О.И. Долгая
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ
Ключевые слова: общее образование за рубежом, мировые тенденции, психолого-педагогические подходы.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования современного состояния общего образования за рубежом и мировых тенденций в этой области. На основе анализа международных и национальных документов в области образования были показаны изменения идеологии образования, усиление направленности на потребности и возможности каждого ученика для его успешной адаптации в современных условиях жизни и деятельности. Выявлены новые психолого-педагогические подходы к обучению.
Введение. В «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», принятой в марте 2005 года (г. Вильнюс, Литва) говорится, что «образование в интересах устойчивого развития развивает и укрепляет потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития. Оно может способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повышая качество жизни. Образование в интересах устойчивого развития может обеспечить критическое мышление и способствовать повышению информированности, а также расширению возможностей, что позволит разрабатывать новые подходы и концепции, развивать новые методы и средства их осуществления» [1].
В современных международных документах в сфере образования, таких как Инчхонская декларация (принята на форуме ЮНЕСКО в Южной Корее в 2015 году); стратегические программы по вопросам образования и обучения Европейского союза (ЕТ 2020), Стратегия Международного банка реконструкции и развития в сфере образования, главной целью которой названо обеспечение качественного образования для всех без учета социального происхождения, финансовых возможностей семьи, способностей, наличия специальных образовательных потребностей и тому подобного с тем, чтобы каждый человек был способен приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для полноценной жизни в обществе и реализации себя в профессиональной деятельности.
Идея социальной справедливости в образовании, концепция человеческого капитала, экономическая эффективность образованного человека внесли значимые изменения в парадигму образования. Понимание выдвинутой ранее идеи о том, что образование строится для ученика, в современных условиях значительно изменилось: теперь главное - развитие каждого как уникальной личности, отрицается жесткий индивидуализм; формируются навыки коммуникативности, взаимопомощи и поддержки друг друга; культивируется коллективная деятельность, а не конкурентоспособность. В основе новой идеологии образования лежит стратегия устойчивого развития общества. В соответствии с последними международными декларациями и Глобальной программой действий по образованию в интересах устойчивого развития (ЮНЕСКО, 2013) в качестве общей цели выдвигается необходимость развертывания и наращивания деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения для ускорения прогресса и устойчивого развития.
Целью исследования - выявление изменений в психолого-педагогических подходах в общем образовании за рубежом, направленных на реализацию идей, выдвинутых в основополагающих современных международных документах. Объект исследования -состояние общего образования за рубежом. В процессе изучения и анализа современного состояния и перспектив развития общего образования за рубежом: документов
ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики
международных организаций, национального законодательства в сфере образования разных стран, зарубежных образовательных сайтов, блогов, посвященных проблемам образования, различных ракурсов рассмотрения перспектив развития сферы образования учеными зарубежных стран, были выявлены некоторые современные психолого-педагогические подходы к обучению в разных странах, показывающих высокие результаты в образовании.
Современная школа начинает ориентироваться на повышение уровня достижений каждого ученика, развитие способностей с раннего детства, изменение отношения к неуспевающим. Если в ХХ веке школы в большинстве развитых стран имели стандартизированные формы организации, общий стиль классной комнаты, стандартный тип учебных программ, планов, учебных материалов, то в XXI веке происходит кардинальное изменение этих характеристик, трансформация всего ландшафта школьного пространства [2]. В образовании осуществляется новый подход, характерными чертами которого являются: гибкость, мобильность и открытость пространства; доступность информации; разновозрастные группы учащихся, решающих одни учебные задачи; обращенность процесса обучения к множественному интеллекту; и самое главное -понимание эффективности процесса обучения в понятиях гуманизма и нового коллективизма [2].
В целях и задачах образования стран с эффективной школьной системой (содержится в законодательных национальных документах^, отражена направленность общего образования на развитие критического и самостоятельного мышления, творческих способностей, креативности, активности, способности работать в команде над решением общих задач, формирования мотивированности в обучении. Эти задачи реализуются в разных странах через построение учебных программ на основе компетенций, совершенствование содержания образования (выделение тематических областей, междисциплинарный подход), появление новых видов обучения (феномено-ориентированное обучение), использование активных форм и методов обучения.
