Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / GENERAL EDUCATION ABROAD / WORLD TRENDS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая О.И.

В статье представлены результаты исследования современного состояния общего образования за рубежом и мировых тенденций в этой области. На основе анализа международных и национальных документов в области образования были показаны изменения идеологии образования, усиление направленности на потребности и возможности каждого ученика для его успешной адаптации в современных условиях жизни и деятельности. Выявлены новые психолого-педагогические подходы к обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW IDEOLOGY OF EDUCATION AND A CHANGE IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO LEARNING AS GLOBAL TRENDS IN GENERAL EDUCATION

The article contains the results of a study of the current state of general education abroad in order to identify global trends in this area. On the basis of the analysis of international and national documents in the field of education, it was established that the ideology of education has changed, the focus has been changed for the needs and capabilities of each student for his successful adaptation to modern conditions of life and activity. The author identified new psychological and pedagogical approaches to learning.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ»

О.И. Долгая

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ

Ключевые слова: общее образование за рубежом, мировые тенденции, психолого-педагогические подходы.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования современного состояния общего образования за рубежом и мировых тенденций в этой области. На основе анализа международных и национальных документов в области образования были показаны изменения идеологии образования, усиление направленности на потребности и возможности каждого ученика для его успешной адаптации в современных условиях жизни и деятельности. Выявлены новые психолого-педагогические подходы к обучению.

Введение. В «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», принятой в марте 2005 года (г. Вильнюс, Литва) говорится, что «образование в интересах устойчивого развития развивает и укрепляет потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития. Оно может способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повышая качество жизни. Образование в интересах устойчивого развития может обеспечить критическое мышление и способствовать повышению информированности, а также расширению возможностей, что позволит разрабатывать новые подходы и концепции, развивать новые методы и средства их осуществления» [1].

В современных международных документах в сфере образования, таких как Инчхонская декларация (принята на форуме ЮНЕСКО в Южной Корее в 2015 году); стратегические программы по вопросам образования и обучения Европейского союза (ЕТ 2020), Стратегия Международного банка реконструкции и развития в сфере образования, главной целью которой названо обеспечение качественного образования для всех без учета социального происхождения, финансовых возможностей семьи, способностей, наличия специальных образовательных потребностей и тому подобного с тем, чтобы каждый человек был способен приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для полноценной жизни в обществе и реализации себя в профессиональной деятельности.

Идея социальной справедливости в образовании, концепция человеческого капитала, экономическая эффективность образованного человека внесли значимые изменения в парадигму образования. Понимание выдвинутой ранее идеи о том, что образование строится для ученика, в современных условиях значительно изменилось: теперь главное - развитие каждого как уникальной личности, отрицается жесткий индивидуализм; формируются навыки коммуникативности, взаимопомощи и поддержки друг друга; культивируется коллективная деятельность, а не конкурентоспособность. В основе новой идеологии образования лежит стратегия устойчивого развития общества. В соответствии с последними международными декларациями и Глобальной программой действий по образованию в интересах устойчивого развития (ЮНЕСКО, 2013) в качестве общей цели выдвигается необходимость развертывания и наращивания деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения для ускорения прогресса и устойчивого развития.

Целью исследования - выявление изменений в психолого-педагогических подходах в общем образовании за рубежом, направленных на реализацию идей, выдвинутых в основополагающих современных международных документах. Объект исследования -состояние общего образования за рубежом. В процессе изучения и анализа современного состояния и перспектив развития общего образования за рубежом: документов

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

международных организаций, национального законодательства в сфере образования разных стран, зарубежных образовательных сайтов, блогов, посвященных проблемам образования, различных ракурсов рассмотрения перспектив развития сферы образования учеными зарубежных стран, были выявлены некоторые современные психолого-педагогические подходы к обучению в разных странах, показывающих высокие результаты в образовании.

Современная школа начинает ориентироваться на повышение уровня достижений каждого ученика, развитие способностей с раннего детства, изменение отношения к неуспевающим. Если в ХХ веке школы в большинстве развитых стран имели стандартизированные формы организации, общий стиль классной комнаты, стандартный тип учебных программ, планов, учебных материалов, то в XXI веке происходит кардинальное изменение этих характеристик, трансформация всего ландшафта школьного пространства [2]. В образовании осуществляется новый подход, характерными чертами которого являются: гибкость, мобильность и открытость пространства; доступность информации; разновозрастные группы учащихся, решающих одни учебные задачи; обращенность процесса обучения к множественному интеллекту; и самое главное -понимание эффективности процесса обучения в понятиях гуманизма и нового коллективизма [2].

