Медиасреда. 2023. № 2. С. 28-32. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 28-32. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-28-32
МИРОВЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ
Иван Сергеевич Наконечный
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, creativeivan@yandex.ru
Аннотация. В данной исследовательской работе мы анализируем контент самых цитируемых СМИ Челябинской области, чтобы на их примере определить основные характеристики локальной журналистики и изучить принципы формирования повестки дня в региональных редакциях. Мы отразили основные тенденции информационных порталов 74.RU, 1obl и Chel.kp, изучив недельную повестку каждого в отдельности. Для этого мы проанализировали все опубликованные материалы данных новостных порталов в период с 5 по 11 декабря 2022 года. В результате исследования выявлены следующие особенности: 1) отражение повестки российского и мирового масштаба через призму региональных новостей; 2) адаптация текстов и сюжетов под местную аудиторию; 3) активная работа по обеспечению обратной связи от читателей и диалога с ними; 4) отражение региональной повестки в заголовках материалов; 5) влияние региональной журналистики на формирование общественного мнения. По каждой из указанных черт приведены примеры журналистских работ, наиболее точно отражающие приведенный тезис. Автор приходит к выводу, что региональная журналистика имеет большое влияние на аудиторию и формирование «микроповесток» каждого жителя. Такие новости повествуют о мировых и российских событиях через призму локальной повестки и позволяют сформировать общее мнение о мировых / российских процессах, не выходя за рамки региональной картины мира. Таким образом, региональную повестку формируют местные темы, истории жителей, их потребности и проблемы. Это отличает локальную журналистику от федеральной повестки, в которой, как правило, нет места частным историям жителей российских регионов.
Ключевые слова: повестка дня, региональное СМИ, медиаповестка, телеканал, аудитория, мировые новости, федеральные новости.
Для цитирования: Наконечный И. С. Мировые и федеральные новости через призму региональной повестки // Медиасреда. 2023. № 2. С. 28-32. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-28-32
For citation: Nakonechny I. S. World and federal news through the prism of the regional agenda. Mediasreda. 2023; 2: 28-32. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-28-32
Ю. М. Ершов приводит следующее определение понятия «региональное СМИ» - это компонент медиасистемы, наравне с федеральными телеканалами и телевизионными сетями. Этот элемент медиаструктуры обеспечивает связь между центром и регионом (Ершов 2012: 20). Такие отношения можно рассматривать с двух точек зрения: с одной стороны, это достаточно действенная система, которая обладает такой чертой, как взаимодополняемость. С другой стороны, взаимодействие «большой и малой машин» федеральных и региональных СМИ соответственно приводит к уничтожению основ конкурентной борьбы и неминуемому подчинению регионального контента федеральному. Д. Д. Денисова оценивает состояние региональной журналистики сегодня как кризисное (Денисова 2021: 31). Большая зависимость от региональной власти и нехватка эксклюзивных авторских материалов приводит к погружению издания в сугубо информационные жанры, не оставляя места для сторителлинга, авторских проектов, развлекательного контента. Однако остается значимым исследование сопряжения федеральной и региональной повесток, особенности включения мировых и федеральных новостей в общую канву регионального информирования.
Цель данного исследования - рассмотреть региональный контент на примере ведущих СМИ Челябинской области, чтобы выявить принципы формирования повестки дня региональных информационных порталов в контексте мировых и федеральных новостей.
Для изучения повестки дня региональных СМИ мы выбрали наиболее востребованные новостные порталы региона и города Челябинска. Согласно рейтингу самых цитируемых информационных ресурсов Челябинской области, подготовленному компанией «Медиалогия» (Челябинская область: рейтинг СМИ за
2022 год // Медиалогия. 2023), лидирующие места занимают порталы 74.RU, 1оЬ1 и СИе1.кр. Именно эти порталы и стали материалом исследования. Мы выбрали определенный период, а именно одну неделю с пятого по одиннадцатое декабря 2022 года, чтобы сравнить публикации этого промежутка времени всех трех порталов. Выбор в качестве периода времени одной недели обусловлен недельным циклом формирования контента данных порталов. При этом нам было важно выбрать наиболее нейтральную неделю, чтобы повестка дня не сводилась к значимому политическому событию (выборы) или празднику (Новый год). Аудитория испытывает доверие к региональным журналистам, а последние достаточно адекватно понимают потребности читателя / зрителя, общаются с жителями «на одном языке» (Руденко 2019: 119), пользуясь уникальным региональным медиадискурсом.
