МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕРИОДИКЕ
Т.Н. Иванова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье приведены результаты исследования современных миссионерских изданий Русской Православной Церкви. Впервые представлен типологический анализ миссионерской прессы. Автор определяет типообразующие признаки православных миссионерских газет и журналов, их характерные черты.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, миссионерская православная пресса, читательская аудитория, характер передаваемой информации, сфера отображения, сфера информационного внимания, формат, объем, тираж.
Русская Православная Церковь (РПЦ) проводит большую просветительскую, информационную и издательскую работы. На сегодняшний день РПЦ имеет хорошо структурированную систему периодической печати, которая включает в себя:
— официальные издания, учрежденные официальными структурами РПЦ, церквами, братствами, монастырями Официальными являются все центральные и региональные православные газеты и журналы;
— официозные издания, которые не являются в строгом смысле православными, но обращаются к Священноначалию РПЦ за благословением своей деятельности. Юридически они являются частными предприятиями, якобы не несущими ответственности перед религиозными структурами за содержание своих публикаций.
По административной принадлежности православная периодическая печать делится на центральные и региональные издания (епархий).
Приоритетным направлением служения РПЦ является миссионерская работа, которая в периодической печати всегда актуальна и востребована.
Миссионерская православная деятельность — дело трудное и многогранное. Немалую ответственность в этой нелегкой работе берут на себя средства массовой информации, и в первую очередь — православная периодическая печать.
За последние двадцать лет типология российских православных периодических изданий претерпела существенные изменения. Она включает в себя газеты и журналы разных типов и направлений. Важным является то, что изменились и цели церковной периодики. На настоящий момент православная миссия в сочетании с издательским делом является наиважнейшим направлением деятельности РПЦ, что подтверждается и на практике.
Приятно заметить, что с начала этого века появились новые и восстановлены прежние миссионерские издания.
Одно из старейших изданий Миссионерского отдела Московского Патриархата РПЦ — «Миссионерское обозрение». Оно было учреждено в 1896 г. и выходило сначала в Киеве, а потом в Санкт-Петербурге до 1916 г.
Издавал и редактировал обозрение до 1916 г. известный миссионер, боровшийся с сектантскими учениями, писатель, воспитанник киевской духовной академии, общественный деятель и основатель первой в России ежедневной церков-но-политической газеты «Колокол» Василий Михайлович Скворцов (1859—1932). Под руководством В.М. Скворцова «Миссионерское обозрение» имело яркую антисектантскую направленность.
Широкую известность редактору и издателю журнала принесли такие его сочинения, как: «О штундизме и о мерах борьбы с сектою» (Чернигов, 1894); «О та-русских хлыстах» (СПб., 1896); «О церковно-общественном и государственном значении миссионерства // Речь перед началом совещаний 3-го Всероссийского Миссионерского съезда в Казани» (Киев, 1897) и многие другие. Сборник статей Скворцова по поводу отречения от Православной Церкви графа Л.Н. Толстого выдержал три издания.
Заново «Миссионерское обозрение» было учреждено в 1995 г., на самом пике активности зарубежных сект на территории России.
Сегодня «Миссионерское обозрение» является преемником издания, выходившего до Октябрьской революции 1917 г. Это качественный полноцветный богословский научно-публицистический журнал выходит раз в месяц и адресован широкому кругу читателей. Главный редактор — Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата РПЦ, ректор Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью.
Сама идея издания — в его названии, которое включает в себя подробный рассказ о православной миссионерской работе во всех сферах жизни российского общества, о проблемах современности, духовном воспитании молодежи, миссии в армии, о противостоянии сектантским учениям.
Вся информация, поступающая в журнал, распределяется по рубрикам: «События. Новости. Информация», «История миссии», «Православие и общество», «Православие и наука», «Новинки православных изданий» и др.
Большой интерес представляет рубрика из дореволюционного архива журнала, в которой читателю предлагаются материалы, опубликованные в издании до Октябрьской революции, например, в № 5 за 2008 г. и № 11 за 2008 г. — статьи за 1910 г., посвященные 50-летию православия в Японии.
Старейшие и постоянные рубрики — «Миссионерское делание» и «Современные секты».
В рубрике «Миссионерское делание» привлекает внимание статья игумена Александра (Заркешева) «Миссионерство среди мусульман» (№ 7 (105), 2004), в которой автор говорит, что необходимо православному священнику для ведения успешной проповеди среди мусульман.
