Научная статья на тему 'Мировоззрение в структуре личности'

Мировоззрение в структуре личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / мировоззрение / жизненный выбор / жизнен-ная задача / жизненная стратегия / индивидуальный стиль жизни / особистість / світогляд / життєвий вибір / життєва за-дача / життєва стратегія / індивідуальний стиль життя

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титов Иван Геннадьевич

В статье исследована проблема функциональной роли ми-ровоззрения в структуре личности. Охарактеризована его связь с направленностью личности, ее когнитивным компонентом, компонен-том опыта, характером и регуляторным компонентом. Аргументиро-вано, что указанные связи выявляются в процессе жизнедеятельности личности: при осуществлении нею жизненных выборов, решении жиз-ненных задач, построении и реализации стратегии собственной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Світогляд у структурі особистості

У статті досліджено проблему функціональної ролі світо-гляду у структурі особистості. Схарактеризовано його зв’язок зі спря-мованістю особистості, її когнітивним компонентом, компонентом дос-віду, характером та регуляторним компонентом. Аргументовано, що вказані зв’язки виявляються в процесі життєдіяльності особистості: при здійсненні нею життєвих виборів, вирішенні життєвих задач, вибудову-ванні та реалізації стратегії власного життя.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение в структуре личности»

И.Г. Титов Мировоззрение в структуре личности

Аннотация. В статье исследована проблема функциональной роли мировоззрения в структуре личности. Охарактеризована его связь с направленностью личности, ее когнитивным компонентом, компонентом опыта, характером и регуляторным компонентом. Аргументировано, что указанные связи выявляются в процессе жизнедеятельности личности: при осуществлении нею жизненных выборов, решении жизненных задач, построении и реализации стратегии собственной жизни.

Ключевые слова: личность, мировоззрение, жизненный выбор, жизненная задача, жизненная стратегия, индивидуальный стиль жизни.

Целесообразность анализа особенностей представленности мировоззрения в структуре личности определяется, с одной стороны, распространенной его трактовкой как атрибутивной характеристики личности (вспомним слова С.Л. Рубинштейна: «Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы» [19, с.638]), а с другой - недостаточной теоретической отрефлексированностью специфики собственно личностного модуса его функционирования.

Поставив перед собой цель рассмотреть особенности соотношения мировоззрения личности с другими компонентами, образующими ее психологическую структуру, будем исходить из предложенной нами интегративной модели структурно-функциональной организации личности [21], согласно которой личность как инте-гративное качество индивида, характеризующее меру представленности в нем культурных форм и обеспечивающее продуктивную реализацию основных личностных функций, структурно репрезентована компонентами направленности, характера, опыта, когнитивным и регуляторным компонентами.

Начнем с анализа особенностей взаимодействия мировоззрения с направленностью личности.

Взаимодействие мировоззрения с направленностью личности

Сразу же отметим, что такое взаимодействие проявляется двояко: с одной стороны, мировоззрение, трактуемое как высший иерархический уровень личностной направленности [18], в целом определяет содержание и основные направления жизнедеятельности человека, с другой - является производным тех ценностно-смысловых образований, которые задаются устойчивой иерархией отношений с миром.

Для конкретизации общих связей мировоззрения личности с ее ценностно-смысловой сферой целесообразно опереться на представление о личностной динамической смысловой системе [14]. Д.А. Леонтьев определяет ее как относительно устойчивое иерархически организованное личностное образование, которое, обеспечивая «структурирование отношений субъекта с миром и придание устойчивости структуре этих отношений» [14, с.238], конституирует высшие уровни смысловой регуляции жизнедеятельности. В основе такой динамической смысловой системы лежат личностные ценности - укорененные в личности внутренние носители социальной регуляции, переживаемые как конечные ориентиры желаемого/должного состояния вещей с точки зрения стратегических целей развития как личности, так

