Научная статья на тему 'МИСТЕРИИ АДАМ-ХАНУ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ЧЕСТЬ ПЕРВОПРЕДКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

МИСТЕРИИ АДАМ-ХАНУ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ЧЕСТЬ ПЕРВОПРЕДКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / МИФОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ПЕРВОЧЕЛОВЕК / ТЕЛЕУТЫ / ШАМАНИЗМ / АДАМ-ХАН / АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ушницкий Василий Васильевич

В настоящей работе использован комплексный подход, включающий в себя системный, структурно-семантический, описательный, структурно-семиотический, сравнительно-исторический, историко-типологический, статистический методы исследования, которые позволили рассмотреть фольклор и обрядность в тесной взаимосвязи как неразрывный комплекс традиционной культуры телеутов. Впервые в научный оборот вводится статья российского этнографа А.В. Анохина «Мистерия Адам-хану», хранящаяся в Архиве МАЭ РАН (Кунсткамера). Данная статья посвящена анализу телеутского эпоса «Моления Адам-хану». Образ первочеловека Адама в телеутской мифологии очень древний. По мнению исследователей, Адам-хан в мифологии народов Саяно-Алтая связан с образом Божества Эрлик. Вопросы вызывает время появления персонажа Адам-хана в тюркской мифологии. Еще у древних тюрков зафиксирован прародитель Адам-хан. Возможно, появление первопредка с таким именем в древнетюркской мифологии связано с вероучением миссионеров манихейской, несторианской религии или влиянием иудейства. Жертвоприношение в честь Адам-хана состоит из шаманского камлания и забоя жертвенного животного - быка, раздачи его мяса. Дары духам состоят из земледельческой и скотоводческой пищи. Описывается процесс снимания шкуры с жертвенного животного и варки внутренностей животных. Вино - как священная пища, подается духам с молитвами (алгысом). Адам-хан - житель космического рая, первопредок человечества, является покровителем шаманов. Возможно, в этом образе отразились реальная история возникновения человечества, связанная с космосом, с мировой душой (философия В.Ф. Гегеля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИСТЕРИИ АДАМ-ХАНУ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ЧЕСТЬ ПЕРВОПРЕДКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

В.В. Ушницкий

Б01: 10.25693/БУ0У.2019.01.26.01. УДК 392:233.5

Мистерии Адам-хану: жертвоприношение в честь первопредка человечества

В настоящей работе использован комплексный подход, включающий в себя системный, структурно-семантический, описательный, структурно-семиотический, сравнительно-исторический, историко-типологический, статистический методы исследования, которые позволили рассмотреть фольклор и обрядность в тесной взаимосвязи как неразрывный комплекс традиционной культуры телеутов.

Впервые в научный оборот вводится статья российского этнографа А.В. Анохина «Мистерия Адам-хану», хранящаяся в Архиве МАЭ РАН (Кунсткамера). Данная статья посвящена анализу телеутского эпоса «Моления Адам-хану». Образ первочеловека Адама в телеутской мифологии очень древний. По мнению исследователей, Адам-хан в мифологии народов Саяно-Алтая связан с образом Божества Эрлик.

Вопросы вызывает время появления персонажа Адам-хана в тюркской мифологии. Еще у древних тюрков зафиксирован прародитель Адам-хан. Возможно, появление первопредка с таким именем в древнетюркской мифологии связано с вероучением миссионеров манихейской, несторианской религии или влиянием иудейства.

Жертвоприношение в честь Адам-хана состоит из шаманского камлания и забоя жертвенного животного -быка, раздачи его мяса. Дары духам состоят из земледельческой и скотоводческой пищи. Описывается процесс снимания шкуры с жертвенного животного и варки внутренностей животных. Вино - как священная пища, подается духам с молитвами (алгысом).

Адам-хан - житель космического рая, первопредок человечества, является покровителем шаманов. Возможно, в этом образе отразились реальная история возникновения человечества, связанная с космосом, с мировой душой (философия В.Ф. Гегеля).

Ключевые слова: эпос, мифология, этнография, первочеловек, телеуты, шаманизм, Адам-хан, архивные источники, жертвоприношение.

