УДК 069
М. Ю. Кряжевских
кандидат культурологии,
Уральский государственный горный университет, музей «Литературная жизнь Урала XIX века» (Объединенный музей писателей Урала) E-mail: muzeum19@yandex.ru
В. Н. Кардапольцева
доктор культурологии, профессор, Уральский государственный горный университет E-mail: Kardapol@mail.ru
МИССИЯ МУЗЕЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ
Современный музей должен изменяться вместе с обществом, с социокультурной ситуацией в стране и в мире. Главная его задача — оставаться актуальным и интересным в любых исторических обстоятельствах, поэтому с каждым годом функций у музея становится все больше. Сегодня музей — это не только коллекция артефактов и научный ресурс, но и альтернативный образовательный центр, экспериментальная культурная площадка, проектное бюро, база для инклюзии и т. д. Но все инновации очень быстро перестают быть собственно инновациями. Поиски путей развития, «вектора» направления деятельности музея следует начинать с определения его миссии. В настоящий момент это дискуссионный вопрос в музеологии. Музеи подходят к нему по-разному. Подход может быть формальным, традиционным, субъективным или, наоборот, очень общим. Эффективным становится такой подход к определению миссии музея, который является стратегией его развития на ближайшие несколько лет. Для того, чтобы сформулировать актуальную миссию музея, необходимо «включить» механизм профессиональной рефлексии и саморефлексии, помогающий честно оценить шансы музея на актуальность и популярность, проанализировать ситуацию изнутри. Статья содержит обзор самых ярких иллюстраций различных подходов к пониманию и определению миссии музея. Удачным примером профессиональной саморефлексии в определении миссии музея в статье становится музей «Литературная жизнь Урала XIX века» в Екатеринбурге. Результатом эффективного определения его миссии как формы профессиональной саморефлекции стало новое направление всей музейной деятельности. Можно говорить о значительном прорыве в результате расширения возрастных, видовых, географических, тематических границ.
Ключевые слова: музеология, миссия музея, социокультурная динамика, музейные инновации, саморефлексия
Для цитирования: Кряжевских, М. Ю. Миссия музея как результат профессиональной саморефлексии / М. Ю. Кряжевских, В. Н. Кардапольцева //Вестник культуры и искусств. — 2020. - 1 (61). - С. 38-44.
Сегодня институт музея стоит перед серьезным выбором: стремительно развиваться, улавливая и часто предугадывая направление культурных, социальных, экономических и политических ветров или стать безмолвным собранием артефактов. Музей, не претерпевающий существенных своевременных изменений, выпадает из круга коммуникационных отношений и непременно теряет «голос», не может быть услышан, а, следовательно, не может выполнять свои функции, которых год от года становится все больше. Общественная ситуация меняется настолько стремительно, что музейным ана-
литикам все сложнее следить за динамикой социокультурных процессов и отвечать на новые запросы времени. Новейшие подходы к экспозициям и педагогические разработки, не успевая повсеместно войти в музейную жизнь, тут же оказываются устаревшими и перестают «работать».
Следуя за мировой музейной практикой, последние десятилетия российские музеи превращаются из хранилища коллекций в культурные центры, все больше ориентирующиеся на потребности и запросы посетителей. Музеи стали претендовать на ведущую роль в культурной жизни регионов,
38
создавать бренды, устраивать акции, осуществлять проекты, повышающие культурный имидж города или области. Порой для поднятия информационно-культурной значимости того или иного небольшого города, поселения, администрация делает ставку исключительно на музей.
В течение только последних лет музеи страны пережили несколько инновационных волн:
1. Развитие методик и музейных практик. Открытие музейных детских центров и классов, залов и лекториев. Выделение и оформление музейной педагогики как научной дисциплины.
2. Информационно-технологический прорыв. Выход музеев в Интернет. Создание музейных сайтов, виртуальных музеев, музейных групп и сообществ в социальных сетях. Оснащение экспозиций сложной техникой, SD-технологиями и т. д.
3. Осуществление музеями проектной деятельности. Осмысление музея как активного участника социокультурных процессов, формирующего культурную роль региона, города, постоянного значимого игрока в «большой игре» — участие в грантах, проектных конкурсах.
