Научная статья на тему 'Мировые трансформационные тенденции образовательных процессов'

Мировые трансформационные тенденции образовательных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIONAL SOCIETY / TRANSFORMATION OF EDUCATION / GLOBALIZATION / INTERNALIZATION / SYSTEM OF MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстяков Роман Рашидович

В статье проведен анализ основных трансформаций рынка образовательных услуг стран, интегрированных в информационное общество. Рассмотрены основные системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг в рамках интернационализации образования. Определены новые субъекты образовательного рынка, составляющие конкурентную среду традиционным вузам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World transformational tendencies of educational processes

In the article the main transformations of the educational service market in the countries integrated into the informational society are analyzed. The main systems of quality assessment of the given educational services are considered within internationalization of education. New subjects of the educational market competing with traditional universities are defined.

Текст научной работы на тему «Мировые трансформационные тенденции образовательных процессов»

дифференцированные цены, отражающие различия в себестоимости, потребительских свойствах с учетом цен конкурентов. При этом за основу цены принимается цена базисного товара. Это товар, который первым вышел на рынок, получил признание у потребителей и совершенствуется в новых модификациях на данной технологической платформе. Цена данного товара принимается за единицу. Например, если за базисный товар в бизнес-линии принять сотовый телефон №Ыа 1112, реализуемый по цене 2000 руб.. то цена модели второго поколения №Иа 6060 составит 6820 руб., а третьего поколения - КоЫа N93 - 12140 руб.

Инновационное предприятие не просто назначает ту или иную цену. Оно создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары в рамках товарного ассортимента. Потребительная ценность инновационного товара является носителем особенной стоимости, представляющей собой оцененную на рынке потребительную ценность нового товара. Стоимость и цена по-лифункционального товара определяются теми эффектами, которые он создает в процессе его потребления. Специфика потребительной ценности, качество инновационного товара влияет на содержание его стоимости, уровень цены и метода ценообразования.

1. Кокурин Д. Инновационная деятельность. М., 2001.

2. Райхман Э. П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров: монография. М., 1974.

3. EDGE. На пути к поколению 3G // Телефон.

2006. № 1.

4. Пунин Е.И. Альтернатива затратному синдрому: промышленность, цены, внеэкономические отношения (вопросы теории и практики). М., 1996.

Поступила в редакцию 20.05.2008 г.

Vasilieva T.N., Trubina I.O. Innovative policy of enterprises: the consumer valuation of the quality of polyfunctional innovative goods and its taking into account in the assortment policy of an enterprise. In this article we analyze approaches to appraisal of characteristics of a new polyfunctional good-service, such as its consumer value. Quality characteristics of mobile telephones are considered. Using the expert method, the authors have tried to assess the level of goods line quality. The quality coefficients received made it possible to distinguish the principles of pricing in a business-line of mobile telephones, which function using different technologies and are consequently at different levels of usefulness. The given approach is of great practical use for assortment policy of modern enterprises to be worked out.

Key words: Polyfunctional Innovative Good (PIG), consumer value of PIG, the quality of PIG, the cost of PIG, the pricing of PIG.

МИРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Р.Р. Толстяков

В статье проведен анализ основных трансформаций рынка образовательных услуг стран, интегрированных в информационное общество. Рассмотрены основные системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг в рамках интернационализации образования. Определены новые субъекты образовательного рынка, составляющие конкурентную среду традиционным вузам.

Ключевые слова: информационное общество, трансформация образования, глобализация, интернационализация, система управления качеством образования.

Развитие современного общества в условиях глобальной информационной революции обусловлено активизацией интеграционных процессов в экономической, политической и межкультурных сферах деятельности. Это обостряет проблему совершенствования систем образования как в национальных, так

и в межнациональных аспектах. Подписание Болонской декларации и вытекающие из нее задачи перестройки и координации национальных систем образования по созданию единого образовательного пространства ставят много вопросов как в плане модернизации сложившихся норм и национальных

приоритетов, так и координированного взаимодействия между академическими кругами отдельных стран и регионов [1-5].

Сам процесс глобализации высшего образования принимает в XXI в. новые черты и претерпевает изменения. К таким изменениям относится:

1. Изменение мотивов интернационализации от культурных и образовательных к экономическим. Эти экономические мотивы могут быть как краткосрочными (стремление вуза получить дополнительный доход от реализации международных образовательных программ), так и долгосрочными (установление крепких партнерских отношений в рамках академического сотрудничества).

