Научная статья на тему 'Миссионерско-просветительское служение Русской Православной Церкви в спортивных организациях города Омска'

Миссионерско-просветительское служение Русской Православной Церкви в спортивных организациях города Омска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
297
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСТВО / СЛУЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безруков Михаил Андреевич

В статье рассматривается миссионерско-просветительское служение русской православной церкви в спортивных организациях города Омска. Предлагается классификация спортивной молодежи по группам в зависимости от степени их воцерковления. Автором проанализированы различные формы миссионерской деятельности в спортивных клубах г. Омска, особенности миссионерской деятельности в спортивных клубах города Омска и произведен сравнительный анализ наиболее эффективных форм миссионерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерско-просветительское служение Русской Православной Церкви в спортивных организациях города Омска»



УДК 94(470)

миссионерско-просветительское служение русской православной церкви в спортивных

организациях города омска

Безруков Михаил Андреевич, выпускник Омской Духовной Семинарии

Ключевые слова: миссионерство, служение, молодежные спортивные организации.

Аннотация: В статье рассматривается миссионерско-просветительское служение русской православной церкви в спортивных организациях города Омска. Предлагается классификация спортивной молодежи по группам в зависимости от степени их воцерковления. Автором проанализированы различные формы миссионерской деятельности в спортивных клубах г. Омска, особенности миссионерской деятельности в спортивных клубах города Омска и произведен сравнительный анализ наиболее эффективных форм миссионерской деятельности.

missionary and educational services of the russian orthodox church in sports organizations

of omsk

Summary: The article deals with missionary and educational services of the Russian orthodox church in sports organizations of Omsk. A classification of the youth according to the depth of their church life is proposed. The author analyses various forms of missionary activity in sports clubs of Omsk and makes a comparative analyses of the most effective forms.

Key words: mission, service, youth sport organizations.

€1"

m

нализ опыта миссионерского служения среди спортсменов в России, а в частности в г. Омске, позволил нам сделать вывод о недостаточной изученности возможностей миссионерско-просветительского служения среди спортивных организаций. В настоящее время в Омске функционирует более ста пятидесяти спортивных организаций1.

Рассмотрим миссионерско-просветительское служение русской православной церкви в спортивных организациях города Омска. Для этого необходимо классифицировать спортивную молодежь по группам в зависимости от степени их воцерковления; провести анализ различных форм миссионерской направленности в спортивных клубах; изучить особенности миссионерской деятельности в спортивных клубах города Омска; произвести сравнительный анализ наиболее эффективных форм миссионерской деятельности.

Первой и самой значимой книгой при осуществлении любой деятельности православный христианин должен руководствоваться Библией. Священное Писание является основанием для добрых начинаний, включая миссионерскую деятельность. Для определения основных мировоззренческих позиций, в первую очередь, нами

Спортивные организации города Омска. URL: http://mxkr.ru/ru/sportivnye_organizatsii/omsk (дата обращения 12.05.2016 г.)

использовались «Основы миссионерской концепции Русской Православной Церкви», а также «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», которые являются главным основанием миссионерского и социального служения в настоящее время. Гражданско-правовыми основами для проповеди в спортивных организациях является: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В настоящее время среди современной православной литературы отсутствуют миссионерские труды, посвященные миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди спортивных клубов, а также учебники по миссиологии, с поэтапным изучением методов эффективной проповеди2. Основным источником по миссионерскому служению РПЦ среди спортсменов являются книга Ф.А. Пономарева «Христианство и спорт: размышления на тему», в которой рассмотрено состояние современной православной миссии относительно спорта, а также отношение к нему христианства, и приведен монолог православного спортсмена о душеспасении3.

Между тем, проведение миссионерской деятельности РПЦ в спортивных организациях на сегодняшний день становиться все более актуальным, поскольку массовые открытия спортивных учреждений создают определенную площадку для православной проповеди. В спортивных организациях молодежь закаляет и воспитывает свой характер, что в дальнейшем помогает им в жизни. Здесь она может возрастать не только физически, но и духовно.

