Научная статья на тему 'Социокультурное и социально-экономическое влияние глобализации на развитие высшего образования'

Социокультурное и социально-экономическое влияние глобализации на развитие высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION / SOCIOCULTURAL BASES OF THE WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанов Дмитрий Вадимович

Рассмотрены процессы социокультурного и социально-экономического развития высшего образования в условиях глобализации. Показаны тенденции развития мирового рынка образовательных услуг, его интеркультурные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural and social-economic influence of globalization on higher education development

Processes of sociocultural and social-economic development of higher education in conditions of globalization are considered. Tendencies of development of the world market of educational services, its intercultural peculiarities are shown.

Текст научной работы на тему «Социокультурное и социально-экономическое влияние глобализации на развитие высшего образования»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.В. Русанов

Рассмотрены процессы социокультурного и социально-экономического развития высшего образования в условиях глобализации. Показаны тенденции развития мирового рынка образовательных услуг, его интеркультурные особенности.

Ключевые слова: высшее образование, глобализация, социокультурные основы мирового рынка образовательных услуг.

Современные процессы глобализации оказывают влияние на различные сферы общества, в т. ч. и на систему высшего образования. Общество в условиях глобализации меняет свои требования к университетам, что, по мнению О.А. Кармадонова, влечет за собой коммодификацию, технологизацию, унификацию и деинституционализацию высшего образования [1].

Коммодификация являет собой тенденцию превращения высшего образования в товар со всеми качествами последнего - высокое и низкое качество, широкий или узкий ассортимент, дешевизна или дороговизна и т. д. Образовательные учреждения в связи с этим превращаются в своего рода предприятия или корпорации по производству образовательных услуг. Именно с тенденциями коммодификации можно связать концепции «академического капитализма», «предпринимательского университета» и т. д.

Технологизация представляет собой, с одной стороны, увеличение роли компетент-ностного начала, а с другой - отказ от воспитательной функции института высшего образования. Первая тенденция в большой степени обусловлена проникновением в систему высшего образования новейших технологий, а вторая может трансформировать высшее образование до такой степени, что оно перестанет быть традиционным социальным институтом общества.

Унификация включает в себя тенденцию принятия единых образовательных стандартов, норм, содержания специальностей, систем оценки знаний и итоговых дисциплин. Такие процессы во многом обусловлены формированием единого европейского образовательного пространства, а также новыми мировыми системами оценки качества образования. Наконец, деинституционализация

высшего образования представляет собой тенденцию частичного или полного вывода образовательного процесса за пределы официальных образовательных учреждений и формирование таких явлений, как информа-лизация образования, образование для взрослых, образование в течение всей жизни, дополнительное образование и т. д.

Перечисленные тенденции свидетельствуют, что современная система образования не только становится инструментом глобализации, транслируя глобальные ценности, нормы и модели поведения, образ жизни, но и активно интегрируется в глобальные процессы, приобретая новые, глобальные черты мировой системы образования.

Экономические проявления глобализации способствуют формированию мирового рынка образования, когда образовательные услуги воспринимаются как товар не только на уровне отдельного региона или государства, но и на уровне всего мира, порождая высокую конкуренцию разных национальных систем образования за иностранных студентов, развивая разнообразные студенческие и программные потоки процессов интернационализации высшего образования.

Ценностный аспект глобализации формируется именно через систему образования, которая транслирует гуманистические ценности, способствует решению проблем понимания представителей разных культурных и социальных сообществ на уровне общечеловеческих ценностей.

Формирование глобального метапространства создается путем новых дистанционных моделей высшего образования, формированием виртуальных высших учебных заведений, «высшего образования без границ», которые не только используют достижения современных информационных технологий,

но и формируют единые процессы интеграции в высшем образовании.

Наконец, процессы интеграции способствуют созданию целых социокультурных регионов, где национальные традиции систем высшего образования все чаще подчиняются единым требованиям всеобщности, ярким примером чего выступает единое образовательное европейское пространство.