2. Развитие, укрепление конкурентного международного рынка образовательных услуг. Интерес к рынку проявляют как традиционные вузы, так и корпоративные провайдеры образовательных услуг из коммерческого сектора. Традиционное образование трансформируется в крупный бизнес, использующий зарубежные и оффшорные кампусы, франчайзинг и дистанционное обучение. Эти новые методы предложения образовательных услуг ставят вопрос о контроле качества образования, предоставляемого из-за рубежа, а также вопрос защиты и безопасности информации.

3. На высшее образование влияет процесс глобализации экономики. Возникают международные системы лицензирования, аккредитации и нострификации как средство укрепления международной мобильности специалистов. Либерализация торговли все в большей степени проявляется и в торговле образовательными услугами. Требования открытости рынков образовательных услуг, отношения к зарубежным провайдерам так же, как и к национальным, с трудом вписывается в национальные системы регулирования образовательными процессами.

4. Изменяется роль правительства в регулировании высшего образования. Во многих странах это регулирование ослабло в последние годы, усилена автономия и независимость вузов, используются рыночные механизмы регулирования. Обострение конкуренции, глобализации экономики и сокращение государственного финансирования побуждает вузы расширять деятельность за пределы национальных границ.

5. Изменяется профиль и возраст студентов. Создание информационного общества и задачи непрерывного образования привели как на национальном, так и на европейском и международном уровне к постановке задачи большого разнообразия в образовательных программах, большей гибкости в сроках и задачах образования, включая оценку предшествующего образования, перевод кредитов и т. д.

Изменилось и отношение вузов к интернационализации: от восторженного отношения как к смелому эксперименту вузы перешли к более трезвой оценке этих программ. Одной из актуальных стратегических задач международной деятельности вузов становится повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности за счет внедрения передового мирового опыта с учетом отечественных традиций фундаментального образования, формирования высокопрофессиональной структуры, обеспечивающей качественное развитие образования и науки, экспортную привлекательность образовательных научных программ.

До 1991 г. вопросы контроля качества образования среди европейских стран рассматривались как национальное дело каждой конкретной страны. Пионерами в вопросе разработке собственных систем управления качеством можно считать Великобританию, Францию и Нидерланды (с 1985 г.). Исследование, инициированное Европейской комиссией в 1991 г. привело к выработке общеевропейской модели оценки качества образования. В 1993 г. Ассоциацией академического сотрудничества (АСА) была создана рабочая группа для исследования оценки качества международных программ, чему была посвящена конференция 1994 г. В 1994-1998 гг. предпринят совместный проект исследования воздействия интернационализации на качество образования, который сейчас продолжается совместно с Ассоциацией европейских вузов (СКЕ).

Аналогичные тенденции наблюдались и в других частях мира: в Австралии специальные инициативы по изучению влияния интернационализации на качество образования начались в 1996 г., а Совет по аккредитации вузов США сделал вопрос об интернационализации и качестве центральным вопросом повестки своей ежегодной конференции с 2000 г.

По результатам проведенных исследований было установлено, что:

1) оценить воздействие интернационализации на повышение качества образования очень трудно;

2) качество самой интернационализации не контролируется и не оценивается;

3) связь между управлением качеством и международным признанием квалификации высшего образования не ясна;

4) субъекты и агентства, занятые интернационализацией и управлением качеством высшего образования, представляют абсолютно разные группы и организации.

В то же время процесс глобализации стал затрагивать и область управления качеством, организации, занимающиеся данными проблемами, стали объединяться в международные сети, через которые обменивались информацией и опытом. Несмотря на принятые отдельными вузами и рядом международных организаций меры, гарантирующие качество международных образовательных программ, эти правила можно обойти. Например, если дистанционные программы не используют поддержку местных вузов или не создают национальные консультационные центры, они не попадают под разработанные схемы контроля качества образования. Это приводит к разбалансировке социально-экономических отношений, возникающих в процессе оказания образовательных услуг.

