Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ'

МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / МЧС РОССИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА / СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вострикова Анна Алексеевна, Морозова Оксана Александровна

В статье представлена информация о работе российских специалистов в составе межучрежденческой и экспертной группы ООН по статистике, связанной со стихийными бедствиями в 1 полугодии 2021 года, включая работу на I Экспертном форуме Статистической комиссии ООН 7, 8 и 10 июня 2021 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вострикова Анна Алексеевна, Морозова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL INTEGRATION PROCESSES IN THE FIELD OF STATISTICAL ACCOUNTING OF DISASTERS AND NATURAL HAZARDS

The article provides information on the work of Russian specialists as part of the UN interagency and expert group on statistics related to natural disasters in the 1st half of 2021, including the work at the First Expert Forum of the UN Statistical Commission on June 7, 8 and 10, 2021

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»

Взгляд молодого ученого Young scientist view

УДК 327.7:614.89

Мировые интеграционные процессы в области статистического учета катастроф и стихииных бедствии

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

А.А. Вострикова, О.А. Морозова Аннотация

В статье представлена информация о работе российских специалистов в составе межучрежденческой и экспертной группы ООН по статистике, связанной со стихийными бедствиями в 1 полугодии 2021 года, включая работу на I Экспертном форуме Статистической комиссии ООН 7, 8 и 10 июня 2021 года.

Ключевые слова: ООН; МЧС России; экспертная группа; стихийные бедствия; чрезвычайные ситуации; статистика.

Global Integration Processes in the Field of Statistical Accounting of Disasters and Natural Hazards

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

А. Vostrikova, O. Morozova

Abstract

The article provides information on the work of Russian specialists as part of the UN inter-agency and expert group on statistics related to natural disasters in the 1st half of 2021, including the work at the First Expert Forum of the UN Statistical Commission on June 7, 8 and 10, 2021.

Key words: UN; EMERCOM of Russia; expert group; natural disasters; emergencies; statistics.

25.06.2021

Введение

В современном и динамично развивающимся мире внедрение новых технологий и, как следствие, прогресс, зачастую имеют негативное влияние на окружающую среду: изменение климата, разрушение озонового слоя, явления Эль-Ниньо и Ла-Нинья и др., тем самым повышая вероятность и частоту стихийных бедствий и катастроф.

В базе данных по чрезвычайным ситуациям EM-DAT, содержащей информацию примерно о 24 000 фактах природных и техногенных катастроф и их последствиях по всему миру за более, чем столетний период наблюдений (с 1900 года по настоящий день), за период с 2000 по 2019 год зафиксированы убытки на общую сумму 2,97 трлн долларов США; при этом, с точки зрения зарегистрированного экономического ущерба, первое место занимают ураганы (1,39 трлн $US), за которыми следуют наводнения (651 млрд $US) [1]. Распределение зарегистрированных экономических потерь в порядке убывания по первым пяти типам бедствий за период 2000-2019 годов приведено на рис. 1.Чтобы быть зарегистрированным в EM-DAT как катастрофа, событие должно соответствовать по крайней мере одному из следующих критериев: 10 и более человек погибших; 100 или более человек пострадавших; объявление о чрезвычайном положении; обращение за международной помощью. Для многих стран, наиболее пострадавших от стихийных бедствий, большая часть последствий за последние два десятилетия была обусловлена только одним типом бедствия или, в некоторых случаях, одним событием бедствия. Например, в Эсватинии и Мавритании, двух странах с самым высоким рейтингом по общему числу пострадавших людей по отношению к численности населения, 88% и 97% пострадавших получило ущерб от засух. Для Доминики, страны, которая фигурировала во всех списках топ-10 относительно последствий стихийных бедствий, более 99% пострадавших или погибших в результате стихийных бедствий, вызванных штормами. На Каймановых

47% 22%

$1.39 трлн $651 млрд

M

островах 98% всех экономических потерь было вызвано одним событием — разрушительным воздействием урагана «Иван» на островное государство.

