Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНДЕКС ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Андрей Викторович, Доможирова Ольга Владимировна

Экспоненциальный рост использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех аспектах нашей жизни в сочетании с растущей потребностью в приобретении цифровых навыков в той же степени, что и грамотность являются серьезными изменениями, которые создают новые проблемы в современном мире. В статье рассматриваются вопросы эволюции человеческого капитала и его влияние на развитие цифровой экономики, а также тенденции, присущие странам с высоким уровнем индекса человеческого капитала. В современных условиях качество образования и навыки определяют эффективность экономики в части увеличения использования ИКТ, наращивания объёмов ВВВ, экспорта ИКТ. Именно наличие знаний, как составная часть человеческого капитала определяют количество создаваемых новых знаний и технологий, их экспорт, производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Исследования показывают, что высокое качество образования способствует более широкому применению цифровых технологий как на практике так и в быту. Современная методика оценки человеческого капитала требует существенных корректировок в связи с необходимостью оценки влияния человеческого капитала на макро- и микроэкономические процессы, необходимости качественного изменения некоторых составляющих человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRENDS IN THE USE OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY

The exponential growth in the use of information and communication technologies (ICTs) in all aspects of our lives, combined with the growing need to acquire digital skills to the same extent as literacy, are major changes that create new challenges in the modern world. The article discusses the evolution of human capital and its impact on the development of the digital economy, as well as trends inherent in countries with a high level of the human capital index. In modern conditions, the quality of education and skills determine the efficiency of the economy in terms of increasing the use of ICT, increasing the volume of BBB, and exporting ICT. It is the availability of knowledge, as an integral part of human capital, that determines the amount of new knowledge and technologies being created, their export, and the production of products with high added value. Research shows that the high quality of education contributes to the wider use of digital technologies both in practice and in everyday life. The modern methodology for assessing human capital requires significant adjustments due to the need to assess the impact of human capital on macro- and microeconomic processes, the need for qualitative changes in some components of human capital.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

4. Slaikovsky S. A. Accrual ratio (on cash flows) - AccrualsratioCF - as a tool for identifying manipulations of the profit indicator for Russian companies // Concepts of fundamental and applied scientific research: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference.

5. Dudin S.A., Savelyeva M.Yu., Maksimenko I.N. Construction of an integral indicator for assessing the probability of financial result distortion in the financial statements of companies in the direction of its overestimation // Economic analysis: theory and practice. - 2018. - V. 17, No. 6. - S. 1161 - 1177

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Колесников Андрей Викторович,

доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, Хулунбуирский институт, г. Хайлар, КНР Доможирова Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова»,

Россия, г. Белгород

GLOBAL TRENDS IN THE USE OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY

Kolesnikov A. V.

Doctor of Economics, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Hulunbuir Institute, Hailar, China Domozhirova O. V., Candidate of Economic Sciences, Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov", Russia, Belgorod

Аннотация. Экспоненциальный рост использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех аспектах нашей жизни в сочетании с растущей потребностью в приобретении цифровых навыков в той же степени, что и грамотность являются серьезными изменениями, которые создают новые проблемы в современном мире.

В статье рассматриваются вопросы эволюции человеческого капитала и его влияние на развитие цифровой экономики, а также тенденции, присущие странам с высоким уровнем индекса человеческого капитала. В современных условиях качество образования и навыки определяют эффективность экономики в части увеличения использования ИКТ, наращивания объёмов ВВВ, экспорта ИКТ. Именно наличие знаний, как составная часть человеческого капитала определяют количество создаваемых новых знаний и технологий, их экспорт, производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Исследования показывают, что высокое качество образования способствует более широкому применению цифровых технологий как на практике так и в быту.

Современная методика оценки человеческого капитала требует существенных корректировок в связи с необходимостью оценки влияния человеческого капитала на макро- и микроэкономические процессы, необходимости качественного изменения некоторых составляющих человеческого капитала.

Abstract. The exponential growth in the use of information and communication technologies (ICTs) in all aspects of our lives, combined with the growing need to acquire digital skills to the same extent as literacy, are major changes that create new challenges in the modern world.

The article discusses the evolution of human capital and its impact on the development of the digital economy, as well as trends inherent in countries with a high level of the human capital index. In modern conditions, the quality of education and skills determine the efficiency of the economy in terms of increasing the use of ICT, increasing the volume of BBB, and exporting ICT. It is the availability of knowledge, as an integral part of human capital, that determines the amount of new knowledge and technologies being created, their export, and the production of products with high added value. Research shows that the high quality of education contributes to the wider use of digital technologies both in practice and in everyday life.

The modern methodology for assessing human capital requires significant adjustments due to the need to assess the impact of human capital on macro- and microeconomic processes, the need for qualitative changes in some components of human capital.

Ключевые слова. Человеческий капитал, цифровые технологии, социальная сфера, индекс цифрового развития, эффективность использования цифровых технологий.