Об опыте православной миссии на северо-американском континенте» рассказывается в материал А.М. Гарина (№ 9 (155), 2008).
На протяжении всего существования журнала рубрика «Современные секты» остается наиболее интересной, содержательной и действительно современной.
Например, статьи Димитрия Шурупова «Проникновение деструктивных учений в российскую педагогику» (№ 7, 2004) и кандидата юридических наук Н. Голян-дина «Криминальная опасность тоталитарных сект» (№ 1, 2009).
Авторы журнальных публикаций — священнослужители, ученые, преподаватели и выпускники Белгородской православной духовной семинарии.
Тираж издания с 2000 г. постоянный — 3 тыс. экз. Объем составляет 32 стр.
Осенью 2010 г. «Миссионерское обозрение» отметило пятнадцать лет со дня восстановления издания. У журнала большая читательская аудитория, он объединяет всех православных верующих, а православным миссионерам весьма полезен в их трудном деле.
С 1996 г. в Москве издается «Фома» — православный журнал для сомневающихся, т.е. тех, кого волнуют вопросы веры. Он адресован светским читателям, которые интересуются православием.
«Фома» — молодежный миссионерский журнал, он издается АНО «Фома Центр» под патронажем Издательского совета Московского патриархата. Объем издания — 132 стр., тираж — 30 тыс. экз. Значительная его часть распространяется бесплатно через благотворительные структуры и непосредственно «Фома Центром», попадая в места заключения, детские дома и приюты, библиотеки, восстанавливающиеся храмы.
«Фома» — некоммерческое издание. Его учредители — частные лица, выпускники МГИМО — В. Гурболиков и В. Легойда. Главный редактор — В. Ле-гойда. В издании и подготовке материалов «Фомы» принимают участие студенты, выпускники вузов, священнослужители, ученые.
«Фома» — качественный полноцветный ежемесячный журнал, адресован широкому кругу читателей. На его страницах обсуждаются самые актуальные вопросы. Очень важно заметить, что «Фома» представляет интерес для молодых людей, сомневающихся в своей религиозной ориентации. Журналов, подобных «Фоме» в России нет.
С 1997 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Московским Новоспасским ставропигиальным мужским монастырем выпускается православный молодежный журнал «Наследник», который продолжил традиции «Православной юношеской газеты» (выходившей с 2000 г. 1 раз в месяц и издававшейся в течение пяти лет). «Наследник» был задуман как тематический журнал-альманах. Идея журнала заключена в его названии, которое отражает проблему наследования современными молодыми людьми нравственных традиций предыдущих поколений, проблему правильного духовного воспитания. Каждый выпуск журнала посвящен определенной теме, например тема номера № 1 за 2006 г. — «Свобода и своеволие», № 8 за 2006 г. — «Войти в труд», № 11 за 2007 г. — «Достичь простоты», № 17 за 2008 г. — «Вера», № 18 за 2008 г. — «Власть», № 21 — «Дружба».
Все материалы весьма актуальны, так как они не просто говорят о проблемах современной молодежи, а ищут и обсуждают методы и пути решения этих проблем. Постоянные авторы издания — церковные пастыри, ученые, спортсмены, студенты. Главный редактор журнала — священник Максим Первозванский. «Наследник» выходит 1 раз в 2 месяца. Тираж — 10 тыс. экз., объем издания — 96 стр.
В сентябре 2001 г. Православные миссионерские СМИ пополнились новым типом издания — журналом о делах милосердия «Нескучный сад». Это ежеквартальное издание издается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Учредителем является сестричество во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице. На страницах журнала находит отражение огромный опыт сестричества в области социального служения.
Авторами публикаций являются сотрудники редакции, священнослужители, медицинские работники, прихожане храма и все православные, желающие сотрудничать с изданием.
Центральное место в журнале занимают статьи о социальных проблемах нашего общества и путях их преодоления. Публикации освещают работу добровольцев в больницах, хосписах, поддержанию людей без определенного места жительства, беспризорных детей.
Постоянная рубрика на протяжении всего существования «Нескучного сада» — «Тема номера». Она определяет содержание каждого выпуска. Например, тема третьего номера за 2004 г. — «Милосердие — не мужское дело?», № 5 за ноябрь 2005 г. — «Студент и вера», № 1 и 2 за 2007 г. — «Большой город», № 3 за 2008 г. — «Религия в школе».
