1. Камчатские епархиальные ведомости за 1894 год. -Благовещенск: 1894.
2. Поздняев Дионисий, протоиерей. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу. Электронный ресурс. - Режим доступа: http: //www.ortodox.cn/contemporary/honkong/hbr_ru/htm
3. Православие в Китае / Под ред. М.Л. Титаренко. - М., 2010.
4. Православие в Китае. Сборник материалов выставки / Благовещенская епархия РПЦ. - Благовещенск: Издательство ОАО «Амурская ярмарка», 2013.
5. Православие в Китае. Сборник материалов выставки / Благовещенская епархия РПЦ. - Благовещенск: 2013.
6. Самойлов Н.А. Российско-Китайские договоры 1858 г. и деятельность Амурской Духовной Миссии / Православие на Дальнем Востоке. - СПб.: 2001, Выпуск №3.
Методология этнокультурных исследований миссионерского поля
УДК 26/28
Иерей Даниил Яковов, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород daniilrf91 @gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются этнографические методы сбора информации, которые могут быть полезны в миссионерской деятельности. Делается вывод о том, что азы прикладной этнографии необходимы миссионеру для качественной миссионерской работы в отдаленных регионах. Изучение верований и обрядов непросвещенных Евангелием народов, осознание миссионером условий становления духовных идеалов народа дает понимание путей и способов построения с ним диалога.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; миссия; этнос; культурная антропология; методология миссионерства; этнографические исследования; экспедиционный метод; стационарный метод.
Methodology of ethnic and cultural researches of a mission field
Priest Daniel Jakovov graduate student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod daniilrf91 @gmail.com
Annotation. In the article ethnographic methods of collecting of information which can be useful in missionary activity are examined. It is concluded, that basics of applied ethnography are necessary for a missionary to improve quality of missionary work in remote areas. Study of beliefs and rituals of nations which are not enlightened with Gospel, as well as realization by missionary conditions of forming of spiritual ideals of a nation gives understanding of ways and means of making a dialogue with it.
Key words: the Russian Orthodox Church; a mission; an ethnos; cultural anthropology; missionary methodology; ethnographic research; an expeditionary method; a stationary method.
Исторически сложилось так, что в нашей стране в зоне миссионерского поля РПЦ наблюдается большое разнообразие народов, помимо русских, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. Каждая этническая группа имеет свои представления о жизни, как в бытовом плане, так и в духовном, которые складывались на протяжении веков под воздействием тех или иных факторов. Для того чтобы понимать других людей и тем более доносить до их сознания определенные истины, необходимо понимать особенности их мировоззрения. Для правильного осмысления развития культуры необходимо эту культуру изучать. Очень многие ценности были утрачены самим народом. Универсализм и технический прогресс стирают границы культурной идентичности, а малочисленные народы забывают свои коренные особенности и традиции.
Изучением культурных особенностей народов и их быта занимается наука культурная антропология. На современном этапе развития этой академической научной дисциплины и православной миссии усматриваются пригодные обстоятельства для их синтеза с целью решения смежных вопросов. Если богатство православного мира открывает перед учеными неиссякаемую глубину Божественной премудрости, то научные методы дают миссионерам новые варианты проповеди.
В миссионерской концепции Русской Православной Церкви дается следующее определение миссии:
«Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры -присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на
7
спасение каждого человека» .
Основа деятельности каждого миссионера - это желание донести до сердец людей опыт Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины, а не только научение
7 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Миссионерский отдел Московского Патриархата, 2007. с.4
просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни. Главная цель миссии - это свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства - нового неба и новой земли (Откр. 21, 1), открывающихся в совершении Евхаристии.
Задача миссионера состоит в том, чтобы культуру народа оформить и привести в надлежащее состояние, наполнив Евангельским содержанием, преображающим жизнь народа. Но для этого миссионер должен быть подготовлен.
Вопросы методологии миссионерства получили достаточно полное отражение в работах святителя Иннокентия, в частности, в его статье
о
«Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных» . Непосредственные наблюдения св. Иннокентия над реакцией языческой культуры на проповедь христианства, возможно, послужили причиной развития им той части методологии миссионерства, которая определяет позицию православного миссионера по отношению к традициям и культуре языческого народа. Важнейшие принципы миссионерской деятельности, изложенные святителем, основаны на христианском вероучении и благовестническом опыте Церкви, начиная с апостолов, деятельность которых запечатлена в Новом Завете.
Научная же систематизация методов сбора информации будет полезной для миссионерской деятельности, а также для культурологических исследований, что позволит не только более эффективно вести миссионерскую деятельность, но также обеспечить миссионерскую преемственность, что облегчит работу последующим экспедициям на уже исследованные точки.
Все полевые этнографические исследования можно разделить на стационарные и экспедиционные. В зависимости от срока миссионерской командировки следует соизмерять цель исследования и время, которое миссионер сможет провести в экспедиции.
Стационарно можно изучать лишь небольшой район, то есть малую группу населения. Этот вид сбора информации предполагает длительное проживание среди изучаемого народа, что дает возможность более глубоко и всесторонне изучить его быт и культуру, избежав при этом случайных выводов, основанных на поверхностном наблюдении. Данный метод подходит для священнослужителей, которые направляются в долгосрочные миссионерские командировки с целью основания миссионерского стана и дальнейшего освоения прилегающих территорий, на которые впоследствии будут высылаться миссионеры и катехизаторы в краткосрочные экспедиции.
Из представителей данного метода исследования можно выделить крупных советских ученых В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга9, которые собрали уникальные по научной ценности материалы о народах, среди
8 Свт. Иннокентий Московский. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. - М.: 1997, с. 172.