Keywords. Human capital, digital technologies, social sphere, digital development index, efficiency of using digital technologies.

Материалы и методы. Материалы исследования базируются на изучении тенденций использования человеческого капитала в цифровой экономике. Для этого исследованию были подвергнуты такие показатели как индекс человеческого капитала, выпуск специалистов с высшим и средним образованием в развитых странах мира в области цифровых технологий, индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий, цифровая конкурентоспособность, показатели человеческого капитала в DESI, показатели характеризующие создание новых знаний и другие. Информационной базой исследования послужили данные ФАО ООН, Всемирного банка, изданные труды ученых России и других стран мира, статистические материалы.

В исследовании использованы следующие методы исследований: монографический, диалектический, абстрактно-логический, дедуктивный, синтез, анализ, экономико-статистические. Методика исследований предполагает последовательное изучение тенденций влияющих на развитие человеческого потенциала, а также факторов на него влияющих в условиях функционирования цифровой экономики некоторых стран мира.

Введение. Человеческий капитал является макроэкономической категорией и затрагивает непосредственно функционирование экономики, в том числе и цифровой. За последние 60 лет эта экономическая категория существенно эволюционировала. Появилась информационная база для оценки человеческого капитала, разработаны методологии и методики оценки человеческого капитала. Это в свою очередь дало возможность выявить новые составные части человеческого капитала. Появилась необходимость их измерения. Были сформулированы более современные определения категории «человеческий капитал», которые включают в себя уже не только инвестиции в человека, но прежде всего инвестиции в знания, их качество, которым обладает конкретный индивид и государство в целом. Уровень развития человеческого капитала, в конечном счете, является одним из составляющих эффективного функционирования экономики любой страны мира. Он позволяет создавать новые технологии, новые знания мирового уровня, экспортировать новые технологии и товары, полученные с использованием этих технологий, в том числе и цифровые. Современные тенденции функционирования экономик развитых стран мира говорят о необходимости инвестиций в человеческий капитал, а именно в качество знаний индивидов.

Результаты. С тех пор, как теория человеческого капитала была официально основана в 1960 году, экономисты использовали ее для установления связи между навыками, образованием и личным доходом. Вначале экономисты рассматривали инвестиции в образование как аналог покупки любого основного капитала с помощью простого анализа затрат и выгод, который сравнивал стоимость получения образования с долгосрочным распределением доходов [12].

Современные понятия о человеческом капитале существенно расширились и включают в себя не только инвестиции в знания, но и наличие компетенций, профессионализма, способность обучаться в течение всей жизни, приносить своими знаниями пользу современному обществу и даже психометрическую оценку. В настоящее время уровень развития человеческого капитала все чаще привязывают к уровню развития техники и технологий, к уровню развития страны, различным страновым рейтингам и т.д. И это мнение не безосновательно, так как инвестиции в человеческий капитал, в конечном счете, определяют его качество, а впоследствии и динамику развития экономик, ее место в мире.

Человеческий капитал играет решающую роль в развитии новых технологий и является важным фактором их эффективного использования. Развитие технологий, особенно телекоммуникаций и информационных технологий, требует от их создателей и пользователей соответствующего уровня квалификации. Он играет решающую роль в развитии новых технологий и является важным фактором их эффективного использования. Сегодня способность адаптироваться к стремительным изменениям имеет большое значение. С самого начала человеческой цивилизации человеческое существование зависело от владения знаниями и навыков их использования. В наши дни, когда знания достигли статуса высочайшего фактора развития, разумно желать перенести их на уровень региона или страны [4].

За последние 60 лет категория «человеческий капитал» существенно эволюционировала. Если Becker, G. S. Schultz, T. W. в своей теории понимали под человеческим капиталом понимали вклад человека, точнее его образования в благосостояние нации, то в современной экономике образование является не единственной составляющей человеческого капитала. При этом сам человеческий капитал оказывает существенное влияние не только на благосостояние общества, но и на отдельные производственные процессы, увеличение добавленной стоимости, увеличение ВВП и т.д. Категория «человеческий капитал» имеет методику измерения, однако эволюция этой категории, скорее всего, приведет в ближайшее время к изменению методологии и методики оценки человеческого капитала. Очевидно, что структурно, индекс человеческого капитала будет состоять не менее чем из десятка показателей, связанных как с развитием человека как личности, так и влияния развития человека на экономические процессы происходящие в обществе.

Сам по себе термин «человеческий капитал» с практической точки зрения является надуманным и необоснованным. Кроме того, очень часто в научной литературе можно встретить полемику относительно использования термина «человеческий капитал». Причем в научной литературе существует

довольно много авторских определении этого термина, и довольно часто авторы термин «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» приравнивают, не понимая их сущности и различий.