Каждая редакция формирует собственную повестку дня. Проанализировав материалы трех порталов, мы убедились, что региональная журналистика действительно точно определяет свою аудиторию и умеет подстраивать повестку под интересы жителей региона. Р. П. Овсепян утверждает, что региональная журналистика представляет собой некое «зеркало», в котором отражается жизнь региона. Она (региональная журналистика) является мощным катализатором динамики в регионе (Овсепян 2016: 405).
К отличительным чертам региональной журналистики относится тесная связь с аудиторией (Девдариани 2020: 220), понимание потребностей читателей и зрителей контента, коммерциализация региональных средств массовой информации, верность читателя определенному журналисту, использование специфического медиадискурса, который смогут понять лишь жители данной области (Красикова 2018: 14).
Важной отличительной чертой также является то, что региональные СМИ не просто транслируют новости, но и выполняют роль «имиджмейкера региона». Соответствующая повестка дня, правильно выбранные герои и темы материалов, отсылка к региональным объектам - все это работает на привлечение «местных» читателей и формирование мнения о регионе на фоне информационного потока (Бахитова 2017: 256). Региональные средства массовой информации стремятся «приблизиться» к своему потребителю и говорить на его языке, показывать подобных ему героев, рассказывать близкие ему истории, решать волнующие его проблемы.
На примере портала 74.RU можем оценить количество подобных материалов за неделю, условно объединив их по общим темам. Так, за выбранную неделю портал опубликовал 225 новостей в общей сложности. Как мы можем видеть, в прайм-тайм данный портал публикует общественно значимые новости: отмена школьных занятий, ситуация на дорогах, заболеваемость ОРВИ и гриппом, ДТП. Листая ленту, аудитория может узнать всю необходимую информацию для планирования утреннего маршрута и расписания дня. В период с 12 до 16 часов 74.RU публикует развлекательный контент, подробности резонансных событий, истории читателей, обращения жителей. Повестку недели формировали следующие темы: чемпионат мира по футболу - 2022, Матч звезд КХЛ, Новый год, мошенники, СВО, грипп и ОРВИ. Более локальные темы повестки: дело Рината Кучитарова, разрушенная стена общежития, проекты по благоустройству.
Теперь обратимся к материалам 1оЬ1. В общей сложности было просмотрено 290 материалов. Так как на сайте не указано время публикации, отследить самые активные периоды невозможно. Темы, которые упоминаются чаще всего - это общество (под данную категорию относят около 90 % всех публикаций) и происшествие. Более разнообразной картина становится на выходных, хоть и количество публикаций сокращается в два раза.
Тем временем на портале СИе1.кр за неделю было опубликовано порядка 222 материалов. На сайте есть ориентация на общественно значимые темы, позволяющие читателям быть в курсе всевозможных процессов города Челябинска. Повторение одних и тех же фамилий в разных материалах говорит в пользу оправданности еще одного тезиса о многогранности и универсальности регионального журналиста.
Показательным является материал, опубликованный на портале СИе1.кр 9 декабря 2022 года под заголовком «О достопримечательностях Челябинской области расскажут в тревел-шоу на Первом канале». В нем повествуется о телепередаче «Непутевые заметки», в которой ведущий Дмитрий Крылов ездит по городам России и рассказывает о традициях, достопримечательностях и интересных фактах. Инфоповодом для данного материала стало упоминание Челябинской области в выпуске программы о «настоящей русской зиме». Программа «Непутевые заметки» впервые вышла в эфир в 1996 году. Тем не менее, на портале СИе1.кр упоминается только четыре выпуска: о Златоусте, о челябинском метеорите, национальном парке Таганай и музее-заповеднике Аркаим. Таким образом, в данной публикации произошла трансляция российских новостей с привязкой к географии Челябинской области. Если бы южноуральский город не был упомянут в этой программе, челябинские читатели могли бы и не узнать об этом тематическом новогоднем выпуске.
Еще одним примером служит публикация «В Челябинске в 2022 году 167 семей переселили из аварийного жилья» (материал от 5 декабря 2022 года, портал 1оЬ1). Федеральная программа реновации, которая направлена на улучшение жилищных условий россиян, действует по всей стране. Тем не менее,
в региональных СМИ прослеживается тенденция рассказывать о федеральных программах через призму местных новостей. Так, автор материала вначале приводит статистику по переселенным семьям за 2021 год в Челябинске, и уже потом упоминает об успехах программы в целом.