В журнальных публикациях отражены важнейшие сферы социальной работы: спасение бездомных, духовная поддержка заключенных, воспитание беспризорников и сирот, реабилитация наркоманов и алкоголиков.
Со временем информация, поступающая в редакцию, заметно увеличилась, появились новые темы для обсуждения, изменились названия рубрик. И из издания о делах милосердия в 2006 г. возник большой журнал о православной жизни, основой которой является человеколюбие, готовность прийти на помощь нуждающемуся.
С 2009 г. журнал выходит ежемесячно. Тираж издания — 20 тыс. экз. Объем «Нескучного сада» сначала составлял 86 страниц, на сегодняшний день — 122.
Главный редактор — Юлия Данилова. Духовник — протоиерей Аркадий Шатов.
«Нескучный сад» представляет интерес для всех, кто не считает понятия милосердия и добродетели скучными.
В начале 2006 г. появился первый в России православный женский журнал «Славянка». Главный редактор — книгоиздатель, директор православного издательства «Ковчег» писатель Сергей Владимирович Тимченко.
«Славянка» — яркое, красочное издание, качественно выполненное с точки зрения дизайна и оформления. Журнал приятно не только держать в руках, но и читать. Публикации рассказывают о женских судьбах, о духовно-нравственных основах брака и воспитания детей, о путях прихода к православной вере, о рукоделии и кулинарии. В «Славянке» много материалов, которые интересны не только женщинам. По результатам исследований читательской аудитории, проведенных работниками редакции издания, можно сделать вывод, что журнал читается всей семьей. Об этом говорят и названия журнальных рубрик: «Женщина и мир», «Жен-
ские судьбы», «Православие и культура», «Брак и семья», «Воспитание», «Здоровье», «По вере вашей», «По святым местам». Мне запомнился прекрасный материал кандидата исторических наук Ольги Яшиной «Обитель преподобного Саввы», опубликованный в декабрьском номере за 2008 г. Статья рассказывает о Саввино-Сторожевском монастыре. В рубрике «Детская» публикуются сказки, стихи, рассказы. На мой взгляд, большой интерес представляет «Наше наследие» — рубрика об истории нашего государства, неразрывно связанного с православной верой.
«Славянка» выходит раз в два месяца. Объем журнала — 112 стр. тираж — 10 тыс. экз.
В январе 2007 г. в Санкт-Петербурге вышел первый номер православного журнала «Вода живая». «Вода живая» — официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Главный редактор — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Объем — 64 стр., тираж — 3 тыс. экз.
На страницах журнала отражены жизнь епархии, задачи духовного образования, социального служения Церкви. Основное направление журнала — это обсуждение проблем современного общества, методы решения этих проблем, а так же вопросы науки, культуры, искусства, жизни города и деревни. «Вода живая» освещает все сферы жизни, поэтому, на мой взгляд, очень точно выбрано его название. Постоянные рубрики издания: «Архиерейские богослужения», «Интервью номера», «Церковь и культура», «Приходы епархии», «Вера и разум», «Книги». Интересна рубрика «Утраченная губерния», в которой рассказывается об уникальных памятниках российской истории и архитектуры. Так, в № 7 за 2008 г., опубликован материал о небольшой деревеньке Сторожно на берегу Ладожского озера. В этом же номере — статья протоиерея Александра Сорокина о миссии Православной Церкви. В публикации справедливо отмечено, что сегодняшняя православная миссия должна претерпеть некоторую коррекцию. К современному человеку необходимо подходить не с вопросом: «Веруешь ли ты во Христа?», а с вопросом: «Действительно ли ты веруешь во Христа?»
Особое место в российской православной миссионерской прессе занимают патриотические издания. Среди них главное занимает православный журнал «Русский Дом», отметивший в октябре 2012 г. пятнадцать лет со дня выхода первого номера.
Учредитель издания — Фонд русской культуры. Редактор — А.Н. Крутов.
Темы, освещаемые в журнале, самые разнообразные: история, политика, работа правоохранительных органов; поднимаются и широко обсуждаются проблемы и задачи образования и воспитания молодого поколения.
На страницах «Русского Дома» читатели встречаются с иерархами РПЦ, деятелями науки и культуры, представителями передового просвещенного духовенства и просто верующими людьми.
На рубеже веков журнал стал активным помощником в духовном возрождении нашей страны. Публикации журнала — взгляд русского православного человека на актуальные процессы, происходящие в мире и российском обществе.
Сначала география издания ограничивалась московским регионом, но уже через три года журнал стал общероссийским. Читали и читают его и в ближнем зарубежье.
