Научная статья на тему 'МИССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ'

МИССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация системы образования / реформирование социума / педагог / обучающиеся / риски осуществления труда педагога / профессиональная педагогическая деятельность / образовательные организации / миссия педагога / modernization of the education system / reforming of society / teacher / students / risks of the teacher's work / professional pedagogical activity / educational organizations / teacher's mission

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье представлен теоретический анализ и обобщение передового опыта, связанного с осмыслением миссии педагога в современной системе образования и постоянно изменяющемся социуме. Представлены основные нормативно-правовые документы, задающие ориентир деятельности педагога на непрерывное саморазвитие и профессиональный рост. Проанализированы проблемы и риски осуществления современной профессиональной деятельности педагога с позиции кардинальных преобразований в системе образования, модификации ценностно-смысловых ориентаций цифровых обучающихся «Поколение Z», увеличившихся государственных требований к профессиональной компетентности и профессионально-личностным качествам педагогического работника. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Обозначены направления и пути повышения престижа деятельности педагога с позиции минимизации возникающих рисков в сфере профессиональной деятельности педагогического работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis and generalization of best practices related to understanding the teacher's mission in the modern education system and a constantly changing society. The main regulatory and legal documents setting the benchmark for the teacher's activities for continuous self-development and professional growth are presented. The problems and risks of carrying out the modern professional activities of the teacher from the standpoint of radical transformations in the education system, modifications of the value and meaning orientations of digital students "Generation Z," increased state requirements for professional competence and professional and personal qualities of the teacher were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. Directions and ways to increase the prestige of the teacher's activities from the point of view of minimizing emerging risks in the field of professional activities of the teacher are outlined.

Текст научной работы на тему «МИССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ»

2. Анисимов, В.П. Характеристика иностранных военных специалистов, как целевой группы отечественной высшей военной школы (на примере ВУНЦ ВВС «ВВА») / В.П. Анисимов // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 2А. -С. 97-105

3. Измайлова, Н.В. Анализ уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов / Н.В. Измайлова // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 4 (84). - С. 115-121

4. Измайлова, Н.В. Статистический анализ мотивации курсантов военных вузов / Н.В. Измайлова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2021. - № 2 (62). - С. 100-111

5. Кукса, Д.А. Некоторые вопросы подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ / Д.А. Кукса // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 25 апр. 2018 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 84-85

6. Лаврентьева, З.И. Функции использования кейсов в военной педагогике / З.И. Лаврентьева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2 (93). - С. 39-41

7. Расторгуев, C.B. Обучение иностранных студентов в России: политические, экономические, социальные факторы / C.B. Расторгуев // Власть. 2019. - № 4. - С. 32-39

8. Тарасов, А.Н. Военно-профессиональная компетентность по практическому вождению боевых машин с применением современных технических средств обучения курсантов: содержание понятия и значимость для системы российского военного образования / А.Н. Тарасов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4 (95). - С. 155-157

9. Трегубчак, A.B. Особенности воспитательной работы с иностранными военнослужащими в вузе / A.B. Трегубчак // Вопросы педагогики. -2018. -№ 9. - С. 116-119

10. Трубникова, Л.И. О применении некоторых дидактических принципов при изучении технических дисциплин курсантами военного вуза / Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко, МЛ. Небреева // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 2 (93). - С. 236-239

Педагогика

УДК 37.086

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МИССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ

СОЦИУМЕ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ и обобщение передового опыта, связанного с осмыслением миссии педагога в современной системе образования и постоянно изменяющемся социуме. Представлены основные нормативно-правовые документы, задающие ориентир деятельности педагога на непрерывное саморазвитие и профессиональный рост. Проанализированы проблемы и риски осуществления современной профессиональной деятельности педагога с позиции кардинальных преобразований в системе образования, модификации ценностно-смысловых ориентаций цифровых обучающихся «Поколение Z», увеличившихся государственных требований к профессиональной компетентности и профессионально-личностным качествам педагогического работника. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Обозначены направления и пути повышения престижа деятельности педагога с позиции минимизации возникающих рисков в сфере профессиональной деятельности педагогического работника.

Ключевые слова: модернизация системы образования, реформирование социума, педагог, обучающиеся, риски осуществления труда педагога, профессиональная педагогическая деятельность, образовательные организации, миссия педагога.