4. Включение музеев в реализацию «безбарьерной среды» и «открытого музея», т. е. открытого всем группам населения и особенно людям с ограниченными возможностями.
5. Активная интеграция театра и музея, появление в экспозиционных залах не просто театральных постановок, а новых театральных форматов, которые словно специально задумывались и создавались под музейное пространство: променад-спектакли, иммерсивный театр, постановки в жанре site-specific.
Но эти волны музейных инноваций уже не являются ни собственно инновациями, ни современным ответом музея на требования общества. Многие музеи сегодня, как и в начале 2000-х, подошли к проблеме осмысления своей роли и места в политической и культурной ситуации, местном и российском социуме, к вопросу самоопределения, к процессу саморефлексии. Поэтому как никогда актуально снова зазвучал в музейном сообществе вопрос об определении миссии музея, так как, сформулирован-
ная даже десятилетие назад, она часто уже не совпадает с социокультурной динамикой региона или давно не соответствует реальной жизни музея.
В этой работе мы рассмотрим различные подходы отечественных музеев к определению своей миссии, к ее презентации в открытых источниках, в выступлениях сотрудников, на музейных сайтах и обратимся к опыту в этой области музея «Литературная жизнь Урала XIX века» в Екатеринбурге результату и его профессиональной рефлексии.
Когда мы говорим о профессиональной рефлексии и саморефлексии, то имеем в виду характерную способность психики «отражать» (собственно в латинском языке геАехш — 'отраженный, повернутый'). Процесс и результат формирования миссии музея показывают, насколько сотрудники способны «отражать», понимать, воспринимать социокультурную ситуацию, актуальные запросы современного посетителя, культурные тенденции и т. д. А также насколько они способны определять сильные и слабые стороны своего музея, понимать ценности и приоритеты конкретного коллектива, имеют смелость принимать нестандартные профессиональные решения, обладают профессиональной интуицией и т. д. Или, напротив, вместо объективной оценки и анализа самопрезентации в обществе мы видим, как музей формализует и стандартизирует свою деятельность, опираясь на субъективное представление о себе.
Сегодня музеи активно включаются в дискуссию о миссии музея: на музейных сайтах, в профессиональных журналах, на круглых столах и на конференциях, на отечественных и международных музейных форумах, но несмотря на это нам показалось интересным провести обзор и анализ тех формулировок «миссий» конкретных музеев, которые представлены в современном музейной сообществе, и в этом разнообразии выявить наиболее эффективные подходы к решению вопроса о музейной миссии.
Музейные теоретики довольно точно дают понять, как и в какую сторону в определении музейной миссии надо двигаться конкретным музеям:
«Миссия музея — это главное, что он может сказать о себе своим потенциальным по-
39
сетителям и партнерам, а также обществу в целом... Однако сегодня, когда адресованные музеям запросы и ожидания стали рассматриваться как нечто весьма сложное по своей структуре и динамике, уже недостаточно и, пожалуй, невозможно говорить о миссии конкретного музея одной формулировкой, имеющей равное отношение как к данному музею, так и к остальным ему подобным. Общим местом, не вызывающим сомнений и каких-либо эмоций, а, следовательно, и импульсов притяжения, оказываются утверждения, что музей — это хранилище ценностей, культурный и образовательный центр, научно-исследовательский институт и т. д. Подобные определения справедливы, но при всей их правомерности слишком универсальны и тривиальны, чтобы служить формированию нового имиджа музея и его миссии» [4].
«Социальные функции музея сегодня необыкновенно широки, именно здесь стоит искать формулировку современной музейной миссии. миссия музея в условиях всеобщей информатизации состоит в интерпретации и иерархизации морально-этических ценностей культуры и формировании атмосферы, благоприятствующей их осмыслению каждым посетителем» [1].
При этом определение миссии музея в «Словаре музейных терминов» дает музеям полную свободу в интерпретациях и трактовках:
Миссия музея — «1) предназначение (сверхзадача) музея, определяемая как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия. 2) элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования. Не являясь юридическим документом, программное заявление служит (наряду с Уставом музея) основополагающим компонентом разработки средне-и долгосрочной музейной политики и планирования. Уточняется и пересматривается с определенной периодичностью» [12].
