть глубина личности, где человек соприкасается с Богом. Понятие честь связано с понятием совесть и зависит от него: согласно современному словарному определению, это внутреннее нравственное достоинство человека, честность, благородство души и чистая совесть. В повести Лескова в слове честь, на наш взгляд, акцентируется именно компонент честность, та честность, которая означает стремление к совершенству, к жизни не только по правде, но и по истине.

Выбрав святость как «путь духа», молодые люди поставили личную честность выше сословной и корпоративной чести, отказавшись тем самым от всех преимуществ мирской жизни. Они истинные бессребреники, так как отказались от богатства ради своей веры. «Первое, чем повредил им Михаил, — пишет Н.С.Лесков, — выразилось тем, что ни Брянчанинов, ни Чихачев не захотели воевать и не могли сносить ничего того, к чему обязывала их военная служба <.> В инженерном ведомстве многие тогда были заняты заботами о наживе и старались ставить это дело «правильно и братски», — вырабатывали систему самовознаграждения. «Монахи» не хотели ни убивать людей, ни обворовывать государства.» [2, с. 143]. Заметим, что жизнь «инженеров-бессребреников» во многом повторила жизненный путь митрополита Михаила: «Последующая духовная карьера Игнатия Брянчанинова известна. Он был епископом без образовательного ценза и имел много почитателей и много врагов» [2, с. 148]. Митрополит Михаил Десницкий тоже имел многих почитателей и могущественного недоброжелателя — главу Двойного министерства (духовных дел и народного просвещения) князя А.Н.Голицына.

Стремление к праведности, к «водворению в жизни царства правды и справедливости» потребовало от «монахов» большого личного мужества, цельности и последовательности: «Их не в силах были изменить ни среда школы и ее направление, ни самый лестный фавор, ни строгое осуждение, ни укоризны трусостью как пороком, который должен бы несносно уязвлять благородное чувство, если бы оно не видало себе оправдания в идеале высшем» [2, с. 146]. И вновь отметим, что теми же чертами характера обладал и митрополит Михаил: кроткий и уступчивый в своих личных делах, митрополит Михаил умел быть пастырем твердым, когда дело касалось интересов Православия, и когда в 1821 году между ним и князем Голицыным дело дошло до крупного столкновения, митрополит Михаил не побоялся написать государю, бывшему тогда на конгрессе в Лайбахе, письмо с просьбой спасти Церковь от «слепотствующего министра» [12].

Таким образом, в повести «Инженеры-бессребренники» появляется еще один праведник, хотя и не включенный автором в состав ее героев, но сыгравший в их судьбе не последнюю роль. Интересен факт, что «сюжетно» митрополит Михаил Десницкий и святитель Игнатий Брянчанинов сопутствуют друг другу в творчестве Н.С.Лескова, как, например, в рассказе «Таинственные предвестия» (1885), и хотя они живут и действуют в разное время, но представляют, по мнению автора, образ истинного служителя Божия.

Деятельность Михаила Десницкого неоднократно становилась объектом исследования историков, философов, ей посвящены статьи и жизнеописания, в которых анализируются его богословские труды, его участие в церковной жизни. Вместе с тем другие аспекты его деятельности, прежде всего в петербургский период его служения, представляют значительный интерес: так, мало доступны и не систематизированы сведения о его участии в работе Библейской комиссии, нет исследований о его связях с Российской Академией, действительным членом которой он стал в 1802 г. И сама личность этого человека, его нравственное и духовное влияние на знавших его или о нем людей, о котором писал Н.С.Лесков, заслуживает не менее глубокого изучения.

1. Горький М. Н.Лесков // Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М.: Художественная литература, 1953. С. 231-232.

2. Лесков Н.С. Инженеры-бессребреники // Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 4.

3. Живов В.М. Святость // Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994 [Электр. ресурс]. URL: https://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar-agiograficheskix-terminov (дата обращения: 12.06.2019).

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1978. C. 380.

5. Тарасов А.Б. Праведничество [Электр. ресурс] // Энциклопедия гуманитарных наук. 2007. № 3. С. 239-240. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/pravednichestvo (дата обращения: 12.06.2019).

6. Фаресов А.И. Против течений. Н.С.Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нём. СПб., 1904. С. 81.

