Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА ОТЦА ДАНИИЛА СЫСОЕВА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ'

МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА ОТЦА ДАНИИЛА СЫСОЕВА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / МИССИЯ ИЕРЕЯ ДАНИИЛА СЫСОЕВА / ПРИНЦИПЫ МИССИИ СЫСОЕВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дудик Михаил Васильевич

В настоящее время в России ведут активную миссионерскую, проповедническую деятельность различные инославные, иноверные организации, причем эта деятельность в основном направлена на молодежь. Происходит разрыв между поколением, воспитанным в православной культуре, и поколением, которое втягивается в иную религиозную сферу, иную культуру, что, в свою очередь, дестабилизирует российский социум, подрывает духовный фундамент, расшатывает единство, нарушает сплоченность общества. С целью противостояния миссионерской деятельности и сохранения православной веры, культуры и традиций необходимо обратиться к опыту миссионеров-проповедников прошлых лет, одним из которых был иерей Даниил Сысоев, организовавший миссионерскую школу. Выводом является утверждение, что деятельность школы довольно эффективна и приносит свои плоды, подготавливает миссионеров, проповедников, катехизаторов с целью несения Истины в мир и противостояния инославной и иноверной миссии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATHER DANIEL SYSOYEV'S MISSIONARY SCHOOL: BASIC TRENDS AND PRINCIPLES

At present, various non-Orthodox and non-Orthodox organizations are actively engaged in missionary and preaching activities in Russia, and these activities are mainly directed at young people. There is a gap between the generation brought up in the Orthodox culture, and the generation that is drawn into a different religious sphere, a different culture, which in turn destabilizes the Russian society, undermines the spiritual foundation, undermines unity, disrupts social cohesion. In order to confront missionary activity and preserve Orthodox faith, culture and traditions, it is necessary to refer to the experience of missionary preachers of the past, one of whom was Priest Daniil Sysoev, who organized a missionary school. The conclusion is the statement that the activities of the school are quite effective and bear fruit, preparing missionaries, preachers, catechists for the purpose of bringing the Truth to the world and opposing foreign Orthodox and heterodox mission in Russia.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА ОТЦА ДАНИИЛА СЫСОЕВА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ»

УДК 266; 252

Иеромонах Феофан (Михаил Васильевич Дудик), магистрант 2 курса БПДС (с м/н), и. о. проректора по воспитательной работе Екатеринодарской Духовной семинарии, штатный клирик Свято-Троицкого собора,

Россия, г. Краснодар, dood2010@rambler.ru

Миссионерская школа отца Даниила Сысоева: основные направления и

принципы

Аннотация: В настоящее время в России ведут активную миссионерскую, проповедническую деятельность различные инославные, иноверные организации, причем эта деятельность в основном направлена на молодежь. Происходит разрыв между поколением, воспитанным в православной культуре, и поколением, которое втягивается в иную религиозную сферу, иную культуру, что, в свою очередь, дестабилизирует российский социум, подрывает духовный фундамент, расшатывает единство, нарушает сплоченность общества. С целью противостояния миссионерской деятельности и сохранения православной веры, культуры и традиций необходимо обратиться к опыту миссионеров-проповедников прошлых лет, одним из которых был иерей Даниил Сысоев, организовавший миссионерскую школу. Выводом является утверждение, что деятельность школы довольно эффективна и приносит свои плоды, подготавливает миссионеров, проповедников, катехизаторов с целью несения Истины в мир и противостояния инославной и иноверной миссии в России.

Ключевые слова: миссионерская школа; православная миссия; миссия иерея Даниила Сысоева; принципы миссии Сысоева.