Annotation. The article presents a theoretical analysis and generalization of best practices related to understanding the teacher's mission in the modern education system and a constantly changing society. The main regulatory and legal documents setting the benchmark for the teacher's activities for continuous self-development and professional growth are presented. The problems and risks of carrying out the modern professional activities of the teacher from the standpoint of radical transformations in the education system, modifications of the value and meaning orientations of digital students "Generation Z," increased state requirements for professional competence and professional and personal qualities of the teacher were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. Directions and ways to increase the prestige of the teacher's activities from the point of view of minimizing emerging risks in the field of professional activities of the teacher are outlined.

Key words: modernization of the education system, reforming of society, teacher, students, risks of the teacher's work, professional pedagogical activity, educational organizations, teacher's mission.

Введение. Современные постоянно изменяющиеся реалии и основные тенденции модернизации системы образования отражают повышение требований и запросов к педагогу как транслятору инновационных знаний и умений, духовному наставнику обучающихся, реализующему авторский педагогический стиль с позиции повышенного чувства долга, высокой степени ответственности и профессиональной чести. Постиндустриальному социуму в условиях стремительных перемен в содержании профессиональной педагогической деятельности необходим педагог, не только обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогическим мышлением, но и: постоянно развивающийся, с учетом турбулентно изменяющегося технологического уклада и модернизационных тенденций образовательной системы; нацеленный на самосовершенствование и приобретение новых профессиональных компетенций и психолого-педагогического опыта; осмысливающий профессиональную ответственность за собственные действия по обучению и воспитанию подрастающего поколения с позиции взращивания молодого человеческого капитала - будущего России.

Педагог должен предвидеть социокультурные изменения и своевременно внедрять инновации в сфере профессионального труда, осознать свои профессиональные дефициты и ускоренно их минимизировать, выстраивать продуктивные отношения с участниками образовательных отношений, креативно разрешать нестандартные педагогические задачи на основе интеграционного единства профессионализма и духовной культуры, мобильно находить оптимальные пути саморазвития и профессионального карьерного роста. При этом он должен стремится к сохранению и укреплению своей индивидуальности, самобытности, аутентичности в области выбранного труда, реализации жизненного и профессионального кредо педагога - стать духовным наставником обучающихся, реализовать собственную миссию в гармоничном становлении взрослеющих субъектов.

Вышеизложенное обусловливает рассмотрение проблемы обозначения миссии педагога в современной системе образования и постоянно изменяющемся социуме.

Изложение основного материала статьи. Значимыми в аспекте исследуемой проблемы выступили научные труды следующих исследователей: Г.П. Зерновой [4] (рассматривающей профессиональное развитие педагога, процесс его самообразования и самосовершенствования, возникновение организационно-педагогических рисков в профессиональном труде педагогического работника и его профессионально-личностном росте; О.В. Пушкиной [6] (разрабатывающей теоретическое обоснование инновационной модели формирования субъектно-профессиональной позиции педагога, выявления педагогических средств, организационных форм и методов работы с педагогическим работником в рамках профессионального становления); Е.В. Елисеевой, Н.С. Кирилова [3] (исследующих в социально-педагогическом контексте феномен становления ценностных представлений об образовательно-воспитательной миссии современного педагога, идеальном образце содержания его педагогического труда и духовно-нравственных качеств, миссии высокого социального предназначения педагогического работника); A.B. Уткина [9] (характеризующего основные аспекты мировоззренческой культуры педагога в аспекте определения его миссии в широком социокультурном контексте, обозначающего функционально-статусные изменения положения педагога в современном социуме, гуманистический характер и качества идеального педагога); А.П. Валицкой [2] (определяющей социокультурную укорененность русского учительства с позиции национального менталитета России, необходимость, повышения социального статуса педагогического работника в условиях изменяющейся современной действительности).