Введение. В Архиве МАЭ РАН (Кунсткамеры) в материалах А.В. Анохина (1869-1931) нами обнаружена его статья «Мистерия Адам-хану». В ней он анализирует телеутский эпос «Моления Адам-хану».

© Ушницкий В.В., 2019

В шаманстве телеутов, инородцев Кузнецкого уезда Томской губернии, Адам считается главным духом земли. В лице Адама телеутский шаманизм видит древнего родоначальника, от которого произошел род человеческий.

На этом основании телеуты Адама называют «Адао1е» - наш отец, или «Ада кижи» - отец-человек.

Основная часть. Из статьи А.В. Анохина

Из чувства признательности, как к родоначальнику, Адаму приносят кровавую жертву, вместе с тем у него испрашивается «кут» (зародыши) на детей и скот. В жертву Адаму приносят: а) черного быка трех, пяти или семи лет; б) один туес (конок) браги (абырткы); в) шкуру крота (номон) и пять новых видов одежды женской и мужской, не бывшей в употреблении. При камлании Адаму также ставятся три туеса, подвешиваются 12 «толу», шкурки хорька (кузен) и крысы (эрлен). Все эти вещи предназначаются в жертву трем духам, живущим по пути к Адаму: Порчи Кану - один туес и три «толу», Шагаи Кану - один туес и четыре «толу» и шкурка хорька, Елбеш Кану - один туес, пять толу и шкурка крысы. Камлание Адаму совершается в разное время года, весною и поздней осенью, после уборки с полей хлеба.

Камлание Адаму обставляется торжественно и совершается при большом стечении народа, который оповещается хозяином за несколько месяцев. За два или за три дня до совершения камлания к близким родственникам для приглашения посылается вторично специальный посол, который приглашает только одно семейство, остальных приглашает глава семейства.

За неделю до камлания в доме хозяина жарят ячмень. Жарение ячменя происходит во дворе в нескольких котлах, поставленных в ряд. Ячмень в котле мешают девушки и молодые парни особой веселкой, конец которой обвязан тряпкой. Ячменя приготовляют около шести или семи пудов. Затем хозяин дома увозит его на мельницу молоть.

Готовят также солод из ржи, около пуда. За эту неделю в доме и во дворе наводят чистоту. Хозяйка печет много хлеба для гостей. Вечером, накануне камлания, хозяин или старший из его родственников приглашают кама. Кама привозят на телеге, а вместе с ним его бубен (чалу) и колотушку (орбы). После приветствия кам делает кропление выкуренным вином из хлеба всем духам.

Часть камлания (подготовительная).

Действие 1. Ловля Адамового бура

«Бур» в камской мистерии - это конь, на ко -тором ездит дух. Без бура дух путешествовать

не может. Кам, отправляясь с жертвою к духу, предварительно ловит его «бура», привязывает его в доме и держит до окончания камлания. Если «бур» духа не будет привязан, то кам не сможет найти самого духа дома, где он обитает, и камлание не достигнет цели. Ловля «бура» представляет собой продолжительное действие - около двух часов. Оно завершается камом с бубном при участии народа сначала в доме, а потом вне дома. «Бура» загоняют в дом палками, свистом, гамом, как будто бы настоящее животное.

Действие это совершается накануне жертвоприношения, вечером или утром в день жертвоприношения.

Действие 2. Конок урганы, приготовление абыртки (браги).

Действие это совершается утром. Сначала на улице в казанах кипятят воду, которую пропускают через солод и сито. Получается смесь сероватого цвета, которая называется «уут-суу». «Уут-суу» вносят в избу и вливают в туеса, поставленные в ряд в переднем углу. Когда туеса наполнят «уут-суу», их подвешивают на шесте над туесами «толу». 17 штук.

Около туесов ставят черемуховое раздвоенное деревце, а к нему к протянутой веревочке привязываются нитками за переносье три шкурки: хорька, крота и крысы. К каждой шкурке подвешиваются по две ленточки - одна белая, а другая плисовая. Шкурки снимаются с когтями и мордой. Древко со шкурками и йаламой называется тоже «чаалкы». Все предметы, употребляемые при означенном действии: туеса, толу, брага, древко, кам окуривает зажженным можжевельником, кругообразно помахивая веткой.