Таблица 1

Год Автор Определение

1966, 1975, 1981 Becker, G. S. Schultz, T. W Термин «человеческий капитал» получил, среди прочего, все большую популярность благодаря работам Беккера (1975) и Шульца (1981). Авторы провели исследования, в ходе которых можно было показать, что процветающее развитие регионов нельзя объяснить исключительно инвестициями в недвижимость. Скорее, можно установить положительную корреляцию между благосостоянием и уровнем образования [3, 15].

2003 Menzies, M. Человеческий капитал демонстрирует врожденный талант, который может как изменять, так и модернизировать себя и другие ресурсы. Эта характеристика ведет к постоянному динамизму экономики [13].

2003 Weatherly, L. A. Человеческий капитал это совокупность характеристик, жизненного цикла, знаний, творчества, инноваций и энергии, которые люди вкладывают в свою работу[16].

2004 Burund, S., & Tumolo, S. Человеческий капитал - это вложение в человеческие ресурсы с целью повышения их эффективности. Фактически, стоимость этих инвестиций предусмотрена для использования в будущем. Следовательно, обучающаяся организация выбирает инвестиции в отдельных лиц, потому что люди представляют собой ценный человеческий капитал с разными качествами [5].

2005 Best, R.J. Человеческий капитал - это прежде всего носитель технологических знаний, лежащих в основе научно-технического прогресса [4].

2005 Joseph A. DiVanna and Jay Rogers Человеческий капитал и связанная с ним ценность могут быть определяется просто как «неявные знания, хранящиеся в головах людей [10].

2006 Namasivayam, K., & Denizci, B Человеческий капитал относится к знаниям, образованию, трудовой компетенции и психометрическим оценкам [14].

2009 Kumar,V. & Shah, D. Профессиональная компетентность должна рассматриваться как важный корпоративный актив, позволяющий организации получить долгосрочное конкурентное преимущество. Компетентность сотрудников определяется способностью компании выполнять возложенные на нее задачи, включая способность выполнять работу. Неустойчивость экономических условий требует внесения постоянных изменений, чтобы адаптировать компетенцию к существующей ситуации. Это можно рассматривать как развитие человеческого капитала в компании, способствующее увеличению ее стоимости [11].

Однако существуют не только авторские определения этой экономической категории, но и гармонизированное международное понятие «человеческий капитал». Под человеческим капиталом понимают знания, навыки и здоровье, которые люди аккумулируют в течение своей жизни, что позволяет им реализовывать свой потенциал в качестве полезных членов общества. Инвестиции в людей на основе улучшения питания, здравоохранения, предоставления качественного образования, создания рабочих мест и обучения профессиональным навыкам способствуют развитию человеческого капитала, а это является основным условием, позволяющим покончить с крайней бедностью и сформировать более социально сплоченное общество [8].

По своей сути инвестиции в улучшение питания и здравоохранение по нашему мнению не являются составляющими человеческого капитала. Они являются социально-экономическими составляющими быта любого человека. Это отдельная группа показателей характеризующих продовольственную безопасность любой страны, если мы говорим о питании. А если мы говорим о здравоохранении, о здоровье нации, то есть группа показателей характеризующих здоровье нации и продолжительность жизни. Таким образом главными составляющими человеческого капитала являются полученные знания и навыки, желание получать новые знания и навыки и применять их на практике.

Относительно определения категории «человеческий капитал» то это мнение Всемирного Банка, по своей сути структурного подразделения ООН. Всемирный Банк под человеческим потенциалом подразумевает измерение показателей человеческого развития - высокой продолжительности жизни и здорового образа жизни, высокого уровня информированности и достойного жизненного уровня [8]. То есть человеческий капитал в отличие от человеческого потенциала предполагает наличие знаний навыков и здоровья. Хотя на наш взгляд элементы здоровья присутствуют и в понятии человеческий потенциал. Отличие лишь в том, что человеческий капитал это наличие у определённого индивида

знаний и навыков. И, безусловно, в условиях цифровой экономики, это должны быть знания и навыки в области использования инструментов и технологий цифровой экономики. Все остальное очевидно мало интересно для современного экономического уклада. Скажем, не интересны моральные устои современного общества, моральные устои воспитания детей и института брака и т.д. Для современной экономики актуально наличие знаний и навыков, возможность их использования для создания продуктов с высокой добавленной стоимостью и последующего присвоения прибыли. В свою очередь производство продуктов с высокой добавленной стоимостью требуют не только инвестиций в основной капитал, но и современных знаний и навыков, то есть составных частей человеческого капитала.

Показателем, характеризующим человеческий капитал, является индекс человеческого капитала, рассчитываемый с использованием трех компонентов. Расчет осуществляется путем умножения этих компонентов.

Компонент 1: Показатель выживаемости. Этот компонент Индекса является отражением той печальной реальности, что не все рожденные сегодня дети достигнут возраста, когда начинается процесс накопления человеческого капитала в рамках системы официального образования. Компонент 2: Обучение в школе. Этот компонент Индекса представляет совокупные количественные и качественные данные об образовании. Компонент 3: Состояние здоровья. Не существует единого, общепринятого, измеряемого напрямую и доступного суммарного показателя состояния здоровья, подобного показателю количества лет обучения в школе в качестве стандартного критерия образовательных достижений.

