ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
Tendences mondiales de I'emploi / OIT. -Geneve: BIT, 2003. - 108 p.
В исследовании, подготовленном Международной организацией труда, анализируется положение в сфере занятости, сложившееся в результате замедления темпов экономического роста в 2001-2002 гг., и дается прогноз до 2010 г.
По оценкам МОТ, за 2001-2002 гг. численность безработных в мире увеличилась на 20 млн. человек и к концу 2002 г. достигла 180 млн. человек (с. 1). Безработица выросла во всех странах - как в промышленно развитых (ПРС), так и в развивающихся (РС). Подавляющее большинство безработных составляют женщины, поскольку они заняты преимущественно в отраслях, наиболее чувствительных к экономическим потрясениям. Кроме этого, все большее количество молодежи, выходящей на рынок труда, не может найти себе работу. Хотя уровень безработицы среди молодежи снизился в конце 90-х годов, в начале нового века он опять начал увеличиваться.
Трудное экономическое положение толкает людей на поиски работы в неформальном секторе экономики, где занятость нестабильна, а зарплата более низкая. В отличие от прошлых лет сейчас неформальная экономика в РС не может удовлетворить спрос на рабочие места для тех, кто не нашел работу в секторе официальной экономики. Вместе с тем рост занятости в неформальном секторе приводит к увеличению численности низко оплачиваемых работников, которая к концу 2002 г. достигла 550 млн. человек, т.е. уровня, зарегистрированного в 1998 г. Сохранение этой тенденции может поставить под сомнение достижение целей, поставленных ООН, по сокращению бедности в мире вдвое к 2015 г.
В результате экономического спада, начавшегося в середине 2001 г., уменьшилась занятость в информационных и телекоммуникационных отраслях, а также в сфере туризма из-за террористического акта 11 сентября 2001 г. Сокращение занятости в ПРС вызвало сокращение занятости в ориентированных на экспорт отраслях РС, таких как производство одежды, где работают в основном женщины.
Потеря доверия инвесторов показала хрупкость финансовой системы многих стран. В свою очередь финансовые кризисы подтолкнули рост безработицы. Так, в Аргентине в 2002 г. она превысила 20% от числа экономически активного населения (с. 2). Росту безработицы и бедности также способствовали вооруженные конфликты, например, в таких удаленных друг от друга странах, как Колумбия и Непал.
По прогнозам МОТ, в 2010 г. более 60% экономически активного населения мира будет проживать в Азии, более 25% - в Китае. Возрастет доля трудоспособного населения и других регионов, где расположены РС, в частности, Африки южнее Сахары, Среднего Востока, Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Наоборот, доля экономически активного населения ПРС и стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%. Специалисты считают, что именно в странах Азии и Африки южнее Сахары следует создавать большую часть новых рабочих мест - 60 и 15% соответственно. По расчетам МОТ, для сокращения бедности и поглощения вновь прибывающих на рынок труда к 2010 г. необходимо создать около 1 млрд. рабочих мест. Одновременно должна проводиться политика ускорения экономического роста.
Однако его перспективы в целом остаются неясными. Хотя в большинстве стран Азии отмечаются признаки возобновления экономического роста, но в то же время сохраняются факторы, препятствующие ему. Зависимость азиатских стран от импорта нефти и трудности в экономике Японии оказывают негативное влияние на возобновление роста доходов населения этого региона. Тем не менее, по прогнозам МОТ, к 2010 г. здесь ожидается сокращение безработицы в два раза по сравнению с 1998 г. Для этого потребуется рост ВВП на уровне 4% в год (с. 5).
В Китае проживает четверть экономически активного населения мира, и это является основным фактором изменения занятости в мире. Более эффективный рынок труда Китая может открыть новые перспективы в области занятости, особенно в сфере услуг, которая недостаточно развита. В стране необходимо срочно принять меры, направленные на изменение структуры государственных предприятий и сельского хозяйства, реформирование финансовой системы с тем, чтобы прекратить субсидирование убыточных предприятий. В дальнейшем Китай по-прежнему будет привлекать прямые иностранные инвестиции для развития как внутреннего рынка, так и экспорта в другие страны Азии. Кроме того, некоторые страны азиатского региона намерены использовать обширный рынок Китая для сбыта своей экспортной продукции, что позволит им ослабить зависимость от ПРС, где сохраняются низкие темпы экономического роста.
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2002 г. отмечались посредственные экономические результаты. Прирост ВВП в размере 3% недостаточен для значительного улучшения положения с занятостью. Чтобы вдвое сократить безработицу и долю бедных трудящихся, уровень экономического роста в течение пяти-десяти лет должен быть не менее 4,5% в год. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее развитие и увеличение размеров неформальной экономики и численности бедных трудящихся в этой группе стран.