Основными источниками информации о действующем миссионерско-просве-тительском движении в городе Омске среди спортивных организаций являются годовые отчеты центрального и октябрьского благочиния г. Омска, а именно Отчет о проведенной молодежной просветительской деятельности за 2014-2015 г.

Спортивные клубы условно можно разделить на две категории - частные клубы и государственные4. Разберем и проанализируем каждую из категорий спортивных клубов.

Первой категорией являются частные клубы. Они имеют руководителя и тренеров (которых может быть несколько), также руководитель может являться и тренером спортивного клуба. Для того, чтобы прийти в спортивный клуб с Православной миссией, нужно этот вопрос согласовать с руководителем (тренером) и получить одобрение. В беседе очень важно рассказать актуальность и значимость православной веры в жизни каждого спортсмена, сделать акцент на том, что проводимые беседы будут служить как назидательный и воспитательный механизм для спортсменов. В случае согласия руководителя нужно выбирать удобное время для проведения бесед со спортсменами. Такая достаточно простая система выстраивания взаимоотношений практикуется и является актуальной среди частных спортивных клубов города Омска. Так же к частным спортивным организациям можно отнести православные спортивные клубы единоборств, в них само руководство и тренера являются

2Кураев А. диак. Миссионерский кризис православия. М.: Никея, 2010.

'Пономарев Ф.А. Христианство и спорт: размышления на тему. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2010. См. также: Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. -688 с.

4Типы организаций физической культуры и спорта, выделяемые по форме собственности. URL: http:// studopedia.ru/2_124741_tipologiya-fizkulturno-sportivnih-organizatsiy-po-tselevomu-naznacheniyu.html (дата обращения 2.05.2016 г.)

2016 (1)

постоянными прихожанами храмов и ведут церковную жизнь, являясь заинтересованными лицами в свете воспитания своей спортивной молодежи, они сами идут на контакт и активно способствуют миссионерскому служению в их спортивной школе.

Второй категорией являются государственные клубы и спортивные школы. С такими спортивными организациями ситуация обстоит немного сложнее. В них мало рассказать руководителю спортивной школы о значимости и важности миссионерского служения и о проводимой работе с материалом, который будет преподноситься. С государственными спортивными школами нужно заключить соглашение, в котором будут прописаны цели и задачи наших визитов.

В связи с тем, что не все руководители спортивных организаций лояльно относятся к православной церкви, (такими могут быть как частные, так и государственные спортивные школы) существуют и другие способы для миссионерского служения в них. Одним из самых эффективных путей для того, чтобы начать вести миссионерское служение в спортивном клубе, который далек от православной веры, является путь через общественные организации. В Омске существуют несколько таких организаций, разберем некоторые из них:

РОО «Центр патриотического воспитания Альфа Омск»5.

Омская Региональная Общественная организация слоганом которой является: «Верность, честь, мужество», осуществляет свою деятельность посредством видео лекториев среди молодежной аудитории. Темами видео лекториев является популяризация идей национального самосознания, любви к Родине на примере героев отечества в истории нашего государства.

РОО «Омское Родительское Собрание»6.

Региональная общественная организация «Омское родительское собрание» создана по инициативе педагогов, психологов и родителей, занимающихся вопросами профилактики социально негативных явлений, влияющих на личностное становление подрастающего поколения.

3) ОРОО «Трезвый Омск».7

Омская Региональная Общественная организация, слоган которой: «Трезвая семья - Трезвый город - Сильная Россия!». Целью данной организации является утверждение осознанной трезвости среди всего населения Омской области и развитие традиционного опыта трезвого образа жизни для сохранения и процветания России.

У всех вышеперечисленных общественных организаций имеется одна общая цель - принести пользу обществу, воспитать в людях любовь и заботу к Родине, сделать общество свободным от наркомании, алкоголя и табакокурения. Данные цели пересекаются с целями православной проповеди и являются уже построенным фундаментом для миссионерской проповеди в духе патриотизма. В день памяти начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Православной Церкви дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором высказал свое отношение к патриотизму: «Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым

5Официальный сайт РОО «Центр патриотического воспитания Альфа Омск». URL: http://alfa-omsk.ru/ (дата обращения 12 .04.2016).