социальных групп и социокультурных систем в целом [14, с.227-231]. Для обеспечения ценностной ориентации субъекта в мире и реализации функций смысло- и мотивообразования указанные инстанции могут и не осознаваться им. Но в случае их осознания и генерализации относительно широкого круга ключевых вопросов человеческого бытия, принятия и интеграции в общий цикл самосознания набор таких личностных ценностей приобретает характер мировоззрения. В содержательном аспекте это проявляется в том, «что в важнейших смысложизненных (а стало быть, и мировоззренческих) вопросах любой... субъект мировоззрения склонен обосновывать собственную позицию как всеобщее требование, вытекающее из сущности человека или мирового порядка вещей» [16, с.69]. Становясь таким образом внеситуативной опорой, относительно самостоятельным психологическим планом, непосредственно не поглощенным текущим ходом событий, мировоззренческие убеждения и идеалы определяют характер направленности личности - образовывают тот полюс абсолютных, конечных причин и целей, ценностей и смыслов, «относительно которого личность отсчитывает свое поведение и образ мыслей как долженствование, обязанность, справедливость, правоту и пр.» [16, с.77].

Но для того, чтобы эти мыслимые максимы вошли в состав направленности личности, стали действенными регуляторами ее жизнедеятельности, необходим «специальный акт целеполагания, создающий как бы индивидуальные дубликаты таких мировоззренческих идеалов, которые в данном случае конкретизируются с учетом уже существующих склонностей и возможностей субъекта» [9, с.40]. Воплощенные таким образом в направленности личности мировоззренческие инстанции образуют ее высшие уровни, обеспечивая в случае возникновения борьбы мотивов, противоречия между ценностями и смыслами, мотивами и целями, целями и средствами их достижения акты выбора между конфликтующими между собой побуждениями, вследствие чего образовывается более-менее центрированный и устойчивый иерархический контур субординационно-координационных отношений между ведущими мотивационно-ценностными структурами личности. Подобный взгляд на мировоззрение как на инструмент иерархизации мотивационно-ценностных личностных образований находим в работах Л.И. Божович. С ее точки зрения, психологическая функция мировоззрения заключается в том, что «воплощая в себе идеалы личности, оно, таким образом, организует все ее побуждения, все поведение», благодаря чему иерархическая структура мотивов становится устойчивой и свободной от внешних влияний [5, с.436-437].

Особенно рельефно участие мировоззрения в процессах сознательного построения личностью содержательной направленности собственной активности проявляется при осуществлении ею тактических и стратегических жизненных выборов [3; 12]. Так, при реализации тактических выборов, связанных с устранением противоречия между разными ценностно значимыми для человека стремлениями и обязанностями, субъективное принятие или отбрасывание одной из осознаваемых ценностных оппозиций будет основываться на констатации степени ее соответствия своим мировоззренческим ориентирам. Например, в ситуации дилеммы - обмануть или быть честным, продолжать придерживаться своей позиции или отказаться от нее ради сиюминутной выгоды, помочь человеку или проигнорировать его, отомстить за обиду или простить и т.п. - субъект тактического выбора будет иерар-хизировать ценностные приоритеты и реализовывать их в соответствующих поступках, руководствуясь прежде всего воплощенными в своей жизненной позиции [1] мировоззренческими идеалами, принципами и убеждениями.

Кардинально иной является ситуация осуществления личностью стратегических выборов, отличительная особенность которых заключается в том, что сопоставляемые альтернативы, имея одинаковую значимость и побудительную силу, по-разному определяют дальнейшую судьбу человека, и однозначный выбор одной из