Например, в Финляндии большое внимание уделяется трансверсальным (общим) компетенциям. В новой национальной основной учебной программе цели обучения по трансверсальным компетенциям описаны как семь областей компетенций: думать и учиться; культурная грамотность; общение и самовыражение; управление повседневной жизнью; забота о себе и других; мультиграмотность; ИКТ-компетентность; предпринимательские и трудовые навыки; участие в построении устойчивого будущего.
Местные органы власти и школы поощряют развитие этих компетенций в школах и рассмотрение своих собственных инновационных путей достижения поставленных целей. Основные учебные программы по предметам написаны таким образом, чтобы цели обучения включали общие компетенции, а овладение ими будет оцениваться как часть оценки по предмету. Таким образом, каждый школьный предмет способствует развитию всех семи общих компетенций и это новый способ предметного обучения, основанного на компетентностном подходе [3].
В странах Европейского Союза в основе национальных учебных программ лежат общие компетенции, развитие которых должно поддерживаться всем процессом обучения. В дополнение к целям преподавания и изучения предметных областей, развитие общих компетенций поддерживается также путем интеграции предметов и использования междисциплинарных тем.
В Эстонии в дополнение к обязательным предметам, национальная учебная программа также определяет восемь междисциплинарных тем, которые рассматриваются в процессе преподавания и обучения:
- непрерывное обучение и планирование карьеры;
- окружающая среда и устойчивое развитие;
пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз
- гражданская инициатива и предпринимательство;
- культурные особенности;
- информационная среда;
- технологии и инновации;
- здоровье и безопасность;
- ценности и мораль.
В Чехии (как в других европейских странах) содержание образования в учебной программе гимназии представлено девятью областями образования (каждая из которых состоит из одного учебного предмета или нескольких, близких по содержательной направленности):
1. Язык и языковое общение (чешский язык и литература)
2. Математика и её приложения.
3. Информационные и коммуникационные технологии.
4. Человек и его мир.
5. Человек и общество (история, граждановедение).
6. Человек и природа (физика, химия, природоведение, география).
7. Человек и культура (музыкальное воспитание, художественное воспитание).
8. Человек и здоровье (воспитание здорового образа жизни, физическое воспитание).
9. Человек и мир труда.
Кроме того, учебная программа содержит так называемую сквозную область, отражающую актуальную проблематику современности, при изучении которой происходит формирование системы ценностей и отношений у учащихся. Сквозная область является обязательным составным элементом всего образования в гимназии, поскольку она продолжает тематику, начатую в основной школе. Эта область своими воспитательной и содержательной составляющими может дополнять или соединять то, что ученики усвоили в различных тематических областях.
Сквозная область включает также несколько тематических областей, обязательных при составлении школьных программ, но их реализация может быть различна: они могут быть частью учебных предметов или представлять собой специально разрабатанные проекты, семинары, курсы и так далее, которые станут самостоятельными предметами. Все эти формы можно комбинировать на уровне школьной программы.
Для четырехлетней гимназии и высшей ступени восьмилетней гимназии в учебной программе предлагаются следующие темы сквозной области: личностное и социальное воспитание; воспитание в рамках общеевропейского и глобального мышления; мультикультурное воспитание; защита окружающей среды; медиальное воспитание (влияние массмедиа на общественные процессы, на политическую жизнь, формирование критического отношения к средствам массовой информации и т.п.) [4].
В Южной Корее в 2015 году Министерство образования объявило о пересмотре национальной учебной программы, в которой учебный план фокусируется на формировании ключевых компетенций: компетенция самоуправления, навыки обработки знаний и информации, навыки творческого мышления, эстетически-эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки и гражданская компетентность. В частности, план направлен на воспитание творческих и разносторонних учеников путем интеграции направлений гуманитарных и национальных наук в старших классах средней школы (в прошлом для них предусматривались отдельные стандартизированные учебные программы). Пересмотренный национальный учебный план 2015 года усиливает образование в области программного обеспечения (ПО) для воспитания умных учеников -представителей будущего общества, основанного на творчестве [5].
пробл€мы современной психологии и пеапгогики
В содержание отдельных учебных предметов включаются широкие междисциплинарные темы - это общие области компетенций, пересекающие границы отдельных предметов.
