УДК 004.94.316.6
МИСТЕРИЯ ПРАЗДНИКА КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
Ю.В. Пую, И.С. Тюхова
Институт философии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
[email protected] [email protected]
Одной из самых сложных и неоднозначно трактуемых научных проблем в настоящее время является проблема определения места и функций сакрального в обыденной жизни общества. Развитие философской мысли в отношении данной проблематики было чрезвычайно разнообразным, но вместе с тем имело определенную однородность, проявляющуюся в традиционном понимании конкретной области этого аспекта. Конечно, традиционное понимание праздника как ритуального действия, носящего трансцендентальный характер бытия, сохранилось отчасти и по сей день, однако с развитием иной социальной обустроенности оно приобрело несколько иной характер. Изначальное понимание праздника как сакрализации бытия, реально существующего здесь и сейчас, было чрезвычайно важным для существования индивида и его взаимоотношений с окружающим миром. В статье рассматриваются проблемы манипулирования сознанием посредством проведения праздников в процессе самосохранения социальной группы. Манипуляция сознанием предстает в качестве своеобразной технологии господства сакрального над повседневностью. Праздник как ритуал позволяет проявить суть сакрализации, определяя место человека в процессе собственного бытия посредством манипулятивного характера в контексте взаимодействия с объективным миром.
Ключевые слова: манипуляция, сознание, сакрализация, ритуал, бытие, объективный мир.
БО!: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-28-33
В последние годы, насыщенные активными преобразованиями общества, проблема праздника становится особенно актуальной. На рубеже ХХ—ХХ1 вв. в условиях переориентации российского общества на Запад, снижения общего уровня культуры и смены идеалов роль праздника в жизни общества приобретает всё большее значение. Возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию старые праздники. Переход современной России к новой па* Исследование поддержано грантом РГНФ 15-лятивных технологий в образовании».
радигме образования, качественные изменения в социальной сфере влияют на характер как будничного, так и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян.
Праздник как социальный феномен несет особую функциональную нагрузку в переходные периоды развития социума. Такое состояние российского общества актуализирует социальный заказ на проведение социально-философского исследова-06-10735 «Социально-философский анализ манипу-
ния феномена праздника. Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного анализа феномена праздника как средства консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и сохранения национальных культурных традиций. В условиях социальной нестабильности необходимо исследовать роль праздника в функционировании и сохранении целостности структуры общества.
Что же есть праздник, как не проживание заданного сценария развития человеческого бытия в контексте мировой истории? Разумеется, праздник в XXI в. имеет совершенно удивительную и в то же время уникальную направленность. И это не могло не повлиять на развитие философской мысли для понимания природы данного явления, ибо праздник — не просто явление, это определенного рода мировоззрение и миропонимание сути мирового процесса. Праздник — ритуал, предстающий перед нами в символической форме действия неких космических сил, которые завораживают магическим манипулированием танца противоположностей. Естественно, в ритуалах такого масштаба принимали участие абсолютно все члены народа, сливаясь в единое целое, уподобляясь космическому пространству, обращая хаос из соединения танца и масок в порядок. Даже не совсем так, в первую очередь всё же называние, а уже затем из называния происходит преобразование в иную форму, которая в дальнейшем раскрывает себя в самом себе, являя свои иррациональность и мистицизм в полном виде, делая доступной для понимания потустороннюю природу, которая имеется в каждом из участников этого ритуального действа. Взывая к духам наших предков и богов, просили их продолжать быть помощниками и защитниками в обыденной реальности.
Всё это было настолько ясным и понятным, что порой трудно определить, где кончается истинный мир и где начинается мир потусторонний. Жильбер Дюран утверждает, что существует только так называемый имажинер, представляющий в самом себе единство воображения, воображающего и воображаемого [5]. Воображение творит внешний мир, более того, в нем существует, действует и наблюдает. Главная инстанция, с которой имеет дело имажинер, — смерть. Всё, что мы переживаем, думаем, представляем, есть определенный ответ на вызов смерти. Всё это напрямую связано с праздником, т. е. человек, переживая опыт праздника, ритуала, предстает перед трансцендентным лицом к лицу, смотря фактически в глаза Ничто. Проходят тысячи лет, традиция праздника передается из поколения в поколение, переживает катаклизмы и бедствия вплоть до уничтожения целых народов. Маски утрачиваются, остается лишь едва уловимый отклик того, что называли, именовали, определяли как праздник.
