Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность на Северном Кавказе в XIX - начале XX В. : постановка проблемы и условия организации исследования'

Миссионерская деятельность на Северном Кавказе в XIX - начале XX В. : постановка проблемы и условия организации исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
287
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ / MISSIONARY ACTIVITY / A POLY-CONFESSIONAL REGION / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHRISTIAN SECTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова Эльвира Аличубановна

Статья направлена на постановку проблемы и раскрытие условий организации исследования миссионерской деятельности на Северном Кавказе в XIX начале XX веков. Автор рассматривает степень изученности и обеспеченности темы источниковедческим материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is directed to the statement of the problem and the revelation of organization conditions of missionary activity in the North Caucasus in the 19th the beginning of the 20th centuries. The author considers the examination degree and the provision of the subject with source study material.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность на Северном Кавказе в XIX - начале XX В. : постановка проблемы и условия организации исследования»

Исторические ни

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX В.: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Э. А. Соколова

MISSIONARY ACTIVITY IN THE NORTH CAUCASUS IN THE 19th - THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES: STATEMENT OF PROBLEM AND CONDITIONS FOR RESEARCH ORGANIZATION

Sokolova E. A.

The article is directed to the statement of the problem and the revelation of organization conditions of missionary activity in the North Caucasus in the 19th - the beginning of the 20th centuries. The author considers the examination degree and the provision of the subject with source study material.

Key words: missionary activity, a poly-confessional region, the Russian Orthodox Church, Christian sects.

Статья направлена на постановку проблемы и раскрытие условий организации исследования миссионерской деятельности на Северном Кавказе в XIX - начале XXвеков. Автор рассматривает степень изученности и обеспеченности темы источниковедческим материалом.

Ключевые слова: миссионерская деятельность, поликонфессиональный регион, Русская православная церковь, христианские секты.

УДК 947.084:2-76 (470.6)

Северо-Кавказский регион представляет собой территорию, на которой сосуществуют представители различных этносов и конфессий. Полиэтничность и поликонфессио-нальность Северного Кавказа характеризуется наличием населения неоднородного по культурному и хозяйственному развитию. Эти различия, безусловно, можно связывать с религиозными взглядами этносов, так как «религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах человечества. Аккумулировав в себе достижения мировой культуры, религия является хранительницей культурного наследия народов и государств» (28, с. 319). Учитывая это, необходимо оценить вклад миссионерства в культуру, хозяйственную жизнь и просвещение народов Северного Кавказа. Кроме того, необходимость изучения исторического опыта миссионерской деятельности порождается современной активизацией миссионерства на Северном Кавказе, связанной с появлением новых религиозных культов, которые с целью увеличения количества верующих и расширения территории распространения своего вероучения тратят немалые средства и используют новейшие научные открытия в области психологии человека. Именно в этой связи становится актуальным изучение миссионерской деятельности традиционных и нетрадиционных религиозных течений Северо-Кавказского региона в исторической ретроспективе. Кроме того, поскольку русская церковная история, существующая все-

го два века, из которых большую часть XX века она находилась под запретом, еще не стала самостоятельным разделом отечественной истории, тема исследования актуализируется, так как в настоящее время возникла возможность объективной оценки как положительного и отрицательного исторического опыта миссионерской деятельности на Северном Кавказе, осуществляемой Русской православной церковью и другими религиозными течениями, представленными здесь в начале XIX - XX в.в. Изучение данной проблемы внесет вклад не только в светскую историческую науку, но и в церковную историю.

Разрабатывая тему миссионерской деятельности в регионе, необходимо также иметь в виду, что в данной проблеме не разобраться без выяснения теологических, богословских основ тех христианских течений, которые параллельно с РПЦ занимались прозелитизмом на территории Северного Кавказа.

Концепция проводимого исследования основывается на необходимости объяснения современных религиозных процессов, происходящих в регионе, посредством изучения исторического опыта миссионерской деятельности РПЦ и других конфессий на Северном Кавказе.

Исходя из содержания концепции, необходимо рассмотреть работы историков и богословов, связанные с изучением истории Русской православной церкви и научной разработкой аспектов миссионерской деятельности христианских течений. Труды, посвященные истории миссионерской деятельности Русской православной церкви и других религиозных конфессий по хронологическому принципу можно разделить на три группы: дореволюционного периода (XIX в. - 1917 г.), советского (1917 - конец 1980-х гг.) и постсоветского (1990-е гг. -начало XXI в.). Кроме хронологического принципа, историографический материал можно разделить на три группы по содержательному принципу:

- труды светских историков, основной целью которых является изучение деятель-

ности РПЦ в исторической ретроспективе на основе обобщенных сведений;

- работы, посвященные истории миссионерской деятельности на Северном Кавказе;

- исследования историков-богословов, раскрывающие теологические основы различных религиозных течений.