Выражая сильную обеспокоенность усугублением факторов, влияющих на возрастание риска бедствий, на 75-й сессии Совета Безопасности ООН была принята резолюция (75/216), ключевой темой которой было «Устойчивое Развитие: Снижение Риска Бедствий». Ссылаясь на свои предыдущие резолюции, а также на Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию, Повестку дня на XXI век, Программу действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбургский план выполнения решений) и подтверждая итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию под названием «Будущее, которого мы хотим», было принято решение перехода к системному подходу к учету различных видов бедствий [2-10, 17-19]. В соответствии с пунктом 19 резолюции Совета Безопасности ООН (75/216) [2], была обозначена необходимость в инклюзивном процессе принятия решений, государствам рекомендовано «начать или, сообразно обстоятельствам, расширить сбор и анализ данных о причиненном бедствиями ущербе и о других соответствующих целевых показателях снижения риска бедствий в разбивке по уровню дохода, половозрастным группам, инвалидности и другим параметрам, имеющим актуальное значение в национальном контексте, и укреплять всеохватную межведомственную координацию в деле сбора данных о риске бедствий и проведения комплексного анализа, а также предлагает государствам-членам мобилизовать национальные статистические службы, органы планирования и другие соответствующие ведомства и укреплять их потенциал в области систематического сбора, анализа и проверки данных о риске бедствий для институционализации использования этих данных в процессах принятия

© %

Рис. 1. Распределение зарегистрированных экономических потерь (долл. США) в порядке убывания по первым пяти типам бедствий (шторм, наводнение, землетрясение, засуха, лесной пожар) за период 2000-2019 годы

решений и инвестирования во всех секторах». Заключительным пунктом данной резолюции стала просьба Совета Безопасности: Генеральному секретарю предоставить доклад об осуществлении настоящей резолюции на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи, а также включить в предварительную повестку дня в рамках пункта, озаглавленного «Устойчивое развитие», подпункт «Снижение риска бедствий».

Важность создания механизмов для обеспечения сотрудничества и координации работы по статистике стихийных бедствий между дисциплинами и организациями признана на национальном и международном уровнях, включая Статистическую комиссию ООН и Конференцию европейских статистиков [13-15]. Также, во время обсуждений 50-й сессии в марте 2019 года Статистическая комиссия признала необходимость в более качественных дезагрегированных и сопоставимых данных для статистического измерения и включения социальной, экономической и экологической статистики в информацию о стихийных бедствиях. 50-я сессия, в свою очередь, предоставила Комиссии возможность обсудить способы создания и укрепления совместной статистической базы и сети экспертов среди множества дисциплин и областей знаний, связанных со статистикой стихийных бедствий. При этом также были рассмотрены варианты и условия создания официального механизма для поддержания сотрудничества и координации статистики, связанной со стихийными бедствиями и катастрофами, между экспертными сообществами, организациями и регионами статистического сообщества, где международные и региональные организации играют ведущую роль в их поддержке. Это послужило предпосылкой к созданию Межучрежденческой и экспертной группы по статистике, связанной со стихийными бедствиями (МЭГ). Позже, на своей 50-й сессии в 2019 году, Статистическая комиссия ООН приняла официальное решение (50/116) о создании МЭГ и об обязательстве Статистического отдела ООН, Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК), Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономической комиссии для Африки (ЭКА), Экономической и социальной комиссии для Западной Азии (ЭСКЗА), а также Управления Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий работать вместе в вопросе консультаций членов существующих региональных экспертных и целевых групп для создания и координации:

а) официального механизма в компетенции Комиссии по продвижению общей статистической программы по данным, связанным с катастрофами;

б) сети экспертных сообществ для поддержания сотрудничества, координации и сбора средств, для улучшения статистики, связанной с опасными событиями и бедствиями.

Межучрежденческая и экспертная группа по статистике стихийных бедствий является официальным механизмом в компетенции Статистической комиссии

ООН. Основными функциями МЭГ выделены следующие пункты:

1) принимать во внимание принятые на региональном уровне статистические структуры, схемы, системы и практики по статистике, связанной с опасными событиями и стихийными бедствиями, если таковые имеются, для информирования вышеупомянутого процесса;

2) регулярно организовывать экспертный форум для поддержания сотрудничества, координации и сбора средств для улучшения статистики, связанной с опасными событиями и бедствиями.

