Научная статья на тему 'Мировоззрение и самосознание личности: особенности их формирования в условиях современной культуры'

Мировоззрение и самосознание личности: особенности их формирования в условиях современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1878
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / КАРТИНА МИРА / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ИГРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / WORLDVIEW / CONSCIOUSNESS / TECHNIFICATION / GAME / EDUCATION / UPBRINGING / INDIVIDUAL / VALUES / CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Землянский Феликс Матвеевич, Никонов Анатолий Иванович

В статье авторы рассматривают особенности формирования мировоззрения личности, обусловленные углублением противоречия между обыденным и теоретическим уровнями мировоззрения. Особое внимание уделяется анализу тех тенденций современной культуры, которые содействуют возрастанию роли обыденного уровня мировоззрения в жизнедеятельности личности, оказывают негативное воздействие на развитие самосознания личности, её социальную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worldview and self-consciousness: pecularities of their formation in the conditions of modern culture

The authors examine the peculiarities of a person’s worldview formation dependent on the intensification of contradictions between everyday and theoretical levels of worldview. The special attention is drawn to the analysis of modern culture tendencies that contribute to the increase of a role of an everyday level of world outlook in a human life activity, have negative impact on the development of individual self-consciousness and its social activity.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение и самосознание личности: особенности их формирования в условиях современной культуры»

УДК 140. 8 ББК 87

Ф. М. Землянский, А. И. Никонов

мировоззрение и самосознание личности: особенности их формирования в условиях современной культуры

F. M. Zemlyansky, A. I. Nikonov

worldview and self-consciousness: pecularities of their formation in the conditions of modern culture

В статье авторы рассматривают особенности формирования мировоззрения личности, обусловленные углублением противоречия между обыденным и теоретическим уровнями мировоззрения. Особое внимание уделяется анализу тех тенденций современной культуры, которые содействуют возрастанию роли обыденного уровня мировоззрения в жизнедеятельности личности, оказывают негативное воздействие на развитие самосознания личности, её социальную активность.

Ключевые слова: мировоззрение, самосознание, картина мира, технологиза-ция, игра, образование, воспитание, личность, ценности, культура.

The authors examine the peculiarities of a person’s worldview formation dependent on the intensification of contradictions between everyday and theoretical levels of worldview. The special attention is drawn to the analysis of modern culture tendencies that contribute to the increase of a role of an everyday level of world outlook in a human life activity, have negative impact on the development of individual self-consciousness and its social activity.

Keywords: worldview, consciousness, technification, game, education, upbringing, individual, values, culture.

Современные экономические, социальнополитические процессы в России ведут к существенным преобразованиям различных сторон общественной жизни. Ломка старой системы ценностей, образа жизни порождает неопределенность, дестабилизацию общественных отношений. На первый план выдвигаются материальные интересы, деньги и прибыль. Духовно-нравственные компоненты как индивидуального сознания личности, так и общественного сознания отступают на задний план. В этой связи особое значение приобретает проблема формирования и развития мировоззрения, самосознания личности.

Важной особенностью формирования мировоззрения личности в условиях современной России является углубление противоречия между обыденным уровнем мировоззрения личности, формирующимся под хаотическим влиянием всех многообразных факторов ее повседневной жизни, и теоретическим уровнем мировоззрения, в формировании которого важная роль принадлежит систематическому, организованному усвоению культуры в процессе фундаментального образования личности. Это противоречие все в большей мере связано с усилением роли, возрастанием удельного веса обыденного уровнем мировоззрения личности за счет ослабления теоретического уровня. Данное обстоятельство не может не привести к утрате целостности мировоззрения личности, к снижению его эффективности, его организующей, целена-

правляющей роли в жизнедеятельности личности, что снижает творческий потенциал личности, ее социально значимую активность.