После «алгыса» кам одевается в каптал, голову обвязывает цветным платком, садится на лавку по правую сторону от туесов и толу. Для кама всегда расстилается кусок чистой кочмы. За туесами ставят сельницу с ячменной мукой. Муку берут деревянным черпаком и всыпают в первый туес, взбалтывают особой палкой с круглой дощечкой на конце, он предназначен для Порчи Кана.

После туеса Адаму замешивают без молитв пятый туес. Конок предназначается для самого кама, готовящегося в далекое путешествие к Адаму. На пути в случае опасности кам брагой из своего туеса угощает духов, сопровождающих его; то же делает кам по окончании камла-

ния, когда приходит домой. В конке - путевой запас кама, который он держит у себя на боку, от чего и туес получил свое название (боковой, близкий туес).

Действие 3. Кропление вином духов.

Байтал-башчи (помощник шамана, по-русски: вожатый байтала - жертвенного животного) наполняет деревянную чашу водкой (аракы) и подносит шаману, который становится на середину избы. Делает кропление ложкой своим духам.

Действие 4.

Это действие совершается во дворе дома над быком, предназначенным в жертву. Быка ставят недалеко от дверей дома головой на запад. Его держит «байтал-башчи» на веревке, привязанной к рогам или шее. Кам выходит из избы, держа в левой руке «чагылткы» (палочку со шкурками), в правой - черемуховый прутик, отломленный от чагылтки, и становится позади быка. Махая чагылтки и прутиком, кам напряженным голосом поет.

Действие 5.

Ведут байтала в поле, к жертвеннику. Впереди идет байтал-башчи и ведет на веревке быка, а за ним идут участники камлания. Жертвенник устраивается в черемуховой роще, недалеко от реки. Он состоит из кучки черемуховых сучьев, вышина его одна сажень, ширина - около полутора саженей. Комли сучьев кладутся на восточную сторону, поэтому кучка получается продолговатой формы. Кучка эта называется «обоо» или «обого», на южной стороне выкапывается продолговатая канава, сверх которой ставят котлы для варки мяса байтала.

Действие 6. Подношение Адаму байтала.

Действие это совершается так. К ногам быка привязывают по одной веревке и растягивают ноги в стороны, чтобы уронить быка на землю брюхом. На спину, наперевес, кладут черемуховую жердь, которой придавливают спину. Байтал-башчи при помощи палки и веревки закручивает быку морду. Бык через 5 или 8 минут издыхает.

Действие 7.

Делает «курый». Кам берет в руки пшеничную булку и, кружа ею над головой и спиной, говорит.

Затем он ломает хлеб и частицу дает хозяину. Хозяин благоговейно ест ее. Кам дает частицы хлеба членам семейства хозяина и говорит дальше.

Действие 8. Снимание шкуры и варка мяса.

Шкура с жертвенного животного снимается обычным способом. Кровь сливается в ведро. Мясо разрезается по суставам, раскладывается в четыре казана и варится. В первом казане варятся почетные части туши - уча (филей), тож (грудинка), ан соок (тазовые кости). Во втором казане - оок сооктор (мелкие кости): арха (позвонки), кабырга (ребра), и в третьем казане варятся карта (тонкая кишка), карын (брюшина), ичеге (тонкая кишка, наполненная кровью). Кровь предварительно очищают от частиц перепонок посредством пучка прутьев, которыми мешают кровь в ведре.

При распределении мяса жертвенного животного по казанам отрезаются маленькие частицы мяса и даются детям - мальчикам. Дети нанизывают мясо на палочки и бросают в какой-нибудь котел вариться. Впоследствии за общим обедом мальчики едят мясо своего приготовления, а часть уносят домой.

Бедренное мясо («пуд эди») не варят: его нанизывают на палку и отдают каму в качестве гостинца. Части сердца (сюрэх), легкого (опок), головное мясо (иш эди) тоже не варятся, а отдаются помощнику кама байтал-башчи. Кожа, голова с горлом, части сердца, легкого, печени, голень сжигаются на обоо.