Состав Межучрежденческой и экспертной группы ООН по статистике стихийных бедствий включает в себя:

1) представителей государств — членов из национальных статистических управлений и организаций по уменьшению рисков катастроф и стихийных бедствий;

2) учреждения, назначенные руководством существующих региональных групп, работающих над статистикой стихийных бедствий, и рабочей группой по геопространственной информации и реагированию на чрезвычайные ситуации Комитета экспертов по глобальному управлению геопространственной информацией;

3) учреждения, активно участвующие в работе существующих региональных групп;

4) учреждения, регулярно представляющие доклады в рамках процесса мониторинга хода осуществления Сендайской рамочной программы.

Отдельным пунктом отбора являлись опыт и знания кандидата, а также разумная численность Экспертной группы (не более 50 членов). Основная группа включает в себя представителей Статистического отдела Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата, ЭСКАТО, ЕЭК, ЭКЛАК, ЭСКЗА, ЭКА и Управления Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий. Для поддержания прогресса работы МЭГ Основная группа:

является лидером и координирует роль сопредседателей;

изучает проекты предложений сопредседателей до консультации с МЭГ в полном составе;

выполняет функции организационного комитета регулярного экспертного форума для пользователей и производителей статистики стихийных бедствий;

руководит группами или подгруппами, созданными МЭГ;

способствует сбору средств для работы МЭГ;

представляет МЭГ на соответствующих глобальных и региональных форумах;

поддерживает связи между МЭГ и соответствующими международными группами.

Работа Основной группы проводится в основном путем использования электронных средств с виртуальными собраниями, созываемыми по мере необходимости сопредседателем или членом Основной группы. В состав экспертной группы включено не более двух представителей от каждой страны: по одному представителю от национального статистического управления и одному представителю от компетентного

Азия и регион

Африка; 30 Тихого океана; 30 _

¡Европа; 28

25 ^^В- I Америка и —I

Карибскнп ВГлрабскпс страны; I 20__^^И—I бассейн; 19_■ 18

Щ - Щ - - Международные

| организации; 11

11111г

Рис. 2. Распределение участников от стран по регионам

государственного органа, занимающегося вопросами управления риском бедствий. Распределение участников от стран по регионам приведено на рис. 2.

В качестве представителя Российской Федерации была приглашена Морозова Оксана Александровна, старший научный сотрудник 1 НИЦ «Оценки рисков и предупреждения чрезвычайных ситуаций» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); эксперт международной фокус-группы МСЭ, ВМО и ЮНЕП по использованию искусственного интеллекта в управлении операциями в случаях стихийных бедствий; эксперт МОГО по оценке риска и управлению чрезвычайными ситуациями, а также эксперт национального технического комитета по стандартизации ТК 010 «Менеджмент риска». Также, в работе Межучрежденческой и экспертной группы по статистике стихийных бедствий принимала участие Вострикова Анна Алексеевна (переводчик, младший научный сотрудник 1 НИЦ «Оценки рисков и предупреждения чрезвычайных ситуаций» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).

1. Межучрежденческая и экспертная группа по статистике стихийных бедствий

Первые встречи участников Межучрежденческой и экспертной группы по статистике стихийных бедствий были проведены 25 и 26 мая 2021 года в онлайн-формате. Целями данных встреч являлись:

сформировать общее понимание целей, функций и результатов МЭГ;

проанализировать прошлые усилия по статистике стихийных бедствий, которые служат отправной точкой для работы МЭГ по развитию общей статистической базы по стихийным бедствиям;

проконсультироваться по объему общей статистической базы, включая темы для исследовательской программы;

согласовать план работы МЭГ по разработке общей статистической базы для статистики стихийных бедствий;

подготовиться к Первому форуму экспертов для производителей и пользователей статистики, связанной

со стихийными бедствиями, который состоялся 7, 8 и 10 июня 2021 года.

На первых встречах зарегистрировавшиеся эксперты также выбрали пять основных тем для исследовательской программы:

1) экологические потери;

2) учет экономических потерь;

3) дезагрегирование статистики по населению;

4) классификация опасностей;

5) интеграция данных об уязвимых группах в сбор или компиляцию статистики стихийных бедствий.