В целях и задачах образования стран с эффективной школьной системой (содержится в законодательных национальных документах^, отражена направленность общего образования на развитие критического и самостоятельного мышления, творческих способностей, креативности, активности, способности работать в команде над решением общих задач, формирования мотивированности в обучении. Эти задачи реализуются в разных странах через построение учебных программ на основе компетенций, совершенствование содержания образования (выделение тематических областей, междисциплинарный подход), появление новых видов обучения (феномено-ориентированное обучение), использование активных форм и методов обучения.

Например, в Финляндии большое внимание уделяется трансверсальным (общим) компетенциям. В новой национальной основной учебной программе цели обучения по трансверсальным компетенциям описаны как семь областей компетенций: думать и учиться; культурная грамотность; общение и самовыражение; управление повседневной жизнью; забота о себе и других; мультиграмотность; ИКТ-компетентность; предпринимательские и трудовые навыки; участие в построении устойчивого будущего.

Местные органы власти и школы поощряют развитие этих компетенций в школах и рассмотрение своих собственных инновационных путей достижения поставленных целей. Основные учебные программы по предметам написаны таким образом, чтобы цели обучения включали общие компетенции, а овладение ими будет оцениваться как часть оценки по предмету. Таким образом, каждый школьный предмет способствует развитию всех семи общих компетенций и это новый способ предметного обучения, основанного на компетентностном подходе [3].

В странах Европейского Союза в основе национальных учебных программ лежат общие компетенции, развитие которых должно поддерживаться всем процессом обучения. В дополнение к целям преподавания и изучения предметных областей, развитие общих компетенций поддерживается также путем интеграции предметов и использования междисциплинарных тем.

В Эстонии в дополнение к обязательным предметам, национальная учебная программа также определяет восемь междисциплинарных тем, которые рассматриваются в процессе преподавания и обучения:

- непрерывное обучение и планирование карьеры;

- окружающая среда и устойчивое развитие;

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

- гражданская инициатива и предпринимательство;

- культурные особенности;

- информационная среда;

- технологии и инновации;

- здоровье и безопасность;

- ценности и мораль.

В Чехии (как в других европейских странах) содержание образования в учебной программе гимназии представлено девятью областями образования (каждая из которых состоит из одного учебного предмета или нескольких, близких по содержательной направленности):

1. Язык и языковое общение (чешский язык и литература)

2. Математика и её приложения.

3. Информационные и коммуникационные технологии.

4. Человек и его мир.

5. Человек и общество (история, граждановедение).

6. Человек и природа (физика, химия, природоведение, география).

7. Человек и культура (музыкальное воспитание, художественное воспитание).

8. Человек и здоровье (воспитание здорового образа жизни, физическое воспитание).

9. Человек и мир труда.

Кроме того, учебная программа содержит так называемую сквозную область, отражающую актуальную проблематику современности, при изучении которой происходит формирование системы ценностей и отношений у учащихся. Сквозная область является обязательным составным элементом всего образования в гимназии, поскольку она продолжает тематику, начатую в основной школе. Эта область своими воспитательной и содержательной составляющими может дополнять или соединять то, что ученики усвоили в различных тематических областях.

Сквозная область включает также несколько тематических областей, обязательных при составлении школьных программ, но их реализация может быть различна: они могут быть частью учебных предметов или представлять собой специально разрабатанные проекты, семинары, курсы и так далее, которые станут самостоятельными предметами. Все эти формы можно комбинировать на уровне школьной программы.

Для четырехлетней гимназии и высшей ступени восьмилетней гимназии в учебной программе предлагаются следующие темы сквозной области: личностное и социальное воспитание; воспитание в рамках общеевропейского и глобального мышления; мультикультурное воспитание; защита окружающей среды; медиальное воспитание (влияние массмедиа на общественные процессы, на политическую жизнь, формирование критического отношения к средствам массовой информации и т.п.) [4].

В Южной Корее в 2015 году Министерство образования объявило о пересмотре национальной учебной программы, в которой учебный план фокусируется на формировании ключевых компетенций: компетенция самоуправления, навыки обработки знаний и информации, навыки творческого мышления, эстетически-эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки и гражданская компетентность. В частности, план направлен на воспитание творческих и разносторонних учеников путем интеграции направлений гуманитарных и национальных наук в старших классах средней школы (в прошлом для них предусматривались отдельные стандартизированные учебные программы). Пересмотренный национальный учебный план 2015 года усиливает образование в области программного обеспечения (ПО) для воспитания умных учеников -представителей будущего общества, основанного на творчестве [5].