В таблице 2 представлены страны-лидеры по индексу человеческого капитала. Далее по тексту некоторые из этих стран будут фигурировать как объекты анализа. Это само по себе не удивительно, так как такая составная часть человеческого капитала как знания оказывает непосредственное влияние на развитие, в том числе цифровой экономики.

Таблица 2

Индекс человеческого капитала в некоторых развитых странах мира, 2018г._

Место Страна Нижний предел Показатель Верхний предел

1 Сингапур 0.87 0.88 0.90

2 Республика Корея 0.83 0.84 0.86

3 Япония 0.83 0.84 0.85

4 Гонконг 0.81 0.82 0.83

5 Финляндия 0.80 0.81 0.82

6 Ирландия 0.79 0.81 0.82

7 Австралия 0.79 0.80 0.81

8 Швеция 0.79 0.80 0.81

9 Нидерланды 0.79 0.80 0.81

10 Канада 0.79 0.80 0.81

34 Россия 0.68 0.73 0.77

Рейтинг стран по индексу человеческого капитала возглавляет Сингапур со значением показателя -0,88, затем идут Республика Корея - 0,84, Япония - 0,84, Гонконг - 0,82, Финляндия и Ирландия по 0,81. Затем плотного идет группа стран, у которых индекс человеческого капитала составляет по 0,80, при этом верхний и нижний предел показателя также не отличается: Австралия, Швеция, Нидерланды и Канада.

Как известно, согласно методологии Всемирного Банка Компонент 2 состоит двух показателей: количества образования и качества образования. Количество образования измеряется по количеству лет, которые ребенок может рассчитывать проучиться в школе к моменту достижения им 18 лет. Качество образования отражает проведенную Всемирным банком работу по сведению результатов тестирования по крупнейшим международным программам оценки в показатель унифицированных образовательных достижений.

Однако такой подход к оценке индекса человеческого капитала учитывает только базовые знания, полученные в школе. Учитывается и качественная сторона обучения. Обучение в колледжах и университетах здесь не учитывается, что искажает реальную оценку индекса человеческого капитала. Получая высшее образование, образовательная составляющая существенно увеличивает индекс человеческого капитала и собственно его влияние, в том числе на развитие цифровой экономики.

В отчёте Deloitte, посвящённом анализу международных тенденций в сфере человеческого капитала в 2018 году, подчёркивается, что обеспокоенность проблемами автоматизации, старения рабочей силы, роста потребностей в навыках нового типа и дефицита на рынках труда ставит перед современными компаниями неотложную задачу по объединению усилий высшего руководства с целью повышения социальной роли бизнеса [1,7].

Использование современных технологий повышает доходность бизнеса за счет снижения доли живого труда и увеличения доли овеществленного труда. В то же время овеществленный труд требует постоянного контроля со стороны человека, что вызывает потребность в специалистах в области цифровых технологий. Негативные демографические показатели развитых стран мира беспокоят

собственников бизнеса перспективами дефицита квалифицированной рабочей силы. И они вынуждены думать о социальной роли бизнеса, возможности дальнейшего его развития теряя при этом определенную долю прибыли.

Безусловно, чем лучше уровень знаний и навыков у современных специалистов, тем больше их стоимость на рынке труда. Эти знания и навыки формируются в вузах, колледжах и даже школах, предопределяя дальнейшее развитие цифровой экономики. От уровня образования, от количества специалистов в области цифровых технологий зависит качество и перспективы дальнейшего развития цифровой экономики любой страны мира.

Экономисты обнаружили, что, когда страны активно инвестируют в человеческий капитал, эти инвестиции в конечном итоге способствуют внедрению технологий. Как следствие, более образованные страны быстрее внедряют технологии, способствующие развитию квалифицированной рабочей силы. Поэтому неудивительно, что страны с более высоким уровнем образования испытали более быстрый сдвиг в сторону отраслей с интенсивным обучением [2].

Из таблицы 3 видно, что доля выпускаемых специалистов со средним и высшим образование, а также аспирантов, не влияет на индекс цифрового развития страны. Так например в России выпускается значительная доля специалистов в области цифровых технологий, но страна занимает только 37 место по показателю цифрового развития. Хотя теоретически именно наличие современных знаний и навыков, получаемых в школах и вузах должно являться главным фактором успешного развития цифровой экономики. Есть и другие факторы, оказывающие влияние на развитие цифровой экономики помимо человеческого капитала, такие как благоприятный инвестиционный и налоговый режим, благоприятные институциональные условия, политическая обстановка и т.д. Однако, в конечном счете, именно человеческий фактор способствует формированию благоприятных условий как для развития экономики в целом, так и для отрасли цифровых технологий.