Hieromonk Theophan ( Mikhail Vasilievich Dudick) master student of the 2nd year of Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary focus) acting vice-rector for educational work at the Ekaterinodar Theological Seminary, regular cleric of the Holy Trinity Cathedral in the city of Krasnodar, dood2010@rambler.ru

Father Daniel Sysoyev's Missionary School: Basic Trends and Principles

Abstract: At present, various non-Orthodox and non-Orthodox organizations are actively engaged in missionary and preaching activities in Russia, and these activities are mainly directed at young people. There is a gap between the generation brought up in the Orthodox culture, and the generation that is drawn into a different religious sphere, a different culture, which in turn destabilizes the Russian society, undermines the spiritual foundation, undermines unity, disrupts social cohesion. In order to confront missionary activity and preserve Orthodox faith, culture and traditions, it is necessary to refer to the experience of missionary preachers of the past, one of whom was Priest Daniil Sysoev, who organized a missionary school. The conclusion is the statement that the activities of the school are quite effective and bear fruit, preparing missionaries, preachers, catechists for the purpose of bringing the Truth to the world and opposing foreign Orthodox and heterodox mission in Russia.

Key words: missionary school; Orthodox mission; mission of priest Daniel Syso-yev; principles of Sysoyev's mission.

Мы живем во время глобализационных процессов, нанотехнологий, трансгуманизма, религиозного плюрализма, политической тряски на мировой арене. Российско-украинские отношения находятся под угрозой, трансформации в церковной сфере Украины, рост неоязыческих организаций свидетельствуют о духовном упадке украинского общества и дехристианизации украинского правительства. На этом фоне, пользуясь дестабилизационным положением в стране, пышным цветом в России расцветают всевозможные деструктивные, порой аморфные, религиозные объединения, оккультные группы, сектантские сообще-

ства, деятельность которых направлена на подрыв Православия, на дискредитацию Русской Православной Церкви при одновременном формировании определенной, а именно антихристианской, культовой среды, на отвращение молодежи от православной культуры, традиций, веры.

Необходимо отметить, что, как отмечает В.А. Мартинович, мнение, будто сектантство себя изжило, не соответствует действительности [8, с.13]: различные секты, инославные объединения как действовали в ХХ веке, так действуют и сегодня на территории России, порой скрыто, а порой открыто. Инославные объединения имеют в своем арсенале разработанные проповеднические программы, они активно организуют выступления перед многотысячной аудиторией. У них есть телевизионные, информационные каналы, книжные лавки, издательские типографии, христианские музыкальные каналы, и при этом они финансово обеспечены, их спонсируют заинтересованные в их процветании люди [2].

В этой связи архиважно усилить церковную проповедь, миссию, особенно среди молодого поколения, которое весьма шатко в духовном смысле, еще не имеет твердого духовного фундамента, а потому довольно внушаемо и легко попадает под влияние лжепроповедников, инославных миссионеров, адептов сект, неоязычества, в которых имеется четко разработанная методика по привлечению людей в их религиозные объединения.

В соответствии с православным вероучением, к миссионерскому служению призваны все члены Церкви: и миряне, и священники - вся Церковь Христова. Каждый должен осознать свое призвание, которое предполагает знание основ, догматов православной веры, ее культуры, традиций, знание Св. Писания, творений св. отцов Церкви и свободное ориентирование в их содержании. Патриарх Кирилл отмечает, что «миссия имеет вселенское измерение. Мы с вами как бы участвуем в этой Вселенской борьбе света и тьмы, добра и зла, Христа и дьявола, и нужно ясно понимать, что миссионеры всегда как бы на переднем фланге этой невидимой, но реальной борьбы» [4].

Конечно же, миссия - это, прежде всего вербальная проповедь, т.е. проповедь словом. Сила и энергия слова могущественна, велика, оно детерминирует, определяет, задает направление развития народа [3, с.14], Словом Бог создал такой красивый, гармоничный мир, слово является зеркалом, отражающим глубины души и менталитет человека. Слово может глубоко ранить, а может спасти человека от необдуманного, греховного поступка.

С другой стороны, миссионерское служение предполагает невербальное воз- МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА ОТЦА ДАНИИЛА СЫСОЕВА: ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ

действие на людей, то есть воздействие делами, например: посредством благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся, больным, многодетным, одиноким людям, организации паломнических поездок, участия в различных церковных акциях, организации трапез, чаепитий и пр.

Следует отметить, что в настоящее время, в первые два десятилетия XXI столетия, в Русской Православной Церкви только формируется сфера миссионерского служения: создаются миссионерские отделы при епархиях, собирается и анализируется опыт миссионеров прошлых веков, также анализируются положительные аспекты миссионерской деятельности инославных проповедников, в церковных учебных заведениях (семинария, академиях) готовятся катехизаторы, миссионеры-проповедники.