6Официальный сайт РОО «Омское Родительское Собрание». URL: http://omskrod.ru/ (дата обращения 12 .04.2016).

7Официальный сайт РОО «Трезвый Омск». URL: http://trezviy-omsk.ru/ (дата обращения 12 .04.2016).

утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа»8.

Таким образом Святейший патриарх Кирилл высказал важность и неразрывность патриотического воспитания для православного христианина, что является нам руководством для проповеди в духе патриотизма.

Если руководителей и тренеров пугает религиозная пропаганда, если они далеки от Церкви, то нужно сделать очень дипломатичную, тонкую миссию и зайти с миссией в клуб от общественной организации. Тогда не будет возникать никаких неудобных вопросов, а православная проповедь будет проводится очень мягко, посредством рассказов о святых героях России в духе патриотизма или через профилактику наркомании, табакокурения и алкоголизма, а также асоциальных явлений.

Православный Спортивно-Патриотический Клуб «Десантник» базируется в гимназии № 147, в привокзальном поселке. Дирекция выделила для тренировок подвал, который с помощью благотворителей превратился в настоящий спортзал. Благотворители же помогли приобрести спортивный инвентарь и форму для мальчишек. Клубу помогает 242-й Учебный центр ВДВ, ветераны, участники боевых действий в Афганистане и Чечне. 15 сентября 2010 года в Епархиальном управлении состоялась встреча главного тренера А.А. Иванникова и настоятеля Никольского Казачьего собора о. Игоря Скобеева с владыкой митрополитом Феодосием. Целью встречи было получение благословения, чтобы спортивно-патриотический клуб получил статус православного. Архипастырь горячо одобрил это начинание и благословил Александра Алексеевича (тренера и руководителя клуба), а в его лице и всех ребят из клуба «Десантник» иконой священномученика Сильвестра Омского с частичкой святых мощей9. Духовное же окормление спортивный клуб по сей день получает от Свято-Никольского Казачьего собора, настоятелем которого является протоиерей Игорь Скобеев, являющийся духовником данной спортивной организации. Также на постоянной основе в спортивном клубе проводятся занятия «Закона Божьего» и видео лектории на темы православного патриотического воспитания10.

Православный Спортивно Патриотический Клуб «Знаменская дружина» при Храме в честь иконы Божией Матери «Знамение Пресвятой Богородицы»11, начал свою деятельность в сентябре 2015 года по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира. С помощь благотворителей зал был оборудован мягким ковром, грушами и спортивным инвентарем, тем самым были созданы необходимые условия для занятия спортом при Храме как частью миссионерского служения Церкви. В данном клубе функционирует несколько взрослых групп, детская, а также особая группа для подростков, стоящих на учете в полиции.

"Святейший Патриарх Кирилл: Патриотизм — это верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. URL: https://pravobraz.ru/patriarx-patriotizm-eto-prezhde-vsego-vernost-bozhestvennomu-zamyslu-o-tvoej-zemle-i-o-tvoem-narode/ (дата обращения 12.04.2016).

9Свято-Никольский Казачий Собор. Православный клуб «Десантник». Официальный сайт. URL: http:// nikolo-kazachi-sobor.ru/index.php/desantnic (дата обращения 12.04.2016).

10Годовой отчет помощника благочинного Игоря (Скобеева) протоиер. по молодежной работе в Центральном благочинии г. Омска. Безрукова М.А. 2014-2015 гг.

"Список клубов Омской Федерации смешанных боевых единоборств ММА URL: http://mma-pankration.ru/ kluby (дата обращения 12.04.2016).