В целях построения более четкого и детального плана работы экспертной группы участникам необходимо было высказать свое мнение по следующим пунктам:

ориентировочный объем и темы исследований для создания общей статистической базы по статистике стихийных бедствий;

план действий, график, роли и обязанности экспертов.

По итогам обсуждений было выделено два основных требования, которым должна соответствовать такая база данных. Первое — общая статистическая база должна включать руководство по производству, распространению и использованию статистики стихийных бедствий для информирования национальных политик и планов реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий. В настоящий момент страны и в некоторых случаях — разные регионы внутри страны работают с отличающимися определениями, классификациями, методологиями и практиками для сбора данных и производства статистики, что затрудняет сравнение и анализ тенденций, охватывающих несколько бедствий. Общая статистическая база должна обеспечивать гармонизацию и возможность сравнения различных типов стихийных бедствий, географических и административных районов. Второе — общая статистическая база должна способствовать национальной отчетности в соответствии с согласованными международными целями и повестками, касающимися снижения риска бедствий. Рекомендации, содержащиеся в базе, должны обеспечивать возможность сбора и обработки статистических данных и показателей в соответствии с согласованными определениями

и существующими руководящими принципами для международной отчетности, особенно с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, Преобразованием нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и Парижским соглашением [4, 10, 12]. Другие соглашения, содержащие цели, связанные с социальными, экономическими или экологическими последствиями бедствий, например, в рамках Конвенции об изменении климата Организации Объединенных Наций, Программы действий по ускоренному развитию малых островных развивающихся государств (SAMOA) или Новой программы развития городов, также могут быть учтены при разработке общей статистической базы [11]. Кроме того, необходимо, чтобы общая статистическая база учитывала тип статистики, характер стихийных бедствий, различные этапы снижения риска, цели/процессы производства, распространения и использования результатов, все из которых в конечном итоге должны стать частью планов развития с учетом рисков.

На первой встрече МЭГ 25 и 26 мая 2021 года работа была поделена на несколько этапов. Первый этап представлял собой церемонию открытия, где модераторы Основной группы представились и рассказали про ключевые цели, задачи, а также обозначили план действий, важнейшей целью которого является представление проекта общей статистической базы, связанной со стихийными бедствиями, на 54-м заседании Статистической комиссии ООН в марте 2023 г В состав Основной группы вошли: Майкл Наги, представитель ЕЭК ООН; Пуджи Пуджионо, представитель Индонезийского Статистического Общества; Рикки Мунк Хансен, представитель ЭКАТО; Анимеш Кумар, глава Управления ООН по снижению риска бедствий в Бонне.

После вступительного слова и опроса участников на платформе Ментиметр (www.menti.com) начался второй этап встречи. Модераторы завершили собрание панельной сессии для последующей работы экспертных групп, которых в итоге получилось пять. Представители Российской Федерации были определены в первую группу, состоящую из семи человек, модератором которой была Рикки Мунк Хансен. Рикки, в свою очередь, поставила перед участниками три вопроса, на которые надо было ответить от лица своей страны, при необходимости приводя в пример конкретные ситуации. Перечень вопросов был следующим: 1) Какие основные элементы следует включить в общую основу статистики стихийных бедствий? 2) Критически проанализируйте предлагаемый план деятельности МЭГ, график, роли и обязанности. Реалистичны ли сроки? Эффективны ли методы и механизмы управления? Дайте рекомендации по улучшению плана. 3) Какую роль должен играть ежегодный Форум экспертов для пользователей и производителей статистики стихийных бедствий в разработке общей базы для статистики стихийных бедствий?

