Научная статья на тему 'Мировые тенденции развития банковских инноваций'

Мировые тенденции развития банковских инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ / BANKING SECTOR / INNOVATIVE TECHNOLOGY / INTERNET TECHNOLOGY / BANKING INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оноприенко Е.Р., Баркин С.М.

Рассмотрены современные характеристики и тенденции развития банковского бизнеса, обозначены причины появления новых банковских технологий. Проанализированы основные тенденции внедрения инновационных технологий в процесс совершения банковских операций, связанные с интернет-технологиями как в мировом сообществе, так и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRENDS OF BANKING INNOVATION

The paper considers the current characteristics and development trends of the banking business, the reasons for the emergence of new banking technologies. Analyzed the main trends of innovative technologies in the process of conducting banking transactions related to Internet technologies in the world community and Russia.

Текст научной работы на тему «Мировые тенденции развития банковских инноваций»

УДК 23

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ

Е. Р. Оноприенко, С. М. Баркин Научный руководитель - Г. П. Беляков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: onoprienko.cat@ya.ru

Рассмотрены современные характеристики и тенденции развития банковского бизнеса, обозначены причины появления новых банковских технологий. Проанализированы основные тенденции внедрения инновационных технологий в процесс совершения банковских операций, связанные с интернет-технологиями как в мировом сообществе, так и в России.

Ключевые слова: банковский сектор, инновационные технологии, интернет-технологии, банковские инновации.

GLOBAL TRENDS OF BANKING INNOVATION

E. R. Onopriyenko, S. M. Barkin Scientific Supervisor - G. P. Belykov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: onoprienko.cat@ya.ru

The paper considers the current characteristics and development trends of the banking business, the reasons for the emergence of new banking technologies. Analyzed the main trends of innovative technologies in the process of conducting banking transactions related to Internet technologies in the world community and Russia.

Keywords: banking sector, innovative technology, Internet technology, banking innovation.

Важнейшими характеристиками современного банковского бизнеса являются финансовая глобализация (или интернационализация), дерегулирование банковского рынка, нарастание глобальной конкуренции на рынке финансовых/ банковских услуг, возрастание рисков, компьютеризация, финансовые инновации и инжиниринг [3]. Именно финансовая глобализация, на наш взгляд, способствует распространению инновационных банковских продуктов, услуг и технологий, развитию конкуренции на новом технико-технологическом уровне, изменению структуры самой банковской сферы, свидетельством чему является волна слияний и поглощений [4, с. 140].

Глобальная интернетизация мирового сообщества также предъявляет особые условия и требования к внедрению инноваций, в том числе и в банковской сфере. Высокие компьютерные, инновационные технологии, в свою очередь, являются предпосылкой для глобализации финансовой сферы. В таких условиях существенное преимущество получают те кредитные организации, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии, модернизировать продуктовый ряд, разрабатывать альтернативные каналы обслуживания клиентов, то есть осуществлять инновационный процесс.

Банковские инновации - это конечный результат инновационной деятельности, специфический вид финансовых инноваций, реализуемых банками на финансовых рынках или в собственной деятельности в форме нового или усовершенствованного банковского продукта, услуги, процесса, организационной формы или технологии с целью более эффективного формирования и размещения ресурсного потенциала коммерческого банка [2, с. 107].

Сегодня на банковском рынке набирают силу две тенденции. Во-первых, многие игроки активно развивают дистанционные каналы для занятых людей, которые ценят свое время. Во-вторых,

Секция «Инновационная экономика и управление»

стремительно расширяется функционал мини-сервисов. Все идет к тому, чтобы 80 % ежедневных потребностей клиент мог получить с помощью дистанционных каналов в своем компьютерном «мини-офисе».

Кроме всего прочего, сейчас идет новый виток развития мобильного банкинга, связанный с ростом популярности телефонов iPhone (четырехдиапазонные мультимедийные смартфоны, разработанные Apple). На Западе уже есть примеры так называемых «виртуальных» банков, которые вообще не имеют обычных филиалов, и ведут все дела с клиентами через сеть Internet. Однако в России полный уход от традиционного офисного банкинга в ближайшее время невозможен, так как законодательно в настоящее время ряд операций может быть совершен только при личном обращении в банк. Несмотря на присущую практически всем банкам тенденцию развития дистанционного обслуживания, пути данного развития достаточно разнообразны [1, с. 345].