Конечно, мы вольны в своих рассуждениях касательно определения самой сути явления праздника, однако праздник характерен именно для человека. У животных нет праздников, ибо животные мыслят не так, как человек. Ведь животные не осознают своего присутствия в бытии, а это, пожалуй, одна из самых удивительных способностей человека. Животные не имеют сознания и имеют только инстинкты, считывая поступающую от мира информацию и соответствующим образом на нее реагируя. Мы же можем конструировать реальность, в которой существуем. На сегодняшний день, как известно, реальность имеет около тринадцати измерений. Вполне можно говорить о продуцировании элементов нашего бессознательного на область всех
тринадцати. Разумеется, здесь происходит расщепление бессознательного и выделение из него сознания, воспринимающего только одно измерение, иначе само существование человека было бы под большим вопросом.
Праздник являет собой своеобразный ритуал, позволяющий проникнуть в самую суть вещей, заглянуть по ту сторону бытия. Однако сегодня он не несет в себе изначального таинства, это уже нечто иное. Тем не менее даже сегодня при праздновании какого-либо знаменательного дня у современного человека оживает чувство своеобразной святости того времени, которое оставило отпечатки своего пребывания в коллективном бессознательном народов и каждого индивида в отдельности. Праздник наделяется особыми характеристиками, одевается в некие священные смыслы, и это не требует осознания, не требует лишних слов. Достаточно провести этот день вместе с близкими за одним столом или вместе со своим народом за сотнями и тысячами столов, чтобы преобразить духовное составляющее не только одного человека, но и всего народа.
Праздник имеет свойство, помогающее не только мобилизовать видение исторического процесса и протекающего в нем художественного сознания, конструирующего реальность определенным образом, но и раскрыть трансперсональное в своей противоположности. Праздник ткет связующую нить, пронизывающую память каждого человека, вплетая события различного рода, вызывающие коллективные гордость и горечь, радость и сожаление. Возникающая при этом духовная структура занимает исключительно важное место в мировоззренческой матрице и модели восприятия и видения народа. А это является чрезвы-
чайно важным в процессе манипулирования общественным сознанием и сознанием индивида отдельного человека на базе бессознательного. Однако для правильного и успешного процесса внушения нам необходимо понять, что есть сознание, которое в бытии здесь и сейчас превалирует и по большей части контролирует бессознательное.
Основой сознания является восприятие — это своеобразный процесс, развернутый во времени и пространстве. И только при сворачивании в определенный образ происходит восприятие реальности нашим сознанием. Собственно, процесс формирования такого образа является процессом выделения самого себя из объективно существующего мира. Имея в наличии образ, человек получает способность различать самого себя в мире, который находится вне его. Главная роль в отражении контактов человека с реальностью в восприятии этой реально существующей действительности принадлежит, конечно же, сознанию. Однако именно от подсознания зависит восприятие человеком скрытых, сублиминальных воздействий, а также воздействий со стороны манипуляторов, имеющих свои собственные цели, которые с помощью специальных технологий вводят в подсознание человека психологические установки.
Праздник представляет собой один из самых эффективных способов такого манипулирования и регуляции поведения человеческого коллектива. Он объединяет группу и индивида посредством обязательного участия индивида в коллективных ритуально-обрядовых мероприятиях, «канализации» негативной энергии индивидов, физического контакта индивидов, запрета на будничные формы деятельности во время праздника, благодаря чему можно создать
явление человеческой массы, которое совершенно необходимо для адекватного существования социума. И именно поведением массы управлять легче всего, ибо масса в большей степени и думает своим подсознательным, не пытаясь его обуздать. При этом сознание подавляется бессознательным, застилая взор людей, затуманивая его. Нельзя говорить о том, хорошо это или плохо; это просто есть и имеет именно такую форму, а как известно, форма вполне преображает содержание.