Анализ литературы дореволюционного периода в первую очередь свидетельствует о том, что авторы того времени в достаточной мере располагали фактическим материалом, связанным с проблемами миссионерской деятельности Русской православной церкви и других религиозных течений Северного Кавказа.

К работам, рассматривающим историю РПЦ в рамках всего Российского государства, не включая в исследовательское поле изучение миссионерской деятельности других христианских течений, относятся результаты многолетних исследований профессоров П. В. Знаменского (10) и А. П. Доб-роклонского (9)

Особый интерес как вызов времени представляет работа С. Мельгунова (17) Автор посредством описания гонений на скопцов, на старообрядческие и сектантские общины, формирует мнение о реальном отсутствии, провозглашенной в 1905 году, веротерпимости. Подобное мнение в ходе исследования миссионерской деятельности на Северном Кавказе ставит задачу внимательного изучения поведения и действий властей в отношении религиозных течений, после провозглашения Указа об укреплении начал веротерпимости.

Большой интерес представляют региональные особенности миссионерской деятельности, затронутые в работе И. Апухтина «Колония Каррас: её прошлое и настоящее» (1). Автором косвенно задается направление, в котором необходимо проводить исследование проблем миссионерской деятельности на Северном Кавказе.

Насыщенный исследовательской активностью дореволюционный период сменяется временем научного атеизма. Идеологизация общественной жизни наложила отпечаток на труды по истории Русской православной

церкви и в целом работы, связанные с религиозной жизнью. Исследователям официальных историко-атеистических сочинений о прошлом христианской веры приходилось отыскивать крупицы действительно научных данных. В этой сложной ситуации опорой для исследователей служили труды дореволюционных историков.

Авторы, рассматривавшие вопросы религии вне атеистической пропаганды советского времени, в основном жили и работали за рубежом. Это такие историки, как А. В. Карташев и Н. Д. Тальберг, а также богослов протоиерей Митрофан Зноско-Боровский.

Работы А. В. Карташева (15) и Н. Д. Тальберга (33) интересны тем, что в них представлена характеристика РПЦ с точки зрения её взаимодействия с государственными органами. Этот факт дает толчок современным исследователям для увеличения внимания к вопросам изучения миссионерской деятельности христианских течений и их взаимодействия с властью.

Помимо светских исследований большой интерес для рассматриваемой проблемы представляют труды богословов. Наиболее интересным является труд протоиерея Мит-рофана Зноско-Боровского «Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство». Автор проводит сравнительный богословский анализ таких религиозных учений, как адвентизм, баптизм, менонитст-во, методизм и др., которые он относит к сектам. Кроме того, в его труде говорится о необходимости конструктивного взаимодействия истинно христианских конфессий: православия, римо-католичества и протестантизма. В свете рассмотрения проблемы миссионерской деятельности на Северном Кавказе эта работа интересна тем, что здесь дан сравнительный богословский анализ религиозных учений, распространенных в регионе в Х1Х-ХХ веках.

В советский период, кроме работ русских историков за рубежом, вышел масштабный труд Митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (2) по исследованию истории христианства на Северном Кавказе «История христианства на Север-

ном Кавказе до и после присоединения его к России». Этот труд в рамках рассматриваемой проблемы примечателен тем, что формирует представление об особенностях распространения православия в полиэтничном и поликонфессиональном Северо-Кавказском регионе.

Замена церковной истории научным атеизмом заканчивается, и в постсоветский период возобновляется исследовательская деятельность религиозной жизни общества. Постсоветский период историографии характеризуется отходом от штампов советской эпохи и основательным подходом к изучению вопросов миссионерской деятельности РПЦ и других религиозных течений, а также именно в это время становятся доступны переведенные на русский язык работы иностранных авторов, повествующие о миссионерском служении немецких поселенцев.

Основательным трудом, дающим представление о существующих в настоящее время в России религиозных течениях, является работа А. Л. Дворкина «Сектоведе-ние» (8). Автор концентрирует внимание на истории возникновения, времени появления в России и формах миссионерской деятельности религиозных течений, которые, по его мнению, являются сектами, пропагандирующими антиправославные настроения и разрушающими человеческую личность. Этот труд интересен тем, что формирует представление о методах миссионерской деятельности различных религиозных течений в прошлом и настоящем.