Формирование, развития индивидуального мировоззрения в качестве необходимого, существенного момента предполагает выработку личностью целостного взгляда на мир. Формирование целостного взгляда личности на окружающий мир и саму себя, по сути, означает становление картины мира как элемента индивидуального мировоззрения. Именно картина мира и представляет собой ту мысленную модель действительности, посредством которой личность и осознает свое единство с природным и социальным миром, осознает себя как элемент определенной системы, целостности. В связи с этим существенное значение приобретает вопрос о том, как, под воздействием каких факторов формируется индивидуально-личностная мировоззренческая картина мира; как она связана с взаимодействием обыденных и теоретических элементов мировоззрения; какова роль фундаментального образования, усвоения личностью культуры в этом процессе.

Формирование картины мира как мысленной модели, воспроизводящей этот мир в его целостности, имеет определенные онтологические, гносеологические и аксиологические предпосылки. В этих основных аспектах картина мира и раскрывает целостность бытия человека, его многостороннее в своей конкретности единство с окружающим миром.

Ф. М. Землянский, А. И. Никонов

Онтологической предпосылкой картины мира является его единство, системная организация, которая находит отражение в многообразных интегративных формах культурного знания. Генерализация этих форм знания приводит к соответствующим типам картины мира (научная, философская, религиозная и т. д.), под воздействием которых в культурнообразовательном процессе формируется индивидуальная мировоззренческая картина мира личности, прежде всего её системно-рационализированный уровень.

В гносеологическом аспекте индивидуальная мировоззренческая картина мира представляет собой воспроизведение онтологического единства мира в понятийно-логической форме. Адекватным образом это возможно только на уровне теоретического мировоззрения личности, где индивидуальноличностная картина мира формируется как результат категориального синтеза с определенных ценностных позиций элементов различных, содержащихся в культуре, картин мира. Важными предпосылками этого процесса выступают общая культура личности, уровень ее образования, уровень самосознания личности, ее познавательные способности и психологические особенности личности. Следует особо подчеркнуть существенную роль философского (ценностно-мировоззренческого, логикометодологического) знания в процессе формирования картины мира личности.

В аксиологическом аспекте формирование, развитие индивидуально-личностной картины мира обусловлено ценностными ориентациями личности. Именно они оказывают существенное влияние на осознание личностью важности, значимости для нее культуры, образования как факторов самореализации и самосовершенствования, и, следовательно, определяют активность личности в культурнообразовательном процессе. В свою очередь, развивающаяся мировоззренческая картина мира, и прежде всего ее философско-рационализированные элементы, позволяет личности преодолеть узость обыденного мировосприятия и более адекватно осознать себя, обосновать свою систему ценностей, исходя из соразмерного соотнесения общественных и личных интересов, материальных и духовных ценностей, уйти от эгоцентризма и индивидуализма.

Своеобразие формирования индивидуальноличностной картины мира в современных условиях состоит в том, что эта картина мира все в большей степени формируется не под влиянием традиционных культурных ценностей и общественно значимых идеалов, а под влиянием обыденного образа жизни человека. Личность начинает выстраивать «картину мира», приспосабливая ее к «оправданию» своих потребностей и ценностей. Возвышение личностью своих эгоистических интересов, своего самомнения, амбиций в высший жизненный принцип ведет к конфликтам, вражде личности с другими людьми. В общественной жизни нарастает индивидуализм, и общественные интересы отступают на второй план. Превалирование элементов обыденного уровня в индивидуально-личностном мировоззрении ведет к тому, что оно приобретает фрагментарный характер. Личность постепенно утрачивает интерес к позна-

нию причинно-следственных связей, целостности окружающего его мира, к анализу и рациональному обоснованию принимаемых ею ценностей. Формирующаяся при этом картина мира неминуемо упрощается, из нее устраняется все, что лежит за рамками меркантильных интересов личности, все, что представляет познавательную сложность и трудность. Личность не требует от себя многого, не стремится к самосовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь, а ориентироваться на удовлетворение своих чувственных потребностей— развлечение и удовольствие. Высокое искусство и моральные ценности не привлекают личность, они сложны, трудны в освоении. В этой ситуации и само искусство начинает менять свои цели, направляя свои усилии на то, чтобы развлекать, доставлять удовольствие, возбуждать или расслаблять людей. Падает общественная значимость морали, культурных традиций, снижается общая значимость и необходимость соблюдения норм поведения и деятельности людей. Возникают условия для вседозволенности личности, извращенного истолкования ею свободы. Сострадание, милосердие становятся ненужными, осложняющими жизнь человека.