После варения мясо кладется на плетень из черемуховых прутьев, называемый «ширез» (стол), и ставится около обоо. От каждого сваренного куска мяса отрезаются части и крошатся на мелкие кусочки. Кусочки эти соединяют потом с наваром и выливают в сельницу [Архив МАЭ РАН. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 150].

Любопытно, что в телеутском эпосе Адам -эпический герой, живущий как вполне обычный скотовод. В древнее время недалеко друг от друга жили Оо-Кан (отец сомов) и Адам. Каждый из них имел богатые владения с обширными пастбищами для скота. У них было три сына: Соо-Кан, Темир-Кан и Мордок-Кан.

Адам и Оо-Кан сначала жили дружно и согласно между собой и ездили друг к другу в гости. Но мир их был нарушен хитрым человеком, который, являясь к Адаму, дурно говорил об Оо Кане, а Оо Кану - об Адаме. Адам за бесславие решил отомстить соседу. Он натянул лук, спустил стрелу, которая Оо Кану и его сыновьям пронзила горло [Там же].

Обсуждение проблемы

В иудаизме Мидраш Берешит Раба изображает Адама в виде гиганта, заполняющего собою весь мир, сидящего на троне. В раввини-стической литературе Адам так же величественен, как Бог. Славянский переводной апокриф, основанный на еврейских преданиях, изображает Адама после его смерти, как привратника потустороннего мира, сидящего на троне.

По хакасским верованиям, мифический глава всех шаманов, главный повелитель духов и великий патриарх в шаманской речи носит имя «Адам-хан», т.е. «Мой Отец - Повелитель». Идентичное наименование «Адам-хан» (Адам-хам) применяли для главы шаманов или для первого шамана все тюрки Саяно-Алтая (алтайцы, шорцы, телеуты и тувинцы). В сагайской части Хонгорая для него существовало дополнительное обозначение «Адам Хаара Кос хан» (т.е. 'Ясновидящий'), а среди качинцев и кы-зыльцев - «Адам Хараты хан» [Бутанаев, 2006, с. 68]. Прежде всего, Адам - был родоначальником людей и занимал самое почетное место среди всех духов, чьим местообитанием считалась земля [Функ, 2005, с. 137].

Согласно хакасской мифологии, дворец Адам-хана расположен в устье девяти морей, над которым натянут волосяной мост. Далее следует эпизод о сдвигавшихся и раздвигавшихся скалах, между которыми надо было проскочить, иначе гибель была неизбежной [Бутанаев, 2006, с. 72].

В хакасском шаманизме нет различия между мифическим боссом всех шаманов «Адам-ханом» и главою духов Нижнего мира - Ирлик-ханом. Аналогичное совмещение образов встречается и на Алтае. У телеутов Эрлик-хан чаще назывался «Адам-хан» и пользовался особым почитанием. Северные алтайцы и шорцы в своих призывах Эрлик-хана величали или «Эрлик-Ада», или «Адам» [Там же, с. 69].

По выражению Д.А. Функа: «Фигура Адама одна из ярчайших и вместе с тем самых загадочных в телеутском шаманизме» [Функ, 2005, с. 138]. В работе Н.П. Дыренковой написано, что Эрлика чаще называли Адам. В тексте камлания Адаму, записанном А.В. Анохиным, слово «Эр-лик» на 272 стр. встречается семь раз. В связи с этим Д. А. Функ приходит к выводу, что имя Адам имеет эпитет эрлик - 'могучий, мужественный, достигший зрелости' [Там же, с. 139].

Исследуя образ Адама в представлениях те-леутов, Д. А. Функ выяснил, что Адам - житель космического «рая», «планеты» чын-т' ер, а не подземного мира [Там же]. Образ Адама мог проникнуть в тюркскую мифологию из распространенных в Центральной Азии в средневековье манихейской веры и христианства нестори-анского толка. Об этом говорит и отсутствие образа Адама в мифологии тюркских народов за пределами Саяно-Алтайского региона. Вероятно, этот образ проник в мифологию саяно-ал-тайских этносов в период существования Кыргызского каганата, где манихейство являлось государственной религией. Об этом свидетельствует и представление, поселяющее Адама в храм или дворец [Бутанаев, 2006, с. 70-71].