Проявляется это в определенной ин-дивидуации при раскрытии манипулятором данного феномена, однако необходимо иметь в виду, что сознание, природа которого закрыта для нашего понимания как конечного существа, не может быть отделено от бессознательного, которое, в свою очередь, тоже представляется двумя слоями: личное бессознательное и коллективное бессознательное (филогенетическая память). Своим поведением представители массы являют бессознательное выполнение заложенных в психику различных установок. К слову, этим мы обязаны так называемым архети-пическим составляющим психики, которые частично перешли к человеку филогенетическим путем (то есть были сформированы еще до его рождения), а частично сформировались в результате личного опыта каждого человека в процессе его социализации. Высвобождение архетипических сущностей происходит в процессе проведения ритуального действа или праздника. Так, одним из главных целевых направлений праздника является высвобождение неконтролируемой агрессии и страха.
По сути, это отправная точка для манипулирования. Именно в бессознательном нашей психики сосредоточены абсолютно все желания, инициативная состав-
ляющая наших поступков да и вообще всё, что после переходит в область, контролируемую сознанием [4]. И конечно, праздник выявляет те аффективные переживания, или конфликты, которые были нами испытаны в процессе всемирового бытия, делая это осознаваемым. Ритуал является своеобразным катализатором, повышающим наш энергетический уровень, позволяя увидеть иной, более глубинный уровень нашей психики. К слову, у человека никогда не было фиксирующей идентичности, ведь мы являемся единым целом с миром и по своей природе неотделимы от него. Таким образом, если говорить об архетипах бессознательного как об объекте различных манипулятивных методик, то мы должны вести речь о довольно интересной провокации архетипических сущностей бессознательного нашей психики [3]. Манипулятор наполняет смысловым значением информацию, поступающую в мозг, дабы путем задействования того или иного архетипа вызвать в психике человека необходимые реакции, а значит, подвигнуть его к выполнению различных установок, заложенных в его подсознание уже самим манипулятором.
Например, установление праздников в календаре имеет не только ценностный, необходимый для развития духовного составляющего личности, но и прагматический аспекты. Это поистине тонкая мани-пулятивная политика, ведь нужно грамотно управлять архетипическими сущностями, которые порой даже сознанию не поддаются. Все программы, направленные манипуляторами на саму личность, глубоко и прочно впитываются нашим бессознательным, обретая определенную целостность при участии в праздновании какого-либо праздника. Миропонимание каждого наро-
да и каждого человека зиждется на традициях совершения определенных ритуальных таинств, к которым можно отнести и праздники. Разумеется, мы говорим лишь о действиях, действительно направленных на изменение процесса обыденного существования. Да, они приобрели уже несколько иную форму, однако мы по-прежнему обращаемся к данному способу трансцендентального бытия посредством имманен-ции [2]. Праздники по своей природе бывают совершенно разными, но практически каждый праздник направлен на конструирование духовной матрицы народа.
Каждого индивида по праву можно назвать концептуальным персонажем, и это является чрезвычайно важным аспектом в концепции человека как такового. Эта область бытия человека является закрытой, и мы можем созерцать лишь маски, прикрывающие личность, которая, как известно, есть не результат, а именно процесс, причем процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека. Принято считать, что человек имеет свободу выбора, но так ли это на самом деле? Манипуляторы программируют нашу реальность если и не для всех, то для большей части людей, ибо человек в массе не осознает, не думает и охотно поддается всем тем воздействиям, которым его подвергают на этом карнавале. Пожалуй, только дети и сумасшедшие уверены, что окружающая их действительность во всех своих проявлениях является реальностью. Так ли это, решает каждый из нас, именно в этом проявляется свобода выбора.