Процесс нарастания современных интеграционных тенденций во всех сферах общества представляет собой противоречивый процесс, в котором можно выделить такие бинарные тенденции, как: эволюционизм / революционизм; интернационализацию / глобализацию; гомогенность / гетерогенность; социокультурные основы / социальноэкономические тенденции. Бинарные тенденции глобализации высшего образования повторяют существующие бинарности в целом процессов глобализации. Если рассматривать глобализацию высшего образования как продолжение процессов интернационализации, то истоки современных интеграционных процессов можно увидеть еще в период формирования первых университетов, которые создавали космополитическое интеллектуальное пространство на территории Европы, не имеющее границ ни для перемещения знаний, ни для мобильности студентов и преподавателей. Такие интерпретации процессов глобализации высшего образования позволяют констатировать ведущую роль университетов в современном обществе, которые поддерживают культурное и социальное разнообразие, а также подтверждают традиционную социокультурную направленность современного высшего образования. Другая тенденция связывает глобализацию высшего образования с современными революционными изменениями в экономике, средствах массовой коммуникации, новыми технологиями, которые приводят к унификации современного высшего образования, созданию единого образовательного пространства, жесткой межстрановой конкуренции на рынке образовательных услуг, что в целом может привести к институциональным изменениям университетского образования. В наиболее общем виде существующие бинарные тенденции в процессах глобализации проявляются в соотношении высшего обра-

зования как элемента рынка (или квазирынка) и как общественного блага.

В глобальном обществе, где формируется экономика знаний, повсеместно признается, что инвестиции в высшее образование могут принести пользу не только индивиду, но и обществу в целом [2, 3]. Однако большинство исследований подчеркивает экономическую выгоду от инвестиций в высшее образование. В докладе ЮНЕСКО «Финансирование инвестиций в образование и отдача» (2002) на основе исследований в 16 странах было показано, что инвестиции в человеческий капитал обеспечивают увеличение темпов экономического роста на 0,5 %. В огромном количестве международных исследований доказывается, что образованная рабочая сила позволяет существенно повышать производительность труда и, одновременно, профессионализм отдельных индивидов способствует поддержанию занятости на устойчивом уровне, а также ведет к повышению заработной платы и доходов. Таким образом, общество возвращает вложенные в высшее образование средства в виде высокой базы налоговых поступлений и роста спроса на товары и услуги [2, с. 27]. Выгоды от развития системы высшего образования и повышения уровня граждан выходят далеко за рамки чисто экономических преимуществ.

К областям, на которые получение гражданами высшего образования оказывает положительное воздействие, относятся личное здоровье, развитие местного самоуправления, участие граждан в жизни местных сообществ, политическое участие, уменьшение зависимости от государственных программ помощи и т. д.

С другой стороны, большинство современных исследований единодушно признают появление рыночных отношений в системе высшего образования. В первую очередь влияние рынка проявляется в том, что университеты уделяют особое значение прикладным (посвященным решению конкретных экономических задач) исследованиям и преподаванию. Активно внедряются рыночные отношения в саму систему высшего образования, что ведет к обострению конкуренции между университетами за привлечение студентов и финансирование [4]. На наш взгляд, такие тенденции создают заколдованный круг для отдельных учебных заведений и для всей

системы высшего образования: университеты должны сближаться с экономикой за счет прикладных исследований, повышать свою продуктивность и эффективность за счет конкуренции, тем самым они теряют приоритетность фундаментальных разработок и высокий социальный статус.

Высшее образование как элемент рынка (или квазирынка) находит свое воплощение в становлении и развитии мирового рынка образования, который развивается быстрыми темпами. Если в 1995 г. он составлял 27 млрд долл., то в начале 2000-х гг. в целом доходы от экспорта высшего образования в мире насчитывали уже 30 млрд долл. [5]. В конце первого десятилетия XXI в. по оценкам Всемирной торговой организации (ВТО) объем мирового рынка образования составляет 50-60 млрд долл. (оценка экспертов Организации экономического сотрудничества и развития значительно скромнее - 30 млрд долл.) [6].

Мировой рынок образовательных услуг предполагает разветвленный экспорт образования и включает в себя разные формы предоставления образовательных услуг. Согласно генеральному соглашению по торговле и услугам (GATS) существует четыре способа торговли образовательными услугами [6, с. 58-59; 7; 8]:

1) потребление образовательных услуг за рубежом при посещении страны-поставщика (передвижение потребителей). Международный поток студентов в сфере высшего образования на данный момент составляет самую большую долю глобального рынка образовательных услуг, поэтому будет более подробно рассмотрен далее при анализе мирового рынка образования;

2) поставка услуги через границу без участия потребителя (дистанционное обучение). Дистанционное образование стало возможным за счет использования новых информационных технологий (кабельная и спутниковая связь, проведение аудио- и видеоконференций, программное обеспечение для ПК и CD-ROM, Интернет), и по мере развития этих технологий можно прогнозировать дальнейшее развитие дистанционного образования. Провайдерами образовательных услуг в рамках дистанционного обучения могут быть любые высшие учебные заведения, а также компании или сетевые объединения вузов и/или компаний, занимаю-