Так, в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) открыты Курсы по подготовке церковных специалистов в катехизической, миссионерской сферах, социальной деятельности и в работе с молодежью, «программа рассчитана на 3 года. Изучаются базовые богословские дисциплины, предметы из циклов «Миссионерская деятельность» и «Катехизическая деятельность», «Работа с молодежью», «Социальная работа» [5].

Одним из известных миссионеров начала столетия был отец Даниил Сысоев, убийство которого в 2009 г. произвело широкий резонанс в обществе, особенно в церковной среде. Ему было 35 лет, но он организовал полномасштабную миссионерскую деятельность, которая была весьма эффективна и плодотворна. Отец Даниил прекрасно знал Библию, творения Отцов Церкви, Коран, Сунну, вероучительные положения инославных христиан, что делало его уникальным. Благодаря его деятельности крестились и становились членами Церкви Христовой, как протестанты, так и мусульмане, на его лекции и огласительные беседы приходили атеисты и просто интересующиеся люди. Его проповедь никого не оставляла равнодушным. Он проповедовал на улице, разговаривал с людьми о Боге. Будучи просвещенным Светом Христовой истины, он сам был светом для слушающих его людей.

Отец Даниил утверждал, что истина только во Христе, Он был распят, но Воскрес и дал нам спасение; истинная ученость - богословская, подлинный университет - духовная семинария; христианская вера требует вдумчивости, рассудительного подхода к жизни, к вере, к религии. Миссионер, проповедник, катехизатор о. Даниил считал, что к религиозному выбору необходимо подходить серьезно, с рассуждением, с умом, не следует воспринимать религиозные

смыслы в качестве одного из аспектов «бытового традиционализма и благодушия тусовочных отношений» [7].

Примечательно, что отец Даниил перенял у протестантов их же способы, методы и формы миссии: так же, как они, он выходил на улицу, проповедовал возле зданий, где обычно проходили собрания протестантов, раздавал листовки, развешивал объявления, вел социальную и благотворительную деятельность, ходил в места заключения, занимался издательской деятельностью, организовывал миссионерские поездки [1]. Отец Даниил говорил, что «миссионерство - это крайне опасное, но и великое дело, потому что речь идет уже о таких реальностях, которые находятся на границе Вселенной» [13, с. 10].

Конечно, один он всю такую огромную работу проделать не мог: ему помогали прихожане, волонтеры, заинтересованные лица, люди, которые проходили огласительные беседы. Отец Даниил организовал в 2008 г. «Школу православного миссионера» [16], которая сегодня действует при Синодальном Миссионерском отделе РПЦ и готовит специалистов. У «Школы» есть страница в соцсети «Вкон-такте» (https://vk.com/orthomission) и канал на «УоиТиЬе» (https://www.youtube. com/channel/UCNtI2ACFgfzr0CaN1TdlK5A), где выкладываются видео апологетического, миссионерского, катехизаторского характера, некоторые видео посвящены разбору Евангелия, догматики Православной Церкви, обзору внешней миссии, а также есть видео полемического характера.

Деятельность Школы направлена на то, чтобы учащиеся получили полноценное православное образование, чтобы у них сформировались четкие православные аксиологические понятия, чтобы они изучили основные составляющие православного богословия, свою жизнь строили в современном мире в соответствии с догматическими истинами, а также, что архиважно, получили специфические знания, необходимые для миссионерского служения, проповедания и противостояния различным сектам, религиозным объединениям [9]. В Школе преподают т, кто был учеником о. Даниила Сысоева и является его последователем, а также лучшие ученики Школы, в частности: иерей Георгий Максимов, иеромонах Кор-нилий (Молев), Вевюрко Илья, Малер Аркадий, Малер Елена и другие. После получения теоретических знаний, учащиеся закрепляют их на практике. Школа взаимодействует с Белгородской Православной Духовной семинарией, поэтому по окончании обучения возможно поступление в семинарию [9].