Появляются новые виды обучения, которые решают одновременно множество целей и задач. Представляет интерес феномено-ориентированное обучение (PhBL или PhenoBL) как конструктивистская форма обучения, при которой ученики изучают всю тему или концепцию в целом. При феномено-ориентированном обучении уроков в традиционном понимании нет, их место занимают «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин. Предметы остаются в учебном плане, но в течение года школа должна реализовать по крайней мере один проект, предполагающий работу учеников в группе. Подход к теме или феномену должен быть мультидисциплинарным, а задачу они могут выбрать сами. С 2017 года в Финляндии_началась реализация реформы образования, в ходе которой вводится феномено-ориентированное обучение, которое оказывается в центре внимания не только в этой стране. Целостные явления реального мира являются отправной точкой обучения. Явления изучаются как целостные сущности в их реальном контексте, причем информация изучается, а навыки осваиваются путем «пересечения границ» между субъектами. PhenoBL - это метод рассмотрения какого-либо феномена с учетом различных методов, точек зрения, которые могут пересекаться. Благодаря PhenoBL можно иначе взглянуть на явления, происходящие в реальном мире, такие как изменение климата, миграция (или даже процессы в Европейском Союзе). Ценность PhenoBL состоит также в том, что он объединяет обучение с важными социальными навыками, таким как общение и умение работать в команде. PhenoBL также поощряет использование других моделей педагогики: проектного обучения, интегрированного обучения и обучения на основе запросов. PhenoBL позволяет учащимся владеть процессом обучения, превращая их из пассивных участников обучения в активных. Этот подход позиционируется как крайне перспективный, он разработан благодаря научным исследованиям Института феноменов Финляндии [6].
В Финляндии в ходе реформы акцент на совместных классных практиках будет также сделан и на междисциплинарные, феноменальные и проектные исследования, при проведении которых несколько учителей - преподавателей различных предметов - смогут работать с учениками, изучающими одну и ту же тему. Согласно национальной основной учебной программе все школы должны организовать для всех учащихся по крайней мере один такой учебный период в течение учебного года, который ориентирован на изучение явлений или тем, представляющих особый интерес для учащихся. Ученики будут участвовать в процессе планирования этих исследований, что также способствует активности, самовыражению, умению работать в команде [3].
В формировании компетенций важная роль отводится учителю, который сам выбирает методы обучения и учебный материал с учетом целей, изложенных в учебной программе. Экспериментальные и функциональные методы работы, задействование различных чувств и использование движения увеличивают опыт обучения и усиливают мотивацию. Мотивация также усиливается методами работы, которые поддерживают саморегуляцию и чувство принадлежности к группе. Драма и другие формы художественного самовыражения способствуют развитию у учеников самопознания, самооценки и творчества. Экспериментальный и проблемно-ориентированный подход к работе, игра, использование воображения и художественная деятельность используются для развития концептуальной и методологической компетентности, критического и творческого мышления, навыков применения своей компетенции. Выбор групповых методов работы используется для поддержки обучения в группах, когда компетентность и понимание во взаимодействии. Ученики начинают ощущать ответственность за себя и
П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(85). Я019 SSSSSSS
других, играя разные роли, разделяя между собой задачи и принимая на себя ответственность как за личные, так и за общие цели.
При выборе методов учитель должен руководствоваться знанием индивидуальных особенностей и потребностей своих учеников. В современной зарубежной школе активно применяются методы группового обучения (в команде), методы, основанные на цифровых технологиях (геймификация, виртуальные экскурсии и т.д.), совместные проекты, школьные и государственные конкурсы и мероприятия.
В странах ЕС Европейская комиссия предлагает несколько платформ, где предоставлены учебные материалы и где учителя и могут делиться собственными материалами и ресурсами. Например, Gateway - интернет-сообщество, посвященное школьному образованию, где предлагаются учебные материалы и учебные пособия, которые могут быть использованы в классе обучения; Open Education Portal - онлайн-сообщество для тех, кто заинтересован в создании цифровых, открытых и инновационных методов обучения [7].
Образованию предложен новый подход в организации в школе учебного пространства с рядом таких особенностей, как прозрачность, подвижность, открытость и доступность. Кардинально меняется понятие «пространство обучения». Классно-урочная система еще пока существует, однако трансформируется понятие «класс». В Дании, Финляндии, Швеции, Англии и США ученики часто работают вне стен своих классных комнат, в небольших, часто разновозрастных группах, выполняющих индивидуальные проекты. Их сложно отнести к единой учебной группой с единым уровнем подготовки.