Банк «Русский Стандарт» предлагает такой продукт как «Банк в кармане», что позволит быстро совершать платежи и переводы, оформлять экспресс-кредиты и депозиты, получать доход 10 % годовых на любую сумму и срок, сокращать текущие расходы. «Альфа-банк» показал впечатляющий рост числа клиентов к концу 2013 года - более чем на 40 %. Во многом это было обеспечено запуском несколько новых мини-сервисов. Среди них - открытие и пополнение депозитов онлайн, оплата налогов, штрафов и коммунальных услуг, переводы в пользу госучреждений (вузов, детсадов, школ), мобильный банкинг для iPhone, покупка электронного страхового полиса, оплата билетов и многое другое. «Сбербанк» расширил функциональные возможности системы «Сбербанк-Онлайн», пользователи услуги могут переводить средства со счета карты в пользу электронных платежных систем Яндекс.Деньги, WebMoney, RBK Money, Мобильный Кошелек, Деньги@шай.гц и других контрагентов. Предположительно в ближайшем будущем, сервисы дистанционного банковского обслуживания будут включаться в пакеты продуктов, предлагаемых клиентам по умолчанию, по аналогии с примером определителя номера в сети сотовой связи. Кроме экономии на издержках важным аргументом в пользу услуг онлайн является повышение конкурентоспособности.

С недавних пор общение с целевыми аудиториями банка, и вкладчиками, и кредитополучателями, и другими субъектами стало идти и через социальные сети. Этот удобный инструмент, получивший название «социальный медиамаркетинг» (social media marketing, или SMM) позволяет поддерживать связь со всеми клиентами в режиме реального времени, узнавать об интересах клиентов и общаться с ними с учетом этих интересов, быстро извещать клиентов о новых продуктах банка. К SMM можно отнести размещение информации, постов в тематических социальных сетях, работа на сервисах типа «вопрос-ответ», создание и размещение уникальных информационных материалов, создание и ведение rss-рассылки и многое другое. Но, главное, социальные сети позволяют постоянно информировать и клиентов, и потенциальных клиентов о текущих делах в банке, о мнении банка на то или иное событие в мире (экономическое или политическое, которое непосредственно связано с работой банка) [5].

Таким образом, в современных условиях одним из наиболее перспективных направлений развития банковского сектора является развитие такой сферы деятельности как дистанционное банковское обслуживание, что обусловлено рядом причин. Во-первых, предоставление подобных услуг позволяет предоставить принципиально новый уровень сервиса крупным корпоративным клиентам. Во-вторых, предоставление качественного дистанционного обслуживания все чаще воспринимается как конкурентное преимущество при предоставлении банковских услуг. В-третьих, бурный рост сегмента розничного бизнеса требует создания доступных и эффективных механизмов взаимодействия банка и розничных клиентов. Для клиента это обозначает максимум удобства и минимум затрат по времени и финансам на всех стадиях взаимоотношений с банком: получении информации об услугах и продуктах, заполнение необходимых анкет и бланков, получение банковского продукта, его использование и контроль над ним. Для банка - увеличение показателей эффективности его работы, сокращение затрат и возможность существенного увеличения клиентской базы без потери качества обслуживания.

Библиографические ссылки

1. Камалова Р. Р. Доступность дистанционных банковских услуг в России и их дальнейшее развитие // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 344-346.

2. Попова Е. Ю. Внедрение информационных технологий и повышение эффективной деятельности банков // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 107-110.

3. Панова Г. С. Российские банки в зеркале мировых тенденций // Банковские услуги. 2002. № 12. С. 2-11.

4. Трофимцев И. Ю. Современные проблемы и тенденции развития банковского бизнеса как предпосылка активизации инновационной деятельности коммерческих банков // Вестник СевероВосточного федер. ун-та им. М. К. Аммосова. 2005. № 2. С. 140-146.

5. Чубат А. Зачем банкам социальные сети? [Электронный ресурс]. URL: http://bankir.ru/ publication/article/7276942 (дата обращения: 20.03.2016).

© Оноприенко Е. Р., Баркин С. М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.