Естественно, можно высказать версию о проникновении образа Адама в мифологию тюрков Южной Сибири в результате деятельности христианских миссионеров. Так, Абу -Бекр в XIV в. записал тюркскую легенду о первом человеке, относящуюся как мининум к IX в. Согласно этой легенде, на границе Китая, на горе Кара Таг вода заливала пещеру и наносила глину, которая заполняла яму в форме человека. Пещера служит маткой, и через девять месяцев под влиянием солнечного тепла вылепленное (слепок) оживает: это первый человек по имени Ай-Атам. На протяжении 40 лет он живет один, затем новое наводнение порождает несовершенное существо - женщину [Функ, 2005, с. 141].

Вопросы вызывает совпадение имени отца -ата и мужчины - адам в тюркских языках с названием библейского Адама. Следует отметить, что другие персонажи христианского культа отсутствуют в саяно-алтайской мифологии. Вероятно, культ Адама мог быть принесен иудеями, где существует культ патриархов. В иудейской традиции имеется миф о сотворении человека из бездушной материи - голема. Схожие с библейскими сюжеты о Всемирном потопе, скитании предков народа по пустыне и т.д. встречаются в фольклоре многих тюркских народов [Ксенофонтов, 1977]. Можно ли связывать появление образа героя - первопредка Адама, в тюркской мифологии с популярными ныне версиями о связи лексики тюркских языков с шумерским языком Передней Азии [Аманжолов, 2003] или генезисе тюркской семьи языков от банановых языков Месопотамии?

В аккадской версии происхождения человека Бог Мардук создал человека из глины, смешанной с кровью первобытного чудовища Кингу. Подобные сюжеты не редкость для древнетюркских и монгольских сказаний [Ар-тыкбаев, 2012, с. 82].

По словам Д. Д. Фрэзера, происхождение человеческого рода из праха земного представлялось евреям еще более естественным потому, что на их языке слово «земля» («адама») грамматически есть женский род от слова «человек» («адам»). На основании многочисленных свидетельств, обнаруживаемых в вавилонской литературе, можно полагать, что и вавилоняне представляли себе человека созданным из гли -ны [Фрэзер, 1980].

По словам индейцев племени мичоакан (в Мексике), великий бог Тука-пача сделал первого мужчину и первую женщину из глины, но когда они стали купаться в реке, то глина так размокла, что распалась на куски. Тогда бог снова взялся за работу и во избежание новой неудачи сделал людей из пепла, но результат оказался таким же плачевным [Там же]. Таким образом, данный мифологический сюжет очень древний, и вряд ли его стоит связывать с влиянием христианства.

В.Е. Васильев обращает внимание на наличие образа Адама в якутской мифологии. В материалах Г. В. Ксенофонтова 1923 г. приводится сообщение: «... во время ыкыаха Эллэя за жбаном сири иИит прятался сам Адам, поэтому в отдельную посуду матаарчах для него наливали кумыс» [Васильев, 2012, с. 30-31]. Однако мы не согласны с категоричным утверждением о проникновении сюжета о первочелове-ке Адаме в якутскую, тем более в хакасскую и алтайскую мифологию, вместе с принятием православия от русских миссионеров. Эпос о Адам-хане, безусловно, имеет древнее происхождение.

По словам В.Е. Васильева, этнограф А. А. Саввин первым обратился к вопросу о древнем влиянии буддизма на верования предков саха. Он рассмотрел якутский миф о борьбе Бога и Сатаны в сюжете о создании первого человека из глины и злой роли собаки, позволившей Сатане (ср. алтайский Эрлик) вдохнуть душу в тело первочеловека Адама [Васильев, 2002, с. 7374]. Но нам не очень понятно, какая связь суще-

ствует между буддизмом и авраамическими религиями Передней Азии?