Школа совместно с Синодальным миссионерским отделом занимается изданием соответствующей литературы, переводческой деятельностью: христианская

литература переводится на различные языки, например, английский, французский, персидский, арабский, киргизский, узбекский и другие языки. В ряду первых книг, которые были переведены с русского языка на вышеуказанные, стали труды отца Георгия Максимова, миссионера, проповедника, который ведет весьма активную внешнюю миссию, «Искажена ли Библия» и «Детский катехизис»

[17].

Миссионерская Школа придерживается основных принципов миссии, которые были сформулированы о. Даниилом Сысоевым при жизни:

1) так, например, как говорит о. Даниил в своих беседах, проповеднику-миссионеру не стоит использовать богословские термины (и, тем более, злоупотреблять ими), т.к. слушателю будет трудно понять его, а потому он быстро потеряет интерес. В связи с этим следует говорить как можно проще, доступным языком, понятными выражениями, строить простые предложения, а не витиеватые с целью блеснуть своим умом и знаниями [13, с. 8]. Ведь миссионер идет на проповедь не ради того, чтобы привести человека к себе, а ради того, чтобы привести человека к Богу;

2) каждая проповедь, каждый миссионерский выход в свет должен сопровождаться молитвой, следует уповать на Бога, просить Его помощи,

3) ни в коем случае не гордиться и не тщеславиться, иначе миссионера будет ждать провал в его служении [13, с. 9],

4) опираться следует строго на Св. Писание, на Отцов Церкви и действовать в рамках Св. Предания, говорить лишь то, о чем сказано в Писании, не выдумывать что-то от себя [13, с. 27],

5) одним из основных моментов в деле миссии и проповеди, с точки зрения о. Даниила, является использование таких выражений, как: «Бог говорит так...», «Бог сказал так.», «по Божиему это так...». Не следует выражаться так: «я считаю, что...» или «а у нас в Церкви так...». Архиважно сделать акцент на том, что именно Бог говорит, Бог считает, Бог заповедует нам, ведь Он есть Высшее Благо, Добро, Абсолют [13, с. 7],

6) миссионер должен знать Св. Писание, знать свою православную веру, ее основы и догматические особенности, чтобы легко противостоять сектантам, которые хорошо ориентируются в Библии, знают многие ее части наизусть. В этой связи следует в составе и содержании Библии. Первое домашнее задание для начинающих миссионеров - выучить наизусть оглавление Библии. От обычного человека, просто желающего что-нибудь изучить, миссионер отличается тем, что

его цель - передать информацию другим» [13, с. 5].

Александр Вячеславович Люлька, ректор Школы православного миссионера, также отмечает, что миссионерам следует знать Священное Писание, причем не просто знать, о чем там сказано, но легко ориентироваться по книгам, главам, уметь проводить параллели, находить нужный текст, отрывок, цитату и уметь их объяснить, то есть фактически Писание следует знать наизусть [6]. При этом миссионер должен «трезво оценивать свои силы и знания» [14], чтобы не переусердствовать и не допустить ошибок в деле миссии,

7) не следует путать и смешивать уважение человека и его убеждения: в соответствии с православным богословием, человека грешного следует уважать, потому что он носитель образа Божиего, несмотря на количество совершенных им грехов, однако его грехи уважать не стоит, т.е. следует «разделять грех и грешника» [13, с. 26]. И самый главный принцип, который соответствует Св. Писанию, - это принцип любви к ближнему, видение в нем носителя образа Божия.

Отец Даниил нередко организовывал уличные проповеди среди татар, например, в Казани, и он отмечал, что люди проявляют интерес, спрашивают, идут на контакт, но не хватает проповедников, катехизаторов, миссионеров. Миссия приносит свои плоды, а «делателей мало, необходимо готовиться к подобным мероприятиям как можно большему числу православных» [11], однако, к сожалению, не все православные люди осознают свое миссионерское призвание, не все читают Библию, а потому не могут миссионерствовать. Уличные проповеди отца Даниила показали, что иноверные довольно живо интересуются христианством, Православием, а потому миссия среди иноверных, по мнению отца Даниила, довольно востребована и дает повод полагать и надеяться, что многие люди (и ино-славные, и иноверные) еще могут прийти к Богу, ко Христу и спасти свои души.