Один из главных факторов в системе образования это качество получаемых знаний и умений, которые затем демонстрируют выпускники, используя инструменты и технологии цифровой экономики. Очевидно, что первые 10 стран перечисленные в таблице 3 обладают системой образования, адекватной складывающимся макроэкономическим отношениям, в частности эффективному развитию цифровой экономики. Как видно из приведенных данных, здесь не действует принцип «чем больше, тем лучше», скорее речь можно вести исключительно о качестве образования, хорошей материальной составляющей учебных заведений, а также хорошей практической подготовке студентов. Доля выпускников владеющих цифровыми технологиями в развитых странах мира составляет не более 15-18% от общего количества выпускников всех уровней образования.

Таблица 3

Выпуск со средним профессиональным по программам подготовки среднего звена и высшим образованием в области информационно-коммуникационных технологий по некоторым странам

ми ра, 2017-2019годы [17]

Страна Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена (МСКО 5) Высшее образование по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (МСКО 6, 7) Высшее образование по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (МСКО 8) Индекс цифрового развития ( в скобках указано занимаемое место)

Норвегия 1.6 3.9 1.9 3.79 (1)

Швеция 11.7 3.2 5.2 3.79 (2)

Швейцария - 2.4 3.4 3.74 (3)

Дания 6.4 4.7 - 3.72 (4)

Финляндия - 6.3 7.2 3.72 (5)

Сингапур н.д. н.д. н.д. 3.69 (6)

Республика Корея 4.7 7 4 3.3 3.68 (7)

Великобритания 4.6 3.6 3.9 3.67 (8)

Гонконг н.д. н.д. н.д. 3.66 (9)

США 3.5 4.3 2.8 3.61 (10)

Россия 6.1 4.8 8.1 2.49 (37)

Доказательством того, что именно качество знаний и навыков является доминирующим фактором, определяющим уровень развития цифровой экономики является индекс цифровизации бизнеса (таблица 4). Из приведенных данных видно, что 5 из 10 стран уделяющих значительное внимание качеству образования в области цифровых технологий преуспели и в части развития самих цифровых технологий. То есть такие составляющие как качественные знания и навыки влияют на развитие цифровых технологий как минимум на 50%. Самый высокий индекс цифровизации бизнеса в Финляндии - 50. Эта

страна занимает 5 место в мире по индексу цифрового развития. Швеция занимает 5 место по индексу цифровизации и 2 место по индексу цифрового развития. Дания занимает 4 место по индексу цифровизации бизнеса и 4 место по индексу цифрового развития. Республика Корея занимает 8 место по индексу цифровизации бизнеса и 7 место по индексу цифрового развития. Таким образом, одной из мировых тенденций развития человеческого капитала является связь качества образования и уровня развития цифровой составляющей национальной экономики.

Таблица 4

Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий в организациях

предпринимательского сектора по странам, 2018-2019 годы [17]

Индекс цифровизации бизнеса Удельный вес организаций, использующих цифровые технологии, в общем числе организаций, проценты

Широкополосный Облачные RFID- ERP- Электронные

интернет сервисы технологии системы продажи

Финляндия 50 100 65 23 39 24

Бельгия 49 98 40 21 54 30

Нидерланды 48 100 48 18 48 27

Дания 47 100 56 9 40 32

Швеция 46 97 57 12 31 32

Ирландия 43 96 45 11 28 35

Норвегия 43 94 51 10 30 29

Республика Корея 42 99 17 43 38 11

Австрия 40 98 23 19 40 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Испания 40 98 22 15 46 20

Россия 31 86 27 7 22 15

Из таблицы 4 видно, что страны с высоким индексом цифровизации бизнеса активно используют не только широкополосный интернет - 98-100%, но облачные сервисы - 17-65%, КРГО-технологии - 9-43%, БИР-системы -28-54%, электронные продажи - 11-35%. Структура использования цифровых технологий определяется скорее национальными предпочтениями и особенностями, нежели технологическими или другими закономерностями.

Еще одной тенденцией развития и использования человеческого капитала в развитых странах мира является увеличение доли занятых в секторе информационно-коммуникационных технологий (таблица 5). Примечательно то, что в десятку стран с высоким уровнем занятых в секторе ИКТ вошли исключительно европейские страны. Они демонстрируют увеличение количества занятых в сфере цифровых технологий. В частности в Швеции за последние 3 года доля занятых в этой сфере увеличилась на 2%, Финляндии на 3%, Люксембурге на 3%, Нидерландах на 2%, Эстонии на 3%, Великобритании, Швейцарии и Дании на 1%, Ирландии и Норвегии на 2%.

В современных условиях знания, как составная часть человеческого капитала, технологии, как процесс реализации знаний и готовность к будущему являются составными частями мирового рейтинга цифровой конкурентоспособности, т.е. способности конкурировать в области цифровых технологий и инструментов цифровой экономики. И судя по данным таблицы 6 на поле цифровой конкурентоспособности ежегодно происходят жестокие баталии.