В странах Северной Африки и Среднего Востока, несмотря на относительно высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние как на инвестиции, так и на туризм. При условии дости-
жения в 2003 г. темпа экономического роста в 4,7% ситуация с занятостью может улучшиться, что позволит снизить уровень безработицы и долю низко оплачиваемых трудящихся.
Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении иностранных инвестиций и в поддержании внутреннего спроса. Темпы экономического роста должны достичь в 2003 г. 4,5%. По мере перехода к рыночной экономике и повышения доходов населения до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в этой группе стран будут улучшаться. Но для ликвидации структурной безработицы экономический рост должен сопровождаться проведением соответствующей политики.
Низкие темпы экономического роста в ПРС оказывают отрицательное влияние на экспорт других стран, что, как минимум, влечет за собой усиление давления на уровень заработной платы и условия труда в последних.
Ухудшение положения с занятостью в мире, а также вероятность запаздывания экономического оживления и низких темпов экономического роста способствуют росту безработицы, неполной занятости и росту численности бедных трудящихся. МОТ выступило с призывом сократить в два раза уровень нищеты в мире к 2015 г., что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая безработица и бедность лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. Необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку высокие темпы экономического роста создают возможности для создания новых рабочих мест.
Чтобы поддержать рост занятости в РС и обеспечить создание 1 млрд. рабочих мест в течение следующих десяти лет, правительства должны решить три комплекса фундаментальных структурных проблем.
Во-первых, спрос на рабочую силу в официальной экономике невысок и часто сокращается. В двух наиболее населенных странах - Индии и Китае - рост производства сопровождается незначительным увеличением использования рабочей силы. Структурные реформы и политика повышения конкурентоспособности приводят к сокращению занятости в традиционных отраслях, в частности, в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, РС Южной Африки и Латинской Америки. Чтобы создать необходимое количество рабочих мест для обеспечения работой трудоспособного населения в условиях структурных изменений, темпы роста производства должны быть очень высокими. Однако маловероятно, что такие высокие темпы будут достигнуты. В связи с этим в макроэкономическом плане необходимо стимулировать инвестиции в трудоемкие отрасли. Меры, направленные на стимулирование создания рабочих мест в
частном секторе экономики, должны сопровождаться развитием инфраструктуры государственного сектора.
Во-вторых, на РС и бедное население оказывают влияние внешние потрясения, которые могут вызвать рост безработицы и бедности. Поэтому власти должны уделять особое внимание проведению антициклической макроэкономической политики, направленной на смягчение негативного влияния замедления роста или экономического спада на занятость. Международные организации должны оказывать помощь странам, которые не в состоянии самостоятельно финансировать такую политику. Активная политика в области занятости и социальной защиты является основным элементом стратегии снижения экономической нестабильности в условиях глобального мира.
В долгосрочной перспективе стратегии развития должны быть нацелены на повышение экономического статуса страны в мире и получение более высоких дивидендов от торговли. Реализация этих задач предполагает диверсификацию производства, которая позволит распределить и смягчить риски нестабильности, снизить таможенные барьеры, ограничить отрицательные последствия зависимости экономики от спроса на сырьевую продукцию, а также отказ от протекционизма в области сельского хозяйства, которым пользуются ПРС. Для установления связей наиболее бедных районов с национальными и международными рынками следует развивать транспортную, энергетическую инфраструктуру и коммуникации, повышать квалификацию рабочей силы за счет увеличения инвестиций в образование и профессиональное обучение.
В третьих, существование бедности само по себе препятствует росту занятости, так как бедным не хватает образования и квалификации для получения достойной работы и поддержания здоровья, необходимого для высокопроизводительного труда. В этих условиях власти должны принимать меры по оказанию помощи данной группе населения. Снижение бедности предполагает создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий и их интеграции в формальную экономику, а также инвестиции в системы образования и здравоохранения для того, чтобы повысить производительность труда экономически активного населения. Кроме того, в целях реализации экономических, социальных и политических прав граждан следует положить конец ограничениям действий профсоюзов, бороться с дискриминацией, использованием детского труда и другими негативными социальными явлениями.
Для преодоления проблем в сфере занятости необходимы интегрированные социальные стратегии, в которых центральное место занимает задача обеспечения людей достойной работой. Глобальные перспективы развития рынка труда требуют не только высоких темпов экономического роста, но и целенаправленного обеспечения занятости и улучшения положения бедного населения.
С.Н.Куликова