2016 (1)

Спортивный Клуб им. Ивана Климова на базе СДЮСШОР № 21 по боксу и кикбоксингу является государственной спортивной организацией и осуществляют свою деятельность на светской основе. Светскость вовсе не означает безбожность, протоиерей Олег Стеняев пишет по этому поводу: «Светское государство не означает государство атеистическое. Мы имеем за плечами печальный урок советского времени, когда у нас была именно государственная атеистическая система. Если речь идет о возврате к тем временам, то, конечно, это будет тяжким бременем для нашего народа. Светский характер государства подчеркивает его нейтралитет в выстраивании добрых отношений со всеми религиозными группами, особенно государство образующими, на территории страны»12. Данный клуб принадлежит к канонической территории Центрального Благочиния города Омска и помощник благочинного по молодежной работе осуществляет миссионерскую деятельность в данной спортивной организации13.

В каждой конкретной спортивной организации нужно находить определенный подход в проповеди согласно тем людям, которые будут слушателями. Ведь далеко не в каждой спортивной организации имеется высокий уровень религиозности, некоторые просто не слышали ничего о Православии или являются носителями другой религии. Так же есть те, кто то считает себя атеистом или агностиком. Это дает нам повод задуматься о поиске тонкого подхода для каждой отдельной площадки, словно рыбак вешает свою приманку на определенную рыбу, так же и проповедь должна исходить от уровня картины той аудитории, с которой предстоит общаться. Именно тогда проповедь будет эффективной и получит отклик в сердцах слушателей. По словам Господа нашего Иисуса Христа: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами челове-ков» (Мф. 4, 19).

На сегодняшний день имеется следующая типологизация молодежных групп14:

Воцерковленная молодежь - различается уровнем своей церковной и общественной активности и имеющая осознание того, что они и составляют тело Церкви. Для таких ребят можно применять разные формы церковного и общественного служения, устранять барьеры и страхи участия в общецерковных проектах, а также боязнь выступать самому с инициативой. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности. Ибо каждый, являясь частью церкви, должен осознавать свою ответственность за ее будущее, за ее миссию и цели. Воцерковленная молодежь должна иметь активную позицию с реальными действиями, ведь именно тогда будет польза для них самих, а также и для всей церкви в целом.

Неофиты - люди совсем недавно пришедшие в Православную Церковь, которые мало знают о Православии и зачастую переоценивают свою компетентность в различных вопросах жизни Церкви. Самым подходящим методом работы в этой сре-

12Олег Стеняев, прот. Светское государство не означает государство атеистическое // Русская народная линия информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/20/svetskoe_ gosudarstvo_ne_oznachaet_gosudarstvo_ateisticheskoe/ (дата обращения 12.10.2014).

13Отчет по молодежной работе Центрального Благочиния города Омска. За период 1.01.2016-1.04.2016.

14Итоговый документ конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», организованной Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата и Всероссийским православным молодежным движением г. Рузы (2005 год).

де является катехизация, которая имеет в своем основании традиционное духовное просвещение, в том числе привлечение таковых в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.

Невоцерковленная молодежь - в целом хорошо относящаяся к Православию. Для такой группы общества необходимо прибегать к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности. Именно такой подход может стать той ступенькой для их воцерковления и желания быть не только на словах православным, но и делами доказывать свою веру. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары противодействия наркомании и алкоголизма).

Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом, является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодежи, но при этом - наполненными христианским содержанием.

Молодежь, негативно настроенная к Церкви. При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4)15.

В каждом спортивном клубе, на основе которых мы проводим анализ, мы можем встретить представителей всех шести молодежных групп. Даже в православных спортивных клубах таких как «Десантник» и «Знаменская Дружина» встречаются ребята холодно относящиеся к Православию, это возникает из за того, что в уставе клуба не имеется оснований в отказе принятия в члены клуба лиц, не исповедующих Православие, это открывает нам поле для миссионерского служения. В спортивных организациях занимаются люди разных национальностей. В своем большинстве, национальный состав спортсменов, занимающихся в спортивных клубах: «Десантник» и «Знаменская Дружина» это лица русской национальности 83% (как и средний по городу).16 В спортивном клубе им. Ивана Климова ситуация иная, здесь треть воспитанников исповедуют ислам.