Отвечая на первый вопрос в рамках обсуждения экспертной группы, российские участники озвучили проблему того, что в настоящий момент страны используют разную терминологию и разные критерии по отнесению события к чрезвычайной ситуации для сбора статистики и предложили разработать единый документ по терминологии и критериям отнесения событий к чрезвычайной ситуации каждого вида. В таком случае общемировая статистическая база будет обеспечивать возможность сравнения различных типов стихийных бедствий во всех странах. Стоит отметить, что основными параметрами статистических данных должны быть такие показатели, как вид чрезвычайной ситуации, природная или техногенная; внутри этих крупных видов делать разделение по подвидам: взрывы, пожары, землетрясения, наводнения и т.д., миграцию вследствие военных конфликтов также стоит выделить в отдельный вид ЧС. Оставшиеся параметры должны быть отведены под количество пострадавших и погибших с учетом гендера и возраста, а также экономический и экологический ущербы. Что касается сроков и предложенного плана работ, российские специалисты предложили продлить срок первых обсуждений на месяц. Это сыграло бы ключевую роль в налаживании контактов и способов взаимодействия между участниками каждой из экспертных групп. Более того, большее количество времени потребуется на подготовку информационных материалов каждой из стран для установления комплексного подхода к разработке общей статистической базы по стихийным бедствиям. Продолжить начатые обсуждения и предоставить возможность выступить представителям различных стран, чтобы те могли поделиться своим опытом в подсчете и упорядочивании статистики, связанной со стихийными бедствиями, было предложено на Первом Экспертном Форуме (7, 8 и 10 июня 2021 г.).Так, в рамках обсуждений заключительного, третьего, вопроса, представители Российской Федерации, Морозова Оксана и Вострикова Анна, выразили готовность выступить на Первом Экспертном Форуме для производителей и пользователей статистики стихийных бедствий с докладом на тему «Опыт МЧС России в учете чрезвычайных ситуаций». Данная идея была с энтузиазмом одобрена и поддержана организаторами Форума.

2. Первый Экспертный Форум

Организационный комитет, в состав которого входят представители МЭГ и Целевой группы Конференции Европейских Статистиков (КЕС), был создан для организации Первого форума экспертов для производителей и пользователей статистики стихийных бедствий1. Для экспертного форума был приглашен более широкий круг профильных экспертов из государств-членов, других организаций системы ООН, многосторонних

1 Члены организационного комитета: Анджела Ферруцца (председатель, Истат); Альберто Мальмьерка (ЭКЛАК); Альда Диас (ЭКЛАК); Андре Нонгиерма (ЕЦА); Даниэль Кларк (ОЭСР); Эрхан Юнал (ТуркСтат); Грег Скотт (СОООН); Мария Таленто (ЭСКАТО); Рахул Сенгупта (МСУОБ ООН); Райен Кирога (ЭКЛАК); Рикки Мунк Хансен (ЭСКАТО); Урбано Фра Палео (Университет Эстремадуры); Вирджиния Мюррей (Общественное здравоохранение Англии); Вафа Абул Хосн (ЭСКЗА); Майкл Наги (ЕЭК ООН).

банков развития и других важных международных организаций. Таким образом, целевая аудитория включает экспертов из национальных статистических управлений, органов управления рисками стихийных бедствий и других соответствующих государственных органов, международных организаций, научных кругов, общественных организаций и частного сектора. Группа также при необходимости имела право пригласить экспертов от академических кругов, гражданского общества, и частного сектора, чтобы те поделились своим опытом и знаниями, а также внесли вклад в создание единой базы по статистике стихийных бедствий. Основной целью данного мероприятия было инициировать серию ежегодных экспертных форумов в поддержку создания глобального сообщества специалистов-практиков, которые разрабатывают общую статистическую базу. Также, в концептуальной записке к Первому Экспертному Форуму упоминаются три другие цели:

предоставить платформу для обмена опытом и знаниями;

информировать о нормативной работе международных экспертных групп;

определить важные области работы в программе исследований МЭГ.

Структура Форума была построена таким образом, что сессии по заявленным четырем темам: «Снижение риска бедствий: роль официальной статистики», «Здоровье и изменение климата», «Геопространственное измерение», «Информирование политики снижения риска бедствий официальной статистикой: необходимость действий», были проведены в утренние и вечерние часы для удобства всех участников, учитывая факт разных часовых поясов.