Г.В. Ксенофонтов связывал сходство библейских мифов с сюжетами якутских легенд с пастушеской эпохой в истории тюркских народов [1929а, б]. Прекрасно зная сюжеты из Библии, он устанавливал связь между фольклором древних евреев и саха. Генезис христианской веры он связывал с шаманизмом. Хождение по водам, исцеление бесноватых и других больных, чудесный улов рыбы, укрощение бури, воскресение после смерти - все эти Христовы чудеса можно сравнить с деяниями, описываемыми в шаманском фольклоре. Действительно, многие исследователи до и после Г.В. Ксенофонтова обращали внимание на сходство инициации шаманов с легендами об Иисусе - Сыне Божьем, в частности, польский исследователь М. Педар-ски, читавший публичные лекции на эту тему в католическом костеле г. Якутска.

Еще в книге «Золотая ветвь» Д. Д. Фрэзер находил многочисленные параллели между древними культами и ранним христианством [Фрэзер, 1980]. По его мысли, если в древности господствовала магия, то шаманов можно считать магами. На смену магии пришла религия. Третьей стадией духовного развития человечества является наука.

Безусловно, изучение Библии грамотными саха в XIX - начале XX вв. способствовало проникновению ветхозаветных мифов в исторический фольклор народа саха. Г.В. Ксено-фонтов в свое время отметил потрясающее сходство между библейскими сюжетами и «Эл-лэйадой» и считал это вполне достаточным для «уразумения немудрящей истины о полном тождестве библейского рассказа об Иакове и якутской легенды об Эллэе». Прежде всего, еврейский Иаков тоже имеет престарелого и слепого отца, как и Эллэй якутских сказаний. Затем, как и Эллэй, Иаков спасается бегством на чужбину. После этого Иаков, как и Эллэй, служит у богатого Лавана пастухом его стад. У Лавана, как у Омогоя, есть две дочери, из которых Рахиль - красавица, а Лия - некрасивая и к тому же у нее болели глаза, как у одной из дочерей Омогоя [Ксенофонтов. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 1. Д. 80. Л. 80].

Влияние христианского мировоззрения на становление мифологии и эпоса саха, творче-

ства дореволюционных и советских писателей первого поколения совершенно не изучено. Лексика якутского языка в дореволюционный период была заполнена словами церковного содержания, это можно увидеть в труде А.Е. Кулаковского [1979].

В китайских летописях сохранились сведения о поклонении Иисусу жителей страны Кан-гюй на территории современного Казахстана. Кангюйцы были этнически близки к ираноязычным сакам. По учению небесного господина (тянь-чжу-цзяо, или христианства), каждый седьмой день они поклоняются Йесу (Иисус). Небесное дитя и есть Йесу. Согласно этому узнали, что старинная страна Кангюй давно уже веровала и служила Йесу. Однако теперь поклонение учению небесного господина не ограничивается только седьмым месяцем [Кюнер, 1961, с. 310-318].

Поэтому следует признать, что проникновение библейских сюжетов в фольклор тюркских народов началось еще в глубокой древности. Во многом этому способствовало сходство ко -чевого образа жизни древних семитских и тюркских племен.

Заключение. Жертвоприношение в честь Адам-хана состоит из шаманского камлания и забоя жертвенного животного - быка, раздачи его мяса. Дары духам состоят из земледельческой и скотоводческой пищи. Описывается процесс снятия шкуры с жертвенного животного и варки внутренностей животных. Вино -как священная пища, подается духам с молитвами (алгышом).

Адам-хан - житель космического рая, перво-предок человечества, является покровителем шаманов. Возможно, в этом образе отразились реальная история возникновения человечества, связанная с космосом, с мировой душой (философия В.Ф. Гегеля).

Вербальный код выполняет важную роль в обрядовой традиции, как один из основных магических элементов проводимых обрядов. Вербальный код обряда в первую очередь имеет тесную связь с акциональными действиями, а также с пространственным, временным, персонажным, пищевым, игровым, музыкальным, предметным, звуковым кодами. Звуковой код обряда состоит из молитв (алгыш); пищевой код - из жертвоприношения мясом; игровой код обряда пред-

ставлен ловлей «бура» - коня, на котором ездит дух. Персонажный код определяется функцией и ролью участников в совершении обряда разделения мяса. Роль кама и байтала-башчи в проведении обряда имеет определяющее значение. Акциональный компонент состоит из определенных видов ритуальных действий, совершаемых участниками обряда. Выделены устойчивые виды действий кама и других участников ритуала при камлании, очищении, разделении мяса и подношении к жертвеннику.