Здесь, конечно же, стоит задать себе вопрос: Что же такое свобода? Свобода — отсутствие определенных рамок, возможность поступать в соответствии со своими взглядами и идеями. Однако может ли человек существовать в таких условиях? Нет,
не может, именно поэтому он идет на осознанное ограничение своей свободы для улучшения собственной жизни: проще жить, когда за тебя думают, решают и т. д. Из таких людей и состоит толпа, за дух которой негласно отвечает лидер. Именно от него зависит настроение бессознательного у этих индивидов. Каждый отдельный человек вне толпы будет действовать и думать иначе, нежели в массе. Все зависит от личности, ведущей за собой народ, от того лидера, который может подавить волю людей, которые не хотят думать.
В заключение хочется отметить тот факт, что человек — уникальное и чрезвычайно удивительное существо, пожалуй, самое загадочное в мире. Над определением природы человека трудились и продолжают трудиться философы, ученые и каждый из нас. Как нам доподлинно известно, всё в этом мире существует благодаря своим противоположностям, и праздник является противоположностью обыденности, в которой существует каждый из нас. Это дает нам великолепную возможность определить самого себя через иного, через раскрытие другого в самом себе, что является одним из наиболее острых вопросов в философии на сегодняшний день.
Литература
1. Зелинский СА. Манипуляция массами и психоанализ. — СПб.: Скифия, 2008. — 248 с.
2. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. — СПб.: Питер, 2014. — 303 с.
3. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 538 с.
4. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М.: Мартис, 1995. - 309 с.
5. Duran J. Les structures anthropologiques de l'imaginaire. — Paris: PUF, 1960.
THE MYSTERY OF THE HOLIDAY AS A MEANS OF MANIPULATING PUBLIC CONSCIOUSNESS
Iu.V. Puiu, I.S. Tyukhova
Institute of Human Philosophy,
Herzen Russian State Pedagogical University,
St.-Petersburg, Russian Federation
[email protected] [email protected]
The article deals with the problems of the essence of consciousness manipulation in the process of self-preservation of a social group by holding holidays. One of the most complex and unambiguously interpreted scientific problems at the present time is the problem of determining the place and various functions of the sacral in the everyday life of society. Of course, the traditional understanding of a holiday as a ritual action that transcends the transcendental nature of being has been preserved to some extent to this day, however, with the development of different social arrangements in the context of life, not only collective, but also individual, has somewhat changed its character. Strictly speaking, the development of philosophical thought with respect to this problem was extremely diverse, but at the same time it had certain homogeneity, manifested in the traditional understanding of a particular area of this aspect. The original understanding of the holiday as sacralization of being, which really exists here and now, was extremely important in the development of the history of the existence of an individual and his relationship with the objectively surrounding world. Of course, the birth of manipulation should not be directly proportional to the existential aspect of life as such. On the contrary, life, according to its dual nature, can not but perform various kinds of manipulation to determine the essence of its existence. The concept of dualism of being has acquired completely different features with the development of a philosophical view of the problems of this kind in the process of historical and philosophical consideration. The initial perception of this phenomenon was absolutely authentic, for it found responses in the determination of the One as the Absolute in its individual kind through the disintegration into plurality, revealing certain regularities in terms of transcendental being. Manipulation of consciousness in the process of research actually appears as a kind of technology of domination of the sacral over everyday life. Holiday as a ritual allows us to manifest the essence of sacralization, determining the place of man in the process of his own being through manipulative character in the context of interaction with the objective world.
Keywords: manipulation, consciousness, sacralization, ritual, being, objective world.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-28-33
References
1. Zelinskii S.A. Manipulyatsiya massami i psik-hoanaliz [Manipulation by the masses and psychoanalysis]. St. Petersburg, Skifiya Publ., 2008. 248 p.
2. Sheinov VP. Manipulirovanie i zpshchita ot ma-nipulyatsii [Manipulation and protection from manipulation]. St. Petersburg, Piter Publ., 2014. 303 p.
3. Jung K.G. Soznanie i besso^atel'noe [Consciousness and the unconscious]. St. Petersburg,
Universitetskaya kniga Publ., 1997. 538 p. (In Russian).
4. Jung K.G. Analiticheskaya psikhologiya [Analytical psychology]. Moscow, Martis Publ., 1995. 309 p. (In Russian).
5. Duran J. Les structures anthropologiques de l'imaginaire. Paris. PUF, 1960.