В целом, Школа направлена на возвещение миру неповрежденной Евангельской истины [12, с. 45], возвещение Слова Божия для того, чтобы люди пришли к Богу и решили жить по Его Заповедям. Иногда создается впечатление, что уже весь мир знает о Христе, что некому проповедовать и незачем совершать миссию. Однако это не так. Ведь сколько еще в России людей, которые не крещены? Сколько людей, которые крещены и формально являются членами Церкви, но не знают основы своей веры, на тему спасения рассуждают поверхностно и не живут полноценной церковной жизнью, а некоторые и вовсе живут так, что, глядя на их жизнь, можно подумать, что люди собрались жить вечно на земле и что никакого Бога, никакого Страшного Суда нет, что, если человек и умрет, то никакого ответа

за свои поступки он не будет держать после своей смерти [7]? Множество таких.

И среди молодежи есть подростки, которые абсолютно ничего не знают о Христе, как Спасителе, о Его Богочеловечестве, о Евхаристии. В их семьях не говорят на эти темы (отчасти потому, что родители сами не осведомлены, не просвещены, не ходят в Храм), в светской школе дети также не могут получить достоверную информацию, т.к. Основы Православия, как правило, преподают те, кто живет нецерковной жизнью, кто в Храм не ходит, не изучает Православие, кто не просвещен Светом Христовым, кто не знаком с сокровищницей Православия, а значит, он не может сам светить миру, не может передать детям то, с чем сам не знаком.

В этой связи уличная миссия, которую совершают учащиеся и преподаватели Школы им. отца Даниила Сысоева, весьма актуальна и эффективна. Миссионеры могут напрямую вступать в диалог с молодежью и донести до нее достоверную информацию, заинтересовать, посеять благодатное семя в сердца подростков, детей. Им дарят Св. Писание, листовки на православную тематику, обосновывают необходимость воцерковления и жизни церковной.

В Школу приглашают известных священников-проповедников для проведения лекций, бесед. Так, например, 14 марта 2023 года протоиерей Артемий Владимиров прочитал лекцию по нравственному богословию, в ходе которой поговорили добродетелях, о семейных отношениях, о жертвенности и терпении ближнего [15].

Следует отметить также, что деятельность Школы имеет вселенский характер, а потому ее воспитанники совершают миссионерские поездки не только по территории России, но и в зарубежные страны, туда, где люди еще не знают о Христе, о спасении, о Православии. Например, совершаются поездки во Вьетнам, в Комбоджу, Лаос, Индию, Африку. В этой связи руководство Школы планирует готовить миссионеров для конкретных регионов с учетом местной специфики, в т.ч. и юридических особенностей.

Миссионеры Школы проповедуют и среди мусульман: они раздают листовки возле исламских кафе, магазинов, вступают в диалог.

Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться Школе, основной и тривиальной является проблема финансирования, эта проблема влечет за собой и другие проблемы: так, например, чувствуется нехватка хороших преподавателей по определенным дисциплинам, например, по этноведению. Ввиду недостаточности финансовых средств, им или предлагается минимальная зарплата, или совсем платить нечем. Соответственно, из-за недостаточности финансового обе- МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА ОТЦА ДАНИИЛА СЫСОЕВА: ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ

спечения Школа порой не может найти или построить необходимое помещение для занятий. Так, финансовый вопрос стоит особо остро [6].

Таким образом, отец Даниил Сысоев считал, что человек, который познал Истину, испытал истинное Богопознание, уже не может молчать о Боге, об Истине, хранить ее под спудом, напротив, он будет проповедовать о Нем всему миру, каждому человеку. И на эту проповедь нацелена миссионерская Школа: учащиеся, прежде чем выйти на улицу с проповедью, осваивают материал огромного объема на разные темы. Это и история Церкви, и иконопочитание, и почитание святых, Божией Матери, мощей угодников Божиих, и монашество, и крестное знамение, крещение детей, пост и молитвы за умерших, и апостольское преемство, священство, таинства Церкви, а также христологические, триадологические, эк-клесиологические основы веры [10]. Только основательно подготовившись, учащиеся выходят на миссионерское служение. При этом со временем становится понятно и ясно: кто имеет призвание к миссии, а для кого это служение является непосильной ношей. Так, Александр Люлька говорит о том, что многие учащиеся с течением времени решают забрать документы и прекратить обучение: время показывает, как правило, что истинных миссионеров, у которых есть призвание и твердое желание нести миру Слово Божие, - единицы. За весь период действия Школы, отмечает Александр Вячеславович, «мы выявили десять по-настоящему хороших миссионеров» [6].