Суммируя вышесказанное, можно рекомендовать при определении миссии конкретного музея, с одной стороны, избегать
универсальности заявления, его вневременного характера, сконцентрироваться на сиюминутных потребностях общества, а с другой — не подменять «программное заявление» функциями музея как особого учреждения культуры, что происходит довольно часто.
Тем не менее сегодня определение миссии музея представляется размытым и напрямую зависит от того, на каком этапе процесса самоопределения и саморефлексии находится тот или иной музей. Интересно и полезно наблюдать, как протекает этот процесс в отечественных и зарубежных учреждениях. Музейное интернет-пространство демонстрирует нам огромный спектр самых различных формулировок музейной миссии. Одни музеи действительно, как это было замечено ранее, перечисляют музейные функции с поправкой на региональную специфику: «Миссия музея современного искусства Украины — собирать, сохранять, исследовать и пропагандировать искусство Украины XX — начала XXI века» [7]. Самые осторожные отсылают к авторитетам, например миссия Государственного исторического музея такова: «Но главнейшею и существеннейшею задачею для этого Всероссийского Хранилища было положено представить в вещественных памятниках и изображениях невещественный, так сказать, духовный образ Русского Государства и Русской народности, во всем составе разнородных племен Русской Земли, во все великие моменты Русской жизни, во всех видоизменениях и направлениях Русской истории и Русского быта от древнейших времен, дабы тем самым наглядно и непрестанно содействовать развитию в народе и обществе русского самопознания и русского самосознания, — один из основателей и идеологов Исторического музея профессор И. Е. Забелин, 1885 год» [2]. В связи с этим хочется заметить, что с момента формулировки данной конкретной миссии не просто изменилась культурная ситуация в стране, но и сама страна несколько раз пережила величайшие трансформации в государственном устройстве, собственно, сейчас это уже музей истории нескольких разных стран. Самые смелые музеи заявляют о себе ярким, но довольно абстрактным лозунгом, например: «Миссия Музея-усадьбы Н. К. Рериха —
40
"Мир через Культуру"» [8] или ставят перед собой воистину глобальные задачи: «Миссия музея — наладить диалог поколений» (ссылаясь на слова Мишеля Руже, старается определить свою миссию новый музей «Россия в Великой войне» (Царское село) в прессе и в СМИ [9]), «Миссия музея — "сохранение культурных традиций"» — в этом направлении пытается сформулировать свою миссию Государственный музей истории литературы и культуры Алтая [3]. Эти высказывания носят универсальный характер — всегда и во все времена, при любых политических, экономических, социокультурных условиях любого общества сохранение культурных традиций и осуществление диалога между поколениями безусловно необходимо. Это не задача, которая когда-либо будет решена, это бесконечный процесс длиной во всю историю человечества. Подобная универсальность формулировок может отбросить музей в область общих фраз, а за ними трудно увидеть реальное содержание. За фасадом универсальной миссии не угадывается направления в научно-просветительской и проектной деятельности, избранного тем или иным музеем на ближайшие годы.
Намного эффективнее нам представляется следующий алгоритм профессиональной саморефлексии:
— выделить среди глобальных задач, стоящих перед музеем как специфическим учреждением культуры, такие, которые проецируются на актуальные проблемы российского общества;
— определить потенциал конкретного музея в решении этих проблем;
— зафиксировать конкретные временные рамки реализации музейной миссии, определяющей вектор всей музейной работы на ближайшие несколько лет.
Именно в этом направлении сформулированы следующие программные заявления: «Миссия музея политической истории России — формирование политической культуры гражданского общества» [10] (действительно, это то, чего не хватает нам на мировой политической арене и в частной жизни); «Миссия Музея ГУЛАГа — восстановление исторической справедливости, осмысление трагической эпохи массовых репрессий и сохранение памяти о миллионах людей, став-
ших ее невинными жертвами» [5]; «Миссия музея-заповедника "Рязанский кремль" — служить проводником в мир русской культуры, стать крупным центром патриотического воспитания молодежи России» [11].