В этом же направлении действует и сложившаяся в последние годы тенденция к усилению технологизации различных сфер общественной жизни. Технологизация жизни препятствует творческой самореализации человека, его творческой индивидуализации, обесценивает социальные идеалы. Обесценивается и сама жизнь человека, ибо она лишается идейного смысла и в значительной мере сводится к игре. Возможности современных технологий лишают человека «самости», они освобождают его от необходимости самому принимать решения. Вместо этого ему предлагается готовый продукт, который стоит только «проглотить». Возникает опасная социальная тенденция, противостоящая творческому началу, подавляющая активность человека, превращающая его в существо потребляющее, унифицированное, стандартно мыслящее и функционирующее.

Кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни общества, привел к фактическому расколу единого материально-духовного социального пространства, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования, которое все более теряет свои культурообразующие функции, свое влияние на нравственные составляющие индивидуального и общественного сознания. Сфера образования в значительной мере занимается трансляцией достаточно узких, по существу, фрагментарных технологически ориентированных знаний. Знание технологий (при всей их значимости) предполагает знания, прежде всего, процедурные, рецептурные, которые ориентированы ни столько на понимание, осмысление процесса, сколько на его результат. Технологизация способствует сведению образования к обучению в ущерб воспитанию, которое, являясь по сути своей ценностно-мировоззренческим, культурно ориентированным, выпадает из активного процесса технологизации. Образование по мере того, как оно утрачивает целостность и воспитательную

философия и социология

направленность, определенную социокультурную ориентацию, становится все более потребительски — рыночным. Потребительское отношение к образованию проявляется в различных аспектах, в частности, и в том, что образование утрачивает самоценность, значимость как познавательный, интеллектуальный процесс, как процесс умственного труда, требующий усилий воли, памяти и других способностей человека (и их развивающий).

Широкое распространение компьютерноигровых методов обучения (особенно в связи с выходом в Интернет) невольно придает образованию некоторый «несерьезный», развлекательноигровой характер. Это обстоятельство сказывается и на идейно-содержательном аспекте образования. Утрата четких социокультурных приоритетов и связанный с этим познавательный и моральный релятивизм в известной мере обесценивает учебный материал, придаёт ему эклектичность, снижает его смысловой потенциал и не формирует чувство ответственности за принимаемые решения. Игровая электронная среда содержит угрозу подмены серьезного познавательного отношения к материалу отношением удовольствия (или неудовольствия), вызванного игровой атмосферой. Ориентированность человека в процессе деятельности на постоянное использование различных и, прежде всего компьютерно-информационных технологий, способствует формированию у него особого «компьютерно-калькуляторного», вычисляющего типа мышления в ущерб мышлению осмысляющему. Суть его заключается в том, что у пользователя вырабатывается установка на получение ожидаемого результата на основании исходных данных, которые вводятся в компьютерно-информационную систему. При этом вся цепочка взаимосвязанных последовательных этапов, приводящих от исходных данных к результату, выпадает из поля зрения пользователя (она вообще не представляет для него интереса). Такая практика приводит к тому, что у пользователя нет прочных, устойчивых знаний и навыков построения логически обоснованного плана действий, который необходимо приводит к ожидаемому результату при последовательном логическом мышлении. В ситуациях, когда нет возможности использовать компьютер, человек оказывается лишенным способности адекватно, логически обоснованно действовать, опираясь на собственное мышление.

