Научная статья на тему 'Известные миссионеры XXI века'

Известные миссионеры XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
635
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / ORTHODOX MISSION / МИССИОНЕРЫ 21 В. / MISSIONARIES OF THE 21 C / СВЯЩЕННИК ДАНИИЛ СЫСОЕВ / PRIEST DANIIL SYSOEV / ПРОТОИЕРЕЙ АНАТОЛИЙ СОРОКИН / ARCHPRIEST ANATOLY SOROKIN / ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ / ARCHPRIEST OLEG STENYAEV / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II / HIS HOLINESS PATRIARCH ALEXIY II

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васянович Павел

Статья посвящена православным миссионерам 21 века. Приводятся их биографические сведения, описывается пастырское и миссионерское служение. Анализируются документальные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васянович Павел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Famous missionaries of the XXI century

The article is devoted to Orthodox missionaries of the 21st century. Their biographical information is given, as well as their pastoral and missionary work is described. Documentaries are analyzed.

Текст научной работы на тему «Известные миссионеры XXI века»

4. Карине Тер-Саакян. Уничтожение и забвение армянских храмов в Турции. Режим доступа: http://www.panarmenian.net/rus/details/170286/

5. Киракосян Джон. Младотурки перед судом истории. - Ереван, «Айастан», 1986. Режим доступа: http : //armenianhouse. org/ kirakosyan/ youngturks-ru/chapter06. html

6. Национально-культурный геноцид. Режим доступа: http://www.genocide.ru/enc/cultural-genocide.htm

7. Памятник преподобному Серафиму Саровскому и крест в память 100-летия геноцида армян освящены в Белгороде. Режим доступа: http : //www.patriarchia.ru/db/text/4043514.html

8. Путилов С. Здесь молятся на языке Христа (Путевые заметки о Сирии). — М.: Благо, 2006. - 144 с. Режим доступа: http : //krotov. info/ libr_min/16_p/put/ilov.htm

9. Турция и армяне // Армянский вестник. - №2. - 1916. - С. 10.

Раздел II

Научные статьи магистрантов семинарии Известные миссионеры ХХ! века

УДК 26/28

Иерей Павел Васянович, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород ierej-pavel@list.ru

Аннотация. Статья посвящена православным миссионерам 21 века. Приводятся их биографические сведения, описывается пастырское и миссионерское служение. Анализируются документальные материалы.

Ключевые слова: православная миссия; миссионеры 21 в.; священник Даниил Сысоев; протоиерей Анатолий Сорокин; протоиерей Олег Стеняев; Русская Православная Церковь; Святейший Патриарх Алексий II.

Famous missionaries of the XXI century

Priest Paul Vasjanovich, graduate student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation)

Russia, Belgorod ierej-pavel@list.ru

Annotation. The article is devoted to Orthodox missionaries of the 21st century. Their biographical information is given, as well as their pastoral and missionary work is described. Documentaries are analyzed.

Key words: Orthodox mission; missionaries of the 21 c.; priest Daniil Sysoev; archpriest Anatoly Sorokin; archpriest Oleg Stenyaev; Russian Orthodox Church; His Holiness Patriarch Alexiy II.

Православная Церковь во втором тысячелетии существенно уменьшила внешнее миссионерство. В основном миссионерская активность распространялась Русской Церковью сначала в просвещении язычников, а уже с XVI века — в просвещении мусульман, с XVIII века — среди буддистов. Позже миссионерская проповедь осуществлялась на Аляске в среде индейских племён. В конце XIX — начале ХХ века, русская миссия активно распространяла проповедь за пределами русского государства в странах дальнего зарубежья. В итоге ХХ—XXI вв. стали временем максимального расширения православного присутствия. Православная миссия использовала различные методы: кто-то оглашал Священным Писанием, кто-то обучал людей примером своей жизни, кто-то писал статьи, книги, а также помогал добрыми делами.

Патриарх Алексий II прокомментировал развитие миссионерского служения такими словами: «Оставаясь верной традиции Древней Неразделенной Церкви и продолжая дело апостольского служения, Русская Православная Церковь свидетельствовала о Христе даже "до края земли" (Деян 1:8), распространяя Благую весть о Слове Жизни. Миссионерские свершения нашей Церкви, размах ее просветительского подвига и активности — от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на севере до Причерноморья, Средней Азии и Китая на юге потребовали величайшего напряжения всех духовных сил, использования материальных ресурсов и вовлечения большого количества людей. Миссия Русской Церкви развивалась и процветала благодаря самоотречению и самопожертвованию тех ее членов, которые решались посвятить свою жизнь апостольскому служению»1.

Первым в ряду известных миссионеров XXI века мы можем назвать священника Даниила Сысоева (1974—2009 гг.). В 14 лет он уже принимал участие в восстановительных работах Оптиной пустыни. В 1991 г. поступил на

1 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему ученой степени доктора богословия honoris causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшества в Грузию 27 апреля - 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996г.,С.3.URL:http://favor2.chat.ru/miss34patr.htm

очную форму обучения в Московскую духовную семинарию. В 1994 г. отец Даниил принял постриг во чтеца от епископа Магаданского Ростислава и в том же году женился. В 1995 г., окончив семинарию, поступил заочно в Московскую духовную академию и был рукоположён в сан диакона. В этом же году приступил к преподаванию Закона Божия в Православной гимназии «Ясенево».