Если в поле отечественного музееведения представление о музейной миссии еще неточно и размыто и предпринимаются лишь первые попытки подобной саморефлексии, то западные коллеги, кажется, продвинулись в этом вопросе несколько дальше. Конечно, они находятся в более выгодных и комфортных политических, экономических, социокультурных условиях, может быть, поэтому в их программных высказываниях реже звучат злободневные вопросы общественной жизни, а сами музейщики подходят к процессу формулировки миссии музея без тяжелых раздумий о его судьбе, больше смотрят на личность и творческий потенциал посетителя, воспринимая его как равного со-участника коммуникационного процесса. Их формулировкам миссии музея присуща точность задачи, легкость замысла, смелость подхода и виртуозность подачи. Например, Музей науки и промышленности в Чикаго (The Museum of Science and Industry): «Миссия музея — воодушевлять гения в каждом человеке посредством демонстрации захватывающих экспериментов, отражающих реальные события и явления, в то же время рассказывая зрителям об их происхождении» [6].
В контексте данной дискуссии мы обратимся к опыту музея «Литературная жизнь Урала XIX века», одного из филиалов Объединенного музея писателей Урала в Екатеринбурге, сотрудники которого несколько лет назад решили не просто, следуя очередной музейной «волне», определиться с миссией музея, а сформулировать ее как лаконичную стратегию развития на ближайшие годы. Они взяли на себя смелость объективно проанализировать показатели эффективности своего музея, общественный запрос, ожидания посетителей, актуальность постоянной экспозиции и другие аспекты музейной деятельности и коммуникации. Постоянная экспозиция музея знакомила посетителей с малоизвестными уральскими писателями XIX столетия, фамилии которых не были на слуху даже у жителей
41
Екатеринбурга и вызывали действительный интерес только у небольшой прослойки научного сообщества города. Многие годы музей «спасала» часть постоянной экспозиции, затрагивавшая жизнь известного уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка и его отношения с хозяйкой дома (в нем сегодня и расположен музей) М. Я. Алексеевой. Название музея, сформулированное в годы преобладания научного подхода в музейной деятельности, не вызывает интереса у современного, в большей степени ориентированного на получение новых ярких впечатлений, посетителя.
Формулируя миссию своего учреждения как «Литература без границ», сотрудники музея ориентировались на этот практический лозунг как на руководство к действию, сознательно рискуя репутацией в музейном сообществе. Несмотря на общий характер этого заявления, сотрудники отчетливо понимали, какие конкретно границы они собираются расширять и преодолевать: возрастные (музей в городском сообществе воспринимался как условно «взрослый»), региональные (литературно-краеведческая направленность сужала поток посетителей), временные (концентрация на XIX столетии, не воспринимаемом современным посетителем как пространство актуальных вопросов), профессионально-видовые (традиционный литературный музей с историко-литературной экспозицией).
Следуя сформулированной миссии, сотрудники музея разработали ряд детских и семейных программ для самых маленьких посетителей. Сегодня во «взрослый» музей приходят с малышами от трех лет. В основе программ — литературные произведения русских писателей: «Рождественские чтения», «Пасхальные чтения», «Летние чтения», литературные утренники и интерактивные программы. Каждая суббота в музее стала семейной и «детской». За прошедшие несколько лет за счет родителей с детьми аудитория расширилась, а также стала возвратной. Удалось «вырастить» новое поколение постоянных посетителей, полюбивших музей, воспринимающих его как «свое» пространство и ожидающих от него новых впечатлений и открытий.
Раздвигая региональные границы, музей «Литературная жизнь Урала XIX века»
расширил географию своих тем — обратился к литературе разных стран, в результате появились программы: «Сказки для Юки», «Маленькая Япония», «Приключения Алисы», «Английские песенки для малышей», «Немецкие сказки», квест «По следам Хоббита» и др. Музей взял на себя роль проводника в мир «большой» литературы, знакомя с ее национальными ликами и разнообразием, с литературными традициями и преемственностью.