Таблица 5

Занятые в профессиях связанных с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных

технологий) на 100 человек занятых в экономике по странам [17]

Страны Годы

2017 2018 2019

Швеция 5 7 7

Финляндия 4 7 7

Люксембург 3 5 6

Нидерланды 4 5 6

Эстония 3 6 6

Великобритания 4 5 5

Дания 4 4 5

Ирландия 3 4 5

Норвегия 3 6 5

Швейцария 4 5 5

Россия 2 2 2

Расчет индекса цифровой конкурентоспособности предполагает расчет трех субиндексов в области знаний, технологий и готовности к будущему. В десятку стран рейтинга конкурентоспособности вошли

исключительно развитые страны мира находящиеся в Азии, Европе и Северной Америке. Причем первые 6 мест индекса цифровой конкурентоспособности не изменили свое место в рейтинге по сравнению с 2018 годом. Это означает, что несмотря на то что развитые страны вкладывают значительные средства в развитие цифровых технологий, в знания и технологии, эти 6 стран (США, Сингапур, Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды) прикладывают больше усилий для развития цифровой экономики, а также больше инвестиций в это направление.

Таким образом, такая составляющая человеческого капитала, как знания оказывает существенное влияние на развитие цифровой экономики в развитых странах мира.

Развивая предыдущий тезис о значимости знаний в процессе формирования человеческого капитала, следует акцентировать внимание и на процессе создания знаний, который включает в себя проведение исследований и в конечном итоге публикацию статей и патентование изобретений. Развитые сраны мира прикладывают немало усилий для того чтобы активизировать процесс получения новых знаний, воплотить их в технологии и применять на практике. В развитых странах мира существуют мотивационные механизмы поддержки создания новых научных знаний и применения их на практике. Так например в США, для того чтобы хозяйствующему субъекту получить государственную поддержку он должен применять инновации. Причем делается это не формально, а с предоставлением соответствующих доказательств. В Германии при строительстве домов в частном секторе, использование технологий «умного дома», способствует снижению ставки по ипотеке и т.д.

Таблица 6

Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности по странам, 2019 год [17]_

Страны Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (World Digital Competitiveness Ranking) В том числе субиндексы

Знания (Knowledge) Технологии (Technology) Готовность к будущему (Future Readiness)

Ранг (изменение по сравнению с 2018 г.)

США 1 (0) 1 (+3) 5 (-2) 1 (+1)

Сингапур 2 (0) 3 (-2) 1 (0) 11 (+4)

Швеция 3 (0) 4 (+3) 7 (-2) 6 (-1)

Дания 4 (0) 6 (+2) 11 (-1) 2 (-1)

Швейцария 5 (0) 2 (+4) 10 (-1) 10 (0)

Нидерланды 6 (+3) 13 (-1) 6 (+2) 3 (+1)

Финляндия 7 (0) 9 (0) 8 (-4) 7 (+1)

Гонконг 8 (+3) 7 (-2) 4 (+2) 15 (+9)

Норвегия 9 (-3) 16 (0) 3 (-1) 8 (-2)

Республика Корея 10 (+4) 11 (0) 17 (0) 4 (+13)

Россия 38 (+2) 22 (+2) 43 (0) 42 (+9)

Суть следующей закономерности использования человеческого капитала в цифровой экономике заключается в наращивании концентрации научных исследований и разработок в области информационно-коммуникационных технологий.

Лидером по количеству публикаций в 2019 году является Китай - 28.22% всех публикаций в Scopus, на втором месте США - 15.76%, на третьем Индия - 9.51% (таблица 7). Доля развитых стран мира в удельном весе публикаций за последние 10 лет имеет тенденцию к снижению. Причиной такой тенденции является увеличение доли публикаций странами, ранее имевшими незначительную долю в общемировом количестве публикаций. Так например, Россия увеличила долю публикаций с 0.87% до 3.12%. Но значительный вклад в изменение удельного веса публикаций в их общемировом количестве внесла Индия, увеличив долю публикаций в Scopus на 6.5%.

По паритету покупательной способности ВВП Индии занимает третье место после Китая и США. При этом активно развивается сельское хозяйство и промышленность. Очевидно, что в том числе благодаря формированию новых знаний и использованию новых технологий Индия демонстрирует хорошие показатели развития экономики.

Примечательно то, что в десятку стран в высоким удельным весом в общемировом количестве публикаций Scopus вошли 8 стран занимающие лидирующие позиции по рейтингу ВВП по паритету покупательной способности. Исключение составили Италия - 11 место и Канада 16 место. Это еще раз подтверждает зависимость развития как экономики в целом, так и ее цифровой составляющей от уровня развития человеческого капитала, и в частности от качества знаний.