них ввиду необратимости возможных последствий значительно осложнен. В этом случае конструктивное осуществление субъектом стратегического жизненного выбора связано с творческим трансцендированием самой ситуации выбора путем «включения» совокупности дискретных альтернатив в заданный высшими (гуманистическими и духовными [7]) ценностно-смысловыми инстанциями мировоззренческий контекст, где они содержательно самораскрываются, внутренне преобразовываются и в конце концов лишаются конфликтной формы [13]. В качестве примера приведем ситуацию осуществления молодым человеком профессионального выбора. В этом случае содержание альтернатив и основания для их сопоставления будут конструироваться им исходя из обусловленного генерализованными личностными ценностями (мировоззрением) стратегического видения перспектив собственной жизнедеятельности в предельно широких масштабах социокультурного бытия и путей наиболее полной самореализации, самовыражения, проявления своей человеческой сущности. Поэтому сам процесс выбора здесь выходит за рамки решения проблемы предпочтительности конкретной профессии, оборачиваясь «для личности необходимостью решать для себя "вечные вопросы" о человеческом предназначении, о смысле бытия, о своем месте в жизни» [20, с.85]. Достигая своей кульминационной точки, такая сложная духовная работа приводит либо к успешному осуществлению человеком судьбоносного выбора, либо, в случае, когда в силу определенных причин одновременный и категорический выбор принципиально невозможен, - к переоценке тех фундаментальных мировоззренческих ценностей, «которые образуют "самость" личности, глубинный источник ее "сущностных сил" и жизненных побуждений» [16, с.82], и выработке на этой основе качественно новой внутренней позиции, которая бы сделала возможным дальнейшее оптимальное функционирование человека.

Связь мировоззрения с когнитивной сферой личности

Очерченные выше психологические механизмы осуществления личностных выборов, будучи рассмотренными в более широком контексте - как этапы, процессуальные моменты решения человеком жизненных задач, - позволяют раскрыть особенности соотношения мировоззрения с когнитивной сферой личности.

В предельно широком смысле жизненную задачу можно определить как предполагающую реализацию субъектом в конкретных условиях жизнедеятельности

71

определенной жизненной цели . Свойственные такому роду задач отнесенность субъекту, их внутренний характер, динамичность, достаточно высокий уровень субъективной трудности и проблемности [8] не только определяют специфику их постановки и решения, а и необходимо предполагают наличие регулирующего влияния на этот процесс мировоззренческих структур личности. Так, самостоятельное формирование субъектом жизненной задачи и ее четкое осознание требует наряду с достаточным уровнем интеллектуальной культуры человека (что дает возможность ощутить наличие противоречия, проблемы, соотнести ее содержание со своими когнитивными способностями и понять благодаря этому характер задачи, име-

71 Такую трактовку жизненной задачи можно рассматривать как одну из интерпретаций описанного Г.А. Баллом общего понятия задачи - системы, «обязательными компонентами которой являются: а) предмет задачи, находящийся в исходном состоянии...; б) модель требуемого состояния предмета задачи» [4, с.32]. В данном случае предмет жизненной задачи включает все существенные условия жизнедеятельности, в которых дана жизненная цель; последняя рассматривается нами как модель желаемого результата личностного самоосуществления человека на определенном этапе его жизненного пути.

ющиеся в распоряжении средства ее решения и т.д.) артикулированности тех ценностных приоритетов, в которых сфокусированы особенности его мировоззрения. Последние опосредствуют процесс выработки личностью познавательного отношения к конкретной жизненной задаче, определение ее значимости для себя и формирование на этой основе готовности к ее конструктивному решению. Например, проблема поиска дополнительного заработка может либо вообще не оформиться в жизненную задачу, либо наоборот стать таковой для человека в зависимости от того, насколько необходимость заработка соответствует его мировоззренческим представлениям о бедности/богатстве, роли денег в жизни и т.п. Таким образом, совпадение внешней жизненной задачи с мировоззренческими ориентациями субъекта является тем определяющим фактором, который обусловливает ее вписывание в индивидуальный образ мира, принятие и осмысление.