Многолетняя дружба с музеем МХАТа позволила расширить и временные границы, выйти за пределы XIX столетия и привлечь посетителя актуальными для него литературными именами и судьбами, расследованиями и неожиданными поворотами в известных темах, в выставочных проектах: «МХАТ в Свердловске. 1942», «Нехорошая» пьеса Булгакова», «Черная речка Пушкина и Булгакова», «Маяк и Нора (Маяковский и Полонская)», «Любовь по системе Станиславского». Музей в последние годы ежегодно побеждал в различных номинациях самого значимого профессионального конкурса в Екатеринбурге — «Лучший музейный проект года». Благодаря актуальной и острой тематике выставок музей открыла для себя постоянная взрослая и молодежная аудитория модного, современного, злободневного, известного во всей стране екатеринбургского Ельцин Центра.
Следуя сформулированной миссии, сотрудники традиционного литературного музея внедрили в свою экспозиционную и просветительскую деятельность культурологический подход, показывая литературу не как элитарное закрытое явление, а как часть повседневной культуры человека.
Таким образом, музей «Литературная жизнь Урала XIX века» значительно увеличил аудиторию, стал серьезным игроком на социокультурном поле Екатеринбурга, обновил имидж и по итоговым показателям за последние несколько лет более востребован у жителей Екатеринбурга и гостей города. Миссия музея «Литературная жизнь Урала XIX века», сформулированная как кризисная стратегия развития в 2016 г., принесла ощутимые результаты. Сегодня сотрудники музея работают над формулировкой новой стратегии, которая позволи-
42
ла бы со всеми приобретениями предыдущей вернуться к уральской литературе и подойти к реэкспозиции и дальнейшему ребрендингу музея.
Таким образом, подход, определивший миссию музея как некий вызов современным запросам общества, требует объективности и некоторой смелости от сотрудников музеев в признании реального положения учреждения в обществе, готовности к профессиональной рефлексии и саморефлексии и кажется нам наиболее эффективным.
Сегодня мы переживаем интереснейший и уникальный период саморефлексии музеев, участвуем в широчайшем обсуждении направлений музейной жизни, постепенно приходя к пониманию того, что от удачного точного определения и формулировки музейной миссии во многом зависит успех, актуальность и востребованность обществом конкретного музея.
1. Белолипецкая, Н. А. Миссия музея в условиях информатизации общества / Н. А. Белолипецкая // Мир музея. - 2012. - № 1 (293). -С. 22-25.
2. Государственный исторический музей: офиц. сайт. - URL: https:// www.shm.ru/missiya-i-organizatsiya/ missiya-muzeya/ (дата обращения 27.02.2019).
3. Интервью с Никитиной Л., замдиректора по научно-просветительской работе музея ГМИЛИКА // Политсиб. - URL: http://politsib. ru/news/70093 (дата обращения 10.03.2019).
4. Мастеница, Е. Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации / Е. Н. Мастени-ца // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст. Вып. 4. Восток-Запад. / М-во культуры РФ. - Санкт-Петербург : Изд-во СПБГУКИ, 2010. - С. 256-262.
5. Музей истории ГУЛАГА. - URL: http://www.gmig.ru/view/page/40 (дата обращения 27.02.2019).
6. Музей науки и промышленности в Чикаго // GoChicago.ru. - URL: http://gochicago.ru/msi/ (дата обращения 10.03.2019).
7. Музей современного искусства Украины. - URL: http://modern-museum.org.ua/ru/pro_muzei/ museum_mission.htm (дата обращения 5.03.2019).
8. Музей-усадьба Н. К. Рериха в Из-варе. - URL: http://www.roerich-izvara.ru/missia.htm (дата обращения 10.03.2019).
9. Музей-заповедник «Царское Село». - URL: http://www.tzar.ru/ info/info-events/title/?id=4644 (дата обращения 10.03.2019).
10. Новый музей: от замысла до воплощения. - Санкт-Петербург : ГМПИР, 2013. - 127 с.
11. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. - URL: http:// ryazankreml.ru/about/66/ (дата обращения 10.03.2019).
12. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. -С. 47-68.
Получено 15.01.2020
43
M. Kriazhevskikh
Candidate of Culturology, Ural State Mining University, Museum Literary Life of the Urals of the 19th Century (United museum of writers of the Urals) E-mail: muzeum19@yandex.ru
The Mission of a Museum as a Result of Professional Self-reflection
Abstract. A contemporary museum must change with the society, with the socio-cultural situation in the country and in the world. Its main task is to remain relevant and interesting in any historical circumstances, therefore, every year a museum acquires new functions.