Исследованиями, дополняющими знания по проблеме миссионерской деятельности, являются работы немецкого ученого Йоханнеса Раймера (12, 13). Рассматривая жизнь и деятельность миссионеров Ивана Петерса и Мартына Тильмана, автор уделяет особое внимание их внутреннему желанию и личному стремлению к евангелизации язычников на Оби и мусульман в Кыргызстане. С целью наибольшего успеха миссии они изучили язык местных жителей, перевели религиозную литературу. Так же изучая данные работы, становится ясно, насколько серьезно к делу миссии подходили не только отдель-

ные миссионеры, но и руководство, находящееся в Германии. Эти труды являются ярким примером миссионерской деятельности неправославных христианских течений на территории России.

Начиная с 2000 года, интерес к истории миссионерской деятельности сильно возрос. Об этом свидетельствует ряд защит кандидатских и докторских диссертаций по региональным проблемам истории миссионерской деятельности. Так, по данным РГБ, начиная с 2000 года, защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук (А. Д. Камзина (14), Т. Н. Гусейнова (7), А. Н. Понятов (29), О. Р. Князева (16), Р. В. Исхаков (11), Ч. С. Хон (34), Е. Д. Михайлова (18), Н. В. Расова (30)) и одна на соискание ученой степени доктора исторических наук (В. Ю.Софронов (32)). В этих работах рассматриваются особенности миссионерской деятельности Русской православной церкви в различных регионах России.

Историографический анализ раскрывает ряд наиболее актуальных проблем в истории миссионерской деятельности РПЦ и других религиозных течений, а именно вопросы взаимодействия церкви и государства, государственной политики в отношении нетрадиционных конфессий, вопросы, связанные с методами и формами миссионерской деятельности РПЦ. В то же время большинство авторов интересуют только вопросы миссионерской деятельности Русской православной церкви среди народов Северного Кавказа, и не уделяется внимания прозелитской деятельности баптистов, адвентистов, пятидесятников и других религиозных течений. В этой связи большое значение имеет глубокое изучение источников по теме исследования с целью основательного изучения проблем, выявленных в ходе историографического обзора.

Источниковая база по вопросам изучения миссионерской деятельности на Северном Кавказе обширна и состоит из нескольких групп.

Основную группу источников по теме исследования составили архивные документы (3, 4, 5, 6). В Государственном архиве

Ставропольского края сформировано несколько фондов, представляющих интерес в вопросах исследования миссионерской деятельности на Северном Кавказе. Это фонды Кавказской духовной семинарии (3) (с 1886 года - Ставропольская духовная семинария) - документы с 1846 по 1919 год, Ставропольского церковно-епархиального совета (5), Ставропольского епархиального миссионерского совета (6) (с 1889 г. по 1 июля 1908 г. - Ставропольский комитет православного миссионерского общества) -дела за период с 1889 по 1918 гг), Канцелярии Ставропольского гражданского губернатора (4).

Перечисленные фонды располагают разной по содержанию информацией. Так, например, фонд Кавказской духовной семинарии интересен делами с расписанием проповедей для начальствующих и учащих в Кавказской духовной семинарии.

Дела, в которых говорится об отпадении от православия в различные секты, а также о присоединении к православию из других вероисповеданий сосредоточены в фонде Ставропольского церковно-епархиального совета. Документы фонда дают представление о миссионерской активности РПЦ и других религиозных течений.

Большой интерес представляют материалы фонда Ставропольского епархиального миссионерского совета, которые содержат рапорты, отчеты епархиальных и уездных миссионеров РПЦ, а также дела с жалобами представителей других религиозных течений, которые подвергались гонениям со стороны РПЦ и местных властей.

Весь комплекс дел фонда Ставропольского епархиального миссионерского совета можно разбить на следующие подгруппы:

- распоряжения, исходящие из консистории и лично от Его Преосвященства;

- инструкции для миссионеров;

- дела по подготовке миссионеров;

- рапорты, отчеты священнослужителей и миссионеров;

- сведения о православной противобуд-дийской миссии в Ставропольской епархии;

- списки сектантов и раскольников.