15Гинкель А. прот. Миссиология: учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное - М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, Киев 2010 - 400 с.

"Статистика предоставлена Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области. Источник - РИА Омскпресс:11В1_: http://omskpress.ru/omsk/naselenie_omska_(дата обращения 12.04.2016).

2016 (1)

М.А. Безруков «Миссионерско-просветительское служение Русской Православной Церкви в спортивных организациях города Омска»

Таким образом, спортивная молодежь различна и многополярна, и к каждой отдельной группе нужно искать свой определенный подход для эффективной миссионерской проповеди17.

Православную миссию в спортивных организациях города Омска можно разделить на некоторые виды практического служения в них. Каждый отдельный вид миссионерского служения является своеобразным кирпичиком, закладываемым в каждого спортсмена для его воцерковления. Ведь путь к Богу и к Его познанию всегда идет через воцерковление. Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать -тому Бог не Отец». Привести человека к Богу вот основной мотив православного миссионерского присутствия в спортивных организациях. Где миссионеру может показаться, что результата его проповедь не получит, у Господа же возможно все. Но не человек приводит людей к познанию Истины, а сам Господь Бог. По словам Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 18,27): «невозможное человекам возможно Богу». Православный миссионер должен прибегать ко всем не противоречащим христианскому вероучению и христианской морали видам проповеди для достижения поставленных целей.

В спортивных организациях города Омска применяются следующие виды миссионерского служения: видео-лектории, посвященные библейской тематике, героям России18, методам противостояния информационной войне в современном обществе19, профилактике девиантного поведения и потребительского отношения к окружающему; молебен в спортивном клубе; приобщение к Таинствам Церкви; экскурсии на колокольню; летние православные лагеря; крестные ходы.

Информационные ресурсы для проповеди: одним из актуальных методов православной проповеди является проповедь в информационном пространстве. Почти у каждого спортивного клуба имеется свой сайт или группа в социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Однокласники). На таких ресурсах публикуются новости спортивной организации. Задачей миссионера является добавление православного контента в новостную ленту. Примером публикаций на православную тему может быть поздравление с Православными праздниками, душеполезные поучения святых отцов Церкви или выдержки из Священного Писания, а также объявления о предстоящих проводимых православных мероприятиях.

Летние православные лагеря: в православных летних лагерях ставятся сразу несколько задач - это оздоровление физическое, а также оздоровление духовное. Примером является православный летний загородный лагерь «Преображение»20. Такой лагерь образуют свою особенную атмосферу, где молодежь может погрузиться в христианскую жизнь. Это дает нам хорошие условия для приобщения воспитанников к православию. Для эффективной проповеди и достижения результата структура проведения летнего лагеря должна быть построена таким образом, чтобы человек смог погрузиться в мир православия, в православную культуру, обычаи и традиции.

"Православная конференция «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных «слушающих»», Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 2527 мая 2011 г. URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/3140/ (дата обращения 12.04.2016).

18 Православный воин. URL: http://pravoslav-voin.info/polko (дата обращения 12.04.2016).

"Информационные войны URL: http://emirr.ru/emirr_articles/232-L.internete.html (дата обращения 10.05.2016)

20Православный лагерь «Преображение». URL: http://omsk-eparhiya.ru/?s=%D0%9 F%D1%80%D0%B5%D0 %BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 12.04.2016).

Именно такая структура содержится в вышеупомянутой смене детского лагеря.

Ежедневное занятие спортом является неотъемлемой составляющей детского лагеря, это является фактором для проявления интереса к нему спортивной молодежи. Православный летний лагерь является эффективным инструментов для во-церковления, при условии правильной его организации и подхода к детям. Именно тогда с помощью Божией человек оздоровиться не только физически, но и главное -духовно. Такая форма миссионерского служения является структурной и будет эффективной для любой группы молодежи, которая изъявит желание поучаствовать в это Богоугодном мероприятии.