В процессе собственно решения жизненных задач мировоззренческие структуры выступают как своеобразные метакогниции, которые, обеспечивая активный контроль за состоянием индивидуальных ментальных ресурсов, регуляцию интеллектуальной деятельности и организацию когнитивных ресурсов в соответствии с конкретными целями, проявляют свою специфику при реализации следующих двух основных функций: 1) включении в контекст решаемой задачи образа самого решателя путем актуализации декларативных знаний о нем как о субъекте познавательного отношения к миру и осуществлении на основе этого ее доопределения через наложение дополнительных, насыщенных ценностно-смысловым содержанием условий, которым должен отвечать результат или процесс ее решения [15]; 2) постановке, обобщении и коррекции целей познавательной деятельности за счет квалификации их ценностного значения с последующим актуалгенезом адекватных им когнитивных схем, алгоритмов, эвристик и других культурных средств, необходимых для преобразования предметного содержания жизненной задачи из исходного состояния в требуемое [11, с.22-23].

Реализация указанных функций делает возможным решение человеком жизненной задачи и воплощение принятого решения в жизненной стратегии - индивидуально-своеобразном способе временной организации процесса жизни, обеспечения его смысловой содержательности, целостности и аутентичности, ориентации на личностный рост и творческую самореализацию [1].

Взаимосвязь мировоззрения с опытом и саморегуляцией личности

Построение стратегии собственной жизни, с одной стороны, определяется его переживанием и осмыслением как направленного в будущее события, а с другой -необходимо предполагает наряду с учетом настоящего продуктивное использование воплощенного в жизненном опыте личности ее прошлого. Субъективно-дея-тельностные формы актуализации таких содержаний жизненного опыта в процессе стратегического целеобразования и формирования сознательных образов ожидаемого будущего во многом определяется характером их связи с мировоззрением личности. Актуализированные элементы жизненного опыта приобретают смысл только через мировоззренческие убеждения, которые выступают средством перевода этих элементов из абстрактного содержания сознания в конкретную структуру проектируемой жизнедеятельности как ее ценностно-смысловые опоры [16]. В этом качестве они задают основные содержательные параметры жизненной программы - модели намеченного личностью жизненного пути [2] - и определяют спектр возможных вариантов ее реализации.

Непосредственное осуществление личностью жизненной программы происходит в форме сознательной саморегуляции [17], объектом которой в данном случае

выступает система ее отношений с миром, а психологическим механизмом - обеспечение соответствия содержания этих отношений ее мировоззренческим ориента-циям (генерализованным смысложизненным принципам и представлениям о должном). Последние и конституируют высшие уровни регуляторной системы зрелой личности, определяя: 1) уникальность, предельную с точки зрения высших человеческих ценностей осмысленность и поэтому - внеситуативную обусловленность действий, т.е. их превращение в поступки; 2) возможность свободно изменять критериальные основания осуществляемых поступков; 3) специфические механизмы обратной связи, проявляющиеся в основанном на ответственности контроле последствий поступков.

Реализуя таким образом функцию регуляции процесса жизнеосуществления личности, мировоззрение проявляется в ее характере.

Связь мировоззрения с характером личности

На тесную связь мировоззрения и характера личности указывает С.Л. Рубинштейн: «Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство целей, которые оно ставит перед человеком, существенно обусловливает целостность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек - привычных способов морального поведения. Превращаясь в привычки, они становятся "второй природой" человека. Можно в этом смысле говорить, что характер - это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение» [19, с.624-625].

Важнейшим следствием такого взаимодействия мировоззрения с характером личности является выработка ею индивидуального стиля жизни, в котором выражается определенный тип ее мировоззренческого отношения к жизни, избирательная и одновременно устойчивая связь с ней. И поэтому закономерно, что, вырабатывая свой жизненный стиль, личность наряду с этим реализует и определенный вариант собственной жизни [10], в котором объективируются ее мировоззренческие ориентации - идеалы, убеждения, моральные императивы и смысложизнен-ные ценности.