Нагляднее всего тезис о намеренном сужении фокуса внимания при трансляции всероссийских новостей на региональных площадках демонстрируется в материалах о спорте. Так, публикация от 5 декабря 2022 года на портале 1obl рассказывает о южноуральской спортсменке, которая смогла взять первенство на всероссийском чемпионате: «Южноуральская велосипедистка стала серебряным призером всероссийских соревнований». Таким образом, южноуральский читатель узнает о проведении такого рода соревнований в России только через историю об успехах землячки.
Аналогичная ситуация складывается с материалом «Южноуральские тхэквондисты завоевали 11 медалей международного турнира Russia Open» (публикация от 6 декабря 2022 года, портал 1obl). По подобию предыдущего примера, автор материала рассказывает о масштабном российском соревновании через историю успеха челябинских спортсменов. Выбрав медалистов в качестве главных героев новости, журналистка рассказывает об их победе и переходит к описанию самого мероприятия.
По тому же принципу в региональных журналистских материалах часто описываются кинофестивали, российские конкурсы, школьные олимпиады, форумы и другие общественно значимые события. Через историю челябинского лицеиста, южноуральского предприятия или местной многодетной семьи журналисты повествуют региональным читателям о федеральных социальных программах и мерах поддержки, о грантах и возможностях для молодых специалистов, приводят статистику российского масштаба со стратегических сессий и тому подобное. Используя регионального героя, журналисты освещают даже космические темы. Так, через историю становления Дмитрия Петелина - выпускника Южноуральского государственного университета, который отправился в составе корабля «Союз» на международную космическую станцию осенью 2022 года, аудитория Челябинской области узнала о предстоящей миссии и получила один из самых сильных медиа-образов года. Кроме того, в сюжете телеканала Ural1 от 17 ноября 2022 года было озвучено время вылета, адаптированное конкретно под южноуральского зрителя: вместо транслируемого по всем российским телеканалам московского времени в сюжете стрелки были переведены на два часа вперед.
Точно так же региональные СМИ сужают масштаб новости до уровня региона, привязывая событие к жителям области. В качестве примера приведем материал «До конца года челябинцы могут поменять полис ОМС в отделениях МФЦ» от 6 декабря 2022 года (портал 1obl), в котором приводится алгоритм действий для замены полиса старого образца на современный аналог. В статье дается инструкция, обращенная к жителям города Челябинска, что может вызвать недоумение, ведь данный алгоритм имеет действие на всей территории Российской Федерации. Даже в самом заголовке автор материала обращается именно к жителям Челябинска, начиная диалог непосредственно со своей целевой аудиторией.
Аналогично выстроен материал на портале 74.RU «Школьники Челябинска напишут ЕГЭ в декабре» (от 7 декабря 2022 года). Несмотря на то, что региональные средства массовой информации акцентировали внимание именно на выпускниках челябинских учебных учреждений, данная информация относится также и к жителям Магнитогорска, и к школьникам Златоуста, и к будущим абитуриентам Свердловской области.
Региональные СМИ делают акцент на территории вещания даже в заголовках. Упоминание Челябинской области в темах материала помогает читателям находить нужную публикацию в поисковике браузера и характеризует в целом локальную природу статей. Притом в большинстве случаев данную формулировку можно было бы заменить, отдав предпочтение конкретике, например: «В Челябинской области завели уголовное дело на мать, бросившую ребенка на бетонный пол» (публикация от 9 декабря 2022 года, портал 1obl), «Челябинский закрытый город отказался от новогоднего салюта» (публикация от 5 декабря 2022 года, портал Chel.kp), «В Челябинской области девятилетний школьник покончил с собой» (публикация от 9 декабря 2022 года, портал 74.RU). Во всех перечисленных примерах возможно заменить словосочетание «Челябинская область» на название конкретного населенного пункта. Однако авторы материалов отдали предпочтение упоминанию области и подтвердили наш тезис о постоянной привязке региональных СМИ к упоминанию области как в повестке, так и в заголовках новостей (Наконечный 2022: С. 47). В работе Ю. П. Беленькой проведена аналогия с федеральными изданиями: если они отражают общеполитические тенденции, то региональные акцентируют внимание на освещении местных тем, отчасти проецируя общероссийские проблемы на регион (Беленькая 2015: С. 14).
Региональная журналистика стремится рассказать как можно больше и подробнее о земляках, о семьях, проживающих в области, о заводах, школах, спортсменах и творческих деятелях. Данная позиция по выбору повестки и способа её трансляции оправдана интересом южноуральской аудитории к локальным новостям и большей восприимчивости к местным историям, нежели далеким федеральным повесткам (Гикис 2021: 31). Такие материалы вызывают больший отклик у читателей и зрителей контента, побуждают к рефлексии и действиям. Например, если на федеральном уровне выходит пакет новых мер поддержки многодетных
семей, вряд ли данная новость заинтересует регионального зрителя так же сильно, как реальный пример таких же людей, живущих в том же городе или области, которые на самом деле получили льготу и могут об этом рассказать. Именно поэтому, транслируя мировые или российские новости, регион старается найти героя, который станет проводником между региональным зрителем и большой темой крупного масштаба.