В Скандинавских странах, в Латвии и Эстонии в рамках образовательной модели «Vittra» дети учатся не в типовых школах с привычными классными комнатами, а в комфортных, современных и красивых архитектурных сооружениях, где пространство школы разделено на оригинальные учебные зоны - «Ледяная гора», «Дерево», «Пещера», «Остров» и т.д., в которых дети обучаются небольшими группами по несколько человек. Эти зоны разделены не какими-то специальными перегородками, а предметами мебели, оригинальными дизайнерскими «штучками». В школах Vittra каждый ученик имеет ноутбук и получает доступ к новейшим цифровым технологиям [8].
В Эстонии, наряду с традиционными формами организации обучения в рамках классно-урочной системы, процесс обучения осуществляется также вне классных комнат: в школьном саду, на природе, в музеях, архивах, центрах экологического образования, предприятиях и организациях, а также в виртуальной среде.
В Финляндии один или несколько курсов общего среднего образования летом проводится в летних средних школах, между двумя семестрами, в течение учебного периода от одной до трех недель.
Классные комнаты XXI века оборудованы интерактивными досками SMART, вместо классных досок, и столами SMART, вместо отдельных сидений. Ученики совершают виртуальные экскурсии, а не просто читают тексты; они создают медиа, а не используют их. Модернизированное пространство обучения насыщено информационными технологиями, учащиеся используют гаджеты для решения конкретных задач [9].
Меняется роль и функция учителя в классе. Теперь его роль - способствовать конструированию новых знаний учащимися (роль фасилитатора, а не ментора), а также помогать в поиске источников знаний (эксперименты, реальные объекты, модели, симуляции, образцы, тексты и т.п.). С помощью методик учитель управляет ментальными процессами учеников и подводит их к метапознанию (осознанию своих собственных ментальных действий). Учитель, подготавливая косвенно управляемые проблемные
ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики
ситуации, подводит учащихся к реконструкции знаний, дискутирует с учениками, направляет их отдельные умственные операции, контролирует правильность их усилий и полученных концептов.
Учитель не является гарантом истины, а обеспечивает стратегию обучения -сопровождает поиск знаний; создает правильные проблемные ситуации, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся; формирует благоприятные условия, позволяющие учащимся активно включаться в мыслительные процессы для создания собственных когнитивных представлений. Учитель поддерживает инициативность ученика, помогает ему развивать свои идеи, находить и выбирать решения; моделирует адекватные педагогические ситуации, в которых можно кооперироваться или доминировать, в которых осуществляется спонтанное ситуативное обучение. Учитель должен видеть индивидуальные перспективы всех учеников.
Важной составляющей новой идеологии обучения является формирование благополучной, безопасной образовательной среды, развитие школ как учебных сообществ, а также инициирование в них ситуаций успеха и атмосферы сотрудничества. В некоторых странах существуют законы о благополучии и безопасности образовательной среды (Дания, Швеция, Южная Корея и др.).
Например, в Дании в Законе о народной школе есть раздел о благополучии образовательной среды, где записано, что здоровая и сильная учебная среда в школах и учебных заведениях должна способствовать благополучию учащихся и возможности для развития и обучения. Начиная с 2017/2018 учебного года все старшие средние учебные заведения должны проводить обязательное его измерение, чтобы улучшить благополучие учеников (и учебную среду в школе). Опрос служит как педагогическим, так и стратегическим инструментом, который позволяет школам выявлять проблемы и намечать меры в отношении академического и социального благополучия учащихся. Руководство образовательного учреждения должно обеспечить проведение письменной оценки среды обучения и условий безопасности и здоровья, а также условий, касающихся психологической и эстетической среды по месту обучения. Кроме того, учреждения должны работать для обеспечения благополучной учебной среды также путем разработки стратегии борьбы с насилием, в том числе цифровым. Органы власти, учреждения и ученики могут получить рекомендации и советы от Датского центра учебной среды (йОиМ) по всем вопросам, касающимся учебной среды, который также осуществляет надзор за образовательной средой в школах [10].