С 1997 года отцом Даниилом были организованы Библейские беседы на Крутицком подворье в Москве. Беседы проходили в таком порядке: после прочтения главы из Ветхого Завета предлагалось её толкование, основанное по преимуществу на творениях святителя Иоанна Златоуста, с привлечением творений других Святых Отцов. После этого прочитывалась глава из Нового Завета, и происходило постишное толкование по тому же принципу. Отец Даниил говорил: «Я считаю, что православный христианин должен стараться углубляться в тонкости Священного Писания. Мы за 10 лет прошли 40 Библейских книг, изучая в тонкостях Слово Божие по принципу толкования отцов Церкви, по принципу понимания, что вся Библия — это единая книга Одного Автора - Святого Духа, а не книга разных авторов» .

В 2000 г. отец Даниил окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Период с 2000 по 2004 год отмечен преподаванием литургики на вечерних Богословских курсах при храме апостолов Петра и Павла в Ясеневе. В 2003 г. отец Даниил организовал приходскую общину в районе метро Кантемировская. В ноябре этого года с благословения Святейшего Патриарха Алексия II здесь началось строительство храма в честь пророка Даниила.

С 2004 по 2009 год занимался преподаванием литургики и миссиологии в Перервинской семинарии. В 2006 г. при храме апостола Фомы на Кантемировской отец Даниил начал проводить Библейские беседы. Вместе с этим он развивал миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров». Уличное миссионерство стало новым подходом миссии в истории Православия. Отец Даниил, объясняя задачи уличных миссионеров, сказал: «Сама по себе уличная миссия будет обращена как к представителям разнообразных религиозных сообществ, так и к горожанам, которым молодые люди будут объяснять опасность тех или иных сект, информировать о возможной опасности, которую несут в себе многие нетрадиционные религиозные убеждения»3.

Основной целью в миссионерском делании отец Даниил Сысоев видел проповедь о Христе. На любом Богослужении обязательно говорилась проповедь, на Литургии — назидание прихожанам, посвящённое теме прочитанного Евангелия. Во время Всенощного бдения проповедовал на тему праздника, который отмечался в этот день Церковью, а также на молебне и

2 Иерей Даниил Сысоев. Проведение библейских бесед на приходе. URL: http ://bible.predanie.ru /groups/ info/i/156628/

3Уличных миссионеров обучат работе с сектантами. URL: http://hramnagorke.ru/world/152/

панихиде. Отец Даниил старался произнести слово при всяком возможном случае, если проповедь была уместна. В 2007 г. назначен главой миссионерской поездки по кряшенским селениям Татарстана.

В 2008 г. отец Даниил принял активное участие в летней поездке миссионерской группы в Республику Киргизия. В поездке отец Даниил проводил беседы в местных православных приходах, общался с жителями, нескольких из которых привёл в Церковь и крестил. В 2009 г. участвовал в миссионерской поездке в город Заинск Республики Татарстан.

Также он совершил множество личных поездок по разным епархиям России и по зарубежным странам, например две поездки в 2007 и 2008 г. в Македонию.

Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами и трех диспутов с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Господь послал своему служителю мученическую кончину. 19 ноября 2009 года отец Даниил погиб в собственном храме. В одном из своих интервью перед смертью отец Даниил назвал метод современной миссии: «Мы должны ходить перед Богом, как говорил Господь про Еноха: "Ходил Енох перед Богом, и Бог взял его ". Вот это хождение пред Богом - корень миссии» 4

При жизни отец Даниил написал много книг и статей, из которых можно перечислить наиболее важные: «Летопись начала», «Почему ты еще не крещен», «Зачем ходить в храм каждое воскресенье?», «Как часто надо причащаться?», «Инструкция для бессмертных, или Что делать, если Вы все-таки умерли». Эти и другие его труды служат опорой для современных миссионеров.

Священник Даниил Сысоев был не единственным миссионером в XXI веке, который отдал жизнь за проповедование истинной веры. Прот. Анатолий Сорокин (1963-2010) также был убит за осуществление миссионерского слова.

Его церковное служение началось после окончания службы в армии с послушания во Введенском кафедральном соборе города Чебоксары, где он трудился по хозяйственной части храма. По окончании Московской духовной семинарии в 1988 г., отец Анатолий венчался и был рукоположен в сан диакона архиепископом Варнавой Чебоксарским и Чувашским. В 1991 г. он был рукоположен в сан иерея с назначением настоятелем храма святителя Николая села Янтиково. В 2005 г. закончил заочно Московскую духовную академию.

Отца Анатолия отличала общительность и дружелюбие, что служило успеху воцерковления чувашского населения. В течение многих лет отец Анатолий принимал участие в работе епархиальной Библейской комиссии, которая занималась переводом на чувашский язык Священного Писания.