Крестный ход - это особый образ молитвы православных христиан к Богу, совершающийся как торжественное шествие с иконами, хоругвями и другими святынями вокруг храма или на определенные расстояния. Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю (Исх. 13, 17-22); шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана (Нав. 1-4). Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни великих церковных праздников или государственных событий, как, например, Пасхальный Крестный ход, совершающийся на Пасху. Существуют также Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Данная форма миссионерского служения среди спортивных организаций является эффективной, но принимать участие в данном церковном мероприятии изъявят желание только те ребята, которые не настроены негативно к Церкви и не являются представителями другой религии.

Рассмотрев типологизацию молодежных групп, а также формы миссионерского служения Православной Церкви среди спортивных организаций города Омска, необходимо отметить, что в связи с тем, что молодежь в разных спортивных организациях неоднородна, но в каждом конкретном случае имеется преобладающий тип молодежи по степени его отношения к Православной Церкви. Нужно заключить, что выбор форм миссионерского служения в каждом отдельном клубе играет большое значение в деле просвещения. По словам апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» (1 Кор. 2, 6). Иеромонах Иов, разъясняя слова апостола, говорит: «Св. апостол Павел разделяет верующих на младенцев, которых нужно кормить еще духовным молоком, и тех, кто способен к твердой пище. Последних из них он называет совершенными: Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5, 13,14)»21. Таким образом, каждая спортивная организация, как отдельная площадка для проповеди заслуживает аналитического подхода. И только после определения к какому типу относится молодежь в том или ином спортивном клубе, нужно подбирать наиболее эффективные методы для миссионерского служения.

На примере вышеупомянутых клубов, таких как Православный Спортивный Патриотический Клуб «Десантник» и ПСПК «Знаменская Дружина», проведя анализ форм миссионерского служения, можно заключить, что в них занимается молодежь из следующих типовых групп: воцерковленная молодежь, неофиты и невоцерков-

"Вопросы священнику. ии_: http://www.pravoslavie.ru/6745.html (дата обращения 12.04.2016).

2016 (1)

М.А. Безруков «Миссионерско-просветительское служение Русской Православной Церкви в спортивных организациях города Омска»

ленная молодежь, но в целом хорошо относящаяся к Православию, так же в редких случаях встречается молодежь из других групп. Касательно спортивного клуба им. Ивана Климова при СДЮСШОР № 21 можно заключить, что большая часть спортсменов являются невоцерковленными, отношение к православной вере и религиозной жизни в большей части равнодушное. Так же присутствуют лица, исповедующие другую религию, такую как ислам. Такая типологизация молодежных групп в данной спортивной организации говорит о том, что здесь нужно вести планомерную работу с молодежью, применяя все эффективные формы миссионерского служения, дабы приобщить молодежь к православию и вывести из условной группы: «невоцерковленной» молодежи.

Результаты миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в спортивных организациях города Омска можно разделить на две составляющие: духовные и спортивные.

К духовным результатам миссионерской деятельности можно отнести воцер-ковление молодежи, которая раньше не ходила в Православный Храм. Важнейшим результатом является приобщение спортсменов к Церковным Таинствам. Так, многие некрещеные ребята с момента проведения в их спортивных организациях различных форм миссионерского служения, осознанно пришли в Православный Храм и покрестились. Примером этому являются шестеро юных бойцов клуба «Десантник», которые приняли Таинство Крещения 5 декабря 2012 года22.

Вместе со своими тренерами молодежь начала приобщаеться ко Святому Причащению. Примером этому является православный спортивный клуб «Знаменская Дружина», где тренер вместе со своими учениками-спортсменами посещает Храм, где воспитанники после подготовки Причащаются Святых Христовых Таинств. Это результат систематической и планомерной миссионерской работы в спортивных организациях.

Клуб им. Ивана Климова, где молодежь нейтрально относилась к православию, начала осознавать ценность вклада Русской Православной Церкви в развитие и становление Государства Российского. А также с интересом воспринимает миссионерское служение в виде видео лекториев.

К спортивным достижениям можно отнести участие клуба «Десантик» в первенстве России по русскому рукопашному бою среди православных военно-патриотических клубов, в котором приняли участие почти 400 юношей в возрасте от 12 до 17 лет из 56 команд России, Белоруссии и Казахстана, соревнования проходили в Сер-гиевом Посаде.