Today, a museum is not only a collection of artifacts and a scientific resource, but also an alternative educational center, an experimental cultural site, a design office, a basis for inclusion, etc. But all innovations very quickly cease to be really innovational. The search for development ways, the "vector" of the museum's activities should begin with the definition of its mission. Today it is a debatable issue in museology. Museums treat it differently. The approach can be formal, traditional, subjective or conversely, very general. Such an approach to determining the mission of a museum, which is a strategy for its development over the next few years, becomes effective. To formulate the actual mission of a museum, it is necessary to "turn on" the mechanism of professional reflection and self-reflection, which helps to honestly assess the chances of a museum for relevance and popularity, to analyze the situation from the inside. The article contains a review of the most striking illustrations of various approaches to understanding and determining the mission of a museum. A successful example of professional self-reflection in determining the museum's mission in the article is the museum "Literary Life of the Urals of the 19th Century" in Ekaterinburg. The result of the effective definition of its mission as a form of professional self-reflection was a new direction in all museum activity. We can talk about a significant breakthrough as a result of the expansion of age, kind, geographical, thematic borders.
Keywords: museology, the museum's mission, socio-cultural dynamics, museum innovations, self-reflection
For citing: Kriazhevskikh M., Kardapoltseva V. 2020. The Mission of a Museum as a Result of Professional Self-reflection. Culture and Arts Herald. No 1 (61): 38-44.
References
1. Belolipetskaia N. 2012. The mission of the museum in terms of informatization of society. Mir muzeya [Museum World]. No 1 (293): 22-25. (In Russ.).
2. Gosudarstvennyy istoricheskiy muzey [State Historical Museum]. Available from: https://www.shm.ru/ missiya-i-organizatsiya/missiya-muzeya/ (accessed: 27.02.2019). (In Russ.).
3. Interview with Nikitina L., deputy director for scientific and educational work of the State Museum of the History of Iterary, Art and Culture of Altai. Politsib. Available from: http://politsib.ru/news/70093 (accessed: 10.03.2019). (In Russ.).
4. Mastenitsa E. 2010. The mission of the museum from the perspective of intercultural communication problems. Sovremennye problemy mezhkul'turnykh kommunikatsiy [Modern problems of intercultural communications]. Issue 4. East - West. St. Petersburg: Izd-vo SPBGUKI. P. 256-262. (In Russ.).
5. Muzey istorii GULAGA [Gulag History Museum]. Available from: http://www.gmig.ru/view/page/40 (accessed: 27.02.2019). (In Russ.).
6. Museum of Science and Industry in Chicago. GoChicago.ru. Available from: http://gochicago.ru/msi/ (accessed: 10.03.2019). (In Russ.).
7. Muzey sovremennogo iskusstva Ukrainy [Museum of Modern Art of Ukraine]. Available from: http:// modernmuseum.org.ua/ru/pro_muzei/museum_ mission.htm (accessed: 5.03.2019). (In Russ.).
8. Muzey-usad'ba N. K. Rerikha v Izvare [Museum-Estate of N. K. Roerich in Izvar]. Available from: http:// www.roerich-izvara.ru/missia.htm (accessed: 10.03.2019). (In Russ.).
9. Muzey-zapovednik «Tsarskoe Selo» [Museum-reserve "Tsarskoye Selo"]. Available from: http://www. tzar.ru/info/info-events/title/?id=4644 (accessed: 10.03.2019). (In Russ.).
10. Novyy muzey: ot zamysla do voploshcheniya [New Museum: From Design to Implementation]. 2013. St. Petersburg: GMPIR. 127 p. (In Russ.).
11. Ryazanskiy istoriko-arkhitekturnyy muzey-zapovednik [Ryazan Historical and Architectural Museum Reserve]. Available from: http://ryazankreml.ru/about/66/ (accessed: 10.03.2019). (In Russ.).
12. Dictionary of current museum terms. 2009. Muzey [Museum]. No 5: 47-68. (In Russ.).
Received 15.01.2020
V. Kardapoltseva
Doctor of Culturology, Professor, Ural State Mining University E-mail: Kardapol@mail.ru
44