щихся представлением высшего образования за рубежом. Сегодня большинство провайдеров не является частью национальных образовательных систем, что усложняет существование такой формы предоставления образовательных услуг, поэтому во многих странах пересматривают системы регулирования деятельности зарубежных провайдеров с тем, чтобы, с одной стороны, либерализовать их деятельность, а с другой - повысить степень защиты граждан от недобросовестных провайдеров [9];

3) коммерческое присутствие поставщика в стране-потребителе (оффшорные иностранные университеты). Мобильность вузов пока не получила такого широкого распространения, как мобильность студентов или преподавателей, поскольку такая форма предоставления образовательных услуг сопряжена с определенным предпринимательским риском. Наиболее распространенная форма такого образования - открытие иностранных университетов или зарубежных обучающих центров, создаваемых иностранными провайдерами образовательных услуг. Этот вид обучения не дает студентам того культурного и языкового опыта, как при обучении за рубежом, но преимуществом такого вида потребления образовательных услуг становится их низкая стоимость. Создание оффшорных зон высшего образования широко распространено в австралийских университетах;

4) участие в образовательном процессе профессорско-преподавательского состава из страны-поставщика в стране-потребителе (передвижение поставщика услуг). Один из традиционных способов развития интернациональных связей в высшем образовании, получивший распространение еще в средневековых университетах, сегодня получает почти такое же распространение, что и мобильность студентов.

Выход национальных систем высшего образования на мировой рынок образования -стратегический государственный приоритет для многих стран (США, Австралия, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.), которые рассматривают экспорт образования как один из основных источников государственных доходов. Так, экспорт образования и обучения в США стоит на первом месте среди пяти основных вещей, которые они экс-

портируют. В 1999 г. доход от обучения иностранных студентов составил 4 % от всех доходов экспорта, а в 2000 г. возрос более чем до 14 млрд долл. В Великобритании доход от экспорта высшего образования составляет также примерно 4 % от всех доходов экспорта. В Австралии экспорт высшего образования стоит на 5 месте с доходами в 3,2 млрд долл. В 2000 г. в Австралии обучались порядка 150 тыс. иностранных студентов, и доход от них составил 9 % бюджета Викторианских университетов [5]. Необходимо отметить, что плата за проживание иностранных студентов зачастую превышает доходы от оплаты образования, что представляет интерес для национальных систем образования, в которых плата за обучение, в т. ч. и для иностранцев, либо отсутствует, либо находится на очень низком уровне (Франция, Германия, Чехия и др.). Считается, что расходы одного иностранного студента равны расходам 25 обычных туристов, посещающих страну [8, с. 9].

Тенденции глобализации, проявляющиеся как на социально-экономическом, так и на социокультурном уровнях, характерны и для отечественной системы высшего образования. На протяжении последних десятилетий российские высшие учебные заведения активно участвуют в интернациональных потоках как студентов, так и преподавателей, в наших вузах получают высшее образование и ученые степени представители многих государств. В последние годы получает распространение и экспорт российского высшего образования за рубеж, где, особенно на постсоветском пространстве, открывается целый ряд филиалов ведущих университетов страны. Такая интеграция отечественной системы высшего образования в мировые глобальные тенденции способствует не только развитию межнациональных связей и межкультурной коммуникации, но и решению сугубо внут-

ренних, в частности демографических, проблем, с которыми сталкивается все российское общество и высшее образование как его социальный институт.

1. Кармадонов О.А. Институт образования в современном мире: основные тенденции развития // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 55-74.

2. Крихельс С. Польза от высшего образования // Социология образования. 2006. № 1.

3. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М., 2003.

4. Barkholt K. The Bologna Process and Integration Theory: Convergence and Autonomy // Higher Education in Europe. 2005. V. 30. № 1. Р. 23-31.

5. Налетова И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма.

Тамбов, 2005. С. 237.

6. Воинова О.В. Мировой рынок образования // Социология образования. 2008. № 1. С. 56.

7. Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2007. С. 20.

8. Карпенко М.П. Экспорт российского высшего образования // Социология образования. 2008. № 1. С. 9-10.

9. Knight J. New Typologies for Cross Border Higher Education // International Higher Education. 2005. № 38. P. 3-5.

Поступила в редакцию 10.07.2008 г.

Rusanov D.V. Sociocultural and social-economic influence of globalization on higher education development. Processes of sociocultural and social-economic development of higher education in conditions of globalization are considered. Tendencies of development of the world market of educational services, its intercultural peculiarities are shown.

Key words: higher education, globalization, sociocultural bases of the world market of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.