Анализ литературных источников и передового опыта позволил выделить следующие риски осуществления педагогом трудовых действий и функций в современной системе образования и постиндустриальных реалиях социума:

- фрагментарность действий педагога по гибкой перестройке содержания профессиональной деятельности с учетом: кардинальных преобразований в системе образования; модификации ценностно-смысловых ориентаций современного общества; обновленных типологических характеристик цифровых обучающихся относящихся к «Поколению Z» (Generation Z, Generation М, Net Generation, Internet Generation с их формами онлайн и офлайн практик, виртуально-реальными нормами взаимоотношений); социального заказа и требований, заданных государством в плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года;

- высокая степень постоянной «нагружающей и мозг и тело ответственности» за образовательные результаты, проблемы с саморегуляцией эмоций и поведения, самоорганизацией и самоконтролем, возникновение корпоративной и персональной конкуренции в рамках осуществления администрацией образовательных организаций материального стимулирования и морального поощрения. Недостаточный уровень психологической грамотности педагога, частичная сформированность умений педагога оптимально совладать с целой совокупностью стрессоров в системе образования и современно их локализовать, негативно сказывается и разрушает здоровье педагога (психологическое, физическое и социальное);

- ежедневная работа педагога в небезопасной (некомфортный климат в образовательной организации, постоянные дидактогенные воздействия, авторитарный тип управления, конфликтогенность в общении с учителями и администрацией, родителями и обучающимися) и неразвивающей (не мотивирующей к профессиональному росту и достижению акме в профессиональном труде) среде образовательной организации;

- затрудненность в освоении педагогом новых информационно-коммуникативных технологий (избыточность информации, бессистемная информационная перегруженность), переносящих жизнедеятельность современного педагогического работника в виртуальную действительность с позиции конструирования онлайн и офлайн общения посредством мессенджеров, Интернета, социальных сетей, ICQ или Skype, ведения собственного блога и т.д. Это определяет усиление коммуникативной дистанции между поколениями (взрослых и обучающихся), размытость трансляции накопленного опыта социального наследования, образцов морали и норм поведения, а также усугубляет социально-психологическое расслоение взрослеющих субъектов, нивелирует в сознании обучающихся устоявшиеся традиций и установки, ценности предыдущих поколений.

В этой связи значимыми выступают нормативные документы в сфере образования, которые отражают реализацию основного предназначения и миссию педагога, предопределяют направления минимизации возникающих рисков в сфере педагогического труда с учетом значительных реформ образовательной системы Российской Федерации и инновационных преобразований постиндустриального общества и (Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; «Закон об образовании в Российской Федерации»; Национальный проект «Образование» федерального проекта «Учитель будущего», интегрированного в проект «Современная школа»; «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»; «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.»; Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)») и т.д.

Основные направления реализации ведущих идей, представленных в нормативно-правовых документах с позиции осмысления социокультурной ситуации в российском обществе, стремительных перемен в содержании профессиональной деятельности педагога задают базовые регулятивы осуществления в педагогическом труде востребованных профессионально-личностных и социально значимых качеств педагогического работника, выработки им жизненных принципов и жизненных ориентиров продуктивного обучения, воспитания и развития взрослеющих субъектов. При этом данные документы нацеливают на непрерывное саморазвитие и профессиональный рост педагога, необходимость повышения престижа учительства в современном мире.

Современная миссия педагога как носителя традиционных российских духовно-нравственных ценностей и отношений отображает готовность к формированию идеологически-духовного, нравственно-этического иммунитета обучающихся к противостоянию деструктивным влияниям культуры Запада, асоциальной деятельности контрагентов социализации и, в целом, рискогенности постиндустриального социума.

«Учительство - это особая судьба, особая планида, особый образ жизни, реальный «духовный мост», связывающий прошлое с будущим; это особая Миссия, по природе своей несущая людям свет истины, Красоты, Добра, созидающая, «творящая» самого человека» [7, С. 25]. «Эмоциональная культура, утонченность чувствований, глубина и полнота переживаний, испытываемых педагогом, наполняют эти отношения особой одухотворенностью, человеколюбием, душевным теплом. В этом случае забота, участие, милосердие, сострадание, сопереживание, сорадование, искренность, благородство, любовь, уважение к ребенку, интеллигентность становятся неизменными чертами стиля профессиональной деятельности, его ключевыми, знаковыми признаками» [8, С. 225].

«Выполнить свою миссию в становлении ученика, повлиять на его развитие в требуемом направлении педагог может только благодаря высочайшему авторитету, который не обеспечивается должностью и профессией. Педагог - это не только

профессия и статус человека в обществе, имеющего определенную квалификацию, это особое призвание - созидание «души человеческой», воспитание ума и сердца, рождение образа мира и приобщение к мировым культурным ценностям» [9, С. 47].