Образовывая тесные функциональные связи с направленностью личности, ее когнитивной сферой, системой регуляторики, опытом и характером (рис. 1), мировоззрение, во-первых, определяет целостность личности и системную устойчивость ее психологической структуры и, как следствие, - обеспечивает реализацию индивидом основных личностных функций, а во-вторых - выступает важнейшим условием проявления личностной субъектности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

ИЕРАРХ ИЩИ Я ВЕДУЩИХ МПТИВАЦНПННО-ЦЕНИПСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

/ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО / . / ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ / Н МЕТАКОГННТНВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ■—

СИСТЕМА РЕГУЛЯТОРИКИ

ХАРАКТЕР Ж

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕЮЛАГАНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ =>у СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ С МИРОМ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМ ОРИЕНТАЦИИ /

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧНЫХ СПОСОБОВ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ТАКТИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ВЫБОРЫ

ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ ^ ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

$ ЖИЗНЕННАЯ ПРОГРАММА

* ПОСТУПКИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ

» СТИЛЬ жизни

ВАРИАНТ ЖИЗНИ

Рис. 1. Функциональные связи мировоззрения в структуре личности.

В первом случае мировоззрение, задавая посредством системы генерализованных смысложизненных ориентаций функциональные пределы отношения личности к миру, устанавливает тем самым и границы ее целостности - меру интегри-рованности, самодостаточности и автономности, качественной определенности и своеобразия. Вместе с тем, сформированное мировоззрение предопределяет системную устойчивость личности, проявляющуюся в ее способности исходить в процессе построения и реализации жизненного пути из своей собственной системы ценностей и смыслов, противостоять давлению чуждых ее взглядам и убеждениям внешних воздействий, преобразовывать ситуацию и собственное поведение в соответствии с намеченными целями, «развивать свои внутренние потенциалы, несмотря на изменения биологической, психологической, социальной сторон бытия» [6, с.72]. Сказанное позволяет сделать вывод об определяющей роли мировоззрения в реализации индивидом основных личностных функций: осознании и переживании им собственного Я в единстве всех его проявлений (физического, психологического, социально-ролевого, экзистенциального и др.); изменении соотношения и направленности детерминационных влияний и построении на этой основе свободного и ответственного поведения; обеспечении произвольности и волевой регуляции разных видов социальной активности; позиционировании себя относительно своего прошлого, настоящего и будущего с последующим выстраиванием временной перспективы собственной жизни; обеспечении продуктивного вхождения в диалогично-творческое взаимодействие с культурой в качестве ее генеративного, формообразующего начала [21].

Во втором случае речь идет об опосредствовании мировоззренческими структурами высших уровней субъектной активности личности (учебной, познавательной, коммуникативной, творческой, интеллектуальной, сверхнормативной, надси-туативной и т.п.), что обусловливает ее целенаправленный, неадаптивный, преобразовательно-конструктивный характер. При этом мировоззрение, выступая общим ценностно-смысловым основанием указанных видов активности, обеспечивает их содержательную направленность и рефлексивную регуляцию, вследствие чего становится возможным смысловое оценивание личностью процессуально-результативной стороны собственной жизнедеятельности и самой себя как ее субъекта [22].

Выводы

Мировоззрение в структуре личности образовывает тесные взаимосвязи с направленностью личности, иерархизируя ведущие мотивационно-ценностные образования и обеспечивая благодаря этому продуктивное осуществление жизненных выборов. Связь мировоззрения с когнитивной сферой личности проявляется в опосредствовании им процесса выработки познавательного отношения к конкретной жизненной задаче и метакогнитивной регуляции ее решения. При построении личностью жизненной стратегии мировоззренческие убеждения преобразовывают актуализированные элементы ее опыта в ценностно-смысловые опоры ее конкретных жизненных программ. Встраивание таких опор в общий контур личностной саморегуляции делает возможным преодоление влияния ситуационных детерминант и осуществление свободных и ответственных поступков. Тип мировоззренческого отношения к жизни, кристаллизуясь в характере личности, обеспечивает становление ее индивидуально-своеобразного жизненного стиля при построении определенного варианта жизни.