В Южной Корее правительство приняло законы и соответствующие меры для обеспечения безопасности обучения в школе и за ее пределами. В этом контексте правительство разработало среднесрочный и долгосрочный план по предотвращению несчастных случаев в школе. Во всех школах назначается главный специалист по безопасности, который проводит занятия в рамках повышения квалификации на данную тему для всех сотрудников и учащихся школы. Разрабатываются и внедряются учебники «Безопасная жизнь» на начальном уровне, чтобы помочь учащимся узнать о проблемах безопасности в начальных классах; с ними проводятся тренинги и курсы по технике безопасности. Комплексной проверке безопасности подвергаются и школьные объекты, которые могут создавать опасность, включая удаление вредного для учащихся асбеста и реконструкцию или улучшение объектов старой школы для создания благоприятной среду [5].
В Южной Корее «школьное насилие» рассматривается как негативное явление, стремясь создать благоприятную и безопасную среду. В школах запущен проект, направленный на профилактику насилия. Правительство также предоставляет психологическую помощь пострадавшим учащимся, а также программы коррекции для учеников, являющихся агрессивными [5].
П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(85). Я019 SSSSSSS
Шведские законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от такого обращения, которое унижает их достоинство. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечивать уважительное обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении притеснения детей, в представлении интересов учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции - правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также и то, что в каждой школе работают медсестра, психолог и социальный работник [11].
Комфортное пребывание в школе должно обеспечиваться всем ученикам, в том числе с помощью индивидуального плана обучения. Например, в Швеции ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план обучения, чтобы они смогли успевать за своими сверстниками [12].
Заключение. В результате проведенного исследования выявлены изменения в психолого-педагогических подходах к обучению в разных странах, которые должны способствовать реализации новой идеологии в образовании, характеризующейся направленностью на развитие каждого ученика (никто не может быть потерян), на формирование компетенций, необходимых для полноценной жизни и работы человека в современных, постоянно меняющихся условиях. Активно внедряются в учебные программы междисциплинарные области и темы, появляются новые виды обучения (феномено-ориентированное обучение, проектное обучение), применяются разнообразные учебные методы, в том числе цифровые. Важнейшим условием достижения поставленных целей являются изменение роли учителя и ученика как активного участника образовательного процесса. Большое внимание за рубежом отводится благоустроенной учебной среде и адекватному образовательному пространству, что также помогает успешно развивать каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными образовательными возможностями и потребностями. Все эти изменения, включая психолого-педагогические подходы, служат основной цели современного образования - обеспечение качественного образования для всех.
1. Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - URL : http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/5_Pages_30-35.pdf (дата обращения: 5.03.2019).
2. Koyama, J., Kania, B. When transparency obscures : The political spectacle of accountability // Journal for Critical Education Policy Studies. - 2014. - 12(1). - P. 143-169.
3. Реформа общего образования в Финляндии [Электронный ресурс]. - URL : https://minedu.fi/en/reform-of-general-upper-secondary-education (дата обращения: 1.03.2019).
4. Долгая, О.И. Образовательные программы как основа вариативности в обучении : опыт Чешской Республики // Школьные технологии. - 2015. - №1. - С. 78-85.
5. Образование в Южной Корее [Электронный ресурс]. - URL : http://english.moe.go.kr/sub/info.do?m=040101&s=english (дата обращения: 5.03.2019).
6. Phenomenal education - phenomenon based learning in Finland [Электронный ресурс]. - URL : http://www.phenomenaleducation.info (дата обращения: 5.03.2019).
7. Школьное образование Gateway. Open Education Portal [Электронный ресурс]. - URL : https://ec.europa.eu/info/education/teaching-methods-and-materials/teaching-methods_cs (дата обращения: 1.03.2019).
8. Школа Vittra [Электронный ресурс]. - URL : https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/home_en (дата обращения: 28.02.2019).
sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогини
9. Ньюман, Д. 6 лучших трендов цифровой трансформации в образовании [Электронный ресурс]. - URL : https://www.forbes.eom/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-transformation-trends-in-education/#3b7d04652a9a (дата обращения: 5.03.2019).
10. Закон о народной школе (Folkeskoleloven) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=163970#Kap2 (дата обращения: 6.03.2019).
11. Школьная инспекция Швеции [Электронный ресурс]. - URL : https: //www.skolinspektionen.se (дата обращения: 6.03.2019).
12. Дискриминация в образовании - сайт шведского омбудсмена [Электронный ресурс]. - URL : https: // http://www.do.se/om-diskriminering/diskrimineringsforbud-inom-olika-omraden/diskriminering-inom-utbildningsomradet/#tillganglig-utbidlning (дата обращения: 6.03.2019).