Изучение материалов фонда позволяет проследить изменение положения в обществе религиозных течений, подвергавшихся гонениям, после издания 17 апреля 1905 года Указа об укреплении начал веротерпимости. Так, в деле 43 на заседании соединенного собрания Ставропольской духовной консистории и Ставропольского епархиального миссионерского совета говорится об увеличении числа отпавших от православия (6). По мнению членов собрания, «одним из главных мотивов открытого обнаружения сектантства послужило дарованное в 1905 году законоположение о веротерпимости: сектанты ранее открыто не прерывавшие своей связи с православием, после объявления закона о свободе совести и порядке официального перехода из православия в сектантство стали усиленно пользоваться данными им в этом отношении правами. Отсюда - явления массового перехода из православия в сектантство лиц, на самом деле давно уже к православию не принадлежавших; большинство сектантов, заявивших о своем отпадении от православия, по имеющимся у о.о. миссионеров сведениям, бывшие хлысты, лицемерно именовавшие себя православными» (6).

Далее говорится о том, что, «почувствовав под собою даруемую законом почву, сектанты из прикровенного своего положения вышли в наступательное...» (6). Обеспокоенность активностью религиозной пропаганды неправославных культов в деле 31 выражает и Ставропольский губернатор Б. Янушевич: «В силу дарованной Высочайшими актами 17 апреля и 17 октября 1905 года вероисповедной свободы, баптистам принадлежит право беспрепятственного исповедания своего учения и устройства, при соблюдении установленных на то правил, молитвенных и богослужебных собраний.

Однако осуществление в указанных пределах вероисповедной свободы ни в коем случае не дает баптистам права позволять себе какие-либо действия, не обуславливаемые непосредственно удовлетворением религиозных потребностей, а тем более путем пропаганды своей веры или порицания других религий, вторгаться в область религиоз-

ных убеждений лиц, не принадлежащих к их вероучению.

Право проповеди и распространения веры, на точном основании действующих законов (Уст. дух. дел ин. исп., ст. 4) принадлежит одной православной церкви и в этом объеме охраняется уголовным законом (Уг. улож., ст. 90).

Равным образом этим законом ограждается и неприкосновенность православных догматов, обрядов и установлений (Там же, ст. 73 и 74)» (6). Это яркий пример согласованной работы местных властей и православной церкви.

Фонд Канцелярии Ставропольского гражданского губернатора (4) интересен материалами переписки с канцелярией главно-начальствующего гражданской частью на Кавказе, фактами заведения гражданских дел при переходе из православия в другое вероисповедание, а также сведениями о выдаче денежных пособий при принятии православия.

Большой интерес в изучении поставленной проблемы представляют материалы центральной и местной печати. К органам центральной печати относятся «Миссионерское обозрение», Православный миссионерский календарь.

В журнале «Миссионерское обозрение» публиковались материалы о деятельности православных миссий, о формах сектантской пропаганды в регионах России. Таким образом, журнал формирует представление о ситуации, связанной с миссионерской деятельностью в России.

Православный миссионерский календарь интересен тем, что в нем публиковались узаконения и распоряжения духовных властей по делам расколосектантства, различные юридические сведения, касающиеся деятельности православных миссионеров и сектантских проповедников.

Среди местных периодических изданий наибольший интерес представляют «Кавказские (Ставропольские) епархиальные ведомости», которые стали выходить с 1873 года. Наиболее интересным для рассмотрения истории миссионерской деятельности является неофициальный отдел, в котором публиковались отчеты Ставропольского Андре-

евско-Владимирского братства, статьи, посвященные проблемам миссионерской деятельности в Ставропольской епархии, дневники епархиальных и окружных миссионеров.

Большой интерес в рамках исследования представляют «Миссионерские известия по Ставропольской епархии». Здесь сосредоточен материал, характеризующий деятельность кружков ревнителей православия, епархиальных и окружных миссионеров, а так же официальные документы правительства по вопросам православия и сектантства.

Интересны по своему содержанию заметки окружного миссионера Е. Соколова (31), в которых он описывает приезд в город Майкоп епархиального противосектантского миссионера протоиерея Симеона Никольского, проводившего встречи с баптистами с целью возвращения их в лоно святой православной церкви.

Богаты важными сведениями по делу православной миссии и положению сектантства отчеты и дневники епархиального про-тивосектантского миссионера протоиерея Симеона Никольского. В них приводятся беседы с сектантами, анализ которых может быть полезен для представления об уровне религиозных знаний, культуре дискуссий, уверенности в своем вероучении сектантов. В ходе изучения этих источников возникает представление о формах и методах православной миссии.

Отчеты о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства (20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27) дают нам концентрированный материал о деятельности про-тивосектантской, противораскольничей, противобуддийской и противомусульман-ской православных миссий, а также сведения о благотворительной деятельности брат-

ства, которую также можно считать одной из форм миссионерской деятельности РПЦ.