9Богораз В.Г.Чукчи. Чч.Ы! Л., 1934-1939; с.28.
которых они жили. Также стационарно изучал папуасов Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай 10 , который жил 18 месяцев на берегу залива Астролябия.
Метод экспедиции полезен как для студентов, проходящих кратковременную миссионерскую практику, так и для начального ознакомления священнослужителей с народом, которому им необходимо нести Слово Божие. Во-первых, этот метод быстро даст необходимые на начальном этапе проповеди знания, а во-вторых, сэкономит время для совершения священнослужителем своих прямых обязанностей -молитвенного предстояния у Престола Божьего, что значительно важнее любого исследования.
Экспедиционный метод наиболее распространен для сбора этнографического материала. Он позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежде, утвари, то есть о том, что не требует стационарного наблюдения11. Данный метод может быть использован для проверки полученных ранее данных, а также для правильного первого представления миссионера о народе, для специальной корректировки стиля проповеди.
Минимальное знакомство с этикой и бытом народа возможно при использовании экспедиционного метода, но для глубинного понимания основ культуры и менталитета необходимо применять стационарный метод. Что касается крещения людей во время экспедиций, то «необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46), однако того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно»12.
Что касается непосредственно самого исследования, то важно знать, что необходимо исследовать и как это нужно исследовать.
Для этнографа представляют интерес все аспекты жизни народа: хозяйство, поселение, жилище и хозяйственные постройки, одежда, обувь, украшения, утварь, пища, общественные отношения и быт, верования, обряды, игры, танцы и устное народное творчество. Методикой получения и
13
хранения информации занимался в своих трудах Громов . Для сбора информации по всем этим пунктам необходимо использовать следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование, описание, графические приёмы (рисование, черчение, копирование, метод пережитков, сравнительно-
10Н.Н. Миклухо-Маклай. Собр. соч., тт. 1-У. - М.-Л., Издат-во АН СССР, 1950-1954.
11Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. - М.: 1966. С.10-12.
12
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. - Миссионерский отдел Московского Патриархата, 2007. С.11
13Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. - М.: 1966. С.26.
функциональный метод).
Обобщение и сопоставление с предшествующими данными и выводами науки - это интерпретация полученных результатов, то есть оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования.
Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества. Поэтому для успешного диалога с носителями конкретной культуры нужно уметь проследить особенности её развития для выявления определенной специфики. Православная миссия в третьем тысячелетии может пойти по пути качественного улучшения, осуществляя двусторонний обмен информацией с народами-реципиентами, принимая от каждого народа знания о его культурном развитии в историческом аспекте. С точки зрения миссии, это даст возможность расширить Церковное Предание не только универсализацией миссионерских приёмов через личный опыт, но также составлением базы данных о различных группах этносов, что даст возможность выделять уникальные способы миссии для каждого этноса.
Полевой сбор информации совместно с ведением миссионерской деятельности будет способствовать сохранению многообразия форм проявления творческого потенциала человечества в единстве Православной веры. Изучение верований и обрядов непросвещенных Евангелием народов даст понимание путей нахождения ключевых моментов для диалога через осознание миссионером условий становления духовных идеалов народа.
Развитие миссионерского поля РПЦ является закономерным явлением, поэтому проблема миссионерской деятельности будет еще очень долго актуальна, а поскольку Слово Божие будет проповедано, по слову Христа, всем людям, то и принципы проповеди в контексте культурного многообразия будут оставаться актуальными. Следовательно, для качественной миссионерской работы в отдаленных регионах миссионерам необходимо осваивать азы теоретической и прикладной этнографии, чтобы нести своё служение не только ревностно, но и эффективно.
Литература
1. Богораз В.Г. Чукчи. 4.1-11. [Текст] - Л.,1934-1939.
2. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. [Текст] -М.: 1966. 108 с.
3. Свт. Иннокентий Московский. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. [Текст] - М., 1997, с. 172.
4. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. [Текст] - Миссионерский отдел Московского Патриархата, 2007.
5. Н.Н. Миклухо-Маклай. Собр. соч., тт. I-V. [Текст] - М.-Л., Издат-во АН СССР, 1950-1954
Раздел III
Научные статьи воспитанников семинарии Анализ эсхатологических идей профессора МДА Осипова А. И.
УДК 26/28
Дуванов Дмитрий Сергеевич, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород dsduvanov@mail .ru
Аннотация. В статье анализируются эсхатологические идеи профессора МДА Алексея Ильича Осипова. Анализ основывается на работе профессора 2013г. «Из времени в вечность: посмертная жизнь». Предпринимается попытка систематизации идей А.И. Осипова об апокатастасисе. Приводится критика его взглядов рядом православных авторов. Делается вывод, что мнение А.И. Осипова по рассматриваемому вопросу расходится с позицией, официально утвержденной в Православной Церкви.
Ключевые слова: эсхатология; Осипов А.И.; православный апологет; свт. Григорий Нисский; Страшный Суд; спасение.
Analysis of the eschatological ideas of Osipov A.I., professor of the Moscow
Theological Academy
Duvanov Dmitriy S., a student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod dsduvanov@mail .ru
Annotation. In the article the eschatological ideas of Alexei Ilyich Osipov, Professor of the Moscow Theological Academy are analyzed. The analysis is based on the work of the Professor of 2013 by the name "From time to eternity: a life after death." An attempt of systematizing of A.I. Osipov ideas about apocatastasis is made. Criticism of his views by some Orthodox authors is shown.