С традиционными вузами успешно конкурируют организации, практикующие новые формы предоставления образовательных услуг:

- телекоммуникационные компании, которые своими системами кабельной и спутниковой связи участвуют в предложении программ дистанционного обучения;

- издательства и крупные медиа-агентства, разрабатывающие и предлагающие различные обучающие материалы;

- компании, производящие программные и информационные продукты, создающие собственные обучающие программы;

- корпоративные «университеты», которые крупные компании (например, Motorola) создают для подготовки и повышения квалификации своих сотрудников.

Традиционные вузы осознали конкурентную угрозу этих новых субъектов образовательного рынка, а регулирующие органы

и агентства предусматривают меры контроля этой все более конкурентной среды. Все перечисленные изменения ставят новые проблемы перед системой управления качеством образования, требующие незамедлительной реакции на новые тенденции международного рынка образовательных услуг.

Основные аспекты глобализации высшего образования можно обобщить следующим образом.

1. Глобализация экономики ставит перед высшим образованием новые задачи в плане содержания и методов обучения, знаний и навыков, необходимых специалистам для работы в современной социально-экономической системе.

2. Глобальные процессы в высшем образовании, такие как мобильность, интернационализация учебных планов, совместные образовательные программы, появление на национальном рынке зарубежных провайдеров и т. д. требуют от правительств и отдельных вузов адекватных ответных действий по управлению этими процессами.

3. Сохранение национальных ценностей и самобытности в эпоху глобализации становится важной задачей высшей школы, требующей пересмотра стратегий и организационных механизмов в связи с меняющейся ролью высшего образования.

1. Федоров М.П., Арсеньев Д.Г., Шкодырев В.П Современные тенденции международного академического сотрудничества // Международное сотрудничество в образовании и науке: материалы междунар. конф. СПб., 2008.

2. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.,

2007.

3. Сагинова О.В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России (теория, методология, практика): дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2006.

4. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимова Я.Ш. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности. Екатеринбург, 2006.

5. Романова И.Б. Организация и управление внебюджетной образовательной деятельностью государственного вуза: дис. ... канд. эконом. наук. Ульяновск, 2002.

Поступила в редакцию 8.09.2008 г.

Tolstyakov R.R. World transformational tendencies of educational processes. In the article the main transformations of the educational service market in the countries integrated into the informational society are analyzed. The main systems of quality assessment of the given educational services are considered within internationalization of

education. New subjects of the educational market competing with traditional universities are defined.

Key words: informational society, transformation of education, globalization, internalization, system of management of quality of education.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

В.И. Сухочев

В статье автор предлагает использовать показатель эффективности деятельности вузов, отражающий уровень востребованности выпускников вузов на рынке труда с целью решения проблемы оценки качества подготовки специалистов в рамках критерия удовлетворения потребности рынка труда. Ключевые слова: эффективность, качество, востребованность, рынок труда, критерии.

Задача повышения качества подготовки специалистов и разработка методов ее оценки через степень удовлетворения потребностей рынка труда является одной из главных задач современного этапа реформирования российской образовательной системы. На актуальность этой задачи обращал внимание еще в 2006 г. В.В. Путин, который в своем выступлении на заседании Государственного совета 24 марта 2006 г. отметил: «Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями и рынком труда» [1].

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко на этом же заседании подчеркнул: «Критерии качества не могут устанавливаться изнутри, они определяются потребителями образовательных услуг: обществом и экономикой. Поэтому реформирование системы образования направлено прежде всего на «формирование института внешнего заказа». Выпускники учебных заведений не должны иметь проблем с трудоустройством» [1, с. 4]. Исследования показали, что проблема оценки качества образования с опорой на критерии, предъявляемые рынком труда, до сих пор актуальна и дискуссионна. Подтверждением этому является Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», в которой поставлена задача по формированию

механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [2].

С учетом поставленных задач мы предлагаем рассматривать в качестве одного из критериев качества подготовки специалистов эффективность деятельности вуза по подготовке качественных специалистов. Что такое эффективность деятельности вуза?

В экономической науке и практике советского периода показатель эффективности применялся к оценке эффективности производства промышленного предприятия. Довольно подробно вопросы эффективности производства рассматривались в методических и инструктивных материалах хозяйственных руководящих органов. Эффективность производства в политэкономии рассматривалась как макроэкономический показатель, как одна из форм проявления общеэкономических законов, а в экономике предприятия советского периода как расчетная единица плановой отчетности.

Какое современное определение эффективности дают ученые-экономисты? В Современном экономическом словаре приводится следующее определение эффективности: «Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [3].

47Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.