Таблица 7

Удельный вес стран в общемировом числе публикаций, индексируемых в Scopus [17]_

Место Страна 2010год 2019год Рейтинг стран по ВВП (по паритету покупательной способности)

1 Китай 28.22 25.80 1

2 США 18.38 15.76 2

3 Индия 3.01 9.51 3

4 Германия 5.80 5.21 5

5 Великобритания 4.97 4.83 8

6 Япония 5.09 3.76 4

7 Италия 3.20 3.52 11

8 Франция 4.38 3.51 9

9 Россия 0.87 3.12 6

10 Канада 3.38 2.85 16

Аналогичная ситуация складывается по патентным заявкам на изобретения в области ИКТ (таблица 8). Свои позиции в области регистрации интеллектуальной собственности существенно укрепляют Китай - увеличение количества заявок более чем в 5 раз и США - в 1.5раза. По остальным странам происходит несущественное изменение. В этом рейтинге следует отдельно отметить успехи Республики Корея в части развития промышленности и цифровых технологий. ВВП этого государства ежегодно увеличивается на 2.8-3.3%.

Таблица 8

Патентные заявки на изобретения в области ИКТ по стране заявителя_

Место Страна 2010 год 2019 год Рейтинг стран по ВВП (по паритету покупательной способности)

1 Китай 53962 279730 1

2 США 108636 146508 2

3 Япония 135947 98942 4

4 Республика Корея 59212 61755 14

5 Германия 17007 18025 5

6 Франция 13249 10770 9

7 Швеция 7750 9281 37

8 Великобритания 7187 6037 8

9 Нидерланды 6236 5027 24

10 Израиль 3203 3678 48

15 Россия 1696 2033 6

Пандемия СОУ[Э-19 и обязательное социальное дистанцирование сделали необходимость цифровизации при общении с компаниями, человеческим капиталом и государственными услугами еще более актуальной. Текущая пандемия СОУ[Э-19 показала, насколько важны цифровые активы для экономики стран мира и в частности для ЕС. Базовые и продвинутые цифровые навыки поддерживают экономику и общество ЕС. И это несмотря на то, что в 2019 году интернетом пользовались уже 85% граждан, в то время как до кризиса СОУ[Э-19 только 58% имели минимум базовых цифровых навыков. Очевидно, что подключения к Интернету недостаточно; это должно быть в паре с соответствующими навыками, чтобы воспользоваться преимуществами цифрового общества. Цифровые навыки варьируются по уровню сложности, начиная от базовых, которые позволяют участвовать в цифровом обществе и потреблять цифровые товары, заканчивая продвинутыми которые позволяют разрабатывать новые цифровые товары и услуги.

Таблица 9

Показатели человеческого капитала в DESI (Digital Economy and Society Index) [6]_

Показатели 2017 год 2019 год

Базовые навыки, % 57 58

Выше базовых навыков, % 31 33

Базовые навыки работы с программным обеспечением, % 60 61

Специалисты по ИКТ, % от занятых, в целом по экономике 3.7 3.9

Женщины - специалисты в области ИКТ, % от занятых женщин 1.3 1.4

Выпускники ИКТ, % от общего количества выпускников 3.5 3.6

Высокий уровень развития человеческого капитала оказывает позитивное влияние не только на развитие цифровой экономики, но и на экспорт товаров связанных с ИКТ. Как видно из данных таблицы

10 - 7 стран из 10 занимающих лидирующие позиции по экспорту ИКТ в мире имеют значение индекса человеческого капитала более 0,7.

Исключение составляют Китай, Малайзия и Мексика. Лидирующие позиции этих стран среди мировых экспортёров ИКТ обусловлены дешевой рабочей силой и проводимой государственной политикой наращивания экспорта.

Выводы. Современная методика оценки человеческого капитала требует существенных корректировок связанных с уточнением качественных показателей оценки человеческого капитала. В частности знаний и умений. Необходимость такого рода изменений обусловлена эволюцией категории «человеческий капитал» а также учетом влияния знаний и умений, на развитие как экономики в целом, так и отдельных экономических процессов и даже технологических операций.

Таблица 10

Экспорт товаров, связанных с ИКТ, по основным странам-экспортерам и России [17]

Страна 2016 год 2017 год Индекс развития человеческого капитала1 (занимаемое место), 2018 год

Китай 32.3 30.7 46

США 9.7 7.3 24

Республика Корея 7.6 7.1 2

Сингапур 7.6 6.0 1

Германия 4.3 3.6 11

Малайзия 4.0 3.4 55

Мексика 4.2 3.3 64

Япония 3.7 2.9 3

Нидерланды 3.6 2.8 9

Россия 0.1 0.1 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тенденции использования человеческого капитала в цифровой экономике сводятся к увеличению объемов продукции с высокой добавленной стоимостью, наращиванию экспорта, объемов ВВП и других макроэкономических показателей. Современная экономика очень чувствительна к использованию новых знаний и навыков. Это прежде всего способствует созданию новых технологий и техники, а также необходимости ее квалифицированного облуживания и использования. Кроме того, страны обладающие высоким индексом человеческого капитала обеспечивают существенный прирост знаний и изобретений. Все это ставит развитие мировой экономики зависимости от уровня развития человеческого капитала.