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

В содержание отдельных учебных предметов включаются широкие междисциплинарные темы - это общие области компетенций, пересекающие границы отдельных предметов.

Появляются новые виды обучения, которые решают одновременно множество целей и задач. Представляет интерес феномено-ориентированное обучение (PhBL или PhenoBL) как конструктивистская форма обучения, при которой ученики изучают всю тему или концепцию в целом. При феномено-ориентированном обучении уроков в традиционном понимании нет, их место занимают «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин. Предметы остаются в учебном плане, но в течение года школа должна реализовать по крайней мере один проект, предполагающий работу учеников в группе. Подход к теме или феномену должен быть мультидисциплинарным, а задачу они могут выбрать сами. С 2017 года в Финляндии_началась реализация реформы образования, в ходе которой вводится феномено-ориентированное обучение, которое оказывается в центре внимания не только в этой стране. Целостные явления реального мира являются отправной точкой обучения. Явления изучаются как целостные сущности в их реальном контексте, причем информация изучается, а навыки осваиваются путем «пересечения границ» между субъектами. PhenoBL - это метод рассмотрения какого-либо феномена с учетом различных методов, точек зрения, которые могут пересекаться. Благодаря PhenoBL можно иначе взглянуть на явления, происходящие в реальном мире, такие как изменение климата, миграция (или даже процессы в Европейском Союзе). Ценность PhenoBL состоит также в том, что он объединяет обучение с важными социальными навыками, таким как общение и умение работать в команде. PhenoBL также поощряет использование других моделей педагогики: проектного обучения, интегрированного обучения и обучения на основе запросов. PhenoBL позволяет учащимся владеть процессом обучения, превращая их из пассивных участников обучения в активных. Этот подход позиционируется как крайне перспективный, он разработан благодаря научным исследованиям Института феноменов Финляндии [6].

В Финляндии в ходе реформы акцент на совместных классных практиках будет также сделан и на междисциплинарные, феноменальные и проектные исследования, при проведении которых несколько учителей - преподавателей различных предметов - смогут работать с учениками, изучающими одну и ту же тему. Согласно национальной основной учебной программе все школы должны организовать для всех учащихся по крайней мере один такой учебный период в течение учебного года, который ориентирован на изучение явлений или тем, представляющих особый интерес для учащихся. Ученики будут участвовать в процессе планирования этих исследований, что также способствует активности, самовыражению, умению работать в команде [3].

В формировании компетенций важная роль отводится учителю, который сам выбирает методы обучения и учебный материал с учетом целей, изложенных в учебной программе. Экспериментальные и функциональные методы работы, задействование различных чувств и использование движения увеличивают опыт обучения и усиливают мотивацию. Мотивация также усиливается методами работы, которые поддерживают саморегуляцию и чувство принадлежности к группе. Драма и другие формы художественного самовыражения способствуют развитию у учеников самопознания, самооценки и творчества. Экспериментальный и проблемно-ориентированный подход к работе, игра, использование воображения и художественная деятельность используются для развития концептуальной и методологической компетентности, критического и творческого мышления, навыков применения своей компетенции. Выбор групповых методов работы используется для поддержки обучения в группах, когда компетентность и понимание во взаимодействии. Ученики начинают ощущать ответственность за себя и

П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(85). Я019 SSSSSSS

других, играя разные роли, разделяя между собой задачи и принимая на себя ответственность как за личные, так и за общие цели.

При выборе методов учитель должен руководствоваться знанием индивидуальных особенностей и потребностей своих учеников. В современной зарубежной школе активно применяются методы группового обучения (в команде), методы, основанные на цифровых технологиях (геймификация, виртуальные экскурсии и т.д.), совместные проекты, школьные и государственные конкурсы и мероприятия.

В странах ЕС Европейская комиссия предлагает несколько платформ, где предоставлены учебные материалы и где учителя и могут делиться собственными материалами и ресурсами. Например, Gateway - интернет-сообщество, посвященное школьному образованию, где предлагаются учебные материалы и учебные пособия, которые могут быть использованы в классе обучения; Open Education Portal - онлайн-сообщество для тех, кто заинтересован в создании цифровых, открытых и инновационных методов обучения [7].