Следует отметить близость обряда жертвоприношения, описанного в молении Адам-хану, с еврейским жертвоприношением Богу Яхве. Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением рук, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски и, возложив на жертвенник, сжигал её. Таким образом, жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все её части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср.: Книга Бытия. 22:2).

Следует отметить сходство мифологии скотоводческих народов. По мысли древних скотоводов, жертва скотом могла умилостивить Бога. Жертвуемый Богу скот обозначал связь человека с космосом, кушая мясо жертвуемого животного, человек прикасался к телу Божества, сливался в единении с космосом.

Литература

Аманжолов С. Генезис тюркского рунического алфавита. - Алма-Ата: Мектеп, 2003. - 353 с.

Артыкбаев Ж.О. Казахское шежере: источник и концепция истории Великой степи. - Астана: Алтан Китап, 2012. - 495 с.

Архив МАЭ (Кунсткамера). РАН. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 150 // «Мистерия Адаму». Статья. Машинопись. (1932-1940). 352 л.

Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонго-рая. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Ка-танова, 2006. - 254 с.

Васильев В.Е. Элементы буддизма в верованиях якутов // Россия - Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур: матер. между-нар. науч. конф. / отв. ред. В.В. Башкеева. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2002. - С. 73-75.

Васильев В.Е. Неопубликованные материалы Г.В. Ксенофонтова о «белом» шаманстве народа саха // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2012. -№ 1 (4). - С. 28-34.

Ксенофонтов Г.В. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 1. Д. 80.

Ксенофонтов Г.В. Пастушеский быт и мифологические воззрения классического Востока. - Иркутск, 1929а. - 44 с.

Ксенофонтов Г.В. Хрестес. Шаманизм и христианство. - Иркутск, 1929б. -134 с.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - Новосибирск: Наука, 1977. - 245 с.

Кулаковский А.Е. Русские слова, перенятые и усвоенные якутами (кроме собственных имен и названий) / А.Е. Кулаковский // Научные труды. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - С. 316-378.

Кюнер И.В. Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. -М.: Изд-во вост. лит., 1961. - 391 с.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М.К. Рыклина. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. - М.: Наука, 2005. - 400 с.

V.V. Ushnitsky

Mysteries of Adam Khan: Sacrifice in Honor of the First-Born of Mankind

In this paper is used the complex approach that includes systematic, structurally-semantic, descriptive, structurally-semiotic, comparative-historical, historical-typological, statistical methods of research which allowed to consider folklore and ritual in close interrelation as an inseparable complex of traditional Teleuts culture.

For the first time, an article by the Russian ethnographer A.V. Anokhin "Mystery of Adam-Khan", stored in the archive of the MAE RAS (Kunstkamera), is introduced into the scientific circulation. This article is devoted to the analysis of the Teleut epos "Praying to Adam-khan." The image of the first man Adam in Teleut mythology is very ancient. According to the researchers, Adam Khan in the mythology of the peoples of Sayano-Altai is associated with the image of the Divine Erlik.

The time of appearance of the character Adam Khan in Turkic mythology raises questions. Even among the ancient Turks, the progenitor Adam-khan was recorded. Perhaps the appearance of the first-born ancestor with this name in the ancient Turkic mythology is associated with the dogma of the missionaries of the Manichaean, Nestorian religion or the influence of Judaism.

The sacrifice in honor of Adam Khan consists of shamanic ritual and slaughter of the sacrificial animal - bull, distribution of its meat. Gifts to the spirits consist of agricultural and pastoral food. It describes the skinning of the sacrificial animal and the cooking of the entrails of the animals. Wine is like a sacred food, served to the spirits with prayers (algys).

Adam Khan is a resident of the cosmic Paradise, the first-born of mankind, is the patron Saint of shamans. Perhaps this image reflected the real history of mankind, associated with the cosmos, with the world soul (Hegel's philosophy).

Keywords: epic, mythology, Ethnography, first Man, Teleuts, shamanism, Adam Khan, archival sources, sacrifice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.