Список литературы

1. 2018 Global Human Capital Trends: The rise of the social enterprise. URL: https://documents.deloitte.com/insights/HCTrends 2018

2. Antonio Ciccone and Elias Papaioannou, "Human Capital, the Structure of Production, and Growth," The Review of Economics and Statistics 91, no.1 (2009): 66-82

3. Becker, G. S. (1975). Human Capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education(2nd ed.). New York: NBER

4. Best, R.J. (2005).Market-based Management. Strategiesfor Growing Customer-Value and Profitability. New Jersey:PearsonPrentice Hall.

5. Burund, S., & Tumolo, S. (2004). Leveraging the new human capital: Adaptive strategies, results achieved, and stories of transformation. Boston, USA: Nicolas Brealey America.

6. https://ec.europa.eu/newsroom/dae/document.cfm?doc_id=67077 26 декабря 2020 года

7. https://roscongress.org/materials/mirovye-tendentsii-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-2018-rost-chisla-sotsialno-otvetstvennykh-pred/

8. https ://www.vsemirnyjbank. org/ru/publication/human-capital/brief/the-human-capital-project-frequently-asked-questions#9

9. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital/brief/

10. Joseph A. DiVanna and Jay Rogers, People: The New Asset on the Balance Sheet (New York: Palgrave McMillan, 2005)

11. Kumar,V. & Shah, D. (2009). Expanding the Role of Marketing: From Customer Equity to Market Capitalisation. Journal of Marketing, November, 119-136.

12. Mark Blaug, Economics of Education: A Selected Annotated Bibliography (New York: Pergamon Press, 1966)

1 Индекс измеряет уровень производительности следующего поколения работников в сопоставлении с эталонным показателем полного курса обучения и полноценного здоровья. Значение Индекса для страны, в которой родившийся сегодня ребенок может рассчитывать пройти полный курс обучения и иметь полноценное здоровье, равно 1.

13. Menzies, M. (2003). Human capital development in research, science and technology. Retrieved from http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downlaod.

14. Namasivayam, K., & Denizci, B. (2006). Human capital in service organizations: Identifying value drivers. Journal of Intellectual Capital, 7(3), 381-393

15. Schultz, T. W. (1981). Investment in Human Capital.New York: Free Press

16. Weatherly, L. A. (2003, March). Human capital—the elusive asset measuring and managing human capital: A strategic imperative for HR. Research Quarterly. Retrieved June 1, 2003, from http://www.shrm. org/research/quarterly/0301capital.pdf.

17. Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 360 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2194-6

References

1. 2018 Global Human Capital Trends: The rise of the social enterprise. URL: https://documents.deloitte.com/insights/HCTrends 2018

2. Antonio Ciccone and Elias Papaioannou, "Human Capital, the Structure of Production, and Growth," The Review of Economics and Statistics 91, no.1 (2009): 66-82

3. Becker, G. S. (1975). Human Capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education(2nd ed.). New York: NBER

4. Best, R.J. (2005).Market-based Management. Strategiesfor Growing Customer-Value and Profitability. New Jersey:PearsonPrentice Hall.

5. Burund, S., & Tumolo, S. (2004). Leveraging the new human capital: Adaptive strategies, results achieved, and stories of transformation. Boston, USA: Nicolas Brealey America.

6. https://ec.europa.eu/newsroom/dae/document.cfm?doc_id=67077 December 26, 2020

7. https://roscongress.org/materials/mirovye-tendentsii-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-2018-rost-chisla-sotsialno-otvetstvennykh-pred/

8. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital/brief/the-human-capital-project-frequently-asked-questions#9

9. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital/brief/

10. Joseph A. DiVanna and Jay Rogers, People: The New Asset on the Balance Sheet (New York: Palgrave McMillan, 2005)

11. Kumar,V. & Shah, D. (2009). Expanding the Role of Marketing: From Customer Equity to Market Capitalisation. Journal of Marketing, November, 119-136.

12. Mark Blaug, Economics of Education: A Selected Annotated Bibliography (New York: Pergamon Press, 1966)

13. Menzies, M. (2003). Human capital development in research, science and technology. Retrieved from http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downlaod.

14. Namasivayam, K., & Denizci, B. (2006). Human capital in service organizations: Identifying value drivers. Journal of Intellectual Capital, 7(3), 381-393

15. Schultz, T. W. (1981). Investment in Human Capital.New York: Free Press

16. Weatherly, L. A. (2003, March). Human capital—the elusive asset measuring and managing human capital: A strategic imperative for HR. Research Quarterly. Retrieved June 1, 2003, from http://www.shrm. org/research/quarterly/0301capital.pdf.

17. Indicators of the digital economy: 2020 : statistical collection / G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg et al.; National. research. un-t I60 "Higher School of Economics". - Moscow: HSE, 2020. - 360 p. - 300 copies - ISBN 978-5-7598-2194-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.