Образованию предложен новый подход в организации в школе учебного пространства с рядом таких особенностей, как прозрачность, подвижность, открытость и доступность. Кардинально меняется понятие «пространство обучения». Классно-урочная система еще пока существует, однако трансформируется понятие «класс». В Дании, Финляндии, Швеции, Англии и США ученики часто работают вне стен своих классных комнат, в небольших, часто разновозрастных группах, выполняющих индивидуальные проекты. Их сложно отнести к единой учебной группой с единым уровнем подготовки.

В Скандинавских странах, в Латвии и Эстонии в рамках образовательной модели «Vittra» дети учатся не в типовых школах с привычными классными комнатами, а в комфортных, современных и красивых архитектурных сооружениях, где пространство школы разделено на оригинальные учебные зоны - «Ледяная гора», «Дерево», «Пещера», «Остров» и т.д., в которых дети обучаются небольшими группами по несколько человек. Эти зоны разделены не какими-то специальными перегородками, а предметами мебели, оригинальными дизайнерскими «штучками». В школах Vittra каждый ученик имеет ноутбук и получает доступ к новейшим цифровым технологиям [8].

В Эстонии, наряду с традиционными формами организации обучения в рамках классно-урочной системы, процесс обучения осуществляется также вне классных комнат: в школьном саду, на природе, в музеях, архивах, центрах экологического образования, предприятиях и организациях, а также в виртуальной среде.

В Финляндии один или несколько курсов общего среднего образования летом проводится в летних средних школах, между двумя семестрами, в течение учебного периода от одной до трех недель.

Классные комнаты XXI века оборудованы интерактивными досками SMART, вместо классных досок, и столами SMART, вместо отдельных сидений. Ученики совершают виртуальные экскурсии, а не просто читают тексты; они создают медиа, а не используют их. Модернизированное пространство обучения насыщено информационными технологиями, учащиеся используют гаджеты для решения конкретных задач [9].

Меняется роль и функция учителя в классе. Теперь его роль - способствовать конструированию новых знаний учащимися (роль фасилитатора, а не ментора), а также помогать в поиске источников знаний (эксперименты, реальные объекты, модели, симуляции, образцы, тексты и т.п.). С помощью методик учитель управляет ментальными процессами учеников и подводит их к метапознанию (осознанию своих собственных ментальных действий). Учитель, подготавливая косвенно управляемые проблемные

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

ситуации, подводит учащихся к реконструкции знаний, дискутирует с учениками, направляет их отдельные умственные операции, контролирует правильность их усилий и полученных концептов.

Учитель не является гарантом истины, а обеспечивает стратегию обучения -сопровождает поиск знаний; создает правильные проблемные ситуации, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся; формирует благоприятные условия, позволяющие учащимся активно включаться в мыслительные процессы для создания собственных когнитивных представлений. Учитель поддерживает инициативность ученика, помогает ему развивать свои идеи, находить и выбирать решения; моделирует адекватные педагогические ситуации, в которых можно кооперироваться или доминировать, в которых осуществляется спонтанное ситуативное обучение. Учитель должен видеть индивидуальные перспективы всех учеников.

Важной составляющей новой идеологии обучения является формирование благополучной, безопасной образовательной среды, развитие школ как учебных сообществ, а также инициирование в них ситуаций успеха и атмосферы сотрудничества. В некоторых странах существуют законы о благополучии и безопасности образовательной среды (Дания, Швеция, Южная Корея и др.).

Например, в Дании в Законе о народной школе есть раздел о благополучии образовательной среды, где записано, что здоровая и сильная учебная среда в школах и учебных заведениях должна способствовать благополучию учащихся и возможности для развития и обучения. Начиная с 2017/2018 учебного года все старшие средние учебные заведения должны проводить обязательное его измерение, чтобы улучшить благополучие учеников (и учебную среду в школе). Опрос служит как педагогическим, так и стратегическим инструментом, который позволяет школам выявлять проблемы и намечать меры в отношении академического и социального благополучия учащихся. Руководство образовательного учреждения должно обеспечить проведение письменной оценки среды обучения и условий безопасности и здоровья, а также условий, касающихся психологической и эстетической среды по месту обучения. Кроме того, учреждения должны работать для обеспечения благополучной учебной среды также путем разработки стратегии борьбы с насилием, в том числе цифровым. Органы власти, учреждения и ученики могут получить рекомендации и советы от Датского центра учебной среды (йОиМ) по всем вопросам, касающимся учебной среды, который также осуществляет надзор за образовательной средой в школах [10].