Технологизация, либерализация образования приводят к возрастанию роли слабоструктурированного информационно-образовательного пространства и, как результат, ослабляется роль институционализированного образования. Это порождает опасность ещё большей ценностной дезориентации образования, снижения его социокультурной значимости. Рекламируемое в обществе многообразие технологизированных образовательных услуг без их должной социокультурной структуризации, ценностной приоритетности, социокультурной

ориентации усиливает негативность ситуации в сфере образования.

Все связанные с технологизацией процессы общественной жизни в конечном счёте способствуют усилению роли обыденного уровня в структуре мировоззрения личности. Возрастание роли обыденного мировоззрения в жизнедеятельности личности приводит к тому, что отношение личности к внешнему миру определяется ни столько её самосознанием, осознанием собственной индивидуальности и соответствующей этому системы духовных ценностей, сколько ориентацией на заданные массовой культурой стандарты материального благополучия, социальной успешности, карьерности, статусности и т. п. В целом мировоззрение личности становится всё в большей мере направленным на осознание ею своего потребительского отношения к миру, нежели на осознание личностью отношения к самой себе и своего места, предназначения в этом мире. Происходящее вследствие этого ослабление роли самосознания в мировоззрении и жизнедеятельности личности проявляется в «уходе» её от смысложизненных вопросов, идеалов духовного самосовершенствования, в возрастании моральнонравственного релятивизма, эгоцентризма личности, когда признаются права без обязанностей, свобода без должной ответственности, снижается самокритичность личности, но непомерно возрастают её «амбиции без амуниции».

«Свёртывание» теоретического уровня мировоззрения личности, подмена его обыденным, усиление эгоистического, потребительского отношения личности к миру неизбежно определяет и соответствующее легковесное, а порой и пренебрежительное, отношение личности к культуре, образованию, профессиональной деятельности. Это в свою очередь ещё более затрудняет полноценное развитие самосознания личности. Такое отношение к культуре, особенно её историческому, ценностно-мировоззренческому аспектам, способствует снижению гражданского самосознания личности, ослаблению её духовных связей с общим прошлым своего народа, чувства сопричастности к его будущему. Этим в значительной мере объясняется возрастающая отчуждённость личности в современном мире, ослабление чувства патриотизма, любви и уважения к родному языку, традиционным ценностям культуры (в этом плане показательно, например, отношение к семье и браку в современном российском обществе).

Преодоление этой негативной тенденции, сложившейся в современном российском обществе, возможно только при условии, когда основные силы государственной политики будет направлены прежде всего на развитие и духовно-нравственное совершенствование личности, обеспечение её достой-ного образа жизни, высокого культурнообразовательного, профессионального уровня.

Поступила в редакцию 1 июня 2013 г

Ф. М. Землянский, А. И. Никонов

ЗЕМЛЯНСКИЙ Феликс Матвеевич, доктор философских наук, профессор. Профессор, кафедра философии, Южно-Уральский государственный университет. Автор более 100 работ по философии, в частности, по проблемам теории познания и проблеме человека. E-mail:phil@susu.ac.ru

ZEMLYANSKY Felix Matveevich, Doctor of Philosophic Sciences, Professor, author of over 100 research papers on the subject of philosophy, in particular, problems of epistemology and problems of a human being, professor, Department of Philosophy, South Ural State University. E-mail: phil@susu.ac.ru

НИКОНОВ Анатолий Иванович, кандидат философских наук, доцент. Профессор, кафедра общественных дисциплин,Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений. Автор более 50 работ по философии, в том числе по методологии научного познания, проблеме человека и социальной философии. E-mail: nikonov-anatolij@mail.ru

NIKONOV Anatoly Ivanovich, Candidate of Philosophic Sciences, Associate professor, author of over 50 scientific papers on the topic of philosophy, including the methodology of scientific knowledge, problems of a human being, social philosophy. Professor, Department of Social Disciplines, Ural Social and Economic Institute of the Academy of Labour and Social Relations. E-mail: nikonov-anatolij@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.