24 апреля 2010 г. отца Анатолия убили возле Никольского храма села Янтиково. Причиной убийства стала месть, которую вызвало замечание,

4 Максимов Ю. «Сиять, как звезда». Несколько слов об отце Данииле Сысоеве. URL: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/33354.htm

сделанное настоятелем прихожанину. Отец Анатолий остался в памяти, как пример для подражания в проповедовании православной веры.

В XXI веке известным миссионером стал прот. Олег Стеняев (1961 г. р.), который был хорошим другом священника Даниила Сысоева. Родом из города Орехово-Зуево. Окончив школу рабочей молодёжи, он работал на заводе токарем-расточником. Проходил военную службу во внутренних войсках.

Став в 1981 г. чтецом в церкви, он уже в 1982 г. поступает в Московскую духовную семинарию. Приняв рукоположение во диакона, отец Олег начал миссионерскую деятельность. Так, в 1990 г. он был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье».

В начале перестроечных лет он переходит в Зарубежную Церковь и от епископа РПЦЗ принимает сан священника, после чего создаёт приход в городе Куйбышеве. По возвращении в Москву, отец Олег назначается духовником московского отделения НПФ «Память».

В 1993 г. возвращается в Московский Патриархат, но принимается лишь в сане диакона. В 1994 г. был рукоположён в сан священника Русской Православной Церкви и назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. С этого времени отец Олег возглавляет Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А. С. Хомякова. Описывая свою работу, отец Олег говорил: «Отличительная черта нашей работы — мы никогда не действуем с позиций агрессии. Я считаю, что для христианина это просто непозволительно. У нас есть учитель — Иисус Христос.Он никогда ни на кого не нападал, Он проявлял величайшую любовь к людям. Мы проводим диспуты на основании Священного Писания с представителями разных вер, чтобы они могли убедиться, в чем они не правы. Единственный механизм воздействия на людей — говорить им Слово Божие»5. В 2000 г. становится настоятелем Никольского храма на Большой Серпуховской улице.

С 2004 года отец Олег — клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. В 2005 г. экстерном заканчивает Перервинскую семинарию. В 2007 г. в Московской духовной академии успешно защищает работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий» со званием бакалавра богословия. Важным миссионерским вкладом прот. Олега стала его проповедь среди сектантов.

Миссионерская активность прот. Олега выделяется своей географической и религиозно-мировоззренческой обширностью. В 1999 г., по благословению епископа Белгородского Иоанна (Попова), о. Олег совершил миссионерское путешествие в Индию. В 2000 г. направлен в Чечню, где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, совершал Таинство

5 Материалы СМИ: "Миссионер. Отец Олег Стеняев представляет в православной церкви тип священника -воина" URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=8465

Крещения, присоединив к Православной Церкви, среди прочих, и нескольких мусульман.

Прот. Олег написал ряд книг, полезных для православного миссионера, нередко затрагивающих религиозные течения нехристианского толка, например «Кришнаиты. Кто они?» (2004), «Свидетели Иеговы. Кто они?» (1996), «Диспут со Свидетелями Иеговы». Другая важная сторона его литературной деятельности связана с толкованием Священного Писания: «Человек перед лицом соблазнов: беседы на Священное Писание» (1999), «Беседы на Книгу Бытия» (1999), «Беседы на Евангелие от Матфея» (2009) и др. Говоря о награде миссионерского служения, отец Олег указал на радость, которую получает миссионер: «Приводящий ко Христу подобен акушерке: родившийся в Господа человек становится чадом Божиим, но не чадом самого миссионера»6.

С 2010 г. о. Олег возобновил Библейские беседы в храме апостола Фомы, которыми ранее руководил мученически погибший иерей Даниил Сысоев. В настоящее время прот. Олег Стеняев продолжает совершать своё священническое, а вместе с этим и миссионерское служение, которое выражается его участием в миссионерских проектах, в издании новых книг. Он регулярно служит молебны и проводит беседы на Чешском подворье при Храме Святителя Николая в Котельниках, возглавляет редакционный совет газеты «Миссионерское Образование» и ведёт программу на радио «Радонеж».

Литература

1.Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему ученой степени доктора богословия honoris causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшества в Грузию 27 апреля 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., С. 3. URL: http : //favor2. chat.ru/miss34patr.htm

2.Иерей Даниил Сысоев. Проведение библейских бесед на приходе. URL: http : //bible.predanie.ru/groups/info/i/156628/

3. Уличных миссионеров обучат работе с сектантами. URL: http : //hramnagorke.ru/world/152/

4.Максимов Ю. «Сиять, как звезда». Несколько слов об отце Данииле Сысоеве. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33354.htm

5.Материалы СМИ: "Миссионер. Отец Олег Стеняев представляет в православной церкви тип священника-воина" URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=8465

6.Священник Олег Стеняев: Бывшие сектанты становятся прекрасными миссионерами URL: http : //www.arh-eparhia.ru/news/index.php

Священник Олег Стеняев: Бывшие сектанты становятся прекрасными миссионерами. URL: http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=47935&sphrase_id=343735

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.