В Южной Корее правительство приняло законы и соответствующие меры для обеспечения безопасности обучения в школе и за ее пределами. В этом контексте правительство разработало среднесрочный и долгосрочный план по предотвращению несчастных случаев в школе. Во всех школах назначается главный специалист по безопасности, который проводит занятия в рамках повышения квалификации на данную тему для всех сотрудников и учащихся школы. Разрабатываются и внедряются учебники «Безопасная жизнь» на начальном уровне, чтобы помочь учащимся узнать о проблемах безопасности в начальных классах; с ними проводятся тренинги и курсы по технике безопасности. Комплексной проверке безопасности подвергаются и школьные объекты, которые могут создавать опасность, включая удаление вредного для учащихся асбеста и реконструкцию или улучшение объектов старой школы для создания благоприятной среду [5].

В Южной Корее «школьное насилие» рассматривается как негативное явление, стремясь создать благоприятную и безопасную среду. В школах запущен проект, направленный на профилактику насилия. Правительство также предоставляет психологическую помощь пострадавшим учащимся, а также программы коррекции для учеников, являющихся агрессивными [5].

П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(85). Я019 SSSSSSS

Шведские законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от такого обращения, которое унижает их достоинство. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечивать уважительное обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении притеснения детей, в представлении интересов учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции - правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также и то, что в каждой школе работают медсестра, психолог и социальный работник [11].

Комфортное пребывание в школе должно обеспечиваться всем ученикам, в том числе с помощью индивидуального плана обучения. Например, в Швеции ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план обучения, чтобы они смогли успевать за своими сверстниками [12].

Заключение. В результате проведенного исследования выявлены изменения в психолого-педагогических подходах к обучению в разных странах, которые должны способствовать реализации новой идеологии в образовании, характеризующейся направленностью на развитие каждого ученика (никто не может быть потерян), на формирование компетенций, необходимых для полноценной жизни и работы человека в современных, постоянно меняющихся условиях. Активно внедряются в учебные программы междисциплинарные области и темы, появляются новые виды обучения (феномено-ориентированное обучение, проектное обучение), применяются разнообразные учебные методы, в том числе цифровые. Важнейшим условием достижения поставленных целей являются изменение роли учителя и ученика как активного участника образовательного процесса. Большое внимание за рубежом отводится благоустроенной учебной среде и адекватному образовательному пространству, что также помогает успешно развивать каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными образовательными возможностями и потребностями. Все эти изменения, включая психолого-педагогические подходы, служат основной цели современного образования - обеспечение качественного образования для всех.

1. Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - URL : http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/5_Pages_30-35.pdf (дата обращения: 5.03.2019).

2. Koyama, J., Kania, B. When transparency obscures : The political spectacle of accountability // Journal for Critical Education Policy Studies. - 2014. - 12(1). - P. 143-169.

3. Реформа общего образования в Финляндии [Электронный ресурс]. - URL : https://minedu.fi/en/reform-of-general-upper-secondary-education (дата обращения: 1.03.2019).

4. Долгая, О.И. Образовательные программы как основа вариативности в обучении : опыт Чешской Республики // Школьные технологии. - 2015. - №1. - С. 78-85.

5. Образование в Южной Корее [Электронный ресурс]. - URL : http://english.moe.go.kr/sub/info.do?m=040101&s=english (дата обращения: 5.03.2019).

6. Phenomenal education - phenomenon based learning in Finland [Электронный ресурс]. - URL : http://www.phenomenaleducation.info (дата обращения: 5.03.2019).

7. Школьное образование Gateway. Open Education Portal [Электронный ресурс]. - URL : https://ec.europa.eu/info/education/teaching-methods-and-materials/teaching-methods_cs (дата обращения: 1.03.2019).

8. Школа Vittra [Электронный ресурс]. - URL : https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/home_en (дата обращения: 28.02.2019).

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогини

9. Ньюман, Д. 6 лучших трендов цифровой трансформации в образовании [Электронный ресурс]. - URL : https://www.forbes.eom/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-transformation-trends-in-education/#3b7d04652a9a (дата обращения: 5.03.2019).

10. Закон о народной школе (Folkeskoleloven) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=163970#Kap2 (дата обращения: 6.03.2019).

11. Школьная инспекция Швеции [Электронный ресурс]. - URL : https: //www.skolinspektionen.se (дата обращения: 6.03.2019).

12. Дискриминация в образовании - сайт шведского омбудсмена [Электронный ресурс]. - URL : https: // http://www.do.se/om-diskriminering/diskrimineringsforbud-inom-olika-omraden/diskriminering-inom-utbildningsomradet/#tillganglig-utbidlning (дата обращения: 6.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.