Выводы. Таким образом, теоретический анализ и обобщение передового опыта позволили констатировать, что миссия педагога в современной системе образования и постоянно изменяющемся социуме является высокозначимой для ответственного взращивания подрастающего поколения как стратегического ресурса процветания российского общества, сохранения человеческой цивилизации вообще. С каждым годом государством предлагаются меры повышения престижа профессии учителя и в официальном Президентском указе 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России в целях признания особого статуса педагогических работников.

С учетом вышеобозначенного необходимо своевременно минимизировать определенные риски осуществления профессиональной деятельности педагогического работника при избыточной бумажной нагрузке, быстрых изменениях в теории и методики преподавания, инновационных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения, обновленных условиях труда, ненормированности рабочего дня, стрессогенности и сложности выстраивания коммуникации с разнообразными участниками образовательных отношений и т.д.

Литература:

1. Ананьева, М.А. Реализация модели организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего» / М.А. Ананьева, В.В. Тулякова // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (311). - С. 83-86

2. Валицкая, А.П. Какой учитель нужен России? / А.П. Валицкая // Вестник Герценовского университета. - 2009. -№ 9. - С. 3-6

3. Елисеева, Е.В. Миссия и образ учителя в отечественной педагогике / Е.В. Елисеева, Н.С. Кирилов // Эпоха науки. -2022.-№30.-С. 257-260

4. Зернова, Г.П. Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя / Г.П. Зернова // История и педагогика естествознания. -2017. -№ 2. - С. 11-14

5. Пак, Л.Г. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества / Л.Г. Пак, Л.Н. Максимова, М. Габдиев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -2022. -№ 75. - Ч.4.- С. 215-217

6. Пушкина, О.В. Инновационная модель формирования субъектно-профессиональной позиции педагога / О.В. Пушкина//Педагогика. Вопросы теории и практики. -2019. -№ 4. - С. 37-41

7. Репринцев, A.B. Миссия российского учительства сквозь призму наследия A.C. Макаренко: от социальной разобщенности - к сплоченному действию / A.B. Репринцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. -2013. -№ 1 (260). - С. 19-26

8. Репринцев, A.B. Профессиональное развитие личности будущего педагога в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды / A.B. Репринцев // Aima mater. - 2009. - № 6,- С. 223-237

9. Уткин, A.B. Миссия учителя в междисциплинарной проблематике исследований / A.B. Уткин // Преподаватель XXI века. - 2012. - № 1. - С. 46-57

Педагогика

УДК 378.2

студентка Пацко Дарья Адамовна

Институт психологии и педагогики (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Конакова Марина Сергеевна

Институт психологии и педагогики (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье проанализированы современные психолого-педагогические исследования по изучению описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Описана процедура проведения экспериментального исследования навыков составления описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Определены критерии и показатели оценивания описательного рассказа. Раскрываются методы и методики для установления уровня сформированности описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Представлен количественный и качественный анализ экспериментального исследования описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Отмечены основные трудности школьников с задержкой психического развития в составлении описательных рассказов. Выделены эффективные направления логопедической работы. Отображена последовательность работы по формированию описательного рассказа у школьников с задержкой психического развития. Представлен сравнительный анализ полученных результатов. Оценена результативность логопедической работы по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, младшие школьники, описательный рассказ, словарный запас, лексико-грамматическое оформление.

Annotation. The article analyzes modern psychological and pedagogical research on the study of descriptive storytelling in younger schoolchildren with mental retardation. The procedure of conducting an experimental study of the skills of composing a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is described. Criteria and indicators for evaluating a descriptive story are defined. The methods and techniques for establishing the level of formation of a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation are revealed. A quantitative and qualitative analysis of an experimental study of a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is presented. The main difficulties of schoolchildren with mental retardation in compiling descriptive stories are noted. Effective directions of speech therapy work are highlighted. The sequence of work on the formation of a descriptive story in schoolchildren with mental retardation is displayed. A comparative analysis of the obtained results is presented. The effectiveness of speech therapy work on the formation of skills of composing a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is evaluated.

Key words: mental retardation, primary school children, descriptive narrative, vocabulary, lexico-grammatical design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.