Региональная журналистика занимает ключевое место в процессе формирования общественного мнения внутри региона, отношения читателей к области и их вовлеченности в решение общих региональных проблем; пользуется кредитом доверия со стороны аудитории, что и обусловливает такое влияние местных СМИ на сознание жителей (Каминченко 2020: 535). Н. Мэннинг утверждает, что средства массовой информации представляют собой ключевой аспект как определения, так и дальнейшего развития социальных проблем, через свое внушительное влияние на формирование общественного мнения (Ефанов 2014: 174). Региональная журналистика подробно повествует о внутренних проблемах, поднимает общественно важные темы, обращается к конкретным ситуациям (Меркушина 2020: 152). Федеральным СМИ свойственно обращаться к более глобальным темам, освещать общероссийские проблемы, уделяя мало внимания региональным повесткам (Колесников 2017: 201).-
Как утверждает американский исследователь и журналист Скотт Лондон, новости сами по себе не имеют ценности, пока не включены в смысловой контекст, который организует их и свяжет друг с другом (Гарбузняк 2015). Такой центральной организующей идеей в региональных материалах служат жители области, центры притяжения и местная власть. Связующее звено может быть определено в процессе подготовки материала, либо существовать с самого начала. Тогда факты и события будут нанизаны на региональную тему и развивать её.
Принципы формирования повестки дня в регионе отличаются от федеральных концепций. Материалы строятся по принципу «от частного к общему», на первое место в них выходит региональный инфоповод, который в последствии ведет журналиста к размышлениям о более глобальных, федеральных или мировых темах.
Список источников
Бахитова Р. Х. Структурирование предпочтений аудитории регионального телеканала на основе экономико-математической модели нечетко-логического дерева решений // Вестник Пермского университета. 2017. Т. 12, №. 2. С. 247-262.
Беленькая Ю. П. Телевизионные новости как средство формирования региональной информационной повестки дня в электоральный период : автореф ... дис.кан. филологических наук. Воронеж, 2015. 22 с.
Гарбузняк А. Ю. Повестка дня СМИ как технология интерпретации // Медиаскоп. 2015. № 1. С. URL: http://www.mediascope.ru/1684.
Гикис С. Н. Специфика функционирования инфоповодов локального масштаба в современных медиа // Вестник Пятигорского государственного университета. 2021. № 2. С. 30-34.
Девдариани Н. В. Исторические этапы развития региональной и локальной прессы России и ее современные особенности // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 219-222.
Денисова И. Н. Шесть проблем региональных СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 28-36.
Ершов Ю. М. Региональное телевидение в российской медиасистеме : специальность 01.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени доктора филол. наук. Москва, 2012. 416 с.
Ефанов А. А. Моральные паники в повестке дня региональных СМИ // Регионология. 2014. № 3 (88). С. 174-181.
Каминченко Д. И. Взаимодействие средств массовой информации и общества: анализ информационных повесток дня // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 4. С. 533-544.
Колесников В. Н. Формирование актуальной повестки дня: от теории к политической практике // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2017. Т. 8, № 4 (31). С. 194-205.
Красикова Т. Н. Дискурсивное конструирование события в массмедиа: анализ российского телевидения : специальность 01.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2018. 22 с.
Меркушина Е. А. Информационная политика как способ управления информацией в регионе // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 148-156.
Наконечный И. С. О перспективности теории «повестки дня» в исследованиях региональной журналистики // Медиасреда. 2022. № 2. С. 46-48.
Овсепян Р. П. История отечественной журналистики XX века : 2-е изд., пер. и доп. : учебник для академического бакалавриата. М., 2016. 422 с.
Руденко К. Н. Феномен повестки дня в СМИ, ее функции и инструменты конструирования // Язык. Текст. Дискурс. Кубань, 2019. № 17. С. 197-202.
Русских Л. В. Отношение жителей Челябинской области к средствам массовой коммуникации // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XXI Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана. Екатеринбург, 2018. С. 744-752.
Информация об авторе
И. С. Наконечный - студент магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Марина Викторовна Загидуллина - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 07.06.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023;
принята к публикации 08.06.2023. The article was submitted 07.06.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 08.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.