Переходящий приз памяти генерала В.Ф. Маргелова, учрежденный специально для Первенства Командованием Воздушно-десантных войск за первое место в общекомандном зачете, третий год подряд достается православному спортивному патриотическому клубу «Десантник» из города Омска23. Это является несомненным достижением для нашего клуба и в целом всего города Омска. Спортивный клуб «Десантник», на постоянной основе участвует и в других всевозможных соревнованиях, перед которыми при посещении богослужения, берет благословения у духовника спортивного клуба.

22 Свято-Никольский Казачий Собор города Омска. Официальный сайт. Новости и объявления. URL: http:// nikolo-kazachi-sobor.ru/index.php/26-news/news-2015/257-krechenie-desantnikov-2015 (дата обращения 12 .04.2016).

23Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Учебный центр. IX Открытое первенство России по русскому рукопашному бою среди православных военно-патриотических клубов. . URL: http://www.peresvet-lavra.ru/ node/5587 (дата обращения 24 .05.2016).

№ 1, 2016 (1)

Спортсмены-победители являются светлыми образами православного христианина, которые они подают для других, которые на них равняются и им подражают. Они популяризируют православие в молодежной среде, здоровый образ жизни и активную жизненную позицию, что идет на благо нашего общества.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: миссионерская деятельность в спортивных клубах города Омска - одна из важнейших задач в деле воспитания и воцерковления спортсменов; обязательными формами миссионерской деятельности Русской Православной Церкви являются Литургия, проповедь в виде видео лекториев, информационная поддержка в просторах глобальной сети интернет, а также экскурсии на колокольню, крестные ходы и летние православные лагеря; применение иных форм миссионерской деятельности будет зависеть от желания, организаторских и творческих способностей миссионера; эффективность миссионерской деятельности в целом находится в прямой зависимости от неформального подхода к этой деятельности, а также от личности самого миссионера, его физической, умственной и духовной подготовки. Литургия объединяет всех, создает приход, главный центр, из которого начинается и развивается различная миссионерская деятельность; проповедь в спортивных клубах не должна быть навязчивой, обличительной и укоряющей, миссионер в беседах должен быть правдив и искренен; проповедь без благотворительности - неполноценна, миссионер всю свою деятельность должен проводить бесплатно для слушателей и участников миссионерских мироприятий.

Уже более трех лет в спортивных клубах проводятся миссионерская деятельность, результатами которой является возросший интерес к православной вере и участие в церковных Таинствах спортсменов. Тренеры и администрация с уважением, пониманием и терпением стали относиться к миссионерской деятельности в спортивных клубах и создают для этого самые благоприятные условия; можно и необходимо использовать СМИ для привлечения внимания общественности к спорту и формированию позитивного представления о миссионерской деятельности Православной Церкви. Представленные формы миссионерского служения оказывают очень важную помощь в воцерковлении ребят. Проникнутый всей своей жизнью в православную культуру, в православное общество человек начинает очень быстро меняться, впитывая все то позитивное и радостное, что происходит и окружает его.

Самое важное, чему должен следовать миссионер, это то, чтобы все разнообразные формы миссионерской деятельности рождались из его сердца, из желания служить Богу и людям, а не спускались сверху как распоряжение или наставление. Другими словами, миссионер должен делать свое дело, проникнувшись в него всей своей душой. Именно тогда проповедь будет иметь высокую эффективность. В обращении Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров прозвучали такие слова: «Сегодня миссионерская тема - это главная тема Церкви»24. Тем самым сам предстоятель показал важность и актуальность миссионерского служения. Данная работа не только открывает и показывает новую площадку для миссионерского служения, но и приводит методологию и анализ форм миссионерской деятельности в спортивных организациях на примере города Омска.

24Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Кирилла на V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров. 2014 г. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/24/segodnya_missionerskaya_tema_eto_ glavnaya _tema_cerkvi (дата обращения 24.05.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.