Одна из насущных задач нашего времени, которую ставит Священноначалие перед православными изданиями, — формирование духовного просветительства. Под этим подразумевается не только работа духовных учебных заведений, но и развитие общественно-миссионерской деятельности в сфере светской науки, культуры и образования. В этих условиях большая роль отводится православным и положительно настроенным в отношении Церкви средствам массовой информации.
В редакционную коллегию журнала входят известные священники, ученые, историки, политологи, экономисты.
«Русский Дом» отличается своей информативностью, он не уходит от проблем. Авторам публикаций свойственен высокий профессионализм, неравнодушие, смелость. Хочется вспомнить материалы об азербайджанской мафии, репортажи о действиях дагестанской диаспоры в Калужской области, серию статей о так называемом еврейском вопросе, аналитические выступления против «сексуального просвещения» наших детей, наркомании, сектантства, оккультизма и т.д.
В жанровой тематике наибольший интерес представляют аналитические обозрения и комментарии, исторические очерки, репортажи.
Старейшие журнальные рубрики — «Истоки» и «Зри в корень».
Для рубрики «Зри в корень» материалы подготовлены аналитическим товариществом «Русского Дома» и постоянным автором журнала Н.С. Леоновым — генерал-лейтенантом, доктором исторических наук, бывшим начальником Аналитического управления КГБ СССР.
Известный ученый, публицист, доктор химических наук, политолог и социолог С.Г. Кара-Мурза (ранее руководитель рубрики «Дискуссия») является постоянным автором «Русского Дома».
Сегодня постоянные рубрики журнала: «Русь Православная», «Наследие», «Русские струны души» (повести и рассказы), «Вопрос священнику» (ответы на вопросы читателей протоиерея Александра Шаргунова)., «О сокровенном» (статья в № 7 О.А. Кураева «Спешите делать добро»), «Подвижники веры», «Русская провинция», «Святыни Православия», «Древо жизни», «Железная пята» (статья в № 8: О.А. Кураева об этнической преступности).
В рубрике «Русский взгляд» в №№ 7 и 8 опубликованы размышления И.Р. Шафаревича о единении народа, нашей страны, Бога и Церкви. Эта тема особенно близка Игорю Ростиславовичу — известному математику, философу, общественному деятелю, автору, к сожалению, не принятого «Законодательства о религии в СССР» (1973 г.), «Русский Дом» постоянно выходит на 56 страницах, форматом 60 х 90 1/8. Тираж за последние годы заметно изменился: с 43 тыс. экз. до 30 тыс. экз. Эти цифры говорят не об утрате интереса к данному православному журналу. Они свидетельствуют о боязни многих российских изданий опубликовывать патриотические и критические материалы, побуждающие людей к выбору своей жизненной позиции.
Журнал яркий, хорошо иллюстрированный. Своим оформлением (репродукциями икон, полотен известных художников, картинами русской природы и жизни) он настраивает на неторопливое и рассудительное чтение.
Православные журналы «Миссионерское обозрение», «Нескучный сад», «Славянка», «Вода живая», «Русский Дом» вносят большой вклад в миссионерскую деятельность РПЦ. Общность вышеперечисленных православных периодических изданий проявляется не только в их безупречном глянцевом оформлении, верстке и подборе шрифтов, но и в их главной целевой задаче — доносить православную веру людям, рассказывать о духовных и нравственных ценностях православной веры. Интерес к данным периодическим изданиям обусловлен составом читательской аудитории, в которой можно выделить возрастные, социальные группы. Православные миссионерские издания находят своих читателей среди воцерковленных и невоцерковленных, пожилых и молодых людей: священнослужителей, рабочих, служащих, коммерсантов, бизнесменов, военных, заключенных, мужчин и женщин. Русская Православная Церковь призвана быть миссионерской.
У Православной миссии прекрасное будущее, и в этом будущем есть место православной периодике.
MISSION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN MODERN ORTHODOX PERIODICALS
T.N. Ivanova
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maclaya, 6, Moscow, Russia, 117198
This article presents the results of a study of modern missionary publications of the Russian Orthodox Church. First presented typological analysis missionary press. The author defines signs Orthodox missionary magazines and newspapers, their characteristics.
Key words: Russian Orthodox Church, Orthodox missionary periodicals, target audience (readership), the nature of the information to be transmitted, the nature of the sphere of display, information of attention, the format of the edition, the volume of publications, circulation.