В заключение можно сказать, что миссионерское служение отца Даниила Сысоева уникально. Созданная им в 2008 году Школа православного миссионера продолжает действовать и приносить свои плоды. Отец Даниил заложил миссионерские принципы, основываясь на Св. Писании, на творениях святых отцов, на миссионерском опыте прошлых веков. И эти принципы соблюдаются до сих пор в Школе.

Литература

1. Владимирцев О. Некоторые аспекты миссии среди иноверцев на примере о. Даниила Сысоева [Электронный ресурс]. - URL: https://ruskline.ru/ analitika/2011/11/19/nekotorye_aspekty_missii_sredi_inovercev_na_primere_o_ daniila_sysoeva/ (дата обращения 15.04.2023).

2. Дамаскин (Кристенсен), иером. Проповедь Евангелия Христова в современном мире [Электронный ресурс]. - URL: https://orthomission.ru/missioneru/2013-

07-14-16-06-36/124-ieromonakh-damaskin-kristensen-propoved-evangeliya-khristova-v-sovremennom-mire (дата обращения 15.04.2023).

3. Ирзабеков В. Святая сила сова. Не предать родной язык. - М.: Даниловский благовестник, 2012. - 176 с.

4. Кирилл (Гундяев), Патриарх. О современном миссионерстве [Электронный ресурс]. - URL: https://orthomission.ru/missioneru/2013-07-14-16-06-36 (дата обращения 15.04.2023).

5. Курсы подготовки церковных специалистов [Электронный ресурс]. - URL: http://bel-seminaria.ru/abiturientu/kursy-podgotovki-cerkovnyh-specialistov/ (дата обращения 15.04.2023).

6. Люлька А. Новые апостолы [Электронный ресурс]. - URL: https://pravoslavie. ru/75617.html (дата обращения 15.04.2023).

7. Малер А. Священномученик Даниил Сысоев [Электронный ресурс]. - URL: https://omiliya.org/article/svyashchennomuchenik-daniil-sysoev-arkadii-maler.html (дата обращения 15.04.2023).

8. Мартинович В.А. Сектантство: возникновение и миграция. - М.: Познание, 2018. - 552 с.

9. О Школе Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе РПЦ МП [Электронный ресурс]. - URL: https://orthomission.ru/o-shkole (дата обращения 15.04.2023).

10. Пособие в разговоре с сектантами. Противосектантский блокнот [Электронный ресурс]. - URL: https://moscmc.ru/iblioteka/posobie-v-razgovore-s-sektantami-protivosektantskij-bloknot (дата обращения 15.04.2023).

11. Сысоев Д., свящ. Дневник миссионера [Электронный ресурс]. - URL: https://bookcase.church.ua/files/2017/05/Дневник-миссионера.pdf (дата обращения 15.04.2023).

12. Сысоев Д., свящ. Инструкция для ловца человеков. - М.: Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева, 2011. - 96 с.

13. Сысоев Д., свящ. Курс лекций по Догматическому богословию. Специальное издание для миссионерской работы. - М.: Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева, 2011. - 432 с.

14. Сысоев Д., свящ. Хочешь увидеть чудеса — иди в миссионеры... [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1363 (дата обращения 15.04.2023).

15. Школа православного миссионера [Электронный ресурс]. - URL: https://

vk.com/orthomission (дата обращения 15.04.2023).

16. Школа Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе РПЦ МП [Электронный ресурс]. - URL: https://orthomission.ru/ (дата обращения 15.04.2023).

17. Школа Православного Миссионера совместно с СМО сформировали Группу православных переводчиков [Электронный ресурс]. - URL: https://orthomission. ru/orthomission-online/praktika (дата обращения 15.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.