Во время первого рабочего дня (7 июня 2021 г.) Экспертного Форума заключительным выступлением панельной сессии стал доклад Морозовой О. А. «Опыт МЧС России в учете чрезвычайных ситуаций». Специалист ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) выразила глубокую обеспокоенность по поводу количества и масштаба бедствий и их последствий. МЧС России постоянно держит в сфере своего внимания вопросы влияния катастроф и стихийных бедствий на устойчивое развитие государства; анализирует и обобщает опыт ликвидации последствий этих бедствий на территории нашей страны. В связи с вышесказанным в Российской Федерации разработано детальное и эффективное законодательство в области управления чрезвычайными ситуациями для всех уровней власти: от локального до федерального. Далее выступление было поделено на семь ключевых аспектов, фокусирующихся на опыте МЧС России. Первое — в РФ используется термин «чрезвычайная ситуация». Второе — информация об угрозе чрезвычайной ситуации или о факте чрезвычайной ситуации представляется в национальный центр управления любым человеком, по любым из имеющихся средствам связи, по единому номеру телефона для всей страны. Третье — в Российской Федерации разработана классификация чрезвычайных ситуаций не только на техногенные и природные, но и по источнику происхождения.

Четвертое — критерии, учитывающие особенности источника природной и техногенной ЧС [21]. Пятое — чрезвычайные ситуации подразделяются по масштабу на шесть групп: от минимальной (локальной) до максимальной (федеральной). Классификация по масштабу осуществляется с одновременным учетом: трех параметров: размера зоны чрезвычайной ситуации; количества погибших и получивших ущерб здоровью людей; величины материального ущерба (включая ущерб окружающей природной среде). Шестое — о подготовке МЧС России ежегодного Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Заключительным, седьмым пунктом, стало привлечение внимания к тому, что в России используется комплексный подход к управлению рисками катастроф, включая осуществление на всех уровнях мер с целью предупреждения, предотвращения и смягчения катастроф, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. Отмечая возможное усугубляющее воздействие изменения климата на частоту и масштаб катастроф, разрабатываются планы по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий на всех соответствующих уровнях. Завершая свой доклад, российский специалист подтвердила важность укрепления международного сотрудничества в контексте бедствий, а также в контексте выполнения обязательств по реализации мер, направленных на уменьшение опасности риска бедствий. МЧС России полагает важным способствовать выработке на международном уровне единых критериев по классификации катастроф и стихийных бедствий для однозначного понимания их масштабов и совершенствования анализа принимаемых мер в области снижения риска бедствий.

3. Определение и классификация опасностей. Технический отчет

В качестве одного из базовых информационных материалов для ознакомления был представлен отчет по определению и классификации опасностей, составленный Организацией Объединенных Наций, по снижению риска бедствий совместно с Международным научным советом2. Председатель технической рабочей группы МСОУБ / МНС (Международного научного совета) и глава отдела глобального снижения риска бедствий (Общественное здравоохранение Англии), профессор Вирджиния Мюррей провела презентацию технического отчета участникам Экспертного Форума. Отправной точкой для создания технического ответа был параграф 17 Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий 2015-2030: «Предотвращать новые и снижать существующий риск бедствий посредством реализации комплексных и всеобъемлющих экономических, структурных, правовых, социальных, медицинских, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, которые предотвращают и снижают подверженность опасностям и уязвимость к бедствиям, повышают готовность к ответу

https://council.science/publications/hazards/

и восстановлению, и, таким образом, усилению устойчивости». Ключевая цель программы и, как следствие, информационных материалов была определена в параграфе 24| Сендайской рамочной программы: «Укреплять технический и научный потенциал для использования и консолидации существующих знаний, а также для разработки и применения методологий и моделей для оценки рисков бедствий, уязвимости и подверженности всем опасностям». Источники информации для анализа определений и классификации опасностей МСОУБ/МНС включают: обзор имеющихся глоссариев ООН и научных глоссариев; список опасностей, обозначенных в Сендайской рамочной программе; классификацию программы по Комплексному исследованию риска бедствий; опрос и консультации с экспертным сообществом. Следовательно, процесс обзора вышел за рамки одной лишь Сендайской рамочной программы. Профессор Мюррей также дала определение «опасности» на основе принятой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (69/284) от 1 декабря 2016 года. Опасность — процесс, явление или деятельность человека, которые могут привести к гибели людей, травмам или другим последствиям для здоровья, материальному ущербу, социальным и экономическим нарушениям или ухудшению состояния окружающей среды. Стоит отдельно отметить различные виды опасностей, такие как: экологические, геологические и геофизические, гидрометеорологические, технологические, а также биологические. После анализа данного определения и более детального изучения его характеристик становятся очевидными сохраняющиеся различия в системах учета чрезвычайных ситуаций.