Изучение истории миссионерской деятельности невозможно без законодательных источников. В связи с этим важно ознакомление с законодательными актами Российской империи и опубликованными документами. Наиболее значимым из них является «Полное собрание законов Российской империи». Этот источник содержит царские манифесты, именные указы и повеления, определявшие статус РПЦ, ее управление, проведение церковных реформ, назначения на различные должности высших церковных должностных лиц, правовое положение православного духовенства.

К региональным опубликованным источникам относится сборник документов, составленный профессором кафедры истории России Ставропольского государственного университета Т. Н. Плохотнюк, «Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII -середина XX в.)» (19). Здесь представлены документы, характеризующие религиозную деятельность немецких колонистов на Северном Кавказе, их взаимодействие с православным населением региона.

Предварительный анализ выявленных источников и выводы, сделанные в ходе историографического обзора, формируют представление о необходимости более полного, объективного исследования истории миссионерской деятельности в свете взаимодействия как традиционных, так и нетрадиционных конфессий с государством, а также в связи с важностью основательного изучения форм и методов миссионерской деятельности на Северном Кавказе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апухтин И. Колония Каррас: её прошлое и настоящее. — Пятигорск, 1903.

2. Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. — Москва; Пятигорск, 1992.

3. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), Ф.91.

4. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), Ф.101.

5. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), Ф.237.

6. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), Ф.439.

7. Гусейнова Т. Н. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди старообрядцев Забайкалья: XVIII — начало

XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2004. — 249 с.

8. Дворкин А. Л. Сектоведение. — Нижний Новгород, 2005.

9. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской церкви. иЕГ://Ыр://кгоО/1г1[о>/Ы&01гу/11.

10. Знаменский П. В. Руководство по истории Русской церкви. и&С://ЬЦр://НЬ.ш5.ес/Ь/121147.

11. Исхаков Р. В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX — начале XX вв.: 1800—1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 2008. — 292 с.

12. Йоханнес Раймер. Евангельские первопроходцы в Кыргызстане. Из жизни и деятельности Мартына Тильмана. — Германия, 1998.

13. Йоханнес Раймер. Чудо на Оби. Из жизни и деятельности Ивана Петреса. — Германия, 1998.

14. Камзина А. Д. Старообрядчество, как объект миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Оренбургской епархии: 1859—1917гг.: дис. ... канд. ист. наук. — Оренбург, 2004. — 203 с.

15. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. — М., 1991.

16. Князева О. Р. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в 1905—1917гг.: на примере епархий Пермской губернии: дис. ... канд. ист. наук. — Пермь, 2000. — 217 с.

17. Мельгунов С. Церковь и государство в России (к вопросу о свободе совести): сборник статей. — М., 1907.

18. Михайлова Е. Д. Миссионерская и религиозно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Центральной России в конце XIX — начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Курск, 2010. — 27 с.

19. Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII — середина XX в.): сборник документов / сост., предисл. канд. ист. наук Т. Н. Пло-хотнюк. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

20. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

1894 г. — Ставрополь, 1895. — 95 с.

21. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

1895 г. — Ставрополь, 1896. — 91 с.

22. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

1896 г. — Ставрополь, 1897. — 111 с.

23. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

1897 г. — Ставрополь, 1898. — 118 с.

24. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

1898 г. — Ставрополь, 1900.

25. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1900 г. — Ставрополь, 1901.

26. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за

1901 г. — Ставрополь, 1902.

27. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за 1911 г. — Ставрополь, 1912.

28. Плохотнюк Т. Н. Составляющие успешности межконфессионального диалога: к вопросу о роли и возможностях местной власти и городского социума в процессе достижения духовной гармонии // Ставрополь — город межэтнического согласия и межконфессионального диалога: сб. науч. статей. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — С. 318—322.

29. Понятов А. Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 2007. — 286 с.

30. Расова Н. В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX — начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. — Горно-Алтайск, 2002. — 284 с.

31. Соколов Е. Город Майкоп (заметки миссии). — Ставрополь, 1908. — 25 с.

32. Софронов В. Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в концеXVII — началеXXвв.: дис. . д-ра ист. наук. — Барнаул, 2007. — 446 с.

33. Тальберг Н. Д. История Русской Церкви // URL: http ://klikovo. ru/db/book/msg/814.

34. Хон Ч. С. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 2009. — 28 с.

Об авторе

Соколова Эльвира Аличубановна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кафедра истории России, аспирант 3 года обучения, специальность 070002 «Отечественная история». Сфера научных интересов: история миссионерской деятельности на Северном Кавказе. Elvira-kavkaz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.