Описанная специфика функциональных взаимосвязей мировоззрения с основными компонентами личностной структуры позволяет говорить об его организующей роли в обеспечении целостности и системной устойчивости личности, ее субъектных проявлений.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. :

Мысль, 1991. - 301 с.

2. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности / Р.А. Ахмеров // Наука и практика.

Диалоги нового века : Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. - Набережные Челны : Изд-во Камского государственного политехнического института, 2003. - С.3-4.

3. Балл Г.А. Выбор в жизни человека как предмет системологического и психологического

анализа / Г.А. Балл // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С.197-208.

4. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Георгий

Алексеевич Балл.- М. : Педагогика, 1990.- 184 с

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое

исследование / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

6. Борисова М.Н. Мировоззрение студентов как фактор системной устойчивости

личности : дис. ...канд. психол. наук : спец. 19.00.07. «Педагогическая психология» / М.Н. Борисова. - Таганрог, 2005. - 252 с.

7. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века /

Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С.6-13.

8. Дернер Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях / Д. Дернер.

- М. : Смысл, 1977. - 243 с.

9. Додонов Б.И. О системе «Личность» / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1985. -

№5. - С.36-45.

10. Дружинин В.Н. Варианты жизни / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2010. - 156 с.

11. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. -М. : Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

12. Комлев А.А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / А.А. Комлев // Мир психологии. - 2004. - № 4. - С.41-51.

13. КудрявцевВ.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. -1997. - Т.18. - №1. - С.16-30.

14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2007. - 511 с.

15. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - Т.26. - №6. - С.87-101.

16. Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. - К. : Наукова думка, 1986. - 294 с.

17. МоросановаВ.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 213 с.

18. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М. : Наука, 1986. -255 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001.

- 720 с.

20. Соболева Н.И. Жизненный выбор личности / Н.И. Соболева // Культура жизни личности: (Пробл. теории и методологии социал.-психол. исслед.) / Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, Е.А. Донченко и др. ; Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. - К. : Наук. думка, 1988. - С.75-88.

21. Ттов 1.Г. 1нтегративна модель структурно-функцюнально'1 оргашзацп особистосп / 1.Г. Тггов // Психолопя i особиспсть. - 2016. - №1(9). - С.18-30.

22. Titow I. Psychologische Dimensionen der Subjektität der Persönlichkeit [Электронный ресурс] / I. Titow // Internationale Zeitschrift für Philosophie und Psychosomatik. - 2011. -№1. : режим доступа: http://www.izpp.de/fileadmin/user_upload/Ausgabe_4_1-2011/05 1-2011 Titow.

Аннотации и сведения об авторе

1.Г. Тiтов Св1тогляд у структур! особистост1

Анотащя. У статп досшджено проблему функцюнально'1 ролi св^о-гляду у структурi особистосп. Схарактеризовано його зв'язок зi спря-мовашстю особистосп, п когштивним компонентом, компонентом дос-вщу, характером та регуляторним компонентом. Аргументовано, що

вказаш зв'язки виявляються в процесi життeдiяльностi особистостi: при здiйсненнi нею життевих виборiв, вирiшеннi життевих задач, вибудову-ваннi та реалiзацii стратеги власного життя.

Ключов1 слова: особист1сть, свтогляд, життевий виб1р, життева задача, життева стратег1я, 1ндив1дуальний стиль життя.

I. Titov

Worldview in the structure of personality

Annotation. The paper deals with the problem of functional role of worldview in in the structure of personality. The correspondence between personality's direction, its cognitive component, experience, character, and regulation was postulated. It has been shown that this correspondence manifests itself in such aspects of life activity as making life-choice, life-problem solving, creating and fulfilling of life-strategy.

Keywords: personality, worldview, life-choice, life-problem, life-strategy, individual life-style.

Titov Ivan, Candidate of psychol. sciences TiTOB 1ван Геннадшович, кандидат психол. наук Титов Иван Геннадьевич, кандидат психол. наук ivanpoltava@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.