Основополагающей целью данного технического отчета было провести обзор терминологии и классификации опасностей Сендайской рамочной программы для партнеров, рассматривающих парадигму всех опасностей. Процесс обзора, анализа и классификации опасностей был комплексным и многоступенчатым

(см. таблицу) и с помощью него были получены рекомендации для дальнейших действий по созданию общей статистической базы по стихийным бедствиям. Рекомендации были следующие: 1) регулярный обзор и обновление; 2) содействие развитию системы информации о многих опасностях; 3) взаимодействие с пользователями и секторами для большей согласованности и последовательности определений опасности; 4) использовать этот список опасностей для активного вовлечения политиков и ученых в основанную на фактических данных национальную оценку рисков, снижение риска бедствий, информирование о рисках устойчивого развития и других действий, направленных на управление рисками чрезвычайных ситуаций и бедствий; 5) провести дальнейшую работу по приведению в действие параметров воздействия, уязвимость и потенциал, основываясь на определениях ГА ООН; 6) устранение каскадных и сложных опасностей и рисков.

В 2015 году Организация Объединенных Наций приняла три ключевых соглашения: Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы; Цели устойчивого развития Повестки дня на период до 2030 года и Парижское соглашение об изменении климата [4, 10, 12-13]. Данный технический отчет МСОУБ/МНС по определению и классификации опасностей поддерживает все три положения, предоставляя общий набор определений опасностей для мониторинга и анализа реализации, который призывает к «революции данных, строгим механизмам подотчетности и обновлению глобального партнерства». Мониторинг Сендайской рамочной программы действий сильно отличается от того, что проводился в рамках Хиогской рамочной программы действий по снижению риска бедствий, поскольку первый представляет собой количественный и ориентированный на данные, в то время как второй — качественный [20]. Следовательно,

Таблица

Проект обзора и классификации опасностей: процесс

Расширенный круг опасностей Сендайской рамочной Определение ГА ООН опасности как процесса, явления или челове-программы ческой деятельности, которые могут причинить вред или ущерб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники:

• Глоссарии научных опасностей

• Классификация рисков IRDR

• Глоссарии ООН

• Список опасностей SendaiMonitor

• Опросы ученых об опасностях, актуальных для Сендая

• Консультации экспертных сообществ в рамках ООН и научного сообщества

Критерии включения: Список опасностей:

• Опасность имеет потенциал влиять на общество 302 опасности по этим типам опасности: гидрометеорологические,

• Доступны проактивные и реактивные меры внеземные, геологические, экологические, биологические, химические,

• Опасность имеет измеримые пространственные и вре- технологические и социальные менные компоненты

Рекомендации:

1. Регулярный обзор и обновление

2. Способствовать развитию информационной системы по множественным опасностям

3. Стандартизировать определения для пользователей и секторов

4. Вовлекать политиков и ученых в основанные на фактических данных национальные процессы оценки рисков, снижение риска бедствий и устойчивое развитие с учетом рисков

5. Провести дальнейшую работу по введению в действие параметров подверженности, уязвимости и потенциала, основываясь на определениях ГА ООН

6. Устранять каскадные и сложные опасности и риски

Диалог в направлении более целостного и последовательного подхода к идентификации и определению опасностей

в текущем контексте важность статистики стихийных бедствий стала еще более очевидной. В настоящее время ЕЭК ООН предлагает статистический обзор и пилотный проект Технического отчета по определению опасности и классификации рисков МСОУБ/МНС.

Выводы

Первый Экспертный Форум и мероприятия в рамках работы межучрежденческих рабочих групп 2021 года стали важной вехой для объединения различных экспертных сообществ, включая политическое, аналитическое, исследовательское и статистическое.

Литература

1. The human cost of disasters: an overview of the last 20 years (20002019), Centre for Research on the Epidemiology of Disasters (CRED), UN Office for Disaster Risk Reduction (UNDRR), 2019. 29 p.

2. Резолюция Совета Безопасности ООН (75/216). Снижение риска бедствий [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ ru/A/RES/75/216 (дата обращения: 13.05.2021).

3. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года, том I, Резолюции, принятые на Конференции (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.93.I.8 и исправление), Резолюция 1, Приложение I.

4. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы. Резолюция 69/283, приложения I, II. [Электронный ресурс] // URL: https: https://www.unisdr.org/ files/resolutions/N1516719.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

5. Повестка дня на XXI век [Электронный ресурс] // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ intro.shtml (дата обращения: 13.05.2021).

6. Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век [Электронный ресурс] // URL: https:// undocs.org/ru/A/RES/S-19/2 (дата обращения: 13.05.2021).

7. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа-4 сентября 2002 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.03.II.A.1 и исправление), гл. I, Резолюции 1 и 2, Приложение.

8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (66/288). Будущее, которого мы хотим [Электронный ресурс] // URL: https:// undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/66/288 (дата обращения: 13.05.2021).

9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (70/1). Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 13.05.2021).

10. Доклад Генерального секретаря Экономического и Социального Совета ООН. Специальное издание: ход достижения целей в области устойчивого развития. [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/nVE/2019/68 (дата обращения: 13.05.2021).

11. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Доклад Конференции Сторон о работе ее двадцать первой сессии, состоявшейся в Париже с 30 ноября по 13 декабря 2015 года

Сведения об авторах

Вострикова Анна Алексеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: ann.vostrikova16@gmail.com

Морозова Оксана Александровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с.н.с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таИ: oxana_morozova@list.ru

SPIN-код: 2004-3929.

Многообещающий старт данных мероприятий был ключевым моментом для дальнейшего успешного осуществления плана работ. По результатам первого заседания МЭГ была окончательно доработана программа исследований, включающая темы для обзора и анализа в общей статистической базе.Так, следующим этапом, назначенным на август 2021 г, является формирование проектных рабочих групп с целью подготовки тематических статей по каждому вопросу, включенному в повестку дня. Представители Российской Федерации Морозова Оксана и Вострикова Анна приняли активное участие в работе экспертной группы, популяризируя принципы и идеи МЧС России на мировом уровне.

[Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ pdf?symbol=ru/FCCC/CP/2015/10/Add.1 (дата обращения: 13.05.2021).

12. Доклад Генерального секретаря. Осуществление Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 20152030 годы [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ ru/A/75/226 (дата обращения: 13.05.2021).

13. Доклад основной группы Межучрежденческой и экспертной группы по статистике бедствий ООН. 16 декабря 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ru/E/ CN.3/2021/21 (дата обращения: 13.05.2021).

14. Предварительная повестка дня и аннотации пятьдесят второй сессии Статистической комиссии ООН. 2 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ru/E/ CN.3/2021/1 (дата обращения: 13.05.2021).

15. Доклад Генерального секретаря Экономическому и Социальному Совету ООН. Статистика, касающаяся бедствий. 19 декабря 2018 г. [Электронный ресурс] // URL: https:// undocs.org/ru/E/CN.3/2019/16 (дата обращения: 13.05.2021).

16. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. 26 августа-4 сентября 2002 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_ wssd.shtml (дата обращения: 13.05.2021).

17. Будущее, которого мы хотим. 20-22 июня 2012 года [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/pdf?symbol= ru/A/CONF.216/L.1 (дата обращения: 13.05.2021).

18. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа-4 сентября 2002 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.03.II.A.1 и исправление), глава I, резолюция 1, приложение [Электронный ресурс] // URL: https://undocs. org/pdf?symbol=ru/A/RES/57/253 (дата обращения: 13.05.2021).

19. Hazard Definition & Classification Review: Technical Review. UNDRR, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://www.undrr. org/publication/hazard-definition-and-classification-review (дата обращения: 13.05.2021).

20. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В., Крапухин В. В., Ляховец Т. Л. О реализации в Российской Федерации Сендайской рамочной программы и глобальной кампании МСУОБ ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 2 (52). С. 32-39.

21. Олтян И. Ю., Ляховец Т. Л., Галиуллина Р.Л. Показатели и критерии выполнения Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на национальном и местном уровне // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 3 (53). С. 8-14.

Information about authors

Vostrikova Anna A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7, Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: ann.vostrikova16@gmail.com

Morozova Oxana A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Researcher Center.

7, Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: oxana_morozova@list.ru SPIN-scientific: 2004-3929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.