7. Горчаков Н.Д. Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С.Петербургского [Электр. ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003560392#?page=3 (дата обращения: 10.06.2019).

8. Михаил Десницкий. Большая биографическая энциклопедия [Электр. ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/83805/Михаил (дата обращения: 12.06.2019).

9. Кафедра новгородских святителей. Жития, сведения и биографические очерки: В 3 т. Т. 2. Великий Новгород, 2011. С. 1268-1270.

10. Леопольдов А.Ф. Кончина Михайлова [Электр. ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2014/08/25/1630 (дата обращения: 12.06.2019).

11. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». СПб.: «Златоуст», 1999. С. 160.

12. Ведерников А.В. Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры [Электр. ресурс]. URL: https://biography.wikireading.ru/50048 (дата обращения: 12.06.2019).

References

1. Gor'kiy M. N.Leskov [N.Leskov]. In: Works in 30 vols, vol. 24. Moscow, 1953, pp. 231-232.

2. Leskov N.S. Inzhenery-bessrebreniki [The Unmercenary Engineers]. In: Works in 12 vols, vol. 2. Moscow, 1989, p. 4.

3. Zhivov V.M. Svyatost' [Holiness]. In: Kratkiy slovar' agiograficheskikh terminov [Brief Dictionary of Hagiographic Terms]. Moscow, 1994. Available at: https://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar-agiograficheskix-terminov (accessed: 12.06.2019).

4. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka in 4 vols, vol. 3 [Explanatory dictionary of living Great Russian language: In 4 vols. Vol. 3.]. Moscow, 1978, p. 380.

5. Tarasov A.B. Pravednichestvo [Righteousness]. In: Entsiklopediya gumanitarnykh nauk, 2007, no. 3, pp. 239-240. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/pravednichestvo (accessed: 12.06.2019).

6. Faresov A.I. Protiv techeniy. N.S.Leskov. Ego zhizn', sochineniya, polemika i vospominaniya o nem [Upstream. N.S.Leskov. His life, works, polemics and memories of him.]. St. Petersburg, 1904, p. 81.

7. Gorchakov N.D. Nekotorye cherty iz zhizni Mikhaila, mitropolita Novgorodskogo i S.Peterburgskogo [Some stories about life of Mikhail, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg]. Available at: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003560392#?page=3 (accessed: 10.06.2019).

8. Mikhail Desnitskiy. Bol'shaya biograficheskaya entsiklopediya [Mikhail Desnitsky. Large biographical encyclopedia]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/83805/Mikhail (accessed: 12.06.2019).

9. Kafedra novgorodskikh svyatiteley. Zhitiya, svedeniya i biograficheskie ocherki in 3 vols, vol. 2 [Department of Novgorod Saints. Hagiography, information and biographical essays: In 3 vols. Vol. 2.] Velikiy Novgorod, 2011, pp. 1268-1270.

10. Leopol'dov A.F. Konchina Mikhailova [Mikhailov's death]. Available at: https://www.proza.ru/2014/08/25/1630 (accessed: 12.06.2019).

11. Kolesov V.V. "Zhizn' proiskhodit ot slova..." ["Life begins with the word..."]. St. Petersburg, 1999, p. 160.

12. Vedernikov A.V. Religioznye sud'by velikikh lyudey russkoy natsional'noy kul'tury [Religious fates of the great people of Russian national culture]. Available at: https://biography.wikireading.ru/50048 (accessed: 12.06.2019).

Didkovskaya V.G. Metropolitan Mikhail (Desnitskiy) and the cycle of "The Righteous" of N.S.Leskov. The author analyses the features of the concept of "righteous" revealed in the story of N.S.Leskov The Unmercenary Engineers. When describing the choice of life path by young engineers, Leskov constantly mentions the Metropolitan of St. Petersburg and Novgorod Mikhail (Desnitskiy) and cites information from his biography. Comparing the memoirs of contemporaries about Metropolitan Mikhail and the author's characterization of the heroes of the story of Leskov, the author concludes that the path of righteousness that they choose is determined by the theological works of Metropolitan Mikhail and his personality traits.

Keywords: piety, the unmercenary, meek, Holy, righteous.

Сведения об авторе. Виктория Генриховна Дидковская — доктор филологических наук, доцент кафедры филологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-00022825-6409; Pobeda.49@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2020. Принята к публикации 15.03.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.